Кто отвечает за безопасность детей в школе и детском саду? Кто отвечает за ребенка в школе? Кто несет ответственность за ребенка в школе

26.06.2022

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ СТАЛО ПЛОХО

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет. Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком. В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда. Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда. Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка. Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы. Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей. К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей , детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу. Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. Фото: fotoimedia.

Пока никто еще не подсчитал, сколько времени проводят наши дети в школьных стенах. Вероятно, что уже намного больше, чем дома. Родители, похоже, уже смирились с тем, что, собирая ребенка к восьми утра на первый урок, вновь увидят его в лучшем случае часов через семь-восемь - такова плата за постижение современных наук. Но главный вопрос: кто же несет ответственность за школьника в это время - остается. Что делать, если беда случилась с ребенком именно во время его нахождения в школе?

История первая. Невинная шалость

Выбегая после окончания урока из кабинета на переменку, 10-летний Максим резко распахнул дверь. В это время по коридору шла второклассница Катя. От удара девочку отбросило к противоположной стене. В больнице поставили сотрясение мозга. За парту она смогла сесть только через две недели.

Кто виноват в происшествии, определить сложно. Вроде бы и Максим никакого злого умысла не имел. Учителя упрекать тоже сложно - к каждому ребенку не приставишь надсмотрщика. Тем не менее родители Кати обратились в суд, который постановил родителям Максима выплатить пострадавшей стороне сумму в размере 350 долларов.

История вторая. Недетская жестокость

Рома и Сергей на переменке не поделили место у компьютера, который недавно поставили в их кабинете. Большинство одноклассников мальчишек вместе с учительницей были еще в столовой. Безобидная поначалу потасовка быстро превратилась в драку. Через минуту школьники уже катались по полу. Сергей опрокинул Романа на спину и ударил его в грудь ногой. Раздавшийся хруст услышали даже вбежавшие в класс пятиклассники.

Рома провел в постели неподвижно месяц, прежде чем врачи определили, что, к счастью, у него не сломан позвонок, а трещина в нем. В школу мальчик вернулся только через три месяца после весенних каникул, очень быстро уставал, учиться стал неважно.

В школе было проведено расследование. Сергея даже тестировали психологи на предмет излишней агрессивности. Одноклассники объявили ему бойкот, родители вину сына не признали, списав все на детскую шалость. Через месяц мальчишка снова подрался...

Школьная администрация вздохнула спокойно, только когда семья Сергея поменяла квартиру и переехала в другой район города.

История третья. Преступная халатность

В самом начале летних каникул классный руководитель повел своих детей в недельный поход. По существующей инструкции, маршрут был согласован со всеми инстанциями, учитель и дети прошли инструктаж. Уже после трагедии педагог так и не смог объяснить, почему группа отклонилась от маршрута. На третий день похода школьники захотели искупаться в речке - глубина учителю показалась небольшой, а дно ровным. Попавшую в водоворот 14-летнюю девочку спасти не удалось.

Против педагога было возбуждено уголовное дело, в тюрьму он попал на долгие годы.

ОФИЦИАЛЬНО

За все в ответе учитель

Школа или любое другое учебное заведение несет ответственность за своих учеников не только на своей территории, но и по дороге в нее , если транспорт был предоставлен учебным заведением. И даже если ребенок отправится из школы пешком по любому поручению или просьбе директора или учителя. Руководитель школы обязан сразу же сообщить о происшествии родителям ребенка, получившего травму.

На расследование любого несчастного случая дается только пять дней, а руководитель школы должен предоставить членам специальной комиссии все условия для расследования и даже оплатить расходы на экспертизу, фотографирование и тому подобное. Педагог, который непосредственно отвечал за попавшего в беду ученика, принимать участие в расследовании не имеет права.

Времена, когда директор школы мог попасть в тюрьму, даже если ученик его школы попал под машину во время летних каникул, уже прошли. Но родители вправе обратиться в суд по поводу любого происшествия, в которое попал их ребенок. Кстати, каждый акт расследования несчастного случая составляется в трех экземплярах. Один экземпляр получают родители. Один идет в вышестоящую организацию. Третий хранится в самой школе не менее 20 лет.

Кстати, несчастным случаем признается не только сломанные руки-ноги, дорожно-транспортные происшествия или физические перегрузки. Школьник может пострадать даже из-за нервно-психических перегрузок, которые в нашей школе встречаются все чаще. (Этой теме будет посвящен отдельный выпуск «Педсовета».)

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Поскольку полную ответственность за жизнь и здоровье детей в школе несут педагоги, родители вправе предъявлять им претензии не только из-за несчастных случаев.

Учитель обязан следить за тем, чтобы:

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Вовочка приходит домой: - Пап, у нас сегодня в школе такое случилось, что твоей зарплаты не хватит!


Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы

Обзор 4. Ответственность за жизнь и здоровье детей

В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с привлечением образовательных организаций и их должностных лиц к ответственности за ненадлежащее выполнение обязанности по обеспечению жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. К данной категории можно отнести дела о нарушении санитарных норм и требований пожарной безопасности, дела о причинении вреда детям во время нахождения под надзором образовательной организации, а также дела о привлечении к ответственности третьих лиц за продажу алкогольной и табачной продукции вблизи образовательных организаций в нарушение установленного законодательством запрета.

Дела данной категории, как правило, основаны на статье 41 «Охрана здоровья обучающихся», которая в ч. 4 возлагает на организации, осуществляющие образовательную деятельность обязанность по созданию условий для охраны здоровья обучающихся при реализации образовательных программ, в том числе обеспечению:

1) текущего контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.


Соблюдение санитарных требований при осуществлении образовательной деятельности

Значительное число дел в рассмотренный период связаны с нарушениями образовательными организациями санитарных норм, выявленными в ходе лицензионной экспертизы, плановой проверки или проверки по жалобе родителей обучающихся.

Интерес в данной категории дел представляет перечень нарушений - какие нарушения и в какой степени суды признают достаточными для привлечения образовательных организаций к ответственности. В случае признания судом факта нарушения образовательной организацией санитарных норм возникает вопрос о пределах ответственности в случае недостатка финансирования.

Так, например, в Республике Татарстан в ходе проверки было установлено, что в деятельности детского сада не соблюдаются требования санитарных правил и нормативов: не исправны теневые навесы на игровой площадке, повреждено асфальтовое покрытие территории учреждения, не оборудованы физкультурные площадки. Верховный суд республики в Апелляционном определении от 20 января 2014 г. по делу № 33-584/2014 отметил, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц и возложил обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на орган местного самоуправления и на детский сад как образовательную организацию, ответственную за жизнь и здоровье обучающихся.

В Липецкой области в ходе проверки был установлен факт нарушений требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности муниципальной средней школой, в частности, уровень искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и спортивном зале не соответствовал нормативу. Неоднократно школе выдавались предписания устранить нарушения, в свою очередь школа неоднократно обращалась в отдел образования с заявлением о выделении денежных средств, однако до момента судебного разбирательства нарушения не были устранены. Липецкий областной суд в Апелляционном определении от 14 апреля 2014 г. по делу № 33-951/2014 определил, что обязанность по финансированию данных расходов лежит на администрации муниципального района в случае недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения денежных средств для осуществления указанных действий. Такая обязанность возлагается на администрацию непосредственно как на учредителя, собственника имущества, а также органа, осуществляющего организацию предоставления образования, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.

К аналогичному выводу пришел Верховный суд Республики Мордовия в Апелляционном определении от 01 июля 2014 г. по делу № 33-1148/2014. Суд обязал администрацию муниципального образования выделить денежные средства на капитальный ремонт кровли, замену окон в групповых помещениях и рекреациях здания детского сада, обязал учреждение организовать капитальный ремонт кровли и замену окон, обеспечения непрерывного процесса воспитания на период ремонта, так как установлено, что здание детского сада эксплуатируется с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В частности, установлены следующие нарушения:

Оконные блоки во всех групповых ячейках находятся в ветхом состоянии, частично не функционируют и требуют замены;

В спальной комнате окна закрыты полиэтиленом, рамы ветхие, прогнили и пропускают тепло;

Остекление окон выполнено не из цельного стеклопакета, а смонтировано и подобрано из частей стекла;

С наружной стороны спальни подготовительной группы окна покрыты льдом;

Потолки и стены в спальной и туалетной комнатах первой младшей группы, в групповой, спальной и туалетной комнатах подготовительной группы, в спальной и туалетной комнатах средней группы находятся в неудовлетворительном состоянии, видны следы протекания кровли, плесени по потолку и стенам;

Кирпичная кладка стен спальни подготовительной группы, зимнего сада, музыкального зала имеет выбоины и сколы, куда затекает вода.

Таким образом, суд подчеркнул в очередной раз, что обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. Аналогичное решение принял Омский областной суд, который в Апелляционном определении от 04 июня 2014 г. по делу № 33-3458/14 обязал бюджетное образовательное учреждение устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) заменить оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) заменить кафельную плитку с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) провести ремонт потолка помещений бассейна; 4) заменить старую мозаичную плитку во всех помещениях бассейна. При этом обязанность по финансированию расходов по устранению нарушений суд возложил на собственника имущества бюджетного учреждения, отметив, что отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.

Не только неудовлетворительное состояние помещений, но и несоответствие территории образовательной организации требованиям законодательства может быть предметом рассмотрения в суде. Так, Приморский краевой суд в Определении от 04 июня 2014 г. по делу № 33-4683 установил, что въезды и входы на территорию образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников должны быть покрыты асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. При этом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Крышки люков смотровых колодцев, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Поскольку выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд возложил на органы местного самоуправления обязанность по устранению нарушений за счет муниципального бюджета.

Аналогичное дело о нарушении требований к обеспечению безопасности территории образовательной организации было рассмотрено Волгоградским областным судом. Как следует из материалов дела в Апелляционном определении от 20 февраля 2014 г. № 33-2176/2014 при обследовании ограждения ГБОУ было установлено, что большая его часть разрушена, сеточное ограждение по 90% всей длины забора отсутствует, наблюдается отклонение опорных стоек от вертикали. Суд сделал вывод, что выявленные нарушения создают аварийную ситуацию, угрожающую жизни и здоровью обучающихся. Указанные факты, по мнению суда, свидетельствуют о ненадлежащем содержании имущества, используемого для реализации полномочий в сфере образования. Поскольку Министерство образования и науки области является учредителем данного учреждения, суд обязал учреждение восстановить ограждение и провести ремонт аварийных построек, а учредителя – профинансировать эти расходы. Вместе с тем суд подчеркнул, что само по себе отсутствие финансового обеспечения деятельности учреждения, осуществляемого ответчиком, не может быть основанием неисполнения требований безопасности жизни и здоровья учащихся и преподавателей образовательного учреждения.

Санитарно-эпидемиологические требования распространяются не только на образовательные организации, но и на организации, осуществляющие обучение. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 06 марта 2014 г. по делу № 33адм-380/2014. По материалам данного дела исправительное учреждение организовывало общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в образовательном учреждении не были созданы здоровые и безопасные условия для обучения осужденных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, не соблюдались гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, в частности: для проведения уроков информатики отдельного кабинета не выделено, помещение для занятий информатикой оборудовано 10 двухместными партами для взрослых и деревянными стульями, не предназначенными для работы с ПЭВМ, для проведения уроков информатики использовались ноутбуки в количестве 16 единиц, не имевшие санитарно-эпидемиологического заключения, не проводился контроль за соблюдением санитарных правил.


Осуществление образовательной организацией медицинского обслуживания обучающихся

Согласно требованиям ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется в порядке, установленном законодательством. В остальном организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на образовательную организацию обязанность по организации охраны здоровья обучающихся. Вместе с тем, формы осуществления данной обязанности законодательством не урегулированы, что влечет за собой необходимость устанавливать пределы ответственности образовательной организации в судебном порядке.

Например, Ленинградский областной суд в Определении от 17 октября 2013 г. № 33-4854/2013 рассмотрел вопрос о необходимости оборудования собственного медицинского кабинета в образовательной организации. Как следует из материалов дела, в детском саду отсутствовало медицинское обслуживание воспитанников, врач и медицинская сестра не осуществляли свою деятельность. Несмотря на то, что в учреждении имелся медицинский кабинет, что подтверждается техническим паспортом, по договору с городской больницей сотрудники данного медицинского учреждения осуществляли медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения в амбулаторно-поликлиническом подразделении (детской поликлинике), а не в помещении детского сада, что противоречит законодательству. Суд обязал учреждение здравоохранения осуществлять обслуживание воспитанников дошкольного учреждения, которое в свою очередь должно предоставить помещение для работы медицинского персонала.

Как показывает анализ судебной практики, недостаточно формально обеспечить условия для охраны здоровья обучающихся. Образовательная организация должна принимать меры по профилактике заболеваний, а в случае возникновения инфекций – обеспечивать безопасность обучающихся. Например, Ленинградский областной суд рассмотрел дело о привлечении к ответственности лиц, «виновных» в вспышке заболевания острыми кишечными инфекциями в одной из школ области. В Определении от 27 февраля 2014 г. № 33-1062/2014 в качестве ответчика по делу выступала городская больница, с которой у образовательной организации был заключен договор о взаимодействии по медицинскому обслуживанию учащихся. Предметом договора являлось оказание первичной медико-санитарной помощи и профилактической помощи медицинскими работниками учащимся школы. На основании договора в общеобразовательной организации функционировал медицинский кабинет и работала медицинская сестра городской больницы. Суд установил, что в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика кишечных инфекций» обязанность по своевременному извещению о случаях заболевания острой кишечной инфекцией, ответчиком были выполнены. Поскольку доказательств того, что заболевание острой кишечной инфекцией детей произошло в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей медицинской сестрой, материалы дела не содержали, а медицинское обслуживание учащихся было в школе обеспечено надлежащим образом, суд в иске отказал.


Причинение вреда обучающимся во время нахождения под надзором образовательной организации

Согласно требованиям ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Дела о причинении вреда обучающимся достаточно однотипны: суды, как правило, возлагают ответственность на образовательную организацию, даже если вред причинен работником организации или ребенком, в том числе самому себе.

не могу найти обязанности учителя...в законе..точнее -до какого момента учитель отвечает за ученика.. и получил лучший ответ

Ответ от Лидия[активный]
ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка школы в которой обучаетесь, ознакомьтесь с уставом школы, в этих документах много полезной информации

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: не могу найти обязанности учителя...в законе..точнее -до какого момента учитель отвечает за ученика..

Ответ от Генина радость [гуру]
учитель в отвте за ученика до того момента. пока уроки идут. вышел из школы -свободен.
но в пределах школы учитель ОБЯЗАН следить за поведением своего ученика. на нем лежит ответственность за учеников его класса.

На учителя, как и на любого другого работника, возлагается дисциплинарная ответственность. В соответствии с трудовым законодательством можно выделить общую и специальную отвественность учителя. Общая дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового права и по своему содержанию совпадает с ответственностью всех работников, специальная - регулируется нормами трудового и образовательного законодательства. Нормами законодательства в области образования предусмотрено, что учитель несет ответственность за повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения; применения (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий) , внеклассных и внешкольных мероприятий; некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам; недостойное поведение на работе, в быту; несоблюдений требований охраны труда и производственной санитарии, гигиены, противопожарной и экологической безопасности.
БиблиографияЗакон РФ "Об образовании", Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях

Источникизаконодательство Российской Федерации


Ответ от 2013 [гуру]
До окнчания учебного дня.
У нас есть договор на "охрану" детей и на замещение учителем "родителей" на время нахождения ребенка в школе.


Ответ от Елена Леонтьева [гуру]
У каждого учителя есть должностная инструкция, которая выдаётся директором. Учитель несёт ответственность за ученика только во время учебно-воспитательного процесса


Ответ от старуха шапокляк [гуру]
учитель в ответе пока ученик находится на территории школы.


Ответ от Ёадыкова Елена [гуру]
оригинально, конечно, про работодателя. это чтож получается, если я на работу опоздала по вине, что нет транспорта, то я не виновата?

Материал к педсовету на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ».

БЕЗОПАСНОСТЬ школы - это условие сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (Приказ Министерства образования РФ от 12 января 2004 г. № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 – 2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»).

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики школы и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния школы (Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»).

Учащиеся:

  • проходят обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
  • принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
  • осуществляют чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Перечень мероприятий по обеспечению безопасности.

1. Охранные:

Обеспечение контрольно-пропускного режима;

Охрана имущества школы;

Охрана имущества учеников (гардероб);

Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

2. Организационно-технические :

Укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей;

Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;

Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.

3. Профилактические :

Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;

Периодические осмотры охраняемого объекта;

Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.

4. Обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива.

Ответственность образовательного учреждения за безопасность детей

Обеспечение безопасности учащихся во время образовательного процесса – одно из условий работы школы. В случае нарушения этого условия образовательное учреждение должно нести ответственность согласно действующему законодательству.

На уроке физкультуры ученица не удержалась на канате и, упав, получила травму спины. Какое наказание ждет учителя? Влияет ли на ситуацию тот факт, что девочка полезла на канат, не реагируя на запрет педагога?

Наказание понесет, в первую очередь, не учитель, а школа, поскольку, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям ученицы моральный вред, а также расходы на лечение.

А учителя может ожидать следующее:

  1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения , это зависит от степени тяжести травмы) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Такого понятия, как "не реагировала на запрет учителя", действующее законодательство не содержит, поэтому на ситуацию этот нюанс никак не влияет. Исключение составляет так называемый "форс-мажор", которого в данном случае нет.
  2. Школа, заплатив родителям ученицы материальную компенсацию и моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).

Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученицы (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

Учитель поехал с классом на экскурсию. По возвращении обнаружилось, что один учащийся "где-то потерялся". Оказалось, что ребенок в суматохе не успел сесть в нужный автобус. До школы он добрался самостоятельно. Чем может грозить учителю такое халатное отношение к обязанностям? А если бы с ребенком что-то случилось, какова была бы ответственность учителя? Важно ли при этом, сколько ребенку лет?

За "потерю" ученика на экскурсии (если ученик не пострадал) учителю грозит лишь дисциплинарное взыскание (замечание или выговор). А вот если бы с ребенком в это время что-нибудь случилось – ответственность, так же как и в первом рассмотренном нами случае, несла бы, в первую очередь, школа, а потом уже учитель (дисциплинарное взыскание, регресс, уголовное дело).

Статья 32 Закона РФ "Об образовании" не разграничивает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье учеников в зависимости от возраста последних. Поэтому в каком бы классе ребенок не учился, его "потеря" во время экскурсии повлечет для школы и педагога одинаковые последствия.

На уроке математики подрались два ученика. Конфликт между ними завязался на перемене, но в начале урока они опять начали выяснять отношения и оба получили небольшие ссадины и синяки. Виноват ли учитель? Кому родители могут предъявить претензии?

Учитель в данном случае, конечно же, виноват, поскольку он как представитель школы обязан был принять все меры для того, чтобы не допустить причинение любого (даже незначительного) вреда здоровью учащихся (в т. ч. в результате драки). Родители, согласно указанной выше ст. 1068 ГК РФ, должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

На перемене один учащийся ударил другого, и тот, упав, сильно ушиб голову. Могут ли родители предъявить претензии дежурному учителю и учащемуся, виновному в происшествии?

Руководствуясь ст. 1068 ГК РФ, родители могут предъявить претензии только самой школе. Также им можно посоветовать написать на имя директора жалобу на дежурного учителя для проведения в отношении его дисциплинарного (служебного) расследования, по результатам которого дежурный учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Ученица старшей школы агитировала младших ребят вступить в некую организацию, клуб (фактически – секту), раздавала листовки, приглашала на собрания. Обеспокоенные родители пришли к директору школы с требованием наказать ученицу. Можно ли ее привлечь к какой-либо ответственности?

Ученица никакой ответственности не несет, несмотря на возраст. Ответственность целиком возлагается на образовательное учреждение (школу), в т. ч. на конкретных педагогов, допустивших незаконное распространение агитационного материала среди несовершеннолетних.

Ученик средней школы опоздал на урок, и учитель не допустил его до занятий. Ребенок отправился "гулять" по школе и упал с лестницы. Кому родители могут предъявить претензии?

Родители должны предъявить претензии школе, поскольку, как уже говорилось выше, согласно ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса несет само образовательное учреждение. Ответственность учителя наступает лишь в порядке регресса либо в случае причинения тяжкого вреда здоровью ребенка (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

Может ли учитель отпустить ученика в туалет с урока?


юрист, консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

1. Недостаточный присмотр за учениками

Есть “правило номер один”, которое в школах нарушается чаще всего: никогда не оставляйте учеников (вне зависимости от их возраста) одних в классе, без присмотра! Вне всяких сомнений, большинство несчастных случаев со школьниками происходит именно тогда, когда учитель их не видит - и, к сожалению, очень часто это становится результатом слабого или некачественного надзора или решения просто «выйти в коридор на секундочку» . Какими бы занятыми, обязательными и примерными ни были дети, они никогда - повторяю , никогда! - не должны оставаться без контроля со стороны ответственного взрослого человека, особенно в школьном классе. В школе должны быть утверждены четкие процедуры, определяющие альтернативное наблюдение за учениками в случае вынужденного отсутствия учителя в классе. Учителя обязаны соблюдать эту процедуру. Точка.

2. Пренебрежение обучением школьников необходимым правилам

Несмотря на распространенное мнение о том, что школьники чаще всего получают травмы на игровой площадке или на переменах, они также подвержены риску, просто переходя из одного класса в другой или от одного рода занятий к другому. Хорошо спланированные процедуры передвижения учеников, а также поведения на улице, в быту создадут все условия, чтобы подобные происшествия были пресечены, еще не начавшись. Но залог успеха в таких ситуациях - позаботиться о том, чтобы правильно преподнести детям необходимые правила и на учить школьников неукоснительно следовать им. В этом могут помочь три основных шага: регулярное и систематическое обучение , применение и, если необходимо, повторное обучение . Четкие повторяющиеся действия прочно фиксируются в памяти школьников и становятся привычкой , в результате чего количество чрезвычайных происшествий и несчастных случаев с детьми уменьшается .(Систематическое проведение инструктажей)- папка классных руководителей.

4. Плохое знание правил безопасности в школе и невыполнение их

От каждого учителя требуется, чтобы он знал все правила техники безопасности и строго следовал им, периодически обновляя свои познания.

Не освежая время от времени знание этих материалов, забывая о необходимости соблюдения правил техники безопасности, учителя ставят школу, учеников и себя самих в опасное положение, которое не защитит их, если ребенок, находящийся под их опекой, получит серьезную травму в то время, как ими были нарушены соответствующие правила или предписания. (Контрольно-пропускной режим, инструкции дежурного класса, учителя, правила внутреннего распорядка и пр. Приказы)

Сможем ли мы уберечь детей от всех опасностей? Конечно же, нет. Но каждый может сделать все, что от него зависит, чтобы быть уверенным: несчастные случаи происходят в школе действительно случайно, а не по причине нашей халатности, безответственности или неспособности уделить должное внимание возникшей проблеме. В конце концов, ни один учитель не хочет ночами волноваться о том, не получил ли ученик травму из-за его неведения, легкомысленности или недосмотра.