Кто он такой Чичиков в поэме «Мертвые души. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера с цитатами Кто такой чичиков в поэме мертвые души

26.06.2020

Среди героев гоголевской поэмы “Мертвые души” особое место занимает Чичиков. С точки зрения сюжета и композиции эта фигура в поэме центральная и до последней главы первого тома является для всех загадкой. Прошлое его неизвестно, неизвестны цели его пребывания в городе NN.

Помимо этого, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, у него нет собственного “лица”. Индивидуализированные образы помещиков предельно яркие, и на их фоне фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Поэтому можно

Обнаружить в речевом поведении героя, что он, не имея собственного “лица”, не имеет и собственного “голоса”.

Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют “интересы дела”. Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.

Так с Маниловым Павел Иванович приторно любезен, высокопарен и льстив. С Коробочкой он покровительственно ласков и патриархально набожен, держится

С ней свободно, “не церемонится”. Вместо цветистых фраз теперь из его уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения.

Чичиков – великолепный актер, ради своей цели дающий у каждого помещика представление в его вкусе. Он не смог сыграть только роль, любезную Ноздреву. Значит, дело тут не в талантливом перевоплощении. Может быть, Чичиков – дальновидный психолог, способный видеть все изгибы человеческой души?

Но тогда бы он не разбудил скупую подозрительность Коробочки, не обманул бы Ноздрева, не спровоцировал бы ревность губернских дам. Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников?

Присмотримся внимательнее к образу Чичикова в те моменты, когда он остается наедине с самим собой. Ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления. Вот Чичиков осматривает город N: “Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать хорошенько”, а прочитав, “свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось”.

Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина.

Чичиков на собрании у полицмейстера размечтался в совершенно маниловском духе, хотя рядом с ним был Собакевич: “Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастье и блаженстве двух душ – и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлоте, на которое тот хлопал глазами”.

Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит “фамильярного обращения” . Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на “ты”, перенимает от него фамильярные манеры и хамский тон.

Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще – ведь обоих объединяет ревностное служение “копейке”. Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана – “мотишки”, готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN, заслуживает особого внимания версия об антихристе.

Антихрист новозаветного “Откровения” предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением “последних времен”, символом грядущей катастрофы?

С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове, есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления.

Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя – без товарищей, без мечтаний, без родительской любви – во многом предопределило дальнейшую судьбу героя. Глубоко усвоив родительское наставление, Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели – богатству.

Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, но и результаты его усилий теперь более значительны. Он пообещал жениться на дочери своего начальника и добывает тем самым себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности и так наживает огромное состояние на крупной партии контрабандного товара.

Биография гоголевского “приобретателя” отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное – ведь это всегда процесс без результата.

Биография Чичикова заставляет в то же время вспомнить о грешниках, преодолевающих свою греховность и впоследствии ставших святыми подвижниками. По предположению писателя в следующих томах поэмы должно было произойти пробуждение души героя и духовное его воскрешение. Пороки времени, говорил Гоголь, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове, ведь воскрешение “героя времени” послужило бы началом воскрешения всего русского общества.

Не на любви, а на деньгах основано счастье этого героя. Гоголь отмечает в Чичикове отсутствие тупого автоматизма Плюшкина: “В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, – ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах.

Чтобы, наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка…”.

Возрождаться постоянно позволяют Чичикову самоотвержение и терпение. Даже “громада бедствий” не похоронит его. Очень сложно сочетается в оценке Гоголя приговор Чичикову, причисление его к “мертвым душам”, с сознанием, что бездуховный тип буржуазного дельца практичен и весьма жизнеспособен.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Чичиков – главный герой поэмы Гоголя “Мертвые души”. На протяжении всего произведения Гоголь понемногу раскрывает душу своего героя, ведь его душа заметно отличается от душ остальных персонажей поэмы. В нем присутствует многообразие черт характера, что несвойственно остальным жителям города N. Чичиков объединяет в себе характерные черты помещиков и чиновников, и становится сильной личностью. Характер Чичикова […]...
  2. Чичиков – это неоднозначный герой из известного ряда ” лишних людей”, который является главным героям произведения Н. В. Гоголя “Мертвые Души” . Сюжет “Мертвых Душ” развивается вокруг Чичикова: он обходит имения богатых купцов уездной губернии NN., с целью купли у них душ, т. е. мертвых крестьян. Многие из них не то что продают, а даже […]...
  3. “Вся Русь явится в нем”, – сказал о своем произведении “Мертвые души” Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит “всю страшную, […]...
  4. Все главные события, составляющие основу сюжета “Мертвых душ”, протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них “мертвые души”. […]...
  5. Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру. Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: […]...
  6. Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель. Его произведения отличаются от произведений других авторов. В гоголевских творениях можно увидеть особую манеру написания. Многогранность и образность, загадочность и таинственность, зоркость и наблюдательность – все это мы видим в произведениях великого писателя Н. В. Гоголя. Рассмотрим его творчество на примере героев повести “Мертвые души”, а именно на […]...
  7. Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя “Мертвые души” представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой “галереи” выделяется совершенно новый герой – чиновник Павел Иванович Чичиков. Это единственный персонаж, история жизни которого приводится автором во всех подробностях. Чичиков был выходцем из бедной дворянской семьи. Его характер формировался под влиянием отцовского наказа при отправлении […]...
  8. Главные герой произведения господин Чичиков, который приезжает в некий город, с целью покупки “мертвых душ”. Само названия поэмы говорит нам о его глубоком смысле, “мертвые” не телом, а душой, помещики которые утратили нравственные ценности, глубину души, забыли своего предназначение. К примеру, глава города, губернатор, занимается вышивкой по тюлю, вместо того, что бы выполнять свои прямые […]...
  9. Поэма Гоголя “Мертвые души” состоит из трех композиционных звеньев, тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова. Гоголь представляет этого персонажа уже после того, как была изображена среда, в которой он действует, и после того, как он выступил героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков – это […]...
  10. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) План I. Образ Чичикова. II. Чичиков – герой “новой формации”. III. Ключ к пониманию характера Чичикова – его прошлое. Сатирические образы представителей господствующих классов “помещичьей” России в сатирической поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” прорисованы автором максимально четко. Написанная в форме […]...
  11. Главным героем поэмы Гоголя “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков – авантюрист, осуществляющий на страницах произведения гениальную аферу. Подробно автор представляет нам своего героя только в одиннадцатой главе “Мертвых душ”. До этого Гоголь изображает среду, в которой действует герой; раскрывает суть его “дела”, ради которого Чичиков колесит по всей Руси; представляет его героем фантасмагористических слухов […]...
  12. “Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампа с надписью “Мертвые души”, шутник-сатана открыл двери”. Так начинается поэма “Похождения Чичикова” М. А. Булгакова, написанная в годы его литературной молодости. Но в “царство теней” открыл дверь не шутник-сатана, а Н. В. Гоголь, бросив вызов литературным критикам, назвав свое произведение “Мертвые […]...
  13. Свою бессмертную поэму “Мертвые души” Н. В. Гоголь писал на протяжении долгих семнадцати лет. Это произведение стало итоговым в его жизни и творчестве. В нем он выразил свои взгляды на современную ему Россию, на своих соотечественников. Но рассматривал он и более глубокие, философские, проблемы человеческой души: проблему совести, морали, добра и зла, нравственности, честности. Главный […]...
  14. Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова “герой” обязывает. А может, причиной тому – многочисленные примеры из разных литературных произведений, где главный герой – человек с определенными добродетелями, часто неординарный, ну, а некоторые недостатки не мешают – так реальнее. Кроме того, главный герой является центром произведения, будто […]...
  15. Чичиков. В системе образов поэмы особое место занимает Чичиков. Он и схож с другими действующими лицами (ведь он сам и чиновник, хотя бы бывший, и помещик), но в то же время и отличается от них. Это новое явление в русской жизни, еще не очень ясное, но, несомненно, опасное и тревожное. Поэтому Гоголь проявляет пристальный интерес […]...
  16. ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА В одной из бесед с начинающим прозаиком и драматургом Николаем Васильевичем Гоголем великий русский поэт Алек­сандр Сергеевич Пушкин поведал историю о неком предпри­имчивом мошеннике, покупавшем у помещиков “мертвые души”, то есть умерших крестьян. Чтобы понять смысл этой аферы, нужно вспомнить, что тогда в России существовало крепостное право, а это означало, что одна, меньшая […]...
  17. ­Что общего у Чичикова с другими героями? “Мертвые души” – одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя. Одна из главных тем, раскрытых автором – это тема о русском помещичьем классе, как господствующем сословии. Основным образом изображения помещиков Гоголь выбрал сатиру и не ошибся, так как юмор помог ему в полной […]...
  18. Павел Иванович Чичиков был сыном бедных дворян. Сразу после рождения “жизнь взглянула на него… кисло-неприютно”. Мальчик запомнил из своего детства только шарканье и кашель отца, корпение над прописями, щипки за ухо и вечный отцовский рефрен: “не лги, послушествуй старшим”. Однако эти отцовские наставления Павлуша позабыл, а вот другое – “береги и копи копейку” – исполнил […]...
  19. Поэма ” Мертвые души” – одно из величайших произведений, написанных Н. В. Гоголем. Она до сих пор остается актуальной, потому что проблемы, затрагиваемые автором, существуют и в наши дни. Павел Иванович Чичиков – главный герой произведения, который выделяется среди всех помещиков и чиновников. Он стремительный, задает себе цель и идет к ней. Образ Чичикова типичен […]...
  20. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” открывается обширной экспозицией, в которой представлена картина места действия – город NN. Он по-разному выглядит в глазах Чичикова и автора. Итак, Чичикову город вполне понравился: он нашел, что “город никак не уступал другим губернским городам”. В чем же его привлекательность? Ответ на этот вопрос дает автор, иронизируя сначала по […]...
  21. 1. Жизненный путь Чичикова. 2. Цель и средства героя. 3. Жизненная цепкость дельца. От трудов праведных не нажить палат каменных. Русская народная пословица Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли […]...
  22. Вопрос 9 экзаменационного билета (билет № 17, вопрос 2) Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате описан в седьмой главе поэмы Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”. Удачно завершив деловую поездку к окрестным помещи­кам, Чичиков в приподнятом настроении […]...
  23. Н. В. Гоголь работал над одним из основных трудов своей жизни, поэмой “Мертвые души”, поначалу без особого увлечения. Возможно, просто не сразу захватила она его. Возможно, потому, что сюжет был найден не самим писателем, а Пушкиным. В основу сюжета легло вполне реальное событие, реальная авантюра с покупкой “мертвых душ”. Дело в том, что она была […]...
  24. При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь? Далее следует обратить на “Повесть о капитане Копейкине”. Она представляет вставной эпизод, внешне не связанный с общим сюжетом произведения, однако Гоголь включил его в […]...
  25. “Многоликость” внутреннего мира Чичикова. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него […]...
  26. В основе поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, чтобы заложить их как живые и получить за них деньги. В целях осуществления своей задумки […]...
  27. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по на- стойчивому совету ПушкинА. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Ри- ме, где целиком посвятил себя работе над по- эмой. Ее создание он рассматривал как ис- полнение клятвы, данной им ПушкинУ, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма […]...
  28. Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырождения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, “подлеца”, “приобретателя” буржуазной складки, порожденного первоначальной стадией капиталистического накопления. В одиннадцатой главе первого тома Гоголь подробно рассказывает о жизненном пути Чичикова с рождения до того момента, как этот “герой” […]...
  29. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии […]...
  30. “Мертвые души” можно назвать произведением всей жизни выдающегося русского писателя Н. В Гоголя. Писатель трудился над этой поэмой на протяжении долгих лет, начав писать ее в 1835 году и закончив лишь в 1842. Изначально Гоголь хотел создать свое произведение по примеру “Божественной комедии” Данте. В первом томе писатель предполагал описать ад, во втором чистилище, а […]...
  31. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” очень ясно и точно раскрыта природа человека, смысл жизни которого заключается в том, чтобы “копить копейку”. Павел Чичиков делает все, чтобы получить мертвые души, таким образом, получить прибыль. Он разговаривает уважительно с неинтересными и неприятными ему людьми, стараясь понравиться им, чтобы добиться своего (“В немного времени он совершенно […]...
  32. Образ города в поэме Н В Гоголя “Мертвые души” Произведение Н. В. Гоголя – это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, странствует по городам России с целью выкупа “мертвых душ” крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает […]...
  33. Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В […]...
  34. Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку По словам Гоголя, перед […]...
  35. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: “Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, […]...
  36. ­Любимый герой В поэме “Мертвые души” автор представил целый ряд персонажей, населяющих российскую глубинку в его бытность. Н. В. Гоголь любил и умел высмеивать пороки общества в сатирическом ключе, поэтому ему удалось идеально изобразить типичные черты помещиков-самодуров, живущих в середине XIX века. Главный герой произведения – коллежский советник средних лет, который с помощью хитрых манипуляций […]...
  37. Н. В. Гоголь поэму “Мертвые души” писал почти 17 лет. Ее сюжет был подсказан писателю А. С. ПушкинЫм. Над этим произведением Гоголь начал трудится осенью 1835 года, а закончил его писать лишь весной 1842 года. В том же году “Мертвые души” вышли в печать. Выход в свет этого произведения вызвал ожесточенные споры в литературных кругах. […]...
  38. Поэма Гоголя “Мертвые души” была напи- сана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталис- тические отношения. В этих условиях и по- явились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из са- мых ярких и интересных героев поэмы. С од- […]...
  39. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. “Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, – писал Гоголь. В прежних своих произведениях Гоголь предпочитал изображать какое-нибудь небольшое место (Диканьку, город-призрак Петербург, “уездный город” в “Ревизоре”) […]...
  40. 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...

Павел Иванович Чичиков — главный герой знаменитой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», в прошлом он чиновник и заядлый карьерист, затем ставший ловким мошенником и манипулятором. Он ездит по селам российской глубинки, встречается с различными помещиками и дворянами, пытается заслужить их доверие и таким образом провернуть выгодные для себя дела.

Чичикова интересует покупка так называемых «мертвых душ», документов на крепостных крестьян, которые уже умерли, но в следствие того, что перепись населения проводилась одни раз в несколько лет, документально считаются живыми. Предприимчивый делец планирует перепродать эти души вместе с землей, которую он планирует купить за копейки, и заработать на этом неплохой капитал. Образ Чичикова — это свежий и новый взгляд на авантюрный образ предпринимателя в русской литературе.

Характеристика главного героя

("Чичиков Павел Иванович. Перед шкатулкой" Художник П. Соколов, 1890 )

Внутренний мир Чичикова до последней главы в книге остается загадочен и неоднозначен для всех. Описание его внешности усреднено по максимуму: не красив, и не дурен, не сильно толстый, но и не худой, не старый, и не молодой. Главные особенности этого героя — усредненность (это тихий и малозаметный господин, отличающийся приятными манерами, округлостью и гладкостью) и высокая степень предприимчивости. Даже манера общения не выдает в нем характера: говорит не громко, не тихо, везде умеет найти подход и слывет всюду своим человеком.

Особенности внутреннего мира Чичикова открываются чрез манеру его общения с помещиками, которых он привлекает на свою сторону и умело манипулируя склоняет к продаже «мертвых душ». Автор отмечает умение хитрого авантюриста подстраиваться к своему собеседнику и копировать его манеры. Чичиков отлично знает людей, находит во всем свою выгоду и как тонкий психолого говорит людям то, что они им нужно.

(Иллюстрация В. Маковского "Чичиков у Манилова" )

Чичиков - активный и деятельный человек, для него очень важно не только сохранить им заработанное, но и приумножить (как можно в большее количество раз). Причем неуёмная жадность не мучит его как Плюшкина, ведь деньги для него - лишь средство обеспечить достойную жизнь.

Чичиков происходит из бедной добропорядочной семьи, и его отец советовал всегда угождать начальству и водиться с нужными людьми, причем учил его тому, что «копейка любые двери открывает». Не имея начальных понятий о долге и совести, Чичиков повзрослев понимает, что моральные ценности только мешают добиваться поставленных задач и поэтому частенько пренебрегает голосу совести, пробивая дорогу в жизни собственным лбом.

(Иллюстрация "Маленький Чичиков ")

И хотя Чичиков - мошенник и плут, в упорстве, талантливости и изобретательности ему нельзя отказать. В школе он продавал булочки своим одноклассникам (которыми те же его и угостили), на каждой работе он пытался найти свою выгоду и пытался разбогатеть, в итоге придумал затею с «мертвыми душами» и пытался её провернуть, играя на чувствах и низменных инстинктах окружающих его людей. В финале произведения афера Чичикова открывается и становится достоянием общественности, он вынужден уехать.

Образ главного героя в произведении

("Туалет Чичикова" Художник П.П. Соколов 1966 )

В своей знаменитом произведении, на которое у него ушло 17 лет кропотливой работы, Гоголь создал всеобъемлющую картину современных российских реалий и раскрыл разнообразную галерею характеров и типов людей того времени. Образ Чичикова, талантливого предпринимателя и беспринципного афериста, представляет собой по словам автора «страшную и подлую силу, которая не способна возродить Отечество».

Пытаясь жить по заветам его отца Чичиков пытался жить экономно и беречь каждую копейку, но поняв что честным путем большого богатства не наживешь, он находит лазейку в российским законодательство тех лет и приступает к выполнению своего плана. Не достигнув желаемого, он клеймит себя как афериста и проходимца, и вынужден отказаться от своих задумок.

Какой урок вынес этот персонаж из создавшейся ситуации нам остается не понятно, ведь второй том данного произведения был уничтожен автором, нам остается ли предполагать, что было дальше и виноват ли Чичиков в том что пытался совершить или виновато общество и те принципы, которым оно подчинено.

Родился Чичиков, и был он, по слову пословицы, «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». В ход идет очередная пословица, и получается гак, что даже и не совсем понятно, был ли Чичиков старший кровным отцом Чичикова младшего: мир Гоголя населен и совсем уж несчастными детьми, детьми незаконнорожденными, причем далеко не все отцы пламенеют благородным желанием узаконить своих детей (Добчинский в «Ревизоре» об усыновлении сына приезжего правдоносца молит, а Иван Никифорович в «Повести о том, как поссорился…» подобным желанием отнюдь не снедаем). В толпе гоголевских отцов есть и отцы-отступники. Их фигуры олицетворяют дальнейшее расщепление исконных, простых, естественных отношений: по крови, перед богом,- отец, а по закону, перед людьми — посторонний. Получается какой-то отец, разделившийся надвое, полуотец. Причем, увы, может случиться и наоборот: по закону — отец, а по крови-то — посторонний; и тогда опять-таки полуотец.

Впрочем, в поэме «Мертвые души» Чичиков-очец так или иначе признал сына сыном. Отец Чичикова «больной человек в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоящую в углу песочницу…» Отец, разумеется, пытался быть даже и учителем сына. Выражалось это в том, что сын сидел в уголку, выводил буквы, и если он, «наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост», отец драл его за ухо (сей педагогический прием мы встречали еще у учителя-латиниста в повести «Иван Федорович…»). А потом отец Чичикова свез сына учиться и уехал, приказав ему угождать «учителям и начальникам». И больше отца своего Павел Иванович не видел: он оканчивал училище, а в «это время умер отец его».

В «Мертвых душах», обильно заселенных отцами и учителями героев этой поэмы, образы двух учителей явлены крупным планом: Александр Петрович, учитель Тентетникова, и учитель Чичикова, вздорный, мнительный и несправедливый (какой-то учитель!). И «был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель… Учитель с горя принялся пить» и «больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленой, забытой конурке». Тогда-то бывшие ученики его, обижаемые им сорванцы, пришли на помощь к отверженному, «один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебром…»

Отец отступился от сына. Сын, ставши учеником, отступился от учителя, перед которым прежде заискивал; и отступничество его было, конечно, самой большой педагогической неудачей спивающегося бедняги. Если понять Гоголя прямолинейно, его легко упрекнуть в безнадежной наивности: что же, пороки Чичикова объясняются тем, что и отец, и учитель у него были плохи? А если бы они были хорошими, не стал бы герой поэмы пройдохой-мошенником? Но почему же тогда однокашники Чичикова вдруг оказались людьми отзывчивыми и благородными? Однако о возможных возражениях Гоголь прекрасно знает. Он и сам возразил себе в «Тарасе Бульбе»: чудесный отец породил и возвышенного героя, и низкого духом изменника. Значит, отец отцом, но каким бы ни был отец, сын формирует себя прежде всего сам, и сам призван отвечать за свои поступки, охраняя душу от соблазнов, грехов. И тут встает вопрос об ответственности человека за себя, за душу свою.

Одноклассники Чичикова учились у того же учителя, что и он. Они смеялись над глупым учителем, донимали его, но в беде его не оставили. Они стали мелькнувшей подлинностью Чичикова, возможностью, которую он отверг и распял в себе. В этом смысле толстенький, гладкощекий и, как мы бы сказали теперь, обтекаемый Чичиков, столь разительно не похожий на Демона,- тоже демон-богоотступник. И не социальный строй сделал его подлецом, потому что вопреки тому же самому строю, просто не обращая на этот строй никакого внимания, такие же точно юноши проявили само собой разумеющееся для них благородство. А Павлуша Чичиков пал. Низко, отвратительно пал, уже тогда начав превращать свою сугубо земную жизнь в пошлую пародию на космическую жизнь падших ангелов, демонов. И стал он тенью, а подлинность его… Ее заменила подлость.

Своеобразие Чичикова в том, что он окружен самыми разными гипотезами, указаниями на возможности, которые он мог бы развить в себе. Тени в нем и вокруг него наплывают одна на другую, роятся, множатся; а связующий их мотив — это неотторжимый от фигуры Чичикова мотив богатства.

Чичиков — человек богатых возможностей, и что перед ним Самосвистов, обладающий одним-единственным даром, талантом! Ленский у Пушкина мог бы стать выдающимся русским поэтом, а Чичиков — так и больше: быть бы ему национальным героем, богатырем. «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — вопрошает Гоголь, влюбленно говоря о России и как бы очерчивая сохраненный былинами, эпосом идеал человека, реализовавшего все заложенные в нем возможности. А начать можно было с простого: не отступаться от впавшего в нужду и бедность учителя.

Но и просто добрый русский юношА, недавний школьник, поспешающий на помощь вчерашнему врагу своему, злому учителешке, и эпический богатырь — возможности, сослагательное наклонение, светлое будущее, заложенное в серой бестолочи настоящего. Говорить о них можно лишь с улыбкой, с недоверчивым смехом: скажут тоже, Чичиков и вдруг богатырь! Да и сам Чичиков усмехнулся бы перспективе сменить своя фрак на кольчугу, вооружиться копьем и, взгромоздясь на Чубарого, отправиться: странствовать по Руси, сражаясь с ее врагами и доискиваясь до сокровенного смысла жизни. И напрасно ему твердят:

«Эх, Павел Иванович, ведь у вас есть эта сила, которой нет у других, это железное терпение… Да вы… были бы богатырь!»

Опять сослагательное наклонение! Реальность Чичикова — стремление к богатству, а конечно, не к богатырству. Иссушающая душу зависть к богатому, томящая мысль о богатстве преследует Чичикова. И живут в нем таланты, но он зарывает их.

Кто он такой Чичиков в поэме «Мертвые души»

Другие сочинения по теме:

  1. У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу...
  2. Собакевич хмур, неуклюж. «Когда Чичиков взглянул на Собакевича, он ему… показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства...
  3. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: «смех сквозь слезы». Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  4. «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  5. Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова «герой» обязывает. А может, причиной...
  6. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  7. После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...
  8. В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» «творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли,...
  9. Центральное место в поэме Гоголя «Мертвые души» занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и...
  10. Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается...
  11. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее...
  12. Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена: За мертвыми душами — души живые». Анализ начинаем с...
  13. Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  14. Сочинение по поэме Г. Гоголя «Мертвые души». Как интересно читать человеческие лица! Они словно окна домов, заглянув в которые, можно...
  15. Замысел «Мертвых душ» возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным...
  16. «Мертвые души» это произведение Гоголя о судьбе России в целом, о ее месторасположении в мире. Однако сначала может казаться, что...
  17. Отыскался на Руси и отличный, непревзойденный учитель. «Идол юношей, диво воспитателей, несравненный Александр Петрович одарен был чутьем слышать природу человека....

Образ Чичикова в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была важнейшим этапом в развитии русского критического реализма и явилась вершиной художественного творчества писателя. В своем произведении Гоголь осмеял пороки крепостнической России снизу доверху: от провинциальной глуши до Москвы и Петербурга. Гоголь, по словам Герцена, «выставил напоказ Россию дворянчиков, крепостников, которых мы увидели выходящими из дворцов и домов без масок...»

Центральным персонажем поэмы Гоголя «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Рассказ о нем проходит через всю поэму, а все другие герои характеризуются через его к ним отношение, Именно о нем автор пишет в XI главе: «Здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». Конечно, писатель не сводил свое произведение к истории одного человека; свою задачу он видел в том, чтобы проанализировать различные явления жизни. Однако Чичиков является главным героем поэмы, скрепляющим все повествование.

Вращающийся в кругу помещиков Чичиков представляет собой человека, обладающего иными жизненными принципами. Перед нами Гоголь создает типичный образ представителя нарождающейся буржуазии. По своему происхождению он также принадлежит к дворянскому сословию, но усадьба, где он мог бы заняться хозяйством, не приносит ему доходов. Отец Чичикова не был богат, а в наследство сыну оставил четыре заношенных фуфайки, два старых сюртука да незначительную сумму денег, Чичиков, в отличие от других помещиков, сам пробивал себе дорогу в жизни. Еще во время пребывания в школе он проявил поразительную оборотистость по части зарабатывания денег. Практичность, расчетливость, плутовство уже тогда были присущи характеру Чичикова. Его фантазия бойко раотала над изобретением разного рода коммерческих операций. Кроме того, он ловко умел войти в доверие к школьным наставникам, а потому был в школе «на отичном счету» и при выпуске получил книгу «с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Однако Чичиков с ранних лет научился оценивать свои отношения с людьми с точки зрения реальной пользы. Так, например, он отказывается помочь школьному наставнику, хотя раньше (будучи учеником) заискивал перед ним. Равнодушие к чужим беам - еще одна черта в характере этого персонажа.

Все низкие душевные качества Чичикова с особой силой проявляются, когда он вступает на путь самостоятельной жизненной деятельности. Стремление сделать «приращение к полтине», руководившее им с раннего детства, превратилось теперь в страстную жажду накопительства. Большое впечатление на Чичикова производят картины богатой, роскошной жизни. «Когда проносился мимо его богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он.как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!"»

Поставив своей целью стать непременно богатым человеком, он проявляет исключительное упорство, громадную энергию и изобретательность. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят барыши.

Появившись в губернском городе под видом помещика по своим надобностям, Чичиков чрезвычайно быстро не только входит в «избранное общество», но и завоевывает всеобщие симпатии, поскольку в результате долгой жизненной практики он блистательно выработал в себе способность к приспособлению. Он умеет показать себя человеком хорошего светского воспитания, обладающим большой и разносторонней культуой. Но главная сила его воздействия заключалась в том, что к каждому он умел найти свой подход. С ловкостью виртуоза Чичиков мог играть на слабых струнках человеческой души. Все чиновники, да и сам губернатор, довольны были приездом нового интересного человека.

Гоголь показывает, что Чичиков очень легко «перевоплощается», быстро переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чем ни себе, ни своим целям. Так, например, в беседе с Маниловым он легко улавливает его манеру поведения. Паел Иванович так же галантен и обходителен, питает склонность к «высоким» материям, преисполнен сентиментальной чувствительности. А вот с Коробочкой Чичиков галантности не проявляет. Беседа с ней носит совсем иной характер, Многоопытный герой быстро разгадывает сущность характера помещицы и поэтому действует весьма бесцеремонно, Он не считает нужным особенно стесняться - ведь деликатностью здесь не добиться уступки в приобретении мертвых душ.

При встрече с Ноздревым Чичиков старательно приспосабливается к вольному и бесцеремонному стилю поведения нового знакомого. Иных отношений, кроме «приятельских» (каковыми он их считает), Ноздрев не признает, поэтому Чичиков ведет себя так, будо они друзья с этим помещиком. Когда Ноздрев начинает хвастаться, Чичиков предпочитает отмолчаться, но зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети, расставленные его новоявленным «другом».

Прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают при встрече с Собакевичем и сменяются поиском правильных форм поведения с этим «неуклюжим медведем». Собакевич - делец, умеющий во всем соблюдать свою выгоду. В разговоре с ним главный герой показывает себя умудренным коммерсантом, знающим всякие способы воздействия на партнера. «Eгo не собьешь, неподатлив!» - думает про себя Собакевич.

К Плюшкину Чичиков находит подход, приняв вид великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старичку. Только так можно было не вызвать подозрения у скопидома, котоый более всего боится быть ограбленным. Совершив все эти метаморфозы, герой снова обретает в кругу губернского общества облик приятноо человека, вызывающего шумные восторги. Легкость перевоплощения открывает необыкновенную энерию и изворотливость Чичикова. Мы понимаем, что за мнимыми обходительностью и мягкостью Чичикова скрывается расчетливая и хищная натура. На лице же его - маска благочестивого и благонравного человека.

Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Появляясь в обществе в образе порядочного человека, он ни в малейшей степени не склонен к добродетели. Его маска добродушия и благожелательности служит лишь средством, которое помогает ему проворачивать дела.

Одержимый страстью к богатству, Чичиков не похож на самозабвенного игрока, теряющего чувство меры. Он расчетлив и аккуратен. Он способен ждать, долго и терпеливо подготавливать то, что обещает ему барыши. Он не думает об аморальности своих поступков, его интересует лишь выгода. Гоголь резко оттеняет отсутствие у своего героя каких-либо нравственных принципов. Обращаясь к биографии Чичикова, писатель заявляет: «Нет, пора припрячь подлеца». Итак, приобретательство, хищничество и аморальность в облике Чичикова слиты воедино.

Сопоставляя Чичикова с помещиками, Гоголь показал те новые черты, которые свойственны героям, сформировавшимся вне атмосферы барской усадьбы. На первый план здесь выступают жизненная цепкость, необыкновенная изворотливость, авантюризм. Стремясь достичь своих целей, Чичиков не знает покоя. Он пребывает в постоянном движении. Ему чужда созерцательность Манилова, но в то же время он далек и от простодушия Коробочки. Хитрый и предприимчивый, он насквозь видит людей и умеет прибрать их к рукам. Но одновременно ему не свойственны разгул и желание прожигать жизнь, которые являются неотъемлемой чертой облика Ноздрева. Если все многочисленные затеи Ноздрева ни к чему не ведут, то на всем, что предпринимает Чичиков, лежит печать практической сметки и деловитости. В свою очередь, деловитость эта не похожа на грубую и прямолинейную расчетливость Собакевича. Обходительность и умение расположить к себе людей дают Чичикову большие преимущества перед Собакевичем.

Таким образом, Чичиков является одновременно и лучше, и хуже всех помещиков, выведенных Гоголем в поэме. Он, представитель нового хищнического предпринимательства, не противостоит Манилову или Собакевичу. Он срастается с ними, обретает единство с дворянской средой, однако при этом преследует свои интересы. Чичиков вбирает в себя все самые жизнеспособные черты уходящих отношений, отбрасывая те, которые не могут служить целям обогащения. Что же касается морали и нравственности, то этими понятиями Чичиков не обременяет себя, как и те помещики, с которыми он встречается.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей - все это сформировало из него расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики. Однако Чичиков - «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника