Краткий обзор и примеры изображений Nikon DF. Весенний ветер, профессия - путешественник

28.09.2019

Дорогие друзья! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию тест камеры Nikon DF, который в своём журнале опубликовал фотограф Виталий Пташенчук. Из этого отчёта вы узнаете о том, что именно привлекло Виталия в камере, а также увидите тест возможностей камеры по съёмке в тёмное время суток, оценку динамического диапазона и очень интересные итоговые выводы.

Совсем недавно я тестировал фотокамеру D750 от Nikon, и вот, снова модель камеры от этого производителя, - Nikon DF.

Данный фотоаппарат в первую очередь привлекает своим внешним видом, и далеко не только фанатов фото. Люди, которые в процессе съёмки обращали внимание на эту камеру, ненароком принимали её за плёночную. Всё благодаря винтажному внешнему виду. Камера выпускается в двух цветовых решениях: серебристом и чёрном. В мои руки попала модель в чёрном цвете с штатным AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G. Также дополнительно тестировал вместе с AF-S NIKKOR 35mm F1.4G.

Что хочется отметить, в первую очередь, помимо внешнего вида, то, как камера лежит в руке. Кнопка спуска расположена удобно и нажимать на неё одно удовольствие. Пожалуй, ещё большее удовольствие вызывает только звук срабатывания затвора. Ну и самое главное, - это качество картинки, но об этом чуть позже.

Что очень понравилось, так это скорость готовности к работе, вес, светлый видоискатель, быстрый доступ к выбору ISO, выдержки. Что не понравилось - колесо выбора диафрагмы. Оно очень неудобно расположено, и при использовании объективов, не позволяющих изменять диафрагму кольцом на самом объективе, вызывает некоторые неудобства. Особенно это заметно во время съёмки быстрого репортажа. Обычно я снимаю в полностью ручном режиме и предпочитаю менять параметры выдержки/диафрагмы/ISO в процессе самой съёмки по обстоятельствам, не доверяя работе полуавтоматических режимов. Неудобство состоит в том, что колёсико вращается весьма туго и его практически невозможно поворачивать одним пальцем. C другой стороны, это, пожалуй, единственный минус в эргономике.

Экран на задней части тушки очень высокого качества - цветопередача практически идентична той, что была у меня на откалиброванном эппловском мониторе. Для сравнения, при съёмке на две тушки Nikon DF и Canon 5D mark III реальная цветопередача экрана у последней хуже. В Nikon DF на экране видно именно те цвета, которые и будут отображаться на мониторе, почти без искажений. Этим камера очень сильно подкупает, особенно когда восприятие цвета играет одну из главных ролей в определённых видах съёмки.

Камера имеет всего один слот под карту памяти формата SD, что, в общем-то, сильно отодвигает её из сегмента профессиональных. SD слот расположен рядом с аккумулятором, что в случае установки батарейной ручки сильно затрудняет быстрый доступ для смены карты памяти. С другой стороны, мне было очень удобно пользоваться этой камерой без ручки, в силу малого веса и удобных габаритов.

Батарейный отсек закрывается «винтажной крутилкой», в целом - удобно, самопроизвольно она не откручивалась ни разу за всё время теста.

Корпус камеры сделан частично из пластика, частично из магниевого сплава. Как видно на фотографиях, краска на корпусе имеет тенденцию к истиранию со временем, поэтому, возможно, любителям хранить технику в идеальном внешнем виде, стоит задуматься о чехле, либо очень бережном обращении.

Диск выбора ISO и диск компенсации экспозиции расположены друг над другом. Для смены ISO нужно удерживать зажатой алюминиевую кнопочку слева ниже от диска и вращать сам диск. Для поправки экспозиции удерживать зажатой кнопку над диском и вращать соответствующий диск. Поначалу это может показаться не очень удобным, зато случайно ни одно из колёс не прокрутится и не испортит последующий кадр случайно изменённым параметром.

Всё-таки есть один большой плюс того, что все основные регулировки вынесены на «механические крутилки», так как все параметры для съёмки всегда перед глазами.

В камере отсутствуют такие режимы, как передача фото по Wi-Fi и видеозапись. Если последний может быть и не нужен фотографу, то модуль Wi-Fi абсолютно не испортил бы эту камеру. С другой стороны, наличие Wi-Fi обязательно сказалось бы на жизни аккумулятора.

На левой стороне под резиновыми уплотнителями расположены разъёмы USB, HDMI и разъём для подключения пульта. Кстати, также можно использовать тросик, который крепится на кнопку спуска затвора - эдакая дань прошлому.

Наверное, стоит сказать о самом главном, а именно, о матрице данной камеры. Она такая же, как и во флагмане - Nikon D4. И на деле я убедился, что рабочее ISO данной тушки - 12 800. Да, именно так. При правильно экспонированном снимке шумы почти незаметны, и в большей своей части они легко правятся при пост-обработке.

Что ещё нравится - это отличный динамический диапазон матрицы, который позволяет вытянуть тени (при съёмке в RAW-формате).

Ситуация с освещением немного обратная - камера не очень хорошо справляется с пересветами, и восстановить недоэкспонированный на две ступени снимок гораздо проще, чем переэкспонированный.

Также большой плюс эргономики данной камеры - нажатие на кнопку спуска затвора можно делать плавно, за счёт чего становится возможным снимать при длинных выдержках, не опасаясь смазов.

Несколько примеров фотографий. Производилась незначительная правка света, теней, экспозиции и контраста при постобработке. В конце статьи можно найти ссылку на архив с исходниками и «покрутить» настройки RAW-конвертера на свой вкус.

Для сравнения особенностей съёмки при низкой освещённости и уличном освещении я делал снимки на две камеры Nikon DF и CANON 5D mark III.

Настройки баланса белого одинаковые для обеих камер. На мой взгляд, Nikon воспринимает цвета лучше. Понятно, что в конвертере всё можно настроить на свой вкус, но с некоторыми снимками с Nikon DF времени на обработку требовалось меньше, чем со снимками с 5D mark III.

Ещё один тест - съёмка с различными параметрами ISO

ISO 50 с применённым профилем SpyderCheckr

Как видно на фото выше, цвета всё же отличаются от реальных, но незначительно.

В целом, подводя итог, хочется отметить, что камера создана в первую очередь для ценителей. Не для тех, кто спешит, кому нужно снимать бешеный репортаж. Она создана для того, чтобы спокойно гулять по городу, сидеть в уютном кафе и неторопливо ждать момента, когда в окне пройдёт интересный прохожий, или произойдёт какое-то событие. Представьте, что вы никуда не торопитесь, у вас очень, очень много времени. Вы садитесь на лавочку в парке, или встаёте на улице, освещённой желтовато-зелёным цветом фонарей, находите идеальную композицию и ждёте того самого нужного момента. Вам нужно только дождаться того самого момента, а за условия съёмки можно не беспокоиться, - камера легко справится почти с любой задачей в условиях недостаточной освещённости.

Это мой обзор нового зеркального фотоаппарата Nikon Df, выполненного в ретро-стиле. Здесь содержаться первые сделанные ним фотографии, а также краткое его сравнение с Nikon D4. Больше снимков и результаты дальнейших испытаний камеры будут добавлены в ближайшие недели.

Краткое вступление

Публикуя этот обзор, я немного нарушаю собственные правила. Обычно я жду, пока не сделаю достаточное количество фотографий, прежде чем приступать к описанию своих впечатлений от устройства. Но поскольку у меня выпала возможность поснимать новинкой, мне захотелось поведать вам свои ощущения от первого использования Nikon Df. Если вкратце, – камера обеспечит вам качество "сырых" снимков D4, но делает она это совсем по-другому. Безусловно, фотоаппарат вызывает очень хорошие ностальгические воспоминания. Возьмите к сведению, что ни одно из опубликованных здесь изображений не получено путем обработки RAW-формата, – из-за новизны Nikon Df в Lightroom еще нет обновлений для работы с ней. Поэтому некоторые из изображений – результат обработки JPEG-формата, а остальное большинство – это совершенно нетронутые JPEG-снимки сразу с камеры.

Конструкция

Стиль

Ретро-дизайн однозначно к лицу этой камере. Предлагаются два варианта корпуса: черный и серебристый (мне нравиться серебристый). Хочу сказать, что с каждым спуском затвора я все больше и больше влюбляюсь в камеру, – она издает очень приятный уху "хлесткий" звук затвора.

Ниже представлено короткое видео, по которому можно оценить звук работы шторок, – Df чрезвычайно малошумная, что не может не радовать.

Nikon Df удивительно легкая в противовес Nikon D4. При их наглядном сравнении видно, за счет чего удалось этого достичь:

Вместе с тем камера ощущается весьма прочной, способной выдержать пару сильных падений. Еще она имеет погодозащиту, так что вам не придется волноваться в случае дождя.

В руках она кажется очень портативной, но в меру. На мой взгляд, это идеального размера камера для оптики с байонетом F, – с любым чуть меньшим корпусом стало бы теряться чувство контроля над оборудованием, а в случае больших габаритов камера была бы уже слишком тяжелой и похожей на D4. Для объектов съемки Nikon Df не выглядит так массивно и устрашающе, как гигантская D4 с большой линзой, смотрящей прямо им в лицо. Мне нравятся маленькие камеры (например, Leica M), но только если их можно использовать в паре с такими же небольшими объективами. А в случае байонета F важно, чтобы линза и камера находились соразмерной категории.

Видоискатель и дисплей Df работают немного лучше, чем у D4. Nikon Df – идеальный вариант для путешествий.

Аккумулятор

Ресурс батареи показал себя вполне ожидаемо. Хотя аккумулятор не такой емкий, как в D4 и D800, мне все же удалось получить на нем около 1500 фотографий, активно используя при этом режим Live View.

Карта памяти

Еще один неоднозначный элемент – слот для карт памяти. У камеры он лишь один, а для некоторых это может стать проблемой. У меня карта памяти никогда не отказывала в работе, кроме того, при использовании в личных целях (не для работы) или в путешествиях формат SD оказывается намного удобнее, чем CompactFlash. В камере карта памяти вставляется в слот рядом с аккумулятором.

Элементы управления

Nikon Df дарит необычные тактильные ощущения. Столь большое количество элементов управления вызывает изумление. Почти для всего, есть соответствующая кнопка: затвор, диафрагма, ISO, фокусировка, режимы и многое другое. Вы также можете установить режим выдержки затвора с шагом 1/3 EV и привычно изменять параметр большим пальцем с помощью диска управления. Существует много вариантов индивидуальной настройки. Я все еще изучаю камеру, чтобы выяснить, как именно хочу использовать ее, однако пока мне нравятся все ее возможности.

В работе

Итак, перейдем к тому, что действительно важно. Камера оснащена по сути тем же сенсором, что и Nikon D4, обеспечивая практически аналогичный результат на выходе.

Высокое значение ISO

Высокое значение ISO 12800 для Df не составляет проблем. Ниже представлено JPEG-изображение, которое взято прямо с камеры без применения какого-либо шумоподавления:

А вот еще один снимок с ISO 12800, сделанный в другой обстановке:

В отношении качества изображения получаемый результат – определенно на уровне с D4. Для сравнения ниже представлены два аналогичных снимка с применением ISO 12800: первый сделанный D4, а второй – Df. Однако у меня не было возможности применить к ним одинаковую обработку, поскольку из-за новизны Nikon Df я не мог работать с ее RAW-файлами в Lightroom.

Ниже представлено еще одно фото, сделанное с ISO 12800, а также его приближенный фрагмент, чтобы показать, насколько хорошо сохранена детализация:

Автоматическая фокусировка

Для некоторых большую проблему в Df составляет непривычная система автофокусировки. Для меня же ее 39 точек фокусировки вполне достаточно. Камера также получила идеальную 3D-систему отслеживания. В целом автофокус мне показался отличным, и я решил проверить его с молодым игривым котенком в качестве объекта съемки.

ISO 12800 (снимок взят сразу с камеры):

Live View

Отзывчивость и скорость реагирования системы Live View вы можете оценить на представленном выше видео. Она действительно работает здорово, однако, если не удерживать кнопку проверки глубины резкости (репетир диафрагмы), вы не увидите, как будет выглядеть экспозиция на фотографии. Это немного раздражает, но для меня не критично.

Впечатления от использования

Эта камера является некоторого рода новым направлением для Nikon. Специалисты компании действительно играют на чувствах фотографов, что касается процесса фотосъемки. Переключатели и кнопки, компактность и портативность, издаваемый звук – все способствует тому, чтобы полюбить камеру. Она оставляет приятные впечатления, но больше об этом – в заключении.

(Нажмите на изображения ниже для просмотра в увеличенном виде)

Заключение

Возможно, я еще перепишу этот вывод после того, как проведу больше времени с этой камерой, но, по моим первым ощущениям, камера должна стать хитом среди поклонников Nikon. Без сомнений, поклонники Canon начнут кусать локти, чтобы иметь хоть что-нибудь подобное. Кажется, последний раз Nikon создавала нечто похожее в своей линейке, когда выпустила D700, «зеркалку» малого форм-фактора с датчиком D3, которая значительно снизила продажи последней. Df не является целенаправленной заменой D4, лишь потому, что она не ориентирована на ту же аудиторию. Ей не хватает тонкостей профессионального уровня, таких как двойного слота для карт памяти, выдержки 1/8000 с, скорости серийной съемки 12 кадров/с, более емкого аккумулятора, видеорежима, больше точек фокусировки, HDMI-выхода, и т. д. и т. п.

Суть съемки с Nikon Df, скорее, сводится к самому процессу фотографирования и сопутсвующим ощущениям, нежели к улучшенному качеству изображений или большему количеству функций, и я считаю, что это хорошо. Мне пришлось использовать много камер, которые действительно могут похвастаться удивительным качеством изображения при очень компактных размерах. К примеру, A7 не привлекает меня, потому что не выглядит, как фотокамера, которую хотелось бы использовать длительное время. Когда зарабатываешь фотографией на жизнь (или просто много фотографируешь), становится сложно получить удовольствие, снимая для души, но это важно. Снимать для себя – наилучший способ заставить колесики в голове вертеться в разные стороны, чтобы восстановить творческие силы. Для меня очень важно иметь фотоаппарат, который позволит почувствовать вдохновение и увлеченность в ходе создания изображения. Это сложно объяснить, поэтому просто предложу вам самим попробовать поснимать Nikon Df. Ее стоимость действительно очень высокая, но причина этому, как по мне, используемый датчик изображения. Вместо него, конечно, можно было бы применить более дешевый, как, к примеру, в D800, но поскольку я избалован универсальностью и возможностями высоких значений ISO в D4, я рад, что Nikon этого не сделала.

Попутно хочу заметить, что, когда объекты съемки видят камеру, которая имеет классический вид (как Leica М, M9 или теперь Nikon Df), они становятся более вовлеченными в процесс съемки, что является огромным преимуществом для фотографа. Это одна из причин, почему я так люблю свою Leica M, но, возможно, теперь буду использовать ее немного меньше, так как у меня теперь есть Nikon Df.

Напоследок оставляю вас с несколькими JPEG-изображениями в полном разрешении без обработки (внутрикамерной, программной или какой-либо другой).

Перевод: Попиль Катерина


Вызвал интерес не только дизайном или органами управления, но и тем, что инженеры использовали в аппарате матрицу от топового D4. Этот 16-мегапиксельный сенсор один из лучших не только у Nikon, но и среди всех репортажных фотоаппаратов. И вот он установлен в камере, которая более чем в два раза дешевле оригинального D4. Сильный ход.

Чем же интересен этот сенсор? У него не рекордная ( в этом плане лидирует), но очень приличная детализация, хорош и динамический диапазон. А еще этот сенсор может похвастать феноменальной работой на высоких ISO, сравниться с которой конкуренты как у Nikon, так и у других производителей не могут. До ISO 1600 говорить о каких-то шумах не приходится. На значениях 3200 и 6400 рассмотреть что-то можно, но только если специально искать в 100-процентном увеличении. На ISO 12 800 шумов побольше, но фотографии с таким значением все равно можно не обрабатывать - его можно считать рабочим. На ISO 25 600 ситуация, конечно, уже хуже, но если снимать в RAW, а потом поколдовать в конвертере, то можно получить вполне приличную фотографию и с такой чувствительностью.

Что приятно, с ростом ISO у фотографий не происходит катастрофического падения детализации. Она снижается, но снимки не превращаются в кашу, что дает возможность их дорабатывать. Скажем, если фото с чувствительности 51 200, на которой уже сильно досаждает цветной шум, перевести в ч/б или сепию, то получится вполне приличный для постинга в Интернете или даже печати 10x15 вариант. Что почти невероятно, учитывая значение ISO.

Впрочем, другие технические компоненты уже не вызывают такого восторга. К уникальной матрице, которая так и создана для репортажа, инженеры пожалели топовую систему фокусировки в 51 точку, а использовали модуль от D7000 и . Назвать его плохим, конечно, нельзя: 39 точек, из которых девять крестовые, а семь сохраняют свою работоспособность даже при диафрагме f/8, но в скорости и точности фокусировки проигрывает . Хотя, учитывая предназначение и суть камер, должно бы быть наоборот. Проблема еще и в том, что все 39 точек сгруппированы около центра кадра, поэтому если объект находится с краю, то приходится фокусироваться и перекадрировать. Стоил бы 50-60 тысяч рублей, претензий бы не было, но за его цену требования уже другие.

Еще больше расстроил модуль экспозамера c 2016 точками. Это уровень камер даже не средней, а низшей ценовой категории. Дело тут даже не в количестве точек, а в реальной работе модуля. В простых условиях все хорошо, но стоит свету стать нестандартным, как снимки часто получаются либо недодержанными, либо с выбитыми цветами. Это совсем не радует и заставляет снимать в RAW, чтобы потом иметь возможность выправить ситуацию. Будет полезен несжатый формат и при коррекции автоматического баланса белого, который тоже не может похвастать безупречной работой.

Претензий ни к видоискателю, ни к дисплею особых нет. Первый очень большой и дает 100-процентный охват. Второй при просмотре показывает яркую и четкую картинку с большими углами обзора. Дисплей чуть слепнет на ярком солнце, но это не проблема. Все равно наводиться любой здравомыслящий пользователь будет по видоискателю.

Из механической эры на байонете остался небольшой выступ, реостат, который цепляется за выемку на объективе и позволяет камере считывать вручную установленное значение диафрагмы (для моделей с цифровыми контактами это не актуально, но выемка все равно осталась). Однако на самих объективах этот выступ появился далеко не сразу. Его нет на моделях, которые сегодня называют non-Ai. При установке такого объектива на современную зеркалку для реостата места не остается. Установка объектива может привести к поломке самого реостата или повреждению объектива. В самых крайних случаях объектив может заклинить на байонете, и снять его без разборки будет невозможно.

Фанаты мануальной съемки дорабатывают non-Ai-объективы напильником, причем напильником в прямом смысле, потому что на кольце объектива нужно выточить место под реостат. Однако с этим больше заниматься не придется. Инженеры компании придумали новую схему реостата, который при необходимости может утапливаться в корпус, поэтому на эту камеру можно устанавливать все без исключения объективы Nikon. Кроме того, с любой оптикой у будут работать экспозамер и подтверждение фокуса. Так что модель получается одной из самых удобных для работы со старыми мануальными объективами. Нам кажется, что так получилось не случайно. Ретродизайн прямо-таки призывает использовать винтажные объективы - с ними камера смотрится интересно.

Обычно обзор технических способностей аппаратов мы заканчиваем подробным рассказом о качестве и особенностях съемки видео. Однако в этот раз его не будет - по той простой причине, что видео снимать не умеет. Совсем. Признаться, сложно было представить, что в 2013 году кто-то решится выпустить аппарат (да еще и за такую цену) вообще без видеовозможностей, но инженеры Nikon и тут удивили. Сложно сказать, отразится ли это как-то на продажах камеры или, наоборот, создаст образ настоящего фотоаппарата, в котором нет места «баловству».

Работа с камерой

Неудивительно, что электронных помощников у нее почти нет. Скромный набор эффектов инженеры оставили, но они работают только в режиме редактирования. То есть фотографировать сразу с эффектами нельзя, их можно потом наложить во время постобработки. Кстати, возможности самой обработки у камеры реально большие. Различные операции можно сделать без компьютера на дисплее самого аппарата. Это поможет сэкономить время, потому что такой начальной обработкой можно заняться, например, по пути со съемки.

Электронных функций не очень много. Есть автоматическая склейка HDR, но только из двух кадров. Нам результат не понравился, D3300 и с процессором EXPEED 4 в этом плане ушли далеко. Присутствует в камере и автоматическая коррекция виньетирования, а также фирменная функция работы с тенями D-Lighting. Как всегда, они работают только в JPEG.

Среди функций, которые порадуют продвинутых фотографов, отметим фирменную никоновскую систему АвтоISO, о которой мы и которая в не претерпела значительных изменений, мультиэкспозицию с возможностью широкой настройки, интервальную съемку, которая очень кстати придется для любителей time-lapse, а также подстройку автофокуса объективов. Хоть и может хорошо работать с мануальной оптикой, про автофокус инженеры тоже не забыли.

Многих разочаровывает основное меню . При винтажном внешнем виде камеры и необычности ее характеристик меню что по дизайну, что по расположению элементов используется точно такое же, как и во всех зеркалках Nikon. Меню это уже многим приелось, и хотелось бы чего-то нового, но у него есть и плюс - опытные владельцы камер Nikon уже выучили расположение элементов и сходу, без изучения инструкции, находят даже неочевидные пункты.

Выводы

Одна из самых противоречивых камер на рынке. Она красивая, интересная, обладает феноменальной матрицей и качеством снимков, оригинальной эргономикой, но при этом содержит целый ряд проблем, тем более удивительных при стоимости чуть более 90 тысяч рублей. Непонятно самое главное - целевая аудитория этого аппарата. Ясно, что потенциальный покупатель должен быть обеспеченным и опытным в вопросе фотографии, но вот что он может снимать - четкого мнения нет.

Кто-то позиционирует как профессиональный репортажный аппарат, благо матрица и размер буфера позволяют, но почему у него тогда 39, а не 51 точка фокусировки, почему минимальная выдержка 1/4000 и только одна карта памяти? - фотоаппарат для любителей? Но к чему тогда такая продвинутая, но сложная эргономика, в которой ориентироваться сможет только опытный фотограф. А может, это специальная модель для любителей пленочных камер и старых мануальных объективов? Но почему она тогда так дорого стоит, ведь мануальщики по большей части как раз используют старые объективы, чтобы получить отличную картинку «за недорого».

При этом нельзя не отметить наличие у так называемого вау-фактора. При всем осознании высокой цены и недостатков этот аппарат все равно хочется купить. Он греет душу одним фактом обладания, вызывает желание фотографировать, не задумываясь о деньгах. Помните, как говорилось в рекламе: «...эмоции - бесценно». Большой успех с таким подходом аппарат вряд ли ждет, но своя аудитория у него будет, в этом можно не сомневаться.

Nikon Df — камера весьма необычная. Дело не во внешнем виде, ведь фотоаппараты в стиле ретро сейчас весьма распространены. Правда, у Nikon подобной камеры до сих пор не было, хотя некоторые акценты на данную тему уже встречались в компактах компании.

Зато Nikon Df можно назвать первой неоклассической полнокадровой камерой. Кроме того, в фотоаппарате нет возможности видеосъёмки, хотя режим LiveView всё же предусмотрен. Как мы уже говорили, Df оборудован аккумулятором удивительно малой ёмкости, диапазон регулировок коррекции экспозиции весьма скромный, а минимальная длительность выдержки ограничена уровнем 1/4000 секунды, тогда как практически все полнокадровые камеры (исключением тут является только уникальный полнокадровый компакт Sony DSC-RX1) позволяют снимать с выдержкой до 1/8000 секунды, что бывает весьма кстати при съёмке в солнечный полдень светосильными объективами на максимально открытой диафрагме. С другой стороны, уровень чувствительности ограничен таким же показателем, как и у топового D4, — 204 800 единиц в ISO-эквиваленте, да, собственно, и матрица такая же, как у старшей камеры.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Nikon Df
Сенсор изображения КМОП-матрица размером 36,0x23,9 мм (формат FX Nikon)
Общее количество пикселей: 16,6 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16,2
Формат сохранения изображения NEF (RAW): 12- или 14-разрядный (сжатие без потерь, со сжатием или без сжатия), JPEG
Байонет объектива Байонет F Nikon (с сопряжением АФ и контактами АФ)
Размер кадра в пикселях 4928x3280 (L), 3696x2456 (M), 2464x1640 (S)
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте От 50 до 204 800
Диапазон выдержек, с От 1/4000 до 4, выдержка от руки, длительная выдержка
Экспозамер Матричный, центровзвешенный, точечный
Экспокоррекция От -3 до +3 EV с шагом 1/3 EV
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2, 5, 10, 20
Устройство хранения информации SD (Secure Digital) и UHS-I, совместимые с картами памяти SDHC и SDXC
ЖК-дисплей 8,0 см (3,2 дюйма), разрешением 921 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB 2.0, разъем подключения пульта дистанционного управления
Питание Литий-ионный аккумулятор EN-EL14a, 8,9 Вт·ч
Габариты (ШхВхД), мм 143,5x110x66,5
Масса, г 765 с батареей и картой памяти, но без защитной крышки;
710 только корпус фотокамеры

⇡ Комплект поставки

Вариант поставки только один — это серебристая камера с чёрными прорезиненными накладками, дополненная объективом AF-S NIKKOR 50mm ƒ/1.8. Также комплект включает аккумулятор, зарядное устройство, USB-кабель, наплечный ремень, крышки «горячего башмака», окуляра и байонета, ну и диск с дополнительным ПО и руководство пользователя.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Мотивы оформления экстерьера камеры целиком и полностью позаимствованы у старых плёночных камер Nikon. Nikon Df столь сильно похожа на раритетный образец с блошиных рынков и аукционов фототехники, что неискушённые любители фотосъёмки вполне могут принять обладателя за ретрограда. Искушённые же фотографы частенько просят показать камеру поподробнее. В общем, взгляды и оценки разные, но фотоаппарат однозначно привлекает внимание.

Как и все полнокадровые камеры производства Nikon, модель Df собрана на японском заводе компании. Конечно, нельзя сказать, что это как-то влияет на качество сборки, но всё равно приятно. Кстати, качество сборки действительно очень высокое — придраться не к чему. Расстраивают лишь резиновые накладки — так хотелось, чтобы камера была покрыта кожей. Хотя у резины есть свои преимущества, ведь благодаря ей фотоаппарат меньше скользит в руках. Камера действительно не очень удобно лежит в руке, но не из-за материала накладок, а из-за катастрофически маленькой рукоятки. И если с комплектным «полтинником» мелкая рукоятка проблемой не является, то с крупным «телевиком» работать с камерой весьма сложно, особенно если принять во внимание особенности управления, которых мы ещё коснёмся чуть ниже.

Спереди находятся байонет, пара клавиш (Fn и Pv), скрытый ввинчивающейся заглушкой синхропорт, красный светодиодный индикатор таймера автоматического спуска затвора, а также фронтальный диск управления. В отличие от других продвинутых зеркалок, оборудованных двумя дисками, у Nikon Df фронтальный диск расположен не горизонтально, а вертикально. Нечто подобное Nikon не так давно применила в продвинутом компакте P7100, но уже через год в модели P7700 подобный диск был заменён более привычным и удобным. Так вот, фронтальный диск управления жёсткий, к тому же удобно расположить на нём палец весьма сложно. С лёгким объективом, конечно, ещё куда ни шло, но с тяжёлым вращение диска превращается в каторгу. Отдельно стоит отметить отсутствие ИК-приёмника, поэтому для беспроводного управления придётся использовать дополнительные опции. Например, контроллер дистанционного управления WR-R10 и пульт WR-T10 либо Wi-Fi-адаптер и смартфон.

С тыла большую часть поверхности занимает экран. Над ним находятся видоискатель, а также клавиши перехода в режим просмотра и удаления. Левее дисплея заметны пять многофункциональных кнопок, а правее — клавиши блокировки автоэкспозиции и автофокусировки и тыльный диск управления. Чуть ниже расположился трёхпозиционный рычаг выбора режима экспозамера, 8-позиционная круглая многофункциональная клавиша с рычажком блокировки выбора точки фокусировки, а также клавиши перехода в режим LiveView и вывода информации на экран.

Правая боковая поверхность пустует, а слева находятся три резиновые дверцы, скрывающие разъёмы подключения проводного пульта ДУ, а также кабелей HDMI и USB. Кроме того, тут расположены клавиша брекетинга и кнопка, отвечающая за выбор зоны и изменение режима работы автофокуса, дополненная рычажком выбора режима фокусировки (ручная/автоматическая).

При взгляде сверху Nikon Df очень напоминает классические плёночные камеры, причём как в плане визуального оформления, так и с точки зрения принципов управления. Левее «горячего башмака» находится «двухэтажный» диск выбора уровня чувствительности с шагом в треть ступени и введения экспокоррекции с тем же шагом, но в довольно скоромном диапазоне -3…+3 EV. Оба диска дополнены микрокнопкой блокировки, но диск введения экспокоррекции в Df, в отличие от продвинутых компактов серии P7000, не снабжен индикатором, напоминающим о введённой поправке. Правее «горячего башмака» находятся диск изменения выдержки, дополненный рычагом выбора режима протяжки, клавиша питания с разъёмом под тросик, крохотный сегментный экранчик, рядом с которым приютилась клавиша активирования подсветки, и диск выбора режима установки экспопары, который для смещения необходимо приподнимать. Ну вот как тут не вспомнить старенькую плёночную камеру? Ведь даже принципы управления отправляют нас в прошлое. Стоит отметить, что конструкция, отвечающая за включение питания, лишена рычажка как такового — это просто кольцо, поэтому если палец влажный, оно может попросту проскальзывать. В общем, не слишком удобно.

Снизу находятся разъём установки на штатив и крышка отсека для аккумулятора и… карты памяти. Разумеется, при установке на штатив достать карточку памяти можно будет не всегда. Подобное решение — невероятная редкость для зеркалки, оно встречается только в наиболее доступных камерах Canon (модели 1100D/100D). Более того, в Nikon Df предусмотрен лишь один слот установки карты памяти, причём это не XQD, как в случае топовой полнокадровой Nikon, а обычный SD, благо с поддержкой карт UHS-I.

Новый Nikon Df – это 16.2 мегапиксельная полнокадровая зеркальная фотокамера, которая призвана объединить в себе качества старых камер Nikon и новейшие технологии других цифровых зеркальных фотоаппаратов линейки Nikon D. Камера выпускается в комплекте со специальной версией объектива AF-S Nikkor 50мм f1.8G, который имеет те же оптические характеристики, что и стандартный объектив 50мм f/1.8G. Корпус предложен в черном или серебристом цвете, рекомендуемая цена 119 990 руб. с объективом 50мм f/1.8G (доступен только в комплекте), выпуск камеры без объектива в данный момент не планируется, хотя возможно это будет варьироваться в зависимости от страны. Новый Df доступен в продаже с 28 ноября 2013.

Свойства Nikon DF

Nikon Df стилизован под классический пленочный зеркальный фотоаппарат Nikon, дизайн которого был навеян ностальгией по Nikon FM-2, в нем есть ручное управление, в том числе увеличенная панель управления режимами фотосъемки, и маленький переключатель режимов, расположенный вверху справа, который обычно заблокирован и который нужно потянуть вверх для разблокировки. Эта камера была создана для того, чтобы дать ощущение настоящего фотоаппарата, фотокамера для настоящих фотографов, которая приносит радость от процесса фотосъемки, на который не влияет электронное управление. Как говорит компания Nikon, фотокамера Nikon Df создана для «Истинной Фотографии».

Также можно увеличить до максимума возможности существующих non-Ai объективов, а также можно работать со многими Ai объективами, выпущенными начиная с 1959 года, с которыми камера становится совместимой благодаря затемнению линзы диафрагмой в экспозамере Ai линз. Этого можно достигнуть благодаря новому выдвижному механическому креплению объектива, который расположен вокруг байонета, а для того, чтобы воспользоваться преимуществами объективов с ручной фокусировкой, предусмотрен новый режим ручной фокусировки, в котором можно отключить точки автофокуса. Существует только 3 Ai объектива, которые не совместимы с этой камерой.

В камере предусмотрен электронный гироскоп, а также обновленные отношения сторон 16:9, и 1:1, причем последний доступен в режиме предпросмотра. На корпусе камеры нанесен вертикальный логотип Nikon, который стилизован под прошлые версии пленочных зеркалок Nikon. Кроме того, это самый маленький и самый легкий фотоаппарат серии FX (серия полнокадровый фотоаппаратов), который весит всего 710г без аккумулятора, или 765г вместе с аккумулятором и картой памяти.

Корпус камеры выполнен из магниевого сплава, который герметизирован против атмосферных явлений по тому же стандарту, что и Nikon D800/D800E (защита от капельной влаги, пылезащита), и предлагается в двух цветовых решениях: черный с серебристым или полностью черный. Расчетное количество срабатываний затвора — 150,000 циклов, то есть такое же расчетное количество, что и у Nikon D600/D610.

Основные характеристики

  • 3.2-дюймовый экран, экран на 921k точек из закаленного стекла
  • ISO100-12800, увеличивается до 50-204800
  • Экспокоррекция, диск управления ISO, диск выбора режима съемки
  • 5.5 кадров в секунду серийная съемка, 150,000 циклов, 30сек — 1/4000 длина выдержки
  • Бесшумный режим спуска затвора (по мнению Nikon звук спуска затвора просто прекрасный)
  • 39 точек фокусировки,9 перекрестных,-1EV, f/8 совместимость
  • 3 варианта обработки изображений
  • Диск управления PASM (вверху, справа)
  • Регулятор скорости выдержки, пошаговая настройка 1/3 позволяет настраивать скорость выдержки при помощи диска регулировки на задней панели
  • Водо-, пылезащита на том же уровне что и D800/D800E
  • 1400 снимков на один заряд аккумулятора EN-EL14a (в режиме одного кадра)
  • Магниевый сплав используется для верха корпуса, сзади и снизу
  • Пентапризмовый видоискатель со 100% покрытия, тот же что и у D4/D800
  • Поддержка HDMI выхода
  • Совместима с WU-1a (беспроводная сеть), WR-1, WR-R10 (радиоуправление)

Эксплуатация Nikon DF

Внешний вид этой цифровой камеры указывает на то, что ее создателей вдохновил ретростиль камер Nikon, начиная с металлических дисков управления, переключателей и кнопок управления, и заканчивая спуском затвора и центральным винтовым отверстием для подключения кабеля спуска затвора в ручном режиме, который был популярен на пленочных зеркальных камерах. Nikon разработал Df таким образом, чтобы она была настолько компактной насколько это возможно, при этом там достаточного размера прорезиненный захват сзади округлой формы, который позволяет отлично управлять камерой большим пальцем. Колесики управления спереди и сзади удачно расположены таким образом, чтобы указательный и больший пальцы легко дотягивались до них, что делает длительное использование камеры весьма удобным. Переднее колесико управление расположено вертикально, что отличается от обычного расположения этого переключателя на других зеркалках Nikon, причем это не должно никоим образом повлиять на удобство его использования.

Оптический пентапризмовый видоискатель дает покрытие на 100%, такой же, каким обладает Nikon D4 и D800/D800E, а также здесь установлен круглый окуляр с диоптрической коррекцией.

На задней панели расположен стандартный для Nikon набор кнопок, который Вы найдете и на других цифровых зеркальных фотокамерах Nikon таких как D610 и D800 и прочих, помимо этого есть также и кнопка автофокуса, которой оснащены модели D800/E и D4, помогающая пользователям, которые хотели бы точнее настраивать фокусировку, или пользоваться ручным фокусом.

Несмотря на возможность настраивать скорость выдержки и коррекцию экспозиции при помощи диска управления, расположенного вверху, в наличии есть традиционное колесико управления сзади, а также переднее колесико управления, потому для тех, кто уже ранее пользовался каким-либо другим цифровым фотоаппаратом Nikon, управление этой камерой будет привычным.

Меню камеры Nikon Df – это стандартное меню Nikon, которое присутствует в других цифровых зеркальных камерах Nikon, опции которого четко упорядочены, а также имеется традиционная закладка MyMenu, в которую Вы можете поместить наиболее употребительные опции для быстрого и легкого доступа к Вашим любимым настройкам. Также присутствует набор настроек поддержки Ai объективов, при помощи которых Вы можете сообщить камере, что используется такой объектив non-CPU, как более старый объектив Nikon. Кнопки управления изображением позволяют регулировать четкость, контраст, яркость, насыщенность и цвет.

Внизу камеры расположена защелка аккумулятора и отделение для карты памяти, при том что в камере предусмотрено только один слот для SD карты, в отличии от D600/D610, у которых есть 2 слота для SD карты, и кое-кто будет разочарован тем, что к карте памяти нет доступа сбоку. Ресурс аккумулятора камеры составляет 1400 снимков благодаря улучшенному электронному управлению, в данном аппарате используется тот же аккумулятор, что и на Nikon D5300.

Скорость

Мы сделали несколько серий снимков, чтобы протестировать быстродействие камеры, время от включения до первого снимка, время между снимками, скорость фокусировки и т.д. Для обеспечения точности и корректности результатов, мы брали среднеарифметические показатели из нескольких серий, что позволяет легко сравнить полученные данные с показателями других камер.

Nikon Df
Скорость срабатывания затвора <0.05
Фокусировка на широком угле/ Скорость срабатывания затвора 0.15
Время от включения до первого фото 0.45
Время между снимками без вспышки 0.5
Серийная съемка — JPEG (снимков до остановки) 5.5 кадров в сек (100 снимков )
Серийная съемка — RAW 5.5 кадров в сек (27 снимков )

Скорость фокусировки и срабатывания затвора камеры оказалась просто великолепной, показатели времени между снимками — также очень хорошие. При серийной съемке камера делает до остановки 100 снимков в формате JPEG со скоростью 5.5 кадров в секунду, или 27 снимков в формате raw.

Тестирование съемки

Камера показала хорошие результаты, тон кожи получился приятным, цветовая гамма изображений – правильной, а шум – малым при низкой освещенности. Объектив 50мм f/1.8G фокусировался уверенно даже при недостатке света, будь то при помощи оптического видоискателя, или в режиме предпросмотра.

Объектив

Камера дает картинку высокой четкости с хорошей экспозицией и прекрасной цветопередачей. Идущая в комплекте с камерой линза 50мм f/1.8 G обеспечивает прекрасную четкость и показала замечательную устойчивость к засветам, даже без бленды, которая также поставляется в комплекте. К данной камере подходят многие объективы как Nikon так и других производителей, и объективы с фиксированным фокусным расстоянием ведут себя исключительно хорошо. Фокус – уверенный и быстрый.

Шумы на разных ISO

Камера показала низкий уровень шума при ISO50, который сохраняется на том же уровне до ISO1600 и ISO3200. Шумоподавление достаточно низкое (при настройках по умолчанию) по сравнению с другими цифровыми зеркальными камерами, а это значит, что точность воспроизведения остается на высоком уровне даже при фотографировании с чувствительностью выше ISO6400 и ISO12800. Детализация несколько падает при ISO25600, и при ISO51200 шум становится достаточно сильным. Фотоснимки, полученные при ISO102400, еще имеют право на жизнь, хотя мы бы рекомендовали избегать работы при ISO204800. При высоких ISO мы установили настройки шумоподавления на «Среднее», при существующих опциях «Высокое», «Среднее», «Низкое» и «Выключено». Динамический диапазон уменьшается при съемке с настройками Низкое шумоподавление 1, что эквивалентно ISO50.

Баланс белого

Автоматический Баланс Белого (AWB) дает теплый цвет при искусственном освещении лампами накаливания, причем если выбрать соответствующие настройки для освещения, то результат становится еще лучше. AWB при флуоресцентном освещении дает изображению слегка синеватый оттенок, а если выбрать в настройках этот тип освещения, то получается легкий красный тон. Таким образом, для получения наилучшего результата, мы бы рекомендовали использовать пользовательские настройки баланса белого и регулировать его по мере необходимости, либо же можно делать снимки в формате raw и корректировать позже.

Динамический диапазон хороший, причем при использовании опции D-Lighting он расширяется при съемке изображений в формате JPEG.

Выводы по камере Nikon Df

Для тех, кто будет использовать эту камеру при слабом освещении, как например, на свадьбах, музыкальных фестивалях, концертах или при ночное фотосъемке, камера Nikon Df даст прекрасное шумоподавление благодаря 16.2 мегапиксельному сенсору, взятого у Nikon D4 при том, что эта камера значительно дешевле. К тому же, тем, кому нравится иметь прямой доступ к управлению скоростью выдержки, ISO, и коррекции экспозиции, эта камера подарит ощущение работы с настоящим фотоаппаратом, без излишне цифровых (и зачастую слишком сложных) свойств большинства современных цифровых зеркалок. Однако, тем кто хотел бы снимать видео, или более ограничен в средствах, больше подойдет Nikon D610, так как Nikon Df не имеет режима видеосъемки, при том что D610 еще и дешевле на 40 000 руб. Мы будем делать более подробный обзор Nikon Df в скором времени, когда серийная версия этой камеры поступит в продажу.

Плюсы Nikon Df

  • Великолепное подавление шумов
  • Прекрасный ресурс аккумулятора
  • Исключительное качество изображения
  • 2 года гарантии
  • Полная инструкция на 375 страницах
  • Широкий светлый оптический видоискатель
  • Поддержка старых объективов Nikon
  • Ручное управление

Минусы Nikon Df

  • Отсутствие режима видеосъемки
  • Материал корпуса в месте захвата – пластик, а не резина
  • Нижний слот для карты памяти / всего один слот
  • Высокая цена
  • Отсутствие вспышки