Константин райкин выступил с обличительной речью против лжепатриотов. Театральная общественность и соцсети обсуждают выступление константина райкина

16.06.2019

В ответ на сообщение № 7 от Анатолий: БУНТ СОДЕРЖАНОК. ИРИНА ВАСИНА.
Дата публикации: 25 октября 2016, 19:45.
Роскошное и забавное выступление Константина Райкина на съезде Союза Театральных Деятелей умилило и вызвало бурю противоречивых чувств …как роскошная и жалкая жизнь Маргариты Готье, знаменитой La dame avec les camlias….
Прелесть ситуации состоит в двух моментах:
Первый – представьте, как если бы содержанка, та же Маргарита, или современная дива – предъявляла бы претензии покровителю, за вмешательства в ее жизнь, подсказки, ограничение контактов с другими мужчинами. И если бы дама полусвета возмущалась наказанию за адюльтер. Представили? Скорее всего, она пошла бы по рукам, была бы выкинута к другому «поклоннику «таланта», при печальном продолжении такого поведения была бы списана в тираж.
Но не таковы наши художники и творцы! Вы с ума сошли, что ли?! Находясь практически полностью на государственном содержании (не хочу поражать воображение читателя суммами, перечисляемыми ежегодно на содержание театров) о сумме, выделяемой «Сатирикону» думать не хочется…. В голову лезет где-то много раз прочитанное «а сколько детских садов можно было бы построить…». Так вот, находясь на государственном содержании, руководитель театра «Сатирикон» жестко требует:
«Не надо бороться за нравственность в искусстве общественным организациям!» - Простите, гражданин Райкин, но за счет налогов, которые платит это общество, Вы собственно и существуете, данных о самоокупаемости Вашего театра (как, собственно, и большинства московских театров) в широкий доступ не поступало.
«Искусство само в себе имеет достаточно фильтров» - Гм, гм…простите – каких? Какие нравственные фильтры Вы, гражданин Райкин, увидели в театре Виктюка, например? В спектаклях Богомолова много нравственных фильтров? Так много, что в этой статье не возьмусь описывать в них происходящее.
«Художника»-акциониста Петра Павленского многие Ваши коллеги открыто превозносят. Того храбреца, который прибил наиболее чувствительные части собственного организма к Красной площади, отрезал мочку уха напротив института имени Сербского и поджег дверь ФСБ. «Петр Павленский! Браво. Еще один гениальный театральный жест. «Горящая дверь Лубянки – это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел.» Вот так в унисон с Вами исходит медом в Фейсбуке 9 ноября 15 года бывшая актриса Вашего театра Ксения Ларина. Если это у Вашего «искусства» называется фильтрами, то хочется поискать другое искусство. Или другие фильтры.
В связи с вышеизложенным особенно радует Ваша фраза – «…не надо делать вид, что власть – единственный носитель морали…». Не знаю, гражданин Райкин, как там у власти, но если перечисленное выше Вы считаете моральным, в наличие нравственности у власти верится поболее, чем у Вас. По крайней мере, ее представители от Ваших фильтров не в восторге.
Полный текст: http://news-front.info/2016/10/25/bunt-soderzhanok-irina-vasina/.

Съезд Союза театральных деятелей (СТД) прошел своим чередом. Представители провинциальных и не очень театров привычно жаловались на жизнь: где-то в зрительном зале ощущается запах канализации, где-то молодые актеры покидают город, и везде не хватает денег, чтобы с этими (и другими) бедами справиться. Председатель СТД Александр Калягин, руководящий этим союзом с 1996 года, внимательно слушавший жалобщиков, - единогласно избран на новый пятилетний срок. Единственной неожиданностью стала речь Константина Райкина, который заговорил не на хозяйственные, а на культурно-политические темы. И высказался так пылко, что стало ясно - у худрука «Сатирикона» терпение лопнуло.

«Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех, - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: "патриотизм", "Родина" и "высокая нравственность". Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется».

Понятно, что на Райкина произвели впечатления два события, случившиеся подряд: история с закрытием выставки Джока Стерджеса в Центре братьев Люмьер и история с запретом показа мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда» в Омске. И в том, и в другом случае, собственно, государственная власть вроде бы ни при чем: инициаторами митингов и пикетов становились некие общественные организации (в Москве - «Офицеры России», которые теперь от этой чести открещиваются, в Омске - «Семья. Любовь. Отечество», и до сих пор собой горды), а официально запретов вроде бы не было. И в Москве, и в Омске под давлением «сломались» организаторы событий. Но совершенно очевидно, что и в том, и в другом случае учреждения культуры не получили той поддержки от государства, на которую имели право рассчитывать. То есть, если кто-то заподозрил, что выставка американского фотографа нарушает законы РФ, прокуратура имела полное право запросить экспертизу и посмотреть, что там в этих Люмьерах происходит. Но никакого криминала в ней не было (что было установлено официально), а выставке пришлось закрыться. Так же и в Омске - несчастный мюзикл вообще идет с благословения патриарха. Полиция же в обоих случаях бездействовала, позволив действовать «оскорбленным». В результате возникает ситуация, когда не облеченный властью человек даже, а любой гопник с улицы, решивший объявить себя моралистом, может закрыть выставку, спектакль и вообще все, что ему в голову взбредет. Что, разумеется, на российских просторах открывает огромные возможности для нерядового заработка. Что-то в духе «господин директор театра, помогите нашей общественной организации, а то мы вашим спектаклем возмутимся».

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Но Райкина волнует не только «гопническая» цензура, а возрождение цензуры как таковой. В России она запрещена законом, и в этом запрете знаменитый артист видит «величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны». Слово «Тангейзер» им не было произнесено - но понятно, что сейчас все закрывающиеся в стране спектакли, вся дрожь под коленками региональных культурных властей обусловлена прежде всего воспоминанием о том, как был разгромлен новосибирский оперный театр. (О «Тангейзере» вспоминали и в Омске.) Спектакль, в котором никто - что было установлено судом - ничьи чувства не оскорблял. Но это не помогло директору театра, которого вышвырнули с работы. Инициатором скандала тогда стала группа православных граждан (не видевших обсуждавшийся спектакль), а поддержал эту группу местный митрополит (тоже театр не посетивший); то, что именно эту группу, а не театр, счел правой министр культуры, фактически говорит о введении цензуры.

«Церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать», - горько заметил Райкин.

Тут важно, что против цензуры (церковной в том числе) выступает не кто-то из юных режиссеров-экспериментаторов или веселых циников среднего поколения. Они, разумеется, тоже против - но первые эту цензуру и не заметят (потому что «обеспокоенная общественность», хорошо соображающая в пиаре, появляется там, где много народу, локальные тусовки для немногочисленных ценителей ее не интересуют), а вторые обернут скандал себе на пользу. Театр Константина Райкина ни в коем случае не революционный театр; в нем здоровая доза развлечения, и после спектакля в гардеробе удовлетворенно звучит «хорошо отдохнули». Но это - театр человеческий, гуманный, и в ситуации, когда идеология снова начинает провозглашать первостепенность государства при второстепенности человека, - тоже попадает под удар. И Райкин это чувствует.

Он говорит о необходимости солидарности театральных людей. «Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера - клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязывает каждого из нас, работника театра - артиста, режиссера ли, - не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. И в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом - напиши ему эсэмэску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации и делать это достоянием всех».

Фактически призыв - «возьмемся за руки, друзья». Классика. Вот только замечательный актер и худрук любимого зрителями «Сатирикона» не упоминает одного важного обстоятельства: все чаще деятели театра говорят о коллегах недобрые (мягко говоря) вещи не из привычки к злословию (ну, театр, как известно, террариум единомышленников, в глаза - все гении, за глаза - бездари), но из соображений элементарной выгоды. Пирог усыхает, деньги уменьшаются (и государственные, и спонсорские), за них надо воевать. И вот уже директор успешного театра имени Вахтангова призывает разобраться с театрами неуспешными (позакрывать их, что уж там) - он наверняка же не имеет ничего личного против хуже продающих билеты собратьев. Чисто бизнес. И понятно, что, поскольку немедленного экономического расцвета в ближайшее время не предвидится, ситуация конкуренции за государственные деньги будет толкать морально неустойчивых директоров к монологам в министерских кабинетах в духе «возьмите у этого, дайте мне».

И вот тут стоит удивиться, что эту пламенную речь именно в данный момент произнес именно Константин Райкин. Потому что у него-то как раз сейчас - острейшая проблема с финансами: здание «Сатирикона» ремонтируется, труппа играет на съемной площадке, и аренда этой площадки съедает все ресурсы театра, им не хватает денег на выпуск премьер. «Сатирикону» нужна государственная помощь (о чем Райкин и ) для того, чтобы в период ремонта жить и выпускать новые спектакли, а не еле-еле выживать. От многих и многих худруков и директоров в такой ситуации можно было бы ожидать монологов вполне сервильных. А тут человек выходит и говорит не про то, что в данный момент нужно лично ему, а про важное для всех - про профессию, про товарищество. Идеалист? Безусловно. Но как здорово, что такие люди еще есть на свете.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатририкон», на Всероссийском театральном форуме выступил с речью о цензуре. Выступление вызвало огромный резонанс, так как Райкин фактически высказался против борьбы чиновников за нравственность в искусстве. Многие делегаты съезда выразили полное согласие с худруком «Сатирикона».

«У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей. И масса интересных спектаклей. Я считаю, это хорошо. Разных, спорных, прекрасных! Нет, мы опять почему-то хотим… Мы друг на друга клевещем, доносим иногда – прямо вот так ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» Не надо, не надо! Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку». Ну, что же мы? Ну, неужели он такой гений, что и на нас настучал на тысячу лет вперед? Про наше, так сказать, раболепство», - сказал Райкин.

Также его возмутило закрытие ряда мероприятий из-за протестов активистов:

«Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры - я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства - наконец, был запрещен».

«Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что - это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли».

«И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем».

Чтобы противостоять этим явлениям, Райкин призвал людей культуры объединиться.

«Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому».

В Кремле прокомментировали высказывание Райкина, указав на то, что он путает цензуру и госзаказ.

«Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. При этом надо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги, или с привлечением каких-то других источников финансирования. Когда власти дают деньги на постановку, то они вправе обозначить ту или иную тему», - сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Также Песков отметил, что те произведения, которые появляются без финансирования государства, не должны нарушать закон: например, разжигать рознь или призывать к экстремизму.

Существует мнение, что именно финансирование, вернее, его отсутствие, и подвигло худрука «Сатирикона» на резкую критику культурной политики.

Так, накануне Райкин заявил об угрозе закрытия театра из-за финансовых проблем. Сейчас «Сатирикон» арендует временное помещение в связи с реконструкцией здания театра, и все деньги, которые выделяет бюджет, уходят на оплату аренды. Этого финансирования недостаточно для проведения репетиций, и театр полгода простаивает.

Кстати, именно полгода назад над театром нависла реальная угроза, когда в феврале на его сцене был поставлен спектакль на остросоциальную тему «Все оттенки голубого». Депутат Виталий Милонов не заставил себя ждать и призвал проверить постановку на гей-пропаганду среди несовершеннолетних. Милонова не смутило то, что на афише было указано «18+».

Сопоставив эти факты, можно предположить, что Райкину «уже нечего терять»: если «Сатирикон» не получит финансирования и все-таки закроется, виновной в том будет власть со своей цензурой.

Видеозапись выступления Константина Райкина разошлась в Сети, вызвав бурную реакцию как известных людей, так и простых пользователей.

Президент мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдостанова, известный как «Хирург», раскритиковал слова Райкина, обвинив его в «желании превратить Россию в сточную канаву».

«Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты», - сказал Залдостанов.

Он пообещал, что будет защищать российскую свободу от «американской демократии», добавив, что «Райкиных в Америке бы не существовало, а у нас они есть».

В «Сатириконе» сообщили, что сейчас Константин Райкин не намерен реагировать на критику своего выступления.

Советский и российский режиссером Иосиф Райхельгауз в интервью Life сказал, что «Райкин говорит, потому что можно говорить».

«Я его целиком поддерживаю. Он выдающийся деятель современного театра. Но он говорит, потому что сегодня это не угрожает его жизни и здоровью. К сегодняшнему времени масса претензий, но сравнить нынешнего президента с генсеками тех времен - Брежневым, Черненко, Андроповым - это несравнимо», - сказал Райхельгауз.

Политический обозреватель Константин Семин также не согласен с Райкиным, заявив, что «не видит на горизонте призрак 37-го года».

«Все те «жуткие» происшествия, связанные с протестом граждан против выставок и спектаклей, которые Райкин перечисляет, – они ведь не могут быть записаны в актив государственной власти. Это не власть запрещает порнографию. Это не власть искореняет педофилию в искусстве. Это не власть наложила мораторий на предательские и антисоветские, русофобские высказывания в СМИ. Больше того, мы видим, что в процентном соотношении таких высказываний, таких «актов искусства», как любят называть это сами «творцы» в публичном пространстве, становится лишь больше и больше. Это происходит при полном попустительстве государства. Государство смотрит на это не то чтобы сочувственно, но уж совершенно точно без возмущения. Поэтому мне абсолютно непонятно: где, в каком месте господин Райкин углядел этот самый «зловещий призрак сталинской цензуры», - сказал Семин.

Также он подчеркнул, что терпение общества не беспредельно, и когда надругательства над здравым смыслом и девиации в искусстве выходят за рамки, нельзя отнимать у людей право на возмущение и негодование.

«Иногда это изливается в безобразные выходки, но эти выходки не более безобразны, чем те акты, которые их спровоцировали», - уверен политический обозреватель.

Писатель Амирам Григоров на своей странице в Facebook также высказался по поводу выступления Райкина.

«Я просто хочу отметить - «Костя Райкин», которого давненько, чуть ли не с 90-х, было не особенно слышно, видимо, не смог промолчать не потому, что он такой особо белоленточный или либеральный - он конкретно бизнесмен и конформист, плотно дружный с властями при двух режимах.

Несмотря на то, что он вышел со всеми квашами-ахеджаками из одного краснознаменного инкубатора, он действительно не делал политических высказываний на публику, поскольку ему это нужно не было - у него есть вообще все - и театр, и гешефт, и покровительство московских властей, у него однозначно (просто к гадалке не ходи) доля в райкин-плазе, просто потому, что плаза эта построена на земле, переданной или в конце совка, в самом конце царствования «великого аггкадия исаковича», или позже, во время смутного времени, театру, и плазу там отгрохали явно не без гешефта.

Я уверен - промолчал бы этот «талантливый майчик Костя» в ста случаях из ста. Но, видимо, позвонили. Видимо, намекнули. Сказали, что он «нагушает пгинципы когпогации». Заметили, что после «геволюции» ему не будет гут - зачислят в кобзоны. И Костя таки нам сказал», - написал Амирам Григоров.

Художественный руководитель театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников в интервью телеканалу «Дождь» прокомментировал слова Райкина:

«Совершенно блистательная речь: честная, эмоциональная, я понимаю, о чем он говорит в каждом слове. Я знаю, что у Райкина какие-то люди срывали спектакли, писали доносы и прочее, это все началось совсем недавно, и он знает, про что он говорит. А вот этот круглый стол в Общественной палате, где был практически открытый конфликт Константина Аркадьевича с первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым, который посмел его учить, как надо жить и что такое государство. Они говорят: государство - это мы, и мы будем решать, что народу нужно, а что не нужно. Все возвращается к самому убогому совку.

Я думаю, что то, что он сказал, будет поддержано и рассмотрено большим числом людей. Потому что многие тоже чувствуют цензуру и сталкиваются с катастрофическим снижением субсидирования культуры, если она не пропагандистская. На пропаганду деньги будут всегда. А на культуру и искусство будет все меньше и меньше. Государство, когда говорит про госзаказ, имеет в виду именно пропаганду. Что еще оно будет заказывать?».

Фото, видео: youtube.com/user/STDofRF

На седьмом съезде Союза театральных деятелей он призвал к цеховой солидарности и к борьбе с запретами и цензурой, которые, по его мнению, становятся все более заметны в стране. Пресс-секретарь Дмитрий Песков в ответ заявил, что не надо путать цензуру и госзаказ

Константин Райкин. Фото: Павел Смертин/ТАСС

Вроде бы, ничего нового он не сказал. О скандалах с закрытием выставки Стерджеса или срывом тех или иных спектаклей православными активистами известно всем и давно. Несмотря на это, выступление Райкина обсуждают все. Вот что говорит худрук Ленкома Марк Захаров.

режиссер, художественный руководитель театра «Ленком» «Это достаточно смелая и неожиданная — такой всплеск эмоций наступает, вероятно, в нашем обществе — не совсем понятная для меня пора, когда усиливается псевдоидеологическое давление на искусство, на выставки, на театры. И мы были свидетелями нескольких таких очень неприятных акций. Но вот это вдруг вспыхнуло, это меня тоже очень тревожит, и Константин Райкин, по-моему, очень эмоционально об этом высказался. Я целиком на его стороне».

Одно из заметных высказываний принадлежит лидеру «Ночных волков» Александру Хирургу Залдостанову. Он сказал буквально: «Эти райкины хотят превратить Россию в сточную канаву». Олег Табаков по поводу выступления Райкина высказался расплывчато, но однозначно главу «Сатирикона» не поддержал.

художественный руководитель МXТ имени А.П. Чеxова «Сдан в эксплуатацию новый театр Московский, через два года будет сдан в эксплуатацию филиал Художественного театра. Не я молодец, а я делом занимаюсь! Работаю! Я никогда Костю бездельником не считал, но, если говорить всерьез, еще раз адресую вас к Чехову, персонаж — профессор Серебряков, который говорит: «Дело надо делать, господа! Надо делать дело!».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, как и Райкин, озабочен диктатом толпы: если обкомовским цензорам можно было что-то объяснить, то массе оскорбленных граждан уже нет. Выступление Райкина комментирует худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз.

Иосиф Райхельгауз худрук Школы современной пьесы «Тут как сказать, вот с чем это все сравнивать? Если это сравнивать с тяжелейшими временами советской власти, когда на любую пьесу, когда на любой выход на сцену нужно было получать разрешение, то это мы живем при полнейшей свободе, при полнейшей демократии. Но если в то же время смотреть на то, что театром руководит некий куратор, и этот куратор чаще всего малообразованная девочка, которая, исходя из своих представлений, начинает диктовать Константину Райкину правила сотворения, сочинения произведения, ну тогда это безумие, и мы потеряем то, что мы сегодня имеем».

Самые яростные противники Райкина пишут: хочет денег. На прошлой неделе глава «Сатирикона» жаловался, что из-за нехватки средств театр на грани закрытия.

24 октября руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил с речью о цензуре в области культуры, которая тут же стала предметом обсуждения в сети. Он высказался против «группки оскорблённых», которые контролируют театр и кино, ссылаясь на идеи о патриотизме и нравственности. Сегодня его выступление прокомментировал Александр Залдостанов (Хирург), обвинив его в желании превратить Россию в «сточную канаву». Пользователи соцсетей заступились за Райкина.

В понедельник на съезде Союза театральных деятелей (СТД) Константин Райкин выступил с речью, в которой выразил своё разочарование и недовольство ситуацией в стране. В частности, он высказался о давлении на театры со стороны государства, необоснованной цензуре, негативных изменениях, произошедших с РПЦ, и растущей политизированности в культуре.

Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех, - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорблённых якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется.

С нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь!

Церковь наша несчастная, которая забыла, как её травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать.

Александр (Хирург) Залдостанов, активно поддерживающий политику Владимира Путина, президент мотоклуба «Ночные волки» и инициатор создания движения «Антимайдан», прокомментировал слова Райкина изданию НСН .

Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти Райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю всё, чтобы защитить нас от американской демократии. Несмотря на все репрессии, которые они распространяют по всему миру!

Он также заявил, что Россия сегодня - единственная страна, где «действительно есть свобода».

Критика Хирурга вызвала бурную реакцию в сети. В частности, Дмитрий Гудков, бывший депутат госдумы, написал на своей странице в фейсбуке, что он глубоко разочарован тем, как быстро культура теряет значимость, а «хулиганы» становятся национальными героями.

Подписчики Гудкова поддержали его в комментариях. Большинство согласились, что Хирург не вправе критиковать человека такой величины, как Райкин. А некоторые и вовсе пишут, что Залдостанов не стоит того внимания, которое ему уделяют.

В защиту Райкина высказался и бывший сенатор Константин Добрынин.