Конспект занятия по экологии «Комнатные растения» в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе: «Комнатные растения Темы занятий по теме экология растения цветы

04.02.2024

Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование знаний детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Программное содержание:

  • Учить детей определять растение, требующее уход.
  • Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы.
  • Закрепить знания названий комнатных растений (кактус, папоротник, бегония, бальзамин).

Оборудование:

    комнатные растения (кактус, папоротник, бегония, бальзамин);

  • инвентарь для ухода за растениями (опрыскиватель, рыхлитель, лейка, мягкая тряпочка).

Части занятия

  1. Вводная часть.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Основная часть.
  4. Беседа о комнатных растениях.
  5. Путешествие на родину комнатных растений.
  6. Пальчиковая гимнастика «Цветочек ».
  7. Физминутка.
  8. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями.
  9. Заключительная часть.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо от нашего друга Незнайки. Он пишет - «Мне на день рождения подарили цветы, но как они называются и как за ними ухаживать, я не знаю… Очень прошу вас, помогите мне ребята! Высылаю фото цветов». Слайд № 2.

Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Незнайке?

Дети. Да

Воспитатель. Нам предстоит отправиться в путешествие на родину этих цветов, через моря, горы, океаны. На чем же мы туда полетим?

Дети предлагают свои версии. (Например: самолет, ракета и т.д.)

Воспитатель.

  • Я предлагаю отправиться в наше путешествие на воздушном шаре. Занимайте свои места. (Дети и воспитатель все вместе: «Земля, прощай, в добрый путь»). Слайд № 3.
  • Ребята, посмотрите! Мы пролетаем над пустыней. Слайд № 4.
  • В пустыне сильная жара, засуха, ветры знойные, мало дождей, поэтому недостаточно влаги и бедная растительность. (Слайд № 5).
  • Ой, посмотрите что это такое большое по среди пустыни стоит? Это же кактус! Кактусу для его роста и развития необходимо: свет, тепло, мало воды, не любит, чтоб его брызгали. Слайд № 6.

Воспитатель. Нам пора отправляться дальше, а то здесь очень жарко. («Земля, прощай, в добрый путь»). Следующая наша остановка, это Южная Америка. (Слайд № 7). Здесь мы можем с вами укрыться в тенистых кронах деревьев, полюбоваться обильной растительностью. Осторожно, к нам ползет змея! (Слайд № 8). Южная Америка - родина бегоний. Посмотрите, какие они красивые. (Слайд № 9.: определяют, что нужно для роста и развития).

Воспитатель. Мы с вами немного отдохнули, пора отправляться дальше. («Земля, прощай, в добрый путь»). Подул тропический ветер, мы приближаемся к Тропикам. (Слайд № 10). Давайте приземлимся на полянке и поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

Воспитатель. В тропиках, ребята, обильная растительность и много животных. Посмотрите, кто это там лежит на деревьях? (Дети рассматривают картинки). Слайд № 11. (Среди всей этой красоты дети узнают папоротник). Да, ребята, тропические леса - это Родина папоротников. Тропики - это место, где влажно и жарко. (Дети вместе с воспитателем определяют, что необходимо для роста и развития растения). Слайд № 12.
Воспитатель. Ребята, давайте попрощаемся с тропиками, а нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места.(«Земля, прощай, в добрый путь»).
Воспитатель. Посмотрите, какая красота! Мы попали в страну Цветов - Субтропики. (Слайд № 13). Дети вместе с воспитателем выясняют, что Субтропики - это родина бальзамина). Слайд № 14. Воспитатель рассказывает, как ухаживать за бальзамином. (Слайд № 15).

Воспитатель. Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. («Земля, прощай, в добрый путь»). (Слайд № 16),
Воспитатель. А вот и наш любимый детский сад. Давайте немного отдохнем после нашего кругосветного путешествия.

Физминутка.

Рефлексия «Цветок на полянке».

Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на нашей полянке красные цветы. А если вам было скучно - желтые.

Трудовые действия: уход за растениями в группе.

Воспитатель. А теперь ребята, давайте напишем письмо нашему другу Незнайке и расскажем о том, какие цветы ему подарили и как за ними ухаживать.

Список использованной литературы:

  • Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА - ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с.
  • Левданская П.И., Мерло А.С. Комнатные цветочные растения. Мн.: Ураджай, 1978. 128 с.
  • Степанова И.Ф. Живые коллекции. М.: Панорама, 1991. 14 с.
  • Тубельская В. Ухо Наполеона и другие бегонии// Маленький садовник. 2004, №4. С. 4 - 5.
  • Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: Кладезь-Букс, 2007. 256 с.

Картинки в презентации и материалы из интернет - ресурсов:

  • http://surviveru.narod.ru/desert1.html
  • http://www.tourister.ru/world/america/review
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6482/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82

Шкабарня Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Салаир,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экологии "Уход за комнатными растениями"
Дата публикации: 21.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Уход за комнатными растениями»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально

Коммуникативное развитие, речевое развитие.

Программное содержание:

Развитие

интереса

к комнатным растениям,

наблюдать и ухаживать за ними.

Формировать

умение определять комнатные растения,

нуждающиеся

уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Создавать условия для правильного планирования своей деятельности и

распределения обязанностей между собой.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

Совершенствовать диалогическую речь, уметь выстраивать диалог.

Обогащать речь детей глаголами, прилагательными, сравнениями.

Формировать умения правильно употреблять слова в речи.

Способствовать количественному накоплению слов для содержательного

Уточнять и закреплять знания детей о способах ухода за растениями и о

последовательности работы.

Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, желание наблюдать

и ухаживать за ними.

Предварительная работа:

комнатных

растениях,

наблюдения

художественной литературы, заучивание стихов и отгадывание загадок.

Методы и приемы:

наглядный,

словесный,

практическая

деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Комнатные растения, оборудование для ухода за ними (тазы, тряпочки, лейки,

опрыскиватели, стеки, кисточки, щеточки).

Ход занятия:

Воспитатель подходит к уголку природы и берет в руки «Берегиню».

Воспитатель: Спрашивает у «Берегини»

«Подумай и скажи, что нужно

растениям, чтобы они хорошо росли? (Забыла?)

Давай загадаем нашим детям загадку.

Загадка: «Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Зимой цветут, какие цветы? (комнатные).

Скажите, а почему они называются комнатными растениями?

Растения, которые выращиваются в помещении.

Воспитатель: Дети давайте поможем нашей кукле «Берегине» вспомнить, что

нужно растениям, чтобы они хорошо росли? (тепло, солнце, вода, уход за

Воспитатель:

Правильно

опрыскивать

протирать растения. И сегодня мы будем продолжать очищать растения от

Воспитатель: Как вы думаете, для чего это надо делать? (для того, чтобы

растения дышали)

Растения дышат с помощью листьев. Поэтому листья должны быть всегда

Воспитатель:

Скажите, по каким признакам можно определить растение,

нуждающееся в уходе? (сухая земля, листочки завяли, опали, постучать по

В нашем уголке природы много красивых и разных растений. Посмотрите на

них и скажите, чем они отличаются? (размером листьев, формой листьев)

А как называются наши растения? У каждого из нас есть свое имя и у цветов

название

(бальзамин,

сансевиерия

бегония).

Какие бывают листья у растений? (гладкие, опушенные, мелкие) и выберем

способ очистки растений от пыли.

У этих растений листья отличаются друг от друга. Как мы будем очищать их

Правильно.

протираем

тряпочкой.

Растения

мелкими листьями ставим в тазик и опрыскиваем. Растения с опушенными

листьями очищаем при помощи щеточки, кисточки.

Давайте сейчас мы немножко отдохнем и посмотрим, нуждаются ли наши

растения в уходе?

Физминутка.

«На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: А сейчас подойдите к уголку природы, аккуратно возьмите

комнатные растения и поставьте их на стол.

Что нам надо для ухода за растениями?

(лейка с водой, кисточки для очистки, стеки для рыхления, пульверизатор,

салфетки, тазик с водой, клеенчатые фартуки, тазик для опрыскивания).

Как очистить от пыли сансевиерию? (обтереть влажной тряпочкой)

Почему? (листья гладкие, прочные, вытянутой формы).

растения

листочками

опрыскивать

пульверизатора. Кто будет опрыскивать растения, кто протирать?

Воспитатель:

ухаживать

растениями

опушенными листьями. (Фиалка).

Потрогайте фиалку и сравните с сансевиерией. Есть разница, какая?

(у сансевиерии

листья гладкие, большие, длинные,

а у фиалки листочки

маленькие,

опушенные).

опушенные?

волосками).

Вот такие растения мы очищаем от пыли с помощью кисточки или щеточки

(показать). Листья фиалки боятся воды. Они могут загнить (поливаем в

Воспитатель берет в руки стеку и спрашивает для чего она (рыхлить землю,

чтобы корни дышали). Землю нужно взрыхлять на поверхности, глубоко

рыхлить нельзя. Почему? (чтобы не повредить корни).

Показать, как правильно рыхлить землю.

Уточнить и закрепить знания о процессе ухода за комнатными растениями.

Подчеркнуть,

растений

особенностей листьев. От этого же зависит выбор орудий труда.

Воспитатель напоминает, что нужно надеть фартуки.

Дети выполняют работу. Воспитатель помогает советами, помогает в работе

если нужно.

В конце занятия итог. Отметить, что все дети хорошо потрудились, правильно

рыхлили землю, удаляли пыль с растений, опрыскивали, поливали.

Теперь наши цветы будут хорошо расти и цвести. Все работали, дружно

помогая друг, другу. Молодцы, все потрудились на славу.

Как вы думаете, вы все справились с заданием?

привести

аккуратно в шкаф.

Берегине понравилась ваша работа, и она решила подарить еще один цветок в

уголок природы.

Внести в группу цветок (Фикус). Рассмотреть растение и определить способ

Экологию, друзья, изучаем мы с утра.

В уголке природы нашем много зелени, цветов.

И названия, конечно, мы все знаем, «будь здоров»!

Есть фиалка голубая и бегоний штуки три,

Бальзамин и сансивиерия, словно щучьи хвосты.

Мы их моем, поливаем, рыхлим землю, удобряем

И хотим, чтоб тут всегда была зелень, чистота!

Анна Аралова
Конспект занятия по экологии «Комнатные растения» в старшей группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Комнатные растения »

Воспитатель старшей группы Аралова А . Ю. ,МБДОУ№26

Программное содержание :

обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями ;

закрепить знания об основных потребностях комнатных растений ;

обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление) ;

развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;

воспитывать любовь к растениям , желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.

Оборудование : лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений .

Предварительная работа : цикл занятий «Комнатные растения » , работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения » , разучивание загадок о комнатных растениях .

Ход образовательной деятельности :

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе зима, и в это время всему живому очень нелегко, как вы думаете почему? (Ответы) . Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы) .

А почему вы думаете, цветы живые? (Растут , питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы , не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь . Но цветы растут не только на улице , но и в комнате . Подскажите, пожалуйста, как называются растения , которые растут в комнате ?

Конечно, комнатные . У меня на столе стоят комнатные растения , которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, декабрист, хлорофитум, фиалка) .

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы» .

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения .

Что есть у всех растений ? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень ? (чтобы растение дышало , пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом ) .

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений ? (солнце, земля, вода) .

Посмотрите, как много здесь растений , а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками, делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (Домовёнок Кузя)

Кузя : ой, беда, беда, огорчение! Хозяйство неухоженное и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель : подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Кузя : Я - Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас ваши цветы…Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя : ну, как же, вот цветочек стонет, и вот. Вы прислушайтесь. Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель : а что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается) : Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Воспитатель : Кузенька, не торопись. Мы с ребятами хоть и не слышим голосов растений , но можем определять, что необходимо растению по его внешнему виду. А ты сядь и отдохни, да послушай. А ребята расскажут и покажут тебе, как правильно надо ухаживать за растениями .

Дети, давайте расскажем Кузе, как определить, что растению требуется , полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения ? Какой водой? (Комнатной температуры , отстоявшейся) .

Один ребенок поливает растение , комментирует свои действия.

Дети, а что такое «сухая поливка» ? (рыхление почвы)

Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти и дышать )

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений , потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).

(Ребенок рыхлит землю.)

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть ) .

Как надо мыть растения с крупными листьями ? (крупные листья протираем тряпочками) .

(Показ детьми) .

Как мы моем растения с мелкими листьями ? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора) .

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки) .

Посмотрите вокруг, как здесь уютно, красиво и как много растений , а что нужно сделать, чтобы комнатных растений у нас было много ?

(Дети отвечают.)

Правильно. Их нужно размножать так, чтобы новые растения были такие же красивые. Но размножаются растения все по-разному . Как?

Луковицей, листом, отводками (детками, делением корня, семенами, частью стебля.

Кузя : какие вы молодцы как вы много знаете о растениях , теперь я спокоен зная, что вы о них позаботитесь. Благодарит детей за помощь (уходит)

Физкультминутка

Но вы, наверное, немного устали и я предлагаю вам немного поразмяться. Давайте встанем и представим, что мы цветочки.

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках в кругу.)

Поднялись цветочки, (Медленно встают.)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх.)

Солнцу улыбнулись. (Разводят руки в стороны, ладонями вверх.)

К солнышку листочки (Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.)

Повернут цветочки

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Я предлагаю отгадать загадки о растениях

Куст оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

А цветы о окне – словно шапка в огне.

(Герань.)

Его воздушные корешки

Для посадки хороши,

А если плетни разрослись,

Возьми горшок и потрудись.

И пусть невзрачны так цветки,

Но представляет он собой,

Растет растенье особой красоты .

(Хлорофитум)

Говорят, что в декабре

Все деревья в серебре.

Я же в комнате зимой

Расцветаю, как весной.

И жду всегда я декабря,

Чтобы радовать себя.

И любуются все мной,

Восхищаясь красотой.

(Декабрист)

Капризной я считаюсь.

Освещение, друзья,

Очень важно для меня.

Так же правильно поливай,

Притенять не забывай.

(Фиалка)

Рефлексия :

О чем мы говорили на занятии ?

Вспомните названия растений .

Какие условия необходимы растениям для роста ?

Как мы ухаживаем за растениями ?

Что вам понравилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Комнатные растения - наши друзья» Конспект занятия по экологии в средней группе на тему: «Комнатные растения – наши друзья» Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением.

Конспект НОД по экологии в первой младшей группе «Мы поливаем и моем комнатные растения, делаем добрые дела» Цель: - закрепить название растения – фикус; - закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями: протирать листья комнатных растений,.

Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Комнатные растения» Цель: закрепить знания об известных и формировать знания о новых растениях. Задачи: Образовательные: формировать или закреплять об известных.

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о комнатных растениях. Задачи: - Закреплять знания названий комнатных растений..

Закрепление знаний детей о комнатных растениях и их строении. Уточнение представления о том, что растения вырастают из семян. Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Учить сажать проросший горох. Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

в старшей группе

на тему:

«Путешествие в страну комнатных растений»

Предварительная работа:

Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях.

Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.

Словарная работа: аспидистра, сансевьера.

Развивающая среда:

Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!

(Воспитатель выводит Карлсона)

Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?

Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.

Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).

Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.

(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)

Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?

Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.

Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы

Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…

Ребенок: Корень в земле, его не видно.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Солнце поднимается,

Цветочек распускается.

Солнышко садится,

Цветочек спать ложится.

Высокие, красивые

Цветы у нас растут.

А корни под землею

Для них водичку пьют

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой

ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются

Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями

Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.

Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?

Ребенок: Растения выращивают из семян.

Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.

Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.

Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.

(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).

Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!

Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.

Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.

Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.

Игра – соревнование «Разбери семена»

(развитие мелких мышц пальцев)

Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?

Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.

Воспитатель: Что для этого было нужно?

Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.

Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.

(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть

Игра на координацию речи и движения

«На окне в горшочках»

Ребенок: Вот растет бегония –

Пышная красавица

Красотой своей она

Во всем мире славится

Ребенок: Меня фиалкою зовут.

Так называй меня и ты.

Пусть на окне твоем растут

Мои веселые цветы.


Чуприна Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №3 "Алнушка"
Населённый пункт: Белебеевский райорн П. Приютово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экологии во второй младшей группе "Айболит и комнатные растения"
Дата публикации: 28.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Айболит и

комнатные растения »

Цель: Уточнять и расширять представления детей о комнатных растениях:

существуют рядом, создают красоту и уют в комнате, человек за ними ухаживает;

напомнить названия знакомых им растений, их строение, особенности размера,

окраски.

Образовательные: Расширять представления детей о растениях . Познакомить

с комнатными растениями (фикус, бальзамин). Учить различать растения по

особенностям внешнего вида листьев, стеблей, цветов. Формировать

представление о комнатных растениях , как о живых существах.

Развивающие: развивать наглядно-действенное мышление, развивать

сенсорное восприятие (посмотреть, потрогать, понюхать, обогащать словарь детей,

развивать двигательные умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать в детях положительное отношение к миру

природы. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями

Методы и приемы: словесный, наглядный и практический

Оборудование: Костюм доктора Айболита ; цветы в горшках – фикус, бальзамин;

пульверизатор, лейка, клеенка; карточки с изображением солнца, воды,

комнатных растений ; магнитофон, диск с музыкой П. И. Чайковского «Вальс

цветов»; «классическая музыка», бланк телеграммы.

Ход занятия

(Дети встают в круг).

1.Организационный момент

Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку).

Садимся и закроем глазки. И представим, что вы маленькое растение, которое

посадили в землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Вас поливают,

вытирают с растений пыль. Растение начинает расти (дети медленно

поднимаются), листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх),

растение чувствует себя хорошо (руки опускают).

Откройте глазки. Вам понравилось быть растением?

2. Сюрпризный момент. (создание мотивации к предстоящей деятельности).

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель Сегодня утром я встретила почтальона, он мне передал телеграмму,

давайте откроем. (Читает телеграмму) «Встречайте. Выезжаю на осмотр. Ваш

Доктор Айболит »

Воспитатель : к нам приедет Доктор Айболит , он уже в садике, но теперь

проверяет самочувствие не детей, а растений .

Воспитатель : Ой, кто-то к нам стучится в дверь, пойду посмотрю. (Воспитатель

Включается музыка П. И Чайковского «Вальс цветов». Появляется гость

Айболит: Здравствуйте, дети! Все ли у вас в порядке? Все здоровы, никто не

болеет? Есть ли у вас в группе растения? Покажите мне их. (Дети

показывают Айболиту все комнатные растения . Айболит вместе со всеми

обходит помещение.)

Айболит : Сейчас внимательно осмотрю ваши растения . Нет ли каких

заболеваний? Не сломаны ли листья, не засохли ли они? Хорошо ли вы за ними

ухаживаете. Ведь они тоже живые и все мне сейчас расскажут. Рта у них нет, но я

все пойму по внешнему виду растений . Доктор начинает осматривать растения

по очереди .

3. Рассматривание цветка - Бальзамин

Айболит ставит на стол бальзамин и осматривает растение со всех сторон ,

спрашивает:

Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин» , а ещё

называют огоньком. А хотите знать почему? (ответы детей). Потому что, у него

много маленьких красных цветочков, а некоторые люди зовут его Ванькой

А знаете ли, где у огонька цветы? Гульназ, подойди ко мне, покажи.

Молодец, правильно показала,

А какого они цвета? (Красного).

- Почему их легко заметить? (Потому что яркие).

- А что есть еще у цветка? (Листья)

- Посмотрите, какого они цвета? (Зеленго). Покажи Денис, где находятся листья?

- А сколько их? (Много). Погладь пальцем по листочку, какой он? (Гладкий).

Молодец, садись.

Ребята, что больше, листьев или цветочков? (Ответы детей).

Еще у него есть стебель (Показываю). Эмилия, подойди пожалуйста, покажи

где стебель. (Показывает).

- Посмотрите к нам прилетела… (бабочка). Куда присела бабочка? (Бабочка

садится на лист, стебель, цветок; дети проговоривают куда села бабочка).

- Значит у цветов есть.. листья, стебель, цветок (повторяют хором)

- Ребята, а что помогает цветам расти и быть красивыми? Самая главная часть у

них спрятана в земле, а мы не видим. Это корень.

- Ребята наши растения пьют воду корнями. У нашего огонька тоже корни есть,

они в земле.

4. Игра «Что растениям необходимо для роста» (расположить карточки по

Айболит продолжает : все растения живые , м нужно солнце (выставляет на

фланелеграф), от солнца идет тепло и свет. «Тепло уже есть - в группе , можно

без пальто ходить, тепло идет от батарей. Света тоже много - окна большие,

очень светло, воздух(выставляет картинку на фланелеграф), воздух, вода

(выставляет картинку на фланелеграф), А вот вода… Воду растениям надо

специально давать, надо поливать их!

Делаем вывод: Без солнечного света и тепла растения не растут. Растениям нужна

земля. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота и нежность.

(Доктор показывает, как надо поливать все комнатные растения , как в лейку

наливать воду. Одному - двум ребятам предлагает полить бальзамин.)

А сейчас, мы с вами польем цветок, для этого нам нужна вода и лейка.

(Обьясняет)

прислоню

осторожно

Катя, покажи, как надо правильно поливать растения : (помогает) . Мололодец,

хорошо постаралась.

А вы знаете ребята, растения дышат через специальные щели на листьях и

стебле. Чтобы лучше им было дышать с них нужно удалять пыль. У бальзамина

листья мелкие темно- зеленые, их много – протирать долго – лучше эти листья

опрыскать водой. (2-3 ребенка просит помочь).

Осмотр я завершил. Бальзамин любит свет, тепло, много воды, не любит очень

больших горшков и стоять в тесноте - ему нужен простор. Опрыскивать

бальзамин надо один раз в неделю, в яркие, солнечные дни - каждый день. На

прямое солнце не ставить. Обеспечить простор». Вы запомнили, что надо

Бальзамину. (Ответы детей).

Айболит хвалит ребят : - Я спокоен за огонек, он в надежных руках:

А теперь немножко отдохнем, поиграем с нашими пальчиками.

5.Пальчиковая игра "Цветы "

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно ракрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

("Цветом" снова покачивается на ветру)

6.Рассматривание второго растения - Фикус.

Посмотрите, у вас в уголке есть ещё растение не похожее на огонек.(Айболит

осматривает растение со всех сторон) . Вы знаете его название, это Фикус.

Давайте посмотрим, какое состояние у этого растения . Подойдите ко мне.

Вопросы детям: Что это? (Показывает на листья). Какого цвета они? Какого

размера он по сравнению с Бальзамином? (Ответы детей).

Какого цвета стебель? А есть ли цветы? Давайте погладим пальцами по

листочку. Какой он? Давайте понюхаем: есть ли запах?

А знаете, какой он выносливый, он может расти в разных световых условиях.

Вода нужна ему в умеренном количестве, так как листья толстые, кожистые,

накапливают в себе воду. А чем он пьет воду? Ответы детей. Правильно корнями,

а корни находятся в земле.

А чтобы растение росло здоровым , нужно рыхлить почву?

повредить

Вот так и показывает. Одному-двум ребятам

предлагает подрыхлить почву. Варя, подойди и покажи нам. (Айболит вызывает

детей и комментирует по ходу действий.)

Листья у наших цветов одинаковые или разные?

На Фикусе листья большие, лучше их протереть тряпкой. (Показывает) (Просит

1-2 ребенку протереть листья фикуса).

(Айболит просит): Чаще подходите к окну, любуйтесь растениями : на них так

приятно смотреть, они красивые, а для того чтобы они и дальше оставались

такими красивыми нужно их опрыскивать ежедневно, поливать умеренно.

Вот наши цветы стали чище послушайте, как они вас поблагодарят.

Магнитофонная запись: «Дети, мы вас любим, ваши глаза, улыбки, добрые руки.

Мы рады тому, что живем в вашей дружной группе. Ваша забота и ласковые слова

помогают нам быстро расти и каждый день мы вам дарим чистый воздух и свою

красоту».

- А теперь ребята, давайте поиграем.

Игра « Найди свой цветок»

Цели: учить ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную,

взаимодействовать со сверстниками, развивать внимание, цветовосприятие,

быстроту реакции, память и связную речь.

Описание:

Игра проводится с цветами. Как остановится музыка. Девочки бегут к желтому

цветку. А мальчики бегут к голубому цветку. Дети выполняют движения

соответственно тексту.

«Спал цветок и вдруг проснулся, сидя на корточках, спят.

Больше спать не захотел. открывают глазки.

Шевельнулся, потянулся, поднимаются и потягиваются

Взвился вверх и полетел… поднимаются и разбегаются….

(Играет музыка).

Воспитатель : Бегите к своим цветам! (Становятся возле своего цветка).

(Дети садятся на стульчики).

Ребята, я вас благодарю за осмотр комнатных растений . Не забывайте поливать

растения, им нужна водичка , чтобы радовать всех своими цветами и зелеными

листочками. Я вам приготовил подарок (вытаскивает с аптечки). А вы сначала

помоете руки, а потом покушаете в группе. А мне пора идти к другим детям, до

свидания ребята.

Итог. Рефлексия

(Заходит воспитатель)

Для закрепления проводиться игра «Разложи правильно»

Раздаю детям картинки и предлагаю положить к фикусу - растения , имеющие

крупные листья, а к бальзамину растения с цветами .

Если ребенок кладет картинку, уточняю, почему к этому растению положили.