Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» разделы «Развитие словаря» и «Формирование грамматического строя речи» в старшем дошкольном возрасте. Конспект занятия по формированию грамматического стро

17.06.2024

НОД в подготовительной к школе группе по речевому развитию
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»
Тема: «Здравствуй, Красавица Весна!»
Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, закреплять умение образно рассказывать о природе весной.
Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной.
Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
Совершенствовать речевой слух, внимание.
Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги.
Воспитательные:
Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме, тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.
1. Организационный момент.
Этюд «Доброе утро»
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.
Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе»
- Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.
2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо»
- Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
- Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- Вот и к нам пришла весна.
Светлее небо, тает снег
Мы расскажем с вами о весне,
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
- После какого времени года и перед каким наступает весна?
3. Весенняя сказка.
Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.
Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)
Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала: «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»
- Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).
- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? Почему вы так думаете?
- Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?
4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»
- Солнце самый главный помощник весны. Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.
- Какое солнышко?
- Что оно делает?
5. Дидактическая игра «Сравни и назови».
Солнце желтое, как
Солнце круглое, как
Солнце ласковое, как
Солнце веселое, как
Солнце теплое, как
Солнце яркое, как
- Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит» тихо, громко, радостно.
- Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.
А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто знает?
- Как в народе называют этот месяц? Почему?
6. Дидактическая игра «Будь осторожен»
- Прислушайтесь, что это за звук?
Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной)
7. Рассказы о весне.
Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:
белые - мнемотаблицы – рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,
голубые (для детей со средним уровнем) – составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне,
синие (для детей с высоким уровнем - читающих) – составление пословиц о весне из отдельных слов.
Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.
Послушайте еще одну загадку:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И подснежник вдруг проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
- Как называют этот месяц в народе?
8. Физминутка «Цветы»
Как только растает снег, распускаются цветы.
Выходите на полянку.
Выпрямите спинки,
Протяните мне ладошки.
Будем цветы называть
И ладошками играть.
Кого ладошкой коснусь,
Тот называет цветок.
- Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
- Ты какой цветок?
- Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.
Сначала опустили головки,
Потом листочки.
А потом согнулся весь стебелек
До самой земли.
Вдруг закапал дождь,
И цветочки начали оживать.
Подул ветерок,
Зашумели стебельки.
Затих ветерок.
- Раз, два, три! Стали вы опять детьми.
- Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»
А ручеек наш шумит и бежит дальше, а вы послушайте еще одну загадку:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Птицы стаями летят,
Гром грохочет, угадай,
Какой это месяц? Как его называют в народе?
9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
- Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?
- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
- Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.
- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
- Наступила весна, потому что
проснулся медведь.
10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Много красивых слов сказано о весне, художниками написано много картин.
Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано
Где картина, где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?
Посмотрим на нее внимательно.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
- Эту картину природы и запечатлел художник.
11. Беседа по картине «Грачи прилетели»
- Как художник показал приближение весны?
- Всмотритесь в небо. Какое оно?
- Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
- Каким вы видите снег?
- Расскажите о березках.
- Что вы видите вдали?
- Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?
Закройте глаза и представьте себе, что вы там.
12. Изготовление бумажного кораблика - оригами
- Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.
13. Рефлексия
- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?
Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище («Познание») .

2. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; поддерживая активность детей поощрять образование сложных прилагательных («Коммуникация») .

3. Развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы. Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса-лисенок), продолжать формировать обобщающие понятия, умение образовывать слова при помощи суффиксов (лапы-лапки-лапищи) («Коммуникация») .

4. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, развивать фонематический слух. («Социализация»)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Письмо!

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости! Буду очень рад встрече с вами. Лесник.»

А вы знаете кто это? Где он живет? Как называется его домик? (сторожка)

(Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

Вы согласны пойти?

А кто же покажет нам дорогу?

Смотрите – пчелка! Давайте у нее спросим!

Пчелка, пчелка – покажи

Пчелка, пчелка – расскажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу, конечно. Но вначале я хочу спросить, знаете ли вы песенку комарика? (з-з-з), песенку жука (ж-ж), ветра (ш-ш-ш), водички (с-с-с)

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите

Песенку комарика (з) – зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор.

Песенку жука (ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ежик, ножик.

Песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина.

Песенку воды (с) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

Белка, белка – расскажи

Белка, белка – покажи

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку

Д/И «Назови одним словом»

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – насекомые.

Береза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – деревья.

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – птицы.

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик – животные

Ромашка, колокольчик, василек, роза, ландыши – цветы.

Молодцы! Еще игра «Большой – маленький»

У ежика маленькие лапки, а у медведя большие лапищи.

У ежика маленький носик, а у медведя большой носище.

У ежика маленькие глазки, а у медведя большие глазищи.

У ежика маленькая головка, а у медведя большая головища.

Д/И «Назови ласково»

Лист – листочек

Гриб – грибочек

Ветка- веточка

Куст – кусточек

Ягода – ягодка

Трава – травушка

Гусеница - гусеничка

Жук – жучок

Елка – елочка

Цветок – цветочек

Дождь – дождичек

Словесная игра «Кто кем был?»

Лиса – лисенком

Волк – волчонком

Медведь – медвежонком

Белка – бельчонком

Заяц – зайчонком

Еж – ежонком

Ежик, ежик – расскажи

Ежик, ежик – покажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу и расскажу только поиграйте со мной в игру «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

5. Волк- кошка- лиса-заяц.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Кто живет в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?

Что делают птицы весной?

Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?

Что нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных, надо беречь красоту, лес нельзя загрязнять.)

Молодцы! Вы порадовали меня своими ответами, каждый из вас чем-то отличился, вы много знаете! А вот и лесник!

Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. Мне мои жители передали по почте, что вы с ними играли, не обижали! С кем же вы встретились в лесу? В какие игры играли?

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи по теме «Домашние электроприборы»

в старшей группе

Цель: формирование грамматического строя речи

Задачи:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах;

Согласование существительных с прилагательными;

Развитие словаря детей.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересная беседа. А о чём мы будем беседовать, вы узнаете, угадав мои загадки:

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

***

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкают снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

***

Гладит все, чего касается,

А дотронешься - кусается. (Утюг.)

Молодцы, ребята! А как одним словом можно назвать и пылесос, и холодильник, и утюг? (Электроприборы.)

А какие еще электроприборы вы знаете? (выслушиваем ответы детей)

Для чего нам нужны электроприборы?

Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? (выслушиваем ответы детей)

Электроприборы – наши помощники и мы должны относиться к ним с уважением: не ломать их, не играть с ними. Давайте сейчас мы постараемся вспомнить все электроприборы, которые облегчают нашу жизнь, и назовём их ласково.

Игра «Назови ласково»:

Телефон - телефончик,

пылесос- пылесосик,

торшер - торшерчик,

лампа - лампочка,

холодильник - холодильничек,

утюг - утюжок,

магнитофон - магнитофончик,

плита - плитка (плиточка).

Молодцы, ребята! Знаете. Мне кажется, что один друг – хорошо, а два – ещё лучше! Так же и с электроприборами: когда много помощников в быту, то это очень хорошо. Вы согласны со мной?

Тогда предлагаю поиграть в игру «Один – много»:

Телевизор - телевизоры - телевизоров,

магнитофон - магнитофоны - магнитофонов,

пылесос - пылесосы - пылесосов,

люстра - люстры - люстр,

телефон - телефоны - телефонов,

радио - радио - радио,

торшер - торшеры - торшеров,

лампа - лампы - ламп,

компьютер - компьютеры - компьютеров,

холодильник - холодильники - холодильников,

утюг - утюги - утюгов,

плита - плиты - плит,

печь - печи - печей.

Замечательно справились! Но давайте мы с вами не просто скажем, что электроприборов много, а ещё скажем какие они, и посчитаем их?

Проводится игра «Посчитай»:

Один цветной телевизор - два цветных телевизора - … - пять цветных телевизоров,

одна хрустальная люстра - две хрустальные люстры - … - пять хрустальных люстр,

один высокий холодильник - два высоких холодильника - … - пять высоких холодильников и т.д.

Молодцы, ребята! Теперь ответьте мне – для чего нам нужны электроприборы? Что с ними можно делать?

Игра «Назови действие»:

Утюг – гладит,

пылесос – собирает пыль,

плита – варит,

лампа – светит,

телевизор – показывает и т.д.

Какие вы все молодцы! Теперь я предлагаю вам закончить предложение, подобрав правильно форму слова. Я начну говорить, и назову слово, а вы повторите всё предложение, изменив только последнее слово.

Игра «Закончи предложение»:

Мама стирает белье в стиральной... (машина).

Папа чистит ковер... (пылесос).

Дочь гладит одежду... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из... (холодильник).

Маша готовит обед на... (плита).

Ваня разговаривает с другом по... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по... (телевизор).

Настя читает книгу под настенной... (лампа).

Ребята, вы очень хорошо сегодня позанимались! Молодцы! Помните, что электроприборы – это не игрушка, а наш помощник.

Анисимова Татьяна Викторовна

Тема: «Кто в зоопарке живет?»

Программное содержание:

1. Уточнить знания детей о животных, живущих в зоопарке.

2. Продолжать учить детей быстро подбирать слова-отгадки, подходящие по смыслу и рифме.

3. Активизировать умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

5. Продолжать учить детей согласовывать существительные с числительными (два-пять).

6. Способствовать закреплению названий детенышей диких и домашних животных.

Словарная работа:

учить осмысливать образные выражения в загадках.

Оборудование:

мяч, атрибуты на голову детей, иллюстрации к загадкам – добавлялкам, корзина, макеты или иллюстрации овощей и фруктов.

Ход занятия:

- Ребятки, кто из вас был в зоопарке?

Каких животных вы там видели? (медведя, лису, белку, волка, верблюда и т. д.)

- А хотите, мы сегодня мы с вами отправимся зоопарк для того, чтобы узнать от них самих кое-что интересное? (да)

- Но с пустыми руками мы отправиться не можем. Давайте что-нибудь возьмем. Как вы думаете, что мы можем взять с собой, чтобы угостить зверей? (фрукты, овощи)

- А конфетами можно кормить зверей? (нет)

- Почему? (От этой пищи животные могут заболеть).

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят на ковре полукругом.

Игра «Два – пять».

2 морковки

2 апельсина

- Наверное, этого мало будет животным в зоопарке. А если бы мы взяли всего по 5.

То как скажем?

5 бананов

5 морковок

5 апельсинов

- Вот теперь мы молодцы! Много взяли овощей и фруктов.

Дети встают. Звучит волшебная музыка.

- Слушайте внимательно и выполняйте движения:

Повертитесь, покружитесь (закрывают глаза)

В зоопарке очутитесь!

Дети открывают глаза, а перед ними стоят звери (дети с изображением животных на груди)

Я задаю вопрос в стихотворной форме, а дети-зверушки мне отвечают:

1. Отчего тигренок- крошка,

Ты похож на нашу кошку?

Потому что для меня кошка-близкая родня!

2. Хобот, слон, тебе зачем?

А в жару облиться чем? Чем тогда мне воду пить? И во что тогда трубить?

3. Обезьянка, ты послушай

Что на завтрак будешь кушать?

Отвечает обезьяна:

Принесите мне бананов!

4. Не простудишь, кенгуру кенгурёнка по утру?

Я его не простужу

в сумку сына посажу!

5. Эй, жираф, ответь скорее

Почему ты с длинной шееей?

Мне с таким высоким ростом доставать до листьев просто.

6. Зебра, будь добра, скажи

Кто тельняшку одолжил?

Это мне подарочек от любимой мамочки!

Спасибо вам зверушки за все! А у нас для вас тоже есть подарочек! (подаю корзину с фруктами и овощами)

Под волшебные слова возвращаемся в группу:

Повертитесь, покружитесь

Снова в группе окажитесь!

Игра «Доскажи словечко».

Очень медленны движенья

И походка как скольженье

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши… (черепаха)

Он живет среди болот,

У него большой живот.

И огромный страшный рот!

Это толстый …. (бегемот)

Вот бежит колобок

У него колючий бок,

Его в руки не возьмешь

Потому что это… (еж)

В реке Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу не проплыл

Всех проглотит… (крокодил)

Косолапый, неуклюжий,

Любит мед, не любит стужи.

До весны привык храпеть.

Как зовут его (медведь)

Ходит в шубе золотистой

Хвост у кумушки пушистый

Очень хитрые глаза

Как зовут ее?. (лиса)

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз присядка, два прыжок,

Это заячья зарядка,

А лисички как проснуться,

Обязательно зевнут

Ну и хвостиком вильнут,

Ну а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте,

А наш Петя петушок

Подняв красный гребешок

Важно по двору шагает

Свою песню распевает.

Игра с мячом «Чей, чья, чье»

Бросаю мяч ребенку и начинаю фразу. Ребенок заканчивает и бросает мяч обратно.

У медведя хвост… медвежий

У медведя ухо… медвежье

У медведя лапа чья… медвежья

У медведя нос. медвежий

У медведя шерсть… медвежья

У медведя сон… медвежий

Ребятки, а ведь в зоопарке у зверей рождаются детеныши.

А вы знаете, у кого кто рождается?

У волчицы -волчонок (показываю иллюстрации)

У лисицы –лисенок

У львицы –львенок

У медведицы –медвежонок

У жирафа –жирафенок

У оленя –олененок

Какие вы молодцы!

Все справились!

Итог:

Где сегодня мы с вами были?

Кого видели?

В какие игры играли?

Какая игра понравилась больше всего?

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

2. - А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка - это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

3. - В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)

Кто строит дома? (строители)

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физминутка

Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

6. - Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

7. - Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) - кирпичный дом.

из бетона - из пластмассы - из бумаги -

из камня - из металла - изо льда -

из глины — из стекла - из дерева -

9. - Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.