Караваджо произведения. Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь. Влияние Караваджо на мир искусства

09.07.2020

Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате возник , виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с ).

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Если вам нравятся интересные факты , тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Юный Караваджо

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от , Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием и . Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой — Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год – на . Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.


«Шулеры» (1594)
«Мальчик с корзиной фруктов»
«Больной Вакх» (фрагмент) (1593)
«Гадалка» (1594)
«Корзина с фруктами» (1596)
«Лютнист» (Эрмитаж)
«Призвание апостола Матфея» (1600)
«Мальчик, укушенный ящерицей»
«Амур-победитель», (ок. 1603) Портрет папы Павла V кисти Караваджо. Тот самый папа, который объявил художника вне закона.

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в Италии в Ломбардии. До сих пор неизвестно ни где родился этот выдающийся человек, ни дата его рождения. Ученые предполагают, что он мог родиться в Милане, либо в небольшом городке неподалеку от Милана – Караваджо. Микеланджело был самым старшим сыном в семье. У него было трое братьев и сестра, которая была младше всех. Их отец занимался строительством, и имел хорошее жалование и образование.

Когда в 1576 году началась эпидемия чумы, семье Микеланджело пришлось переехать из Милана снова в Караваджо. В 1577 году умер его отец, и тогда в семье стала начались некоторые проблемы. В этот период больше ничего неизвестно о биографии Микеланджело Меризи .

Следующая дата, 1584 год, прервала этот период. Микеланджело стал учеником миланского художника Симоне Петерцано. После обучение у этого несправедливо забытого всеми живописца, Микеланджело должен был получить звание художника, но никаких подтверждающих фактов по этому поводу, к сожалению не сохранилось.

В 1592 году семья Караваджо вновь пережила очередную трагедию – умерла мать. После этого случая все наследство родителей было поделено между детьми. Микеланджело получил хорошую долю, которой хватило, чтобы покинуть свой родной город и перебраться в Рим. По некоторым сведениям, Микеланджело не просто так сбежал из Милана. Многие биографы считают, что он убил человека, то ли очень серьезно ранил, поэтому, ему было необходимо переехать.

Первое время пребывания в столице Италии Микеланджело Меризи да Караваджо испытывал трудности с поиском работы, но вскоре он устроился подмастерьем у Джузеппе Чезари, который считался в то время одним из лучших художников Италии. Но их сотрудничество было недолгим. Караваджо попал в больницу из-за того, что его очень сильно ударила лошадь. После своего выздоровления он решил работать сам.

Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. В 1597 году кардинал взял молодого художника к себе на службу, обеспечив ему хорошее жалование. Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело, и они не прошли даром. Художника заметили, и он стал получать все больше и больше заказов. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра».

Современники Каравджо были поражены его талантом. Он рисовал очень реально, его картины были наполнены драматизмом и были весьма оригинальны. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Конечно же, находились и противники его творчества, которые считали, что он изображает святых очень приземленно. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. Именно эту картину и приобрел известный коллекционер того времени маркиз Винченцо Джустиниани, который купил у Караваджо впоследствии более 15 картин. Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал.

К 1604 году Микеланджело Меризи да Караваджо стал самым известным художником Италии своего времени, но мало того, он был известен и как самый скандальный художник, потому что вокруг его картин всегда разгорались жаркие споры. Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками. Из них можно перечислить такие как ношение холодного оружия без разрешения (Караваджо носил с собой огромный кинжал), швыряние в лицо официанту поднос, разбитие стекол в доме. Художник даже какое-то время находился в тюрьме. 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека . Если ранее, когда он жил еще у себя на родине, этот факт не подтверждался, то в этот раз это известно доподлинно. После драки, которая возникла при игре в мяч, случилось это несчастье. Микеланджело пришлось податься в бегство. Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании.

Первое время он находился неподалеку от Рима. Он все еще надеялся, что его помилуют. Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. И даже там он нашел заказчиков. Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. На Мальте Караваджо работал весьма продуктивно, и за заслуги перед Мальтийским орденом Микеланджело Меризи да Караваджо был посвящен в его рыцари. Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать. После очередной стычки с высокопоставленном советником ордена, Микеланджело попал в тюрьму, из которой сбежал на Сицилию.

К концу жизни художника власти его уже не искали, теперь у него была другая опасность – месть госпитальеров. Осенью 1609 году Микеланджело сильно пострадал, ему изуродовали лицо. В 1610 году, ирония сыграла злую шутку с художником, он попал в тюрьму, но по ошибке! Его вскоре выпустили. Но заболев малярией, он умер 18 июля 1610 года в возрасте 39 лет.

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, или . И Делакруа, и писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

1. Знаменитое тенебросо Караваджо.

Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.


. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu

Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.


Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. . Artchive.ru

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.


Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.


Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.


Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”.

Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).


Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”.

Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу.

Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине ). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

Вконтакте

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) всегда был плохим учеником, непутевым христианином, ненадежным другом, отвратительным товарищем, скверным учителем – короче говоря, всегда был ужасным человеком. Он умер таким же отверженным, каким жил, в убогой больнице в Порто-Эрколе в малярийной лихорадке. Рядом с ним в момент смерти не было ни друзей, ни врагов. Никого, кроме старого священника, лениво молящегося о спасении души живописца.

Перечислять все пороки Караваджо – занятие столь утомительное и трудоемкое, что на это не хватит и шести статей. На его счету убийства, грабежи, изнасилования, пьяные драки, но его картины при этом украшают стены лучших музеев мира. Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Но вместо богатства, роскошной жизни во дворцах и высокого чина художник всегда предпочитал грязные трущобы. Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. А теперь обо всем по порядку.

Ему было только пять лет, когда эпидемия чумы унесла жизни его отца и деда. Осталась только мать – одинокая женщина, пытающаяся прокормить прорву детей в Милане. Об этом периоде жизни Караваджо сохранилось очень мало информации. Мать художника, думающая только о том, как бы прокормить детей, не могла уделять им должного внимания. В итоге большую часть времени юный гений проводил на городских улицах - они стали его первой школой.

Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Наемники, проститутки, воры, убийцы - их девизом была фраза «Нет надежды - нет страха» . Караваджо отлично усвоил этот урок. Прежде чем начать обучаться живописи, он освоил то искусство, которое больше всего могло пригодиться ему в жизни - фехтование. В 13 лет будущий художник попал в тюрьму после драки в таверне, едва не закончившейся убийством. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Петерцано.

Ее надежды на то, что занятия искусством наставят сына на праведный путь, в итоге не оправдались. Вечера Микеланджело Караваджо проводил в тавернах. Пьяные драки, скандалы и тюремные заключения следовали одни за другими. Но, несмотря на это, художник усердно работал в мастерской над развитием своего таланта. Кроме алкоголя, драк и живописи его не интересовало ничего.

Поворотный момент случился в 1590 году. Тогда умерла мать живописца, которая хоть как-то пыталась сдерживать взрывной характер сына. Теперь у него были деньги, полученные в наследство, а значит, хмельных ночей в жизни Караваджо стало еще больше. И вот, в очередной пьяной драке художник совершил убийство и, спасаясь от правосудия, бежал из Милана. Но куда он мог отправиться? Где бы его талант мог быть востребован? Ответ, естественно, был один - Рим!

В конце XVI века в Риме шла настоящая идеологическая религиозная война, и живопись была мощнейшим орудием католической церкви в борьбе с протестантами. Именно картины должны были раскрывать для огромного количества неграмотных прихожан истинный смысл христианства, показать им те удивительно красивые виды Рая, которые ждали их только после смерти. Идеальные тела, лишенные грязи, уродства. Счастье, обретенное через страдания на земле.

Но искусство Микеланджело Меризи да Караваджо было вызовом, своеобразной пощечиной общественному вкусу, он шел по своему собственному пути и не принимал никаких компромиссов. Ему не хотелось просто копировать работы великих мастеров прошлого. Он не верил всем этим привлекательным картинам. Эпидемия чумы, убившая отца и деда, научила Караваджо тому, насколько быстротечна и хрупка человеческая жизнь. Поэтому неудивительно, что именно он создал первый в истории итальянской живописи натюрморт.



Вы спросите: «Что общего есть у фруктов и смерти?». На первый взгляд, в этом произведении нет ничего особенного, но именно оно отражает мировоззрение художника. Заметив такую «Корзину с фруктами» на рынке, вы, скорее всего, прошли бы мимо. На каждом из фруктов уже видны следы тления, листья пожухли. Это удачно пойманный момент перехода жизни в смерть, никакого приукрашивания, только реальность со всеми ее неприглядными моментами. Впрочем, это было только начало.

Лучше всего талант Микеланджело да Караваджо, его желание идти наперекор всем существующим традициям раскрылись в другой картине, написанной в 1597 году. Это «Кающаяся Мария Магдалина». Проживший немало лет в трущобах, художник отлично знал, как выглядит страдающая проститутка, решившая обратится к вере.

К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. Как тщательно выписывает Джампетрино вьющиеся рыжие волосы Магдалины, ниспадающие на ее идеальную грудь. В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов.

Картины Тициана, Луки Джордано почти точно повторяют друг друга по символике и манере изображения. И снова раскаяние на них выглядит деланным. Обращенные к небу глаза, полные слез, открытые плечи (какое раскаяние без сексуальности?), череп, напоминающий о бренности бытия, и книга, приводящая к спасению, хотя в нее даже не смотрят.

Все здесь пропитано театральностью, все здесь говорит об искусственности. Это явно постановочный кадр, а Караваджо всегда хотел изображать только реальную жизнь и ничего больше.



И его Магдалина действительно напоминает раскаявшуюся грешницу. Ее глаза опущены, на лице задумчивая скорбь, ведь, решив поменять свою жизнь, человек обращается не к небу, он задает вопрос самому себе. Это уже финал преображения, последствие бури эмоций, о которой свидетельствуют разбросанные по полу дорогие украшения. В этой блуднице нет и тени кокетства. Она полностью одета, в ее платье нет ничего вызывающего.

Более того, это явно не одежда времен античности, даже не стилизация под нее. Так ходили современницы Караваджо. Художник как будто показывает, что библейские истории вечны, они не существуют только в прошлом, а происходят в нашей повседневной жизни. Нет здесь и ни единого классического упоминания о святости. Нет толпы голых младенцев-херувимов, нет креста, нет неба.

Перед нами мрачная комната. В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. И настало утро. Солнечный свет пока еще совсем слаб, его мягкие лучи видны только в правом верхнем углу полотна. Героиня еще не видит их. Это тот переломный момент ее жизни, когда возврат к старому невозможен, а будущее еще совсем не ясно. То самое предчувствие катарсиса, который вот-вот должен случится, когда на блудницу упадет солнечный свет. Она застыла между двумя реальностями. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.

Отдельное внимание нужно обратить на положение рук Магдалины. Так мать держит своего ребенка. И перед нами рождение, только не ребенка, а рождение веры.

Это было настолько новое слово в живописи, что Караваджо не могли не заметить. Полотно за огромные деньги купил банкир Ватикана Винченцо Джустиниани. О художнике говорил весь Рим! Он - главная сенсация, он - будущее религиозной войны. В возрасте 26-ти лет сирота и преступник из Милана покорил вечный город. Заказы сыпались один за другим. А он творил, как одержимый, без черновиков и набросков, создавая иногда по 5-6 больших полотен в год. Но любому настоящему гению нужен вызов. Им стала серия из двух картин, посвященных св. Матфею. Но о них мы поговорим уже в следующей статье.

Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.

Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Житель провинции

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Герои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

«Призвание апостола Матфея»

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: - перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.

Движение к цели несмотря ни на что

Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.

Последние годы

Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.

Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.