Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.
Логика деления на части:
По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.
(Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;
(» Так пускал он вход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнется с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы, когда день склонится к вечеру… Тогда он опять проводит его мучительным взглядом и печальной улыбкой и мирно опочиет от волнений»);
(» Он принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов» ,»старинная связь была неистребима между ними»);
2 часть романа в общей композиции посвящена истории любви героя и Ольги Ильинской, а также отображению испытания героя любовью, попытке вырвать его из обломовщины. Девиз этой части — «теперь или никогда».
» Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…», «…сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…», у Обломова «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»
(«это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала человеку природа», обломовская идиллия — покойная жизнь, без суеты, без войн, карьеры).
Программа Штольца
(» Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»). Обломовщина — диагноз Штольца.
(» Давно не чувствовал он такой бодрости и такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».)
(«Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее»).
Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя, но и Ольги.
«А теперь она поняла, что только что начала жить».
Обломов —
«Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут». «Для меня любовь эта — все равно что…жизнь… Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг; мне как будто бог послал ее — и велел любить».
Преображение героя
(«Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали».)
В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.
(«Деревню напоминают, Обломовку»).
Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова
(«Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе…»)
«Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…»),
на разговоры о свадьбе —
» Погоди, Ольга: к чему так торопиться?»
Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-
«…но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».
(«Вы увидите, ты и Андрей, до какой высоты подниает человека любовь такой женщины, как ты!»)
(«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего больше не хочешь… да я не такая»)
В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.
(«… полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»). «Его отношения к ней были гораздо проще:… воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».
» Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».
(«Дружба утонула в любви»).
«никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно…»
» Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины». Последний поступок героя. На слова Штольца об Агафье Тихоновне Обломов с достоинством говорит, что это его жена.
(» Она на все отвечает достоинством своей скорби и гордым молчанием»).
Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.
Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьОбломов и Штольц: сходство и различия
Вступление
И.А. Гончаров в романе «Обломов» хотел противопоставить две культуры: русскую и западную. Всё произведение основано на приёме антитезы. В качестве этой антитезы автор представляет два персонажа: Обломова и Штольца. В русской литературе есть много произведений, построенных таким образом, например «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и другие. В зарубежной литературе тоже есть подобные примеры.
Больше всех перекликается с «Обломовым» роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». В нём описывается такой же случай противоречия между реальностью и представлением человека об идеальной жизни, которое распространяется им на внешний мир. Идальго, как и Илья Ильич, весь погружён в грёзы. Обломова окружают антиподы, не понимающие его, с материальными представлениями о мире. Правда, исход у двух этих историй диаметрально противоположный: к Алонсо перед смертью приходит озарение, он понимает, что заблуждался в своих мечтаниях, а Обломов так и остаётся Обломовым. В этом исходе, очевидно, и заключено различие между русским и западным менталитетом.
Благодаря приему антитезы можно глубже разобраться в личностях героев: ведь всё познаётся в сравнении. Убрав из романа Штольца, мы не сможем понять Илью Ильича. Гончаров показывает недостатки и достоинства персонажей. При этом читатель может взглянуть на себя самого со стороны (на свой внутренний мир), чтобы не допускать ошибок героев.
Обломов - образ человека с русской душой. Штольц же – образ человека новой эпохи. Всегда в России есть и те, и другие. Откуда они берутся, мне не понять… Видимо в таком постоянном противостоянии и заключается то, что делает нашу страну отличной от других в её общественном устройстве. Я пока не могу определиться, кому я больше симпатизирую - Обломову или Штольцу.
Основная часть
Обломов и Штольц являются главными и практически единственными героями романа. Основные мысли автор доносит до читателя через их взаимодействие или взаимодействия их с другими персонажами. Подобным связующим звеном между ними в романе служит Ольга Ильинская (она как бы не является самостоятельным персонажем, а существует лишь в их системе).
В жизни каждого человека детство имеет огромное значение. В этот период личность человека ещё не сформирована. Он готов впитывать окружающий мир, словно «губка». В детстве происходит воспитание. От того, как воспитан человек, зависит, каким он будет во взрослой жизни. Так и в романе Гончарова центральную роль играет описание детства и того, как воспитывались будущие антиподы Обломов и Штольц. Ведь не зная, откуда произрастают корни этих личностей, нельзя было бы понять, и откуда появляются различия в их жизни. Описание детства автор приводит в главе «Сон Обломова», где Илья вспоминает свою родную деревню Обломовку. Прочитав эту главу, можно понять, откуда появились леность и неподвижность у Обломова.
Обломов и Штольц воспитывались совершенно по-разному. Воспитание Илюши было барским. В доме его родителей проживало много родственников и гостей. Все они ласкали и хвалили маленького Илюшу («Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами»). Его кормили много и изысканно («После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками»). Вообще главной заботой в Обломовке была еда. У Штольца - всё наоборот. С малых лет отец Андрея (немец) воспитывал в нём самостоятельность. Он был сух по отношению к сыну. Строгость и целенаправленность – вот главные черты, которые родители вложили в воспитание Штольца.
Стоит взглянуть на сцены покидания Обломовым и Штольцем их родных деревень. Обломова все провожают со слезами, не хотят отпускать - чувствуется атмосфера любви к малышу. А когда уезжает Штольц, отец даёт лишь пару наставлений по поводу денежных средств. Им даже нечего сказать друг другу в момент прощания… «Ну? – сказал отец. Ну! – сказал сын. Всё? – спросил отец. Всё! – отвечал сын».
У Обломова и Штольца были общие черты характера, потому что Илюша с Андреем познакомились в детстве и, общаясь, влияли друг на друга.
Верхлево и Обломовка – это две совершенно разные среды. Обломовка - островок рая на Земле, где ничего не происходит, всё течёт тихо и спокойно. В Верхлево у власти стоит немец – отец Андрея. Он устраивает немецкий порядок. Друзьям не хватает общения, чтобы они могли как-то влиять друг на друга. Взрослея, они начинают отдаляться. Проявляется тот факт, что имущественное положение Обломова и Штольца различно. Обломов – самый настоящий барин дворянских кровей, обладатель трёхсот душ. Илья мог вообще ничего не делать, при этом его бы обеспечивали его вассалы. У Штольца - по-иному: он был русским дворянином только по матери, поэтому материальное благосостояние ему приходилось поддерживать самому.
В зрелые годы Обломов и Штольц стали совсем разными. Общаться им уже было трудно. Штольц стал где-то подшучивать и ехидничать над отстранёнными от реальности рассуждениями Ильи. Судя по этому, афоризм «плюс с минусом притягиваются» - неверен. В конце концов различия во взгляде на жизнь и характерах Ильи и Андрея стали разрывать их дружбу.
Поскольку Обломова и Штольца связывают дружеские отношения, возникает вопрос: кто из них больше заинтересован в этих отношениях? На мой взгляд, больше заинтересован Штольц в Обломове, потому что Илье ничего не нужно из того, что есть в характере Андрея. Он совершенно спокойно проживёт и так. Штольц же тянется к Обломову, потому что чувствует в нём душу, которой сам всю жизнь мечтает обладать. Получается, что Илья более искренен в своей дружбе.
Заключение
По роману красной нитью проходит мысль о дружбе, о её роли в жизни человека. В дружбе человек может проявить свою истинную сущность. Дружба имеет много форм: воспеваемое Пушкиным «братство», дружба корыстная, дружба по какой-либо причине. В сущности, кроме искренней дружбы, всё остальное является некими формами эгоизма. У Обломова и Штольца была самая крепкая дружба – дружба детства. Поговорка «старый друг лучше новых двух» здесь отлично подойдёт. Они познакомились в далёком детстве, живя в разных деревнях, и, несмотря на все различия, которые появились в ходе их дальнейшей жизни, не смогли расстаться.
Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанной дружбе Обломова и Штольца мне в полной мере раскрылась суть этих героев, мысль Гончарова о детстве, о том, что в детстве закладывается фундамент всей жизни.
Роман Гончарова «Обломов» относится к роду таких произведений, которые не теряют своей актуальности со временем и отражают в действительности сущность жизни людей не только на момент своего написания, но и через сотни лет (потому и считается классическим). Антитеза, предложенная автором романа, превосходно изображает сущность рока всей истории России, эту критичность её бытия: либо полностью одно, либо без преуменьшений другое. Но никогда мы не можем найти золотой середины, смешать вместе активность и стремление к благополучию, трудолюбие Штольца и широкую, полную света и мудрости, душу Обломова. Мне кажется, и в каждом русском человеке, и в самой России живут эти две крайности: Обломов и Штольц. От того, кто из них возьмёт верх, зависит наше будущее.
Рецензии
Я все таки думаю, что тебе ближе именно Обломов из них двоих, и именно на его стороне твои симпатии. Потому что в характере Обломова главное - это свет души, и потому к нему тянется Штольц. И не случайно Обломову от Штольца ничего не надо - не надо его трудолюбия, активности и целеустремленности, а Штольцу надо. Потому что душа может обходиться и без благополучного быта, который обустраивает для себя трудолюбивый и практичный Штольц, а Штольцу нужно подтверждение правильности его жизни от кого-то непрактичного, как ему кажется, кого он спасает, а на самом деле он сомневается все время, правильно ли он живет. Подспудно. И даже может быть, я начинаю склоняться к мысли, что если бы Обломова не сбивал с его вертикального пути Штольц (именно вертикального, потому что любая душа растет вверх) на свой путь - горизонтально ориентированный, то у Обломова, возможно, была бы другая судьба. Он бы не чувствовал себя отверженным от "правильного" мира и не имел бы потребности от него все больше и больше отгораживаться, уходя в свои грезы.. Возможно...
Обломов: Я сказал, я этого не люблю! А ты делаешь нарочно!
Штольц: Да Бог с тобой, чтобы ты говоришь?
Обломов: Да нарочно, мне неприятно, а ты делаешь. Я не могу, а ты заставляешь, я устал, устал, устал.
Штольц: От чего?
Обломов: От всего! От балов, встреч, знакомств, чаепитий, разговоров! От этой беспрерывной беготни взапуски. От пересудов, от сплетен! Не нравится мне ваша Петербуржская жизнь!
Штольц: Какая же тебе нравится?
Обломов: Не такая, как здесь!
Штольц: Да, что ж здесь именно так не понравилось?
Обломов: Все! Ни у кого нет ясного покойного лица! Один мучается, что осужден каждый день на службу, а другой – что нет ему такой благодати. Вот идеал и цель жизни.
Штольц: Значит, что же, делами заниматься и в приемных сидеть ты не желаешь?
Обломов: Не желаю. Равно, как и светской жизни вашей не желаю. Ходить и любоваться, как симметрически рассажены гости. Как смирно они и глубокомысленно сидят за картами. Ничего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движение. Да разве они не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь, сидя за картами? А чем я виноватей их, если лежа у себя на диване, не заражаю себе голову тройками и валетами? Собираются, кормят друг друга. Не доброты, ни радушия, ни взаимного влечения друг к другу. Что это за жизнь? Зачем она? Чему я здесь научусь?
Штольц: А ты, Илья, кого и чему научить можешь?
Обломов: Я?
Штольц: Да, ты, ты!
Обломов: А я никого ничему учить не собираюсь. И экзаменов никому не делаю! Как этот желтый господин в очках. Твой же золотопромышленник пристал ко мне, читал я речь какого-то депутата, и глаза на меня вытрящил, когда я сказал, что вообще не читаю газет. Потом, привязался ко мне, как я думаю, отчего французский посланник выехал из Рима? … Там послал корабль в Константинополь, тут отряд войск послали на Восток.
Штольц: Так вот, этот желтый господин, как ты его изволил величать, кончил курс в двух университетах. И за то время, как у тебя под носом твой староста Обломовку разорил, этот господин 10 таких Обломовок нажил. И еще 20 наживет. И все своим старанием, умом и усердием. В 6 часу утра он уже на ногах. Летом или зимой, всякий день делает гигиеническую гимнастику. Вина не пьет совсем. Говорит на 6 языках. Все знает, всех знает. Жизнь его подчинена цели, труду. Не одного лишнего поступка! Шага лишнего, слова. И вот здоров, богат. И в свои 60 лет выглядит моложе тебя.
Обломов: А зачем, Андрей? В 60 лет нужно выглядеть на 60, а не на 35.
Штольц: Верно, только тогда и в 35 не нужно выглядеть 50 лет, как ты.
Обломов: Ах, Андрей, ну проживет твой золотопромышленник еще 100 лет, заработает еще 100 Обломовок. А зачем? Все думают только о том, как питаться, что вредно, что полезно. У какого доктора лечиться? На какие воды ездить. Все думают только о том, как жить. А зачем? Никто не хочет думать.
Что есть твоя жизнь, для чего ты в ней нужен? Нужен кому-нибудь.
Штольц: Ах, Илья! Валятся целыми днями на диване, и судить всякого, кто делом занимается, не сложно. Только может быть, вместо того, чтобы других судить, лучше на себя обратиться? И может не свет, не общество виновато, что тебе не годится, а сам ты виноват? Что ему не нужен.
Обломов: Стыдно, Андрей.
Штольц: Что? Помилуй, Илья!
Обломов: Не смейся, Андрей. Так стыдно иногда делается, прямо до слез. Лежишь, ворочаешься с боку на бок, спрашиваешь себя, отчего же это я такой? Не знаешь ответа. Однажды я утром проснулся, у меня за окном дерево росло. Оно, наверное, уже лет 500 росло, а то и больше. Может, татар видел, Мамая? Еще 1000 лет проживет, а то и две. А листья каждый день меняется, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало. Сколько еще распустится и опадет. Но ведь каждый лист, когда он растет, он живет одной жизнью с деревом! С его корнями, его ветвями. Он их чувствует, наверное. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах, малаев тех прошедших.… Как верно и мы, кто бы ни было. Раз живем, значит, есть . Какой-то… Я как это подумал, обрадовался, аж заплакал! А спроси, почему, я и объяснить не умею.
А потом листал как-то учебник старый по ботанике, и вычитал, что деревья так долго не живут, разве что секвойи. Так стыдно сделалось, что ничего не помню, чему учился. В голове моей, как будто, архив. Мертвые дела, цифры, эпохи, книги, и что ни с чем не связано. Как библиотека из одних разрозненных томов, ни одного полного собрания. Ботанику забыл, а спроси, зачем я помню, что Селект Первый, в 306 году до нашей эры победил какого-то Чингридубта?
Штольц: Ну, Илья. Ты счастливый человек. Другой пусть 3 университета окончит, спешит за новыми знаниями, а тебе эти страдания неизвестны. Ты вон вздыхаешь, что еще не все сумел забыть.
Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем.
Вся эта суета, которую внес в жизнь Ильи Ильича Штольц, сильно утомляла его. Однажды, не выдержав, он "особенно восстал против этой суеты".Обломов беспощадно утверждает, что такая жизнь, в которую его решил вовлечь Штольц, его вовсе не привлекает."Все,вечная беготня взапуски, вечная игра дряных страстришек, особенно жадности",-рассказывает Обломов о том, что его не устраивает в общественной жизни. Илья упрекает Штольца в том, что Андрей посылает его в свет и общество лишь за тем, чтобы отбить больше охоту быть там. Очень пренебрежительно Обломов относится к людям, которых он встречает в общественной жизни:"Снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?".Но своими доводами он вовсе не заставляет Штольца принять свою точку зрения."Это все старое, об этом тысячу раз говорили",- упрямо отвечает Штольц.Он спокойно относится к размышлениям Обломова и внимательно его выслушивает:"По крайней мере, рассуждаешь, не спишь. Ну, что еще? Продолжай", и Обломов продолжает, повествуя о том, что для него вся это беготня - не жизнь, а просто суета и нелепица."Ты философ, Илья!",- именно так охарактеризовал Обломова Андрей Штольц, спрашивая о том, каким же он видит свой идеал жизни, и Обломов мечтательно рассказывает ему о своей мечте завести семью, жить в тишине и покое где-нибудь за городом, в своем домике, с утра вставать пораньше,"собирать букет для жены",завести детей. Покой, спокойствие и мирное лежание на диване, отсутствие труда и всякой деятельности, о которой рассказывает Обломов, не находит отклика в душе Штольца, и он упрямо отрицает:"Это не жизнь...Это...Какая-то...обломовщина".По его мнению, жизнь - это движение и труд, и ему вовсе не нужен покой. Он не собирается переставать трудиться, причем даже тогда, когда "учетверит капиталы".
В конце этого эпизода каждый все равно остался при своем мнении, так и не сумевши убедить друг друга в своей правоте, но оба сошлись на идее уехать из города куда-нибудь подальше,"похудеть немного, перестать хандрить".
В этом эпизоде сосредоточены духовные пристрастия Штольца и Обломова. Читатели составляют полную картину о том, какой представлялась идеальная жизнь для главных героев романа. Лишь на небольшую долю времени в эпизоде появляется Захар, который просто отвечает на вопрос Штольца о том, кто же перед ним лежит кратким ответом:"Это барин, Илья Ильич".Если Захар и правда воспринимал Илью как барина, то Штольц лишь простодушно рассмеялся этому.
На протяжении всего эпизода, настроение Штольца и Обломова практически не меняется- Обломов рассказывает наступательно и уверенно, а Штольц лишь его спокойно выслушивает. Лишь раз настроение у Обломова изменилось на мечтательное, когда он рассказывал об идеале жизни: «По лицу разлилось выражение покоя".
Действия в эпизоде происходят логично и довольно стремительно - ход мыслей Обломова протекает со смыслом, из одного его вывода следует другой, поэтому нить диалога не теряется.
Гончаров, настоящий гений по созданию образов и описанию характеров, во всем своем произведении использует большое количество изобразительно-выразительных средств. В его романе много сравнений: «Люди снуют каждый день, как мухи. «,"ты рассуждаешь, точно древний",эпитетов:"мучительная забота","изящная мебель",гипербол:"чудовищный арбуз".Все это составляет определенные чувства при прочтении романа.
Роль этого эпизода во всем романе очень важна для полного представления характеров героев, их мировоззрения, представлении об идеальной жизни для них.