Как правильно поэтапно рисовать объемный круг. Как нарисовать шар и зачем это нужно начинающему художнику

05.04.2019

Нарисуйте шар в перспективе карандашом на листе бумаги формата А4.

Шар имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которой заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра. Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма, образованная вращением окружностей (образующих) вокруг оси (диаметра).

Последовательность рисования шара

Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится.

Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.

Третий этап. Передача объема штрихами, накладываемыми по форме шара. Необходимо обратить внимание на плавность тональных переходов на сферической поверхности.

Линейно-конструктивное построение шара не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить его форму светотенью. На рисунке наглядно показаны приемы и методы построения шара с двумя и более образующими, поэтому останавливаться на них нет необходимости.

Построение такого геометрического тела, как шар, особой сложности не представляет, если исключить безупречную по точности проведения кривую линию. Впрочем, она нужна лишь при построении, а в завершенном тоновом рисунке исчезнет, как вообще не существующая. Уже говорилось о том, что не линии являются границами формы.


Для построения достаточно ограничиться двумя-тремя пересекающимися образующими. Отложив от центра радиусы шара, проводят замкнутую кривую - контур шара, после чего можно приступить к лепке его формы светотенью, удалив предварительно вспомогательные линии построения.

Гипсовую модель шара, предназначенную для рисования с натуры, располагают перед рисующим на расстоянии, не обязательно соответствующем тройной величине высоты натуры. Хорошо освещенная слева и сверху натура видна с несколько большего расстояния.

Построить круг можно вертикальной линией, пересекающих ее горизонтальной и двух наклонных под углом 45°. Отложив от центра всюду одинаковые радиусы, легко проведите замкнутую кривую, которая станет границей массы шара.

После того как круг намечен, уточните его границы, удалите вспомогательные построения и приступите к выявлению сферической формы шара.

Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами, что обусловлено не только характером сферической поверхности, но одновременно и степенью освещенности. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени - к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую - к падающей тени. Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания.

Здесь вполне подходит скульптурный термин «лепка». Действительно, добиться передачи в рисунке впечатления шарообразной формы (сферического объема) можно только при правильном определении тональных отношений -- как бы «вылепив» форму.

Постепенность изменения освещенности шара тоже выражена теми же градациями, что и у цилиндра, отличаясь лишь характерами, поверхности. У цилиндра все незаметные, светлеющие к блику и постепенно угасающие при приближении к тени переходы распределены по прямой вертикали. У шара свой, сферический, характер поверхности, и светотень по ней идет как по кругу.

Световые лучи, перпендикулярно попадающие на сферическую поверхность, образуют на шаре блик, вокруг которого начинается незаметное потемнение, все сильнее распространяющееся по постепенно увеличивающимся дугам, пока, наконец, не переходит в лунообразную по невидимым очертаниям тень, не доходящую до закругляющегося края тела, ибо ей препятствует рефлекс, сам постепенно светлеющий при приближении к падающей тени.

Передать такое распределение светотеневых переходов для неопытного рисовальщика очень трудно. Для этого необходимы прилежание и культура рисования, понимание задачи, продуманность каждой стадии работы.

Сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании иллюзии объемности. Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко и убедительно, чтобы края формы не вырывались из глубины пространства, а вызывали впечатление ее закругленности. В качестве примера приведены изображения формы шара. Все шары выполнены в тоне в равной степени, однако воспринимаются различно. У шаров а и б чрезмерно усилены края формы, на рисунке в - края формы умеренно подчинены ей.

Учтите, что соблюдение правил моделировки формы тоном при разнообразной в разумных пределах технике штриховки дает неминуемо положительные результаты.


Чтобы научиться правильно работать светотенью, необходимо знать закономерности ее распределения. Изучив эти законы на простых геометрических телах, можно разобраться в светотенях любых сложных по форме предметов.

Правильно взятые в изображении светотеневые переходы передают иллюзию материальности гипса.

Вид контроля: Демонстрация рисунка шара.

Продолжаем изучать основы рисунка.

Четких границ мы, конечно, не увидим. Но в рисунке для правильного построения формы найти переходы между элементами светотени все же нужно. Представьте, что кто-то взял большой нож и последовательно отрезал от шара куски, соответствующие свету, полутону, тени, рефлексу. Эти воображаемые линии разреза и будут необходимыми нам эллипсами. Нарисуйте их, и уже в соответствии с ними делайте тональный рисунок.

Резкие границы между светотенью вам тоже не нужны. Когда построение будет закончено, вы сможете сгладить эти переходы (только не растушевкой, а карандашом, добавляя полутона!).

Стадии рисунка шара те же, что и в случае с кубом (и в любом другом случае):

  • композиция — в тонких линиях намечаете положение шара в листе;
  • построение — в первую очередь, построение внутренних эллипсов;
  • светотеневая моделировка.

3 стадии рисунка

На заключительном этапе добавляете контраста (помните, контрастней то, что ближе).

Подробнее останавливаться на ходе работы я не буду, если интересно, можете посмотреть в статье про . Единственное замечание насчет штриховки — не старайтесь закрыть всю поверхность шара параллельными эллипсообразными штрихами. Плотный тон получается когда штрихи пересекаются. То есть, штриховать можно прямыми линиями, просто меняя направление движения.

Как видите, рисовать шар не так трудно. Попробуйте сами.

Любая сферическая поверхность мяча геометрически имеет строение шара. Шар в свою очередь представляет собой множество точек пространства, находящихся на одинаковом расстоянии от центра (не более и не менее заданного). Это расстояние называется радиусом сферы. Умение рисовать шар является одним из основных для художника, потому что многие из окружающих нас объектов (или их части) имеют сферическую форму. И не важно, пейзаж или натюрморт — рано или поздно вы столкнетесь с проблемой запечатления сферы на бумаге или холсте. Основная проблема состоит в передаче объема шара на плоскости с помощью света и тени .

Для того чтобы на рисовать сферу вам понадобится:

  • — лист бумаги формата A3;
  • — штатив;
  • — карандаши разной степени мягкости;
  • — ластик.

Пошаговая инструкция

Начните рисовать с мысленного представления сферы на бумаге: определите расположение и размер будущей фигуры. Нарисуйте 2-3 пересекающихся в одной точке прямых и отмерьте от точки пересечения отрезки одной и той же длины. Это расстояние и есть радиус сферы. Не нажимайте на карандаш. Не следует рассматривать эти линии как конечный результат, они потребуется только для создания профиля шара. Для этой цели лучше использовать твердый карандаш.

Соедините точки, отложенные на направляющих отрезках плавными изогнутыми линиями. Затем, определите, с какой стороны на мяч падает свет. Плоскость, перпендикулярной световому лучу будет наиболее светлой, а спротивоположной стороне мяча будет основная тень. Места расположенные на границе двух полушарий будут переходной границей между светом и тенью.

На той части куда свет падает перпендикулярно, вы видите свет, а самая яркая его область — блик. При также важно пользоваться знаниями распределения света и тени на поверхности сферы. Наиболее значимой частью лица являются глаза, которые имеют форму шара. И от того как вы поставили блик и распределили тени на поверхности зависит настроение и духовная составляющая . Ведь не даром говорят: «Глаза-зеркало души». На противоположной стороне шара образуется рефлекс — отражение падающего света лучей на горизонтальной поверхности. Получается, что шар немного освещается снизу. Определение контуры падающей тени от фигуры на поверхность стола.

Теперь накладывайте штрихи по всей форме шара.Сначала придайте тон светлым частям, затем пририсуйте полутени и перейдите к самой темной стороне — собственной тени, затем на затененной области сферы обозначьте рефлекс. При рисовании самых темных областей, используйте мягкий карандаш. Для создания эффекта осветления, вы можете использовать ластик.

Таким образом, с помощью черных и белых переходов рисуйте тени. Сделайте более плавными переходи от света к тени и сделайте границы более размытыми. Самой темной точкой изображения будет место контакта мяча с поверхностью стола.

Важно, чтобы контуры света и тени не были четко определены и не «вырезали» отдельные части из общего фона. Получить полную иллюзию простора помогут мягкие контуры и легкие тени, они же создадут впечатление округлой формы шара.

Так же можно обыграть форму за счет контраста фигуры и окружающего фона, сделав его темнее.

Практическая работа № 1. Рисунок круга и квадрата в перспективе

Задание № 1. Линейно-конструктивное построение геометрического тела - куб. С частичной тоновой проработкой;

Задание № 2. Линейно-конструктивное построение геометрического тела - шар. С частичной тоновой проработкой.

Материал: простой карандаш различной твердости, акварельная бумага, ластик

Порядок выполнения:

На листе размещается 3 рисунка куба в различных ракурсах (рис. 1). Построение проводится на основе каркасной модели. Студенты знакомятся с правилами построения квадрата в перспективе. Учиться перспективному построению объемного граненого предмета на листе бумаги наиболее наглядно на примере куба, так как у него в натуре все грани и ребра одинаковые.

Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве (рис. 2). В данном случае необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. Рисовальщик, выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), убеждается, что чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной. При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта.
Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением и многократно сверять результат на бумаге с натурой методом визирования. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении.

При тоновой моделировке формы куба считывают характер освещения и источник света, а также линейно-конструктивные особенности соотношения плоскостей формы куба.

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени, легкой штриховкой. Главное – планомерно и постепенно усиливать тень, заполняя ею всю плоскость формы с градацией рефлексов, при этом отмечая выделение краевого контраста выходящей, ближней к нам формы. После этого переходят к выявлению полутона, учитывая границы освещенных и неосвещенных граней куба. Они должны читаться четко, особенно к верхнему углу теневой поверхности, который находится ближе к источнику света.

Теневую грань в нижнем углу куба обычно высветляют, обозначая при этом падающий и отраженный от предметной плоскости свет (рефлекс). Падающую тень намечают после построения ее проекции от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметной плоскости. Она также ясная и чистая у нижнего основания куба, поскольку больше удалена от источника света. Спроецированная падающая тень обычно «воздушнее» собственной тени куба.

Рис. 4 – Конструктивный рисунок куба

1 – собственная тень; 2 – полутон; 3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень

Рис. 5 – Тональное решение куба

Работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности как в анализе строения формы, так и в процессе построения изображения. Это дает возможность закреплять отдельные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала.


1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.
2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.
3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.
4. С помощью светотональных отношении выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.
5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.
6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

Последовательность выполнения рисунка куба в перспективе и Завершенный рисунок приведены на рис. 6.

Шар (рис. 3) относится к телам вращения, поверхность которого образуется вращением окружности вокруг оси (диаметра). Он имеет абсолютно симметричную форму, все точки лежащие на поверхности шара находятся на равном удалении от центра. Конструктивное построение шара в перспективе не представляет никакой сложности. С какой бы точки мы не посмотрели на шар, мы видим его контур в виде круга. Значительно сложнее выявить форму шара светотенью так, что бы он казался объёмным. И сложность эта связана с множеством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами. В шаре светотеневой переход наблюдается во всех направлениях и в этом основная сложность. Вторая сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе определения соотношения тональности контура шара и фона. Контур шара на фоне вокруг него должен быть нарисован мягко, убедительно и отличаться от фона должен не контурной линией, а тональностью.

Рисунок шара необходимо начинать с размещения общего пятна рисунка на листе бумаги с тем, что бы оно не казалось ни слишком большим, ни слишком маленьким. Рисовать круг проще в квадрате. Вписав в квадрат окружность, и удалив лишние линии, мы получаем плоское изображение круга, из которого нам нужно сделать объёмное изображение шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.

Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют " блик", это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.

Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают "рефлекс" в затенённой части шара. Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Светотень должна очень мягко переходить от самого светлого пятна "блика" до самого тёмного пятна в собственной тени шара. Не забудьте про "рефлекс" и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой. А ещё нужно очень тонко отделить шар от фона и не контурной линией, а светотенью. Не надейтесь, что уже первый нарисованный шар будет казаться почти круглым, а вот в седьмом рисунке шар будет точно круглым, убедись в этом сами.
Последовательность выполнения линейно-конструктивного рисунка шара с тремя сечениями представлена ниже.
За основу рисунка шара взята окружность определенного диаметра с горизонтальной и вертикальной осями (рис. 7).
Изобразите на этих осях горизонтальный эллипс (большая ось которого будет параллельна линии горизонта, а малая - перпендикулярна ей) – сечение шара горизонтальной плоскостью (рис. 7, а). Его раскрытие зависит от положения шара относительно линии горизонта. Чем ближе шар к линии горизонта, тем раскрытие меньше, и наоборот, чем дальше шар от линии горизонта, тем больше раскрытие горизонтального эллипса.
Теперь необходимо найти линии пересечения горизонтального эллипса с двумя вертикальными эллипсами (на нашем рисунке это будут прямые 1–2 и 3–4, в пространстве они взаимно перпендикулярны). Задайте произвольно одну из этих прямых, например, 1–2 (рис.7, б). Касательные к этой прямой в точках 1 и 2 помогут найти направление перпендикуляра – прямую 3–4 (рис. 7, в).
Теперь можно построить первое вертикальное сечение шара. Прямая 3–4 будет являться его малой осью, а большая ось эллипса будет прямой, проведенной к ней под прямым углом. Раскрытие эллипса определяют точки 1 и 2, лежащие на горизонтальном сечении, и через которые он проходит. Изобразим эллипс по двум осям и двум точкам (рис. 7, г).
Второе вертикальное сечение строится аналогично первому. Второй вертикальный эллипс имеет малую ось – прямую 1–2, большую ось – прямую, проведенную под углом 90° к малой оси, и точки 3 и 4, лежащие на горизонтальном сечении. Точки 3 и 4 определяют раскрытие второго вертикального сечения (рис. 7, д).
Вертикальные эллипсы сечения должны пересекаться друг с другом в точках 5 и 6, лежащих на вертикальной прямой, проходящей через центр шара. Правильность построения также можно проверить, проведя касательные к эллипсам сечения в точках 1–6, они должны быть параллельны соответственно прямым 1–2, 3–4 и 5–6 (рис. 7, е).
Три взаимно перпендикулярные сечения шара не только создадут его объем на перспективном рисунке, но и помогут вам представить и нарисовать другие сечения шара (не проходящие через его центр), а также найти положение любой точки, лежащей на его поверхности.

Рис. 7 – Последовательность линейно-конструктивного рисунка шара


Понимая линейно-конструктивное построение шара можно переходить к выявлению его формы светотенью.


Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами, что обусловлено не только характером сферической поверхности, но одновременно и степенью освещенности. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени – к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую – к падающей тени (рис. 8). Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания.

Рис. 8 – Светотеневая лепка формы шара: 1 – собственная тень; 2 – полутон;

3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень.

Сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании иллюзии объемности. Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко и убедительно, чтобы края формы не вырывались из глубины пространства, а вызывали впечатление ее закругленности. В качестве примера приведены изображения формы шара (рис. 9). Все шары выполнены в тоне в равной степени, однако воспринимаются различно. У шаров (рис. 9, а,б) чрезмерно усилены края формы, на рис.9,в - края формы умеренно подчинены ей.

Рис. 9 – Важность контуров при светотеневой лепке шара


Наибольшую трудность при светотеневой моделировке формы шара представляет нахождение границы собственной тени на выпуклой поверхности шара. Это объясняется сложностью формы собственной тени на поверхности шара, имеющей форму полумесяца.
Поскольку собственная тень на поверхностях предметов появляется в точках, где лучи света проходят по касательной к поверхности объекта, на поверхности шара эта совокупность точек будет иметь геометрическую форму окружности, которая представляет собой сечение шара, перпендикулярное направлению падающих лучей света.
Рассмотрим правильную последовательность определения границ собственной тени шара, изображенного на рис. 10, а.
Во-первых, необходимо определить угол падения лучей света на поверхность шара. И провести линию центрального луча света, проходящего через геометрический центр шара. Плоскость границы собственной тени будет перпендикулярна этому лучу. Таким образом задача сводится к построению наклонного сечения шара, представляющего собой эллипс, расположенный под углом 90 градусов к лучу света. Через центр шара перпендикулярно центральному лучу света проводим линию, которая будет являться большой осью эллипса – контура собственной тени шара (рис. 7, б). Малая ось эллипса всегда перпендикулярна большой, а значит, совпадет с центральным лучом света. По имеющимся осям можно построить эллипс, контролируя его раскрытие (ширину) сопоставлением с натурой (рис. 7, в). Касательные лучи к поверхности шара ограничивают контур падающей тени, который на плоскости обретает также форму эллипса (рис. 7, в). От полученных контуров начинаем тоном лепить форму шара, не забывая основные закономерности распределения светотени, указанные на рис. 7.
Завершенные тоновые рисунки шаров при различных освещениях показаны на рисунке 11, внизу.

Рис. 11 – Закономерности построения теней при светотеневой моделировке шара

Рисование - это увлекательное занятие, которое поможет не только реализовать свой творческий потенциал, но и при желании обеспечить подарками всех дорогих Вам людей.

Начинают обучение рисунку, как правило, с изображения простых геометрических форм и фигур: шара, куба, пирамиды и т.д. Как нарисовать шар?

Необходимые материалы

Для начала немного о материалах, которые потребуются при этом:

  • карандаши
  • бумага
  • источник света
  • стирательная резинка

Ну и конечно, свободное время и немного терпения.

Карандаши могут быть любые, удобные для Вас. Помните, что они отличаются по твердости-мягкости. Чем более мягкий карандаш, тем темнее получится тон, и соответственно, чем тверже, тем тон светлее. Можно также рисовать углем, сангиной или любым другим изобразительным материалом.

Бумага также может быть любой, однако, на первых этапах лучше воспользоваться листом ватмана. Можно конечно, воспользоваться и альбомом для рисования,и картоном, и акварельной бумагой, у которой более шероховатая структура.

Для создания светотеневых зон на Вашей модели можно взять обычную настольную лампу. В качестве "модели" шара может послужить детский или теннисный мячик, погремушка и т.д. В специализированных магазинах, где продают товары для художников, также есть возможность приобрести специальный гипсовый шар.

Итак, направляем свет лампы на модель - все подготовлено, и теперь приступим непосредственно к рисованию.

Рисуем шар карандашом

Как нарисовать шар карандашом? Условно этот процесс можно разбить на несколько этапов:

  • Ищем форму шара. Легкими движениями, тонкими линиями наносим две пересекающиеся линии соответствующие примерной высоте и ширине Вашей "модели" .На этой базе обозначаем квадрат, из которого в дальнейшем мы и будем строить круг, вписанный в квадратную форму. Не пугайтесь, если Ваш шар не сразу будет идеальным. Лишние линии всегда можно убрать резинкой.
  • Теперь вопрос, как нарисовать объемный шар. Переходим к тоновому рисунку. Внимательно рассматриваем освещенную модель, лучше, чтоб источник света был сверху и несколько сбоку. Находим самое светлое и самое темное место на нашем шарике. При таком освещении примерно половина его будет освещена,а другая половина будет - в тени(это собственная тень), плюс не забываем и про падающую тень, которая обычно самое темное место на рисунке. Можно примерно разграничить линиями переход освещенной зоны в неосвященную.
  • Штрихуем шар, не забывая про его форму, чтобы рисунок выглядел более естественно. При нанесении штриховки все время сравнивайте тон с самым темным местом.
  • Не забудьте про светлые места и на падающей тени. Ваш шарик готов. Надеюсь, что он Вам нравится.