Как нарисовать людей в движении карандашом? Как научиться красиво рисовать человека карандашом: поэтапные инструкции

05.04.2019

Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня у нас интересная, несложная и нескучная тема. Мы узнаем как рисовать человека в движении, используя для этого очень простой и надежный метод.

Простое правило

«Все гениальное просто» , эта пословица прекрасно подходит для характеристики самого точного и правильного метода построения фигуры человека в движении. Суть этого метода заключается в том, что изначально начинаем строить человека из линий «палка, палка огуречик, получился человечик» , а потом к этому упрощенному скелету добавляем определенную форму тела.

Вот простой пример:

Этапы создания рисунков веселых персонажей

Небольшое уточнение: самая первая линия на вашем листе должна отображать позу, действие человека (изгиб, наклон, осанку). Если есть необходимость, к этой линии можно добавить направляющие рук или ног.

Рисовать человека в движении интересно, здесь всегда есть чему учиться, и к чему стремиться. Стоя, сидя, двигаясь человек должен поддерживать баланс, уравновешивать массу своего тела так, чтобы не упасть.

Есть два основных центра масс, которые приходится постоянно уравновешивать между собой: масса торса и таза. Голова обычно держится прямо, а руки и ноги помогают удерживать равновесие, и служат опорами.

Рисуем попугая

Чтобы стоять ровно люди немного наклоняют грудную клетку назад, а таз - вперед. Особенно хорошо это видно если смотреть на фигуру в профиль.

Сейчас нужно обозначить один термин, который пригодится нам сегодня: Яремная ямка - это углубление на ключице, она отмечена красной точкой на дальнейших иллюстрациях к этой статье. По сути, яремная ямка это и есть центр тяжести человеческого тела.

В прямой стойке все просто, тяжесть тела равномерно распределяется на обе опоры - ноги, а яремная ямка находится прямо над точкой опоры.

Обратите внимание на то, как проходит вертикальная линия от яремной ямки до опоры, если смотреть на человека в профиль. Она также делит массу тела на две равные части, хотя в такой позиции это не настолько хорошо видно, как в фас.

Упор на одну ногу

В случае если человек стоит, опираясь лишь на одну ногу, центр тяжести смещается к этой опоре. Яремная ямка будет находиться прямо над опорной ногой. В таком положении масса распределяется иначе, с учетом того, что опорная нога поддерживает большую часть тяжести тела.

Как рисовать красивые глаза

В рисунках и живописи часто намного больше внимания уделяют опорной ноге, и намного меньше выделяют другую ногу. Таким образом, подчеркивая опору и сбалансированность фигуры.

Дополнительная опора

Если нужно изобразить человека, опирающегося на что-либо, учитывайте, что в таком положении центр тяжести будет находится между двумя опорами .

Для примера, рассмотрим рисунок ниже:


Рисуем лицо человека в профиль

В сидячем положении

Когда человек сидит, основная опорная точка - таз.

Рассмотрим иллюстрацию, зеленым цветом подчеркнуты точки опоры:

  • Чтобы удерживать равновесие сидя и наклоняясь вперед, нужна дополнительная точка опоры для торса. Например, столик или локти, опущенные на колени.
  • Если есть желание откинуться назад, придется опираться на спинку стула, дивана или выставить руки назад, опираясь на ладони.
  • Еще один пример: сидя, баланс можно поддерживать обеими руками, одну вытянув вперед к колену, другую - назад, вместо спинки стула.

С грузом

Несущий какую-либо дополнительную тяжесть человек, должен принять такую позу, чтобы масса его тела и груза были в равновесии.

Опорная точка в таком случае будет находиться между яремной ямкой и центром массы груза, и будет совпадать с опорами (ногами).

Рассмотрим иллюстрацию: красным цветом отмечен центр тяжести тела человека, синим - центр тяжести груза, зеленым - точка равновесия и опоры.


Чем тяжелее ноша, тем сильнее должен изогнуться человек, несущий ее. Наклоняется человек в сторону противоположную той, где находится его груз.

На самом деле примеров огромное количество, это первые и самые яркие, из тех что пришли мне в голову.

Рисуем нос человека

Тело в движении

Ходьба

Если упрощенно охарактеризовать ходьбу, то это перекачивание со стороны в сторону, или контролируемое падение. Руки в движении помогают поддерживать баланс. Ноги - опоры, которые меняются поочередно. При ходьбе таз и грудная клетка наклоняются в противоположные стороны.

Бег

Как нарисовать бегущего человека? Чтобы создать еще большую динамику движения и бежать вперед быстро, человек вынужден наклонять торс вперед. Поскольку центр тяжести (торс и яремная ямка) наклонен вперед, человек может либо упасть, либо подставить опору (ногу). Таким образом мы и бежим, выбрасывая вперед торс и подставляя опоры (ноги), а руки своими движениями помогают нам двигаться быстрее.


На иллюстрации: красным цветом отмечен центр тяжести, синей стрелкой - направление движения, зеленым - опорная нога. Чем более быстро вам нужно двигаться вперед (бежать), тем больше нужно выбрасывать центр тяжести вперед, тем шире становится шаг, а движения рук более размашисты.

Как нарисовать розу карандашом

Динамическое движение торса и рук

Чтобы создать рисунок человека в каком-то ярко выраженном динамичном движении, нужно все тело персонажа подчинить этому движению. В таких случаях центр тяжести сильно смещается в направлении движения, а все тело нужно поставить на очень надежные опоры - широко расставленные ноги.

Например:


Чтобы балансировать, когда торс и руки очень подвижны, нудно находить хорошую точку опоры, а лучше подстраховаться и уверенно стоять на обеих ногах.

"Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза" Уильям Ли

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ карандашом. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома "не поместился на листке".
2. Поза


Основы анатомии человека


Схематические изображения человека


Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую?


Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.


Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Человечек 1 . Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.

Человечек 3 . Вершина схематичного искусства;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

Задание : нарисуйте несколько "человечков" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.


Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.


Язык тела


И снова человечки.


Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции в или . И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.


С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.


Человечки в действии.


Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические "человечки" отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно;)

Этот бросает копье.

Танцует (ну, мне так кажется;).

Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.

Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса - очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.

Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.

Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса - плечи и бедра развернуты на небольшой угол.

Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание : нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.


Равновесие


Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.


Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:


красный круг = центр тяжести

красная стрелка = направление силы тяжести

зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка. человека

Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.

Падение.

Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.

Балансирование.

Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.

Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.

Беги, человечек, беги.

Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.

Прислонившись к стене.

Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.

Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.

Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза - это спокойный персонаж.


Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.


Движения и действия


Тело - это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.


На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке - человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение


Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.


Скелет


Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.


Основные части человеческого тела:



  • Вид спереди:

  • голова (черный )

  • грудная клетка (голубой )

  • позвоночник (голубой )

  • таз (голубой )

  • суставы (красный )

  • руки (зеленый )

  • кисти (зеленый )

  • ноги (зеленый )

  • стопы (зеленый )

Вид сбоку.

Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела человека.

Строение тела человека


А теперь - ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.


Может перейти сразу к рисованию собственно тела?

Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.

Красные линии - соединения.

Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.


Слева - наброски, схематические рисунки. Справа - объемные прорисовки на основе схематических рисунков.


Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы - скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты


Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.


1. Люди


Вот несколько примеров:


  • мускулистый мужчина;

  • женщина, стандартная фигура;

  • толстые мужчина;

  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда - сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа


Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным - всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.


Вот несколько примеров:



  • Обезьяна

  • Собака

  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.


То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для "мультяшек", особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для "мультяшек", которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль - для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода - вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.


И напоследок - небольшой пример.



Вопрос о том, как нарисовать человека поэтапно для начинающих, занимает абсолютно всех, кто взял карандаш в руки. Начинающего художника часто постигает разочарование, когда он видит результаты собственных усилий. Они обычно сильно расходятся с тем, чего так хотелось достигнуть. Многие на этой стадии оставляют попытки научиться правильно рисовать. Однако если вы все же не отказались от своего намерения, необходимо изменить подход к делу. На популярный вопрос, как нарисовать человека в полный рост, необходимо отвечать именно на системной основе. В рисовании прежде всего важна поэтапность и последовательность. Для многих это прозвучит очень неожиданно, однако перед тем как что-либо нарисовать, нужно хорошо подумать. Ну а такого весьма сложного предмета, как человеческая фигура, это касается прежде всего.

Убедительный рисунок

Каждый рисунок начинается с грамотной компоновки, то есть размещения будущей картинки на плоскости. Это делается легкими карандашными штрихами, которые обозначают крайние точки рисуемой фигуры. В каждом рисунке необходимо выделить определенный композиционный смысловой центр. Одно из ключевых правил композиции в том, что данный композиционный центр не должен совпадать с геометрическим. Рисунок на плоскости должен занимать приблизительно три четверти поверхности, при этом оставляя по краям свободное пространство. Дальше, чтобы человек выглядел убедительно, его фигура должна быть построена с обязательным соблюдением законов и пропорций анатомии. И что также важно, она должна твердо стоять на ногах, либо сидеть на какой-либо опоре — так, чтобы это никак не нарушало законов равновесия. Пропорции человеческой фигуры меняются в зависимости от возраста. У взрослого человека голова занимает приблизительно седьмую часть роста.

Как нарисовать фигуру

Опытные художники над этим работают долгими годами. В современных художественных ВУЗах детально изучается пластическая анатомия. Ее курс адаптирован для художников. При его изучении они тщательно прорабатывают все имеющиеся в организме человека мускулы и кости, их взаимодействие и сочленение. Такие навыки и знания нужны для правильного построения человеческой фигуры. Правда столкнувшись с задачей изображения человека в рост впервые, достаточно будет правильно взять пропорциональные отношения между всеми отдельными частями тела к фигуре в общем. А также понять общую конструктивную основу мышечной системы и скелета. Строя торс фигуры человека, необходимо наметить осевые линии, тазобедренный и плечевой пояс, различные суставы. Делая построение фигуры, прежде всего помните о равновесии. Фигура должна твердо стоять на ногах. У многих художников для обеспечения такого требования есть проверенный прием — вертикальная линия от яремной впадины (небольшое углубление между ключицами под человеческим подбородком), проведенная на плоскость, должна не заходить за плоскость ступней. А дальше наиболее важное — хорошо выверяете пропорции конечностей, головы и торса, строите пошагово всю фигуру.

Обобщение рисунка

Делая построение и прорабатывая разнообразные детали, важно вовремя остановиться, соблюсти меру. От анализа отдельных мелочей необходимо постепенно переходить уже к обобщению фигуры в общем. Это, как правило, делается размашистыми широкими штрихами. Обнаженную натуру нужно изображать не часто. Однако базовые знания пластической анатомии нужны художнику в любом случае. Без них просто невозможно правильно разобраться, как нарисовать одетого человека. Изображая фигуру в определенном пространственном ракурсе, надо видеть и представлять ее насквозь. В особенности необходимо обратить внимание, по каким закономерностям формируются складки на одежде. Это крайне важный элемент в рисовании фигуры. Они могут подчеркнуть движение, либо устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаете всем деталям объемность. Моделируете форму светотенью. Большое внимание при построениях необходимо уделять штриховке. Штрих — это важнейший элемент в арсенале любого художника-графика. От силы его нажима, направления и длины зависит много. Культура штриховки всегда вырабатывается постепенно.

Перспектива

Грамотное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в том числе человека, просто невозможно без понимания всех закономерностей линейной перспективы. С ней надо разобраться и понять то, что все параллельные плоскости и линии имеют точку схода на горизонте. В фигуре человека параллельные плоскости отсутствуют, однако она легко в них вписывается. Перспективное построение фигуры необходимо выполнять только после того, когда будет осмысленно ее положение относительно горизонта. Линия горизонта должна намечена быть первой на рисунке.

Пошаговый пример

Хотите научиться рисовать поэтапно человека в полный рост? Мы подготовили для вас этот урок. Рисовать человека будем карандашом и в одежде. Этот парень одет в рубашку и джинсы.

Начинаем пошагово рисовать человека в полный рост.
Для начала проведем вертикальную линию на листе бумаги, оставив немного места вверху и внизу. Если голова и ноги мужчины будут упираться в края листа, это будет не красиво. По правилам композиции необходимо оставлять пространство вокруг фигуры. Теперь разделим вертикальную линию на 6 равных отрезков и сделаем внизу еще один небольшой отрезок. Здесь, в будущем, нарисуем ботинки нашего парня. Почему мы делим прямую линию на такое количество отрезков? Дело в том, что в высоте среднестатистического человека укладывается примерно 6-7 голов. Раз уж мы хотим нарисовать пропорционального человека, эти отметки нам понадобятся.

Теперь у нас появляются линии плеч и таза. Таким образом, мы наметили примерное расположение плечевых и тазобедренных суставов. Обратите внимание, на каком конкретно отрезке они изображены. Если вы допустите здесь ошибку, человек получится непропорциональным. Суставы справа расположены чуть дальше от центральной линии, чем левые. Почему? Дело в том, что поза нашего человека достаточно расслабленная. Он не стоит по струнке. Поэтому фигура не будет идеально симметричной. Возможно, вы обратили внимание, что у нас почти не осталось места для шеи: мужчина, которого мы рисуем, чуть наклонил голову вперед, тем самым закрыв шею.

Отмечаем места, где у нас находятся колени и локти. Опять же, не забываем обращать внимание, в каком месте находятся эти окружности относительно наших небольших отрезков и относительно средней линии. Изображаем окружностями и голеностопные суставы. Как можно догадаться по названию, это суставы, которые соединяют стопу и голень. Соединяем окружности линиями. Мужчина будет держать руки в карманах джинсов. Поэтому от локтей проводим линии к тазу. Если у вас, пока что, есть сложности с рисованием пальцев, то можно упростить рисунок, сделав кисти рук невидимыми, как в данном случаем.

Далее используем временные линии построения. Теперь, при помощи ластика, мы стираем эти линии. Точнее, делаем их менее заметными, чтобы они не так сильно бросались в глаза. В конце рисования нужно будет стереть их совсем, но пока эти линии нам нужны, для того, чтобы лучше ориентироваться в рисунке. Начинаем отмечать контуры тела – торс, ноги, верхнюю линию брюк. Предлагаем на этом этапе наметить линию глаз, подбородок, а также границу роста волос – место, где заканчивается лоб и начинается прическа. Давайте наметим с вами шею. При рисовании ориентируйтесь на среднюю линию тела и наши линии построения. Внимательно смотрите, на каком расстоянии от средней линии находится правая сторона шеи, на каком левая.

Продолжаем рисовать тело человека в полный рост. Теперь у нас добавляются очертания рук, ботинки. На лице отмечаем линии носа и губ. Рисуем мужчине ухо. Для того, чтобы нарисовать ухо в правильном месте, ориентируйтесь на линию глаз и среднюю линию тела.

На этом этапе начинают появляться некоторые элементы одежды – карманы на джинсах, ремень.

Чтобы изобразить человека в одежде, стоит помнить, что ткань всегда образует складочки. Наш мужчина одет в современную одежду. Начинаем рисовать складки на джинсах. Изображаем детали ремня и воротничок рубашки. Руки спрятаны в карманах. Однако, большие пальцы выглядывают наружу. Необходимо их нарисовать. Также отмечаем изогнутыми линиями место, где заканчиваются джинсы – длину брюк.

На этом этапе рисунок становится всё более симпатичным за счет прорисовки деталей – складочек на рубашке и джинсах. На рубашке складки образуются в районе локтей, на рукавах, а также над ремнем и немножко на груди. На джинсах складки хорошо заметны у коленей, а также внизу штанин. Обратите внимание, что ткань мнётся не как попало. Узор складок имеет определенный ритм. Постарайтесь нарисовать его правдоподобно. Нарисуйте подошву у ботинок. Все эти маленькие детали сделают ваш рисунок более интересным. Для того, чтобы рисунок получился красивым, необходимо обращать внимание на элементы одежды и обуви.

Теперь мы наконец-то можем полностью стереть линии построения на теле человека. Сейчас ваш рисунок должен выглядеть примерно так. Продолжим детализацию. Любые джинсы имеют характерную обтачку – края таких брюк подшиты по-особому: обратите внимание на двойную линию по линии карманов и по низу. А на рубашке появились пуговички.

Как нарисовать парня в полный рост? Конечно же, стоит обратить внимание на его лицо и прическу. Сделаем нижнюю челюсть чуточку квадратной – это добавит мужественности образу парня. Нарисуем очертания головы. У мужчины волнистые волосы. Впрочем, вам ничего не мешает сделать его лысым или с другой прической.

Пришло время нарисовать лицо. У нас были намечены линии глаз, носа и губ. Важное замечание: все эти линии должны быть параллельны друг другу. Иначе лицо получится косым и кривым. Для того, чтобы подчеркнуть улыбку, нужно нарисовать складочки от крыльев носа к уголкам губ. Чтобы добавить живости глазам, нужно оставить маленькие белые блики рядом со зрачками. Не забудьте про брови – они делают лицо более выразительным. Добавьте пару-тройку изогнутых линий в прическу, для того, чтобы волосы не выглядели скучно.

Вот собственно и все. Вы прочли до конца урок о том, как нарисовать человека в полный рост. У нас получился симпатичный молодой человек. Пробуйте. Мы верим, что всё получится и у вас!

Инструкция

Изучите основную информацию по анатомии человека и строению его скелета. Только так можно создать действительно достоверное и правдоподобное изображение человеческой фигуры в движении вообще и особенно в беге.

Понаблюдайте за движениями людей во время бега, в крайнем случае, рассмотрите в зеркале собственную фигуру. Идеальный вариант – обратиться к профессиональному художнику за советом или просмотреть -урок в интернете.

Соблюдайте пропорции при рисовании человека . Высота человеческой фигуры равняется примерно высоте восьми его голов. Если вы собираетесь рисовать в классической традиции, а не в жанре манги или , то вам придется придерживаться именно этих пропорций.

Подберите подходящие инструменты. Вам понадобятся простые карандаши лучше с мягким грифелем, линейка для измерения пропорций фигуры, стирательная резинка. Бумагу лучше выбирать плотную, потому что художнику приходится много раз стирать .

Создайте «скелет» будущего рисунка. Для этого проведите линию позвоночника, линии рук и ног, нарисуйте схематичную голову. Убедитесь, что вы придали нарисованному схематичному человечку правильную позу. Сравните ее с любым изображением бегущего человека или хотя бы с собственной фигурой в зеркале. Можно попробовать найти с подвижными , и ориентироваться на нее при рисовании фигуры.

Нарисуйте мышцы получившегося . Продумайте, во что ваш объект будет одет и обут, обратите особенное внимание на рук – именно они вызывают наибольшую трудность у начинающего художника. Следите за тем, чтобы руки и ноги не были ни слишком худыми, ни слишком полными.

Сотрите лишние «скелетные» линии и четко обведите контуры получившейся фигуры. Не исключено, что работу придется переделывать несколько раз.

Видео по теме

Дети очень любят создавать на чистых листах свои шедевры, порой просто передавать мысли и желания посредством творчества. Чтобы процесс был увлекательнее и плодотворнее, необходимо научиться рисовать свою мангу . Сделать ее образ правдоподобным, оживить контуры ее тела.

Вам понадобится

  • Шаблоны с фрагментами тела манги, карандаш, ластик, лист бумаги.

Инструкция

Воспользуйтесь на первых порах шаблонами для создания рисунка манги, но потом можете и начать рисовать самостоятельно.

Если желаете начать рисовать без использования шаблонов и копировальной бумаги, то в первую очередь понадобится разобраться в особенностях изображения этого героя. Нарисуйте голову, похожую на луковицу, или же прямой овал. Эти формы характерны для манги. Волосы и у могут быть произвольного цвета и формы.

Если вы полностью довольны своим эскизом, сотрите ненужные вспомогательные линии и аккуратно обведите рисунок чернилами или тушью. Контур должен быть ровный, четкий и плавный. Ключевые элементы рисунка акцентируйте более толстыми линиями, а более изящные элементы можно подчеркнуть тонкими линиями.

Не забывайте о человеческой анатомии – в манге строение человеческого тела также важно для правильного изображения фигур. Руки и ноги должны сгибаться анатомически и иметь правильную форму.

Источники:

  • как рисовать мангу карандашом для начинающих

Нарисовать сказочного персонажа не очень просто. Необходимо знать некоторые тонкости, чтобы ваш рисунок получился красивым. Например, надо изучить особенности построения туловища и его пропорции.

Вам понадобится

  • Лист бумаги, простой карандаш, краски, фломастеры, ластик.

Инструкция

Подготовьте материалы для рисования. Необходимо выбрать персонажа, которого вы будете рисовать. Поставьте наглядное изображение перед собой. Набросайте рисунок простым . Нарисуйте туловище. Обозначьте голову. Она может иметь разную форму, в зависимости от того, какого героя вы выбрали.

Проведите через центр головы симметричную линию, чтобы правильно прорисовать части лица. Добавьте уши, рот, глаза, брови, если нужно, то и скулы. Обратите внимание на сложение тела обыкновенных людей и, исходя от этого, изображайте свой рисунок.

Пририсуйте к телу конечности. Часто персонажи могут иметь явно несимметричные пропорции туловища. Поделите его на несколько частей, детализируйте каждую. Нарисуйте одежду на герое. Она передает характер вашего персонажа. Не забудьте волосы.

Раскрасьте полученное произведение цветными карандашами, фломастерами или красками. Если будете , то протрите рисунок влажной ватой. Через несколько минут приступайте к разукрашиванию. Следите, чтобы краска не заходила за контуры. Запомните, чтобы изобразить сказочного героя, нужно знать его индивидуальные особенности. Это может выражаться в мимике, одежде или других приметах.

Обратите внимание

Не торопитесь при рисовании, иначе у вас ничего не получится. Рисуя глаза, будьте внимательны, так как именно они могут показать настроение вашего героя.

Губы, брови, рот также важны, чтобы передать образ. С помощью теней вы делаете рисунок реалистичнее. Если не добавить теней, то создается впечатление, что ваш персонаж висит в воздухе.