Как критик относится к жертвам темного царства. Катерина – самобытный русский характер или жертва «Темного царства»? Сочинение по литературе на тему: Хозяева и жертвы “темного царства”

08.03.2020

И что слез льется за этими запорами,

невидимых и неслышимых.

А. Н. Островский

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих мечту о свободе, о независимо-сти, неизбежно порождают людей запуганных и забитых, не смеющих жить своей волей, К таким жертвам «темного царства» относятся в драме «Гроза» Тихон и Борис.

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зре-лом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все изде-вательства Кабанихи, не смея протестовать. «Да как же я могу, маменька, вас ос-лушаться!» — говорит он и прибавляет потом: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Единственное заветное желание Тихона — это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, запить, загулять, загулять так, чтобы на целый год отгулять-ся. В сцене проводов деспотизм Кабанихи доходит до крайности и выясняется пол-ная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Кабанихи своими наставлениями довела его до полного изнеможения, и он, сохраняя почти-тельный тон, с нетерпением ждет, когда же кончится эта пытка.

Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Ему и со-вестно перед ней, и жалко ее, но ослушаться матери он не может. И вот, под дик-товку матери, он поучает Катерину, стремясь в то же время смягчить грубость слов и резкость интонаций матери. Бессильный защитить свою жену, вынужденный играть жалкую роль орудия в руках Кабанихи, Тихон не заслуживает уважения, Душевный мир Катерины ему, человеку не только безвольному, но и ограниченно-му, простоватому, непонятен. «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешь-ся, не то что ласки; а то так сама лезешь», — говорит он ей. Не понял он и драмы, назревающей в душе жены. Тихон невольно становится одним из виновников ее гибели, так как отказал в поддержке Катерине, оттолкнул ее в самый критический момент.

По мнению Добролюбова, Тихон — «живой труп — не один, не исключение, а це-лая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!»

Борис, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Он получил коммерческое образование, не лишен «извест-ной степени благородства» (Добролюбов). Он понимает дикость и жестокость нра-вов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. «Образование отняло у него силу де-лать пакости... но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают дру-гие», — замечает Добролюбов.

Борис искренне любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки: «Делайте со мной, что хотите, только ее не мучьте!» Единственный среди всех он понимает Катерину, но не в силах помочь ей. Борис — добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, считавший, что Катерина полюбила его «больше на безлюдье», за отсутствием более достойного человека. Материал с сайта

Оба они — и Тихон, и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы «жить и мучиться». Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жиз-нью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что «тем-ное царство» начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Если Дикой и Кабаниха могут быть названы самодурами, то Тихон Кабанов, по справедливости, назван личностью забитой и приниженной.
Он не имеет собственной воли и собственной мысли. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!», - только такого рода речи и слышит от него мать. Она, конечно, одобряет его за это; но, как обыкновенно бывает с подобного рода людьми, она сама же его и не уважает. Она называет его дураком; она презрительно говорит ему: "Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя!"


И сестра Варвара его не уважает. Тихон человек добрый и в сущности не дурной: он любит, по-своему, жену, он верит ей; он вовсе не хочет, чтобы жена его боялась. Но в душе его нет столько любви, чтобы защитить бедную женщину от оскорблений, и он сам наносит ей оскорбления по приказанию матери. Собственная воля и возможность загулять на свободе, без присмотра, для него дороже всего. Он упрекает жену за то, что мать точила его попреками; он откровенно говорит Катерине, что рад вырваться из дома, что они с маменькой его «заездили». Он сам, глупо и слепо, губит и жену, и себя, и возможность своего счастья. Катерина, боясь своих порывов, просит его взять ее с собой, от отказывается. «Да неужели же ты разлюбил меня?», - спрашивает бедная женщина.
- «Да не разлюбил, - отвечает он, - а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я, все-таки, мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
- «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?», -скорбно восклицает Катерина.


У Тихона есть сердце; когда Катерина при свекрови начинает каяться, рассказывает свой проступок, он пытается остановить ее, чтобы скрыть дело от беспощадной матери. Он сострадает потом мучениям жены... Но он все-таки делает то, что приказывает мать: он бьет Катерину по ее повелению. Не имея собственной мысли, он, напиваясь с горя, настраивает себя нарочно на враждебные чувства, согласно с воззрениями матери. Человек совести и чувства побеждает в нем слепопокорного сына лишь тогда, когда Катерина покончила с собой. «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» Но это уже поздний протест и ненужный; да едва ли он и прочный. Может быть, Кабаниха и права, говоря с уверенностью в ответ ему: «Ну, я с тобой дома поговорю!»
Такова одна стихия жизни, изображенная в «Грозе» - стихия самодурного гнета сильных над слабыми, унизительного и позорного принижения слабых.

“Гроза”, как вы знаете, представляет нам идиллию “темного царства”, которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом. Люди, которых вы здесь видите, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами; летний благодатный день так и манит на берег, на воздух, под открытое небо, под этот ветерок, освежительно веющий с Волги. И жители, точно, гуляют иногда по бульвару над рекой, хотя уж и пригляделись к красотам волжских видов; вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хозяйством, кушают, спят, – спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе. Но что же им делать, как не спать, когда они сыты?
Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может изменяться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, – обитатели города Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире.
Смолоду еще показывают некоторую любознательность, но пищи взять ей неоткуда: сведения заходят к ним только от странниц, да и тех уж нынче немного, настоящих-то; приходится довольствоваться такими, которые “сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали”, как Феклуша в “Грозе”. От них только и узнают жители Калинова о том, что на свете делается; иначе они думали бы, что весь свет таков же, как и их Калинов, и что иначе жить, чем они, совершенно невозможно. Но и сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную.
Феклуша принадлежит к партии патриотической и в высшей степени консервативной; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и угощают, и снабжают всем нужным; она пресерьезно может уверять, что самые грешки ее происходят оттого, что она выше прочих смертных: “простых людей, – говорит, – каждого один враг смущает, а к нам, странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено, вот и надо их всех побороть”. И ей верят. Ясно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее сказать хорошего слова о том, что в других землях делается.
И это вовсе не оттого, чтобы люди эти были глупее и бестолковее многих других, которых мы встречаем в академиях и ученых обществах. Нет, все дело в том, что они своим положением, своею жизнью под гнетом произвола все приучены уже видеть безотчетность и бессмысленность и потому находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований в чем бы то ни было. Задать вопрос – на это их еще станет; но если ответ будет таков, что “пушка сама по себе, а мортира сама по себе”, – то они уже не смеют пытать дальше и смиренно довольствуются данным объяснением. Секрет подобного равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логичности в жизненных отношениях.
Ключ этой тайны дает нам, например, следующая реплика Дикого в “Грозе”. Кулигин, в ответ на его грубость, говорит: “За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?” Дикой отвечает вот что: “Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, – вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.
Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее (хотя воображение образованного европейца и не умеет представить себе ничего хуже анархии).
Положение общества, подверженного такой анархии (если только она возможна), действительно ужасно.
В самом деле, что ни говорите, а человек один, предоставленный самому себе, не много надурит в обществе и очень скоро почувствует необходимость согласиться и сговориться с другими в видах общей пользы. Но никогда этой необходимости не почувствует человек, если он во множестве подобных себе находит обширное поле для упражнения своих капризов и если в их зависимом, униженном положении видит постоянное подкрепление своего самодурства.
Но – чудное дело! – в своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что всякие законы и логику, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Все, кажется, по – прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет; когда ему говорят: “как это на тебя никто в целом доме угодить не может!” – он самодовольно отвечает: “вот поди ж ты!” Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой и ублажается разными Феклушами.
А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь Кулигина; но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы они уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которой они одолеть не могут, к которой даже и подступить не знают как.
Они не хотят уступать (да никто покамест и не требует от них уступок), но съеживаются, сокращаются; прежде они хотели утвердить свою систему жизни, навеки нерушимую, и теперь тоже стараются проповедовать; но уже надежда изменяет им, и они, в сущности, хлопочут только о том, как бы на их век стало… Кабанова рассуждает о том, что “последние времена приходят”, и когда Феклуша рассказывает ей о разных ужасах настоящего времени – о железных дорогах и т. п., – она пророчески замечает: “И хуже, милая, будет”. – “Нам бы только не дожить до этого”, – со вздохом отвечает Феклуша. “Может, и доживем”, – фаталистически говорит опять Кабанова, обнаруживая свои сомнения и неуверенность. А отчего она тревожится? Народ по железным дорогам ездит, – да ей-то что от этого?
А вот видите ли: она, “хоть ты ее всю золотом осыпь”, не поедет по дьявольскому изобретению; а народ ездит все больше и больше, не обращая внимания на ее проклятия; разве это не грустно, разве не служит свидетельством ее бессилия? Об электричестве проведали люди, – кажется, что тут обидного для Диких и Кабановых? Но, видите ли, Дикой говорит, что “гроза в наказанье нам посылается, чтоб мы чувствовали”, а Кулигин не чувствует или чувствует совсем не то, и толкует об электричестве. Разве это не своеволие, не пренебрежение властью и значением Дикого?
Не хотят верить тому, чему он верит, – значит, и ему не верят, считают себя умнее его; рассудите, к чему же это поведет? Недаром Кабанова замечает о Кулигине: “Вот времена-то пришли, какие учителя появились! Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!” И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уже махнула рукой, поникла пред невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники ее прихотливых суеверий.
Оттого, разумеется, внешний вид всего, на что простирается их влияние, более сохраняет в себе старины и кажется более неподвижным, чем там, где люди, отказавшись от самодурства, стараются уже только о сохранении сущности своих интересов и значения; но в самом-то деле внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели влияние людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип внешними уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства.

Сочинение по литературе на тему: Хозяева и жертвы “темного царства”

Другие сочинения:

  1. В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. Под давлением этой темной силы развиваются характеры Read More ......
  2. Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного Read More ......
  3. В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на Read More ......
  4. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ......
  5. Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев. Так, оказавшись в Read More ......
  6. А. Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир “темного царства”. В своем очерке “Записки замоскворецкого жителя” писатель как бы “открыл” страну “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников Read More ......
  7. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки Read More ......
  8. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ......
Хозяева и жертвы “темного царства”

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устси кре-постничества и в душной, тревожной атмосфере рус-ской жизни действительно собиралась гроза. У Ост-ровского гроза - это не просто величественное яв-ление природы, она- олицетворение социального потрясения.

В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов. В пьесе обрисована русская жизнь с 40-х по 80-е годы, борьба между отживаю-щей моралью купцов-самодуров и их безответных жертв с новой моралью, людей, в душе которых про-буждается чувство человеческого достоинства.

Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обста-новка, в которой развертываются события пьесы, пре-красен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.

Против произвола протестует Варвара, не же-лающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Бо-рис, которому недостает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный и жал-кий Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест - активный вызов дикому произволу и морали «темного цар-ства» - протест Катерины. Именно ее Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве».

Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- гово-рит она. Среди жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью и пря-мотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Катерина выросла среди раздольной русской природы. Ее речь выразительна и эмоциональна. В этой речи часто встречаются ласкательные и умень-шительные слова: «солнышко», «водица»; сравне-ния - как, например, «точно голубь воркует».

Проснувшаяся в душе Катерины любовь рас-крепощает ее, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать своего чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «тёмного цар-ства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!».

Положение Катерины трагично. Ее не путают да-лекая Сибирь, возможное преследование. Но ее друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отреза-ют Катерине путь к счастью и свободной жизни.

Драма завершается нравственной победой Ка-терины и над внешними силами, сковывающими ее свободу, и над темными представлениями, сковыва-ющими ее волю и разум.

Роль Катерины из русской сцене исполняли вы-дающиеся актрисы. Они, каждая по-своему, тракто-вали сложный образ, некоторые подчеркивали ее ре-лигиозность. А между тем религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись. Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о спасении своей души, о страшном грехе. Она совер-шает свой последний шаг во имя большой любви, открывшейся ей. Самоубийство является выражени-ем протеста против «тёмного царства» Дикого, Бориса, Катерина, по ее мнению, соверши-ла страшный грех: грех против Бога, заветов стари-ны. Ее душа не могла этого вынести, не могла геро-иня и следовать примеру Варвары, для которой глав-ное - «чтобы все шито да крыто было»..Катерина прибегает к старинному средству искупления греха: покаяться «всенародно». Когда человек, которого по-любила она всей душой своей, пылкой и страстной, светлой и наивной, оставил Катерину, не оказал ей в трудную минуту никакой помощи, не оставил даже малейшей надежды, героиня решилась на еще боль-ший в ее представлении грех-самоубийство. Таким образом, в представлении критиков, близких к кру-гам славянофилов, главная героиня драмы «Гроза» - человек, переживший жестокий душевный кризис, не сумевший найти в себе сипы для того, чтобы про-должать жить в мире, в котором не было места люб-ви и счастью.

Иначе воспринимали этот образ критики демок-ратического направления. Так, например, Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» писал, что в самом появлении такой героини он ви-дит протест, «провозглашенный и под домашней пыт-кой, и над бездной, в которую бросилась бедная жен-щина». Смерть Катерины критик воспринимает как «страшный вызов самодурной силе». Именно глав-ная героиня и есть тот «луч света», который озаряет «темное царство» Кабановых и Диких. Ее стихийный протест олицетворял для Н.А. Добролюбова гряду-щую победу над силами «темного царства». Однако оценка драмы «Гроза» критиками-демократами была отнюдь не однозначна. В отличие от Добролюбова, Д. И. Писарев считал, что истинный «луч света», спо-собный уничтожить силы самодурства - знание, об-разование. Сила характера главной героини вполне обоснованно вызывала у критика сомнения, а ее решение покончить счеты с жизнью было для него не столько олицетворением вызова обществу, сколь-ко свидетельством слабости. И действительно, са-моубийство - далеко не лучший способ борьбы. Ге-роиня разрешает таким образом собственные про-блемы, на минуту пробуждает к жизни дремлющее сознание Тихона, но ее поступок, вероятно, не толь-ко не сможет изменить сами устои общества, но и будет либо забыт, либо ложно истолкован.

А. Н. Островский изображал русскую жизнь объективно, с точки зрения писателя-гуманиста. В своем творчестве он продолжал лучшие традиции отечественной классической литературы, провозгла-шал сочувствие ко всем страдающим и угнетенным. Этот автор - один из самых ярких русских драматур-гов, ему удалось психологически точно раскрыть ми-росозерцание именно русского человека. Именно эти качества пьес А. Н. Островского и заставляли обра-щаться к ним критиков самых разных направлений.