Из за чего поссорились аркадий и базаров. Базаров и аркадий поколение молодых. Портрет Евгения Базарова

29.06.2020

июня 14 2011

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный . В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как . Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович - «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи… не богам же, в самом деле, горшки обжигать…» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева можно найти примеры самых разных взаимоотношений между героями: романтических, платонических, семейных, дружеских и враждебных. Евгений Базаров является личностью весьма неоднозначной, вызывающей любовь одних и ненависть других. Его взаимоотношения с Павлом Петровичем, дядей - друг Евгения, пригласивший его погостить в семейной усадьбе Кирсановых на время каникул) являются особенно интересными, поскольку эти, казалось бы, полные противоположности не так уж однозначно антагонистичны.

Спор Базарова и Павла Петровича раскрывает новые грани личности каждого. Подробно об особенностях характеров двух героев и их взаимоотношениях читайте в данной статье.

Павел Петрович - гордый военный

В Павле Петровиче с первого взгляда угадывается гордый человек. Даже его костюм отражает это. Когда герой впервые появляется перед читателем, рассказчик отмечает, что у него были длинные аккуратные ногти, что, хотя он уже немолод, все же остается привлекательным мужчиной, и что Павел Петрович держится с неизменной аристократической элегантностью. А как интересны споры между Базаровым и Павлом Петровичем! "Таблица" их взаимоотношений включает в себя противопоставления даже по внешнему облику.

О чем спорит Базаров и Павел Петрович?

В то время как рассказчик замечает эти бросающиеся в глаза детали, Базаров сразу же угадывает в Павле Петровиче человека, который слишком много о себе возомнил. В глазах Евгения Васильевича его гордыня необоснованна и абсурдна. Спор Базарова и Павла Петровича, их противостояние, таким образом, начинается с самого знакомства персонажей.

Когда мы узнаем немного больше о прошлом этого отставного военного, мы начинаем лучше понимать, почему он ведет себя таким образом. Этот военный был любимым сыном генерала Кирсанова и, в противоположность своему брату Николаю, всегда был человеком действия. К двадцати семи годам Петр Петрович уже являлся капитаном в русской армии. Он знал, как держать себя в высшем обществе, и пользовался популярностью у женщин. Таким образом, Павел Петрович с юных лет привык к уважению и восхищению.

Грубому молодому Базарову с самого начала было суждено стать антагонистом этого человека. Их объединяло крайнее тщеславие, и, даже не принимая во внимание тот факт, что мнения двух героев во всем расходились, каждый видел для себя угрозу в образе другого. С точки зрения Базарова, Павел Петрович - гордый старик, в которого он сам однажды может превратиться. В глазах аристократа молодой человек был надменным выскочкой, еще не заработавшим право быть настолько самоуверенным. Еще до того, как Павел Петрович узнал что-либо о Базарове, он начал его недолюбливать из-за неряшливого внешнего вида и слишком длинных волос.

После того как Аркадий обнаружил, что Базаров - нигилист, и сообщил об этом дяде, у Павла Петровича появляется зацепка, которую можно использовать в оправдание своей неприязни к гостю. Племянник пытается спорить, говоря о том, что нигилист - это тот, кто критически оценивает все вещи, но Павел Петрович отвергает эту философию как новую причуду молодых людей, которые не признают никаких авторитетов.

Он сопоставляет такой образ мысли с неудачными примерами из истории, в частности с идеями сторонников гегелевской логики, и с манерой знатока говорит Аркадию: "Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в Павел взывает к своему опыту и мудрости и говорит так, как будто он уже заранее знает, что нигилизм - глубоко порочная философия молодежи.

Спор о принципах. Взгляды Базарова и Павла Петровича Кирсанова

Когда Павел Петрович вовлекает Базарова в спор, он апеллирует к английской системе ценностей. Главная мысль этого аристократа: "...что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, — а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному... bien public, общественному зданию". Таким образом, отставной военный связывает с аристократическими ценностями, постепенно развивая эту мысль. Так продолжается спор Базарова и Павла Петровича.

С другой стороны, в дискуссии он постепенно переходит к абсурдности существования тех, у кого нет принципов, и преподносит противнику целый набор принципов из высшего общества, которые считает неоспоримыми. Хотя Павел Петрович, возможно, и стал бы это отрицать, для него все же важно не просто наличие или отсутствие ценностей как таковое. Важнее наличие или отсутствие именно аристократических ценностей. Вот о чем спорит Базаров и Павел Петрович.

По мере развития сюжета отчетливо вырисовываются как недостатки, так и достоинства этого аристократа. Его военная гордость заставляет бросить вызов в виде дуэли Базарову, которая заканчивается для Павла Петровича полным фиаско.

Дело не только в том, что старый аристократ получает ранение, но и в том, что ему пришлось объяснять каждому, что это была его вина.

Однако утверждение военного о том, что человек не может жить без ценностей, и его чувство самоуважения все же в конечном счете оправдывают себя. Мы узнаем это главным образом по той изоляции и путанице, к которой приводят Базарова попытки найти свое место в мире. Аркадий, который не был наделен столь сильной волей, но вместе с тем не был столь предан традиционным ценностям, устраивает свою жизнь вполне счастливо. Почти не помня себя, Евгений следует по пути отставного военного и запутывается в своей неудавшейся любви. Спор Базарова и Павла Петровича представляется в этот момент несколько абсурдным, ведь жизненные линии героев и их поведение оказываются столь похожи...

История Павла Петровича

Когда Базаров начинает смеяться над Павлом Петровичем, Аркадий решает рассказать ему историю своего дяди, в надежде что этот рассказ вызовет в его друге сочувствие. Мы узнаем, что в жизни Павла Петровича большую роль сыграла неудачная любовь. Он по уши влюбился в таинственную женщину по имени Княгиня Р. Павел Петрович ухаживал за ней и после того, как добился, его одержимость княгиней лишь возросла.

Отвергнутый любовник

Когда его возлюбленная сбежала от Павла и своей семьи, Павел подал в отставку и последовал за ней. Он стыдился своего поведения, но ее образ слишком запал Павлу Петровичу в душу, и он не мог выбросить его из головы. Неясно, чем именно привлекла военного княгиня Р. Возможно, своей таинственностью, тем, что ее невозможно было полностью понять или завоевать.

В Бадене Павлу Петровичу удалось встретиться с ней, но через несколько месяцев княгиня сбежала снова. После этого он вернулся в Россию и делал все возможное, чтобы играть свою прежнюю роль в обществе, хотя и делал это без прежнего энтузиазма. После того как Павел Петрович услышал о том, что княгиня умерла в Париже в состоянии, близком к безумию, он постепенно утратил интерес к жизни и перестал что-либо предпринимать.

Ирония судьбы

Базарову не понравилась эта история. Он считал, что это не по-мужски - сдаваться после того, как потерпел поражение на любовном фронте, и высказал предположение, что Павел проводит остаток своих дней, поучая молодежь, а со своей собственной жизнью не может ничего сделать путного.

По злой иронии судьбы Базаров впоследствии, подобно бывшему военному, становится одержим Анной Сергеевной и не может справиться с этим чувством и принять тот факт, что его отвергли.

Однако на этом не прекращаются споры Базарова с Павлом Петровичем. Кто же прав?

Скрытые мотивы

Когда мы встречаем Павла Петровича, рассказчик описывает его так: "Одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, и надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала". Смутное чувство отчаяния, владевшее героем, может объяснить многие из его поступков. Оно также объясняет и то, почему он так отчаянно цеплялся за свою гордость и свою семью, поскольку больше не за что было цепляться.

По мере развития сюжета нам открывается и более мягкая сторона пожилого аристократа. Базаров и Павел Петрович, спор между которыми никогда не прекращался, безусловно, были врагами. Однако настоящей причиной его дуэли с Базаровым было то, что он хотел защитить честь своего брата, а не собственную. Его последним желанием было, чтобы Николай женился на Фенечке и был счастлив.

Хотя Павел не способен был достичь собственного счастья, он пытается сделать счастливыми окружающих. Герой живет жизнью брата, но все же не может забыть предательство княгини Р. и стать счастливым. Он не выбирает быть несчастным, он просто не может иначе.

Притягательность Базарова

Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем присутствуют одновременно. Легко осуждать Евгения. Он думает, что он лучше всех. Он груб. Евгений не признает ни одной из тех вещей, которые наполняют нашу жизнь смыслом (любовь, например). Споры Базарова с Павлом Петровичем вызывают иногда недоумение. Временами Евгений настолько упрям, что совершенно неспособен признать собственную неправоту. И все же...

Базаров вдохновляет. Впервые мы видим его восхищенными глазами Аркадия, а позже узнаем, что его друг является лишь одним из его учеников. Как только эти двое отдаляются друг от друга, мы начинаем видеть Базарова в более объективном свете, видеть в нем прирожденного лидера. Он является властной, исполненной достоинства личностью. Когда Евгений Васильевич говорит Павлу Петровичу: "В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем", читатель не может не поддаться силе этих слов и этой личности.

Очень подробно эта тема в споре Евгения Базарова с Павлом Петровичем рассматривается. Темы их споров невозможно охватить в одной статье. Рекомендуем обратиться к первоисточнику для более глубокого понимания. Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым, таким образом, можно продолжить.

Финальная сцена

Сам Тургенев восхищался сильной, почти магнетической личностью Базарова. Он признался, что плакал, когда описывал сцену смерти Евгения Васильевича. Характер Базарова полностью раскрывается в этой финальной сцене. Он не просто надменный молодой выскочка. Этот человек был действительно талантлив и хотел сделать что-то великое в жизни.

Заглядывая в свое прошлое, Базаров думает: "И я ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!". Хотя он не показывает страха смерти, все же ее приближение заставляет Евгения чувствовать собственное ничтожество, а не просто говорить о нем. Тем не менее, в конечном счете тот факт, что Базаров не раскаивается, делает его характер столь убедительным. Евгений - воплощение дерзкой молодежи с ее иллюзией о том, что мы никогда не умрем. В конце концов, почему мы должны умереть?

Есть ли польза в отрицании?

Когда роман "Отцы и дети" впервые был опубликован в 1862 году, молодое поколение подвергло Тургенева жестокой критике, потому что молодежь считала, что характер Базарова - это пародия на нее. Конечно, у Ивана Сергеевича не было такого намерения при создании произведения, но временами Евгений действительно напоминает пародию, однако не на молодежь в целом, а на самого себя. Невольно вспоминается острота отставного военного, пущенная в его адрес: "В принципы не верит, а в лягушек верит". Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре раскрывают как свои сильные, так и слабые стороны.

У Базарова сложный характер. Против него невозможно выдвинуть простой аргумент, однако Евгений глубоко заблуждался. Возможно именно его недостатки, а не делают характер этого молодого нигилиста столь интересным и убедительным.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале “Современник”, назвал Базарова “асмодеем нашего времени”.

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Персонажи романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.

Но дело в том, что главный герой романа Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые “драться хотят”. Другие - люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений - “отцов” и “детей”. Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чуждой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал собственное мнение и переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает собственные мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Совершенно по-разному относятся они и к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, в привычках, манерах, речах, во внешнем виде.

Серьезное разногласие возникло между приятелями в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”.

Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между “учеником” и “учителем” - между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”.

Аркадий хочет быть сыном своего века и “напяливает на себя” идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

  1. Новое!

    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...

  2. Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

  3. Новое!

    1. Новый тип героя. 2. Особенности изображения «новых» людей в романе. 3. Трагическое одиночество Базарова как «героя времени». 4. Открытый финал романа. Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,...

  4. Новое!

    И. С. Тургенев принадлежит к тем уникальным художникам, которые способны в повседневной жизни уловить дыхание времени, разглядеть социальные и вечные конфликты эпохи, запечатлев их в своих произведениях. В значительной степени это относится к роману...

  5. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев, помимо прочих тем, поднимает и тему, если можно так выразиться, ложного ученичества. С первых страниц произведения мы знакомимся с двумя “добрыми приятелями”, как называет себя с Базаровым Аркадий Кирсанов....

В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха 60-х годов XIX века, когда в русской жизни назревали значительные перемены. В это время в России формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он относится к тем молодым деятелям эпохи, которые «драться хотят». Люди старшего поколения, которые не разделяют новых убеждений, изображены Тургеневым слабыми, в них много «следов барства».

Но и поколение молодых представлено в романе неоднородным. Базаров и Аркадий - друзья, они получают одинаковое образование, поначалу кажется, что их взгляды на жизнь тоже совпадают. Однако их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, она не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа слабая натура (Аркадий) подчиняется более сильной (Базаров). Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсановых. Базаров работает, Аркадий сибаритствует. Базаров - человек дела.

Главное для него - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических знаний на практике. Увлечение естественными науками - типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Совершенно разные суждения высказывают Базаров и Аркадий в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, говорит, что Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Аркадий ценит и любит литературу. По дороге в усадьбу он вместе с отцом читает наизусть Пушкина: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий всегда аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры.

Базаров носит «длинный балахон с кистями», при встрече с Павлом Петровичем «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием в разговоре о роли природы в жизни человека. «Природа - не храм, а мастерская», - говорит Базаров, Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Кульминационной точкой развития конфликта между героями является спор «в стоге сена» (XXI глава). «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что их пути с Аркадием расходятся. «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Дальнейшие судьбы героев складываются по-разному.

Аркадий продолжает традиции своей семьи, даже свадьбы отца и сына Кирсановых игрались в один день. Базаров умирает от заражения крови. «Я нужен России...

Нет, видно, не нужен». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Базаровым и Аркадием: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет радостных ей элементов». Произведение И. С. Тургенева было написано в 1860-1861 годах.

Основу этого романа составляет социальный конфликт между «отцами», то есть «веком минувшим», и «детьми» - «веком нынешним». Главными героями произведения Тургенева являются Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. С первого взгляда мы видим, что эти два образа очень похожи. Действительно, оба героя молоды (примерно одного возраста, хотя Евгений Васильевич старше Кирсанова), оба учатся в одном и том же университете. И Аркадий и Базаров являются представителями одного идеологического круга, нигилистов, из чего ясно, что они оба разделяют одни и те же моральные убеждения и принципы.

Казалось бы, у Аркадия и у Базарова одинаковые пути (то есть нравственные устои), но на самом деле их идеология различается, так как Аркадий принадлежит к «веку минувшему», а Базаров - представитель «века нынешнего». Прежде всего, у Базарова и Аркадия разное социальное происхождение.

Кирсановы принадлежат к роду богатых дворян-аристократов, тогда как Евгений Васильевич - «выходец» из довольно бедной семьи разночинца. Разное социальное положение накладывает отпечаток на характер и идеологические убеждения Базарова и Аркадия. Кирсанов с раннего детства привык к заботе и любви, так как родители делали все для того, чтобы Аркадию жилось спокойно и счастливо. «Супруги жили хорошо и тихо... а Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Именно поэтому Аркадия тянет домой повидаться с отцом и он искренне рад своему возвращению из университета. «Говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки».

Базаров же, напротив, вырос Самостоятельным человеком, так как ещё в юношестве ушел из дома и привык жить без опеки родителей. При встрече с ними Евгений Васильевич не испытывает особой радости, и его раздражают родительские ласки. Базаров постоянно перебивает отца и рассказывает о нем Аркадию, как о «презабавном старикашке и добрейшем... Много уж очень болтающем». Базаров чувствует превосходство над своими родителями. В некотором роде он даже презирает их, так как не может понять, как им «не смердит собственное ничтожество». На такое отношение к своим родственникам сильное влияние оказывают убеждения Базарова.

По своей натуре Евгений Васильевич - нигилист, то есть человек, не имеющий никаких принципов, не придерживающийся никаких убеждений и все отрицающий. Нигилисты делают только то, что им выгодно и полезно. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. Строить - это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить». Базаров не признает даже искусства. По его мнению, все это «романтизм, вздор, чепуха», а Рафаэль и другие великие художники «гроша медного не стоят». Принципы Базарова - это не маска, так как даже перед смертью, в момент, когда люди подводят итоги всей жизни, Евгений Васильевич не отказывается от своих убеждений, хотя и понимает, что он ничего не сделал для пользы человечества и ничего не добился, так как его время еще не пришло. «И ведь тоже думал: обломаю дел много... ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично...

Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Аркадий - последователь Базарова. Он восхищается и преклоняется перед своим другом.

Он всеми силами пытается быть похожим на него, поэтому он и «напяливает» на себя принципы и убеждения Евгения Васильевича - Аркадий «сам по себе, а убеждения сами по себе болтаются» (Д. И. Писарев). Примером этому может послужить встреча Аркадия с отцом. Кирсанов искренне рад своему возвращению домой, но он пытается скрыть чувства от Базарова и принимает равнодушный вид. «...Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

Аркадий любит поэзию и иногда не прочь помечтать. Он говорит красиво и витиевато, тогда как его друг всегда лаконичен. «О друг мой, Аркадий Николаевич! - воскликнул Базаров. - ...Не говори красиво».

Впереди Аркадия ждет тихая семейная жизнь со своей женой Катей, ведь он типичный барин и будет продолжать традиции своего деда и отца. Сам Базаров понимает это и называет Кирсанова «мякеньким, либеральным баричем, который не может дойти дальше благородного смирения или благородного кипения». Таким образом, мы видим, что на самом деле убеждения Аркадия Николаевича Кирсанова - это всего лишь маска, поэтому его можно теоретически отнести к «лагерю отцов», тогда как Базаров - истинный нигилист и «демократ до кончиков ногтей» (И. С.