Из истории изучения частей речи в русском языкознании. Из истории учения о частях речи

23.09.2019

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ

ЛЕКЦИЯ №2

Дайте определение грамматической форме.

8. Какие грамматические средства выражения грамматической формы вы знаете?

9. В чем отличие грамматического значения от лексического?

10. Какие грамматические категории вы знаете?

11. С какими отраслями языкознания связана грамматика? Приведите примеры.

12.Что такое корпусные грамматики?

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших раздела – морфологию и синтаксис. Разделение на морфологию и синтаксис в известной мере условно, так как грамматические значения, стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете их синтаксических функций, т.е. функций в рамках словосочетания и предложения. В составе морфологии выделяется область, связанная с образованием слов как лексических единиц языка, и область, связанная с образованием грамматических форм слова. Первую область называют словообразованием (иногда дериватологией), а вторую – собственно морфологией. Традиционное деление грамматики на морфологию и синтаксис не обладает абсолютной и универсальной значимостью. Морфология как раздел описательной грамматики возникает одновременно с рождением античной языковедческой традиции – складываются противопоставления исходной формы слова (в античной языковедческой традиции – “ cубстанции” и его парадигмы (“ акциденции”), создается и надолго закрепляется традиционная номенклатура частей речи и грамматических категорий.

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать данные классы слов. Яска и Панини (v – 3 в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или же его утраты предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались “ падеж” и “действие”. Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при классификации по частям речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (4 в. до н. э.) выделял три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы, к которым он относил артикли, местоимения, связки.

Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог и союз. При выделении частей речи они учитывали их синтаксическую роль, морфологические свойства, в частности, словоизменение, а также семантику. Вместе с тем, в отличие от древнеиндийских ученых, они не дошли до анализа морфологической структуры слова, им остались неизвестны понятия корня и аффиксов. Римские языковеды, убрав из числа частей речи артикль (его не было в латинском языке), прибавили междометие.



В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с логикой: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы – это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и обозначающие действие). Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имело в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков ученые исходили из норм латинского языка. Взгляд на части речи как логико-грамматические категории господствовал вплоть до конца 18 середины 19 веков. В 19-20 веках традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых. Появляются указания на непоследовательность и противоречия в существующей классификации, на отсутствие единого критерия. В 19 веке в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, встает вопрос о принципах выделения частей речи и об их универсальности. Выделение частей речи начинает основываться на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить классификация ФФ. Фортунатова. Части речи, называемые им “ формальными классами”, Ф.Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые, слова несклоняемые и неспрягаемые. Наряду с морфологическим продолжал развиваться и логико-синтаксический подход к характеристике частей речи. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно-лексическим значением, части речи начали обозначать как лексико-грамматические разряды слов.

Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.

Первой грамматикой русского языка была «Российская грамматика» Михаила Васильевича Ломоносова (1755). В ней впервые всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова.

Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные. Две части речи — имя и глагол — назывались главными, или знаменательными, остальные шесть — местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие (у Ломоносова «междуметие») — служебными.

Основные положения М.В. Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты, дополнены в трудах А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, A.M. Пешковского, А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы и В.В. Виноградова.

В «Русской грамматике» Александра Христофоровича Востокова (1831) были сохранены традиционные восемь частей речи. Однако из имени как особую часть речи Востоков выделил прилагательное (у Ломоносова имена не были дифференцированы), зато причастия рассматривались как разновидность прилагательных («прилагательные действенные»), к прилагательным же были отнесены и числительные. Все определения частей речи А.Х. Востокова основаны на их значении. Для иллюстрации основных положений приводится много примеров из живого русского языка той эпохи. Однако за грамматикой сохраняется чисто практическая роль «руководства к правильному употреблению слов в разговоре и письме».

Федор Иванович Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858) учение о частях речи изложил во второй части — «Синтаксисе», указав тем самым на синтаксическую основу этого учения. Вслед за своими предшественниками Ф.И. Буслаев разграничивает части речи на знаменательные и служебные. К знаменательным словам он относит три части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол (за исключением вспомогательного, который, по его мнению, является служебным словом). В составе служебных частей речи Буслаев называет пять: местоимения, имя числительное, предлог, союз и наречие. Причем наречия он делит на две группы: 1) образованные от слов знаменательных, например, вновь, наискось, и 2) образованные от служебных слов, например, здесь, там, дважды. Первые должны рассматриваться в составе знаменательных частей речи, вторые — в составе слов служебных. «Междометие по значению своему, — указывает Ф.И. Буслаев, — составляет особый отдел, потому что выражает не логические отношения и не разнообразие предметов речи, а ощущения говорящего». Таким образом, в целом он выделял девять частей речи. Уже одно это определение междометий указывает на то, что в основу понимания каждой части речи были положены господствовавшие тогда логико-грамматические взгляды.

В развитии грамматической теории большую роль сыграл Александр Афанасьевич Потебня. Он углубил учение о слове, о грамматической форме и грамматической категории. Но решающим в сфере грамматики считал синтаксис, поэтому в его книге «Из записок по русской грамматике» (1874) имеются лишь отдельные замечания о частях речи в их сопоставлении с членами предложения. Критикуя Ф.И. Буслаева за логическое обоснование грамматических категорий, А.А. Потебня впадал в другую крайность — отрицания логического начала в грамматике. Он считал язык особой «формой мысли», которая ни в чем, кроме языка, не встречается, т.е. положил начало психологическому направлению в грамматике.

Все слова А.А. Потебня делит на вещественные (лексические) и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые — служебными. Знаменательные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие. К служебным относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы. Анализируя глагол, А.А. Потебня относил к промежуточным частям речи инфинитив и причастие на том основании, что они имели особые формы. Местоимения он рассматривал отдельно от всех частей речи, считая их категорией указательных, обобщающих слов, совмещающих в себе признаки слов лексических и формальных.

Филипп Федорович Фортунатов, основатель Московской лингвистической школы, в курсе «Сравнительное языковедение» (1901-1902) излагает формально-грамматическую точку зрения на части речи (в дальнейшем ее разовьют последователи Фортунатова: М.Н. Петерсон, Д.Н. Ушаков и др.). В работах представителей формального направления излагается учение о грамматических классах слов, которые выделяются по формальным показателям: слова, имеющие формы словоизменения (склоняемые, спрягаемые); слова, не имеющие форм словоизменения. Исходя из этого, Ф.Ф. Фортунатов вместо традиционного учения о частях речи рассматривает слова полные, частичные и междометия. Понятие полного слова он связывает с определением его как предмета мысли и с «присутствием в отдельных полных словах форм», что образует «формальные, или грамматические, классы отдельных полных слов». К ним относятся 1) слова, имеющие формы словоизменения, например: а) спрягаемые слова — глаголы, б) склоняемые слова — существительные, в) склоняемые слова... с согласованием в роде — прилагательные и 2) слова, без форм словоизменения: наречия, инфинитив. Числительные и местоимения особых классов, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, не составляют.

Слова частичные используются лишь «функционально», т.е. для обозначения чего-то в семантике полных слов, так как «значения частичных слов не существуют отдельно от значений полных слов». К ним относятся: а) соединительные слова — предлог, связка, союз; б) усилительные слова (типа то в сочетании я-то, даже, и); в) частичные слова, обозначающие отрицание или вопрос (не, ли); г) слова, обозначающие известное отношение говорящего к данному предложению (да, нет; конечно, мол). Особый класс составляют междометия, которые «не выражают идей, но... выражают чувствования, испытываемые говорящими».

Александр Матвеевич Пешковский в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» систематично и последовательно (в традиционном понимании) части речи не рассматривал. Однако он высказал интересные мысли о значении имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия. Части речи Пешковский определял «как основные категории мышления в их примитивной общенародной стадии развития». В этом особенно четко проявился психологический подход к явлениям грамматики.

Местоимения А.М. Пешковский описал в особой главе. Он считал их несамостоятельной частью речи и рассматривал (в зависимости от значения) местоименные существительные (я, ты, он, кто, что), местоименные прилагательные (мой, твой и др.), местоименные наречия (по-моему, здесь, там и др.). «Местоимения представляют собой такую единственную в языке и совершенно парадоксальную в грамматическом отношении группу слов, в которой неграмматические части слов (корни) имеют именно субъективно-объективное значение, т.е. обозначают отношение самого мыслящего к тому, о чем он мыслит».

Числительные А.М. Пешковский рассматривает лишь в плане синтаксическом, предлагая самый термин заменить новым — «счетные слова», выделив среди них счетные существительные (единица, пара, сотня и др.), счетные прилагательные (единичный, двоякий, тройной и под.), счетные наречия (дважды, двое, вчетвером и т.д.).

Служебные слова, или слова частичные, A.M. Пешковский к частям речи в традиционном понимании не относит и выявляет их роль только в плане синтаксическом.

Алексей Александрович Шахматов учение о частях речи излагает в «Синтаксисе русского языка» (1913) и тем самым также суживает понятие частей речи, определяя их как «слово в его отношении к предложению...». Но, как отмечает акад. В.В. Виноградов, «попытка А.А. Шахматова изъять учение о частях речи из морфологии и передать его в полное и исключительное ведение синтаксиса не удалась и не могла удаться. Она привела лишь к смешению синтаксиса с морфологией и ослаблению грамматических позиций морфологии, на долю которой осталась лишь материальная часть словоизменения».

А.А. Шахматов выделял четырнадцать знаменательных, незнаменательных и служебных частей речи. К знаменательным он относил существительное, глагол, прилагательное, наречие.

К незнаменательным — числительные, местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные наречия. К служебным — предлог, связку, частицы, союз и префикс. Особо А.А. Шахматов рассматривал междометия.

В традиционном учении о частях речи после Шахматова закрепилось выделение частиц.

Небезынтересна классификация частей речи, предложенная представителем Казанской лингвистической школы Василием Алексеевичем Богородицким. В «Общем курсе русской грамматики» он делит все слова, «относящиеся к области умственных представлений», на слова с собственным значением и слова без собственного значения. Среди первых В.А. Богородицкий, в свою очередь, различает самостоятельные слова: существительные, глагол, и слова подчиненные: прилагательные (и причастия), числительные, определительно-указательные местоимения и наречия (а также деепричастия). Среди вторых (т.е. слов без собственного значения) он выделяет предлоги, союзы, частицы (или «частички»). Отдельно он рассматривал междометия, считая, что это — «восклицания, относящиеся к области эмоциональной» (в противоположность словам «умственных представлений»). Все учение о частях речи В.А. Богородицкий, как и многие из его предшественников, строит на базе синтаксических отношений, о чем говорит само деление слов на самостоятельные и подчиненные.

Лев Владимирович Щерба высказал отдельные, очень ценные замечания о частях речи в русском языке. Основную задачу грамматики он усматривал в том, чтобы раскрыть живую, вечно изменяющуюся систему языка с учетом формообразования, синтаксических связей и «строевых элементов лексики». Вслед за своим учителем, русским грамматистом Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (Казанская лингвистическая школа), все части речи Л.В. Щерба называет «лексическими категориями», а точнее — «лексико-грамматическими разрядами слов». Ученый выделяет «две соотносительные категории: категорию слов знаменательных и категорию слов служебных». Различие между ними в том, что «первые имеют самостоятельное значение, вторые выражают отношение между предметами мысли». К словам знаменательным Л.В. Щерба относит глагол, существительные, прилагательные, наречия, слова количественные (т.е. числительные), категорию состояния, или предикативные наречия. В составе слов служебных Щерба называет связки (быть), предлоги, частицы, союзы (сочинительные, соединительные, присоединительные), слова «уединяющие», или слитные союзы (и — и, ни — ни и др.), относительные слова (или союзы подчинительные). Отдельно он рассматривает междометия и так называемые звукоподражательные слова.

После работ Щербы в грамматике стали выделять особую группу слов типа жаль, пора, готов, должен и т.д. Их Л.В. Щерба назвал категорией состояния, использовав и синонимичное название Д.Н. Овсянико-Куликовского — предикативные наречия.

Получила широкое распространение структурно-семантическая классификация частей речи, предложенная Виктором Владимировичем Виноградовым: 1) части речи, 2) частицы речи, 3) модальные слова, 4) междометия.

Наиболее крупные структурно-семантические категории — части речи и частицы речи — подразделяются каждая еще на ряд групп.

К частям речи В.В. Виноградов относит имена, выделяя в них существительное, прилагательное и числительное, местоимения, глагол, наречия, категорию состояния. К частицам речи отнесены предлоги, союзы, собственно частицы и связки. Особо рассмотрены модальные слова и междометия.

Большая часть современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения В.В. Виноградова о частях речи.

«Русская грамматика» (1980) и «Краткая русская грамматика» (1989) сохраняют традиционную классификацию частей речи, однако вносят некоторые изменения в состав местоимений и числительных. В местоимение включаются местоимения-существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные (твой, ваш, его, их и др.) и местоимения-наречия (по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по-их и др.) рассматриваются как разряды слов внутри прилагательных и наречий. Разряд числительных составляют только количественные (один, два, три и др.) и собирательные (двое, трое, пятеро и др.). Порядковые числительные включены в состав прилагательных (первый, второй и др.).

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков с делением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.

Яска и Панини (V - III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ""падеж"" и ""действие"". Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы - это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).

Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского языка.

В XIX - XX вв. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых.

В XIX вв. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова. Части речи, называемые им ""формальными классами"", Ф. Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые. Исходя из этого, существительное - такой формальный класс (согласно Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное - такой формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа.

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно лексическим значением, части речи начали обозначать как ""лексико-грамматические разряды слов"".

Возрождением учение о частях речи обязано Л.В. Щербе, чья статья 1928 года «О частях речи в русском языке» утверждала, что классификация частей речи должна быть непроизвольной и должна предопределяться системой языка.

Л.В. Щерба отметил, что при распределении слов по частям речи обязательно нужно учитывать семантику этих слов. Более того, именно семантический принцип должен быть ведущим в морфологии. Л.В. Щерба также был первым, кто выделил в составе частей речи русского языка категории состояния.

Особое место в истории развития учения о частях речи занимает. В.В. Виноградов, который в своей книге выделяет основные структурные типы слов, учет которых во многом предваряет современную систему частей речи. Итак, по мнению В.В. Виноградова, все слова можно разделить на:

слова-названия и их заместители: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, некоторые местоимения и категории состояния;

связочные (служебные) слова;

модальные слова (функционирующие в предложении как вводные слова);

слова эмоциональной сферы (междометия).

При этом В.В. Виноградов только первую группу называл частями речи, остальные три группы классифицировались как частицы речи. Примечательно особое отношение В.В. Виноградова к местоимениям, состав которых ученый определил достаточно спорным способом.

Еще по теме 6. Значение идей Л.В. Щербы и В.В. Виноградова для становления современной теории частей речи.:

  1. Концепция «частей речи» и форм слова в работах проф. JI. В. Щербы
  2. №52. Структура ораторской речи. Функция, значение и интеграция каждой из частей ОР. Оценка современного соц-полит О. Искусства.
  3. 14. Принципы разграничения частей речи в русском языке. Система частей речи в современном русском языке
  4. 8. Система частей речи современного русского языка (знаменательные и служебные, именные и глагольные части речи, их грамматические категории). Междометие как особая группа слов.

Из истории учения о частях речи.

Еще в далекие времена люди интуитивно, на основе самых разнообразных

критериев, устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось

удобно установить при описании языков с делением словарного состава по

частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов

и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать

определенные классы слов.

Яска и Панини (V – III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских

языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись

попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или

утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в

предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ""падеж"" и

""действие"". Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой

критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском

языкознании (Кочергина В. А., 87).

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в

древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также

артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили

восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие,

предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль

(артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века

стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном

языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи

отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е.

грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию

определенных грамматических форм и значений (например, глаголы – это слова,

изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).

Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в

основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик

новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского

языка (Кочергина В. А., 87-88).

Взгляд на части речи как логико- грамматические категории господствовал

вплоть до конца XVIII – середины XIX в.

В XIX – XX в. традиционная система частей речи перестает удовлетворять

ученых. Появляются указания на непоследовательность и противоречия в

существующей классификации, на отсутствие в ней единого принципа деления.

В XIX в. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности

морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе

каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных

языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом

критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным

разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально- грамматической

точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова.

Части речи, называемые им ""формальными классами"", Ф. Ф. Фортунатов

выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения:

слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые.

Исходя из этого, существительное – такой формальный класс (согласно

Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное – такой

формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа

(Кочергина В. А., 88).

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический

критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки

зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в

роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут

выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на

узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или

иначе связанных с их собственно-лексическим значением, части речи начали

обозначать как ""лексико-грамматические разряды слов"" (Кочергина В. А.,

88).

Трудность в определении частей речи.

Раз можно спорить о том, что является основанием, по которому

выделяются части речи, то, очевидно, распределение слов по частям речи – не

результат логической операции, называемой классификацией, поскольку

последняя, как известно, подчиняется всем правилам деления объема понятия

и, в частности, тому основному правилу, что деление должно производиться по

одному и тому же существенному и, конечно, совершенно определенному

основанию. Там, где само основание деления неочевидно, нуждается в

определении, там не может быть и речи о классификации в научном смысле

этого слова. Подведение отдельных слов под ту или иную часть речи дает

своего рода классификацию слов, однако, само различение частей речи, едва

Каменский М. И., 19-20).

Распределение слов по частям речи не удовлетворяет и другому основному

правилу деления объема понятия, а именно – тому правилу, что члены деления

должны взаимно исключать друг друга. Так как в вопросе о частях речи мы

имеем дело не с классификацией слов, то, может случиться, что одно и то же

слово окажется одновременно подводимым под разные категории. Так, например,

местоимение оказывается в то же время и существительным и прилагательным

(Стеблин-Каменский М. И., 20).

Распределение слов по частям речи не удовлетворяет и третьему основному

правилу деления объема понятия, т.е. тому правилу, что объем всех членов

деления в совокупности должен равняться объему делимого понятия. Но,

поскольку мы имеем дело не с классификацией, нечего опасаться, что

некоторые слова никуда не подойдут – значит они действительно не подводятся

При определении частей речи по лексико-морфологическому или лексико-

синтаксическому признаку всегда выступает транспозиция значений, т.е.

повторение значений морфологических в единицах лексики и синтаксиса.

Например, грамматическое значение именительного падежа повторяет частично

значение подлежащего. Винительный падеж в такой же степени повторяет

значение дополнения. Наклонения в какой-то мере повторяют лексическое

значение модальных слов и т.п. Таким образом, установление частей речи

оказывается не строгим, а произвольным (Кочергина В. А. , 88-89).

Структурное своеобразие каждого языка, очевидное при рассмотрении

системы его частнограмматических (словоизменительных) категорий, привело к

мысли о том, что система частей речи каждого языка тоже должна быть

своеобразна. Поэтому при описании частей речи отдельных языков начинают

вводиться новые термины, чтобы обозначить и выделить это ""своеобразие"".

Проблема осложняется. В связи с этим вопрос об общих принципах и критериях

установления частей речи отходит на второй план, уступая место строгой

описательности классов слов по их формальным показателям, которые пытаются

установить (например, типы словообразования, функционирования в предложении) даже для тех языков, в которых формы словоизменения вообще не развиты (Кочергина В. А., 89).

Наличие нескольких допустимых критериев установления частей речи

привело к тому, что в перечне частей речи одного языка в один и тот же

исторический период устанавливалось различное количество частей речи.

Например, для русского языка А. А. Шахматов устанавливал четырнадцать

частей речи, Д. Н. Кудрявский – четыре части речи, а в ""Академической

грамматике русского языка"" пишут о восьми частях речи.

Каждый ученый, имея дело с одним и тем же фактическим материалом,

осмыслял его, исходя из различных концепций частей речи. Таким образом,

отсутствие общей концепции частей речи, пестрота терминов и дефиниций,

сказываются на обобщающих обзорах в этой области грамматических

исследований.

В современном языкознании вопрос о принципах установления частей речи

до сих пор остается актуальным. Сейчас в лингвистические исследования

втягивается все большее количество языков мира. При этом старые критерии

установления классов слов (частей речи) перестают удовлетворять, так как

эти критерии вырабатывались в основном при исследовании лишь языков

индоевропейской, а также семитской и тюркской семьи.

Современное языкознание выдвигает на первый план описание по таким

принципам, которые, будучи едиными, охватывали бы все известные структурные

типы языков, сведя их описание к общим исходным представлениям.

Классификация частей речи Виноградова В.В. .

В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе

углубленного анализа понятия слов, его формы и структуры в языке.

""Выделению частей речи должно предшествовать определение основных

структурно-семантических типов слов"" (Виноградов В. В., 29). Классификация

не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические

и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль,

причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в

""органическое единство"", так как нет ничего в морфологии, чего нет или

прежде не было в синтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова

привел В. В. Виноградова к выделению четырех основных грамматико-

1. Слова-названия, к которым примыкают местоимения, образуют предметно

Смысловой, лексический и грамматический фундамент речи и являются

Частями речи.

2. Частицы речи, т.е. связочные, служебные слова, лишенные номинативной

Функции, ближайшим образом связанные с техникой языка, причем их

Лексические значения тождественны с грамматическими, слова, лежащие

На грани словаря и грамматики.

3. Модальные слова и частицы, лишенные, как и связочные слова,

Номинативной функции, но более ""лексичные"": ""вклинивающиеся"" в

Предложение, отмечающие отношение речи к действительности с точки

Зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению, модальные слова

Оказываются за пределами и частей речи и частиц речи, хотя ""по

Внешности"" могут походить и на те и на другие.

4. Междометия в широком смысле слова, не имеющие познавательной ценности,

Синтаксически неорганизованные, неспособные сочетаться с другими

Словами, обладающие аффективной окраской, близкие к мимике и жестам

(Виноградов В. В., 30).

В. В. Виноградов отмечает, что способы выражения грамматических

Значений и сам характер этих значений неоднородны у разных

Семантических типов слов (Виноградов В. В., 33). В системе частей речи,

По В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают

Грамматические различия между разными категориями слов. Членение частей

Речи на основные грамматические категории обусловлено:
и т.д.................