Историческая основа повести тарас бульба краткое сообщение. История создания исторической основы повести "Тарас Бульба". Анна попова, г. белогорск, амурская обл

08.03.2020

Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана, "Историю о казаках запорожских" Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а "тогда, когда память уступила место забвению", напоминают ему "хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены" (X, 299) .

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над "Тарасом Бульбой", был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих "выпытать дух минувшего века" и постигнуть "историю народа". Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему "Тараса Бульбы", на язык повести.

Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор - все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. "Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? " (II, 105) . Или: "Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев" (II, 143) . Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.

"Тарас Бульба" имеет. большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике "Миргород". В 1842 году во втором томе своих "Сочинений" Гоголь поместил "Тараса Бульбу" в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями "Тараса Бульбы" был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.






Повесть рассказывает о борьбе украинского народа за свою независимость. В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков – панов. Они превращали крестьян в крепостных, облагали тяжелыми налогами, подвергали суровым наказаниям и даже казнили.












Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события. Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.






В основе сюжета картины И.Репина лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд 4 прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы отправили султану ответ. Репин изображает их в тот момент, когда они сочиняют свое знаменитое письмо.


Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются над кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения.. Казаки охвачены единым настроением, единым порывом веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы.
16



«Здесь были те, – пишет Гоголь в «Тарасе Бульбе», – которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа. И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми – все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего – охотничьим и рыболовным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику Коша, или общины, – кошевому атаману. Таково было административное устройство Сечи. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки.

В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. Непрерывно усиливавшаяся польская шляхта пыталась со своей стороны не только отторгнуть Украину, но и одновременно закабалить Литву. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». Так возникло казачество. Прекрасно сказал Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм – вот черты характера этих людей.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Я ИДУ НА УРОК

Анна ПОПОВА,
г. Белогорск,
Амурская обл.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Главный герой повести - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени

Цели урока. Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях и традициях Запорожской Сечи. Проанализировать образ главного героя, опираясь на 1-ю и 2-ю главы.

Оформление. Карта, схема, иллюстрации к повести, декорация около доски: плетень, около него подсолнухи, ветка яблони с плодами.

Ход урока

Под музыку «Славянского танца № 2» А.Дворжака звучит текст повести со слов “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы…” до слов “...его вышибло из народной груди огниво бед”.

Учитель литературы. Прежде чем ступить на тропу познания, вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина - это и твой род, родные, родители, прародители - твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли - России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории Родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на уроке. (Читается эпиграф.) А теперь в путь познания.

Учитель истории. Никто точно не знает, откуда пошло слово “казак”. Большинство учёных считают, что оно тюркского происхождения и означает “вольный человек”. Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зак” - “межа”, “граница”, “рубеж”, то есть “казак” - “защитник границы”.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году.

Появление же вольного казачества учёные относят к XVI веку.

Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в XVI веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. (Работа с картой.) Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных по берегам рек и на островах. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге.

В 40-е годы XVI века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь.

(Театральная заставка. Инсценирование эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями.)

Учитель литературы. Узнали героев повести? Давайте понаблюдаем, какими средствами писатель создаёт образ далёкой эпохи. (Учащиеся зачитывают описание светлицы, костюмов, обычаев и нравов того времени.) Как описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки, привязанности? (Ответы учащихся.)

Учитель истории. Вы, наверное, обратили внимание на своеобразный наряд героев? Прослушайте небольшое сообщение из истории костюма.

Сообщение ученика. Казаки носили широкие шаровары на учкуре, то есть на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха -“трухменка”, суконный верх которой свисал в виде клина.

Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос - чуб.

Вооружение казаков было разным, ружья и пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами.

Учитель истории. В начале XVI века западные и юго-западные земли Руси - Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой. Началось насильственное ополячивание этих земель, некогда входивших в Киевское государство. Повсеместно насаждались польские законы, польский язык, нравы и обычаи. Дворяне размежевались на богатых “магнатов” и мелкопоместную “шляхту”.

Поляки-католики во главе с королём Сигизмундом III в 1596 году силой навязали православной Украине “унию” - соединение Православной и Католической Церквей под властью Римского папы. После этого началось открытое преследование православных.

Работа со схемой

Казак

Казаки делились на городовых и низовых. Запорожские казаки жили вольной, но вместе с тем довольно суровой жизнью. Большую часть времени они проводили в походах. Военная добыча, которую они захватывали, являлась одним из источников их существования. Казаки действовали из засад, атаковали лавой. Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука. Главным идеалом юношей становилась свобода родной земли.

Учитель литературы. В центре повествования главный герой - Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: «Главный герой повести - Тарас Бульба». Но в чём видит он смысл жизни? Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках? Это предстоит выяснить и сформулировать краткое выражение основного вывода, доформулировать тему урока.

Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Заполнение таблицы

Работа с иллюстрациями

  • Что вы видите на иллюстрациях?
  • Что главное в герое подчёркивает художник?
  • Как относится к нему автор?

По мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою: “В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать о женщине, о любви, не изведав битвы”. Тарас - символ Малороссии. Все качества, которыми Гоголь наделяет своего героя, присущи и товарищам Тараса. Они присутствуют во всём русском народе, они типичны.

Сделайте вывод: каких людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Ответы учащихся.)

Допишем тему урока: «Тарас Бульба - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени».

Учитель истории. Своеобразие повести в широком изображении Запорожской Сечи, в создании героических характеров, в показе народа как активной силы, определившей исход битвы против панской Польши.

Учитель литературы. Вернёмся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.

Почему так важно знать и любить своё прошлое? (Ответы учащихся.)

Подтверждением могут служить слова замечательного человека, талантливого литератора и историка и государственного деятеля Н.М. Карамзина (открывается вторая половина доски) : “История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)

Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.

Подведение итогов урока. Мотивированное выставление оценок.

Домашнее задание. Дать нравственную оценку главного героя повести.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.