В этой статье будет затронута группа "Europe". Несомненно, многие о ней слышали. Известнейший сингл группы Europe - The final countdown, вышедшая в свет в 1986 году и входящая в альбом с одноименным названием. Но если кто-то не знаком с творчеством этой группы, данная статья расскажет все о ней.
Группа Europe была основана в 1979 году в Швеции в городе Уппландс-Вэсби (Upplands-Väsby). Всемирную известность принес альбом The final countdown. Лидер группы - Джоуи Темпест. Было бы неплохо пробежаться по его биографии, верно?
Настоящее имя Джоуи - Рольф Магнус Йоаким Ларссон. Талантливый музыкант появился на свет 19 августа 1963 года недалеко от Стокгольма. До того как стать знаменитым на весь мир, он освоил игру на гитаре и пианино, был участником различных групп, пока в 1979 году не познакомился с
Вместе они организовали группу Force, название которой изменилось в 1982 году на хорошо известное всем Europe. В том же году они стали победителями конкурса Rock-SM, главным призом которого стала запись альбома.
С этого и начался их путь к славе. Они быстро стали популярными. Попасть на концерт группы Europe мечтали многие. Джоуи был не только не только непревзойденным вокалистом, но и талантливым композитором. Он стал автором таких мировых хитов, как Rock the night, Superstitious и The final countdown.
В 1992 году группа Europe распалась, но Джоуи продолжал свою карьеру как сольный артист. Даже работая в одиночку он достиг невероятного успеха. К счастью, в 2004 группа возродилась, приведя в неописуемый восторг своих фанов. Радует мир своим творчеством она и по сей день.
Перейдем к дискографии. Ниже приведены альбомы группы Europe.
Walk the Earth - 2017. 16 песен. В последнем альбоме очень четко можно заметить отсылки на старших коллег Джоуи. Он позаимствовал у них манеру игры и использовал в эпизодах своих творений.
Музыканты работают и по сей день, в процессе создания новые синглы и новые альбомы. На данный момент участниками группы являются Йен Хоглэнд, Мик Микаэли, Джон Лэвэн, Джон Норум и, конечно же, непревзойденный Джоуи Темпест. Этим составом в 2018 году они выиграли премию Грэммис - шведского аналога Грэмми, в номинации было 5 участников.
Время идет, все меняется. К сожалению, группа Europe уже не так популярна, как много лет назад. Рождаются новые поколения, меняются вкусы и предпочтения, фавориты становятся историей, на их место приходят новые звезды.
Несмотря на их убывающую популярность, вся мировая слава и известность группы "Европа" были честно заслужены непревзойденным талантом и упорным трудом. А сингл, о котором уже говорилось ранее, безусловно, оставит яркий след в истории.
В 1979 году в Стокгольме молодой гитарист Джон Норум и вокалист Джоуи Темпест создали рок-группу " Force". Первую запись они сделали в Уппландс Весби, пригласив барабанщика Тони Рено, и басиста Петера Олссона. Записав и отправив демоверсии своего исполнения в разные звукозаписывающие компании, они отовсюду получали один ответ: постригите вначале свои длинные волосы и начните петь по-шведски.
Группа "Европа"
В 1982 году группа на свои средства записала демо-пластинку, а девушка из бэк-вокала Йоакима Ларссон, втайне от всех предоставила запись в оргкомитет шведского конкурса рок-талантов Rock-SM. Их приглашают на этот конкурс, где группа исполняет две песни " The King Will Return" и "In the Future to Come", группа занимает первое место, Джоуи Темпест был награжден как лучший вокалист, а Джон Норум получил приз "Лучший гитарист". Группа меняет свое название на " Europe".
Группа "Европа", Швеция
Свой дебютный альбом группа выпустила в следующем году, он очень хорошо был воспринят критиками и публикой. В него вошла песня "Seven Doors Hotel" мистического характера, которая понравилась японскому журналисту. Вскоре она выходит в виде сингла в Японии, попав в "Top 10". А весь альбом занял восьмое место в шведских чартах. Тогда Europe совершает первое турне по Скандинавии и Японии.
Второй альбом "Wings of Tomorrow» они выпустили в 1984 году. Некоторые песни из него сразу стали хитами. А компания "CBS Records" предложила в 1985 году группе международный престижный контракт. В 1985 году группа участвует в проекте "Swedish Metal Aid", где записывает песню "Give a helping hand". В этом же году, в сентябре, "Europe" начинает записывать новый альбом.
ШвецияПетер Олсон
Марсел Якоб
Тони Рено
Ки Марселло
Группа Europe была основана в 1979 году в Стокгольме под названием Force; в её первый состав вошли Джоуи Темпест, Джон Норум, Питер Олссон и Тони Рено . Однако первое время им не удавалось построить свою карьеру, т.к. звукозаписывающие компании, которым они посылали свои демозаписи, требовали обрезать волосы и петь на шведском языке вместо английского. Это привело к уходу Олссона , место которого позже занял Марсель Якоб. Однако уже через три месяца Олссон вернулся, не поладив с новой группой .
В 1982 году, благодаря девушке Темпеста, группа попала в конкурс Rock-SM, на котором впервые выступила под названием Europe и в котором одержала победу; Джоуи Темпест и Джон Норум получили отдельные премии за лучшего вокалиста и лучшего гитариста, соответственно, а группа получила контракт с лейблом Hot Records . Новое название группа взяла из одного из альбомов группы Deep Purple . Дебютный одноимённый альбом группы вышел в 1983 году. Альбом не добился большого коммерческого успеха, не получил ни одной сертификации и занял только 8 позицию в шведском чарте, хотя сингл Seven Doors Hotel попал в Топ-10 в Японии. Через год последовал второй альбом Wings of Tomorrow , который как и предыдущий, не был успешен, хотя привлёк внимание компании Columbia Records, которые предложили группе международный контракт .
Через два года, в мае 1986 года, вышел третий альбом The Final Countdown , прославивший группу на весь мир. Продюсированием альбома занималась компания Epic Records. Он занял позиции в первой десятке в 12 чартах, получил четыре сертификации. Даг Стоун из Allmusic назвал данный альбом «одним из самых ярких и выдающихся в истории». Одноимённая песня стала международным хитом. Однако после его выпуска Джон Норум решил покинуть группу, разочаровавшись в доминировании синтезаторов при производстве . На его место был приглашён Ки Марселло.
Через один год вышел альбом Out of This World , который повторил успех своего предшественника, занял позиции в 12 чартах, получил пять сертификаций. Prisoners in Paradise вышел три года спустя, стал золотым в Швеции и попал в 6 чартов.
В 1992 группа распалась, хотя формально это позиционировалось как перерыв ; вокалист Джоуи Темпест занялся сольной карьерой, а остальные участники принимали участие в других проектах. Контракт группы с Epic Records был растогрнут.
В 1999 году участники Europe объединились на короткий промежуток времени, чтобы выступить на концерте в Стокгольме с песнями «The Final Countdown» и «Rock the Night». Через 4 года в прессе опубликовалось официальное заявление, что группа воссоединилась и работает над новым альбомом . Группа воссоединилась в составе с альбома The Final Countdown: Джон Норум официально вернулся в группу как единственный лид-гитарист. Джоуи Темпест в интервью заявил, что они хотели его возвращения уже давно . Лишним поводом стало то, что Ки Марселло был слишком занят собственными проектами и не был заинтересован играть в стиле Europe.
22 сентября 2004 года вышел новый диск Start from the Dark ; в тот же день Джон Норум стал отцом. Альбом был продан в количестве 600 000 копий, но кроме позиций в четырёх чартах ничего не добился. Джоуи Темпест назвал альбом повторным дебютом группы, в связи с осовремениванием звука и сменой жанра. Так же, как и The Final Countdown, он был спродюсирован Кевином Элсоном. Через два года вышел Secret Society , попавший в пять чартов.
Last Look at Eden , вышедший в 2009 году, попал в 6 чартов, получил золотой статус в Швеции, был одобрен критиком из Allmusic. В 2012 году вышел альбом Bag of Bones . Он стал успешным по сравнению с его предшественниками, попал в 10 чартов и в Швеции стал золотым. 2 марта 2015 года вышел десятый студийный альбом War of Kings , который попал в чарты Швеции на второе место.
Текущий состав
|
Бывшие участники
|
Id:vocals value:red legend:Вокал id:guitar value:blue legend:Гитара id:bass value:green legend:Бас id:keyboards value:orange legend:Клавишные id:drums value:purple legend:Ударные id:lines value:black legend:Студийный_альбом
Legend = orientation:vertical position:bottom columns:2
ScaleMajor = increment:2 start:1980 ScaleMinor = increment:1 start:1980
At:24/02/1983 color:black layer:back at:24/02/1984 color:black layer:back at:26/05/1986 color:black layer:back at:09/08/1988 color:black layer:back at:23/09/1991 color:black layer:back at:22/09/2004 color:black layer:back at:25/10/2006 color:black layer:back at:09/09/2009 color:black layer:back at:18/04/2012 color:black layer:back at:02/03/2015 color:black layer:back
Bar:Joey;Tempest text:"Джоуи Темпест" bar:John;Norum text:"Джон Норум" bar:Kee;Marcello text:"Ки Марселло" bar:Peter;Olsson text:"Питер Олсон" bar:Marcel;Jacob text:"Марсел Якоб" bar:John;Leven text:"Джон Левен" bar:Mic;Michaeli text:"Мик Микаэли" bar:Tony;Reno text:"Тони Рено" bar:Ian;Haugland text:"Ян Хоглунд"
Width:10 textcolor:black align:left anchor:from shift:(10,-4) bar:Joey;Tempest from:start till:01/06/1992 color:vocals bar:Joey;Tempest from:start till:24/02/1985 color:blue width:3 bar:Joey;Tempest from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:vocals bar:Joey;Tempest from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:blue width: 3 bar:Joey;Tempest from:02/10/2003 till:end color:vocals bar:Joey;Tempest from:02/10/2003 till:end color:blue width: 3 bar:John;Norum from:start till:01/11/1986 color:guitar bar:John;Norum from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:guitar bar:John;Norum from:02/10/2003 till:end color:guitar bar:Kee;Marcello from:01/11/1986 till:01/06/1992 color:guitar bar:Kee;Marcello from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:guitar bar:Peter;Olsson from:start till:01/01/1981 color:bass bar:Marcel;Jacob from:01/01/1981 till:01/12/1981 color:bass bar:John;Leven from:01/12/1981 till:01/06/1992 color:bass bar:John;Leven from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:bass bar:John;Leven from:02/10/2003 till:end color:bass bar:Mic;Michaeli from:01/06/1984 till:01/06/1992 color:keyboards bar:Mic;Michaeli from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:keyboards bar:Mic;Michaeli from:02/10/2003 till:end color:keyboards bar:Tony;Reno from:start till:01/06/1984 color:drums bar:Ian;Haugland from:01/06/1984 till:01/06/1992 color:drums bar:Ian;Haugland from:01/12/1999 till:31/12/1999 color:drums bar:Ian;Haugland from:02/10/2003 till:end color:drums
|
– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
– C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
35 подборов, из них 1 в этом месяце