Государственная третьяковская галерея крымский вал 10. Третьяковская галерея на крымском валу

12.06.2019
  • Отдел Государственной Третьяковской галереи представляет русское искусство XX века ‒ авангардизм, конструктивизм, социалистический реализм и др.
  • Картины и скульптуры 1900-1960-х годов представлены на втором этаже.
  • Шедевры Малевича (первая версия «Черного квадрата» и другие композиции), Марка Шагала, Василия Кандинского и других художников.
  • Чтобы увидеть произведения современного русского искусства (1950-е годы по настоящее время), нужно пройти на третий этаж.
  • В галерее проводятся тематические выставки , ведется просветительская работа ‒ лекции, обсуждения, кинопоказы.
  • Работает творческий центр для детей.

Отдел Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу целиком посвящен русскому искусству XX века. Именно здесь экспонируются первый “Черный квадрат” , “Летатлины” Татлина, натюрморты Машкова и портреты Кончаловского, “Купание красного коня” Петрова-Водкина, главные символы соцреализма и работы важнейших нонконформистов. Посещение этого музея сравнимо с путешествием по России XX века.

Экспозиция

Музейное пространство с постоянной экспозицией делится на два этажа. На втором этаже представлена основная часть коллекции: живопись и скульптура с 1900-х по 1960-е гг. Третий этаж занимает коллекция современного русского искусства: с 1950-х и до наших дней. Первые пять залов второго этажа посвящены раннему русскому авангарду: художникам объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (М.Ларионов и , П. Кончаловский, И. Машков) и отдельным мастерам: Н. Пиросмани, В. Татлину, А. Лентулову и др. Следующий раздел (залы 5, 6, 9) – произведения классического русского авангарда 1910-х годов: “Черный квадрат” и другие супрематические композиции Казимира Малевича, “Бегущий пейзаж” Ильи Клюна, произведения Ольги Розановой, контррельефы Татлина, “Композиция VII” Василия Кандинского, “Над городом” Марка Шагала, “Венеция” Александры Экстер, композиции Павла Филонова.

В залах 6, 7, 8, 10, 11 можно увидеть произведения художников-конструктивистов: Александра Родченко, Варвары Степановой, Любови Поповой, Лазаря Лисицкого, Георгия Штенберга и объединения ОБМОХУ.

В залах 15-25 представлена живопись сложно определимого периода середины 1920-х – начала 1930-х, когда тенденции авангарда постепенно уходят на второй план. Это произведения очень разных мастеров, часть из которых (А. Древин, Г. Рублев и др.) не имели возможности выставляться при жизни, работали для себя и узкого окружения, тогда как другие, например, А. Дейнека и Ю. Пименов, стали центральными фигурами официального стиля.

Классические работы соцреализма представлены параллельно в этих же пространствах. Среди них “Вратарь” Александра Дейнеки, Исаака Бродского, портреты М. Нестерова и П. Корина, “Незабываемая встреча” Василия Евфанова, “Сталин и Ворошилов в Кремле” Александра Герасимова, “Новая Москва” Юрия Пименова, “Письмо с фронта” Александра Лактионова, “Опять двойка” Федора Решетникова.

Экспозиция залов 27-37 знаменует новый период в русской истории – хрущевскую оттепель 1950-1960-х и продолжение художественных поисков молодых поколений. Это творчество художников Таира Салахова, Виктора Попкова, братьев Сергея и Алексея Ткачевых, Гелия Коржева, Павла Никонова, Дмитрия Жилинского, Татьяны Назаренко.

Нонконформистское искусство, развивавшееся со второй половины 1950-х, представлено в залах 30-35. Нонконформисты не принимали официальной линии советского искусства и, соответственно, не имели возможности широко выставляться. В поисках индивидуального стиля эти художники обращаются к забытым традициям русского авангарда и западному модернизму. В коллекции ГТГ этот период представлен работами Владимира Яковлева, Анатолия Зверева, Льва Кропивницкого, Оскарар Рабина, Владимира Немухина, Михаила Рогинского, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского.

Коллекция полотен представителей новейших течений, выставленная в залах четвертого этажа, пополняется каждый год. По временным рамкам она пересекается с коллекцией живописи второй половины века. Здесь показаны работы таких мастеров, как Илья Кабаков, Франсиско Инфанте, Константин Звездочетов, Юрий Альберт, Олег Кулик, Иван Чуйков, Дмитрий Пригов и др.

Деятельность Галереи

Экспозиция на Крымском валу была открыта в 1986 году ‒ спустя три года после завершения строительства здания, изначально предназначавшегося для Галереи. Здание было задумано как продолжение Парка им. Горького, поэтому его формы напоминают парковый павильон. По этой же причине оно имеет открытую нижнюю часть со свободно стоящими опорами, большую протяженность и невысокую этажность. Огромные экспозиционые пространства дают музею возможность осуществлять крупные выставочные проекты, посвященные разным периодам истории искусства. В 2000-х здесь прошли выставки «Карл Брюллов. К 200-летию со дня рождения», «В круге Малевича», «ОСКАР РАБИН. ТРИ ЖИЗНИ. Ретроспектива», «Виктор Попков. 1932-1974» и др. В 2010-х – «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее», «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом», «Пит Мондриан (1872–1944) – путь к абстракции», «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», «Что есть истина? НИКОЛАЙ ГЕ. К 180-летию со дня рождения», «АЛЕКСАНДР ЛАБАС. На скорости XX века» и др.

Музей ведет активную просветительскую работу. Большие выставки сопровождаются лекциями, обсуждениями и кинопоказами. Существует и отдельный лекторий с циклами по истории русского искусства для взрослых, творческие мастерские для детей, специальные курсы и «Школа искусствоведа» для молодежи.

В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу находится единственная в России масштабная музейная экспозиция «Искусство ХХ в.», в которой представлены все виды, жанры, стилевые направления отечественного искусства этого периода. Экспозиция объединяет различные формы работы как с живописью, графикой, скульптурой, так и с необычными материалами современного искусства.

Министерством культуры было решено разделить всю экспозицию Третьяковской галереи на две части: досоветскую и советскую. Досоветская часть расположена в главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке . Советскую часть экспозиции решили разместить в новом здании, строительство которого началось еще в 60-х годах 20-го века. Однако, стройка приняла затяжной характер и была завершена примерно через 20 лет, в середине 80-х годов. Так была открыта Третьяковская галерея на Крымском Валу.

Здание галереи является образцом советской архитектуры и имеет вид крупномасштабного прямоугольника с панорамными окнами. Длинный белый двухэтажный павильон тянется вдоль набережной Москвы-реки по направлению к Кремлю. Музей не раз подвергался критике ввиду того, что в его интерьере нет ничего примечательного. С другой стороны, более 12 тысяч квадратных метров площади Третьяковской галереи на Крымском Валу идеальны для организации крупномасштабных мероприятий.

Третьяковская галерея на Крымском Валу представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы: «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Над городом» Марка Шагала, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Звон» Аристарха Лентулова и многих картин, передающих дух эпохи.


Кроме того, в залах развернулась интенсивная выставочная деятельность, разнообразная по тематике и экспозиционному материалу. При желании и по приглашению можно побывать на мастер-классах выдающихся российских и иностранных художников наших дней.

Стоимость билетов:

  • 500 рублей — взрослые;
  • 250 рублей — для льготных категорий;
  • Бесплатно — для лиц до 18 лет.

Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный.

Режим работы постоянной экспозиции:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00);
  • четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00);
  • понедельник — выходной.

Искусство

15505

Второе здание Третьяковской галереи находится на Крымском Валу, в парке искусств «Музеон», и целиком посвящено русскому искусству XX века. Выставочная площадь составляет порядка двенадцати тысяч квадратных метров. Не запутаться в абстракционизме, кубизме, супрематизме, сюрреализме и концептуализме и прочих «-измах» как всегда поможет Localway.

Основная часть постоянной экспозиции находится на четвертом этаже, с него и стоит начинать осмотр.


Картина «Звон», расположенная в пятом зале галереи – одна из лучших работ Аристарха Лентулова. На полотне, выполненном в направлении «кубизм», изображена колокольня Ивана Великого на Соборной площади московского Кремля. Стиль предполагает дробление объекта на элементарные геометрические фигуры. Выделяя их различными яркими цветами, художник пытался передать тот звон и гул, который создает колокол.

Читать полностью Свернуть


Одна из самых известных работ Василия Кандинского – «Композиция VII» – находится в девятом зале. Художник, до тридцати лет являвшийся доцентом юридического факультета Московского Университета, с профессиональной дотошностью подошел к изучению живописи и стал одним из основоположников абстракционизма. Кандинский вывел понятие «контрапунктов» ‒ противопоставлений цветов и форм, которые отражают чувства и переживания. Так, например, на полотне «Композиция VII» белый цвет символизирует вечность и бытие, красный – силу, синий ‒ покой. Развитие контрапунктов происходит по диагонали ‒ от нижнего левого угла к верхнему правому.

Читать полностью Свернуть

Зал №9


Пожалуй, самая известная картина Марка Шагала – «Над городом». Она тоже располагается в девятом зале галереи. Художник изобразил себя и свою жену Беллу Розенфельд летящими над Витебском. Шагал мастерски сочетает на полотне высокое с приземленным: хотя центром картины является парящая влюбленная пара, живописец не забыл и о деталях ‒ обыденных реалиях жизни.

Читать полностью Свернуть

Зал №9


Одна из самых популярных и обсуждаемых картин современности – «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича – находится в шестом зале. Всего существует пять «черных квадратов», в галерее выставлен первый из них, созданный в 1915 году. Согласно идее Малевича, супрематизм (от латинского supremus – высший) должен завершить прежнюю историю изобразительного искусства и открыть новую, в которой живопись наконец освободится от функций и задач, навязанных религией, культурой и обществом. По мнению художника, на первый план вместо эстетики должна выйти идея, ее новизна и ценность.

На выставке «Суперматизм живописи» была представлена серия из 39 картин нового направления. «Черный квадрат» висел в углу под потолком, что вызывало ассоциации с иконой в красном углу русского дома.

Читать полностью Свернуть

Зал №6


«Пробегающий пейзаж» Ивана Клюна также расположен в шестом зале. Художник попытался воспроизвести ту картину, которую видит из окна пассажир быстро движущегося поезда. Последователь Малевича создал полотно в стиле кубофутуризма, однако пошел немного дальше. Помимо нарисованных элементов, на картине присутствуют детали, выполненные из дерева, металла и проволоки. Сам художник назвал это направление «кинетическим кубизмом».

Читать полностью Свернуть

Зал №6


Принесшая всемирную славу Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину картина «Купание красного коня» находится в тринадцатом зале галереи. Художник начинал свой путь в живописи с написания икон, что не могло не сказаться на его последующих работах. Так, своим цветом конь обязан именно иконописи.

Специалисты говорят о том, что картина имеет социальный характер – красный конь символизирует Россию.

Судьба полотна складывалась непросто. В 1914 году картина была представлена на «Балтийской выставке» в Швеции и, в связи с разразившейся Первой мировой, вынужденно осталась там на долгие годы. Лишь в 1950 году родственники художника смогли вернуть «Купание красного коня» на родину.

Читать полностью Свернуть

Зал №13


Полотно Климента Редько «Восстание», расположенное в пятнадцатом зале, ‒ один из первых опытов исторической картины на тему российской революции.

Композиция чрезвычайно напоминает православную иконографию: Ленин, как творец мировой революции в центре, будто светящийся, в красном ромбе, окружен младшими членами советского правительства.

Читать полностью Свернуть

Зал №15


Одно из известнейших произведений социалистического реализма – картина Александра Дейнеки «Будущие летчики» ‒ расположена в шестнадцатом зале галереи.

На полотне изображены подростки, увлеченно обсуждающие маневры пролетающего мимо самолета. Картина не только демонстрирует трогательную жанровую сцену, но и несет оптимистичную метафору. Лиц ребят не видно – образы обобщены и символизируют счастливое будущее, ожидающее всех советских людей.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Павел Челищев – малоизвестный в России, но признанный в Америке и Европе художник.

Интересно, что мастер стал прародителем мистического сюрреализма, продолжателем которого спустя десятилетие оказался Сальвадор Дали.

Полотно «Феномен» находится в двадцатом зале. Многофигурная композиция, являющаяся частью триптиха «Ад-Чистилище-Рай», складывается из отдельных сцен и напоминает работы Иеронима Босха, переложенные на современный лад. Пирамида увенчана небоскребами Нью-Йорка, отвесные скалы переходят в пустыню. Монстр в окружении голов и золотых слитков символизирует власть денег. Стихийные бедствия, экологические катастрофы, мутации, горящие груды отходов ‒ картина ада современной цивилизации.

В левом нижнем углу художник изобразил себя.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Одна из самых тиражируемых картин «ленинианы» – «В.И. Ленин в Смольном» Исаака Бродского ‒ находится в двадцать пятом зале галереи.

Сюжет относится к первым месяцам советской власти, когда кабинет Ленина располагался в Смольном институте Петрограда. Художнику принципиально важно было передать рабочую атмосферу, царящую в комнате. Бродский детально вырисовывает элементы интерьера: овальный столик, массивную зачехленную мягкую мебель, стул и даже розетку на стене. Достоверности добавляет и то, что Ленин на полотне изображен практически в полный рост.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


Картина Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», в шутку прозванная в народе «Два вождя после дождя», расположена в двадцать шестом зале. Изначально полотно носило пафосное название «На страже мира». За работу художник был удостоен Сталинской премии первой степени.

Стоит отметить, что множество картин Герасимовым были созданы в угоду времени и славы ради. При этом художник был личностью довольно оригинальной: чего стоит одна только серия картин о бане. Баню, кстати, Герасимов позднее переделал под жилое помещение и сдавал желающим, но непременно вместе с предбанником, в котором находился насест со старой, облезлой курицей, за которой постояльцам полагалось чутко следить.

Искусство – это одно из немногих направлений, которое переживает революции, войны, глобальные потрясения и многое другое. Творения, созданные человеком, заставляют общество задуматься о насущных проблемах или просто восхищаться талантом гения.

Произведение искусства – это маяк, который указывает человечеству его путь. Одно из самых известных хранилищ картин и скульптур располагается в Москве. Любителям живописи необходимо знать, где находится Третьяковская галерея, чтобы насладиться ее сокровищами.

В середине XIX века известный в Российской империи коллекционер и меценат Павел Третьяков начал целенаправленно собирать произведения искусства. Его целью было создание музея, который хранил бы ценные произведения искусства, созданные в различных уголках мира.

Первыми экспонатами, которые положили начало коллекционированию, стали художественные изображения известных мастеров кисти – Шильдера Н.Г и Худякова В.Г.

Уже через десять лет жители города и приезжие могли посетить знаменитую “Московскую галерею Павла и Сергея Третьяковых”. Музей вышел на международный уровень, заставив говорить о себе весь мир. В собрании музея насчитывалось 1276 картин, 10 скульптур и 471 графическое изображение. Кроме этого хранилище могло похвастать 84 произведениями искусства, привезенными из европейских стран. Это был грандиозный успех.

В конце позапрошлого столетия (август 1892 г.) основатель художественного музея решил передать свое коллекционное собрание в распоряжение города. Через год при массовом скоплении народа было проведено торжественное мероприятие по случаю открытия “Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых”. Первым управляющим музея стал знаменитый коллекционер и основатель.

Самые известные экспонаты

Третьяковская галерея в своем великолепии мало чем уступает “коллегам” из Европы. Возможно, у нее не так много произведений искусства с мировым именем, но и она найдет, чем удивить туриста или гостя столицы.

Третьяковская галерея – это самое большое собрание картин, написанных именно великими российскими мастерами кисти. Хранятся в ней и такие редчайшие сокровища культуры:

  • Иванов А.А. – “Явление Мессии”;
  • Пукирев В.В. – “Неравный брак”;
  • Флавицкий К.Д. – “Княжна Тараканова”;
  • Перов В.Г. – “Охотники на привале”;
  • Саврасов А.К. – “Грачи прилетели”;
  • Айвазовский И.К. – “Радуга”;
  • Крамской И.Н. – “Неизвестная”;
  • Шишкин И.И. – “Утро в сосновом лесу”;
  • Васнецов В.М. – “Богатыри”;
  • Верещагин В.В. – “Апофеоз войны”;
  • Суриков В.И. – “Боярыня Морозова”;
  • Суриков В.И. – “Утро стрелецкой казни”;
  • Репин И.Е. – “Иван Грозный убивает своего сына”;
  • Врубель М.А. – “Сирень”.

Обратите внимание! Российская художественная галерея – это величайшая сокровищница древнерусского искусства, оставленная нам великими предками.

Где хранится великая коллекция?

Как только собрание картин открылась, все его экспонаты демонстрировались и хранились в особняке семьи Третьяковых. Но со временем коллекция увеличивалась, и поэтому приходилось делать различные надстройки и пристройки, чтобы разместить все картины и скульптуры.

Свой окончательный вид художественный музей обрел в начале XX века. Именно тогда была возведена знаменитая фасадная надстройка.

С течением времени к общему строению добавляли и иные значимые постройки (например, церковную).

Сегодня художественный дом, построенный в Лаврушинском переулке, – это огромное жилое помещение, структура которого состоит из 8 домов и построек:

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. Каждодневные выставки знаменитых портретистов, пейзажистов, маринистов, начиная от XI века и заканчивая началом прошлого века;
  • Инженерный корпус Третьяковской галереи. Выставочная часть, лекционный зал и показы документальных кинолент;
  • Новая Третьяковка. Демонстрация современных художественных картин;
  • Храм-музей Святителя Николая в Толмачах. Выставка коллекции икон, храмовая служба;
  • Дом-музей Васнецова В.М. Проведение экскурсий и многое другое;
  • Мемориальный музей-квартира Васнецова А.М. Проведение экскурсий, выставка экспозиций;
  • Музей-мастерская Голубкиной А.С. Проведение экскурсий, выставка экспозиций;
  • Дом-музей Корина П.Д. Проведение экскурсий, выставка экспозиций.

Расположение


Знаменитая Третьяковская художественная галерея находится в городе Москве, ее адрес – Лаврушинский переулок, дом 10.
На карте Москвы художественный музей находится прямо в центре города возле Москвы-реки, поэтому ее поиск для туриста не составит никакого труда.

На каком транспорте доехать до музея, подскажет любой москвич. До Третьяковки можно добраться, используя подземный транспорт (метро). Для этого стоит выйти на одной из этих подземных остановок:

  • остановка “Третьяковская”;
  • остановка “Новокузнецкая”.

После выхода из подземки необходимо немного пройтись, чтобы выйти к улице с названием Большая Ордынка. После нужно пересечь ее и дойти до бара-ресторана. Слева от него можно увидеть Ордынский тупик. Минуя его, следует идти через сквер Шмелева. В конечном итоге пешеход достигнет Лаврушинского переулка, где и расположена Третьяковская художественная галерея.

Обратите внимание! Если турист решил воспользоваться станцией метро “Полянка”, то до художественной галереи ему еще придется ехать наземным транспортом. Для этого подойдут троллейбус (маршрут № 1) или автобус (маршрут № 700), выйти нужно на остановке “Улица Большая Якиманка”.


Новая Третьяковка – это художественный музей, расположенный на улице Крымский вал, дом 10, в рамках которого проходят выставки современных экспонатов.

Посещение данной галереи должно обязательно быть в туристическом списке. Чтобы доехать до здания на Крымском валу, необходимо сесть в подземный транспорт (где находится метро, можно понять из многочисленных наземных табличек) и доехать до одной из двух остановок – “Октябрьская” или “Парк Культуры”.

Потом, поднявшись наверх, дойти до Москвы-реки и пересечь ее через мост. Сразу же будет виден большой серый дом - Центральный Дом художника. Внутри него и находится Новая Третьяковка.

Работает художественная галерея шесть дней в неделю (вторник – воскресенье) с десяти утра и до девяти вечера. Билеты радуют демократическими ценами (билет для взрослого человека обойдется в пятьсот рублей, льготный вариант будет стоить двести пятьдесят рублей). Детям до восемнадцати лет вход бесплатный.

При желании любую интересующую информацию по российской художественной галерее можно найти в виртуальной энциклопедии. Википедия не только подскажет, где находится Третьяковская галерея, но и поможет найти сведения обо всех полотнах, хранящихся в музее.

Полезное видео

Подведем итоги

Человечество дорожит своим наследием, которое в том числе заключается и в произведениях искусства. Картины, скульптуры, рисунки, созданные великими людьми, навсегда остаются в сокровищнице человеческой истории. Таким образом, мы имеем возможность пронести историческую составляющую сквозь песок времен. И такие великие хранилища, как Третьяковская художественная галерея, – это один из важнейших даров, который следует беречь, как зеницу ока.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».