Город мертвых миллионеров: как выглядит самое знаменитое кладбище мира. Вскрытие старинных склепов в Ростове-на-Дону (11 фото)

04.04.2019

Старое кладбище ‒ невероятно мистическое место, с заброшенными часовнями, разрушенными надгробными камнями. А уж склепы представляются каким-то переходом в потусторонний мир. Издавна часовни и церкви прячут секреты под своими полами, иногда там оказываются настоящие города из мёртвых.


Несмотря на наводящий ужас на всех, склепы предлагают экономическое решение проблемы перенаселения. Во многих местах тела первоначально на короткий срок хоронили, а затем переносили в оссуарий, где их складировали с множеством других останков. Первые упоминания о склепах относятся к культуре зороастрийцев в Персии 3000 лет назад, от них эту традицию переняли католическая, православная и иудейская религиозные традиции.




Capela dos Ossos, чьё название переводится как «часовня костей» - один из самых известных исторических памятников, вызывающих как восхищение, так и ужас. Построили её монахи францисканцы на рубеже 15-16 веков рядом с церковью Святого Франциска как символ бренности жизни. Правда, была и более практичная цель строительства. На тот момент в Эворе было уже 42 кладбища, поэтому пришлось все кости собрать в одном месте. А вот чтобы продемонстрировать неизбежность смерти, монахи решили останки не прятать, а широко использовать в декоре.




Интерьер церкви святого Франциска поражает золотым алтарём и голубой плиткой. Над входом в оссуарий выбита надпись: «Мы, кости которые здесь, ждём ваши». Внутри человеческие кости и черепа покрывают практически все стены и колоны. По подсчётам в склепе около 5000 скелетов. Интересен тот факт, что останки монахов, построивших часовню, не выставлены на всеобщее обозрение. Они хранятся в небольшом белом гробу.




Построенная в 1776-1804 гг. Часовня черепов в польском городе Чермна ‒ это детище приходского священника Вацлава Томашека, использовавшего при строительстве небольшой церкви в стиле барокко кости 3000 человек. За обычной деревянной дверью прячется удивительный и пугающий интерьер. Черепа и берцовые кости покрывают стены и потолок. Под полом находится огромная могила, в которой покоятся останки ещё 21 тысячи человек, умерших во время Тридцатилетней войны(1618–1648), или от голода и холеры.

Священник лично собирал, очищал и аккуратно укладывал все останки. На алтарь пошли кости местных знаменитостей или необычные черепа: с пулевыми отверстиями, деформированные сифилисом. Когда и сам автор мистического проекта умер, его череп тоже оказался на алтаре.

Церковь Сан Бернардино алле Осса (или Святого Бернардино на Костях), Милан, Италия




Склеп в церкви Святого Бернардино, датируемый 1210 годом, был построен больше из практичных соображений. Прилегающее больничное кладбище разрослось, и пришлось срочно строить склеп, чтобы перенести туда останки. И только в 1269 году пристроили здание церкви, разрушенное спустя многие столетия во время пожара. В 1776 её отстроили благодаря небывалому интересу населения к склепу.




Приглушенный свет и лазурное небо с ангелами кисти Себастьяна Риччи в первый момент отвлекают от деталей, из которых состоит молитвенная комната. Но уже через несколько секунд взгляд концентрируется на останках бывших миланцев. Кости и черепа сложены в кресты, над которыми выложен инициал Марии Магдалины, а также напоминание о смерти: "Momento Mori".




Крипта капуцинов – склеп, находящийся под полом церкви Санта - Мария - делла – Кончеционе. Разделённая на пять частей крипта содержит останки более 4000 монахов капуцинов, похороненных в 1500 – 1870 гг. Прежде чем использовать останки для декора, их выдерживали похороненными не менее 30 лет. Кроме костей и черепов, на стенах висит несколько целых скелетов, одетых в одежду францисканцев. Церковь настаивает на том, что Крипта капуцинов – это молчаливое свидетельство бренности земной жизни, а не мрачная туристическая достопримечательность. Как бы то ни было, но надпись над входом на трёх языках заставляет задуматься: «Ты сейчас тот, кем мы были когда-то; тем, кто мы сейчас, ты ещё будешь».




Расположенный в маленькой часовне при церкви Всех Святых оссуарий стал одним из самых знаменитых во всём мире, и, нужно признать, самым зловещим. Это не просто костехранилище, здесь бренные останки превращены в декоративные предметы, например, светильники, гербы, гирлянды. Когда аббат Гентри вернулся со Святой Земли в 1278 году с горстью земли с Голгофы, которую он рассыпал по территории кладбища, Седлец превратился в популярное место для захоронений.




Вскоре кладбище оказалось переполненным, и часовню в церкви превратили в оссуарий. Но только в 1870 году мастер по дереву Франтишек Ринт приступил к созданию шедевров из давно похороненных костей.




Монастырь святого Франциска может похвастаться не только всемирно известной библиотекой и местом в списке мирового наследия ЮНЕСКО, но ещё и оссуарием в катакомбах под церковью. Предполагают, что останки 70 тысяч человек покоятся в катакомбах, о которых вспомнили только в 1943 году. Черепа выложены кругами, отделяющимися друг от друга костями.
В современном же мире проблему нехватки земли для кладбищ решают совсем по-другому. В Индии предложили

Старшеклассника из Нового Уренгоя, который, выступая в Бундестаге, рассказал, что не все немецкие солдаты хотели воевать, в России обвинили в… оправдании нацизма. А вскоре после этого ФСБ направила в мэрию Нового Уренгоя запрос об… украинских корнях школьника

19 ноября в Германии отмечали День скорби — вся страна поминала жертв войн и государственного насилия. Одним из резонансных мероприятий в этот раз стало выступление в Бундестаге российских и немецких школьников, совместно изучавших биографии жертв Второй мировой войны. Россию представляли учащиеся новоуренгойской гимназии № 1, которая давно практикует обмен ученическими делегациями с немецкими школами, а Германию — гимназисты из города Кассель.

Дети читали с трибуны Бундестага доклады о судьбах конкретных людей. Немцы рассказали об офицере Красной армии Иване Гусеве, заболевшем туберкулезом в фашистском плену и освобожденном в 1945 году, и о 17-летней Надежде Трувановой из Кировограда, которую угнали на работы в Германию, где она и умерла.

*Школьники из России рассказали в Бундестаге о немецких солдатах, погибших или пропавших без вести во время Второй мировой войны

Россияне поведали о немецких солдатах, погибших или пропавших без вести на фронте. Так, Николай Десятниченко рассказал о судьбе участника Сталинградской битвы Георга Йоханна Рау — одного из 250 тысяч немецких солдат, оказавшихся тогда в окружении. Рау попал в советский лагерь для военнопленных. О том, что он умер в 21 год, его семья узнала лишь в прошлом году.

Десятниченко признался аудитории, что история Георга Йоханна Рау тронула его настолько, что он даже побывал в Копейске Челябинской области, недалеко от которого есть место массового захоронения солдат вермахта: «Я увидел могилы невинно погибших людей, многие из которых хотели жить мирно и не хотели воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны. Об этом мне рассказывал мой прадедушка — участник войны, который был там тяжело ранен».

Завершил свой доклад Десятниченко цитатой Отто фон Бисмарка: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну», — и добавил от себя: «Я искренне надеюсь, что на всей земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».



*Николай Десятниченко

Казалось бы, это речь думающего умного молодого человека, пытающегося разобраться в истории своей страны, в которой очень много белых пятен. Однако — в который раз! — оказалось, что россиянам совсем не хочется знать правду: ни о том, какой ценой была завоевана Победа, ни о том, что Сталин вместе с Гитлером развязали Вторую мировую войну, ни о том, как эта страна обошлась с победителями. Все, что происходило после поездки в «стране, победившей фашизм», наталкивает именно на эту мысль.

Сначала российские СМИ написали, что школьник «покаялся» за погибших немецких солдат. Потом его начали травить в соцсетях. Спустя время посыпались жалобы в прокуратуру, администрацию президента России и ФСБ.


*Недавний марш неонацистов в Петербурге россияне, ополчившиеся на гимназиста из Нового Уренгоя, проглотили молча

Дошло до оскорблений и требований «вышвырнуть из страны», констатации, что он «не сможет больше спокойно жить в России», призывов избить за «реабилитацию нацистских преступников».

А депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина направила запросы в департамент образования региона, прокуратуру и гимназию с требованием провести проверку речи школьника на наличие признаков оправдания нацизма (за это, согласно УК РФ, полагается наказание). «Меня интересуют педагоги, которые вложили в его уста вот эту информацию, где неправильно расставлены акценты» , — заявила депутат.

Дальше — сплошная агитка времен СССР: «Немецкие солдаты не сражались, они напали на нашу страну и оккупировали. Если мы продолжим таким образом расставлять акценты, мы дойдем до того, что сами предложим пересмотреть итоги ВОВ. А тогда пойдет уже речь о целостности России как государства. Нельзя ставить знак равенства между гитлеровской Германией и СССР, который освободил весь мир от фашизма».

Надо отдать должное мэру Нового Уренгоя Ивану Костогризу — он вступился за подростка: «Ученик поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых». В гимназии тоже сказали, что «вся школа в недоумении от обсуждения доклада».

«Предатели были, предатели есть! Десятниченко Николай, ты предал память своих дедов! Жаль, что твои родители не попали в плен к фашистам, а в последствие — в Освенцим».

«Про Колю из Уренгоя. За 70 лет хоть один мальчик Ганс из Мюнхена был с покаянием в России? Нет? Тогда в топку. Русским извиняться не за что. Это они у нас прощения должны просить. Точка».

«А мальчик Коленька не хочет повторить эту речь в глаза людям на Бессмертном полку в Сталинграде?!»

«Позорище! Мальчик рано понял, что поливать свою страну на Западе — это выгодно».

«Интересно, мальчик, выступавший в Бундестаге, уже вернулся в РФ? Терзают меня смутные сомнения, что не вернется теперь, попросит полит. убежище и будет еще больше гавкать на родину».

«Прошу дать правовую оценку действиям Николая Десятниченко применительно к частям 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ „Реабилитация нацизма“. Прошу провести проверку в гимназии, включая школьную программу по предмету „История“, применительно к частям 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ. Мэра Нового Уренгоя предлагаю снять с должности и с позором, без пенсии, отправить в Анадырь учить с этим школьником историю родины».

«Министру образования РФ желательно ввести обязательные требования по подготовке текстов выступлений школьников на любых выступлениях и любых мероприятиях на территории РФ и за ее пределами. Ответственными назначить директора школы и классного руководителя школьника. Такого позора, как случился в Германии, давно не было. До чего договорился этот Коля. Позор его родителям и всей школе, в которой он учится. Чему учат детей в этой школе на уроках истории? Почему мэр города не отвечает за это выступление? Родителей тоже надо вызвать в прокуратуру для дачи показаний по этому выступлению!»

«Этот Коля знает хоть, сколько попало в плен советских граждан и воинов Красной армии и в каких условиях они существовали? Его знания ничтожны, а его выступление — провокация. Это нельзя оставлять без внимания прокуратуры РФ и министра образования РФ».

Некоторые в ответ иронизировали: «Ну чего, бомбить будем не Воронеж, а Новый Уренгой, так?»

Российский журналист Александр Сотник написал об этом сюрреализме в «Фейсбуке»: «В этой истории с мальчиком из Нового Уренгоя, выступившим с трибуны Бундестага и подвергшимся яростной травле, показательно все. Сплошной символизм.

Тот самый случай, когда слова Христа «пусть мертвые хоронят своих мертвецов» воплотились в страшную реальность.

Наши упоротые зомбаки выкопали «дедов-победителей» и устроили пышные похороны, растянув процессию на десятки тысяч километров и на годы времени. Идут с гробами да веночками, и живым проходу не дают: кусают, душат, грызут…

На их пути попался живой хороший мальчик. Сожрали. Обглодали до косточек. И, рыча, поплелись дальше с «любовью к отеческим гробам»…

Безумная пропаганда превратила страну в склеп, внутри которого — сплошные поминки, перерастающие в какие-то дьявольские оргии. Беги, мальчик, беги…"

«Юноша из Уренгоя высказал, в сущности, совершенно очевидную мысль , — написал в соцсети Виктор Шендерович . — Даже банальную. Дважды два четыре, Волга впадает в Каспийское море, преступные армии состоят из подневольных солдат, которые платят своими жизнями за амбиции вождей… Какой чудовищный ядовитый силос надо закачивать в мозг людям, чтобы делать из парня предателя Родины! Беда такой Родине, где совестливый мальчик, способный так остро почувствовать чужую беду, принужден будет оправдываться. Дай ему бог вынести это и выйти из этой ситуации сильным, а не сломленным».

Российский журналист Аркадий Бабченко написал очень хлестко: «Страна, собственноручно уничтожающая свою молодежь… Свое будущее… Свое самое лучшее, самое светлое, что у них есть… Это днище. Это конец популяции. Это конец всего человеческого в человеке. И это же ведь только начало процесса. Это сейчас Песков еще высказывается в поддержку. А потом ведь начнут сажать. Уже начинают проталкивать поправки. А потом — и расстреливать. Я надеюсь, этот мальчишка — светлый, добрый, хороший, честный, открытый… Надеюсь, он выдержит. Надеюсь, не сгорит в танке на очередной войне.

Надеюсь, никого на очередной войне не убьет… Эта страна калечит своих детей. Калечила шестьдесят лет назад, калечит и теперь. И в первую очередь — именно тех, кто не вписывается в новую парадигму. Кто хоть на вершок возвышается над бутылкой жигулевского. Самых умных, самых чистых, самых светлых.

Травля ребенка — одна из самых извращенных патологий, до чего может дойти человеческая натура.

Эти — дошли. Эвакуируйте из Мордора своих детей, братцы мои. Не дайте их изуродовать. Это ваша обязанность".

Memento Mori — помни о смерти, говорили древние. Те места, о которых пойдет речь в этой подборке, наилучшим образом напоминают живым о бренности нашего земного бытия. Мрачные склепы и могилы, заполненные костями древние катакомбы и таинственные погребальные камеры.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 11 фото)

Спонсор поста: Автоматизация бизнес процессов. Весь спектр оборудования для работы со штрих-кодом принтеры штрих-кода , сканеры, терминалы сбора данных. Оборудование мировых лидеров в производстве решений для автоматической идентификации и автоматизации. Надежные, высокопроизводительные с отличным сервисом.

1. Недавно на вершине Эль-Брухо, церемониального храма древнего народа Моче на северо-западе Перу, археологи обнаружили могилу искусно завернутой женщины, покрытой татуировками. Некоторые эксперты полагают, что подобное погребение , возраст которой составляет 1,6 тысяч лет, указывает на то, что эта женщина занимала особое положение и скорее всего была королевой воинов. Эта находка полностью ломает стереотипы о том, что предводителями древнего народа были исключительно мужчины.

2. Египетский могильный комплекс, который также носит название гробницы KV5, был сооружен для сохранения останков многочисленных сыновей фараона Рамзеса II. Расположенный в знаменитой египетской Долине Царей, он содержит более 120 погребальных камер и коридоров, включая самую большую погребальную комнату Долины. На фото: скелет, возможно принадлежащий одному из сыновей Рамзеса, лежит в раскопанной могиле.

3. В выжженной солнцем чилийской пустыне Атакама говорят: «Здесь ты умираешь, здесь и засыхаешь». Трупы, которые мародеры достают из могил и склепов, быстро высыхают на солнце. На кладбище города Пуэлма, всюду валяются открытые гробы, в которых лежат трупы с все еще зашнурованными ботинками.

4. Более четырех веков назад, монахи-капуцины в Палермо обнаружили, что их братья по ордену похороненные в местных в катакомбах со временем подверглись натуральной мумификации. Слух об этом быстро распространился, и вскоре монахи ордена капуцинов разрешили обычным гражданам хоронить в катакомбах своих мертвецов. Теперь, здесь, в узких залах этого мрачного музея смерти, находятся тысячи мумифицированных трупов. Многие из них облачены в потрепанные лохмотья – все, что осталось от лучших нарядов, в которых было принято хоронить покойников.


5. вмещают в себя около 8000 мумий. Все они выставлены в залах в соответствии с их земным статусом: мужчины и женщины, священники и миряне, дети и взрослые. Тут даже есть отдельная комната, где лежат девственницы. В 1881-м году итальянские власти запретили привозить умерших в катакомбы, где тела подвергаются естественной мумификации, однако в 1920-м году было сделано исключение для двухлетней Розалии Ломбардо. Тело ребенка прекрасно сохранилось до сегодняшних дней: девочку прозвали «Спящей Красавицей».

6. Черепа и кости приблизительно 4 тысяч монахов ордена капуцинов, некоторые из которых умерли почти пять столетий назад, украшают шестикомнатный склеп под церковью Санта-Марии Делла Концезионе в Риме. Это больше чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные украшения.

7. Аккуратно разложенные кости в склепе под римской церковью. Погребальные камеры под вечным городом стали домом для десятков тысяч умерших. В церкви 16-го века Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте катакомбы использовались для того, чтобы обеспечить бедных жителей Рима достойным погребением. За три столетия тут были похоронены в общей сложности 8 тысяч человек.

8. Изысканный приют для умерших и напоминание живущим о бренности бытия – все это склеп под римской церковью Санта-Мария-делла-Кончецьоне. Эти мрачные орнаменты сложены из костей 4000 умерших монахов-капуцинов.

9. Считается, что финикийцы регулярно приносили в жертву детей, чтобы задобрить своих богов. Эти ритуальные убийства в жертву Ваалу происходили в каменных святилищах под названием тофеты. Тут же и хоронили тела жертв. На фото: тофет, который был обнаружен в руинах Карфагена в Тунисе.

10. Стены могил египетских фараонов часто покрывали иероглифами, которые, помимо прочего, содержали в себе инструкции для мертвого фараона о том, как передвыигаться в загробном мире, избежав многих опасностей, которые могли поджидать в дороге между смертью и раем. На фото: фонарь освещает надписи на одной из стен пирамиды Рамзеса II.

11. Считается, что богатые захоронения египетских фараонов были защищены от возможных грабителей смертельными проклятия. Однако Тутанхамон пошел еще дальше, приказав замуровать свою статую в специальную камеру.

Стройка пока в самом разгаре. Даже удивительно, как это среди плотно обустроенных могил, между которыми и протиснуться-то невозможно, нашелся такой большой кусок земли для семейной усыпальницы.

Еще издали видны два купола, один уже позолоченный с крестом наверху. Одна из усыпальниц огорожена ажурной чугунной решеткой, выкрашена серебряной краской. Строение по углам венчают стройные колонны с позолоченными верхушками. Если подойти ближе и заглянуть сквозь решетку, то можно увидеть большую домовину из черного гранита. Тут захоронен брат Петра Алексеевича. Внутри установлены бюст брата из белого мрамора и белый мраморный крест. Изнутри купол усыпальницы покрыт росписями – изображения святых и лики ангелов с крылышками.

Вход в усыпальницу огорожен коваными воротами, над которыми установлена небольшая гранитная женская статуя с крестом в руках и крыльями за плечами. Попасть внутрь, видимо, могут только самые близкие люди. Сквозь кованый ажур ворот виднеется полукруглая площадка, черные гранитные стены подпирают собой высокий холм кладбища. На граните выбиты какие-то библейские сцены, а посередине из белого мрамора большое изображение ангела.

По соседству строится вторая большая усыпальница, где похоронена мама известного политика. Пока тут идут строительные работы, поэтому, что именно будет внутри, как распишут стены, мы не знаем. Но видно уже, что такая усыпальница могла обойтись в очень не маленькую сумму. Внешние стены и пол вокруг выложены черным гранитом, словно в мавзолее. Изнутри стены покрывает светлый с прожилками мрамор. Вход в склеп украшают отчеканенные из металла фигуры святых на голубом фоне. Перед входом тоже полукруглая площадка, которая, вероятно, так же, как и соседняя, будет отделана барельефами из дорогого камня.

Невдалеке расположился вагончик-времянка, в котором и живут рабочие. Строители разговорчивостью не отличались, но и прогонять непрошеную гостью не стали. На вопрос, когда окончится стройка, только неопределенно пожимали плечами. Работы, мол, тут еще непочатый край.

По словам здешних работников, проведать, как идут дела на строительстве, приезжает очень пожилой родственник Петра Алексеевича. С простыми кладбищенскими работниками он не общается, приедет, посмотрит и снова уедет.

Рядом с семейной усыпальницей политика участок со старыми захоронениями монашек Введенского монастыря. Простые белые кресты и маленькие земляные холмики, почти сровнявшиеся с землей. Могилы расположены очень близко, и нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на холмик. Откуда им знать, с кем приходится соседствовать. Хотя в течение своей земной жизни они успели прийти к истине, что на том свете все равны.

Существует ли мода в строительстве склепов?

– Мода на склепы? – переспрашивает Иван Дивный, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины. – Все сохранившиеся склепы на Байковом, например, как правило, относятся к концу ХІХ и началу ХХ веков, и это кусочек веяний того времени, того стиля. Тут можно встретить и луковки на верхушках, и «раздутые» формы и псевдоклассицизм. Это то же самое, что веяния в строительстве домов тех времен. Посмотрите в старой части города: каждый дом соответствует той эпохе, в которой строился. Тогда тоже существовали фирмы, достаточно известные и крупные, которые ставили буквально на промышленный поток изготовление склепов. Они предлагали уже готовые проекты, из которых заказчик мог выбрать то, что ему нравится. Поэтому мы можем встретить и похожие строения на кладбищах.

Красота и вечное спокойствие

Современные ритуальные фирмы тоже предлагают изготовить склеп из мрамора или гранита. В интернете удалось отыскать пару современных проектов. Это могут быть стелы «в обрамлении скалы», склепы в виде арок, колонн, «мавзолея из красного гранита или белого мрамора». Самое главное, все это «олицетворяет красоту, архитектурную целостность и вечное спокойствие». (Видимо, составители хотели написать «покой».) Обойтись такая «вечная красота в камне» может и в $50 тыс., и в $100 тыс.

В одной донецкой фирме по изготовлению склепов нам рассказали, что нынче спрос на склепы растет. Даже провели экономические расчеты: если в яму размером 5 на 3 м можно «уложить» (простите за грубость) четыре гроба, то в склеп таких же размеров и глубиной в 2,5 м – аж 12. Экономия-то какая городской земли! Состоятельные люди должны знать, где их похоронят, считают сотрудники фирмы. Сейчас в Донецке, например, можно даже заранее купить участочек на кладбище, построить себе склеп. И ждать спокойненько своей смерти.

Что же до вкусов, то их определяет только толщина кошелька. Кто-то тянет размер склепа 4 на 5 м, а кто-то – 7 на 8 м, да еще с подиумом – чтобы издалека было видно. Кто-то строит из кирпича, а кто-то из мрамора и гранита.

Старые склепы

Сколько всего сохранилось в Киеве старых склепов, точно сказать трудно. Даже специалисты не знают цифры. Точно известно, что старые польские и немецкие усыпальницы еще остались на Байковом, Лукьяновском кладбищах.

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора. Несколько старых строений врыты в гору. Определить, к какому времени они принадлежат, сложно – почти все даты стерты. Остались лишь некоторые фамилии – семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом. На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает. Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2–2,5 м. Определить их стиль достаточно сложно. Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу. Есть напоминающие псевдорусский стиль – с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

На Байковом несколько лет назад даже построили новые склепы. Ничего особенного, просто квадратные бетонные сооружения. Видимо, предполагалось, что тот, кто ими заинтересуется, сам и займется их отделкой. Но, к сожалению, пока не нашлись желающие взять себе семейную усыпальницу.

По мнению директора Байкового кладбища Андрея Никифоровича Юхимчука, раньше семейные традиции киевлян были иными. Безутешная вдова редко когда вновь выходила замуж, и после смерти ее тоже хоронили в семейной усыпальнице. Поэтому и склепы были более востребованы. А вообще, по словам директора кладбища, если у старых захоронений найдутся наследники, которые подтвердят свои права документами, то они могут использовать эти склепы.

Батюшка церкви на Байковом кладбище считает, что никаких церковных указаний по поводу строительства склепов не существует, каждый делает, как хочет. А такие сооружения, как правило, строили люди богатые. Хотя напротив церкви находится простая могила с крестом, в которой захоронены почетные граждане нашего города.

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.