Гнилая суть "бессмертного полка россии". Почему акция «Бессмертный полк» у многих вызывает неоднозначные чувства, вплоть до неприятия

15.06.2019

Все люди разные. Есть шумные, есть тихие. Есть такие, которым нужно ходить шумной большой компанией, шутить, веселиться, песни петь. А есть – которым сидеть на пригорке под раскидистой березой и глядеть задумчиво вдаль.

И да не будут тихие переучивать шумных. А компанейские – дергать склонных к одиночеству с их пригорка. Да не будут.

Я не пошел намедни с детьми в «Бессмертный полк». Не наклеил на картонку отцовские фотографии. И ленточку георгиевскую не повязал. То есть девушка возле гипермаркета ленточку мне протянула, я сказал: мне не надо.

Я не могу сказать, что другие люди думают про это. Я могу только сказать, что я сам думаю.

Я думаю, что мертвые живы. Я в этом уверен. Я – христианин. Я верю в вечную жизнь и не верю в смерть. И про мертвых в третьем лице, как будто их нет, считаю, нехорошо говорить. Они живы, они рядом. То есть мой папа Забежинский Арон Захарович, гвардии капитан, командир артиллерийской батареи, кавалер трех боевых орденов и трех медалей, прошедший всю войну от первого дня до последнего, от Ленинграда до Вены и Будапешта, скончавшийся в августе 1974 года с осколком в правом легком – он жив. Я его помню, я его люблю, молюсь за него.

Вот это последнее, в смысле «молюсь» – это мне, христианину, представляется вообще единственным толковым и главным делом из тех, что я могу для него сделать. Могилку прибирать, высаживать на ней цветочки, выпивать за него рюмку-другую, идти с его портретом по Невскому проспекту… Это всё ему не нужно. А вот молиться Богу за него, сохранять с ним общение в своей молитве за него – это единственное и главное, что я могу. Другого и высшего способа продолжать любить его Господь, который весь этот мир устроил, нам не дал. Вот. Это одна причина, по которой я никуда не пошел, а остался сидеть на пригорке.

Вторая причина – это сам папа и его отношение к войне. Он ненавидел вспоминать о войне. Этот героический человек терпеть не мог, когда при нем рассказывали про подвиги, мужество, хоть про мало-мальский героизм. Он говорил, что война – это смерть, трупы, грязь и ужас.

Он говорил:

– Мы сделали то, что сделали. Но сделали это ужасно. И своих людей сколько потеряли бездарно. И тех, чужих поубивали бесчисленно.

Он не переносил пафосных разговоров о войне, о мужестве и даже о памяти. Терпеть не мог фразы «никто не забыт». И требовал лучше молчать, молчать и молчать, потому что всякие слова теряют цену.

Вот папа в своей земной жизни не носил никогда своих боевых орденов, не ходил на парады и не выступал перед школьниками. И даже на мои вопросы не отвечал. Говорил снова и снова про грязь и смерть. Так неужели же папе понравится, если я наклею его портрет на картонку и понесу его среди других таких же по Невскому?

Еще раз. Мы живем так, будто наши мертвые умерли. И как будто всё, что от них в этом мире осталось – это уже не их, это уже наша собственность. Что хочу, то и делаю. В том числе и с их памятью.

Вот представьте своего отца, деда, прадеда, уже немощного, уже в инвалидной коляске. И мы их все дружно подняли на руках и несем по Невскому в толпе. Со всем уважением несем. Отдаем им, так сказать, честь. Им понравится?

Все люди разные. Кому кажется, что его отцу или деду понравилось бы, пускай несет портрет.

Я про других не знаю. Моему бы, уверен, не понравилось.

Вот я и сам не иду, и портрета его не несу.

Знаю, ему не понравится.

Люди говорят: вот это единение. Люди говорят: вот это память.

А мне кажется, память – это явление такое тихое. Негромкое. Сел тихонько. Тихонько вспомнил. Тихонько помолился.

Но это опять же мне кажется. Я никому не навязываю.

Вот поэтому я – на пригорок. И задумчиво глазами – вдаль.

– Господи, спаси раба Твоего усопшего некрещеного Аарона и помилуй.

15/05/2015

Не успели в сети отпраздновать 70-летие Победы, как разгорелась новая война – война за память. Поводом стала акция «Бессмертный полк», прошедшая во всех крупных городах России.


О на моментально заглушила все шутки по поводу танка, заглохшего на репетиции московского парада, прекратила поиски ряженых ветеранах на трибунах у стен Кремля и вообще положила конец разговорам о «рейдерском захвате» Победы, инициированным накануне юбилея популярным психологом Людмилой Петрановской. Десятки тысяч людей шли с портретами погибших на войне предков.

Ошеломительный эффект акции Ирина Арутюнова описала так: «Я смотрела на «Бессмертный полк» на Невском проспекте. Это было потрясающе!!! Неповторимое зрелище. Нескончаемый поток людей с просветленными лицами с портретами в руках. Это шествие живых потомков, поднимающих вверх в небо фото молодых предков. Ощущение соприсутствия».

Поток восхищенных отзывов не перебивали ни портреты Сталина и Ленина, которые люди несли в Иркутске, ни портрет Берии и живой Хирург, шествовавшие в Москве, ни фотографии плакатов, якобы брошенных участниками на улице сразу после марша.

Вот только было у этой акции одно «но», которое сразу же отметил Олег Кашин: «Большие массовые акции по типу "несколько тысяч тинейджеров вешает нескольким тысячам ветеранов на шею по гильзе с поздравлением к 9 мая" - это были крупнейшие акции "Наших" в нулевые. И какая ирония судьбы, что они этот формат создавали много лет и тестировали, а в итоге главной и, видимо, уже прижившейся общенациональной акцией этого формата стала та, которую придумали не они, а томский независимый телеканал, в этом году разгромленный государством».

О том, что государство «перехватило» искреннее начинание журналист томского ТВ-2 и председатель совета межрегионального историко-патриотического движения «Бессмертный полк» Сергей Лапенков жаловался еще в апреле. Состоявшиеся акции его опасения подтвердили. Разговор о «рейдерском захвате» всего святого пошел бы здесь на второй круг, если бы огромное впечатление, оставленное акцией, не породило размышлений более философского свойства: очень многим она показалась шествием зомби.

Одним из первых этот эффект заметил Павел Арсеньев: «Если в случае политической манифестации участники требуют защиты или расширения своих прав, т.е. декларируют способность действовать от своего лица, то 9 мая люди представляли не самих себя, а (предположительно) своих (предположительно) воевавших родственников, в чем главное могло бы быть с точностью подмечено только Вагиновым и Юфитом: они представляли не себя, а мертвецов».

Сергей Зенкин, анализируя логику обрядов, пишет: «Есть обычные, стандартные формы поминовения усопших. Главная из них - посещение кладбища (или памятников, символически заменяющих могилы). Здесь же все наоборот: марш "бессмертного полка" - это такая антипасха (вскоре после настоящей), когда не живые направляются к могилам мертвых, а сами мертвые сходят со своих могильных изображений и плотной колонной шествуют по городу. Зомби не зомби, но это кладбище, вышедшее на улицы».

Оживших мертвецов во всех культурах принято бояться - их стараются почтить и задобрить, потому что повторение прошлого не нужно никому. Фотографии российских городов, наполненных идущими колонной покойниками, свидетельствуют о том, что сейчас их, наоборот, стараются мобилизовать. Зенкин констатирует: «неладно что-то в национальной памяти и самосознании», а Роман Лейбов, сравнивая придуманное «Мемориалом» чтение имен репрессированных у Соловецкого камня с шествием «Бессмертного полка», ставит более точный диагноз: «Они отчетливо противоположны по смыслу.

"Возвращение имен" - это о том, что нельзя забывать, чтобы не повторялось. "Бессмертный полк" - это о том, что нельзя забывать, чтобы бесконечно повторялось». И оно, кажется, повторяется - уже и дети в школе разучивают вот какую песню.

May 1st, 2016 , 10:07 pm

Максим Калашников
ПОЧЕМУ Я НЕ ПОЙДУ НА «МАРШ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА»?

Первого мая, возвращаясь из качалки домой, услышал, как в трамвае магнитофон, объявляя каждую остановку, затем транслирует призыв прийти 9 мая на «марш Бессмертного полка».
Максим Калашников на этот марш не пойдет. Дома почтит память воинов Великой Отечественной. Почему?
***

Во-первых, мне противно смотреть на то, как расейское высшее начальство примазывается к славе наших дедов и прадедов. Твари, учинившие вертеп коррупции, не имеют никакого отношения к Победе 1945 года. Более того, эта «элита» сделала все, чтобы утратить плоды Победы, разменяв их на возможность пограбить останки СССР. Думаю, что если бы существовал портал во времени, и можно было бы показать победителям 1945 года то, что расейская «элита» сотворит со страной, то эти люди с ППШ в руках через портал ринулись бы расстреливать и вешать нынешнее расейское начальство. Увы, те усопшие, чьи портреты несут на шестах по Тверской, сделать этого не могут.
Мне противно видеть, как власть ворья прикрывается культом героев Великой Отечественной.
Во-вторых, идти на марш Бессмертного полка имело бы смысл тогда, если бы в конце этого шествия нас ждало бы вменяемое, здравомыслящее Правительство народного доверия, свободные и честные выборы, справедливый суд, суровое наказание проворовавшихся начальников. Но этого не будет. Просто пройдут сотни тысяч простецов с плакатами – и в конце этого марша их будет ждать «экономический гуру» Кудрин, дурковатый Греф, монетарная садистка Набиуллина, орда воровского начальства, басманное «кривосудие», произвол чинуш. Нищета. Безработица. Фарс «выборов». Дальнейшая «сырьевизация» экономики РФ. Кровь и страдания непризнанных Кремлем республик Донбасса. Страдания тех, кто поверил Москве – а теперь мается в РФ, не в состоянии получить гражданства.
Так зачем брести, подобно баранам, на марше, не имеющем смысла? На марше в никуда? Максим Калашников лучше фотографии предков извлечет, перед ними посидит, вглядываясь в их глаза. Мои предки – в гимнастерках, в погонах и еще в петлицах, когда погон еще не вернули. Их глаза сейчас глядят на нас укоризненно…

Максим Калашников когда-нибудь пойдет на Марш Бессмертного полка – но уже в иной, Великой России. России, очищенной от скверны, в России новой индустриализации.
А сейчас это, простите, марш не славного Полка, а вечного Клопа. Почему Клопа? Великий Маяковский в одноименной пьесе изобразил пошлого обывателя Присыпкина, каковой есть клоп. Сегодняшняя «элита» РФ – совокупный Суперобыватель. Клоп по Маяковскому. А я за Клопом маршировать не собираюсь. Освящать портретами ветеранов Великой Войны гегемонию клопов – оскорблять память тех, кто проливал кровь в Священной Войне.
Не намерен этого делать. И вам не советую.

Некоторые публицисты, в целом разделяющие — а во многом определяющие — мнение большинства граждан Российской Федерации, довольно резко выступают против проведения марша этих самых граждан с фотографиями их родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне, в тот же день, когда мы празднуем победу в этой войне. На их взгляд, поминовение павших уместнее в годовщину её начала.

Действительно, психологически трудно совместить праздничное ликование с грустью о погибших ради этого праздника или преждевременно ушедших из жизни вследствие непомерной затраты сил ради преодоления чудовищной угрозы всей стране и всему народу. Куда проще разделить чувства: 9-го мая праздновать Победу, а 22-го июня проходить маршем «Бессмертного полка».

Желание разделить праздник и траур вполне понятно и естественно. Но, на мой взгляд, неосуществимо. Формула «радость со слезами на глазах», найденная Владимиром Гавриловичем Харитоновым (1920.06.24-1981.08.14) в песне «День Победы», очень точна. Ведь мы действительно одержали крупнейшую в своей истории победу, но крупнейшая она не только по силе сокрушённого нами врага (что тоже грандиозно: второй раз после 1812-го года на нас пошла — людскими или техническими ресурсами — практически вся континентальная Европа), а ещё и по числу жизней, отданных ради неё. И отделять эти жизни от самого факта победы вряд ли допустимо, ибо таким разделением мы изрядно обесцениваем подвиг наших предков.

Я в институтские времена неплохо изучил марксистско-ленинскую философию. Это, пожалуй, наивысшее достигнутое в мировой истории сочетание достижений многих разных (и, по мнению их авторов, несовместимых) философских учений. Заслуга Карла Хайнриховича Маркса (1818.05.05-1883.03.14), Фридриха Фридриховича Энгельса (1820.11.28-1895.08.05) и Владимира Ильича Ульянова (1870.04.22-1924.01.21) не столько в изобретении новой философии, сколько в гармоничном сочетании найденного их предшественниками. Это учение можно и не называть марксистско-ленинским, но жизненно необходимо знать и понимать, чтобы ориентироваться в сложностях жизни.

Очень существенный элемент этой философии — диалектика, то есть умение подходить к каждому предмету с разных сторон, наблюдать его в динамике, а не в статике. Не буду перечислять ключевые положения диалектики. В данном случае нам очень подходит положение «единство и борьба противоположностей». Сочетание таких очевидных противоположностей, как победа и человеческие жертвы ради неё, как раз в День Победы наиболее ярко и выпукло, и мы должны воспринимать марш «Бессмертного полка» как свидетельство единства и борьбы этих противоположностей. Для человека, знакомого с основами философии, шествие «Бессмертного полка» именно в этот день — дело совершенно естественное.

Почему же не все — даже очень патриотически настроенные — деятели опознают это самое единство и борьбу противоположностей? Что поделаешь: не все интересуются философией — и не все умеют в ней ориентироваться. Я тоже, мягко говоря, далеко не философ — просто в данном случае ситуация столь очевидна, что даже я её опознал без особого труда. Чего и всем остальным, кто на эту тему будет писать, желаю.

Скоро 9 мая. Опять пойдут по проспектам городов колонны "Бессмертного полка", в московской колонне опять будут Путин и Лановой с портретами своих родителей. И всё это под бравурные марши.

Идея "Бессмертного полка" заранее была обречена на то, что будет приватизирована режимом – она хорошо вписывается в идеологию прославления Великих наших Побед. Наши власти весьма нами довольны, сами к нам в колонны встают и возглавляют эти марши. Плохая это идея в таком её виде...

Да, мы понесли великие жертвы. Но если для почитания памяти погибших мы только и будем делать, что ходить в маршах с их портретами – мы будем продолжать совершать предательство по отношению к ним. Истинное, искреннее почитание памяти погибших не может быть без указания виновных в их гибели. За жертвы немецкого народа вина на Гитлере, и немецкий народ с ним разобрался – гитлеровский режим осужден полностью и без каких-либо оговорок. За жертвы нашего народа в той же мере, что и Гитлер, виноват Сталин и его режим. Идеей акции "Бессмертный полк", если уж её придумали, должно быть осуждение сталинского режима, который до 22 июня 1941 был одним из основных союзников Гитлера, помогал ему в развязывании Второй мировой войны. А когда эта война пришла к нам, бездарно и безжалостно гробил наш народ.

"...23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении, который стал смертным приговором Польше. В пакте описывались сферы интересов Германии и Советского Союза, и границу этих сфер образовывала ось Литва-Нарва-Висла. По сути речь шла о договоре об упразднении и разделе Польши. Нацистская Германия тогда отказалась от антикоммунистических и антисоветских лозунгов, а Сталин закрепил соглашение, выпив за здоровье Гитлера. После поражения Польши СССР и Германия подписали 28 сентября 1939 года Договор о дружбе и границе. СССР обозначил как свою сферу интересов Литву и всю Прибалтику. За экспорт сырья и продуктов питания Советский Союз должен был получать от Германии станки и военные материалы. На линии соприкосновения советских и немецких войск в покоренной Польше проходили совместные военные смотры... Когда Молотов услышал из уст немецкого посла в Москве фон Шуленбурга, что Германия объявила России войну, то якобы спросил: «Вы считаете, мы это заслужили?»... Советское командование хорошо знало, что готовится нападение на Советский Союз, но Сталин и его приближенные не воспринимали эти предупреждения всерьез и даже считали их провокацией британских шпионов. В первые часы и дни войны Сталин запрещал отвечать на немецкие атаки, войска нельзя было приводить в готовность, а офицеры получили приказ отправляться в отпуска. Командование спрашивало, имеет ли право стрелять по атакующему неприятелю, а потом самих командиров расстреливали карательные органы, потому что те потерпели поражение. Со временем ситуация на фронте начала меняться, однако именно из-за российско-немецких договоренностей советские потери сначала были ужасающими... Именно Советский Союз сотрудничал с Германией - и в большей степени, чем большинство стран предвоенной Европы... Никто не отрицает огромных жертв СССР, но они были обусловлены, в том числе, его первоначальной заискивающей политикой в отношении Германии и тем, что СССР совершенно не щадил человеческие жизни во время войны...".
(отсюда)

А вот ещё один из примеров подлейшего предательства по отношению к нашему народу и к нашим Героям:

"...В один из летних дней 1948 года на базарах, площадях, улицах советских городов и местечек прохожие не увидели привычные костыли и тележки, на которых передвигались безногие фронтовики. Буквально в одну ночь власти «поубирали» из населенных пунктов сотни инвалидов Великой Отечественной войны и вывезли их подальше «от глаз людских». На протяжении следующих дней милиция обыскала все ночлежки и подвалы, где ютились калеки. Всех, кто там находился, также ждала высылка... Инвалиды портили имидж страны, победившей фашизм...".
(отсюда)

Мы об этом в своей акции "Бессмертный полк" тоже промолчим?

Из воспоминаний:

"...А ещё были инвалиды на плоских таких тележках, из досок сколоченных, в руках специальные дощечки с дверными ручками, как утюги – это чтобы отталкиваться от земли. Культяшки пристёгивались ремнями к тележке. Самодельные эти тележки катились по асфальту не на колёсах, а просто на шарикоподшипниках – звук был такой, что, кажется, я и теперь его слышу. Они получались даже ниже детей, потому что сидели же почти что на земле. Почти все они тяжело, беспробудно пили. Если и работали – сапожниками или уличными чистильщиками обуви: тогда эта профессия ещё была. И однажды все разом исчезли...".

Зато теперь как красиво мы память наших Героев чтим. Типа, никто не забыт и ничто не забыто? Так ли это?