Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры. Фрэнк ллойд райт и его сила природы Работы фрэнка ллойда райта

23.06.2020

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.


1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор-новатор.

Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.

Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленде, штат Висконсин, 8 июня в 1867 году. В 1885 году Райт поступает на инженерный факультет Висконсинского университета. Не окончив его, он отправляется в Чикаго и устраивается на работу в фирму Адлера и Салливана. Руководитель фирмы, один из идиологов «чикагской школы» Луис Салливан оказывает глубокое влияние на все дальнейшее творчество Райта. В 1893 году Райт покидает фирму, и основывает свой офис в Чикаго.

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио.

По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов.

Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина (1904) в Буффало, штат Нью-Йорки; Дом Роби (1909) в Чикаго; дом Кунли (1908) в Риверсайд, штат Иллинойс.


Дом над водопадом

В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумевшим реализовать множество своих проектов. Но к 1930-м годам у него практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман - сын успешного бизнесмена из Питсбурга Эдгара Кауфмана.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.

Вскоре Райт получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей», который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад. Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции.

В 1935-1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.

Райт остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт, заявивший в частности - «я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» - всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное - в полной его безопасности для их проживания в нём.

Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта.

В 1964 году «Дом над водопадом» стал музеем и был открыт для публичных посещений.



Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом

Здание для фирмы «Ларкин»

Райт использовал в своих проектах новые технологии, он один из первых стал применять сборные железобетонные блоки со стальными стержнями, с его подачи началось массовое внедрение системы кондиционирования воздуха в помещениях, рассеяное освещение и панельное отопление.

При строительстве здания для фирмы "Ларкин" в Буффало в 1904 году был впервые использован кондиционер, на окнах поставлены стеклопакеты, стеклянные двери и металлическая фурнитура. Среди многих инженерных находок Райта - огромный отель в Токио, способный выдерживать землетресения. Для получения необходимой гибкости в «Империал» отеле он использовал консольные конструкции и плавающий фундамент. Здание было построено в 1922 году и не пострадало от разрушительного землятресения, случившегося годом позже.



Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943-1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик.

Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.


Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке

В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму.

Райт прожил девяносто два года, за свои семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея Гуггенхайма, наиболее известны такие проекты как «Дом Джекоба» в Мэдисоне (штат Висконсин) - удобное жилое здание для людей среднего достатка, офис фирмы «Джонсон - Уэкс» в Расине (штат Висконсин) - здание без окон, резиденция «Талиесин» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века и Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс».

Этот великий американский архитектор, живший на рубеже XIX и XX веков, считал, что архитектура должна не менять пейзаж, а вписываться в него, дополнять и украшать. Он говорил, что холмы и дома должны жить, словно супруги в счастливом браке, что у каждого дома, как у человека, должна быть индивидуальность, что огромные холлы в стиле викторианской эпохи уже устарели – они непрактичны и неуютны.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867−1959) придумал Текстильный стиль, Органический стиль и Usonian. Ему же мы обязаны милыми покатыми крышами домов и простотой линий в архитектуре. Райт умер еще в середине прошлого века, но как свежи его идеи сейчас, в XXI веке!

Большинство современных дизайнеров придерживаются именно его принципов в проектировке зданий. Кажется, Фрэнк был, подобно человеком, опередившим свое время.

«Архитектор должен быть пророком … Пророком в истинном смысле этого слова … Если человек не может видеть, по крайней мере, на десять лет вперед – не стоит называть его архитектором» , − говорил он.

За свою творческую жизнь Райт спроектировал 800 зданий, 400 из них были построены. Среди них - «Дом Джекобса» в Мэдисоне, офис фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, школа-мастерская «Тейлизин-Уэтс» в Скоттсдейле.

Одним из самых известных проектов архитектора можно считать Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке. Футуристическое, похожее то ли на космический корабль, то ли на невероятную постройку из фантастических фильмов, это здание в свое время стало предметом для восхищения и споров. Фонд Гуггенхайма, которому принадлежит музей, заказал Райту проект в годы Второй мировой войны, в 1943, и работа над ним заняла все последние годы жизни архитектора. Музей был открыт в 1959 году, когда Фрэнк уже ушёл из жизни. Он считается настоящим произведением искусства и одной из самых ярких построек XX века. Здание выполнено в форме перевернутой пирамиды (спирали), внутри же оно больше похоже на раковину.

Очень интересна концепция здания: зрители начинают осмотр одной из самых больших в мире коллекций современного искусства с верхнего уровня. Архитектор спланировал помещение так, что зрители должны подняться на лифте до самого верха, а затем по винтовой лестнице спускаться вниз, осматривая экспозицию.

В историю архитектуры Фрэнк Ллойд Райт вошел как архитектор-новатор и творец «органической архитектуры», то есть вписывающейся в общий пейзаж и не конфликтующий с природой. По мнению Фрэнка, форма здания должна вытекать из уже имеющихся природных форм и повторять их. Ярким примером этой идеи служат проекты серии «Дома Прерий» (1900-1917), где присутствуют натуральные природные материалы, открытый архитектурный план, горизонтальные детали и такие элементы, как скаты крыш, террасы, камины.

«Стиль прерий» принято выделять как одно из течений органической архитектуры. Собственный дом, резиденцию «Талиесин», Райт построил в том же стиле. Ее название переводится как «сияющий лоб», потому что здание стоит не просто на холме, а на его «лбу», удачно вписываясь в пейзаж. Дом словно выходит из земли.

«Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено» , − комментировал Райт.



Другим ярким примером удачного совмещения творения рук человеческих и природного пейзажа можно считать «Дом над водопадом», который Райт спроектировал для семьи своего ученика Эдгара Кауфмана в 1935 году.
Здание стоит на скалах Медвежьего ручья, его бетонные террасы, перекликаются с горной породой, повторяя ее светлые горизонтальные линии и рельеф. Говорят, что архитектор нарисовал этот эскиз «на коленке» за три часа до встречи с заказчиком, Эдгаром Кауфманом-старшим. А еще говорят, что если бы не настоятельные просьбы будущего владельца дополнительно укрепить террасы, то дом уже бы давно превратился в руины. После постройки террасы начали сильно проседать, за это по сей день критики упрекают талантливого архитектора.



Хозяева не стали придерживаться внутреннего убранства дома, предусмотренного проектом. Другими стали полы, стулья, столы и декоративные элементы – на все это у заказчика и архитектора был совершенно разный вкус. В свое время дом пользовался невероятной популярностью, хозяева наслаждались жизнью в нем на полную катушку, приглашали именитых гостей, среди которых были и Альберт Эйнштейн.

Фрэнк Ллойд Райт прожил такую длинную жизнь в профессии, о которой можно только мечтать. Представьте, что из 92 лет, отпущенных ему судьбой, он целых 72 года занимался любимым делом! Кроме того, любовные романы мэтра попадали на страницы таблоидов, он преподавал в лучших университетах Америки, был признанным литератором, имел бешеную популярность, его вполне заслужено называли «величайшим архитектором всех времен». Такой яркой и насыщенной жизни, наверное, может позавидовать любой человек, посвятивший себя творчеству.

Фрэнк Ллойд Райт (8.06.1867 – 9.04.1959) - один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты. Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой. Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей. Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов - это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро). Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов. Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», - писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка. Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» - имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик. Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами. Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х. В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA - United States of North America) - малоэтажных жилых домов для среднего класса.


Имение Тейлизин (1911).

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.



1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.






2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.








3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.







4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.





5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.







6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.







7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.









8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.





9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.








10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.









http://architector.ua/post/arch/1751/TOP_10__Znakovye_proekty_Frenka_Llojda_Rajta/

.......................