Фамилия профессора сделавшего операцию дворняге шарику. Образ и характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце»: описание внешности и характера (Полиграф Полиграфович). Моральный облик героя

04.11.2019

(1 вариант)

Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, который он окончил по медицинской части, Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда. В 1918-1919 годах он оказался в Киеве и был свидетелем петлюровской «Одиссеи». Эти впечатления отразились во многих его романах, вплоть до романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Булгаков не сразу принял революцию. После войны Булгаков начал работать в театре и газетах. Приехав

В Москву осенью 1921 года, Булгаков занялся журналистикой. Булгаков стремился решать острейшие проблемы времени, быть оригинальнее и в философских взглядах, и в сатире. Результатом этого были острые противоречия в его произведениях. Одним из них и было «Собачье сердце».

В основу сюжетных событий в произведении было положено реальное противоречие. Профессор Преображенский, физиолог с мировым именем, открыл тайну гипофиза – придатка мозга. Операция, которую ученый проделал над псом, пересадив в его мозг человеческий гипофиз, дала неожиданные результаты. Шарик не только приобрел человеческий облик, но ему

Передались в генах по наследству все черты характера и особенности натуры Клима Чугункина, двадцати пяти лет, пьяницы, вора.

Место действия «Собачьего сердца» Булгаков переносит в Москву, на Пречистенку. Реальна, даже натуралистична Москва, переданная через восприятие Шарика – бездомного пса-дворняги, «знающего, жизнь изнутри, в ее неприглядном виде.

Москва времен нэпа: с шикарными ресторанами, «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варят щи «из вонючей солонины». Москва, где живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Революция лишь исказила облик древней столицы: вывернула наизнанку ее особняки, ее доходные дома (как, например, Калабуховский дом, где живет герой повести).

Один из главных героев повести, профессор Преображенский, всемирно известный ученый и врач, принадлежит к таким «уплотненным» и постепенно вытесняемым из жизни. Его пока не трогают – известность защищает. Но к нему уже наведывались представители домоуправления, проявляя неустанную заботу о судьбе пролетариата: не слишком ли большая роскошь оперировать в операционной, есть в столовой, спать в спальне; вполне достаточно соединить смотровую и кабинет, столовую и спальню.

С 1903 года Преображенский живет в Калабуховском доме. Вот его наблюдения: «…до апреля 1917 года не было ни одного случая, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь двенадцать квартир, у меня прием. В апреле 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходит в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему убрали ковер с парадной лестницы? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое тухло в течение 20 лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?» – «Разруха», – отвечает собеседник и помощник доктор Борменталь.

«- Нет, – совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, – нет. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Да ее вовсе не существует. Разруха не в клозетах, а в головах».

Разруха, разрушить… Идея разрушения старого мира, конечно, родилась в головах, и головах мыслящих, просвещенных, причем задолго до появления председателя домкома Щвондера и его команды. Наряду с этой проблемой переустройства общества, проблемой того, что принесла революция в жизнь человека, появляется проблема формирования нового советского человека.

«Дикий» человек Шариков испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова «как труженика».

Шарикова нисколько не смущает то, что он живет и кормится за счет Преображенского. Именно вышедший из народа Шариков «примеривается» к квартире профессора. Принцип Шарикова прост: зачем работать, если можно отнять; если у одного много, а у другого ничего, нужно взять все да и поделить. Вот она, Швондерова обработка шариковского первобытного сознания!

Аналогичная работа была проведена над миллионами людей. Как известно, ленинский лозунг «Грабь награбленное!» был одним из самых популярных в годы революции. Высокая идея равенства мгновенно выродилась в примитивную уравниловку. Эксперимент большевиков, задуманный, чтобы создать «нового», улучшенного человека, – не их дело, это дело природы. По мнению Булгакова, новый советский человек – это симбиоз бродячей собаки и алкоголика. Мы видим, как этот новый тип постепенно превращается в хозяина жизни, «рекомендуя для чтения диалектику Маркса и Энгельса».

Фантастическая операция профессора Преображенского оказалась столь же неудачной, как и великий коммунистический эксперимент с историей. «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние», – признается Преображенский.

Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что эти инстинкты можно изменить, у Булгакова как писателя нет. Шариковщина – это моральное явление, и с ним каждый должен бороться внутри себя,

(2 вариант)

Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы Советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский – демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«…Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, – негодует профессор.

– Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера – местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским, Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова, Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества – всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения…

Последний аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только такой режим может иметь в своей основе донос.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему… На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Образ Шарикова в произведении выстроен на основе бывшего бродячего пса Шарика и умершего алкоголика Клима Чугункина. Так и возник из собаки советский гражданин, благодаря "золотым рукам" ученых.

Фамилию он взял себе наследственную - Шариков, а имя выбрал по календарю.

Внешность Полиграфа Полиграфовича

Это был уже не молодой мужчина, с обычным человеческим строением тела, маленького роста. На голове его были жесткие волосы темного цвета, расположенные слегка неравномерно а как будто "кустами". На лице и теле было огромное количество волосяного пуха.

Характер Шарикова

К удивлению и разочарованию ученых, новый человек оказался настоящим быдлом, отчаянным хулиганом, вором и грубым невежей.

Шариков большой любитель выпить, работать не хочет по личным идейным соображениям.

В мышлении его, в ходе всей повести, проскальзывают повадки пса Шарика - он так же ненавидит кошек, чует их запах за несколько метров, гоняется за ними по дворам.

Через некоторое время Шариков уже начинает входить в обыденную жизнь и даже получает должность отдела очистки по ловле бездомных кошек. Это связано с его тесной дружбой со Швондером.

Становится красноречив, пошлые частушки уже ушли на второй план и новый член общества может без труда глаголить с трибун для народа.

Имеет наглый и скверный характер, постоянно недоволен профессором Преображенским и пытается даже иметь виды на его квадратные метры в квартире.

Шарикова раздражает интеллигентские повадки жителей квартиры профессора.

Полиграф Полиграфович Шариков – персонаж повести Михаила Булгакова "Собачье сердце", а также одноименного фильма, который вышел на экраны в 1988 году. Шариков – это бывший безродный и бездомный пес, которому в рамках эксперимента пересадили человеческий гипофиз и семенные железы. В итоге после операции бывший Шарик превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который считает сам себя "человеком пролетарского происхождения". В фильме роль Шарикова блестяще сыграл Владимир Толоконников, и позднее актер говорил: "Шариков - это моя первая и, наверно, последняя яркая роль". Кстати, на роль тогда пробовались и Николай Караченцов, и Владимир Носик.

Бездомный пес Шарик появился в повести "Собачье сердце" с первых строк. Несчастный пес сильно страдал - от ошпаренного поваром из столовой бока, от голода и холода, к тому же у него нестерпимо болел живот, а от погоды просто хотелось выть. От отчаяния Шарик попросту решил подохнуть в одной из московских подворотен – сил на то, чтобы бороться с жестокой, "собачьей" жизнью у него уже не было. И именно в этот момент, когда собака уже смирилась с неизбежным поражением и сдалась, Шарика заметил некий господин явно аристократического происхождения. Тот день закончился для бездомного пса неожиданно – он получил порцию вкуснейшей колбасы, а затем и крышу над головой.



Вообще, Шарик был очень умным псом, хоть и не "голубых кровей"; так, он с самого раннего возраста научился различать цвета и безошибочно знал, в какой лавке что продают, и где ему может перепасть съестное.

Попав в дом к профессору, Шарик воспрял духом: "Вот это да, это я понимаю", - думал пес. Наконец, после долгих скитаний по промерзшим улицам, после голода и постоянной борьбы за жизнь, ему повезло – теперь у него был настоящий дом, с настоящими хозяевами и сытной едой.

Впрочем, жить в образе собаки Шарику оставалось уже совсем недолго. Шарик попал в дом профессора Преображенского, того самого господина, что подобрал его с улицы, не случайно, и вскоре в обмен на кров и отличное питание он стал частью эксперимента по пересадке собаке человеческого гипофиза и семенных желез.

После успешно проведенной операции Шарик начал свое превращение в человека. У него выпала шерсть, вытянулись конечности, внешность приобрела человеческий облик, а вскоре сформировалась и речь – немного "лающая", отрывистая, но все же человеческая. Так, из бездомного пса Шарика появился Полиграф Полиграфович Шариков, который начал очень быстро адаптироваться в новом для себя обществе. Шариков оказался хорошим подопытным – вскоре сам Преображенский ахнул, насколько быстро и уверенно Шарик нашел свое место в человеческой стае – он моментально разобрался с советскими реалиями и научился качать свои права. Очень скоро он уже выправил себе документы, прописался в профессорской квартире, устроился на работу (причем не куда-нибудь, а начальником отдела по очистке Москвы от бродячих животных).

Сущность Шарикова оказалась до мозга костей пролетарской – он научился пить и начал пьянствовать, дебоширить, доставать прислугу, тусоваться с такими же как он пролетариями, но главное – он начал очень усложнять жизнь Преображенскому. Шариков писал на профессора доносы, а однажды даже начал угрожать оружием.

Этого было достаточно, и в эпилоге Преображенский провел обратную операцию, которая положила конец опасному эксперименту – Шариков снова превратился в Шарика, став собакой. В финале повести к следователям из уголовной полиции, пришедшим в профессорский дом для выяснений, по свисту Преображенского выбегает пес. Он выглядит несколько странно – местами без шерсти, с багровым шрамом на лбу. У него все еще оставались некоторые человеческие манеры (Шарик все еще поднимался на две ноги, немного разговаривал человеческим голосом и садился в кресло), но все же это, без всякого сомнения, была собака.

Лучшие дня

В фильме, поставленном Владимиром Бортко, профессора Преображенского сыграл Евгений Евстигнеев, а самого Шарика – Владимир Толоконников, и роль эта стала самой яркой ролью его актерской карьеры. Позднее актер признавался, что иногда ему становится обидно, что его накрепко и навсегда запомнили только по одной роли, роли Шарикова. А с другой стороны, Владимир как-то сказал: "… Приятно, гордо сознавать, что я сделал что-то значимое в кино. Какая роль после Шарикова может быть ярче? Никакая... Наверно, поэтому остальные мои работы помнят не очень хорошо".

В фильме Толоконников-Шариков произнес немало ярких, ставших крылатыми фраз, вроде "Бить будете, папаша?" или "Я не господин, все господа в Париже", а также "В очередь, сукины дети, в очередь!".

А вообще, имя Шарикова давно стало нарицательным – именно "шариковыми" называют невежественных, малообразованных людей, которые в силу тех или иных причин оказываются у власти.

Произведение Булгакова «Собачье сердце» дало жизнь новому понятию «шариковщина». Как правило, такие новообразования носят негативный оттенок. Сравним, например, с обломовщиной. И эта отрицательная доминанта имеет право на существование. Шариков, преображенный профессором из пса, хотя и получил «человеческое» сердце, так и не смог стать настоящим человеком. Если рассматривать шариковщину как социальное явление, то следует, наверное, обратиться к его происхождению.
Такая порода, как Шариков, получилась благодаря соединению пса и трижды судимого человека - Клима Чугункина.
В результате операции Преображенского и Борменталя получилось новое существо - Полиграф Полиграфович Шариков. Смысл операции заключался в пересадке собаке человеческого гипофиза, что является, по мнению профессора, главным в определении человеческой личности. «Одним словом, гипофиз - закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!» Преображенский делает акцент на слове данное, т. е. это дается человеку извне, а не присуще ему на самом деле. Все это подтверждается и поступками Шарикова, который попадает в новую для него среду. Какова же эта среда? Раньше при большом количестве народа калоши профессора никто не трогал. А вот «в марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши». Или другой пример, «2-ой подъезд Калабуховского дома па Пречистенке следует забивать досками и ходить кругом через черный двор». И эта среда воспитывает и формирует человека. В результате именно такой человек: судимый, страдающий алкоголизмом получает вторую жизнь в теле собаки ив новой обстановке, царившей в квартире Преображенского.
Но этот новый вид живого существа выходит за пределы созданного профессором рая и попадает в мир разрухи, которая идет в «головах» людей. Ведь они не смогут изменить свое положение в лучшую сторону, пока поют хором на какой-то квартире. И это социальное окружение тянет Шарикова на самое дно жизни. Он начинает воровать и выпивать. Вот как его описывает Булгаков: «Тот, шатаясь и прилипая к шубам, бормотал насчет того, что личности ему не известны, что они не сукины сыны какие-нибудь, а « хорошие». Да и сам облик только что появившегося человека описывается автором с некоторой долей иронии. Называя его «человечек», он сразу показывает незначительность Шарикова.
Не малую роль в становлении человека играет и духовное воспитание. Шари-кову же оно заменяется социальным. Он читает переписку Энгельса с Каутским, а не произведения классики, которые, наверняка, есть в доме профессора. Шариков ищет социальной справедливости, требуя прописать себя в квартире Преображенского. Он хочет создать семью с барышней, соврав ей про свои раны. Но ведь эти новые веяния современной эпохи должны иметь под собой не только социальное, но и нравственное начало.
Можно сказать, что облик Шарикова, созданный Булгаковым, аморален. У него нет элементарного чувства уважения к другим, не говоря уже о том, что не стоит плевать в колодец, из которого пьешь. Действительно Клим Чугункин в собачьей шкуре получает шанс на новую жизнь с чистого листа. Но окружение, которое выбирает Шариков, не способствует развитию положительных качеств характера. Под влиянием домкома Швондера он требует себе жилплощади в квартире профессора. Однако сам Швоидер тут же наталкивается на то, что культивирует в Шарико-ве: «На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом». На что Преображенский, злобно переглядываясь с Борменталем, замечает: «Не угодно ли мораль». Уже однажды испорченного человека невозможно перевоспитать заново, и поэтому Шариков все больше опускается. Пьяный он вредит не только себе, но и окружающим. Хорошо, что есть люди, которые «жертвам» помогают выйти из-под влияния аморального Шарикова: «Дарья Петровна, грандиозная и нагая, тряхнула его: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина невинная девушка»?.
Он искусно обманывает барышню, которую привел жить в квартиру Преображенского. Шариков наврал ей, что шрам от операции есть итог его ранений в боях. И не рассказал, конечно, кто он такой. Его звериные повадки не изживаются даже после операции. Он не развивается в обществе, которое дарит ему новую жизнь. Он так и остается собакой, но уже в переносном смысле. «Вы стоите на самой низшей ступени развития, - перекричал Филипп Филиппович, - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные...» Избавиться же от этого Шарикову никто не помогает. Наоборот, домком словно предчувствуя выгоду, потворствует развитию в нем отрицательных качеств. Этого опасного влияния Бормепталь^опасается больше, чем Преображенский: «Да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!» И здесь же в этом разговоре мы еще больше убеждаемся в том, что профессор создал человека, который со временем надеется перевоспитать. «Коты - это временно, - говорит Филипп Филиппович. - Это вопрос дисциплины двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Получается, что остатки собачьего спустя какое-то время смогли бы отмереть как атавизм. Однако сердце все равно остается собачьим. А может оно и к лучшему, что сердце не человечье. Ведь все поступки мы совершаем по воле разума или велению сердца. Но человеку, вокруг которого только разруха и уголовщина, остается одно: жить сердцем. «Сообразите, что весь ужас в том, - предостерегает профессор, - что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»
В Шарикове отразились, как в зеркале, все перекосы того времени и сложившихся в них обстоятельств. Кругом царит только шариковщина. И нет от него спасения даже в лаборатории профессора. Шариковщина, как явление, описанное Булгаковым, становится предостережением всем поколениям. Создавая что-то новое, вы должны быть готовы придать ему не только форму, но соответствующее содержание. Ведь именно нам потом придется бороться с необратимыми последствиями данного явления. А может просто не стоит это все и затевать. У нас же сердце несобачье и облик далек от социальных перегибов и аморальности.