Древнерусская литература относится к периоду. Когда возникла древнерусская литература и с чем это связано

14.04.2019

Апокрифы

Это сочинения, которые повествуют о лицах и событиях священной истории, однако они далеки от канонического текста библейских книг и носят характер легендарных повествований. Апокрифы были известны на Руси с момента возникновения письменности. Поэтому они пользовались популярностью у древнерусского читателя, а ревностными борцами с ними становились образованнейшие книжники, стремившиеся четко разграничить эти «отреченные» книги и Священное Писание.

Беллетристика

Этот термин используется в разных значениях: в широком смысле беллетристика — это художественная литература, в более узком — повествовательная проза. Беллетристика рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней.

«Домострой»

Это памятник русской литературы XVI века, свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. «Домострой» опирается на литературные традиции («Поучение Владимира Мономаха»), встречаются в тексте элементы бытоописания.

Памятник состоит из трех частей: о поклонении церкви и царской власти, о «мирском строении» (отношениях внутри семьи), о «домовом строении» (хозяйстве).

Ермолай-Еразм

Русский мыслитель, писатель, член кружка книжников митрополита Макария, протопоп одной из кремлевских церквей в Москве. Ермолай в монашестве получил имя Еразм. Обличал стяжательство, предлагал реформу финансового обложения и землеустройства для улучшения положения крестьян. По поручению митрополита Макария составил ряд сборников церковных произведений.

Самое известное произведение Ермолая-Еразма — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная на основе устных муромских легенд. Повесть неоднократно привлекала к себе внимание художников нового времени: например, на основе ее сюжета созданы опера «Сказание о невидимом граде Китеже и мудрой деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова (1904), рассказы «Чистый понедельник» И.А. Бунина (1944), «О Петре и Февронии Муромских» А.М. Ремизова (1951, опубликовано в 1971).

Жития святых

Жития святых, или агиография. Жизнеописание включает краткое предисловие составителя, основную биографическую часть и краткую похвалу.

Биографическая часть дает представление о происхождении героя, его благочестивом детстве, аскетических подвигах и благочестивой кончине.

На Руси агиография стала широко распространяться с принятием христианства. Среди переводных византийских житий особую популярность приобрели жизнеописания Алексея, человека Божия, святителя Николая и святого великомученика Георгия, более известного на Руси под именем Георгия Победоносца. Уже в XI веке начинают создаваться оригинальные жития мучеников Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, создаются жизнеописания князей.

На рубеже XIV-XV веков развитие жанра связано с именами Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. В XVII веке житие теряет свои канонические формы и в творчестве протопопа Аввакума превращается в автобиографию-исповедь.

Исповедь

Произведение, в котором повествование ведется от первого лица, причем рассказчик (сам автор или его герой) пускает читателя в самые сокровенные глубины собственной духовной жизни. К жанру исповеди примыкают дневники, записки, автобиография («Житие протопопа Аввакума»).

История изучения памятников древнерусской литературы

Собирание и публикация памятников древнерусской письменности начинается еще в XVIII веке. Их изучением занимаются в это время В.Н. Татищев, Г. Миллер, А. Шлецер. Значительный вклад вносит в историю изучения древнерусской литературы Н.И. Новиков. Ему принадлежит «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), в котором были собраны сведения о жизни и творчестве более трехсот писателей XI-XVIII веков.

К 1800 году относится публикация «Слова о полку Игореве». На основе изучения рукописных источников создавалась «История государства Российского» Н.М. Карамзина.

Большой вклад в изучение памятников древнерусской письменности в первой трети XIX века внес кружок графа Н.П. Румянцева. Члены румянцевского кружка опубликовали ряд ценных научных материалов.

В конце 30-х годов XIX века начинается публикация полного собрания русских летописей, агиографических памятников, «Великих Четьих-Миней» митрополита Макария.

В 40-е годы XIX века возникают «Общество истории и древностей российских» при Московском университете и «Общество любителей древней письменности» в Петербурге, которые издают серии «Памятники древней письменности» и «Русская историческая библиотека».

Популяризации произведений древней литературы и русского фольклора способствовала публикация И.П. Сахаровым «Сказаний русского народа».

Систематическое изучение древнерусской литературы начинается с середины XIX века и связано с именами таких выдающихся ученых, как Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, А.Н. Веселовский, А.А. Шахматов.

К исследованию древнерусской литературы обратился в своих трудах и А.Н. Пыпин. Ученого привлекали старинные повести, апокрифы, русские сказки. Итог многолетних трудов А.Н. Пыпин подвел в четырехтомной «Истории русской литературы», первое издание которой вышло в 1898-1899 годах (первые два тома были посвящены древнерусской литературе).

Огромный вклад в отечественную филологическую науку был внесен академиком А.Н. Веселовским, который уделял большое внимание вопросам взаимосвязи литературы и фольклора.

В начале XX века в двух частях были изданы исследования в области древней литературы академика П.Н. Сакулина «Русская литература» (1929). Первая часть была посвящена литературе XI-XVII веков.

Неоценимое значение для разработки научной истории древнерусской литературы имели труды академиков А.С. Орлова и Н.К. Гудзия: «Древняя русская литература XI-XVI веков. Курс лекций» (А.С. Орлов) и «История древней русской литературы» (Н.К. Гудзий).

Большой вклад в изучение специфики древнерусской литературы внесли В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий, О.А. Державина, Л.А. Дмитриев, И.П. Еремин, В.Д. Кузьмина, В.Ф. Ржига.

Выдающуюся роль в развитии проблем древней литературы сыграл академик Д.С. Лихачев. Его книги «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы Х-XVII веков» имеют принципиально важное значение в постановке и решении как теоретических, так и историко-литературных проблем, связанных не только с древней, но и новой литературой.

В настоящее время благодаря работе сотрудников Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) и ИМЛИ им. М. Горького литературоведение достигло больших успехов в изучении древней литературы.

«Киево-Печерский патерик»

Патерики — особая разновидность агиографической литературы, в которой давалось не все жизнеописание какого-либо монаха, а лишь наиболее важные подвиги или события его жизни.

О популярности патериков на Руси свидетельствует создание «Киево-Печерского патерика».

Это сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря (основан в 1051 году). В XIII веке на основе переписки епископа Владимирского Симона и инока Киево-Печерского монастыря Поликарпа формируется патерик, состоящий из рассказов о жизни монахов.

Большинство рассказов патерика остросюжетны, в них силен элемент чудесного, сказочного, рассказывается о борьбе монахов с бесами, которые принимают разнообразные обличья: собаки, монаха, даже ангела. Это сочетается с яркими описаниями реальной и бытовой жизни монастыря и Киева той эпохи. В повествование включаются люди самых разных сословий: слуги, купцы, воины, бояре, князья. В XIX веке художественные достоинства «Киево-Печерского патерика» высоко ценили А.С. Пушкин, Н.С. Лесков и Л.Н. Толстой.

Красноречие Древней Руси

Красноречие — область творчества, характерная для древнейшего периода развития отечественной литературы. Расцвет жанра приходится на XII век, в последующие эпохи красноречие как жанр утрачивает свое значение. В XI-XII веках ораторские жанры занимают центральное место в литературе. Памятники красноречия Киевской Руси по содержанию и по форме делятся на памятники дидактического и эпидиктического (торжественного) красноречия.

Красноречие дидактическое преследовало практические цели непосредственного назидания, передачи информации, полемики. Такие произведения назывались в Древней Руси «поучениями» или «беседами». Они обычно невелики по объему, часто лишены каких-либо риторических украшений, написаны на общедоступном, разговорном древнерусском языке (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

Красноречие эпидиктическое, или торжественное, — особый род красноречия. В отличие от поучений и бесед произведения этого рода обозначали обычно термином «слово». Оно составлялось в соответствии с правилами, установленными литературной традицией — многовековым опытом византийского и античного эпидиктического красноречия (например, произведения Кирилла Туровского).

Летописи

Это памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось в хронологической последовательности по годам. Летописи создавались не одним человеком. Составители включали в свои тексты и материалы других летописцев, давали им свою оценку, сопровождали своими дополнениями. Поэтому летопись была сводом разнородных по жанрам материалов. В нее входили тексты погодных записей, а также воинские повести, житийные повествования, устные исторические предания, материалы из княжеских архивов. По определению Д.С. Лихачева, летопись относится к числу «объединяющих жанров».

Древнейшими летописными сводами являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Лаврентьевская получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году по заказу нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ипатьевская названа по Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Макарий

Макарий (1482-1563) — митрополит Московский и Всея Руси, выдающийся представитель русской иерархии. Принял постриг и получил монашеское воспитание в Пафнутиевом Боровском монастыре. В 1542 Макарий стал митрополитом Московским. При нем в Москве была основана первая типография. В год смерти митрополита в ней напечатали первую книгу — Апостол.

С именем Макария связано издание «Великих Четьих- Миней» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским Макарий поставил задачу собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней Макарий работал 12 лет в Новгороде и в 1541 году подарил его Софийскому собору. В 1552 была закончена новая редакция. Этот более полный список, состоящий из 12 книг, Макарий принес в дар Успенскому собору.

Монастырь

Так называется община монахов или монахинь, принимающая единые правила жизни (устав). Монастыри появляются с развитием монашества. Монахи селились по отдельным кельям, известное количество которых составляло лавру. В лавре было общее место для трапезы и иных собраний.

Во главе монастыря стоял особый начальник — игумен, который, в свою очередь, подчинялся начальнику главного монастыря — архимандриту. Все грамотные монахи по выслуге лет возводились в сан иеродьякона или иеромонаха. Хозяйственной частью монастыря ведал келарь.

Первые монастыри на Руси появились в XI столетии. Часто в основании монастырей участвовали князья, правители городов, и в дальнейшем эти монастыри находились на их попечении.

Важную роль в судьбах русской культуры сыграли Киево-Печерский (XI век), Троице-Сергиев (XIV век), Кирилло-Белозерский (XIV век), Преображенский Соловецкий (XV век), Пафнутиев-Боровский (XV век) монастыри.

Киево-Печерский монастырь основан в середине XI века монахами Антонием и Феодосием.

Ансамбль монастыря состоит из Верхней лавры, Ближних и Дальних пещер. По словам летописца, первые монахи обосновались на дальнем холме, позже получившем название Дальних пещер. Первый храм монастыря — церковь Богородицы, так же, как и монашеские кельи, был устроен в пещерах под землей.

Когда число монахов общины возросло, кельи появились и на территории так называемых Ближних пещер, находящихся под холмом, на юге от с. Берестово. Позже они получили название Верхней Лавры, где, вероятно, была построена деревянная церковь Успения.

Закладка каменного Успенского собора состоялась в 1073 году, строительство развернулось к 1075 году, украшение собора росписями и мозаикой продолжалось до его освящения в 1089 году. Три пары столпов делили его в продольном и поперечном отношении на три нефа и несли купол и полуциркульные своды над боковыми нефами. В западной части храма находился притвор, над которым располагались хоры. Собор был построен из плинфы (широкого и плоского обожженного кирпича) и камней способом смешанной кладки. Он имел важное значение, связывая в одну архитектурно-пространственную композицию отдельные части монастыря.

В 1230 году собор пострадал, но вскоре был восстановлен и с тех пор неоднократно перестраивался. Иконостас 1579 года сгорел и в 1723-1729 годах был выполнен новый в стиле барокко. В 1941 году во время Отечественной войны собор был разрушен.

Еще в 1108 году было закончено строительство каменных ворот монастыря с надвратной Троицкой церковью и трапезной. Позже эти здания неоднократно перестраивались.

Киево-Печерская лавра сыграла важную роль в культурной жизни Руси. В ней создавалась «Повесть временных лет», переписывались такие книги, как «Толковое евангелие» (1434), «Лествица» (1455), «Златоструй» (1474). В монастыре была создана Лаврская типография, деятельность которой имела большое значение для развития русской культуры. С 1631 года при монастыре была открыта школа, получившая название «Лаврская».

Нестор

Древнерусский писатель, летописец, агиограф, монах Киево-Печерского монастыря. Нестор жил на рубеже XI-XII веков.

Предполагают, что Нестор пришел в Киево-Печерский монастырь еще юношей, 17 лет от роду, был пострижен при игумене Стефане (1074-1078) и возведен в «диаконский сан». В 1091 году ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер Нестор около 1114 года. Других сведений о нем не сохранилось.

Считается, что Нестор составил «Повесть временных лет». Он также являлся автором «Сказания о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского», которое написано около 1088 года и считается образцом летописной биографии святого. Житие богато сведениями о Киево-Печерской обители и исторических личностях, живших в ней.

Никон

Никон (1605-1681) — патриарх Московский и Всея Руси с 1652 года, церковный деятель.

В 1653 году Никон провел церковную реформу, связанную с изменением обрядности. Он заменил двоеперстное крестное знамение троеперстным, земные поклоны — поясными, а также предпринял исправление богослужебных книг по греческим образцам. Никоновские реформы, объективно укреплявшие царскую власть, вызвали появление старообрядчества. Сторонники старообрядчества были сосланы в отдаленные области.

Никон был человеком просвещенным и книжным. Он основал Патриаршую библиотеку. Значительное влияние на культуру оказали не только его реформы, но и печатание новых изданий священных и богослужебных книг.

Никон (Великий)

Никон — игумен Киево-Печерского монастыря, летописец. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» называет его «Великим». Сведения о Никоне содержатся в «Повести временных лет» и в «Киево-Печерском патерике». Никон обладал незаурядным талантом писателя, активно участвовал в политической жизни страны.

С 1078 года был игуменом Киево-Печерского монастыря. Предполагают, что во время его игуменства начал в монастыре свою книжную деятельность Нестор. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что Никон был составителем второго Киево-Печерского летописного свода. Возможно, что именно Никон впервые начал располагать исторические события в летописи по годам.

Повесть

В Древней Руси повестью называли летописные своды («Повесть временных лет»), жития (повесть о житии...), сказания («Сказание о Борисе и Глебе»). В средневековой литературе повесть - это повествование, в которое входят произведения одного или разных жанров. Известны переводные и воинские повести (о нашествии Батыя, о Куликовской битве), повести о княжеских преступлениях (об ослеплении Василька Теребовльского).

С XV века появляются повести беллетристического характера, тесно связанные с жанрами волшебной сказки и жития («Повесть о Петре и Февронии»).

XVII век — время широкого распространения повести, формируется новый жанр бытовой повести («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне»), плутовской новеллы («Повесть о Фроле Скобееве»), создаются сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове»).

Повесть воинская — жанр древнерусской литературы XI-XVII веков. Она освещает воинские подвиги и битвы, рассказывает о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами. В ней изображаются реальные исторические личности, князья.

К этому жанру относятся и повести о княжеских усобицах и княжеских преступлениях.

Воинские повести отражают исторические события, поэтому их характер и средства меняются в зависимости от них.

Во второй половине XVII века на смену воинской повести в древней литературе приходит бытовая приключенческая повесть.

Повесть сатирическая — один из новых жанров, отражающий явления общественной и социальной жизни второй половины XVII века, когда осуществляется демократизация древней литературы, ее приближение к народной среде. Меняется читатель, появляется новый герой. Сатирическая повесть отражает связи с устным народным поэтическим творчеством, в ее основе лежат сказочные сюжеты.

Проповедь

Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения, поучительный жанр ораторской прозы. В Древней Руси жанр проповеди сложился под влиянием византийской традиции. См. также Слово .

Рублев Андрей

Андрей Рублев - русский художник конца XIV-первой трети XV века, создатель фресок, икон, миниатюр; канонизирован в 1988 году. Был известен при жизни, знаменит после смерти (о чем свидетельствуют источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца XV века («Отвещание...» Иосифа Волоцкого). В XVI веке по постановлению Стоглавого собора 1551 года его работы становятся обязательными образцами для подражания.

Имя Андрея Рублева овеяно легендами. Реальные представления об искусстве мастера появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 году, но в полной мере — начиная с 1918 года, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.

Первое упоминание о нем относится к 1405 году: по свидетельству летописи, он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т.е. монахом, и числится последним в перечне имен, т.е. был младшим. Из более поздних источников — «Сказания о святых иконописцах» (XVII век) - известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского. Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году, по свидетельству летописи, Рублев расписывает вместе с Даниилом Черным древний Успенский собор XII века во Владимире; он назван вторым после Даниила.

В 1420-е годы по свидетельству «Жития Сергия Радонежского», составленного Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом, и «Жития Никона» (источников 1430-50-х годов), оба мастера расписывают церковь Святой Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где к 1428 году заканчивает свою последнюю работу — роспись церкви Спаса. Умер 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре (дата установлена П.Д. Барановским по копии XVIII века с надписи на утраченной надгробной плите).

Из упоминаемых в древнерусской литературе произведений Андрея Рублева сохранились лишь фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», зафиксированных в документах, — 1411 и 1425-27 годы — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не самому Рублеву, а ученикам — членам артели Даниила Черного и Андрея Рублева (например, иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).

Кисти Андрея Рублева приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:

  1. некоторые миниатюры и инициалы Хитрова евангелия, нач. XV века;
  2. две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля;
  3. Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, нач. XV века;
  4. икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, 1408;
  5. три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона («Вознесение») из Праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408;
  6. фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;
  7. фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского, 1415-20;
  8. несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна («Крещение») из его Праздничного ряда, ок. 1428;
  9. маленькая иконка «Спас в силах», нач. XV века.

Из всего перечня несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры Хитрова евангелия, Звенигородский чин и икону «Богоматерь “Умиление”» из Владимира, а также — с известной долей допустимости — фрески в Успенском соборе на Городке.

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства XIV века, которое он знал по работам греческих мастеров, трудившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным источником формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы XIV века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи XII-начала XIII веков.

Образы Андрея Рублева в целом соответствуют образам византийского искусства первой трети XV века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора), иногда — высокое вдохновение и силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

Классическое чувство композиции, ритма, всякой отдельной формы, воплощенное в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети XV века. При этом некоторые черты классической системы Рублев как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается, иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у художника перевоплощенной, одухотворенной Божественной энергией. Это достигнуто приемами, общими для всего византийского искусства: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость; замкнутые параболические линии, сосредоточивающие мысль и настраивающие на созерцание; тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям легкость; световая насыщенность каждого цвета, делающая колорит сияющим, и др. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего XV века Андрей Рублев видоизменяет, поскольку идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Художник придает им черты, характерные для русского искусства конца XIV-начала XV веков: линии становятся певучими, ритмы — музыкальными, повороты фигур и наклоны голов — мягкими, одеяния — воздушными, красочная гамма — светлой и нежной. Во всем - отблески гармонии Рая и одновременно—расположение к человеку, доброта.

Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины XV века — Византии (фрески Пантанассы в Мистре, ок. 1428), Сербии (фрески Манасии, до 1418, Каленича, ок. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь работы Яна Ван Эйка, 1432; создания Фра Беато Анджелико).

Творчество Андрея Рублева определило расцвет национальной школы русской живописи в XV веке и оказало огромное влияние на все русское искусство.

Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322, селение Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь, Радонеж) — преобразователь русского монашества, игумен Троицкого монастыря, канонизирован Русской православной церковью в 1452 году.

Родился в семье боярина Кирилла и его жены Марии, знатной, но бедной. В семилетнем возрасте мальчика, названного Варфоломеем, отдали в школу, которая была на попечении епископа Ростовского Прохора. По легенде, сначала грамота давалась ребенку трудно, но вскоре он увлекся учебой и показал отличные способности. Родители с детьми вскоре переселились в Радонеж. В конце своей жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотьково.

После кончины родителей Варфоломей, стремясь к иноческой жизни, вместе со старшим братом Стефаном удалился в пустынное место, называемое Маковец, в нескольких верстах от Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Святой Троице. Стефан, не выдержав тягот отшельнической жизни, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий. К преподобному, прославившемуся своей подвижнической жизнью, начали приходить ищущие пустынножительства. Постепенно образовалась обитель. В монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троице-Сергиевой, Сергий основал еще Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, а его ученики учредили около 40 монастырей. В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил Сергия в иподиакона, иеродиакона и священника, а затем поставил его игуменом. Патриарх Константинопольский Филофей в 1372 году прислал Сергию крест, параманд, схиму и свое благословение ввести общежитие в обители. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел общежитийный устав, распространившийся потом во многих русских монастырях. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил преподобного стать его преемником, но Сергий решительно отказался. Его авторитет среди русских князей был велик: он нередко способствовал разрешению междоусобиц. В 1380 году Сергий Радонежский дал князю Дмитрию Донскому благословение на битву с Мамаем на Куликовом поле и направил к нему двух иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Через 30 лет после смерти преподобного Сергия, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей.

Сказание

Это устное историческое предание в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращенное в прошлое, в котором легендарное повествование дополняет, видоизменяет, идеологизирует легенды и предания письменные или устные.

Слово

Термин «слово» обозначает произведение ораторского красноречия. В торжественных словах поднимались большие общественно-политические и религиозные проблемы: веры и безверья, единения русской земли, отпора иноземным завоевателям («Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве»). «Золотым веком» русского красноречия называют XII век.

Старообрядческая литература

Появление старообрядческой литературы стало своеобразной реакцией на церковную реформу Никона. Реформа вызвала появление мощного оппозиционного движения, выдвинула немало публицистов, писателей, мыслителей, среди которых были Аввакум, Иван Неронов, Епифаний и другие идейные вожди старообрядчества. Они внесли заметный вклад в историю отечественной культуры. Самыми яркими произведениями старообрядческой литературы стали сочинения протопопа Аввакума.

Стефан Пермский

Стефан Пермский (ок. 1345-1396) — видный деятель русской православной церкви, писатель.

Родился в русской семье в Устюге Великом. Пострижен в монахи в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом, где учился вместе с Епифанием Премудрым.

В 1379 году Стефан Пермский отправился в страну коми («зырян») и начал проповедническую миссионерскую деятельность, обращая народ коми в христианство. Деятельность Стефана имела важное экономическое, политическое и культурное значение, так как способствовала включению Пермских земель в состав Московского государства. Зимой 1384 года становится первым епископом новой Пермской епархии.

Стефан Пермский создал специальную азбуку и перевел на древний коми язык основные богослужебные тексты.

«Житие Стефана Пермского» было написано хорошо знавшим его Епифанием Премудрым. Его имя упоминается в летописях, в «Житии Сергия Радонежского» и др.

Троица

Распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Существуют три иконографических типа «Троицы» — «Ветхозаветная Троица», «Отечество» и «Новозаветная Троица», из которых каноническим считается только первый. Он основан на библейском рассказе о том, как Бог явился в образе трех мужей (ангелов) Аврааму и Сарре. Они принимали ангелов под сенью дуба в дубраве Мамвре, один из них предсказал Сарре рождение сына (Бытие 18:1-16).

В византийской иконографии изображение этого сюжета получило название «Гостеприимство Авраама». Согласно богословским толкованиям, в образе трех мужей-путников произошло явление трех лиц Бога. Иллюстрируя этот сюжет, художники подчеркивали либо момент гостеприимства Авраама, изображая множество бытовых деталей, либо явление трех ангелов, явление Бога Сына в сопровождении двух ангелов.

Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (конец XIV-начало XV века, Третьяковская галерея), на которой изображены только три ангела, сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей; образ ангела в центре символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога. Над ангелом, сидящим в центре, — дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно — древо жизни. Над ангелом слева — здание (дом Авраама и символ Божественного устроения мира), справа — гора (знак духовного восхождения).

Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в XVI веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного, возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.

Христианское учение о святой Троице

Учение о святой Троице излагается в 9 главе Изборника Святослава 1073 года: «Не три Бога,.. но единой Бог, единое божество в трех лицах равновечное, не естеством отделяемое, не образом, где Отец и Сын и Дух, и где же Дух, где же Отец и Сын. Проще сказать: Троице поклоняемся в единице, и единице в Троице, единице, заключающей в себе три существа, и Троице единосущной и вместительной и наравне с другими не имеющей начала. Единое исповедую святой Троицы Божество, единое и единосущное Божество, единой силы, единой власти, единое господство, единое царство, единое вечно существующее, не рожденное, безначальное, неописуемое, непостижимое, беспредельное, неизменное, непоколебимое, бессмертное, вечное, бесстрастное, все и всяческое созидающее и содержащее, промыслительно управляющее небом и землей и морем, и все, что в них видимое и невидимое».

Характер древнерусских рукописей

Характерной особенностью древнерусской литературы является ее рукописный характер. Часто одно и то же произведение входило в состав различных сборников. Писец переписывал различные произведения в тетради, которые могли затем переплетаться самим писцом или переплетчиком. Техника переплетного дела была такова: тетрадь пришивалась к ремням, которые в свою очередь прикреплялись к деревянным доскам — переплетам. Доска снаружи обтягивалась кожей или какой-нибудь тканью. Материалом для русских книг до XIV века служил пергамент, который получали из кожи телят или ягнят, а затем — бумага. Писец употреблял чернила из сажи и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил употреблялся мелкий кварцевый песок. Пергаментные рукописи не имели столь строгих стандартов, как бумажные, формат будущей книги выбирал сам переплетчик. Пергамент был дорог, потому простые люди, ремесленники в переписке между собой часто пользовались берестой (Новгородские берестяные грамоты). Слова в строке не разделялись, только абзацы рукописи выделялись киноварной буквицей — инициалом. Широко известные слова писались сокращенно под особым подстрочным знаком — титлом.

Принято различать три типа почерков: устав, полуустав и скоропись. Устав — торжественное, спокойное, крупное письмо, полуустав — почерк более беглый, менее строгий, скоропись — беглое письмо, где буквы соединяются связками.

Хождения (хожения)

Это особый жанр древней литературы, складывающийся на Руси в XII веке. Самое раннее из известных нам произведений этого жанра — «Хождение игумена Даниила», ставшее своеобразным путеводителем по святым местам Палестины.

Хождения были путевыми заметками о быте, образе жизни разных народов, включали сведения географические, историко-этнографические и т.д. (например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Жанр хождения сохранился в литературе XVIII-XIX веков.

Хронограф

Хронограф (от греч. chronos — время и grapho — пишу) — историческое сочинение, знакомящее древнего читателя со всемирной историей, а также событиями современной славянской и русской истории. Особую известность получил «Русский хронограф», созданный на рубеже XV-XVI веков.

Четьи-Минеи

Так называются месячные чтения, календарные сборники житий святых, расположенные по месяцам в соответствии с днями их памяти.

Этнография

Слово «этнография» (от греч. ethnos — народ и grapho — пишу) имеет два значения:

1) Наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа (народов).

2) Особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа.

Волнует сегодня всех тех, кто интересуется историей и культурой нашей страны. Постараемся дать на него исчерпывающий ответ.

Древнерусской литературой принято называть памятники книжности Киевской Руси, которые появились на этапе создания государства восточных славян, именуемого Киевской Русью. Древнерусский период в истории отечественной словесности, по мнению одних литературоведов, заканчивается в 1237 году (во время разорительного татарского нашествия), по мнению других литературоведов, он продолжается еще около 400 лет и постепенно завершается в эпоху возрождения Московского государства после Смутного времени.

Однако более предпочтительной является первая версия, которая отчасти объясняет нам, когда и почему возникла древнерусская литература.

В любом случае данный факт говорит о том, что наши предки подошли к такой ступени общественного развития, когда их перестали удовлетворять фольклорные произведения и потребовались новые жанры - житийной литературы, поучений, изборников и «слов».

Когда возникла древнерусская литература: история и основные факторы возникновения

Точной даты написания первого древнерусского произведения в истории нет, однако начало книжности на Руси традиционно связывают с двумя событиями. Первое - появление в нашей стране православных монахов - Мефодия и Кирилла, создавших азбуку глаголицу, а позже приложивших свои усилия к созданию кириллицы. Это дало возможность переводить богослужебные и христианские тексты Византийской империи на старославянский язык.

Вторым ключевым событием стала собственно христианизация Руси, которая позволила нашему государству тесно общаться с греками - носителями тогдашней мудрости и знаний.

Следует отметить, что на вопрос о том, в каком году возникла древнерусская литература, невозможно ответить еще и потому, что огромное количество памятников древнерусской книжности были утрачены вследствие разорительного ордынского ига, большинство из них сгорели в многочисленных пожарах, которые принесли в нашу страну кровожадные кочевники.

Самые известные памятники книжности Древней Руси

Отвечая на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, нельзя забывать о том, что произведения этого периода являют собой достаточно высокий уровень литературного мастерства. Одно знаменитое «Слово» о походе князя Игоря на половцев чего только стоит.

Несмотря на разорительные исторические обстоятельства, до наших дней сохранились следующие памятники.

Кратко перечислим ключевые из них:

  1. Остромирово евангелие.
  2. Многочисленные учительные сборники.
  3. Сборники житий (например, сборники житий первых русских святых из Киево-Печерской лавры).
  4. "Слово о законе и благодати" Иллариона.
  5. Житие Бориса и Глеба.
  6. Чтение о князьях Борисе и Глебе.
  7. "Повесть временных лет".
  8. "Поучение князя Владимира, прозванного Мономахом".
  9. "Слово о полку Игореве".
  10. "Сказание о гибели русской земли".

Хронология древнерусской книжности

Знаток древнерусской письменной традиции академик Д.С. Лихачев и его коллеги предполагали, что ответ на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, следует искать в первых памятниках русской книжности.

Согласно этим летописным источникам, в нашей стране в 10 веке сначала появились переводные произведения с греческого языка. Параллельно тогда же создавались фольклорные тексты сказаний о подвигах Святослава Игоревича, а также былины о князе Владимире.

В 11 веке благодаря деятельности митрополита Иллариона были написаны литературные произведения. Например, это уже упоминавшееся «Слово о законе и благодати», описание принятия христианства русским народом и другие. В том же веке были созданы тексты первых изборников, а также первые тексты житий погибших в результате княжеской усобицы и позже причисленных к лику святых.

В 12 веке были написаны оригинальные авторские произведения, которые рассказывали о житии Феодосия, игумена Печерского, житии других святых русской земли. Тогда же был создан текст так называемого Галицкого евангелия, талантливым русский оратором написаны притчи и «слова». Этим же веком датируется создание текста «Слова о полку Игореве». Тогда же публикуется и большое количество переводных произведений, пришедших из Византии и несущих в себе основы как христианской, так и эллинской мудрости.

Следовательно, можно со всей объективностью ответить на вопрос о том, в каком веке возникла древнерусская литература, таким образом: это произошло в 10 веке вместе с появлением славянской письменности и созданием Киевской Руси как единого государства.

Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течении семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература-это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.

Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велико. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.

Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.

Цель данной работы - показать особенности древнерусской литературы и ее основных жанров.

Особенности древнерусской литературы

1. Историзм содержания.

События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают. Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVIIв. Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом. После смерти в 1425 г. московского князя Василия Дмитриевича его младший брат Юрий Дмитриевич и сын Василий Васильевич стали спорить о своих правах на престол. Оба князя обратились к татарскому хану, чтобы тот рассудил их спор. При этом Юрий Дмитриевич, отстаивая свои права на московское княжение, ссылался на древние летописи, в которых сообщалось, что власть прежде переходила от князя-отца не к сыну, а к брату.

2. Рукописный характер бытования.

Еще одной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Бытование литературных памятников в рукописях вело к особому почитанию книги. О чем писали даже отдельные трактаты и наставления. Но с другой стороны, рукописное бытование вело к нестабильности древнерусских произведений словесности. Те сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работа могла продолжаться в течение нескольких веков. Поэтому в научной терминологии существуют такие понятия, как "рукопись" (написанный от руки текст) и "список" (переписанное произведение). Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин "редакция", т. е. целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно-политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.

С бытованием произведения в рукописях тесно связана такая специфическая черта древнерусской литературы, как проблема авторства.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно, Древнерусские книжники не были бережливы с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые "украшения". Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения существенно отличались друг от друга.

Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Так невозможно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, с его изощренным "плетением словес". Неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего велеречивость и грубую брань, ученые примеры и слог простого разговора.

Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности. Так среди сочинений, приписанных известному проповеднику Святому Кириллу Туровскому, многие ему, по-видимому, не принадлежат: имя Кирилла Туровского придавало этим сочинениям дополнительный авторитет.

Анонимность памятников словесности обусловлена и тем, что древнерусский "писатель" сознательно не пытался быть оригинальным, а старался показать себя как можно более традиционным, т. е. соблюдать все правила и предписания сложившегося канона.

4. Литературный этикет.

Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности академик Д.С. Лихачев предложил особый термин для обозначения канона в памятниках средневековой русской словесности - "литературный этикет".

Литературный этикет слагается:

Из представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход события;

Из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

Из представлений о том, какими словами должен был описывать писатель совершающееся.

Перед нами этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.

Основные жанры древнерусской литературы

Литература нового времени подчинена законам "поэтики жанра". Именно эта категория стала диктовать способы создания нового текста. Но в древнерусской литературе жанр не играл такой важной роли.

Жанровому своеобразию древнерусской литературы посвящено достаточное количество исследований, но четкой класс классификации жанров так и нет. Однако некоторые жанры сразу выделились в древнерусской литературе.

1. Житийный жанр.

Житие - описание жизни святого.

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.

Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Высокая тема - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу, - определяет образ автора и стиль повествования. Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и способствуют созданию, торжественного настроения. Такую атмосферу создает и стиль повествования - высокий торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

При написании жития агиограф (автор жития) обязан был следовать целому ряду правил, канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала. Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т. д. За вступлением следовало само житие. Его нельзя назвать "биографией" святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалам святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность - одна из особенностей житийного стиля.

В заключении жития должна быть похвала святому. Эта одна из наиболее ответственных частей жития, требовавшая большого литературного искусства, хорошего знания риторики.

Древнейшие русские агиографические памятники- два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.

2. Красноречие.

Красноречие-область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.

Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом. Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи- "слово". (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. "Словом" могла называться и воинская повесть.) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.

Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания "слов"- богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.

Древнейшим памятником торжественного красноречия является "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.

Учительное красноречие- это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.

Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. "Поучение к братии" Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить "срамные" слова. Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.

Феодосий Печорский- основатель Киево-Печерского монастыря. Ему принадлежат восемь поучений к братии, в которых Феодосий напоминает монахам о правилах иноческого поведения: не опаздывать в церковь, класть три земных поклона, соблюдать благочиние и порядок при пении молитв и псалмов, при встрече кланяться друг другу. В поучениях Феодосий Печорский требует полного отрешения от мира, воздержания, постоянного пребывания в молитвах и бдении. Игумен сурово обличает праздность, стяжательство, невоздержанность в пище.

3. Летопись.

Летописями назывались погодные (по "летам"- по "годам") записи. Годовая запись начиналась словами: "В лето". После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т.д., а также просто необычные происшествия.

Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое.

Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который проводил порой за составлением летописи долгие годы. Рассказ об истории в те времена было принято начинать с глубокой древности и лишь затем переходить к событиям последних лет. Летописцу нужно было прежде всего отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был "свести" их, т. е. соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Когда материалы, относящиеся к прошлому были собраны, летописец переходил к изложению происшествий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжали другие летописцы.

По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-ые г. г. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?- 1088).

Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название "Начальный свод". Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов.

"Повесть Временных Лет"

На основе летописей традиции 11 в. Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси - "Повесть временных лет".

Она была составлена в Киеве в 10-е гг. 12 в. По мнению некоторых историков, ее вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими сочинениями. При создании "Повести временных лет" ее составитель привлек многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

Составитель "Повести временных лет" поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В "Повести временных лет" подчеркивается не только древности славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 в. братьями Кириллом и Мефодием.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительство храмов, появление монашества, успеха христианского просвещения занимает в "Повести" центральное место.

Богатство исторических и политических идей, отраженных в "Повести временных лет", говорит о том, что ее составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя "Повести", стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI-XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника. Сравнительный текстологический анализ (см. Текстология) редакций и вариантов дает возможность исследователям восстановить литературную историю произведения и решить, какой текст наиболее близок к первоначальному, авторскому, как он изменялся во времени. Лишь в редчайших случаях мы располагаем авторскими списками памятников, и очень часто в более поздних по времени списках доходят до нас тексты, более близкие к авторскому, чем в списках ранних. Поэтому исследование древнерусской литературы основывается на исчерпывающем исследовании всех списков изучаемого произведения. Собрания древнерусских рукописей имеются в крупных библиотеках разных городов, в архивах, музеях. Многие произведения сохранились в большом числе списков, немало - в очень ограниченном. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др., в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор. Для литературы Древней Руси характерна «этикетность»: герой поступает и ведет себя так, как следует ему, по понятиям того времени, поступать, вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за семьсот лет своего существования она прошла сложный путь развития, и в рамках ее единства мы наблюдаем многообразие тем и форм, изменение старых и созидание новых жанров, тесную связь развития литературы с историческими судьбами страны. Все время шла своеобразная борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Возникновение русской литературы относится к концу X в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Интересы развивающегося Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри.

Задачи и темы литературы XI - начала XIII в. (вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами - печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол) определили общий характер стиля этого времени, названного академиком Д. С. Лихачевым стилем монументального историзма. С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла «Повесть временных лет» - летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестором около 1113 г. В основе «Повести временных лет», в которую входят и рассказ о всемирной истории, и записи по годам о событиях на Руси, и легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики отдельных князей, и осуждающие их филиппики, и копии документальных материалов, лежат еще более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. Изучение списков древнерусских текстов дает возможность восстанавливать несохранившиеся названия литературной истории древнерусских произведений. XI в. датируются и первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов. Зрелостью политической мысли, патриотизмом, публицистичностью, высоким литературным мастерством характеризуются и памятники ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Илариона (1-я половина XI в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130-1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125).

В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Конкретная тема, которой посвящено «Слово», - неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, русская земля. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Основная тема литературы периода ордынского ига (1243 г. XIII в. - конец XV в.) национально-патриотическая. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях («Повесть о разорении Рязани Батыем»), написанных очевидцами и восходящих к устным преданиям, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и о беспредельно героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя - воина и государственного деятеля, защитника русской земли - наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.). Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» - в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям ордынского ига (1-я половина XIII в.).

Литература XIV в. - 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру (правда, пока еще в пределах религиозного сознания), что ведет к росту субъективного начала. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой (так называемое «плетение словес»). Все это отражает стремление изобразить человеческие чувства. Во 2-й половине XV - начале XVI в. появляются повести, сюжет которых восходит к устным рассказам новеллистического характера («Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о купце Басарге и о его сыне Борзосмысле»). Значительно увеличивается число переводных памятников беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений («Сказание о князьях владимирских»).

В середине XVI в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» - одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В XVI в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых - регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются «Великие Минеи Четьи» - 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В это же время написан «Домострой», в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведениях заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского, нашло отражение в «Казанской истории» - обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

В XVII в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца XVI - начала XVII в. изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И. М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Рождается так называемая литература посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство («Повесть о Шемякином суде»), церковная служба («Служба кабаку»), священное писание («Повесть о крестьянском сыне»), делопроизводственная канцелярская практика («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»). Изменяется и характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII в. является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума (1620-1682), написанное им в 1672-1673 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с полной откровения исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым.

Сближение литературы с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологических мотивировок поведения героя присущи ряду повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Последние на русской почве приобрели характер оригинальных, «своих» памятников и со временем вошли в лубочную народную литературу. В XVII в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие). В XVII в. завершилась история великой древнерусской литературы как явления, которому были присущи единые принципы, претерпевавшие, правда, определенные изменения. Древнерусская литература всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.

1.Возникновение ДРЛ, её специфика. ДРЛ возникла в 11-17 в.в. Устное народное творчество : сказки, пословицы, обрядовая поэзия, поговорки; Мифология: топологические легенды, военные песни, былины, предания. 988- крещение Руси. Греко-византийская культура. Социально-исторические предпосылки ДРЛ: 1) формирование гос-ва (разложение общинно-родового строя, формирование феодализма); 2)Формирование нации; 3)бытование высокоразвитых форм УНТ; 4) появление письменности (863 г. Кирилл и Мефодий создали слов. азбуку- культурный рассвет восточных и южных славян). На Русь пришли книги через Болгарию из Византии : религиозные книги (библия); апокрифы - религ. запрещённые издания; агиография- жития святых; историографические книги- хроники, повести; естественно-научные- опис. раст., животного мира; патристика- труды отцов церкви(Иоанна Златоуста, Григорий Низкий, Василий Великий).Специфика: 1) ДРЛ носит рукописный хар-р. 2) Анонимность(инперсональность)автор не осознаёт себя в качестве автора, он «проводник», он лишь фиксирует факты, не стремится выпячится, не допустим вымысел, вымысел- это ложь); 3) Историзм. 4) Текстысуществуют в сборниках. Вариативность неустойчивость. Переписчик мог менять текст. 5) Ретроспективность. Постоянное ощущение связи времён. 6) Монументализм. Стремление ДР писателя вписать и осмыслить жизнь частного человека или отдельного народа в общечеловеческую историю. 7 )Пр-я ДРЛ не выделялись, как вид лит-го творч., т к лит-ра была неразрывно связана с религией, наукой, философией.8 )ДРЛ создавалась на церковно-славянском языке. Языческие предания в Древней Руси не записывались, а передавались устно. Христианское же учение излагалось в книгах, поэтому с принятием христианства на Руси появились книги. Потребность в книгах на Руси во времена принятия христианства была велика, но книг было мало. Процесс переписки книг был долгим и сложным. Первые книги писались уставом, точнее, не писались, а рисовались. Каждая буква вырисовывалась отдельно. Слитное письмо появилось лишь в XV в. Первые книги. Древнейшей русской книгой из дошедших до нас книг является так называемое Остромирово Евангелие. Пергамент, на котором писались первые книги, был очень дорогим. Поэтому заказчики- богатые люди, либо церковь. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» под 1037 г. сообщает, что князь Ярослав Мудрый имел пристрастие к книгам, он приказал собрать писцов, которые перевели ипреписали многие книги. В первой половине XI в. на Руси действительно становятся известными многие памятники византийской и болгарской литературы. Среди книг преобладали богослужебные тексты или памятники, содержавшие основы христианского мировоззрения и христианской морали. Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые повести, естественнонаучные сочинения, сборники изречений.

2. Жанры ДРЛ, периодизация ДРЛ. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров. Специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные жанры. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: житие, слово, поучение, повесть. К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду. Житие . Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанрДРЛ. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам. Каноны жития : 1) Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святой рождался святым, а не становился им; 2) Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве; 3) Описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; 3)Святой не боялся смерти; 4) Заканчивалось житие прославлением святого (житие святых князей Бориса и Глеба).

Древнерусское красноречие. Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: Дидактическое (поучительное); Политическое; Торжественное.Поучение. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». Слово . Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Примером политического красноречия служит «Слово о погибели Русской земли». Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. Повесть. Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа . Апокриф –с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. Лихачев выделяет периоды: 1) период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий. («Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ). 2) период середина 12 века - первая треть 13 века . Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности. 1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ). 3) период конец 13 - начало 14 века . Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени. 4) период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий). 5) период вторая половина 15 века . В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.6) период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства. 7) период 17век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).

6.ПВЛ:типы летописного повествования. 1)Погодные записи . Они краткие. Самый простой элемент в летописном тексте, лишь сообщающий о событии, но не описывающий ее. 2) Летописное сказание. В основе их лежат устно-политические предания, но летописец берёт у них только фактическую сторону, а не нравственную оценку. 3)Летописный рассказ - это развёрнутая форма погодной записи. Содержащий деловой рассказ о важных событиях. 4)Летописная повесть . В ней представлен идеальный образ князя. 5) Документы, кот. взяты из книжных архивов, договора, «Русская правда»- первый свод законов. 6) В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. 7) Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях , написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи. 8) В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых , написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, (По мнению академика Шахматова вначале было написано неизвестным автором сказание о Борисе и Глебе, которое вошло в "Древнейший летописный свод", на основе которого впоследствии и была составлена "Повесть временных лет"), и повествование о святых печерских монахах под 1074.