Что такое материнская любовь 70 слов. Проблема материнства - готовые аргументы и тезисы. Проблема поиска смысла жизни в современном мире

20.10.2019

План сочинения 15.3 на тему «Материнская любовь»*

  1. Святое и сильное чувство – материнская любовь (определение);
  2. Доброта и тактичность мамы;
  3. Проявление материнской любви;
  4. Для каждого материнская любовь своя.

Пример сочинения 15.3

Материнская любовь — это самое бескорыстное, сильное, светлое чувство в мире. Ведь с именем мамы связано так много. Она всегда рядом с нами, всегда найдет нужные слова для поддержки. Мама заботится о нас. Мы на протяжении всей жизни ощущаем ее нежность, силу, поддержку. Мама, как ангел, спустившийся с небес, охраняет нас и помогает преодолеть трудности.

В жизни нет ничего важнее мамы. Ее ласки, кажется, хватит не только на собственных детей, но и на всех детей в мире. Она, как огромная птица, готова закрыть детенышей от грозящей им опасности.

В предложениях 13-16 предложенного текста мы наблюдаем, как заботливо мама провожает сына в школу, как тактична она в проявлении своей опеки. Мальчик, считающий себя достаточно взрослым, не хочет, чтобы его провожали. И мама покорно кладет на место взятые вещи. Но беспокойство за сына гонит ее вслед за ним, и она, прячась, чтобы мальчик не обиделся, идет, сопровождая его до школы.… И чуть позже, в предложениях 34-41,когда герой произведения видит маму, стоящую под дождем у окон школы, его душе становится теплее потому, что мама рядом. В этих коротких строчках раскрыто всепоглощающее светлое и сильное чувство – материнская любовь.

Я помню свою маму вечной хлопотуньей. Она так много работала, но ее любви и терпения хватало на меня всегда. Она вместе со мной решала задачки, учила стихи. А если в школе что-то не ладилось, всегда давала советы. Мама была свидетельницей моей первой влюбленности и помогала пережить безответное чувство. Она была рядом, когда мне нездоровилось. И никогда не говорила о том, что у нее что-то болит или что она устала. Мама мудро ведет по жизни, и всегда старается найти оправдание моим не всегда правильным поступкам. Для нее я все еще тот малыш, о котором надо заботиться и опекать, самый лучший и любимый ребенок на свете.

Говоря о материнской любви, не могу не вспомнить стихотворение Кедрина, которое так и называется «Сердце». Герой произведения разрубил грудь матери, чтобы подарить девушке ее сердце. Когда он упал, сердце матери упало. У сына, убившего свою мать, ради любви к девушке, упавшее сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» Эти слова еще раз подтверждают верность нашего утверждения о том, что материнская любовь способна выдержать любые испытания ради своего ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что материнская любовь не может определяться каким-то одним термином. Это чувство не поддается определениям. Для каждого из нас материнская любовь своя и каждый понимает ее по-своему.

Комментарий педагога:

С чего начать подготовку к сочинению-рассуждению?

  • Начиная работу, вспомните о том, что вы должны показать свое умение рассуждать и думать на заданную тему, важно уметь убеждать в своей правоте.
  • Сочинение-рассуждение обычно состоит из 3-4 частей: определение темы, ее формулировка; обоснование темы (ее раскрытие) и итоговый вывод.
  • Обязательно надо составить план сочинения, так будет легче писать.
  • Части сочинения должны делиться на логические отрывки, не должно быть путаницы (то есть если говорите об одном, не вставляйте в свои рассуждения лишнее, не перескакивайте с одной мысли на другую).
  • Пользуйтесь словарем синонимов.
  • Постарайтесь пользоваться цитатами для подтверждения выводов или нумерацией предложений.

*Исходный текст для анализа:

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня… провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:
– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:
– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка… (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. (из Открытого банка ФИПИ)

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

  1. (45 слов) Пример материнской любви мы видим в повести Гоголя «Тарас Бульба». Когда сыновья возвращаются домой, мать бросается к ним навстречу и даже стыдит отца за то, что сразу провоцирует молодых людей на конфликт. Хоть она и рисковала вызвать гнев у супруга, ее любовь это не остановило.
  2. (36 слов) В повести Толстого «Детство» описаны теплые и нежные взаимоотношения Николая и его мамы. Мальчик чувствовал бескорыстную и сильную любовь своей матери, поэтому тянулся к ней всей душой. И вместе с ней умирает и его детство.
  3. (41 слово) К сожалению, не всем повезло почувствовать материнскую любовь. В рассказе Чехова «Ванька» герой рано становится сиротой. От матери ему остались лишь смутные воспоминания, поэтому он так несчастен и одинок. Пелагея смогла бы защитить сына, чего бы ей это не стоило.
  4. (34 слова) В повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» герой остался без материнской любви. Это сказалось на его характере: он стал ленивым и непослушным мальчиком. Очевидно, без тепла материнской заботы дети вырастают несчастными и покинутыми.
  5. (49 слов) В главе «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов» рассказывается об идеальной семье, где мать опекает своего ребенка и очень любит его. Илюше никогда не позволяют долго играть на холоде или на солнцепеке, его всегда плотно кормят и хорошо одевают. Мать Обломова все свое время посвящала заботе о сыне.
  6. (46 слов) В одной из частей романа Достоевского «Братья Карамазовы», которая называется «Мальчики», речь идет о трепетном чувстве вдовы к своему сыну. Женщина посвятила ребенку всю себя и вырастила смелого, сильного и умного мальчика. Коля любил мать не меньше, хоть и стеснялся проявить свои чувства, как она.
  7. (39 слов) Пример материнской любви можно увидеть в романе Достоевского «Бедные люди». Вдова денно и нощно трудилась, чтобы прокормить свою дочь и вывести ее в люди. Варенька навсегда запомнила этот материнский подвиг, поэтому всю последующую жизнь старалась быть достойной его.
  8. (35 слов) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня любила приемную дочь как родную. Она пожертвовала ради нее всем своим имуществом. Ради Киры Матрена была готова на все. Недаром даже такая эгоистичная девушка расплакалась на похоронах благодетельницы.
  9. (48 слов) В поэме Лермонтова «Мцыри» герой не знал родителей, поэтому его сердце было столь же холодно, как стены его темницы. Он смог преодолеть этот холод и эти стены лишь ради того, чтобы найти свою семью, почувствовать тепло и заботу своей матери. Из-за несбыточности этой мечты он и умирает.
  10. (49 слов) В повести Карамзина «Бедная Лиза» мы видим исключительную благодарность дочери за материнскую любовь. Именно так и надо благодарить своих родителей за то, что они о нас заботились. Лиза не жалеет себя и трудится, чтобы обеспечить мать, лишь потому, что женщина подавала дочери такой пример на протяжении всей жизни.
  11. Примеры из жизни

    1. (45 слов) Мне вспоминается история звезды нашего класса – отличницы Лены. Она всегда была готова к урокам, все знала и даже побеждала на районных олимпиадах. Но все ее заслуги неизменно сопровождались материнской опекой: мама ее постоянно поддерживала. Таким образом, успех в жизни начинается с любви в семье.
    2. (45 слов) Сколько себя помню, мама всегда была рядом: на выступлении в детском саду, на первой линейке, на всех школьных мероприятиях. Чувствуя ее участие, я становился уверенным в себе. Все у меня получалось, и хвалили меня, но я-то знал, кому на самом деле нужно сказать «спасибо».
    3. (49 слов) Мой друг был очень хорошим спортсменом, но он всегда слишком волновался перед соревнованиями. Я видел, как его матери тяжело с ним в такие минуты. Однако она не сдавалась и с тем же спокойствием его поддерживала в любом случае и при любых обстоятельствах. Как же я завидовал ее стойкости!
    4. (47 слов) Материнская любовь толкает женщину на подвиг. Во время войны моя прабабушка отдавала бабушке почти всю еду, ведь девочка родилась слабой и болезненной. Сегодня нашей героини уже нет с нами, но бабушка до сих пор вспоминает свое военное, но счастливое детство, которое сберегла и защитила ее мама.
    5. (42 слова) Примером материнской любви для меня всегда была бабушка. Отец в молодости хотел пойти воевать в Афганистан, но мать знала, что его там ждет, поэтому прикинулась больной, чтобы он остался. В результате, он нашел себя в мирной жизни, а бабушка дождалась внуков.
    6. (52 слова) Настоящая мать – это не всегда та, что родила. Подруга моей мамы взяла дочь из детского дома, но так полюбила ее, как не всякая родная мать сможет полюбить. Она водила малышку на кружки, всячески развивала, учила, и ее Танечка поступила на бюджет в хороший вуз. Во многом это заслуга ее приемной мамы.
    7. (47 слов) Материнская любовь никогда не предаст. Я видел, как матери прощают своим детям даже преступления. Например, моя соседка простила сына, который избил ее и ограбил. Никто не услышал ни упрека, ни жалобы. Помню лишь, как искала она врача, который смог бы помочь ее сыну вылечиться от алкоголизма.
    8. (62 слова) Моя приятельница ходила на дискотеки. Ее мама очень волновалась, но понимала, что взросление дочери неизбежно. Поэтому она подписала свой номер в ее телефоне чужим именем и просила звонить ей, как подруге, если девочку куда-то пригласят, чтобы злоумышленники ничего не заподозрили, а тем временем мама смогла бы найти их и выручить дочь. Любящая мать способна на любые хитрости, лишь бы спасти дитя.
    9. (53 слова) Моя мама тоже заботится обо мне. Когда я сильно заболел и боялся ложиться в больницу, она легла со мной вместе и тоже сидела на диете, чтобы мне не было обидно. Также она всячески развлекала меня, не давала унывать и скучать. Я очень благодарен ей за те тяжелые дни, которые стали веселыми благодаря ей.
    10. (39 слов) Моя мама всегда меня поддерживает. Например, она выучила английский язык, чтобы помогать мне делать домашние работы. Материнская любовь сделала нудные занятия простыми и увлекательными, я даже полюбил этот язык за то, что его со мной учит моя мама.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В жизни каждого есть человек, который всегда поймёт, даст правильный совет, поможет, если у тебя случилась беда, сделает всё, лишь бы тебе было хорошо. Имя этого человека - Мама. И место матери в жизни человека особое, исключительное, потому что мама несёт в себе собственно идею Человека. Мать - это связующее звено между поколениями. Само слово «ма-ма» образуется младенцами на самой первой стадии их речевого развития, на стадии лепета. Свою нежность и любовь мать переливает в своего ребёнка, напевая ему колыбельные песенки, проводя бессонные ночи у его колыбельки. Материнская любовь… Каким же светлым и ярким является чувство, помогающее маленькому человеку встать на ноги и сформироваться как личность!

Художественная литература не может не откликнуться на такую животрепещущую проблему. Вот и современная писательница Лариса Григорьевна Матрос в рассказе «Мама» размышляет над проблемой жертвенной материнской любви. Автор рассказывает об Анне Викторовне, учительнице, которая долго мечтала о сыне. «И он родился! — восклицает писательница. - Крепким, здоровым и красивым!» Мечта героини сбылась, и сына она восприняла «как чудо, явившееся, чтобы стать ей опорой всегда и во всём». Далее идёт рассказ о трудностях, с которыми столкнулась героиня: это и забота о сохранении полной семьи, и уступки, и компромиссы, на которые она шла ради создания в доме атмосферы покоя. Лучшие помыслы и чувства Анны Викторовны принадлежали сыну, пишет автор. Такая глубокая материнская любовь не могла не принести плоды, поскольку Виктор рос ярким, усердным и талантливым. Сын и мать были очень привязаны друг к другу: они многое обсуждали вместе, делились друг с другом своими впечатлениями. Л.Г. Матрос приходит к выводу: любовь матери позволила Виктору чувствовать себя защищённым и уверенным в себе, он имел чувство собственного достоинства и был дружелюбен к окружающим.

Действительно, любовь матери, дружба и взаимопонимание с ней позволяют ребёнку сформироваться как личность и легко адаптироваться в обществе.

Ещё один писатель, который не остался равнодушен к проблеме материнской любви, был Анатолий Георгиевич Алексин. В рассказе «Прости меня, мама» мы читаем грустный мысленный диалог автора со своей матерью, которую он старался спасти от болезней, от житейских невзгод, «торопился выполнить её нечастые просьбы». Писатель с болью сожалеет о том, что не успел сказать при жизни своей маме «всё доброе, что можно сказать, и сделать…всё доброе, что можно сделать». Трогают до глубины души слова писателя о том, как невнимательны бываем мы порой к нашим матерям, а ведь они всё стремятся понять исходя из интересов своего ребёнка. «Берегите матерей!» — призывает нас, читателей, Анатолий Алексин.

Мать не может не любить своё дитя - свою плоть и кровь. И мы, дети, принимаем эту любовь и заботу о нас как должное, как вполне естественное чувство. Но ведь часто бывает и так, что ребёнок вырастает и продолжает купаться в материнской любви, не отдавая себе отчёт в том, что уже пришла пора и ему позаботиться о своей маме. Разве многого надо нашим матерям? Они ждут от нас тёплых слов, звонков по телефону, участия и понимания. Но мы в суете дней, окунувшись в свои дела и заботы, иногда забываем и об этой малости. Мама, конечно, поймёт и простит, лишь скажет участливо: «Я понимаю, как ты устал…»

Что должны сделать для наших матерей мы, их дети? Вовремя, при жизни мамы надо заботиться о ней, не стесняясь, говорить ей слова любви, не откладывать на завтра то хорошее, что можно сделать для неё сегодня!

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

Что есть сильнее материнской любви? Это именно та любовь, которая долго терпит, не ищет своего, все покрывает, все переносит. Мы с рождения пребываем в материнской любви, как в коконе. Это наша зашита и опора, но не всегда мы ценим эту любовь, часто раздражаемся беспокойством о нас, уже взрослых. И, только когда мать уходит из жизни, понимаем, какое сокровище мы потеряли.

В рассказе Михаила Агеева «Случай с деньгами» герой, конечно, любит свою маму, но малодушно стесняется ее непрезентабельного вида перед товарищами. Он намеревался пробежать мимо нее неузнанным, но мама, конечно, узнала сына. Она принесла забытые сыном деньги для оплаты учебы, чтобы он не волновался. Сын же был груб с ней. Одноклассникам он не признался, что это его мать, назвал ее обнищавшей гувернанткой, ищущей место, и вместе со своими товарищами смеялся над ней. Он поступил предательски. Для матери этого мальчика стало очевидным, что сыну стыдно пред друзьями за ее бедную, поношенную одежду, за ее старость (конечно, она экономила на себе ради сына). Заплатив за гимназию, она, сгорбившись, пошла домой и больше к сыну не подошла. Взгляд ее был виноватым и горестным. Безусловно, она оправдала и простила сына, ведь материнская любовь прощает все. Но разве можно обижать свою мать?

Если говорить о силе материнской любви, то можно вспомнить стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце», в основу которого положена украинская легенда. В стихотворении говорится о том, как казак, одержимый любовью к дивчине Оксане, по просьбе ее приносит любимой в рушнике сердце матери. Всходя на крыльцо, казак споткнулся, выронил сердце, и оно спросило его: «Не ушибся, сынок?». Даже вырванное из груди родным сыном сердце матери продолжает болеть о нем.

Писатель А. Фадеев в воспоминаниях о своей матери повествует о горечи, пережитой им у материнской могилы. Он предостерегает молодых людей от таких поступков в отношении родителей, о которых придется сокрушаться до конца жизни.

Писатель А. Алексин призывает беречь матерей так же, как они берегут своих детей. Алексин отмечает жертвенность, свойственную матерям, и естественность ее, но, полагает писатель, дети с той же естественностью должны сопротивляться безудержному благородству материнских жертв, а не принимать их как должное. Ведь придет время, и наступит раскаянье.

Подводя итог, можно назвать материнскую любовь безмерной. Это бесценный дар, которым дети дорожат не всегда. Но необходимо ценить эту любовь, а не использовать ее, иначе отзовется холодность к матери неминуемой расплатой.