Что такое евровидение и зачем оно. Зачем нам нужно «Евровидение. Пропаганда западной культуры

04.03.2020

Слово депутатам

Российские политические и общественные деятели всерьез задумались о том, чтобы отказаться от участия в европейском песенном конкурсе « ». Разговор был поднят в прошлом году после из Австрии .

Конкурс обвинили во всевозможных грехах: , политическая составляющая при подсчете результатов, нарушение норм морали. Общественный спор активно поддержали и депутаты.

«Итоги последнего "Евровидения" переполнили чашу терпения. Надо уже в нынешнем году выходить из этого конкурса. Нельзя же терпеть это бесконечное безумие », - заявил депутат Госдумы Валерий Рашкин. Парламентарий предложил организовать свой аналог песенного конкурса, на котором разные государства Евразии смогли бы продемонстрировать национальный колорит и идентичность.

Наиболее резким в высказываниях был петербургский депутат Виталий Милонов. «Это выстрел в спину Лаврову, Чуркину и всем нашим международным представителям, которые с высоко поднятой головой отстаивают позиции нормальных людей во всём мире. Ради этой дешёвой мишуры, ради тщеславия каких-то певцов, мы, по сути дела, должны поцеловать ботинок, который пинает сейчас юго-восток Украины », - заявил Милонов.

В одной из своих статей деловая газета «Взгляд » высказала мнение, что России необходимо отказаться от участия в конкурсе уже с 2015 года и действительно создать свой аналог. «Не нужно запрещать «Евровидение» – нужно перестать смотреть его, отвернувшись от безликой глобальной матрицы и повернувшись лицом к собственной культуре и традиции. Нужно ли отказываться от участия в «Евровидении»? Конечно… », - пишет издание.

Действительно ли России необходимо покинуть европейский конкурс, и являются ли обвинения в адрес «Евровидения» обоснованными?

Пропаганда западной культуры

Противники конкурса заявляют, что "Евровидение" не выполняет функцию единения Европы, обмена культурой и стилями. «Евровидение» стало площадкой, на которой пропагандируется «чуждая» России западная культура. И представители РФ вынуждены играть по их правилам.

Действительно, сейчас на «Евровидении» преобладают песни на английском языке, "заточенные" под западного зрителя. Но виноват ли в этом сам конкурс? В предписаниях к конкурсным песням говорится, что композиция должна быть определенного хронометража, не содержать ненормативной лексики, политического подтекста и с наличием слов. Собственно, о правилах все.

Регламент не запрещает участникам петь на родном языке, не исключает национальные мотивы. Более того, такие песни европейским зрителем воспринимаются успешно. Стоит вспомнить выступление российской группы «t.A.T.u», которая с песней на русском языке , либо «Бурановских бабушек», занявших вторую позицию с песней, наполненной русским колоритом.

Подобные претензии можно адресовать напрямую к конкурсантам и их продюсерам, которые в погоне за "трендом" отправляют на "Евровидение" композиции на западный манер.

Неприемлемые ценности

Активные противники песенного конкурса и лоббисты его запрета упрекают «Евровидение» в пропаганде «западных ценностей». Одиозные депутаты объединили это понятие в одном направлении – пропаганда ЛГБТ-культуры. Именно большое количество символики и представителей ЛГБТ на "Евровидении" и стало причиной споров вокруг участия России в этом конкурсе.

Для российской действительности нетрадиционная ориентация остается колкой темой, пропаганда которой является нарушением закона. Споры по этому вопросу велись давно, однако, последней точкой все же стала победа бородатой женщины Кончиты Вурств 2014 году. назвал победу Кончиты «закатом Запада». «У них нет больше мужчин и женщин, только оно », - заявил политик. А вице-премьер написал в Twitter, что результат "Евровидения" показал «евроинтеграторам их европерспективу - бородатую девочку ». Критика с уст российских депутатов звучала практически повсеместно.

Безусловно, для России столь эпатажные представители неприемлемы, наше общество не готово к такому и, вероятно, не будет готовым никогда.

Политика и песни

Конкурс «Евровидение» уже давно закрепил за собой . Но эту проблему можно рассмотреть и с другой стороны: конкурс можно использовать и в свою пользу.

За примером далеко ходить не стоит. На протяжении последнего года Россия в западных СМИ и высказываниях политических деятелей представлялась как «агрессор» и настоящий нарушитель мира на континенте. В этом году на песенном конкурсе нашу страну представляет , которая исполняет песню «A Million Voices ». Светлый, добрый человек с песней о мире и любви предстал перед европейским зрителем на сцене "Евровидения" - именно так после полуфинала ассоциируют Полину фанаты конкурса, не интересующиеся политической жизнью мира.

Отметим, что далеко не все соглашаются с данной позицией. Участие в конкурсе такого масштаба - это престиж. Стоит вспомнить победу и грандиозную организацию "Евровидения" в Москве, которая удивила всю Европу. Тогда о России заговорили с новой интонацией. И подобные победы еще повторятся, стоит лишь приложить максимум усилий для достижения заветной цели.

31-летний черногорский парень Славко Калезич поднялся из кресла. Вышел к краю сцены в конференц-зале и под негромкий плейбек начал бормотать несуразный текст. Ядерная каша из аматорского хип-хопа и R’n’B. Каждые пять-десять секунд он прерывал свой музыкальный спич, чтобы повращать длинной черной косой. Был неотразим.

Коса – накладная. Славко сказал, что это символ силы и энергии согласно традициям его народа, вот он ее и водрузил себе на макушку. А еще он сказал, что не считает себя певцом, потому что, вообще-то, актер по профессии и поет-танцует так себе. Так что, мол, не судите строго. Но вот он я – приехал к вам в гости, пою-танцую для вас. Как могу.

И я понял, что мне это парень нравится. Ну, не в том смысле. А как человек.

За полчаса до этого я смотрел репетицию Славко в киевском МВЦ и понимал, что стремительно превращаюсь в поклонника Макса Барских. Потому что номер черногорца – это такое глубокое дно музыкального искусства, куда не ступала нога певца туманов-манов. В движениях таракана больше грации и пластики, чем в неловких пассах мачо Калезича, о вокале умолчим. Я не понимал, зачем так позорить свою страну на всю Европу.

Полчаса – и прыжок через пропасть между разочарованием и очарованием. Вот для этого и нужно «Евровидение».

Мой любимый стол в пресс-центре «Евровидения» — тот, за которым сидит журналист из Австралии. Мужчина оборудовал ноутбук двумя флажками своей страны – сразу ясно, кто тут откуда. Сидит, работает и тихо гордится родиной – по лицу видно. Даже испанцы, которые повесили аж целый национальный флаг в зале пресс-центра, смотрятся не так убедительно.

Я был в рядах тех, кто в прошлом году ерничал по поводу включения Австралии в «Евровидение». Если вдуматься, подобный бред достоин лучших страниц Джонатана Свифта. Но глядя на этого опытного журналюгу, утыканного флажками со звездочками и прибывшего из мест, куда долетит редкая стальная птица, я понимал, как был не прав.

Лаунж-зона в пресс-центре «Евровидения 2017». Фото: Игорь Панасов

Прими Австралию как часть Европы, мысли широко, сломай стереотипы, порви шаблоны, убей об стену глобус. Австралия – далеко, но Австралия – рядом. Другая, вообще ни разу не Европа, но в чем-то – безнадежно такая же. Потому что там тоже люди. Что еще надо, чтобы найти общий язык?

Вот для чего нужно «Евровидение».

Пресс-конференции – чистая профессиональная радость. И не только потому, что все конкурсанты поют на них а капелла (певица из Албании была в этом особенно хороша), но и благодаря прессе.

После пары формальных вопросов о Киеве, борще и варениках от принимающей украинской стороны в процесс включаются иностранные гости. Они задают по-настоящему содержательные вопросы. Но даже не это главное. Я смотрю на их лица и вижу – им вообще не все равно. Они приехали освещать безнадежно «попсовый» конкурс и при этом относятся к нему не как к сборищу конъюнктурных бездарей, а как к интересной работе.


На открытых репетициях журналисты снимают выступления на видео

Я предполагаю, почему. Им интересны эти люди, которые выйдут на сцену. Потому что они разные, из других стран, в чем-то талантливые, в чем-то дико банальные, но каждый со своим обаянием, акцентом, особенной расцветкой. И они – журналисты – хотят их узнавать.

Я смотрю на них, завидую и учусь.

Средний возраст посланников заграничных медиа на конкурсе в Киеве – в районе 40+. Массивные дядьки толкутся у бренд-волла, где проходят фотосессии артистов. Потом размахивают руками, просят дать им микрофон и задают хорошие вопросы. Такая картина особенно доставляет, когда вспоминаешь какую-нибудь классическую «прессуху» украинских медиа, где преобладают юные создания, за вопросы которых все время стыдно.

Надо было в Украину приехать «Евровидению», чтобы я полюбил пресс-конференции.

В пустом зале, между тем, полным ходом идут репетиции, открытые для прессы. 17-летний австралиец с ветхозаветным именем Isaiah поет о том, что в жизни многое дается нелегко и бежит по движущемуся кругу – как на месте. Концепция. Песня – старомодная баллада, выдернутая из сундуков эпохи 1990-х.

Контрастный душ – следом за юношей выходит оттачивать свой номер бельгийка Blanche. Тоже 17-летняя, выпускница телешоу «Голос Бельгии», если верить ее резюме. Ее песня «City Lights» — совсем из другого теста, нежели у австралийца. Актуальный рельефный бит, богатая аранжировка. Инди-поп в лучшем виде, номер, который вполне можно было бы пристроить в репертуар Florence + The Machine. Одна из лучших песен «Евровидения 2017».

Но на сцене мисс Blanche, наряженная в дивное белое платье, — просто никакая. Словно ее сверху накрыли колбой и сказали, что шаг вправо-влево приравнивается к побегу. Ну, руками можно что-то делать. Поднять их, например.

Потом еще были милые, но невероятно нудные финны. Бессмысленная песня гречанки.

И вот что. Те 60-70 журналистов, которые находились в зале, отчаянно аплодировали после выступления каждому артисту. Нудный, не нудный, смешной, кривой, молодой и не очень – все получали свои 15 секунд славы.

Ты – другой, и ты интересен. Не важно, насколько ты талантлив. Не важно, откуда ты. Ты поешь, пляшешь, стараешься – ты тоже по-своему уникальный

Важно: сейчас на «Евровидении» еще практически нет украинских журналистов. То есть, эти аплодисменты – они от зарубежной прессы. Вот неугомонный польский видеоблогер, который не снимал еще разве что в уборной. Вот парочка немцев горячо обсуждает процесс. Вот британцы носятся с камерой из угла в угол в поисках идеальной точки съемки.

«Почему они хлопают всем?» — думал я.

Да потому что они понимают, как это тяжело – петь в пустой зал. Приехать из другой страны в некую «Ukraine», за тысячи километров, представлять свою родину и репетировать, глядя в бездушное пространство. Хоть бы кто откликнулся.

Вот они и откликаются. Каждому. Ты – другой, и ты интересен. Не важно, насколько ты талантлив. Не важно, откуда ты. Ты поешь, пляшешь, стараешься – ты тоже по-своему уникальный. Получи конфетку, ты заслужил.

Я смотрел на это и учился.

На территории столичного МВЦ, где пройдет «Евровидение», практически не слышно украинской или русской речи. Столпотворение языков. Даже охрана первым делом заряжает что-то на английском, а потом уже переходит – для своих – на украинский.

В другой пропорции, но такое же смешение языков происходит на локациях «Евровидения» на улицах Киева, где гости из разных стран узнают украинцев. Своеобразный анти-Вавилон.

И это важнее «Евро-2012». Как ни крути, а футбольные фанаты – особая каста, и волнует их, в первую очередь, победа (своей команды), а не участие. У «Евровидения» нет такого животного соревновательного эффекта.


Одна из многочисленных форм иллюминации сцены. Фото: Игорь Панасов

«Celebrate diversity» — слоган конкурса этого года, который, по словам организаторов, продолжает прошлогодний стокгольмский «Come together». У киевского события вывеска круче. Потому что одно дело собраться вместе, и совсем другое – не поубивать при этом друг друга. Второе сложнее.

«Шануймо різномаїття». «Приветствуем разнообразие». Чествуем, празднуем, уважаем, прославляем – кому как будет угодно. Для Украины 2017 года формулы важнее и не придумаешь. Было бы неплохо, если бы 40 миллионов человек вдумались в эти два слова.

По сути, именно неспособность сelebrate diversity не дает нам по сей день чувствовать себя единой страной, организмом, у которого руки-ноги-голова на своих местах и в рабочем состоянии. А другого способа прийти к этому у нас, пожалуй, и нет.

Шанс понять это был в 2005-м, когда проходило первое украинское «Евровидение». Мы им не воспользовались. Но теперь каждый день наша страна платит за свое будущее кровью.

Мы ведь больше никогда не будем прежними, правда?

На главном фото: фрагмент выступления Isaiah (Австралия). Фото: eurovision.ua

Россия окончательно подтвердила свою заявку на "Евровидение", которое пройдет в следующем году в Киеве. То есть российский участник или участница, отобранные, как всегда, в закрытом режиме узкой группой музыкальных менеджеров, поедет на Украину, хотя там их, мягко говоря, не ждут. Вернее ждут, но не с распростертыми объятиями, а с явной недоброжелательность.
Нас бы на конкурс не пустили бы вообще, но принципиальную позицию проявило само "Евровидение", обязавшее Киев предоставить российскому участнику соответствующую гарантию. Тем не менее провокативных выходок у принимающей стороны в отношении певца с российским триколором будет, разумеется, немало. И тут во весь рост встает вопрос о том, зачем оно, это "Евровидение" нам нужно?
Если российский исполнитель будет послан для того, чтобы одержать на далеко не самом престижном конкурсе победу, то это вряд ли. Сергей Лазарев по сути выиграл конкурс 2016 года, получив большинство голосов зрителей. Но в итоге остался только третьим, поскольку "Евровидение" ввело еще один барьер - голосование судей. Отдавших предпочтение откровенно политической песне о трагической судьбе крымских татар, которую исполняла украинка Джамала. В той политической ситуации, которая складывается сейчас в Европе вокруг нашей страны, рассчитывать на что-то иное в 2017-м наивно.

Если замысел тех, кто продавливает участие России в "Евровидении-2017", состоит в том, чтобы доказать нашу неизолированность, то разумность решения еще менее очевидна. Во-первых, мы на этом фронте никак не изолированны и изолированными быть не можем по определению. Во-вторых, "Евровидение" у профессионалов не имеет никакого или почти никакого веса, ни один из победителей этого конкурса не стал суперзвездой мирового уровня.
Постоянно изобретая для России новые ограничения по "Евровидению", украниская сторона стремится использовать конкурс, проходящий в следующем году на ее территории по полной антироссийской программе. Например, уже заявлено, что в Киев не пустят певцов из санкционного украинского списка. Кого еще запишут в этот список - как знать? В принципе, любого и в любой момент. Даже за два дня до конкурса.
Нас откровенно хотят оскорбить. Зачем же помогать в этом деле провокаторам? Во имя каких значимых для общества целей?
Уж если мы находим в себе мужества не участвовать в сессиях ПАСЕ, на фоне которого "Евровидение" выглядит просто ярмарочным балаганом, То нужно принять решение и на этом музыкальном фронте.
Пусть поют сами. Пора показать характер.
Правда, скорее всего, дело просто в деньгах. На этом какая-то из наших определяющих музыкальных сил много зарабатывает. И этой силе всякая политика абсолютно до фонаря.Она решает с помощью российского флага свои корпоративные задачи. Такие, например, какие решили братья Меладзе, сумевшие однажды пропихнуть выступать за Россию на "Евровидении" украинскую националистку Приходько. Только потому, что именно на Украине лежат их основные бизнес-интересы. Сейчас Приходько то требует россиян на "Евровидение" не допустить, то предлагает сразу же приставить к ним конвой.
Приходько ничего тогда не выиграла. И мы ничего не выиграем от участия в шоу. Неужто мы не найдем что посмотреть вместо "Евровидения" одной воскресной ночью?..
На снимке: когда-то Анастасия Приходько выступала на "Евровидении" за Россию.

Уже что только не писали про песенный конкурс «Евровидение»! Это мероприятие вообще перестали воспринимать как состязание. А почему? Да потому что его смешали с политикой, а на сцену выходят кислотные фрики, на которых просто-напросто и смотреть противно. Не удивительно, что в России на государственном уровне появилось предложение и вовсе отказаться от этого ненужного действа…

С предложением бойкотировать конкурс «Евровидение» выступил известный своими странными суждениями депутат Госдумы Виталий Милонов. Политик обратился к генеральному директору «Первого канала» с призывом бойкотировать «соревнование».

«Участие наших артистов на данном конкурсе недопустимо ни в каком виде. Невозможно представить, чтобы советские граждане в 1943 году отправились бы на условный музыкальный конкурс "Рейховидение"! Мы, к сожалению, в нынешних реалиях - нежеланные гости в государстве, захваченном фанатиками, мечтающими уничтожить все самое хорошее, что есть между нашим и украинским народами», - отметил Милонов.

Ко всему прочему Милонов выделил несколько моментов, исходя из которых пришел к выводу, что Россия не должна быть представлена в мае этого года в Киеве. Во-первых, парламентарий отметил, что украинские политики проводят «вопиющую антироссийскую и русофобскую политику». Во-вторых, обратил внимание на тот факт, что «на Донбассе не утихает кровопролитная гражданская война». В-третьих, подчеркнул, что к российским гражданам относятся, как минимум, с презрением, а бизнесмены и вовсе подвержены «дискриминационным притеснениям».

В общем, если и были у Виталия Милонова какие-то специфические предложения наподобие законопроекта с запретом прогулок в купальниках или инициатива, запрещающая езду на велосипеде без прав, то в данный момент парламентарий поднимает весьма актуальный вопрос.

Так или иначе, конкурс «Евровидение» потерял уже большую часть публики в России в связи с «политическими играми» организаторов. Участниками же становятся крайне одиозные товарищи. Ко всему прочему в этом году мероприятие проходит в Киеве – в том месте, где уже не раз заходила речь о том, что конкурс может быть сорван из-за скандалов в оргкомитете и неоправданной растраты средств, выделенных на подготовку.

И главное – хуже от того, что Россия проигнорирует «Евровидение», точно никому из россиян не станет. А может, и в других странах образумятся, поняв, что этот конкурс уже давно не оправдывает своего предназначения.

Антон Орловский,
специально для сайт