Что такое догмат: православный взгляд. Зачем нужны догматы? Определение слова догмат

10.08.2024

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова догмат

догмат в словаре кроссвордиста

догмат

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

догмат

догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.).

    Основное непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешимости папы (у католиков).

    перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

догмат

А, м. Основное положение в религиозном учении, считающееся (церковью) непреложной истиной и не подлежащее критике. Догматы христианства.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

догмат

м. Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

догмат

    в религии - утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др.

    То же, что догма.

Википедия

Догмат

До́гма́т , или до́гма - утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике.

Примеры употребления слова догмат в литературе.

Для философских материалистов абиогенез является одним из догматов их веры.

Ваши понятия о Добре и Зле, родившиеся из церковных догматов и из абсолютистских учений отцов церкви, несколько расширились за время существования христианства.

Тогда Господь вывел меня временно оттуда и привел в Церковь Адвентистов Седьмого Дня, где Ветхий Завет изучают тщательно, но тол-куют его подгоняя под свои теории и догматы .

Тьма, по альбигойским догматам , отделена от света совершено и по этому каламбур не может устраивать ни силы света, ни тьмы.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов - таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Ах, теперь я понял, что так угнетало отцов церкви, а особенно Августина - эту непостижимость, унизительную не только для здравого рассудка, но и для чувств, они не смогли понять, упрятали свое изумление в догматы , отказались от собственного разума, не зная, что им явилась антиномия, заключенная в технике, а не в этике творения.

догматом об его Боговдохновенности?

Как разрешается антиномия между столь явно компиляционным характером Священного Писания и Ветхого Завета и догматом об его боговдохновенности?

Значит, Араго вез с собой догматы , которыми жил, чтобы причинить им ущерб?

Ибо всех, кто не соглашался с ним в догматах , именовал святой и блаженный вероучитель антихристами, нечестивцами, безбожникам, обольстителями, обманщиками, псами и предателями.

Хотя в свое время Вирхов сказал: пока не будет найдена искусственная среда для культивирования палочки Ганзена, до тех пор заразность проказы не может быть введена в догмат .

Храм Витберга, как главный Догмат христианства, тройственен и неразделен.

Когда король Фердинанд собрал кортесы королевства в Монсоне, в епархии Лериды, в 1510 году, депутаты городов и местечек громко жаловались на злоупотребления со стороны инквизиторов властью не только в делах веры, но и относительно разных вопросов, посторонних догмату , каковы ростовщичество, богохульство, содомия, двоеженство, некромантия и другие дела, которые им неподсудны.

Именно сомнение в доказательности догматов было главной причиной осуждения Абеляра.

По счастью, отец Иреней оказался любезным, неглупым человеком, не слишком закосневшим в догматах веры и не желавшим стеснять свободу своего молодого короля.

Современные учебники догматического богословия указывают, что слово "догмат" имеет греческие корни и переводится как "считать", "полагать", "думать". Кроме этого, перфект латинского глагола "dedogme" имеет значение в русском языке "определено", "положено", "установлено", "решено".


Термин догмат имеет дохристианскую историю. Он употреблялся у философов античного периода. Так, Платон в своих работах называл этим термином человеческие понятия и представления о прекрасном и справедливом. В произведениях Сенеки догматами именуются основные нравственные нормы. Кроме того, догматами называли философские истины, не требующие доказательств, а также государственные указы и постановления.


В Священном Писании Нового Завета слово "догмат" употребляется в двух :


  • Евангелие от Луки повествует об указе правителя Августа о переписи населения. Постановление кесаря именуется догмой. Книга Деяний святых апостолов называет апостольские постановления Иерусалимского Собора "ta dogmata".

  • Апостол Павел употребляет этот термин для обозначения христианского вероучения во всей его полноте.

Таким образом, для христианской Церкви II - начала IV века догматом именовалось все христианское вероучение, включающее в себя не только основные постулаты веры, но и нравственные принципы. Эпоха Вселенских Соборов, начавшаяся в IV столетии, повлияла на то, что догматами стали именовать только вероучительные истины. Это было обусловлено формированием четких богословских вероучительных формулировок, которые принимались Церковью от момента ее основания. Стоит понимать, что сама суть вероучения при этом называется догматом, а словесная формулировка ("оболочка") догматической формулировкой.


После Седьмого Вселенского Собора догматами стали именовать те вероучительные истины, которые были утверждены на Вселенских Соборах епископов и духовенства христианской Церкви. По своей сути догматы являются границей, пределом, за который не может выйти человеческий разум в мышлении о Боге. Догматы ограждают веру человека от ложных еретических вероучений. Так, например, догмат о двух естествах во Христе свидетельствует веру православного человека в то, что Христос является истинным Богом (в полном смысле этого слова) и человеком (второе Лицо Святой Троицы воплотилось).


Христианские православные догматы имеют определенные свойства, выраженные в терминах вероучительность, Богооткровенность, церковность и законообязательность (общеобязательность). Таким образом, догмат - это вероучительная истина принимаемая всей полнотой Православной Церкви.


Иногда догматы и основные вероучительные истины сложны для восприятия человеческим сознанием. Например, людям невозможно умом постигнуть в полной мере понятия единственности и Троичности Божества. Поэтому догматы некоторыми богословами именуются крестом для человеческого разума.


Православный человек должен понимать, что догматы имеют и практическую цель и способствуют не только правильному мышлению о Боге, но и единению с Ним и стремлению к Творцу. Так, церковный историк А. В. Карташев в своем труде "Эпоха Вселенских Соборов" пишет:



Другой замечательный богослов В. Н. Лосский прямо говорит о назначении и важности догматов:


.

Словарь Ушакова

Догмат

до гмат , догмата, муж. (от греч. dogma) (книж. ).

1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешимости папы (у католиков).

2. перен. Отдельное положение какого-нибудь учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Православие. Словарь-справочник

Догмат

(греч. «установленное мнение»)

точно сформулированное изложение православной веры. С богословской точки зрения, догматы являются объективными истинами. Они не вносят в богооткровенные положения веры ничего нового, но выражают словами то учение, которое Бог дал Церкви во всей полноте в Откровении и которое Церковь неизменно хранит. Центральное место в Православии занимает понятие спасения человека, поэтому догматы раскрывают вопросы, имеющие принципиальное для спасения значение. Догматическое определение не исчерпывает содержание той или иной истины, а, скорее, ограждает ее от искажения. Догматы формулируются и утверждаются на церковных Соборах. Новые формулировки (в ответ на возникшие вопросы) составляют таким образом, чтобы исключить трактовки, не соответствующие православному вероучению. Число догматов Православной Церкви невелико. Это догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, о всеобщем воскресении мертвых (были приняты в IV в.), догмат об образе соединения Божественной и человеческой природ в единой личности Иисуса Христа (принят в V в.), догмат об иконопочитании (принят в VIII в.) и т.д.

Православный энциклопедический словарь

Догмат

откровенная истина, преподаваемая Церковью, как непререкаемое и неизменное правило спасительной веры, основанное на Священном Писании. Краткое изложение православных догматов дано в Символе веры.

Энциклопедический словарь

Догмат

  1. в религии - утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др.
  2. То же, что догма.

Словарь Ожегова

ДО ГМАТ, а, м. Основное положение в религиозном учении, считающееся (церковью) непреложной истиной и не подлежащее критике. Догматы христианства.

Словарь Ефремовой

Догмат

м.
Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее
критике.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Догмат

Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматов аттических, учения Платона и стоиков - догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских - законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам - имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20-28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.

положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неоспоримую и неизменную при любых обстоятельствах. Формулируемые догматы конкретизируют официальную доктрину церкви.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОГМАТЫ

р е л и г и о з н ы е – официально признанные осн. положения религ. вероучения, исповедание к-рых считается непременным условием постижения божества и "спасения". Термин "Д." произошел от слова догма и означает положение религ. вероучения, принимаемое слепо, на веру. Система Д. имеется во всякой оформившейся религии: христианстве, иудаизме, исламе, индуизме и др. В христианстве первая офиц. формулировка Д. была дана в 325 на Никейском соборе и составила т.н. никейский символ веры. В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых Д. и составил вместе с этими дополнениями т.н. никеоцареградский символ, включающий 12 осн. Д. К ним относятся Д. единства и троичности божества, грехопадения и искупления, воскресения Христова, Страшного суда и т.д. Константинопольский Вселенский собор принял специальное постановление о том, что сформулированные им Д. должны "во-веки" оставаться неприкосновенными и неизменными. Тем не менее ход внутрицерк. идеологич. и политич. борьбы вынуждал господств. в церкви группировки формулировать новые Д. В связи с борьбой против монофизитов был принят на 4-м Вселенском соборе Д. о двух естествах Христа – человеческом и божественном, – причем собор обратился к имп. Маркиану с разъяснением о том, что этот новый Д. не дополняет, а только "раскрывает" символ веры. Борьба против монофелитов привела к формулировке 6-м Вселенским собором (681) Д. о двух волях Христа. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял имеющее силу Д. вероопределение об иконопочитании. Православная церковь формально остановилась на Д., принятых Вселенскими соборами, включая седьмой. Католич. церковь (см. Католицизм) неоднократно пополняла число Д., причем основанием для установления нового Д. служило не только решение церк. собора, но и единоличное определение рим. папы, поскольку последний считается непогрешимым главой церкви. Сама эта непогрешимость папы тоже является Д. католицизма. Помимо этого Д., католицизм признает не принимаемые др. христ. вероисповеданиями Д. о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына и нек-рые др. В протестантизме нет твердо установленной системы Д., как нет и центр. церк. учреждения, одной из функций к-рого было бы утверждение этих Д. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что она базировалась только на Библии и не принимала во внимание "священное предание". Однако, поскольку Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую лит-ру, задачей к-рой явилось введение некоего единообразия в истолкование "истин веры". Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как Д. осн. положения катехизиса Лютера. Вся христ. церковь считает Д. "богооткровенными" (см. Боговдохновенность) истинами, полностью содержащимися в Библии и не подлежащими никаким изменениям. Признание того или иного Д. или отказ от такого признания считается монополией церкви, а непогрешимость последней, в частности, по вопросам установления и толкования Д., в свою очередь, является Д. В иудаизме Маймонидом было установлено 13 Д. веры, напр. о вечности и всеведущности бога, о том, что придет мессия, и т.д. В дальнейшем число Д. в иудаизме сократилось до трех. И. Крывелев. Москва. В и с л а м е религ. догматика оформилась в схоластич. богословии – каламе. Осн. Д. ислама – единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден, и нет никого равного ему" (сура 112). Второй Д. – пророч. миссия Мухаммеда, к-рый якобы по внушению свыше сообщил роду человеческому божеств. откровение, записанное в Коране. Помимо того, религ. вероучению ислама свойствен Д. о предопределении, согласно к-рому все дела, слова и мысли любого человека еще до сотворения мира были предопределены аллахом. Человек, по мнению мусульм. богословов, не обладает свободной волей, но имеет способность "приобретать" праведные и греховные действия. В и н д у и з м е осн. Д. являются: признание святости Вед, неравенства людей, переселения душ и др. Е. Беляев. Москва. Богословие в содружестве с наиболее реакц. школами идеалистич. философии ставит своей целью создать нечто вроде "рационального" обоснования Д. Это является, в частности, специальной задачей т.н. догматич. богословия. Решение такой задачи принципиально невозможно, ибо Д. любой религии при попытке их анализа в свете разума обнаруживают свою полную антинаучность, иррациональность, несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. мышление, пытавшееся подчинить себе сознание масс, полностью разрушается развитием научных и атеистических знаний, опровергающих всяческие Д. И. Крывелев. Москва. Лит.: Гарнак?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, ; ?ранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Sееberg R., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Lpz., 1908; Dorner ?., Grundriss der Dogmengeschichte, В., 1899; L?demann H., Christliche Dogmatik, Bd 1, Bern, 1924.

ДОГМАТ (греч. "мнение, учение, определение постановление") - главные положения вероучения, утвержденные Церковью в качестве истин Богооткровения (см. Бог , Откровение ), неизменных и не подлежащих критике и изменениям. К Д. относятся не все истины Св. Писания, но только те из них, которые оставляют область веры (а не опыта или нравственности) - например, Д. монотеистических религий о единственности Бога; в религиях, признающих Спасение, - Д. о конце света, при этом в христианстве - также Д. о бессмертии души, воскрешении мертвых, Страшном суде, Рае и Аде, о загробном воздаянии человеку, а в католичестве - еще и Д. о чистилище; в исламе - Д. о несотворенности и предвечности Корана (Коран "перед Творцом не есть сотворенное"); Д. о Мухаммаде как "печати пророков", о Коране как "завершенном пророчестве" и т. п. В исламе кратчайшее изложение главного Д. содержится в 112-й суре Корана, которая называется "Очищение (веры)": "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! / Скажи: "Он - Аллах - един, /Аллах вечный; /не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!". Главные Д. ислама изложены также в первой суре Корана "Фатихе" (дословно "открывающая"). Она состоит из 7 стихов и входит в обязательную молитву мусульманина, которая прочитывается не менее 10 раз в день.

Содержание Д. дано Писанием, но их четкие формулировки были выработаны богословами и утверждены высшими церковными инстанциями. Например, в разных книгах Нового Завета не раз и по-разному говорится о единстве Бога Отца и Бога Сына; в Д. мысль формулируется четко и не допускает варьирования: "Сын единосущен Отцу". Д. как главные вероучительные истины о Боге отличаются от заповедей (предписаний) Откровения и других зависимых от Д. религиозных истин и положений (нравственных, литургических, канонических). Например, слова Господь Бог наш есть Господь единый (Мар 12:29) - это Д. (предмет догматического богословия), а слова и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мар 12:30) - это заповедь (предмет нравственного богословия).

Д. как общецерковные вероучительные истины отличаются от частных "богословских мнений" по различным конкретным вопросам веры, не отраженным в Д. (напр., вопроса о том, долго ли длятся адские мучения; или о том, как следует понимать бесплотность ангелов и человеческих душ, и др.). Богословские мнения, в том числе мнения Отцов Церкви в христианстве или авторов хадисов в Сунне пророка в исламе, не обладают свойством непогрешимости. "Церковь терпит в своих недрах грешников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы", как сказано в православной энциклопедии 19 в.

С точки зрения догматики, богословские мнения "не существенны для нашего спасения"; по замечанию Григория Богослова, в таких предметах "ошибаться безопасно". Однако по отношению к свободному обсуждению Д. Христианская Церковь всегда проявляла осторожность. Современное православие следует здесь авторитетам Иоанна Лествичника (6 в.) и Варсонофия Великого (6 в.): "Глубина догматов неисследима [...] Небезопасно касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть"; "Беседовать о догматах не следует, ибо это выше тебя".

Согласно православной доктрине, процесс догматизации вероучения был завершен на двух первых Вселенских соборах: Никейском (325) и Царьградском, Константинопольском (381), которые объединили основные Д. в Никео-Царьградском символе веры. Однако в западном христианстве, позже в католичестве, которое допускает "догматическое развитие" вероучения, были сформулированы новые Д., не признаваемые Православной Церковью: о филиокве (809), о чистилище (1439), о непорочном зачатии (1854), о непогрешимости папы (1870) и др.

Коммуникативное значение выработки Д. в качестве своего рода "аксиом веры" обусловлено антиномией между развитием богословской мысли и необходимостью массового распространения основ религиозного знания. Разрешение коллизии заключалось в ранжировании богословского знания по степени общеобязательности и неприкосновенности разных его компонентов. Были определены немногочисленные главные вероучительные истины; они стали Д. Все остальные суждения ("младших рангов" - менее сущностные, менее значимые для религиозной доктрины в целом, в разной мере обязательные) составили область, в которой разномыслие и, следовательно, развитие богословия допускались. Догматизация главных религиозных истин входит в круг психолого-семиотических и специальных филологических механизмов сохранения социально важной информации, таких как сакрализация текста, исключение (недопущение) рационалистического и конвенционального восприятия текста (см. Неконвенциональное восприятие знака ); ритуализация воспроизведения текста; культ первоисточников, поддерживаемый принципом "ipse dixit", выработкой религиозного канона (см. Религиозная коммуникация ), обязательностью иснада в хадисах и другими подобными "консервантами" особо значимого религиозного знания.