Что повлияло на формирование душевного мира татьяны. Черты характера татьяны. Жизнь после отъезда Онегина

13.09.2020

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее, если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной. Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся:

…я так люблю Татьяну милую мою!

Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, качеств, которыми были наделены героини классических русских романов: поэтического имени, необычной красоты:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Ещё с детства в Татьяне было много всего такого, что отличало её от других. В семье она росла одинокой девочкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Также Татьяна не любила играть с детьми, не интересовалась новостями города и моды. Большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

В Татьяне пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, поэтичность, искренность. Она с детства читала много романов. В них она видела другую жизнь, более интересную, более богатую событиями. Она верила, что такая жизнь, и такие люди не выдуманы, а существуют на самом деле:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё,

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Уже именем своей героини Пушкин подчеркивает близость Татьяны к народу, к русской природе. Необычность Татьяны, её духовное богатство Пушкин объясняет влиянием на её внутренний мир народной среды, прекрасной и гармоничной русской природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.


Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту природы. Угадывается ещё один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий её с природой – луна:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

…при отуманенной луне…

Душа Татьяны чиста, высока, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а наоборот, заставляют задуматься, что она, как и одинокая луна в небе, необычайна в своей душевной красоте. Портрет Татьяны неотделим от природы, от общей картины. В романе природа раскрывается через Татьяну, а Татьяна – через природу. Например, весна – зарождение любви Татьяны, а любовь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнём оживлено.

Татьяна делится с природой своими переживаниями, горестью, мученьями; только ей она может излить свою душу. Только в уединении с природой она находит утешение, да и где ей его ещё искать, ведь в семье она росла «девочкой чужой»; она сама в письме Онегину пишет: «…никто меня не понимает…». Татьяна та, которой так естественно влюбляться весной; расцветать на счастье, как первые цветы расцветают весной, когда природа пробуждается ото сна.

Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна прежде всего прощается с родным краем:


Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости весёлая природа…

Этим обращением А.С. Пушкин ясно показал, насколько тяжёло расставание с родным краем для Татьяны.

А.С. Пушкин наделил Татьяну также «пламенным сердцем», тонкой душой. Татьяна в свои тринадцать лет – твёрдая и непоколебимая:

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно

Любви, как милое дитя.

В.Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви. ничто другое не говорила её душе; ум её спал»

Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь содержание. Именно таковым показался ей Евгений Онегин. Она придумала Онегина, подгоняя его под образец героев французских романов. Героиня делает первый шаг: пишет Онегину письмо, ждёт ответа, но его нет.

Онегин не ответил ей, а напротив прочитал наставление: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я поймёт! К беде неопытность ведёт!» Хотя девице признаваться первой в любви всегда считалось неприличным, но автору по душе прямота Татьяны:

За что ж виновная Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.


Попав в московское общество, где «воспитаньем немудрено блеснуть», Татьяна выделяется своими душевными качествами. Светская жизнь не коснулась души её, нет, это всё та же прежняя «милая Татьяна». Она устала от пышной жизни, она страдает:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой.

Здесь, в Москве, Пушкин опять сравнивает Татьяну с луной, которая затмевает своим светом всё вокруг:

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не смогла,

Хоть ослепительна была.

Татьяна, которая по-прежнему любит Евгения, с твёрдостью отвечает ему:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Это подтверждает ещё раз, что Татьяна благородная, стойкая, верная.

Высоко оценил образ Татьяны и критик В.Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины».

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

Общение с народом, любовь к няне;

Русская природа;

Патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

Незаурядный ум;

Нравственная чистота;

Глубина чувств;

Верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин - «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин - «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

Уровень знаний;

Неумение трудиться;

Утонченные манеры;

Лицемерие;

Времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

Чтение книг;

Попытки писать;

Путешествия;

Преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

Резкий охлажденный ум;

Правдивость;

Знание и понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

К Татьяне;

К Ленскому;

К поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной» Цели урока:

    Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.

    Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

    Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
    Задачи урока:

Индивидуальные задания к уроку:

    Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.

    Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Х О Д У Р О К А.

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

А. Декурсель

    Оргмомент (подготовка к уроку)

    Слово учителя. Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

    Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

(Общение с природой;

уклад жизни в имении Лариных;

влияние няни;

чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

    Объявление темы урока, постановка целей и задач.

    Беседа по теме урока.

Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях

(Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

(Окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»)

(Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона

Особенности сентиментализма как литературного направления.

Что же привлекает Татьяну в их романах?

(Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон»).

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом:

в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?

Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.

6. Подведение итогов.

Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?

Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание.

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

    я узнал ……

    я задумался о ….

    мне захотелось ….