Чем запомнился писатель Валентин Распутин? Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция В п распутин биография

03.11.2019

Не дожив до своего 78-летия всего несколько часов. По словам родственников, он впал в кому четыре дня назад и так и не пришёл в сознание.

АиФ.ru рассказывает, чем запомнился классик «деревенской прозы».

Биография

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Деревня, в которой будущий писатель провёл детство, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС (событие вдохновило Распутина на повесть «Прощание с Матёрой», 1976).

Для того чтобы получить среднее образование, он вынужден был в одиночку уехать за 50 км от дома в город (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).

Валентин Распутин. Фото: www.russianlook.com

В 1959 году закончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты.

В 1962 работает в редакциях разных газет («Советская молодёжь», «Красноярский комсомолец», «Красноярский рабочий» и др.) В том же году Распутин принят на должность литсотрудника газеты «Красноярский рабочий» в Красноярске.

В 1967 публикуется повесть «Деньги для Марии», принёсшая писателю известность. Распутин принят в Союз писателей СССР.

С 1979 по 1987 много путешествует по Европе.

С началом перестройки вступает в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимал последовательную антилиберальную позицию и выступал против перестройки.

В 1989-1990 — Народный депутат СССР.

В 1990-1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачёве.

Последние годы жизни Распутин в основном занимался публицистикой и писал статьи.

Был женат, в браке у него родились двое детей.

В 2006 году в авиакатастрофе, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла 35-летняя дочь писателя Мария Распутина.

В 2012 году в возрасте 72 лет умерла жена писателя, Светлана Ивановна Распутина.

Наиболее известные произведения:

«Деньги для Марии» (1967),

«Последний срок» (1970),

«Живи и помни» (1974, Государственная премия 1977),

«Прощание с Матёрой» (1976),

«Пожар» (1985).

Рассказы:

«Край возле самого неба» (1966),

«Костровые новых городов» (1966),

«Век живи — век люби» (1982).

Государственные награды:

Герой Социалистического Труда (1987).

Два ордена Ленина (1984, 1987).

Орден Трудового Красного Знамени (1981).

Знак Почёта (1971).

Премии:

Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013).

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010).

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987).

Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968).

Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992).

Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994).

Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995).

Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева.

Лауреат премии Александра Солженицына (2000).

Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001).

Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004).

Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005).

Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).

Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).

Лауреат премии «Ясная поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986), почётный гражданин Иркутской области (1998).

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в с. Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Мать - Нина Ивановна Распутина, отец - Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района.

Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973 . В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В 1958-1966 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже - «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Первый сборник рассказов («Я забыл спросить у Лешки») вышел в 1961 . В 1965 был издан следующий сборник рассказов - «Человек с того света». В 1966 вышло сразу три сборника очерков, посвященных освоению Сибири, жизни геологов и строителей: «Край возле самого неба», «Костровые новых городов» и «Продается медвежья шкура».

Повести «Деньги для Марии» (1967 ) и «Последний срок» (1970 ) были напечатаны в журнале «Наш современник». Повесть «Живи и помни» (1974 ) в 1977 получила Государственную премию СССР. В 1976 была опубликована повесть «Прощание с Матёрой», закрепившая за Распутиным репутацию одного из ведущих русских писателей.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985 ). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.

Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х , став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987).

В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР (секретарем правления Союза писателей России является и в настоящее время).

В 1987 вместе с В.И. Беловым и Ю.В. Бондаревым опубликовал в «Правде» письмо об опасности распространения рок-музыки. На съезде Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) в начале 1988 осудил кампанию в прессе, направленную против Патриотического объединения «Память». В ноябре 1988 подписал «Обращение» группы деятелей культуры национально-патриотической ориентации с призывом к созданию Товарищества русских художников (ТРХ) и в марте 1989 принял участие в учредительном собрании ТРХ.

В 1989 стал народным депутатом СССР по квоте Союза писателей СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР.

В марте 1990 , после избрания на III Съезде народных депутатов М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом новоизбранного Президентского Совета СССР (оставался им до ноября 1990 , когда Президентский Совет был распущен в связи с созданием Совета Безопасности, в который Распутина не включили).

Во время выборов Президента России в июне 1991 был доверенным лицом Н. Рыжкова.

В феврале 1992 на учредительной конференции Русского Национального Собора (РНС) избран сопредседателем РНС. На первом Соборе (съезде) РНС переизбран сопредседателем. В октябре 1992 вошел в оргкомитет Фронта Национального Спасения (ФНС), преобразованный 24 октября на учредительном Конгрессе в Политсовет ФНС.

9 июля 2006 в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 в возрасте 72 лет умерла жена писателя - Светлана Ивановна Распутина.

13 марта 2015 Валентин Распутин был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015 года в Москве.

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.

Детство и юность

Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.

Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.


На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».


Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет. Там Валентин Распутин увлёкся , и .

Студенческие годы были удивительно насыщенными и трудными. Парень старался не только блестяще учиться, но и помогать семье, маме. Он подрабатывал, где только мог. Именно тогда Распутин начал писать. Сначала это были заметки в молодёжную газету.

Творчество

В штат иркутской газеты «Советская молодёжь» начинающего журналиста приняли ещё до защиты диплома. Здесь и началась творческая биография Валентина Распутина. И пусть жанр журналистики не очень соответствовал классической словесности, зато помог приобрести необходимый жизненный опыт и «набить руку» в писательстве.


А в 1962-ом Валентин Григорьевич переехал в Красноярск. Его авторитет и журналистское мастерство выросли настолько, что теперь ему доверяли писать о таких масштабных событиях, как строительство Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций, стратегически важной железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Но рамки газетных публикаций стали слишком узкими для описания впечатлений и событий, полученных в многочисленных командировках по Сибири. Так появился рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». Это был литературный дебют молодого прозаика, пусть несколько несовершенный по форме, но удивительно искренний и пронзительный по сути.


Вскоре в альманахе «Ангара» начали публиковать первые литературные очерки молодого прозаика. Позже они вошли в первую книгу Распутина «Край возле самого неба».

Среди первых рассказов писателя – «Василий и Василиса», «Рудольфио» и «Встреча». С этими произведениями он и отправился в Читу, на собрание молодых литераторов. Среди руководителей там оказались такие талантливые прозаики, как , Антонина Коптяева и Владимир Чивилихин.


Именно он, Владимир Алексеевич Чивилихин, и стал «крёстным отцом» начинающего писателя. С его лёгкой руки рассказы Валентина Распутина появились в «Огоньке» и «Комсомольской правде». Эти первые произведения тогда ещё мало кому известного прозаика из Сибири прочитали миллионы советских читателей.

Имя Распутина становится узнаваемым. У него появляется масса почитателей таланта, которые с нетерпением ждут новых творений от сибирского самородка.


В 1967-ом в популярном еженедельнике «Литературная Россия» появился рассказ Распутина «Василий и Василиса». Это раннее произведение прозаика можно назвать камертоном его дальнейшего творчества. Здесь уже был виден «распутинский» стиль, его умение лаконично и в то же время удивительно глубоко раскрывать характер героев.

Здесь появляется важнейшая деталь и постоянный «герой» всех произведений Валентина Григорьевича – природа. Но главное во всех его сочинениях – и ранних, и поздних – это сила русского духа, славянский характер.


В том же переломном 1967 году вышла первая повесть Распутина «Деньги для Марии», после публикации которой его приняли в Союз писателей. Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. Чрезвычайно требовательный к себе прозаик ставит окончательную точку на журналистике и с этого момента посвящает себя писательству.

В 1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу».


Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не потерять человеческой сущности.

Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». В нём рассказывается о деревне, которая скоро должна быть затоплена водой из-за строительства крупной ГЭС.


Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе. Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина.

Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших традиций русских классиков. Обо всех сочинениях писателя можно сказать одной фразой поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает со всей мощью и бескомпромиссностью – это отрыв от корней «иванов, родства не помнящих».


Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях.

Валентин Распутин осмеливался говорить о вещах, которые многие его коллеги старались осторожно обходить стороной. Например, главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. После третьего ранения он едва выжил.


Выжить то выжил, но сломался и дезертировал, понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить, если снова попадёт на передовую. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает. Писатель заставляет задуматься о том, что жизнь не чёрно-белая, в ней миллионы оттенков.

Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом его повести «В больнице» и «Пожар».


«Хождение во власть», как Распутин называет своё избрание в депутаты парламента и работу в составе Президентского совета при , по его словам, «ничем не кончилось» и было напрасным. После избрания прислушиваться к нему никто и не думал.

Валентин Распутин тратил немало сил и времени на защиту Байкала, воевал с ненавистными ему либералами. Летом 2010-го его избирают членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.


А в 2012 году Валентин Григорьевич выступает за уголовное преследование феминисток из и резко отзывается о коллегах и деятелях культуры, которые выступили в поддержку «грязного ритуального преступления».

Весной 2014 года известный писатель поставил свою подпись под обращением Союза писателей России, адресованным президенту и Федеральному Собранию РФ, в котором выражается поддержка действиям России в отношении Крыма и Украины.

Личная жизнь

Долгие десятилетия рядом с Мастером находилась его верная муза – жена Светлана. Она – дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, была настоящей соратницей и единомышленницей своего талантливого мужа. Личная жизнь Валентина Распутина с этой замечательной женщиной сложилась счастливо.


Это счастье длилось до лета 2006 года, когда в катастрофе аэробуса в иркутском аэропорту погибла их дочь Мария, педагог Московской консерватории, музыковед и талантливый органист. Супруги вместе пережили это горе, которое не могло не отразиться на их здоровье.

Светлана Распутина умерла в 2012 году. С этого момента писателя удерживали на свете сын Сергей и внучка Антонина.

Смерть

Валентин Григорьевич пережил супругу всего лишь на 3 года. За несколько дней до кончины он пребывал в коме. 14 марта 2015 года. По московскому времени он не дожил до 78-го дня рождения 4 часа.


Но по времени того места, где он родился, смерть пришла в день его рождения, который в Сибири и считают настоящим днём кончины великого земляка.

Похоронили писателя на территории иркутского Знаменского монастыря. Проститься с ним пришли более 15 тысяч земляков. Накануне отпевание Валентина Распутина в храме Христа Спасителя совершил .

Распутин Валентин Григорьевич, биография которого будет описана в данной статье, безусловно, является одним из столпов русской литературы. Его произведения известны и популярны у русских и зарубежных читателей. Давайте же ознакомимся с жизненной дорогой нашего великого соотечественника.

Родился писатель в селе Аталанка на Ангаре в 1937 году. Валентин Григорьевич Распутин, биография которого очень интересна и полна событий, часто вспоминает военные годы и голодное время, хотя он тогда был еще ребенком. Несмотря на это он называет свое детство счастливым: оно прошло в деревне, с ребятами он часто рыбачил и ходил в тайгу за грибами и ягодами.

В 1959 году Валентин закончил обучение в Иркутском университете, после чего стал работать журналистом в изданиях “Советская молодежь” и “Красноярский комсомолец”.

Уже в 1961 году было опубликовано его первое произведение - “Я забыл спросить у Лешки...” Сюжет рассказа такой: на лесоповале упавшая сосна задевает молодого Лешку, которого пешком сопровождают в больницу два друга, на руках у которых он умирает. Уже в первом рассказе писателя присутствуют характерные черты его творчества - природа как персонаж произведения, которая чутко реагирует на случившееся, и мысли героя о справедливости и судьбе. Далее последовало еще несколько ранних рассказов: “Рудольфио”, “Продается медвежья шкура” и “Василий и Василиса”.

Как вспоминает писатель, он был способным учеником и любил читать. После окончания четырех классов школы в деревне ему рекомендовали продолжить образование. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого была частично отражена в одном из самых популярных его рассказов - “Уроки французского”, в мальчике, главном герое, во многом описал себя самого. Сюжет рассказа: мальчика одиннадцати лет отправляют из деревни в город, где есть восьмилетняя школа. Он одарен, и вся деревня надеется, что он станет образованным человеком. Однако время послевоенное, голодное. У мальчика едва хватает денег на редкую банку молока. Он начинает играть на деньги, об этом узнает его учительница французского языка. Решая помочь своему воспитаннику, она играет с ним на деньги дома, так как в долг мальчик их брать не хотел. По этому рассказу был снят художественный фильм.

В сборники произведений молодого писателя “Что передать вороне?” и “Век живи - век люби” вошли рассказы, повествующие о жизни людей на Байкале и природе.

В конце 1960-х в ряды Союза писателей СССР был принят молодой Распутин Валентин Григорьевич, биография которого пополняется новыми произведениями: “Деньги для Марии”, повестью “Последний срок” и многими другими. Отличительными чертами этих и всех последующих творений автора стали тема сибирской деревни, любовное описание жизни простого народа, традиций и нравственных конфликтов.

О своих бабушке и дедушке Распутин пишет в рассказе “Василий и Василиса”. Как признался писатель, образ его бабушки живет и в старухе Анне в произведении “Последний срок”, и в старой Дарье из “Прощания с Матерой”. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого началась в русской деревне и всю жизнь была с ней тесно связана, признается, что истории жизней его односельчан и родного села есть почти во всех книгах.

В 1974 году была издана повесть “Живи и помни”, в которой писатель размышляет о том, как обычный деревенский житель Андрей Гуськов мог пойти на дезертирство и предательство. Благодаря этому произведению и повести “Пожар” Распутин дважды становится лауреатом Госпремии СССР.

В 2007 году орденом "За заслуги перед Отечеством" 3 степени за многолетнее творчество и активное участие в развитии российской литературы был награжден Распутин Валентин Григорьевич.

Биография краткая его была представлена здесь. По сей занимает активную гражданскую позицию, выступая за защиту природы и озера Байкал, он пишет статьи в газеты и журналы.

Произведения Распутина знают и любят многие. Распутин Валентин Григорьевич - русский писатель, один из наиболее известных представителей «деревенской прозы» в литературе. Острота и драматизм этических проблем, стремление найти опору в мире крестьянской народной нравственности отразились в его рассказах и повестях, посвященных современной ему сельской жизни. В этой статье мы расскажем об основных произведениях, созданных этим талантливым писателем.

«Деньги для Марии»

Эта повесть была создана в 1967 году. Именно с нее Распутин (фото его представлено выше) вступил в литературу как самобытный писатель. Повесть «Деньги для Марии» принесла автору широкую известность. В этом произведении обозначились главные темы его дальнейшего творчества: бытие и быт, человек среди людей. Валентин Григорьевич рассматривает такие нравственные категории, как жестокость и милосердие, материальное и духовное, добро и зло.

Распутин ставит вопрос о том, насколько других людей трогает чужое горе. Способен ли кто-нибудь отказать попавшему в беду человеку и оставить его погибать, не поддержав материально? Как эти люди после отказа смогут успокоить свою совесть? Мария, главная героиня произведения, страдает не только от обнаруженной недостачи, но, возможно, в большей степени от равнодушия людей. Ведь еще вчера они были хорошими знакомыми.

Повесть об умирающей старухе

Главная героиня повести Распутина «Последний срок», созданной в 1970 году, - умирающая старуха Анна, которая вспоминает прожитую жизнь. Женщина ощущает, что она причастна к круговороту бытия. Анна переживает таинство смерти, ощущая ее как главное событие в человеческой жизни.

Четверо детей противопоставлены этой героине. Они приехали, чтобы проститься со своей матерью, проводить ее в последний путь. Дети Анны вынуждены 3 дня находиться рядом с ней. Именно на это время Бог отсрочил уход старухи. Поглощенность детей повседневными заботами, их суетность и суетливость представляют резкий контраст с той духовной работой, которая происходит в угасающем сознании крестьянки. В состав повествования включены большие пласты текста, отражающие переживания и мысли персонажей произведения, и прежде всего Анны.

Основные темы

Темы, которые затрагивает автор, более многогранны и глубоки, чем может показаться при беглом чтении. Отношение детей к родителям, взаимоотношения между различными членами семьи, старость, алкоголизм, понятия чести и совести - все эти мотивы в повести «Последний срок» сплетены в единое целое. Главное, что интересует автора, - проблема смысла человеческой жизни.

Внутренний мир восьмидесятилетней старухи Анны наполнен заботами и переживаниями о детях. Все они давно уже разъехались и живут отдельно друг от друга. Главная героиня желает только в последний раз увидеть их. Однако дети ее, уже выросшие, - занятые и деловые представители современной цивилизации. У каждого из них есть своя семья. Все они думают о множестве различных вещей. Им хватает сил и времени на все, кроме матери. Они почему-то практически не вспоминают о ней. А Анна только и живет мыслями о них.

Когда женщина ощущает приближение смерти, она готова еще несколько дней потерпеть, лишь бы увидеть свою семью. Однако дети находят для старухи время и внимание лишь ради приличия. Валентин Распутин показывает их жизни так, словно они вообще живут на земле ради приличия. Сыновья Анны погрязли в пьянстве, тогда как дочери всецело поглощены своими «важными» делами. Все они неискренни и нелепы в своем желании уделить немного времени умирающей матери. Автор показывает нам их нравственное падение, эгоизм, бессердечие, черствость, которые завладели их душами и жизнями. подобные люди? Их существование мрачно и бездуховно.

На первый взгляд кажется, что последний срок - последние дни Анны. Однако на самом деле это последний шанс для ее детей что-то исправить, проводить свою мать достойно. К сожалению, они не смогли использовать этот шанс.

Повесть о дезертире и его жене

Проанализированное выше произведение является элегическим прологом трагедии, запечатленной в повести под названием «Живи и помни», созданной в 1974 году. Если старуха Анна и ее дети собираются под отцовской крышей в последние дни ее жизни, то Андрей Гуськов, который дезертировал из армии, оказывается отрезан от мира.

Отметим, что события, о которых рассказывается в повести «Живи и помни», происходят в конце Великой Отечественной войны. Символ безысходного одиночества Андрея Гуськова, его нравственного одичания - это расположенная на острове посреди реки Ангары волчья нора. Герой скрывается в ней от людей и властей.

Трагедия Настены

Жену этого героя зовут Настена. Эта женщина втайне посещает своего мужа. Каждый раз для встречи с ним ей нужно переплывать реку. Настена не случайно преодолевает водную преграду, ведь в мифах она отделяет друг от друга два мира - живых и мертвых. Настена является подлинно трагической героиней. Эту женщину Валентин Григорьевич Распутин ставит перед непростым выбором между любовью к своему супругу (Настена и Андрей повенчаны в церкви) и необходимостью жить среди людей, в миру. Ни в одном человеке героиня не может отыскать ни поддержки, ни сочувствия.

Окружающая ее поселковая жизнь - уже не цельный крестьянский космос, гармоничный и замкнутый в своих пределах. Символом этого космоса, кстати, является изба Анны из произведения «Последний срок». Настена совершает самоубийство, унося с собой в реку ребенка Андрея, которого так хотела и которого зачала со своим мужем в его волчьем логове. Их смерть становится искуплением вины дезертира, однако она не в силах возвратить этому герою человеческого облика.

Повесть о затоплении поселка

Темы расставания с целыми поколениями людей, которые жили и трудились на своей земле, темы прощания с с матерью-прародительницей звучат уже в «Последнем сроке». В повести «Прощание с Матерой», созданной в 1976 году, они трансформируются в миф о гибели крестьянского мира. В этом произведении рассказывается о затоплении сибирского села, расположенного на острове, в результате создания «рукотворного моря». Остров Матера (от слова «материк»), в противоположность острову, изображенному в «Живи и помни», - символ земли обетованной. Это последнее пристанище для живущих по совести, в согласии с природой и Богом.

Основные персонажи «Прощания с Матерой»

Во главе старух, доживающих здесь свои дни, стоит праведница Дарья. Эти женщины отказываются покинуть остров, переселиться в новый поселок, символизирующий новый мир. Старухи, которых изобразил Валентин Григорьевич Распутин, остаются здесь до самого конца, до смертного часа. Они охраняют свои святыни - языческое Древо жизни (царственный листвень) и кладбище с крестами. Только один из переселенцев (по имени Павел) приезжает, чтобы навестить Дарью. Им движет смутная надежда приобщиться к истинному смыслу бытия. Этот герой, в противоположность Настене, плывет в мир живых из мира мертвых, представляющего собой механическую цивилизацию. Однако мир живых в повести «Прощание с Матерой» погибает. На острове в финале произведения остается лишь его Хозяин - мифический персонаж. Его отчаянным криком, который слышится в мертвой пустоте, завершает повествование Распутин.

«Пожар»

В 1985 году, через девять лет после создания «Прощания с Матерой», Валентин Григорьевич решил снова написать о гибели общинного мира. На этот раз он погибает не в воде, а в пожаре. Огонь охватывает торговые склады, расположенные в леспромхозовском поселке. В произведении пожар разгорается на месте ранее затопленной деревни, что имеет символическое значение. Люди не готовы к совместной борьбе с бедой. Вместо этого они поодиночке, соревнуясь друг с другом, начинают растаскивать добро, выхваченное из огня.

Образ Ивана Петровича

Иван Петрович - главный герой этого произведения Распутина. Именно с точки зрения данного персонажа, работающего шофером, автор описывает все происходящее на складах. Иван Петрович - это уже не герой-праведник, типичный для творчества Распутина. Он находится в конфликте с самим собой. Иван Петрович ищет и никак не может отыскать «простоту смысла жизни». Поэтому авторское видение изображенного им мира дисгармонизируется и усложняется. Из этого следует эстетическая двойственность стиля произведения. В «Пожаре» образ горящих складов, запечатленный Распутиным во всех подробностях, соседствует с различными символико-аллегорическими обобщениями, а также с публицистическими зарисовками быта леспромхоза.

В заключение

Мы рассмотрели лишь основные произведения Распутина. Рассказывать о творчестве этого автора можно долго, однако это все равно не передаст всего своеобразия и художественной ценности его повестей и рассказов. Произведения Распутина, безусловно, стоит прочесть. В них читателю представлен целый мир, полный интересных открытий. Кроме названных выше произведений рекомендуем ознакомиться со собрником рассказов Распутина «Человек с того света», изданным в 1965 году. Рассказы Валентина Григорьевича не менее интересны, чем его повести.