Бизнес на создании и разработке мобильных приложений (без технических знаний). Разработка и создание мобильных приложений: с чего начать

15.10.2019


Перед вами - набор типичных этапов в создании мобильного приложения с нуля, которые студия Componentix практикует к своей деятельности.

Бизнес-анализ целевого рынка

На этом этапе заказчику стоит определиться, зачем он планирует использовать приложение, какова итоговая цель разработки мобильного инструмента коммуникации с аудиторией. Вот перечень ориентировочных вопросов, на которые стоит найти ответы, прежде чем формулировать ТЗ и заказывать разработку приложения:

  • Каких целей вы планируете достичь посредством создания и релиза собственного мобильного приложения?
  • Планируются ли продажи / конверсия переходов в продажу товаров и услуг в рамках приложения?
  • Кто ваша целевая аудитория и за счет кого она может пополниться?
  • Насколько высока конкуренция в сфере, в которой вы планируете работать (в том числе - с приложением)?
  • Какими приложениями пользуется ваша аудитория и аудитория ваших конкурентов, пересекаются ли они между собой? Готовы ли они пользоваться вашим приложением вместо приложений-аналогов?
  • Каков бюджет на разработку и продвижение полученного приложения?
Выработка согласованного решения

Перед началом разработки необходимо получить от заказчика техническое задание (ТЗ) или предоставить ему бриф для заполнения и дальнейшей работы по этому документу.

После получения заполненного брифа и / или ТЗ можно приступать к прототипированию и составлению пользовательских профилей для оценки возможностей итогового продукта.

На основе видения дизайнера, бизнес-оценки и согласования подробностей ТЗ можно запускать процесс разработки.

Прототипирование

Прототипы разрабатываются дизайнером и мгут быть как статическими, так и интерактивными. Для этого можно воспользоваться одним или несколькими инструментами для прототипирования, о которых мы рассказывали ранее .

Статические прототипы и интерактивные макеты должны составляться с учетом технической и программной базы, которую планируется использовать для создания приложения.

Написание кода и внедрение технологий

С готовым дизайном приложение переходит к разработчикам: им предстоит на основе языков программирования, фреймворков и различных технологий создать мобильное приложение в соответствии с ТЗ, брифом и утвержденным прототипом.

Тестирование

На различных этапах разработки приложения обязательным является внутреннее тестирование приложения как на симуляторах, так и на реальных устройствах. Цель тестирования - убедиться, что взаимодействие приложения с аппаратной и программной платформой смартфонов и планшетов будет именно таким, как предполагалось на этапе прототипирования.

Создание предрелизной версии

В результате серии тестов и доработок приложения должна быть получена рабочая версия приложения. Именно эту версию и предстоит добавить в магазин приложений: Apple App Store, Google Play, магазин приложений Windows Phone (в зависимости от того, для какой платформы ведется разработка) или любой аналогичный сервис для дистрибуции приложений.

Добавление приложения в магазин

Финальный этап работы студии - добавление приложения на ревью в один из указанных выше магазинов приложений (в случае Componentix речь идет об App Store или о Google Play).

Необязательный этап: дальнейшая техническая поддержка и маркетинговое продвижение приложения

Поскольку эти услуги предоставляются отдельно от основного пакета услуг, то и оплачиваются отдельно. Помимо маркетинга и техподдержки возможно также размещение приложения в App Store или Google Play от имени заказчика (услуга White Label), обеспечение серверной поддержки для приложения.

Если вы готовы заказать пакет основных и / или дополнительных услуг по разработке нативного приложения - пишите: мы обсудим с вами сроки, стоимость, поможем составить ТЗ и заполнить бриф . И уже спустя месяц-другой у вас появится собственное мобильное приложение для iPhone, iPad или Android-смартфонов и планшетов.

На самом деле воплотить в жизнь эту затею не так сложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь достаточно хорошо представить, чего именно вы ожидаете от мобильного приложения и определить, какими способами достичь поставленных целей.

Вам нравится разработка мобильных приложений для бизнеса, блога, продукта или услуги, или вы просто ищите новый источник заработка? Думаете, как это осуществить и просчитывать будущие расходы? На самом деле воплотить в жизнь эту затею не так сложно и не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь достаточно хорошо представить, чего именно вы ожидаете от приложения для мобильного телефона или планшета и определить, какими способами достичь поставленных целей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Перед тем как создать мобильное приложение, стоит определиться в следующих моментах:

  • Есть ли у меня конкретное видение того, что будет представлять собой готовый продукт и каким будет его функционал?
  • Какие задачи программа призвана решать и какова будет польза для конкретного пользователя?
  • На каких платформах будет работать готовый программный продукт (iOS, Android, Windows Phone)?
  • Потребуется ли ежедневный контроль за его функционированием?
  • Какую сумму я готов потратить?
  • Буду ли я создавать приложение самостоятельно или же обращусь к разработчикам-профессионалам.

Также учитывайте, что к созданию мобильных программ для бизнеса, например для кафе, пиццерии или фитнес-клуба, следует подходить особенно серьезно. Ведь наличие у компании такого современного инструмента - это серьезный имиджевый фактор, который будет способствовать большей лояльности клиентов к бренду и значительному росту количества повторных посещений.

СПОСОБЫ И СТОИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

В создании приложений для мобильных устройств есть два пути. Первый подразумевает самостоятельное формирование программ для электронных устройств на основе Андроид или IOS по шаблонному типу при помощи специальных сайтов-конструкторов. Второй путь, более затратный, однако в результате позволяющий получить серьезные и функциональные продукты, - обратиться за помощью к частным лицам или компаниям, занимающимся написанием программного обеспечения. Второй вариант подходит, если речь идет о создании серьезных программных продуктов с конкретными характеристиками, которые выходят за пределы готовых наборов, доступных на сайтах-конструкторах. Следует учитывать также, что профессиональная разработка для iOS или Android требует значительных расходов. Какова стоимость создания приложения для платформ Android и IOS на российском рынке? Диапазон цен достаточно широкий - от нескольких сотен до десятков тысяч долларов - все зависит типа программного обеспечения и его функционала. Однако такие серьезные вложения с лихвой окупаются в перспективе. При планировании конечной стоимости также стоит учесть и расходы на размещения нового продукта в AppStore и Android Market. Если Вы ограничены небольшим бюджетом и у Вас совсем нет времени, тогда можно попробовать сконструировать приложение для электронных устройств самостоятельно. Для этого не нужно быть программистом. О том как это легко сделать, читайте далее.

КАК СОЗДАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ БЕСПЛАТНО

На сегодняшний день в сети доступно достаточно отечественных и зарубежных платформ, которые позволяют самостоятельно условно бесплатно сконструировать приложение по готовому типу. На сайтах-конструкторах размещены сотни готовых вариантов аппликаций, рассортированных по различным категориям: малый бизнес, образование, развлечения, спорт, блоги и тому подобное. На таких ресурсах бесплатно создаются программы со стандартным и ограниченным набором функций. Ограничения касаются количества установок и просмотров Вашего приложения, количества позиций в каталоге, возможности публикации в магазинах, наличия системы приема платежей, присутствия сторонней рекламы и возможности доработки функционала под Ваши нужды. Для снятия ограничений на сайтах можно выбрать определенный пакет с фиксированной месячной платой, размер которой определяется в зависимости от количества включенных опций. Примеры сайтов-конструкторов условно-бесплатных мобильных приложений для Андроид, iPhone, iPad.

  1. Appsgeyser.com (appsgeyser.ru - русскоязычный вариант).

А теперь рассмотрим, как за несколько минут осуществляется разработка мобильного приложения на примере сайта ibuildapp. Мы выбрали именно эту площадку, так как она очень проста и понятна в использовании. Кстати, ресурс iBuidApp имеет и русскоязычную версию, что еще больше облегчает пользование конструктором. Перед началом работы регистрируемся на сайте. Далее на главной страничке кликаем вкладку “Создать” и выбираем подходящий нам шаблон.

ВЫБОР ШАБЛОНА И КАТЕГОРИИ

Данная площадка предлагает достаточно большой выбор стандартных вариантов, ознакомиться с которыми можно в каталоге категорий в левом меню странички сайта. Для примера мы выбрали категорию “Фотография” и шаблон “Фотостудия”. После выбора дизайна и соответствующей категории, начинаем редактирование пунктов меню.

РЕДАКТИРОВАНИЕ КОНТЕНТА

Административная панель конструктора открывает широкие возможности для редактирования элементов меню. Можно изменить фон, добавить логотип, настроить навигацию главного и нижнего меню на экране электронного устройства, редактировать содержимое внутренних страниц. Кстати, в правой части экрана можно увидеть, как внесенные изменения будут выглядеть на экране электронного устройства. Конструктор позволяет также протестировать ваше приложение на планшете или смартфоне. Также готовую программу можно публиковать в Appstore или в Google Play, однако эта функция доступна только для платных версий. Сайт предлагает 3 платных пакета стоимостью 490 руб., 2400 руб., 3700 руб. в месяц.

ПЛАТНЫЕ ПАКЕТЫ

Если вас не устраивает внешний вид доступных на сайте шаблонов, вы можете создать собственный дизайн, нажав в учетной записи вкладку “Мои шаблоны”. Возможности индивидуального конструктора достаточно ограничены, они позволяют наделить программный продукт только самыми необходимыми элементами.
Теперь Ваша очередь взяться за создание приложений и установить его на свой смартфон. Попробуйте, это достаточно просто!

“Сегодня, на продаже приложений для мобильных устройств не зарабатывает только ленивый”, -утверждает соучредитель компании Google Сергей Брин . И он, безусловно, прав! Разработка мобильных приложений - это сверх- окупаемый бизнес, который может принести существенную прибыль своему владельцу при минимальных затратах. И, несмотря на высокую конкуренцию и десятки тысяч всевозможных приложений в AppStore или GooglePlay, основать свою небольшую (или большую) компанию по продаже мобильного контента сегодня вполне реально.

Согласно статистике 2013 года, более половины смартфонов во всем мире работают под управлением операционной системы Android. Поэтому именно под эту ОС и стоит создавать свои приложения всем тем, кто только начинает осваивать рынок мобильного софта.

Пару слов о легитимности бизнеса

Итак, с чего же начать? Прежде всего, следует уделить пару слов легитимности бизнеса. В принципе, с 2012 года легально получать прибыль с GooglePlay в России может любой ИП. Единственным условием является наличие долларового расчетного счета, на который и будут приходить честно заработанные деньги. Налогообложение в этом случае ничем не отличается от других видов деятельности и составляет 6 процентов от суммы, которая поступила на счет. Естественно, что законодательство не стоит на месте, и за всеми новшествами в налоговом кодексе необходимо постоянно следить. Можно работать и нелегально, через посредников, однако в этом случае никто не сможет гарантировать Вам безопасность авторских прав на программу.

Создание рабочей команды

Рабочая команда - основа и ядро Вашего проекта. Именно зарплата квалифицированным специалистам и составляет до 95 процентов вложений в такого рода бизнесе. Для разработки приложений подандроид Вам потребуются:

Программист (количество персонала зависит от сложности приложения и скорости разработки) - ориентировочная зарплата 10-20 долларов в час;
. Дизайнер - ориентировочная зарплата 10-20 долларов в час;
. Тестировщик (опционально);
. Маркетолог (опциально ).

Последние две должности можно совместить - роль тестировщика поручить программисту, а роль специалиста по раскрутке на форумах и обеспечению обратной связи выполнять самостоятельно. Естественно, что в случае разработки громоздких 3д-игр или других ресурсоемких приложений, список должностей значительно расширится.
Эффективнее всего создать команду фрилансеров, сэкономив, таким образом, на аренде офисного помещения. Ориентировочный бюджет под приложение средней сложности - от 500 долларов.

Разработка приложений Android - основы основ.

Перед тем, как приступать к поиску фрилансеров, необходимо придумать основную идею будущего приложения. И этот этап является самым важным, ведь именно от него зависит популярность имонетизация программы. Концепция идеи успешного приложения лежит на трех китах:

Уникальность;
. Функциональность;
. Максимальная ориентация на широкую аудиторию.

Нужно провести детальный анализ популярных приложений как в GooglePlay, так и AppStore. Посмотреть, по каким критериям люди выбирают платные и бесплатные приложения, и использовать их как основу для создания собственного контента. Например, приложение для скачивания и просмотра видео на популярном сервисе ex.ua имеет сотни тысяч скачиваний . Почему бы не сделать его аналог для другого сервиса? В общем, на этом этапе все зависит от тщательного анализа рынка и Вашейкреативности!

Отладка приложения и публикация на Google Play.

Перед тем, как отпускать приложение в “свободное плавание”, необходимо провести его тестирование и отладку. Следует помнить, что программа должна идеально работать на устройствах с любым разрешением экрана, максимально подходить под существующие версии процессоров и работающие с ними в паре видео ускорители (в случае 3д-приложений).

После тестирования, определяемся с монетизацией приложения. Всего существует два основных вида заработка:
. Встроенная реклама - в приложение встроен код, который выводит небольшой рекламный баннер в нужной части экрана. Оплата идет за количество просмотров и может достигать 2 центов за один просмотр. Само приложение при этом можно скачать абсолютно бесплатно.

Платное приложение - в этом случае программа покупается пользователем по установленной Вами цене. Не стоит жадничать - помните, что стоимость программы в 1 доллар принесет больше прибыли, чем цена в 20 долларов.

Для того чтобы разместить приложение в маркете, необходимо заполнить простую форму и внести сумму в 25 долларов в качестве залога. После этого, программа будет доступна для скачивания с теми параметрами, которые Вы укажете.

Сводим дебет с кредитом.

Подведем итог. Для создания небольшого приложения нам потребуется затратить сумму в 500-600 долларов США. То есть для получения прибыли с платного софта ценой в один доллар, необходимо чтобы его скачали более, чем 600 раз. Это вполне реально. Более того, при проведении небольшой рекламной компании в соц.сетях и тематических форумах, можно легко достичь показателя в 3-4 тысячискачиваний. Учитывая, что на разработку и отладку уходит не более месяца, получаем чистую месячную прибыль более чем 300%!


Мобильные приложения в последнее десятилетие стали играть большую роль в жизни людей. Их функции зачастую кажутся незначительными, но, тем не менее, они помогают пользователям смартфонов и планшетов решать различные повседневные задачи. Создание даже простого мобильного приложения – кропотливый и упорный труд, отнимающий большое количество времени, сил и вовсе не гарантирующий высокую прибыль в будущем. Однако по-настоящему качественные и нужные приложения могут «выстрелить» в AppStore или GooglePlay и принести своим разработчикам немало денег. Предлагаем начинающим предпринимателям обратить свое внимание на типовой бизнес-план по разработке мобильных приложений с расчетами, который представлен в данном материале. Он, в первую очередь, поможет сориентироваться в финансовой стороне вопроса и понять, «стоит ли игра свеч».

Вложения на старте бизнеса по разработке мобильных приложений потребуется сделать в размере 350 тысяч рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы с нуля построить стабильный бизнес в данной высокотехнологичной сфере. Источником первоначальных инвестиций могут стать как личные накопления начинающего разработчика, так и кредитные средства, полученные в банке.

Краткое описание концепции

Бизнес по созданию приложений для мобильных платформ, пример организации которого представлен в этой статье, нужно зарегистрировать как ИП. Лучшая форма налогообложения для подобного бизнеса – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% (доход минус расход). Декларации в данной системе заполняются практически интуитивно, поэтому фирме не потребуется помощь профессионального бухгалтера. Обработку финансовых отчетов лучше всего делать, пользуясь услугами онлайн-бухгалтерии. Официальная регистрация бизнеса по разработке мобильных приложений не обойдется без выбора соответствующих кодов ОКВЭД:

  • 62.0 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги».
  • 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения».

Сколько нужно вложить в открытие

Затраты, которые неизбежны на начальном этапе становления бизнеса по разработке мобильных приложений, представлены в следующей таблице:

Неудивительно, что главными статьями расходов станут закупка компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения. Специфика данного бизнеса обязывает предпринимателя уделять особое внимание качеству техники и ПО. Ведь оборудование, на котором происходит разработка мобильных приложений, просто обязано работать стабильно и без сбоев, а информация должна быть хорошо защищена.

Производственный план

Офис компании-разработчика мобильных приложений представляет собой компактное помещение, площадь которого не превышает 40 квадратных метров. Каких-то особых требований к месторасположению офиса нет. Он может находиться как в современном бизнес-центре, так и в полуподвальном помещении в старой части города. Главное, чтобы к помещению офиса были подведены все необходимые коммуникации и стабильный высокоскоростной интернет.

Также предпринимателю следует позаботиться об обеспечении безопасности офиса, так как в нем будет находиться дорогостоящее оборудование и важные данные о разработке. Можно заключить договор с охранным агентством или просто установить прочные решетки на окна и добротную металлическую дверь.

Маркетинговый план

Что касается маркетинга и продвижения мобильных приложений для смартфона и планшета, то тут все предельно просто – рекламу можно заказать в AppStore и GooglePlay по весьма приемлемой стоимости. Также хороший эффект дает реклама на раскрученных YouTube-каналах.

Стоимость одного скачивания среднестатистического мобильного приложения составляет 1,5 доллара, или примерно 100 рублей. Хорошие приложения быстро завоевывают популярность у пользователей, и вполне можно надеяться, что за месяц их могут скачать 5 000 раз и даже более. Соответственно, при таких темпах месячная выручка компании-разработчика может составить до полумиллиона рублей, а годовой «грязный» доход – до 6 миллионов «деревянных».

Персонал

График работы компании по разработке мобильных приложений представляет собой стандартную «пятидневку», но с некоторыми особенностями. Как правило, на завершающих этапах разработки мобильных приложений работа идет нон-стоп – без выходных и практически без перерывов. Этот нюанс стоит учесть предпринимателю, чтобы соответствующе вознаграждать преданных сотрудников в денежном эквиваленте. Ниже представлен наиболее оптимальный вариант расписания работы:

  • Понедельник – пятница: с 09:00 до 18:00.
  • Суббота – воскресенье: выходной.

Перечень сотрудников компании по разработке мобильных приложений приведен в нижеследующей таблице:

Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
1 Главный разработчик 1 40 000 40 000 480 000
2 Программист 2 60 000 60 000 720 000
3 Специалист техподдержки 1 25 000 25 000 300 000
4 Менеджер-маркетолог 1 30 000 30 000 360 000
ИТОГО 155 000 1 860 000

Расчеты доходов и расходов

Со списком ежемесячных расходов компании по разработке мобильных приложений вы можете ознакомиться в данной таблице:

Доходность компании по разработке приложений для мобильных платформ приведена в этой таблице:

Как показывают наши расчеты, сумма чистой годовой прибыли компании, которая занимается разработкой мобильных приложений, после уплаты налогов, составит 2,8 миллиона рублей. Это при условии высокого качества приложений и срока разработки каждого из них не более трех месяцев. Соответственно, рентабельность данного бизнеса будет в районе 47% – отличный результат для молодой амбициозной компании.

Возможные риски

Бизнес по разработке мобильных приложений представляет собой очень рискованное занятие. Абсолютно все подводные камни данного начинания учесть невозможно, и довольно часто принцип «пан или пропал» сопровождает создание какого-либо приложения до конца его разработки. Ниже приведен перечень наиболее очевидных факторов риска, которые могут негативно сказаться на развитии этого бизнеса:

  • Утечка информации об особенностях проектов и, как следствие, возможное «заимствование» их концепции другими разработчиками.
  • Необходимость привлечения дополнительного финансирования при запуске дорогостоящих или длительных по времени разработки проектов.
  • Увеличение сроков разработки отдельных приложений, сопряженное с дополнительными расходами.
  • Недостаточный уровень квалификации сотрудников, их некомпетентность в узкоспециализированных аспектах работы над созданием мобильных приложений.

В заключение отметим, что разработчики, которые «горят» своим делом и создают действительно качественные программные продукты для мобильных платформ, никогда не остаются «в минусе». Мировая практика это прекрасно доказывает.

Как многих манят перспективы, которые предлагает нам разработка мобильных приложений! Люди, обладающие познаниями в этой области, неплохо зарабатывают, пользуются уважением и обладают статусом. Неудивительно, что многие желают влиться в это общество. Но с чего начать свой путь? Как осуществляется разработка приложений для мобильных устройств? Что нужно знать и уметь, чтобы преуспеть в этой области?

Общая информация

Мобильная разработка создаётся волной новых предпринимателей, которые извлекают выгоду из своих приложений. Крупные компании на этом рынке получают колоссальные прибыли. Привлекателен такой рынок ещё и тем, что мобильная разработка на нём может осуществляться не только большими организациями, но и отдельными людьми и маленькими командами. Количество пользователей мобильных устройств уже перевалило за миллиард и продолжает уверенно расти. Так что у всех желающих есть место для того, чтобы развернуться. Благо разработка мобильного приложения под iOS и "Андроид" - это не тайна за семью печатями.

Подготовка

Допустим, у человека есть, как он считает, отличная идея. Он уверен в том, что созданное приложение станет прибыльным и популярным. Выясняет, что его разработка обойдётся, допустим, в 200 тысяч рублей. Но вот незадача - каждый день на рынке появляются сотни новых приложений. Сможет ли его идея выделиться среди них? Окупятся ли вложенные инвестиции? Большинство новичков осуществляют поверхностную оценку вроде опроса друзей и близких, проверки магазинов приложений и прочие сомнительные по эффективности моменты.

После этого принимается решение (как правило, оптимистичное), и начинается реализация. К счастью, мобильная разработка предлагает способ проверки ценности идеи для приложения, что называется, «микротестированием». И прежде чем рассматривать увлекательный процесс создания, давайте немного поговорим об оценке реалистичности.

Микротестирование

Этот подход позволяет избегать провальных идей, которые для разработчиков кажутся превосходными, и одновременно даёт возможность уверенно говорить об успехе для действительно стоящих задумок. Условно здесь выделяется три этапа:

  1. Создание целевой страницы.
  2. Небольшая рекламная компания.
  3. Анализ результатов.

Использование такого небольшого микротестирования может подтвердить или опровергнуть интуитивные намерения.

Создание целевой страницы

Это важный шаг. По сути, будет создана отдельная страница, где будет представлено приложение. Там будут описаны его преимущества, ключевые свойства, перечислены проблемы, которые оно поможет решить. Для лучшего эффекта целевую страницу необходимо разрабатывать так, словно приложение уже существует. С добавлением большой кнопки, предлагающей приобрести его в магазине. Желательно нарисовать несколько красочных рисунков, которые подтолкнут людей к решительным действиям. На этом этапе важно имитировать опыт, который получат покупатели во время приобретения приложения.

Небольшая рекламная кампания

Как только целевая страница готова, необходимо привлечь на неё посетителей. Можно воспользоваться бесплатными возможностями, такими как делиться ссылками в социальных сетях, в различных тематических группах разработчиков и прочее. Но самое главное - это запустить платную рекламную кампанию. Ведь в таком случае можно ещё подсчитать уровень возврата инвестиций. Даже небольшая рекламная кампания позволит получить четкое представление о том, сколько придётся выложить из своего кармана для привлечения потенциального покупателя.

Кстати, давайте рассмотрим небольшую ситуацию, что может иметь место в реальности. Мы создали целевую страницу и запустили рекламную кампанию. Чтобы привлечь одного пользователя, на неё мы тратим по двадцать рублей. Из десяти человек на кнопку нажимает пять. Таким образом, мы получаем ситуацию, когда одна установка приложения обходится нам в сорок рублей.

Анализ результатов

Как только на целевой странице появятся первые пользователи, нужно начинать отслеживать их поведение. Внимание следует обращать на то, сколько приходит в расчете на одну денежную единицу; время, проведённое на сайте; количество людей, нажавших на кнопку. Для этого можно использовать сервис Google Analytics или что-то аналогичное. Справедливости ради следует отметить, что этот тест не даёт на 100% достоверных данных. Но его объективность по сравнению с восхищением друзей и близких значительно выше. Желательно проводить эксперимент хотя бы несколько дней, пока не будет набрано хотя бы 20 кликов по кнопке.

Сфера деятельности

Разработка мобильных приложений процветает на нескольких рынках. Самыми популярными являются Android и iOS. Для каждого рынка следует выпускать своё приложение. Благодаря микротестированию можно оценить, стоит ли реализовывать идею. Но с чего начать деятельность? Если говорить об Android, то он, безусловно, поможет завоевать аудиторию - во всём мире, в том числе и у нас, больше всего пользователей именно этой операционной системы. Но больше всего денег зарабатывают на владельцах iOS. При этом следует понимать, что эти группы не только разняться по своему качеству, но и требованиям. Так, приложение, которое смогло покорить "Андроид", может провалиться в iOS. Также необходимо обдумать, как будет осуществлена практическая реализация.

Какую схему создания выбрать?

Здесь есть три варианта:

  1. Мобильные сайты (веб-приложения). По сути, это просто подгонка декстопных разработок под условия мобильных устройств. Их использование сопровождается значительными сложностями в плане заработка и определёнными неудобствами в плане комфорта.
  2. Гибридные приложения . Это более приятный вариант, когда есть доступ к дополнительному интерфейсу программирования операционной системы, можно присылать уведомления и размещать продукт в магазинах. Но при этом основное содержимое всё так же располагается на серверах. Благодаря этому можно вносить косметические изменения без выпуска новых версий продукта. Достаточно просто загрузить их на сервер. В целом это хороший способ проверить бизнес-идею или начать виртуальное предпринимательство.
  3. Это наиболее ресурсоемкий вариант, но он является и одновременно наиболее функциональным в плане использования базовых возможностей конкретной операционной системы. Закономерный результат - нативные приложения выигрывают в функционале и скорости работы сравнительно с п.1 и п.2. Такой подход у большинства компаний, которых сложно представить в подобном амплуа. Например - Facebook.

Но это всё была присказка. Сейчас мы перейдём непосредственно к самому интересному. А именно - к созданию мобильного приложения.

Проектирование/дизайн

Первоначально разрабатывается техническое задание на разработку мобильного приложения. В нем должен быть указан весь конечный функционал. Также для лучшего видения широко используются прототипы. После того как оговорена техническая часть, заключается договор на разработку мобильного приложения. Причем в нём должна обязательно оговариваться документация, где содержатся все требования.

Когда начинается проектирование, то необходимо позаботиться о принципах построения взаимодействия разрабатываемого приложения с пользователем. Например, для "Андроид" делаем квадратные кнопки, а для iOS они будут уже круглыми. Нужно создать и макеты, что будут отображать логику переходов. Необходимо продумать расстояние отступов, размеров, визуальные эффекты, механику анимации и прочее. Впрочем, этот этап можно пропустить, если в проекте работает по одному дизайнеру и разработчику, сидящих рядом. Кроме этого, следует уделить внимание нарезке графики. Она должна содержать по минимуму нужных графических ресурсов, чтобы приложение не стало слишком тяжелым. Следует продумать отображение для экранов с разным расширением.

Реализация и тестирование

После того как всё спроектировано и есть дизайн, мобильная разработка переходит на следующий этап. В данном случае приложением занимаются программисты. Это не значит, что архитектура и пользовательский интерфейс уже закончены. Возможно, что во время работы в голову придёт интересная идея, и в изначальный план будут внесены коррективы.

Как только разработка завершена, то начинается тестирование. Существует немало способов определить качество работы. Условно можно выделить механический и автоматизированный. В первом случае всем занимается человек, который вручную проверяет на телефонах, как работает приложение. Автоматизация предполагает использование специальных сервисов и приложений. Они могут проверять работу на различных версиях операционной системы или же на соответствие определённым правилам. По мере выявления ошибок они должны устраняться.

А что потом?

Вот и завершена разработка приложения для мобильных устройств. Теперь его можно загружать в магазин. Для удобства можно подключить специализированный сервис статистики, который позволит иметь представление о количестве скачанных приложений и иных действий пользователей. Кстати, следует понимать, что людям более свойственно оставлять негативные комментарии. Если у человека всё хорошо, то он чаще всего будет просто использовать приложение. А вот в случае значительной ошибки или проблемы после обновления, допустим, активность комментаторов возрастает в разы.

Для исправления ситуации можно внедрять в программу предложение оставить положительный комментарий или написать разработчику о проблемах. Эффект от такого довольно сильный, главное - правильно обдумать этот диалог для пользователя. И тогда разработка мобильных приложений оценивается по достоинству, а вот недочеты идут мимо официальной статистики магазинов.

О чем нужно помнить?

Существует множество различных специфических моментов. Вот некоторые из них:

  1. На каждой платформе пользователь ожидает богатое приложение. Поэтому мобильная разработка под Android должна коррелироваться с тем, что предлагается для iOS. Пользователи не принимают во внимание тот факт, что для этого необходимо создавать приложение с нуля.
  2. Чем выше популярность платформы, тем большее количество конкурентов будет у вас. Разработка мобильных приложений для Windows и под iOS даст различный эффект в случае успеха и продвижения. Поскольку в первом случае аудитория является незначительной, то разрекламировать свой продукт и привлечь пользователей будет проще. Но вот потолок у него сильно ограничен. Тогда как мобильная разработка под iOS предоставит доступ к значительным человеческим ресурсам, готовым выкладывать деньги. Поэтому здесь придётся конкурировать с большим количеством других людей и организаций.
  3. Следует понимать, как происходит выбор человека. Первоначально потенциальных клиентов не интересует конкретное приложение, они просто просматривают список. Иконка, оценка, описание и картинки - вот и всё, что он видит. Если всё прилично, то почему бы и не воспользоваться?

Важные социальные факторы

Следует помнить о следующих вещах:

  1. Важности топа. Попасть в него - безусловно, хорошо. А закрепиться в топе магазина - это залог успеха. Почему это так важно? Когда человек хочет что-то скачать, то он заходит именно в топ магазина. И чем выше в нём расположено приложение, тем больше шанс, что оно получит ещё одного пользователя. Это своеобразный замкнутый круг. Поэтому туда сложно попасть. Так, приложение попадает на первое место, его видит множество пользователей, скачивают его, оно держится на первом месте и так по инерции.
  2. Нет возможности общаться с пользователями посредством магазина. Всё, что доступно на данный момент, - это написание отзыва, который не очень информативен, хотя выражен красочно (и, учитывая ситуацию, негативно), и ответ разработчика, весьма ограниченный по количеству символов. Поэтому желательно прорабатывать возможность выхода на контакт. Иначе - потеря репутации.
  3. Необходимо обеспечить комфортную работу пользователя с приложением. Так, разработка мобильных приложений под Android или iOS всегда должна сопровождаться указанием минимальных требований к устройствам, на которых они будут запускаться. Лучше программными методами ограничить возможность людей ознакомиться с творением, нежели читать горькие отзывы о том, что ничего не запускается, не работает и вылетает.

Вот, в общем-то, и всё, что необходимо знать о разработке мобильных приложений, чтобы начать свой путь в эту область.