Биография. Мясковский, николай яковлевич Методическая разработка на тему: «Н. Я. Мясковский. Некоторые черты творческого стиля»

03.11.2019

За время преподавания в Московской консерватории Мясковский воспитал около 80 композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Козловский, А. Л. Локшин, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, Б. А. Чайковский, В. Г. Фере. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию

По воспоминаниям учеников, Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе грубости. Эрудиция, наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, «схватить» самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами — Прокофьев, Шостакович, Вайнберг и многие другие.

Произведения

Творчество Н. Я. Мясковского представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для музыкального театра и киномузыки. Композитор создал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 сонат для фортепиано, другие сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы, а также переложения для фортепиано и оркестра. Номер опуса был присвоен 87 сочинениям. Кроме этого Мясковским написан ряд доопусных произведений за годы обучения в консерватории и сочинения, которым автор не присвоил номер опуса (безопусные). Среди неосуществлённых замыслов — оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (в ранние годы), «Первая девушка» по повести Н. В. Богданова (в зрелые годы), «Король Лир» по одноимённой трагедии Шекспира. Мясковский, в отличие от Прокофьева, не был сторонником сочинения программной музыки и, как писал Кабалевский, тяготел к так называемой «чистой музыке». Сочетание «чистая музыка» принадлежит самому Мясковскому: «Театр никогда меня к себе не привлекал ни в опере, ни в балете. Я и здесь всегда предпочитаю то, что несет в себе наибольшее количество черт „чистой музыки“ и симфонической жизни — оперы Вагнера, Римского-Корсакова»

Никола́йЯ́ковлевичМяско́вский (8 (20) апреля 1881, Новогеоргиевск — 8 августа 1950, Москва) — русский композитор, педагог и музыкальный критик. Основоположник и глава московской композиторской школы советского периода. Доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).

Камерное и хоровое творчество Н.Я. Мясковского

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина.

Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1917) и Пятая (1921), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а также последняя Двадцать седьмая (1950).

Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга. Опус № 26 отличается «ярко выраженным национальным колоритом», воплощает образ Степана Разина, в нём использованы мелодии одной башкирской и нескольких русских песен. Свои Десятую и Тринадцатую симфонии Мясковский создавал в русле исканий Шёнберга

В начале 1930-х годов, начиная с Симфонии № 11, из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. Он написал Двенадцатую симфонию, посвящённую коллективизации, — по мнению современных критиков, она стала худшей в его творчестве. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом. Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича

Д. Б. Кабалевский отмечал яркий оптимизм 14-й и 15-й симфоний, в которых всё большее место занимает «песенно-танцевальная стихия народной музыки». Соглашаясь с такой оценкой о ведущем значении народно-песенного начала в этих двух симфониях, А. А. Иконников выделял 15-ю из ряда интонационно связанных с народной песней и танцем сочинений (12-я, 8-я, 6-я, 5-я симфонии), поскольку она «ни одной подлинной фольклорной темы не содержит», но отмечал, что её некоторые темы «настолько типичны в жанровой характерности, мелодически выразительны, что воспринимаются как родственные фольклорным».

Среди других работ этого периода выделяется Симфония № 16, посвящённая советской авиации. Её драматизм навеян катастрофой самолёта «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года. Оценка С. С. Прокофьева Шестнадцатой симфонии может быть распространена на многие сочинения Мясковского, или даже воспринята как творческое кредо композитора: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности построения — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой. Тут не было ни слащавых наивностей, ни залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом. Весь зал единодушно приветствовал симфонию Мясковского». После первого исполнения посвящённой А. В. Гауку Семнадцатой симфонии Г. Г. Нейгауз писал, что это «своего рода совершенство», в котором Мясковский достиг необычайной «ясности и простоты (преодоления сложности) изложения»

Особой силой отличается Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества Мясковского. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения.

Во время войны композитор создал несколько струнных квартетов и три патриотические симфонии: № 22, 23 (на кабардино-балкарские темы) и 24. В Симфонии № 25 (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства.

Сергей Прокофьев писал о композиторе: «В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты». Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Малера симфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства.

Симфонические произведения Н. Я. Мясковского

Виолончелист Мстислав Ростропович назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, когда-либо написанных для этого инструмента, а дирижёр Евгений Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех симфонических произведений Мясковского, назвал композитора прямым наследником русских классиков XIX века. Для Ростроповича Мясковским написана Вторая виолончельная соната, op. 81

Тем не менее, в настоящее время музыкальное наследие Мясковского не пользуется особой известностью. Работая на стыке различных течений, композитор не был полностью признан ни радикальными модернистами, ни сторонниками классического романтизма XIX века. Его работы несколько тяжеловаты, а лирическая составляющая осталась там в достаточно архаичной форме. Исследователь жизни и творчества Мясковского Дмитрий Горбатов и дирижёр Геннадий Рождественский указывали на то, что причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других — чересчур консервативен.

В последнее время заметен повышенный интерес к творчеству Мясковского за границей, распространяющийся в свою очередь и на родине композитора в условиях отсутствия окончательного его осмысления. В этой связи ценна оценка В. Я. Шебалина: «В настоящее время еще невозможно дать исчерпывающую или даже сколько-нибудь приближающуюся к этому характеристику Мясковского как композитора. Каждое следующее поколение будет находить в его произведениях все новые черты. То, что писалось о нем в последние годы, — это лишь первые шаги на пути к осмыслению его творческого пути. <…> Вклад, сделанный Мясковским в русскую и советскую музыкальную культуру, столь огромен и своеобразен, что понадобятся еще долгие годы, чтобы ориентироваться в его музыкальном и литературном наследии и дать себе отчет в том, насколько велика и плодотворна его роль в общем течении русской и советской музыкальной жизни»

МЯСКОВСКИЙ, НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1881–1950), русский композитор, педагог. Родился в Новогеоргиевске (ныне Польша) 8 (20) апреля 1881 в семье кадрового военного. Продолжая семейную традицию, поступил в петербургское Военно-инженерное училище, параллельно занимаясь частным образом музыкой и сочинением. Успешно окончив училище и начав военную службу, в возрасте 25 лет поступил на композиторское отделение Петербургской консерватории, где занимался у А.К.Лядова и Н.А.Римского-Корсакова и был однокурсником (и впоследствии близким другом) С.С.Прокофьева и Б.В.Асафьева . Окончил консерваторию в 1911; до 1914 регулярно и очень ярко выступал как музыкальный критик на страницах московского журнала «Музыка». В 1904–1914 создал три симфонии, ряд других симфонических произведений, три квартета, множество фортепианных пьес и романсов. Первую известность принесли ему симфонические поэмы Молчание (по Э.По, 1910) и Аластор (по Шелли, 1913); в этот период Мясковский был активным участником Вечеров современной музыки – «передовой» организации музыкантов, стремившейся к широкому знакомству с достижениями западной культуры. В 1914 был призван в действующую армию и провел на фронте, на передовых позициях, два года в чине поручика саперной роты. В декабре 1917 был переведен в Петроград, в 1918 – в Москву, где продолжал военную службу (уже в Красной Армии) до 1921. С 1919 начал работать в Государственном музыкальном издательстве редактором и консультантом (до конца 1930-х годов); с 1921 и до конца жизни – профессор класса сочинения Московской консерватории. С исключительным успехом прошли в Москве премьеры двух «послевоенных» симфоний Мясковского (центральных в его творчестве) – Пятой (1920) и особенно Шестой (1924), которая непосредственно отражает (в том числе с помощью музыкальных цитат) события революции и гражданской войны. В 1920-е годы музыка Мясковского начала широко исполняться на Западе (во многом благодаря содействию С.С.Прокофьева, высоко ценившего творчество своего друга); композитор был ведущим деятелем Ассоциации современной музыки.

Вся дальнейшая жизнь Мясковского тесно связана с Москвой, где он являлся крупнейшим музыкальным авторитетом, заняв место, которое в первые десятилетия 20 в. принадлежало С.И.Танееву . Мясковский постоянно и плодотворно работал в разных симфонических, камерно-инструментальных и камерно-вокальных жанрах, но центральное место в его творчестве занимали симфонии, которых он создал 27, причем их премьеры часто становились заметными событиями в музыкальной жизни. Ныне наибольшей известностью, наряду с ранними Пятой и Шестой, пользуются две поздние симфонии – элегическая Двадцать первая (1940) и драматическая Двадцать седьмая (1949). Огромное значение имела педагогическая деятельность Мясковского, которая способствовала развитию московской композиторской школы; среди композиторов, окончивших его класс, – Г.Г.Галынин, Е.К.Голубев, Д.Б.Кабалевский , А.В.Мосолов, Н.И.Пейко, А.И.Хачатурян , К.С.Хачатурян, Б.А.Чайковский , А.Я.Эшпай .

Жизнь и творчество Мясковского отмечены цельностью, пронизаны чувством долга. Будучи в советское время официально признанным композитором, лауреатом ряда Сталинских премий, Мясковский никогда не шел на компромиссы с собственной художественной совестью. Стиль Мясковского, тесно связанный с русской классической традицией (в области симфонизма – более всего с Чайковским, но также и с петербургской школой), своеобразен: он отличается некоторой жесткостью, приглушенностью колорита и целомудренностью эмоций, но может быть остро драматическим, а иногда и глубоко трагическим.

Конец жизни Мясковского был омрачен событиями 1948, когда в постановлении ЦК ВКП (б) Об опере «Великая дружба » В.Мурадели (Мурадели являлся учеником Мясковского) обвинения в «антинародности» и «формализме» обрушились на ближайшего друга Мясковского, С.С. Прокофьева, на его ученика А.И.Хачатуряна и на него самого.

- 8 августа , Москва) - русский композитор.

Мясковский преподавал в Московской консерватории более 25 лет. За это время через его класс прошло более 80 учеников.

Ученики Н. Я. Мясковского

Абрамский А. С. (1927), Аксенов А. Н. (1931), Алексеев В. В. (1929), Белорусец И. М. (1938), Белый В. А. (1929), Бирюков Ю. С. (1936), Будашкин Н. П. (1937), Веприк А. М. (1923), Витачек Ф. Е (1931), Гайгерова В. А.(1928), Гамбург Г.С. (1927), Герчик В.П. (1937), Голубев Е. К. (1936), Кабалевский Д. Б. (1929), Квадри М. В., Крюков В. Н. (1925), Левина З. А. (1932), Локшин А. Л. (1941), Мaкарова Н. В. (1936), Макаров-Ракитин К. Д. (1935), Месснер Е.И. (1929), Мокроусов Б.А. (1936), Мосолов А.В. (1925), Мурадели В. И. (1938), Надиров И. Н. (1936), Никольский Ю. С. (1925), Обoрин Л.Н. , Пейко Н.И. (1940), Половинкин Л.А. (1924), Разоренов С.А. (1939), Соколов-Камин А.Н. (1931), Старокадомский М. Л. (1928), Степанов Л. Б. (1938), Фере В. Г. (1929), Хачатурян А. И. (1934), Хачатурян К. С. (1949), Чайковский Б. А. (1949), Черемухин М. М. (1928), Шебалин В. Я. (1928), Шехтер Б. С. (1929), Ширинский В. П. (1928), Эшпай А. Я. (1953), Юровский В. М. (1938)

(в скобках – год окончания МК)

Сочинения

  1. 01 "Размышления" 7 стихотворений Е.Баратынского для голоса с фортепиано Вокал 1907
  2. 02 "Из юношеских лет" 12 романсов для голоса и фортепиано на слова К. Бальмонта Вокал 1903-1906
  3. 03 Симфония № 1, до минор, в 3-х частях Симфонии 1908
  4. 04 «На грани», 18 романсов на слова З.Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но Вокал 1904-1908
  5. 05 «Из З.Гиппиус», 3 пьесы для голоса и ф-но Вокал 1905-1908
  6. 06 Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907-1909
  7. 07 «Мадригал», сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта Вокал 1908-1909
  8. 08 Три наброска на слова Вяч. Иванова для голоса с ф-но Вокал 1908
  9. 09 «Молчание», симфоническая притча Оркестровая музыка 1909-1910
  10. 10 Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
  11. 11 Симфония №2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910-1911
  12. 12 Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
  13. 13 Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
  14. 14 «Аластор», симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
  15. 15 Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
  16. 16 «Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но Вокал 1913-1914
  17. 17 Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917-1918
  18. 18 Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
  19. 19 Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
  20. 20 6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но Вокал 1921
  21. 21 «На склоне дня» 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но Вокал 1922
  22. 22 «Венок поблекший», музыка к 8 стихотворениям А.Дельвига – тетради I и II для голоса и ф-но Вокал 1925
  23. 23 Симфония № 6 , ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921-1923
  24. 24 Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
  25. 25 «Причуды», 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922-1927
  26. 26 Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924-1925
  27. 27 Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924-1925
  28. 28 Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926-1927
  29. 29 «Воспоминания», 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
  30. 30 Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926-1927
  31. 31 «Пожелтевшие страницы», 7 незатейлевых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
  32. 32 № 1 Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928-1929
  33. 32 № 2 Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
  34. 32 № 3 Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
  35. 33 № 1 Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
  36. 33 № 2 Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
  37. 33 № 3 Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
  38. 33 №4 Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909-1937
  39. 34 Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  40. 35 Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  41. 36 Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
  42. 37 Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
  43. 38 Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
  44. 39 Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935-1936
  45. 40 12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с ф-но Вокал 1935-1936
  46. 41 Симфония №17 Соль диез минор в четырех частях Симфонии 1936-1937
  47. 42 Симфония №18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
  48. 43 №1 10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
  49. 43 №2 Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но Фортепиано 1938
  50. 43 №3 Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для ф-но Фортепиано 1937
  51. 44 Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
  52. 45 Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
  53. 46 Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
  54. 46 bis Две пьесы (из симфонии №19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
  55. 47 Струнный квартет №5, ми минор в четырех частях Камерная музыка 1938-1939
  56. 48 Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
  57. 49 Струнный квартет №6, соль минор Камерная музыка 1939-1940
  58. 50 Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
  59. 51 Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
  60. 52 «Из лирики Степана Щипачева» 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
  61. 53 Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
  62. 54 Симфония № 22 («Симфония-баллада»), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
  63. 55 Струнный квартет № 7 , фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
  64. 56 Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
  65. 57 Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
  66. 58 Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
  67. 59 Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
  68. 60 Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
  69. 61 “Киров с нами”, поэма- кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
  70. 62 Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
  71. 63 Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
  72. 64 № 1 Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
  73. 64 № 2 Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
  74. 65 “Звенья”, 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
  75. 66 Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
  76. 67 № 1 Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
  77. 67 № 2 Струнный квартет № 11 “Воспоминания” , ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
  78. 68 Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945-1946
  79. 69 Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945-1946
  80. 70 Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
  81. 71 Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
  82. 72 Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
  83. 73 “Стилизации”, 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
  84. 74 “Из прошлого”, 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
  85. 75 "Кремль ночью", кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
  86. 76 Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
  87. 77 Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
  88. 78 Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
  89. 79 Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
  90. 80 Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
  91. 81 Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948-1949
  92. 82 Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
  93. 83 Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
  94. 84 Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
  95. 85 Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
  96. 86 Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
  97. 87 “За многие годы”, сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
  98. T 01 Ф.Э. Бах Andante для флейты и фортепиано. Переложение второй части концерта для оркестра Фортепиано 1922
  99. T 02 Д. Мелких «Аладина и Паломид» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1925
  100. T 03 М. Штейнберг «Принцесса Малэн» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1926
  101. T 04 С. Прокофьев Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1929
  102. T 05 М. Штейнберг Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1930
  103. T 06 М. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1931
  104. T 07 С. Прокофьев «Осеннее» - эскиз для м. симфонического оркестра - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1935
  105. T 08 С. Прокофьев «Египетские ночи» симфоническая сюита из музыки к спектаклю - переложение для фортепиано в четыре руки Вокал 1935
  106. T 09 С. Прокофьев «1941-й год» симфоническая сюита - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1941
  107. T 10 А. Бородин Три романса и каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» - переложение аккомпанементов для струнного квартета. Камерная музыка 1944
  • 10 - 12 прелюдий для фортепиано. Фортепиано 1896-1898
  • 4 прелюдии для фортепиано Фортепиано 1899
  • 2 прелюдии для фортепиано Фортепиано 1900
  • Прелюдия для фортепиано, до диез минор Фортепиано 1901
  • Фантазия фа минор для фортепиано Фортепиано 1903
  • “Тишина”, романс для голоса с фортепиано на слова Мельшина Вокал 1904
  • Идиллия фа мажор для фортепиано Фортепиано 1904
  • Две фантазии для фортепиано: до диез минор и ре мажор Фортепиано 1904
  • Две фантазии для голоса с фортепиано Вокал 1903
  • Соната для фортепиано ми минор Фортепиано 1905
  • Скерцандо для фортепиано Фортепиано 1905
  • Два романса для голоса и фортепиано Вокал 1905
  • “Flofion”, тетрадь 1, шесть прелюдий для фортепиано Фортепиано 1899-1901
  • “Flofion”, тетрадь 2, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906
  • “Flofion”, тетрадь 3, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906-1907
  • “Flofion”, тетрадь 4, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907
  • “Flofion”, тетрадь 5, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  • “Flofion”, тетрадь 6, Школьные опыты для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  • “Flofion”, тетрадь 7, Опыты для фортепиано Фортепиано 1908-1912
  • “Flofion”, тетрадь 8, Наброски и отрывки для фортепиано Фортепиано 1917-1919
  • Соната для фортепиано до минор одночастная Фортепиано 1907
  • Соната для фортепиано соль мажор одночастная Вокал 1907
  • 26 фуг (классных) для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  • 2 романса для голоса с фортепиано Фортепиано 1908
  • “Ковыль” для хора без сопровождения на слова К.Бальмонта Вокал 1909
  • Увертюра соль мажор для небольшого оркестра Оркестровая музыка 1909
  • «Песня у станка» на слова А. Безыменского для голоса и фортепиано. Вокал 1930
  • Два военных марша для духового оркестра Оркестровая музыка 1930
  • Три песни советских летчиков для хора и фортепиано Вокал 1931
  • «Ленинская» песня для хора с фортепиано на слова А.Суркова Вокал 1932
  • «Песня о Карле Марксе» для хора с фортепиано на слова С.Кирсанова Вокал 1932
  • Три военно-комсомольские песни для хора с фортепиано Вокал 1934
  • «Слава советским пилотам» четырехголосный смешанный хор без сопровождения (слова А.Суркова) Вокал 1934
  • Прелюдия и фугетта на имя «Сараджев», соль минор. Из 24 пьес для фортепиано (1907), для симфонического оркестра Оркестровая музыка 1934
  • «Жить стало лучше» для голоса и фортепиано на слова В.Лебедева-Кумача. Вокал 1936
  • Четыре песни полярников для голоса и фортепиано Вокал 1939
  • Две массовые песни для голоса с фортепиано Вокал 1941
  • «Походная песня» для мужского двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского. Вокал 1941
  • Два эскиза к гимну РСФСР Оркестровая музыка 1946

Композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель.

Родился 8 апреля 1881года в Новогеоргиевске Варшавской губернии.
Первые уроки музыки получил от сестры отца, Еликониды Константиновны, заменившей ему мать. Продолжил обучение игре на фортепиано и скрипке в Петербургском кадетском корпусе (с 1895). По признанию Мясковского, последним толчком к музыкально-творческим устремлениям было потрясающее впечатление от Шестой симфонии и оперы «Воевода» П. И. Чайковского. Общему и музыкальному развитию композитора способствовало общение с известными петербургскими пушкинистами М. Л. Гофманом, Б. Л. Модзалевским и их окружением.

По семейной традиции (отец был крупным военным специалистом), с 1899 года учился в Военно-инженерном училище, одновременно занимаясь музыкой. Служил в воинских частях Зарайска, Москвы. В 1903 году брал уроки у P.M. Глизра в Москве, в 1903-06 годах — у И. М. Крыжановского (полифония, фуга, инструментовка) в Петербурге. Посещал «Вечера современной музыки», где познакомился с С. М. Городецким, Вяч. И. Ивановым, М. А. Кузминым, но, по собственному признанию, не стал в этом кругу «своим», т. к. не стремился к «последнему слову» музыкальной техники. В 1911 году же подружился с Б. В. Асафьевым и С. С. Прокофьевым (дружба с Прокофьевым продолжалась до конца жизни). По мнению Прокофьева, переписка с Мясковским давала ему больше, чем «сухие уроки А. . Лядова».

После окончания консерватории сотрудничал с московским журналом «Музыка» (проявил себя блистательным критиком). Принципиальную роль для музыкальной культуры того времени имела статья Мясковского «Чайковский и Бетховен» (1912), направленная против недооценки значения великого русского композитора. В 1920-е годы выступал со статьями и рецензиями в журн. «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка».

Участвовал в боевых действиях в Первой мировой войне (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск. Назначение в Военно-морской штаб (1918-21) привело Мясковского из Петрограда в Москву. Ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симфонических поэм и др. Активно включился в строительство новой музыкальной культуры и в московскую музыкальную жизнь. Всегда старался быть «художником наших дней». Один из организаторов Государственного музыкального издательства (член жюри, редактор, консультант, 1919-30). В 1919 году — член правления «Коллектива московских композиторов», одновременно — заместитель заведующего МУЗО Наркомпроса РСФСР, член Художественной секции ГУС. Посещал музыкальные вечера у Держановских и П. А. Ламма, ставшего его другом. В 1932 году был избран в оргкомитет СК СССР. В 1933-39 вёл многостороннюю музыкально-общественную деятельность в художественных советах радио, филармонии, с 1939 — Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, в жюри различных конкурсов. С 1940 года — член редколлегии журнала «СМ» (до 1948).

С 1921 года преподавал в Московской консерватории. Создатель крупной композиторской школы. Среди учеников: И. Белорусец, В. Белый, Ю. Бирюков, Н. Будашкин, А. Веприк, Ф. Виточек, В. Гайгерова, Г. Гамбург, Г. Галынин, Е. Голубев, Г. Егиазарян, Д. Кабалевский, Г. Киркор, В. Крюков, 3. Левина, А. Локшин, Н. Макарова, К. Макаров-Ракитин, Е. Месснер, Б. Мокроусов, А. Мосолов, В. Мурадели, Н. Пейко, Л. Половинкин, С. Разорёнов, М. Старокадомский, В. Фере, А. Хачатурян, К. Хачатурян, Б. Чайковский, В. Шебалин, Б. Шехтер, В. Ширинский, А. Эшпай, М. Юровский и др. (всего около 80). Главную педагогическую задачу видел в том, чтобы развить в ученике его индивидуальные черты, научить мыслить крупными пластами, ощущать форму как процесс, видеть перспективу и итог этого процесса. Член АСМ (до 1931). Был хорошо знаком с зарубежным творчеством XX века и щедро делился своими сведениями, а также уникальной библиотекой с учениками.

Вошёл в историю музыки как один из крупнейших симфонистов 1-й половины XX века. За 4 десятилетия (1908-49) создал 27 симфоний. Среди отечественных композиторов ближе всех подошёл к идее музыкального раскрытия темы «Россия XX столетия в контексте мировых войн». Как и многие русские мастера 1-й половины XX века, Мясковский создавал свои композиции (симфонические и камерные), основываясь на их стилевом контрасте: вслед за психологически углублённой, нередко трагической фреской возникала композиция более оптимистическая склада (Пятая и Шестая, Двенадцатая и Тринадцатая симфонии и др.). Огромен вклад композитора в жанр камерной музыки: 13 струнных квартетов, 9 фортепианных сонат, свыше 100 пьес, сгруппированных в небольшие циклы и сборники, свыше 100 романсов и песен на слова М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, А. А. Блока и др.

Литературное наследие Мясковского велико и ещё ждёт полной публикации. Среди изданных: Автобиографические заметки о творческом пути // СМ. 1936. № 6; Н. Я. Мясковский. Собрание материалов. Т. 1-2 / Ред.-сост. С. Шлифштейн. М., 1959-60: Т. 1. Статьи. Письма. Воспоминания. Т. 2. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы. 2-е издание 1964: Т. 1. Статьи. Очерки. Воспоминания. Т. 2. Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы.