Эдвард Бенджамин Бриттен
,барон Бриттен(1913-1976)-выдающийся британский композитор,дирижер и пианист.
О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине,первым после Генри Персела(1659 -1695)(английский композитор, представитель стиля барокко)получившем мировое признание.Прошли столетия после смерти "Британского Орфея",-так называли Персела,но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко,чтобы мир повернулся к нему с интересом,взволнованностью,с нетерпением ожидая,что нового появиться в его следующем опусе.Таким стал только Бриттен,снискавший мировую славу.Можно сказать,что Англия дождалась его.
"Простая симфония", Op.4 для струнного оркестра
(1934г)
Бенджамином Бриттеном была написана для студенческого оркестра и впервые исполнена им в 1934 году под управлением автора.
Произведение посвящено Одри Олстон, которая в детстве учила Бриттена игре на альте. В симфони Бриттен использовал восемь тем (по две на часть), сочиненных им в детстве и к которым он испытывал особое расположение.
В этой симфонии, проявляются все элементы стиля Бенджамина Бриттена. С одной стороны - это классическая ясность; ясность Гайдна, Моцарта и Бетховена. С другой стороны - следование великолепным традициям английской музыки, начиная со времён вирджиналистов (вирджинал - английский вариант клавесина). А еще - огромное чувство юмора, буквально во всём. Но эта симфония, пожалуй, обладает рекордным чувством юмора, в чем мы с вами и убедимся…
«Простая симфония» Бенджамина Бриттена состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свое название. Первая - «Неистовое буре», вторая - «Игривое пиццикато», третья - «Сентиментальная сарабанда» и четвертая - «Веселый финал».
Уже названия частей настраивают слушателя на игривый лад.
Мы откроем для себя Бриттена - остроумного, как молодой Прокофьев, и классичного, как «папаша Гайдн»…
«Вы увидите, сколько чудес внутри этой музыки, сколько вечного и классического!..»
«Путеводитель по оркестру для юных слушателей»
на тему Генри Перселла…
(1946г)
Одно из самых лучших произведений мировой музыки!
Бриттен взял тему Пёрселла - чудесную тему, очень энергетичную, очень сильную, и с неё начал. По сути, он написал Тему с вариациями и фугой. Так это называется официально.
За какие-нибудь семнадцать минут мы пройдем самый удивительный путь во всей истории музыки.
Как выстраивает свою тему и вариации гениальный Бенджамин Бриттен?
Итак, сначала звучит тема, потом эта же тема звучит в исполнении различных групп оркестра: сначала деревянных духовых, потом медных духовых, потом струнных, потом ударных, и в завершении опять все вместе - Тутти - они играют эту мелодию. Затем начинается безостановочное знакомство со всеми музыкальными инструментами симфонического оркестра: начинают играть флейты и флейты-пикколо, потом гобой, потом кларнет, потом фаготы, валторны; затем очередь струнных - скрипки, альты, виолончели, контрабасы; потом арфа, потом начинаются медные духовые - валторны, трубы, тромбоны и туба, потом ударные - их вообще тысячи! (У Бриттена их звучит еще немного - всего штук сорок-пятьдесят).
Затем начинается самое большое чудо, какое только может быть на земле - фуга. В переводе с латыни “фуга” означает “бег”. И Бриттен действительно дает нам настоящую фугу, которая бежит на всех парах - все инструменты бегут, торопятся, спешат, они свистят и щебечут, как птички, они поют, они дразнятся, они… Это что-то невероятное! Причем опять в том же самом порядке каждая группа инструментов играет эту тему сначала (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны, струнные и т.д.). Это фуга, к которой в течение двух минут присоединяется огромное количество голосов, и уже кажется, что звучит вся Вселенная!
И вдруг снова чудо - когда весь оркестр верещит, свистит, поет, трещит, смеется, грохочет… в этот момент появляется ТЕМА - та самая, с которой всё это начиналось, соединяясь со всеми голосами фуги.
Подобного история музыки еще не знала!
Вот что вытворил удивительный Бриттен!
по материалам радио "Орфей"
«Вариации и фуга на тему Перселла» Бриттена (1946 г.) принадлежат (наряду с прокофьевским «Петей и волком») к популярнейшим «детским» сочинениям симфонической музыки.
Изначально Бриттен писал музыкальные иллюстрации к фильму об инструментах оркестра. Но огромное количество писем, полученных после выхода этого фильма, побудило композитора создать самостоятельное оркестровое произведение.
Музыкант-просветитель, Бриттен постоянно стремился привлечь юных слушателей в мир академической (но совсем не скучной!) музыки. Так, в его замечательном сочинении «Давайте создадим оперу!» маленькие и большие зрители становятся полноправными участниками спектакля.
Неслучайно для Бриттена и обращение к музыке Генри Пёрселла (использована тема Рондо из музыки к пьесе А. Бен «Абделазар»). Возродив на оперной сцене перселловский шедевр «Дидону и Эней», он нередко черпал вдохновение в наследии «золотого века» английской музыки.
Рельефная, яркая мелодия, исполняемая tutti и, затем, отдельно каждой оркестровой группой, «спускается» по всем инструментам оркестровой партитуры (начиная с флейты, далее по всем деревянным духовым, струнным, арфе, медным и ударным), чтобы в конце снова объединить весь оркестр в фуге. Автором предусмотрены словесные комментарии - краткие рассказы о каждом инструменте - написанные другом Бриттена, либреттистом оперы «Питер Граймс» Монтегю Слейтером.
Тяготевший к музыкальному театру, Бриттен и здесь создает увлекательное игровое зрелище с калейдоскопической сменой инструментов-«персонажей», надевающих к тому же различные «маски» (каждая вариация звучит в своем жанре - полонеза, марша, ноктюрна, хорала и т.д.) По меткой характеристике Р. Насонова, «композитору удается не только продемонстрировать виртуозные возможности всех оркестровых инструментов, но и создать целую галерею их портретов, объединенных занимательным музыкальным сюжетом».
«Путеводитель по оркестру для юных слушателей»
Бенджамин Бриттен
Бенджамин Бриттен стоял у истоков возрождения английской музыки на мировой арене. Он создавал произведения различных жанров и уделял особое внимание народным веяниям. Его роль как музыканта-просветителя отразилась в музыкальных этюдах, которые предназначались для молодёжи и детей.
Произведения Перселла привлекали ярый интерес автора, благодаря чему были рождены на свет редактированные варианты оперы «Дидона и Эней», «Оперы нищих». Неповторимое значение из всех работ Бриттена придаётся «Вариации и фуге на тему Перселла», которая стала своеобразным «путеводителем по оркестру для молодёжи». Произведение изначально было написано для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра». В дальнейшем путеводитель был исполнен в Лондоне симфоническим оркестром.
Сложное полифоническое произведение знакомит слушателей с возможными тембрами различных инструментов оркестра. Такое интересное и специфическое звучание производит впечатление даже на самых маленьких зрителей и может смело занять место самого популярного обучающего музыкального творения. Путеводитель рекомендуется детишкам с шестилетнего возраста, познакомит их с удивительным и ярким миром симфонической музыки. Звучание оркестра периодически прерывается понятными и интересными пояснениями. Комментарии раскрывают каждый инструмент и доступно характеризуют его для ребёнка.
Все они воплощаются в своего персонажа, одеваю своего рода маску, и звучат в различных жанрах, которые включают полонезы, марши, ноктюрны, хоралы и другие. Таким образом, создаётся целая портретная галерея инструментов. Этот калейдоскоп звучаний завораживает поочерёдно различными тембрами, которые в итоге объединяются в искрящуюся фугу. Сочинение состоит из нескольких фрагментов и финала для удобства зрителя. Путеводитель включает в себя шесть ансамблевых комбинаций оркестровых композиций, тридцать сольных выступлений, которые потом сливаются в фугу с задействованием всех инструментов сразу.
Научите ребенка различать музыкальные инструменты на слух, благодаря их феноменальному и уникальному тембру звучания. Все они различны по глубине и насыщенности, по наличию бархатистого или мягкого оттенка, а также по продолжительности и яркости. Здесь Вы сможете насладиться чудесной скрипкой, выразительным альтом, будоражащей виолончелью и контрабасом. Не упустите трогательную флейту, кларнет, фагот, громкую трубу и тромбон, а также разнообразные ударные. Перечень всех используемых инструментов просто бесконечен, как и безграничный и богатый мир музыки.
«Путеводитель ло оркестру для юношества (Вариации и фуга на тему Перселла)» Б. Бриттена написан десятью годами позже «Пети и волка» Сергея Прокофьева - произведения, начавшего цикл знакомства детей с инструментами симфонического оркестра.
Бенджамин Бриттен - наш современник (1913-1976). Его произведения исполнялись неоднократно в Советском Союзе. Композитор и сам бывал у нас. Большой художник, Бриттен откликается на все животрепещущие проблемы современности. Перу его принадлежат «Баллада о героях», посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании против фашизма, и Военный реквием - памяти жертв второй мировой войны. В то же время он - автор Весенней симфонии и оперетты «Пол Баньян».
Бриттен любит писать для детей. Написав три оперы, он создал специально для ребят веселую оперу, которая так и называлась «Давайте ставить оперу, или Маленький трубочист» (1949). Это было веселое представление, в котором участвовали дети в возрасте от восьми до четырнадцати лет, но и присутствующая публика должна была петь песни по нотам, которые тут же раздавались всем, и подражать голосам птиц в одной из сцен. Впоследствии Бриттен в своих «взрослых операх» писал очень ответственные партии, которые должны исполняться детьми («Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и др.).
На партитуре Вариаций и фуги на тему Перселла стоит посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд - Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии - в целях образовательных и для развлечения».
Бриттен очень любил гениального английского композитора, жившего в XVII столетии, Генри Перселла, автора первой национальной оперы «Дидона и Эней». Он многому учился у своего знаменитого предшественника. «Он обязан Перселллу больше, чем любому другому композитору, - пишет его биограф Имоджин Холст, - не только тому, что он называет «ясностью, блеском, нежностью и странностью» песен, но также и живости инструментальных пьес. На тему одного из его хорнпайпов («хорнпайп» - «волынка» - название матросского танца) Бриттен написал свой «Путеводитель по оркестру» (ор. 34) - самый веселый из всех уроков инструментовки».
Русский текст Наталии Сац
Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац
Запись 1970 г.
Общее время звучания - 19:31
Royal Philharmonic Orchestra (Королевский филармонический оркестр),
дирижёр Andre Previn (Андре Превин)
Запись студии Telarc (USA)
Запись 1986 г.
Общее время звучания - 17:06