Архитектурно-этнографический музей хохловка. Хохловка Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

03.11.2019

· 09.01.2016

Текст статьи обновлён: 28.03.2019

Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.

Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.

На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.

Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.

Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.

Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.

Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.

В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.

Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.

Фото 7. Ветряная мельница в музее под открытым небом «Хохловка». Куда поехать на выходные из Перми. 1/80, 0.33, 320, 24.

Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.

Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?

Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!

Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.

Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.

Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.

Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».

В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.

Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.

Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.

Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»

История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.

Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.

А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальный сайт музея (http://www.museumperm.ru/filiali/muzey-khohlovka) сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).

Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.

За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!

Пермь. Часть II. Хохловка.

Пермь очень вытянута вдоль Камы и поэтому добраться до архитектурно-этнографического музея (АЭМ) «Хохловка», расположенного в пригороде не так-то просто и быстро. Около часа автобус петляет либо по правому, либо по левому берегу реки чтобы, проехав район Гайва, оказаться на Ильинском тракте.

Как только вы проехали выездной знак «Пермь» до Хохловки будет уже совсем недалеко.

Осенью тут очень красиво. Лес пламенеет оттенками желтого и красного.

Первое что поражает - название произноситься как ХОхловка (с ударением на первый слог) и это очень чудно и непривычно. Хотя здесь все так - КИзел, ЧЕрдынь и т. п. Представители других регионов выдают себя неправильным произношением сразу и с головой:) Для антуража территория у входа огорожена вот такой стеной.

Попасть на территорию стоит 100 рублей, снимать можно невозбранно. Т.е. конечно бы цену назначили, если бы могли проконтролировать, но на таких пространствах туристов подвергать репрессиям не получается.

История.

Предложение об организации подобного музея появились в 1966 г. и, после утверждения во всевозможных инстанциях, в 1969 г. коллекцию изб, усадеб и промышленных сооружений стали потихонечку собирать. Открыт же для посетителей он был только в 1980 г., когда подготовили экспозицию (нужно было собрать, привезти, починить, грамотно расположить). Изначально объектов было 12, на данный момент их 21.

Вот план музея, маршрут проложен в виде петли и посетитель обязательно увидеть все объекты.

18 сентября 2010 г. я попал как раз на день открытых дверей и бесплатный вход посвященный 30-летию музея (официальное открытие правда состоялось 17 сентября 1980 г., но нынешнее празднование просто подвинули на один день, на ближайшую субботу).

В путеводителях пишут дескать инфраструктура у музея не развита... Это правда - немного сувениров в кассе и рядом, маленький сельский продуктовый магазин, а вот с туалетами все просто отлично (их много по всей территории). Т.е. советую еду брать с собой.

Территория разделена на 6 отделов. Посмотрим, что же тут есть -

а) Коми-Пермяцкий сектор («Северо-Западное Прикамье»).

Объект №1. Усадьба Кудымова из д. Яшкино Юсьвинского района.

Середина XIX века.

Настоящая усадьба с домом, хоздвором, сараем, баней и ледником. Коми-пермяки не украшают окна наличниками и поэтому окна кажутся какими-то слеповатыми. Вся изба собрана без единого скрепляющего элемента (гвоздя или скобы) а стыки бревен проложены берестой.

Внутри всякая-разная утварь.

А во дворе - сани.

Объект №2. Усадьба Светлакова из д. Дема Кочевского района.

1910-1920 гг., т.е. достаточно поздняя.

Отличается грандиозным внутренним двором. Усадьба мелкого ремесленника-отходника (изготовление жерновов) существенно отличается от первого чисто крестьянского дома.

Объект №3. Усадьба Баяндиных-Баталовых из д. Дмитриево Юсьвинского района.

Это копия, построенная в 1989 (?) году.

А вот это натуральный многофункциональный зажиточный дом с красильной мастерской, лавкой и жилой частью. Крыльцо богатое а наличников опять нет.

б) Сектор «Северное Прикамье».

Объект №4. Церковь Преображения из с. Янидор Чердынского района.

1702 г. (!). Уникальное здание, помнит еще Петровскую Россию.

Явный и узнаваемый северорусский стиль, отсыл к архитектуре Архангельской и Вологодской областей. В Коми подобное не сохранилось.

У здания очень высокий двухметровый подклет (т.е. цокольный этаж) и поставлена она без единого гвоздя - только пазы и выемки. Разобрали ее по бревнышку в Янидоре и к 1985 г. собрали здесь.

Картинка из жизни Древней Руси просто.

Объект №5. Усадьба Васильевых из д. Гадья Чердынского района.

1880-е годы.

Странное сооружение, по сути две жилые избы под одной крышей. Т.е. от входа налево - одна семья, от входа направо - другая.

Расписные прялки -

Внутри собрано еще много всяких расписных штук. Ресурсы у крестьян были небольшие, а красоты хотелось.

в) Сектор «Южное Прикамье».

Объект №6. Сторожевая башня Торговищенского Острога из с. Торговище Суксунского района.

Центральная проезжая башня Торговищенского острога (т.е. маленькой крепости с гарнизоном) построена была около 60-х годов XVII века для защиты от нападений башкир. Но больше всего пригодилась в 1773 г. против мятежников-пугачевцев (и единственная из всего острога уцелела).

Оборонное значение потом она конечно потеряла и в 1899 году даже сгорела, но местными жителями самостоятельно (!) отстроена заново (к 1905 г.). Вот эта уже столетняя реплика и экспонируется в музее. Самый первый объект, который перевезли в будущий музей «Хохловка».

Объект №7. Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского района.

1694 г. (Самое старое здание экспозиции).

Очень затейливое здание высотой более 20 метров. Изнутри полностью пуста, к сожалению. Никаких следов алтаря и икон не сохранилось.

Объект №8. Колокольня из с. Сыра Суксунского района.

Видно, что некоторые бревна заменены. Как жалко, что дерево такой непрочный материал.

«— Мы вывозим только то, — говорил Канторович, — что невозможно уберечь на месте. Колокольня, например, была сильно наклонена, и, не встань она на Заповедном холме, мы бы потеряли ее... »
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Без крыльца здание еще более величественно.

Объект №9. Пожарное депо из с. Скобелевка Пермского района.

Первая треть XX века.

В свете современных лесных пожаров невредно будет знать, как эту проблему решали наши предки. Вот, например, оснастка добровольной (!) пожарной дружины в селе Скобелевка. Здешняя дружина, организованная в 1906 г., насчитывала 23 человека, что очень немало. И это помимо отличного здания и пожарной техники.

Телеги с бочками.

Там и рында была, да.

Здание перенесено всего лишь на 6 километров от своего первоначального сельского расположения.

Объект №10. Усадьба Игошева из д. Грибаны Уинского района.

Середина XIX века.

г) Сектор «Охотничье становье».

Охотничий комплекс расположен в очень похожем на настоящий диком лесу, но все постройки построены в настоящее время. По древним образцам конечно но тем не менее...

Объект №11. Охотничья изба.

На местных языках эта избушка зовется «пывзен».

Объект №12. Навес с очагом-костром «нодья».

На самом деле это не стойка для сушки жердей, а полушалаш с костром под ним. Строился в любом месте ночевки скатом к ветру - очень удобно.

Объект №13. Лабаз-чамья на одном столбе.

Этот амбар для припасов вполне мог стать источником слухов об «избушке на курьих ножках».

Объект №14. Лабаз-чамья на двух столбах.

Обнаружить не удалось. Похоже, что его увезли на реконструкцию или просто убрали. то же, что и наверху, только с двумя ногами:). На дом бабы-яги смахивал еще больше:)

Пройдя еще чуть-чуть по страшной дорожке в темном лесу мы выходим к исключительно интересному не природному, ни архитектурному, а промышленному (!) комплексу.

д) Сектор «Солепромышленный комплекс».

Представлен сооружениями Рязанцевских солеварен Усть-Боровского завода (ныне часть г. Соликамска), иллюстрирующими почти от начала до конца способ добычи пищевой соли. В XII-XVII веках соль была исключительно ликвидным и высокодоходным товаром, из-за нее воевали и бунтовали (например Московский соляной бунт 1648 г.). Соликамск интенсивно развивался именно в это время.

Технология, кстати, изменилась совсем немного хотя, конечно, автоматизации стало гораздо больше и там где раньше были человеческие руки и пар сейчас уже давно электричество.

А вот условия труда в солепромышленности того времени были не просто тяжелыми а смертельно опасными для здоровья. Во-первых одежда. К концу рабочего дня она просто стояла отдельно от хозяина, пропитавшись солью. Во-вторых совершенно ненормированное поднятие тяжестей. Работа была сдельная и чем больше мешков (их носили на голове) перенесла твоя бригада тем больше заплатят. Люди себя конечно не жалели да и отдыхать во время погрузки не полагалось.

Если ты работал в варнице то добавлялась еще и высокая температура и соляные испарения.
Поработав в таких условиях десяток лет у соленосов, например, деформировался череп и позвоночник, кожу за ушами проедало до мяса и разрушались мышцы поднимающие веки на глазах.

В этом бизнесе существовали весьма экзотические профессии:
1. «Вертельщики-бурильщики» - шахта бурилась вручную и без профессионалов никуда.
2. «Кочегары» - это понятно.
3. «Повара» - те, кто выпаривал соль и вообще следил за технологическим процессом варки.
4. «Вынимальщики» - выемка готового продукта.
5. «Соленосы» - те, кто занимались переносом мешков соли на баржу. Самый распространенный, неквалифицированный и малооплачиваемый труд. Нанимались и мужчины, и женщины, и дети.
6. «Солерубы» - когда соль слеживалась и превращалась в камень требовались именно они.
7. «Резатые» - счетчики мешков при погрузке на баржу.
8. «Весовщики» - тоже понятно, продукт дорогой и без строгого учета никак.

Рязанцевские солеварни в Усть-Боровой основаны в 1882 г. и прекратили свою деятельность в январе 1972 (!) г. Т.е. в музее представлена совершенно аутентичная, рабочая система.

Объект №15. Рассолоподьемная башня.

XIX в. Перевезена на Усть-Боровской сользавод с Островского завода.

Сооружение над соляной шахтой для подъема рассола из скважины. Бурение и разработка рассолоподъемного колодца было достаточно сложным процессом, занимавшим от 3 до 5 лет. В день при тяжелых грунтах могли не пройти и 2 см. В разработку загонялись полые сосновые стволы и изначально соляной раствор поднимали ведрами, потом с помощью лошади а уж потом стали использовать и электрические машины. Но в музее представлена еще архаичная ручная система.

Объект №16. Михайловский соляной ларь.

Внутри этого с виду обыкновенного сооружения находится натуральный «ларь» т.е. в данном случае бассейн для хранения рассола. Деревянный чан на первом этаже служит резервуаром для последующего разлива рассола по варницам. Перевозили его из Соликамска в 1975 г. целиком, не разбирая, на речной барже.

«...Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде » .
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Вот на фото из того же журнала «Вокруг Света». Собирают рассолоподъемную башню.

Объект №17. Варница.

Сердце всей индустрии - варница. т.е. место. где из рассола выпаривают соль. Процесс элементарен но как и любое ремесло обладает массой тонкостей и особенностей. Соль выпаривали, разводя под гигантским импровизированным протвинем огонь...

Рассол льется по желобам...

и, высыхая, застывает белыми кристаллами.

Вот историческое фото, все выглядело так.

Объект №18. Никольский соляной амбар.

Амбар он и есть амбар но поражают его размеры. Многосекционный, с высокими потолками с несколькими воротами для погрузки товара на речные баржи и сейчас легко бы мог выполнять свою роль. И размеры и планировка позволяют.

Вот погрузочный комплекс. Впечатляет.

Весь комплекс специально перенесен на берег Камского водохранилища в очень красивое место. Напротив - абсолютно дикий скальный берег, поросший соснами.

Кама здесь широ-о-о-о-окая.

Праздничные мероприятия музея включали в себя и несколько поющих народных хоров из бабушек.

е) Сектор «Сельскохозяйственный комплекс».

Объект №19. Ветряная мельница из д. Шихири Очерского района.

Музей деревянного зодчества без мельницы - не музей.

Эта построена крестьянином Ратмановым и долгое время принадлежало его потомкам. а В 1931 г., в связи с известными событиями, перешла к колхозу «Красный Боец». Проработала «по профилю» до 1966 г.

Объект №20. Амбар для хранения зерна из села Хохловка (местный!) Пермского района.

Начало XX века.

Обыкновенный в общем склад для зерна. Его только чуть-чуть подновили в 1976 г.

Объект №21 и последний. Гумно с овином из с. Ошиб Кудымкарского района.

Фотографии снаружи у меня нет, но больше всего здание напоминает большой коровник. На самом деле предназначен не для скота, а для сушки, обмолота и веяния зерна.

Вот с помошью такого механизма.

Еще немного антуража.

Все, экспозиция кончилась и нам пора на выход.

Следующий пост будет посвящен прогулке по плотине Камской ГЭС.

Ну что же, вот и заключительный отчет о нашей поездке на Урал. Сегодня на удивление небо было какого-то не естественно голубоватого цвета, да к тому же еще в глаза светил какой-то яркий фонарь. Да это же ясное небо и солнце! Вот тебе на! Пермский край сжалился над нами и на прощание подарил прекрасный летний денек.
У нас оставалась еще одна точка в этих краях - Пермский музей деревянного зодчества "Хохловка"


Так как я большой любитель деревянного зодчества и деревень в частности, то по возможности стараюсь посещать музеи деревянного зодчества там, где они есть. Здесь как правило собраны, наверно, лучшее экспонаты со всего края, с другой стороны, все эти объекты выдернуты со своего культурного ландшафта и кое-как понатыканы на небольшом участке земли имитирующие своеобразное поселение. Честно сказать самый интересный музей все же Малые Корелы в Архангельской области, но и в Хохловке есть на что посмотреть.
Ну что же поехали, быстренько пробежимся по представленным экспонатам:
При входе нас встречает усадьба коми-пермяцкого крестьянина. Северо-западное Прикамье. Усадьба построена в середине XIX века и привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района Коми-Пермяцкого АО.
Внешний вид коми-пермяцкого жилища прост, даже суров. Представляет собой дом двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс "дом-двор" состоит из двух изб, связанных сенями, и двора, примыкающего сзади под прямым углом. Все хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня) восстановлены по аналогам XIX века.
Усадьба рублена из сосновых бревен способом " в обло". Жилая часть и хоздвор перекрыты двухскатными кровлями самцовой конструкции.
Обстановка избы, предельно проста и рациональна. На привычных местах разместилась домашняя утварь: посуда, одежда, некоторые орудия труда. В правом углу находиться глинобитная печь. По стенам расположены широкие деревянные лавки, над ними утроены полки. Над входом полати. По диагонали от печи расположен "красный" угол, в котором находиться божница с иконой. Место напротив печи кут для приготовления пищи.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующий дом: Усадьба Н.П Светлакова. из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермячкого АО.
Усадьба - типичный "дом-двор" двурядной связи. Здесь жилая и хозяйственные части под отдельными двухскатными крышами расположены параллельно друг другу. Между ними находиться крытый двор с мощными столбами-опорами. В непогоду и холодное время года во дворе выполнялись многие домашние работы: теребили лен, мололи зерно на ручном жернове, вели ремонт промыслового инвентаря.
Жители усадьбы занимались добычей и обработкой "жернового камня" - из обломков твердых горных пород, делали жернова для ручных мельниц. Этот промысел был широко развит среди крестьян Кочевской волости Чердынского уезда.

7.

8.

9.

10.

Усадьба с росписью - привезена из деревни Гадья Чердынского района 1880 гг. Усадьба русского крестьянина двухрядного типа (один ряд - жилой дом на две избы с сенями, другой - двор в два яруса). Особенность этой усадьбы - художественная домовая роспись. В переднем углу над обеденным столом изображены круги-венки. Над полатями написаны букеты цветов в вазонах с парой птиц. Лучше всего эта роспись видна с полатей, вероятно, предназначалась для семейных пар ("свадебная" роспись).
В крытом дворе располагались хозяйственные постройки - хлев и конюшни для скота, размещались земледельческие орудия, транспортные средства.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Гумно с овином. Копия оригинала 1920-х годов. Село Ошиб Кудымкарского района, Коми-Пермяцкого АО.
Совмещенные под двухскатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна. Стены гумна рублены способом забирки ("в заплот"), овина "в обло".
Под более низкой крышей расположен ямный овин, где сушили снопы. После чего снопы обмолачивали на глиняном полу гумна. Открытые ворота давали возможность веять зерно при различных направлениях ветра.
Внутри постройки восстановлен интерьер, где представлены орудия крестьян для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а так же машины появившиеся в крестьянских хозяйствах в 80х годах XIX века.

18.

Ветряная мельница из деревни Шихири, Очерского района XIX века.
Принадлежала К. Рахманову, переходила по наследству. В 1931 году была взята в колхоз "Красный боец", и на ней мололи зерно до 1966 года.
Такой тип мельниц называется шатровыми или "шатровками", главная особенность которых неподвижное основание - сруби подвижное "оголовье" - крыша. Оголовье поворачиваться вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. Поворот в сторону ветра делали с помощью специального рычага - хвостовины ("хобота"). Под напором ветра через сложную систему шестеренчатых передач и вертикальный вал движение крыльев передавалось на жернова. Мукомольные жернова находятся на первом ярусе.
Зерно засыпали в специальные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь. Сложная конструкция мельницы оттачивалась веками, и до сих пор является венцом крестьянской инженерной мысли.

19.

Дальше туристическая тропа выводит нас на экспозицию посвященную соляному промыслу. О вываривании соли я уже рассказывал в прошлых частях. Здесь же представлены экспозиции с Усть_Боровского солеваренного завода: рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и амбар - весь тот путь, который проделывает соль от рассола до лавок русских купцов.
20.

21.

22.

В лесу представлен комплекс "Охотничье становье" в которой вошли: Очаг -"Нодья" с навесом, лобаз и охотничья избушка.
23.

24.

25.

Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района первая треть XX века.
В середине 90-х годов XIX века в Пермской губерни, создаются земские пожарные дружины. В селе Скобелевка пожарная дружина из 23 человек была организована в 1906 году. Основная часть депо - квадратная, к ней примыкают служебные помещения: конюшня, комната для дежурных. Здание перекрыта двускатной тесовой крышей, выше расположена наблюдательная вышка с пожарным колоколом. Внутри восстановлен типичный для конца XIX - начала XX века пожарный обоз: телеги и сани с ручными насосами фирмы "Сонинъ Пермь.", бочки для запаса воды и характерное для того времени пожарное оборудование: багры, ломы, топоры, ведра, лестницы.
26.

27.

28.

29.

Изба В.И. Игошина - из деревни Грибаны Уинского района середина XIX века.
Традиционная для Прикамья "изба-связь", состоящая из двух срубов, расположенных друг напротив друга и разделенных сенями. Изба покрыта двускатной крышей. Ее венчает массивный "охлупень", который изготовлялся из цельного бревна с желобом, размещался на вершине крыши и прижимал верхние концы тесанной кровли. Изба отличается особой монументальностью, рублена топором из мощных бревен лиственницы (диаметр от 45 до 80 см). В деревенских домах конца XIX века, уже появляются товары промышленного производства - мебель, кровати, самовары, швейные машины.
30.

31.

32.

33.

Богородицкая церковь - село Тохтарево Суксунского района 1694 год.
"Жемчужина" прикамского деревянного зодчества - образец древней "клетской" церкви "кораблем". Три части церкви - трапезная, храм и алтарь - располагаются по одной лини "кораблем" и подняты на высоки подклет. Отличает постройку особая красота кровли: высокая клинчатая крыша, главки, барабаны, "бочка", покрыты городчатым лемехом.
Внутренние убранство церкви чрезвычайно простое: скромные лавки, небольшой помост для службы. Иконостас до наших дней не сохранился.

Колокольня - из села Сыра - Суксунского района 1781 год.
Единственная деревянная колокольня, сохранившиеся в Пермском крае до наших дней. "Восьмерик" основания колокольни перерастает в ярус (площадку) звона с арочными проемами.
Венчает постройку большой островерхий шатер опоясанный "красным тесом" - на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птиц или лучей солнца. Высота колокольни вместе с крестом достигает - 30 метров.
Колокольня рублена "в лапу". Это традиционный прием, при котором бревна на углах строения обрубаются по форме "лапы" и не выступают за пределы углов. Этими "лапами" бревна "схватываются", со временем такое соединение не рассыхается, а только уплотняется.

34.

35.

36.

37.

Сторожевая башня - из села Торговище Суксунского района. 1905 год, копия оригинала XVII века.
Сторожевая башня - один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества.
С 60х годов XVII века была центральной, проезжей башней Торговищенского острога - через нее попадали внутрь крепости.
Сгорела во время пожара 1899 года, но крестьяне села восстановили ее своими силами.
Башня двух ярусная - нижняя часть четырехугольная, верхняя - восьмиугольная ("восьмерик" на "четверике"). Через бойницы "восьмерика" велся обстрел врага на дальних подступах. Для ближнего боя использовался "облам" - боевой выступ на верхних бревнах "четверика". На вершине крыши находится небольшая башенка - "смотрельня" где несли службудозорные.
Башня рублена "в обло" распространенным в деревянной архитектуре способом.

38.

39.

Церковь Преображения - из села Янидор Чердынского района. 1702 год.
Уникальный памятник деревянного зодчества представляет собой "клетский" храм "кораблем"
Этот древнейший тип русского церковного строения, в основе которого лежит клеть - простой сруб как в избе, а три части церкви:трапезная, храм и алтарь -располагаются по одной линии "кораблем" и подняты на высокий подклет.
С северной и западной сторон церковь охватывает крытая галерея, устроенная на мощных выступах бревен. Все крыши в храме самцовые.
Необычно завершение центральной части храма - на высокой кровле "крещатая бочка" с главкой. Главки покрыты осиновым лемехом. Древесина осины под лучами солнца и каплями воды со временем приобретает серебристый оттенок. Стены рублены способом "в обло", бревна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох ни другой утеплитель не требовался.
Вероятно, церковь в селе была построена на месте древнего языческого святилища. ("Ени-дор" на коми-пермяцком языке означает "божий край", "божий дом")

40.

41.

42.

43.

Ну что же, вот и закончилось наше путешествие на Северный Урал в Пермский край. После музея мы плотно пообедали в близ лежащем кафе и взяли курс в сторону Москвы.

44.

45.

До дома оставалось 1700 км. Обратно мы решили ехать через республику Мари-Эл и Чувашию - ибо бить машину на """дорогах""" Костромской области было реально жалко. К тому же путь через Чебоксары нам давал еще две точки для осмотра - это Тракторный музей в Чебоксарах и один из самых дальних городов "Золотого кольца" - Гороховец - в который, с моими маршрутами, доехать мне проблематично. Рассказ об этих двух точках я наверно вынесу за пределы повествования о "Северном Урале 2015". Подводя итоги можно уверенностью сказать, что поездка удалась. Есть чего вспомнить, есть еще за чем сюда вернуться. Урал мне очень понравился, не смотря на ужасную погоду, и сюда я точно вернусь, но только уже осенью. Хотя вот уже в кулуарах идет обсуждение про Приполярный Урал и... Полярный.... Но это после... В следующем году... А может и через год... А может через два...

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.