24 июля, на исторической сцене Большого, состоится единственное представление, посвящённое юбилею великого композитора А.И. Хачатуряна и 100-летию Первой Армянской Республики! На балете Гаянэ будут присутствовать Президент Армении и многие российские официальные лица.
Большой театр, метро Театральная.
Стоимость билетов от 10 000 до 15 000 рублей.
2018 год полон знаменательных событий, связанных с армянской государственностью и культурой! В этом году исполняется 115-лет величайшему композитору Араму Ильичу Хачатуряну. Армения также отмечает 100-летие Первой Армянской Республики, а древняя столица Ереван отмечает свое 2800-летие!
Естественно, что все эти события явились прекрасным поводом для ряда мероприятий, призванных представить армянскую культуру в России во всем своем великолепии. Благодаря активной работе посольства РА в РФ, которое с приходом нового посла, Вартана Тоганяна в 2017 году, стало обращать особо пристальное внимание развитию культурных и гуманитарных связей между двумя странами, после перерыва в почти 60 лет, Москва увидит балет «Гаянэ» Хачатуряна на исторической сцене Большого театра России!
Потрясающе красочные декорации и костюмы, восстановленные по эскизам великого художника Минаса Аветисяна, приедут из Еревана вместе с балетом и великолепным оркестром, под управлением Заслуженного артиста России, дважды номинанта премии Грэмми - Константина Орбеляна! В последний раз балет «Гаяне» ставился на сцене Большого театра 57 лет назад - в феврале 1961 года.
Для взрослых, поклонников балета.
История создания
Вскоре после окончания консерватории, в конце 1930-х годов, Хачатурян получил заказ на музыку к балету «Счастье». Спектакль с традиционным для того времени сюжетом о счастливой жизни «под сталинским солнцем» и столь же традиционным мотивом шпионажа и врагов советской власти готовился к декаде армянского искусства в Москве. Такие декады, посвященные искусству, поочередно, всех республик, входящих в состав СССР, проводились регулярно. Композитор вспоминал: «Весну и лето 1939 года я провел в Армении, собирая материал для будущего балета «Счастье». Здесь-то и началось глубочайшее изучение мелодий родного края, народного творчества...» Напряженная работа над балетом продолжалась полгода. В сентябре балет был поставлен в Армянском театре оперы и балета, а через месяц показан в Москве и прошел с большим успехом как первый опыт этого жанра в армянской музыке. Однако в нем были отмечены недостатки, касающиеся, в частности, сценарной и музыкальной драматургии. Через несколько лет композитор вернулся к этому замыслу, ориентируясь на новое либретто, написанное известным театроведом и филологом К. Державиным (1903—1956). Переработанный балет, получивший название «Гаянэ» — по имени главной героини, готовился к постановке в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском). Однако начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в Пермь. Туда же для продолжения совместной работы над балетом приехал и композитор. «Осенью 1941 года... я вернулся к работе над балетом, — вспоминал Хачатурян. — Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но, как показала жизнь, в моем замысле отобразить... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине». В ноябре 1942 года в своем дневнике композитор записал: «По просьбе театра уже после окончания партитуры я дописал «Танец курдов» — тот самый, который стал позднее называться «Танцем с саблями». Я начал сочинять его в три часа дня и, не отрываясь, работал до двух часов ночи. Утром следующего дня были переписаны оркестровые голоса и состоялась репетиция, а вечером — генеральная репетиция всего балета. «Танец с саблями» сразу же произвел впечатление и на оркестр, и на балет, и на присутствовавших в зале...»
А. Хачатурян балет «Гаянэ»
Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна , но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии. Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.
Краткое содержание балета Хачатуряна «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
Ованес | руководитель колхоза |
бригадир лучшей колхозной бригады, дочь Ованеса | |
Армен | возлюбленный Гаянэ |
Гико | соперник Армена |
Нунэ | подруга Гаянэ |
Карен | работник колхоза |
Казаков | начальник группы геологов |
Неизвестный |
Краткое содержание «Гаянэ»
Сюжет разворачивается в 30-е годы XX века в Армении, недалеко от границы. Темной ночью недалеко от горного селения появляется Неизвестный, который замышляет диверсию. Утром жители селения отправляются на работу в сад. Среди них бригадир девичьей колхозной бригады красавица Гаянэ, в которую влюблены двое молодых людей - Гико и Армен. Гико пытается рассказать девушке о своих чувствах, но она отвергает его притязания.
В село приезжают геологи во главе с начальником группы Казаковым, среди них мелькает фигура Неизвестного. Армен показывает Казакову и его товарищам кусочки руды, случайно найденные им в предгорьях, и провожает группу к этому месту. Выясняется, что ему удалось обнаружить залежи редкого металла. Когда об этом узнает Неизвестный, он проникает в дом Ованеса, где остановились геологи, желая похитить документы и образцы руды. На месте преступления его застает Гаянэ. Чтобы замести следы, Неизвестный поджигает дом, где находится девушка. Но Гико спасает Гаянэ и разоблачает незнакомца, которого забирают подоспевшие пограничники. Апофеозом балета становится общий праздник, на котором все персонажи восславляют дружбу народов и Родину.
В современной версии балета от первоначального замысла остался только любовный треугольник Гаянэ, Армена и Гико. События происходят в армянской деревне. Среди ее жителей - юная красавица Гаянэ, в которую влюблен Армен. Их любовь хочет разбить неудачливый соперник Армена Гико. Он всеми силами старается завоевать расположение девушки. Это ему не удается, и он решается на месть. Гико устраивает похищение красавицы, но слух о злодеянии быстро расходится по всему селению. Возмущенные жители помогают Армену найти и освободить Гаянэ, а Гико вынужден спасаться бегством от презрения односельчан. Балет заканчивается веселой свадьбой, на которой все танцуют и веселятся.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | |
35 мин. | 35 мин. | 25 мин. |
Фото :
Интересные факты:
Популярные номера из балета «Гаянэ»
Танец с саблями - слушать
Лезгинка - слушать
Вальс - слушать
Колыбельная - слушать
История создания «Гаянэ»
Впервые увлекся балетной темой в 1939 году. Поводом для этого стала дружеская беседа композитора с советским партийным деятелем Анастасом Микояном, который в преддверии декады армянского искусства высказал мысль о необходимости появления национального армянского балета. Хачатурян с энтузиазмом окунулся в рабочий процесс.
Перед композитором стояла непростая задача - написать музыку, которая стала бы благодатной основой для хореографической постановки и одновременно обладала хорошо узнаваемым национальным своеобразием. Так появился балет «Счастье». Либретто к нему написал Геворк Ованесян. Глубокое погружение в мир национальной музыкальной культуры, ритмы и мелодии армянского народа вкупе с самобытным талантом композитора сделали свое дело: спектакль, поставленный в Армянском театре оперы и балета, привезли в Москву, где он прошел с большим успехом. Однако критики не преминули указать на минусы «Счастья», в первую очередь - драматургию, которая оказалась гораздо слабее музыки. Лучше всех осознавал это сам композитор.
В 1941 году он, по предложению руководства Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Многие фрагменты партитуры он оставил в неприкосновенности, сохранив все самые интересные находки, отличавшие первую редакцию. Новый балет получил название «Гаянэ» - в честь главной героини, и именно этот спектакль перенял эстафетную палочку «Счастья» в сохранении традиций армянской национальной музыки и культуры на балетной сцене. Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом войны композитор был отправлен в эвакуацию, как и театральная труппа Кировского театра. Условия, в которых рождалось новое музыкальное детище Хачатуряна, соответствовали суровому военному времени. Композитор работал в холодном гостиничном номере, где из обстановки находились только кровать, стол, табурет и фортепиано. В 1942 году 700 страниц балетной партитуры были готовы.
Постановки
Премьерный показ «Гаянэ» выпал на 9 декабря 1942 года. В эти дни на фронте разворачивалось героическое сражение за Сталинград. Но зал Пермского театра оперы и балета был полон. Действо, разворачивающееся на сцене под жизнеутверждающую музыку Хачатуряна, укрепляло в душах зрителей веру в победу. В качестве постановщика четырехактного спектакля дебютировала Нина Анисимова - одна из ярчайших танцовщиц характерного плана Кировского (ныне -Мариинского) театра, учившаяся у самой Агриппины Вагановой. Блестящая школа, глубокое понимание природы национального танца и безупречное чувство стиля позволили Нине Александровне создать спектакль, который закрепился в репертуаре театра на долгие годы. У Анисимовой с самого начала работы над балетом была мечта «создать свою Армению». Для этой цели она пригласила армянского танцовщика, который показал ей элементы народного армянского танца.
Исполнительский состав премьерного спектакля был поистине звездным. В роли Гаянэ на сцену вышла прима театра и любимица публики Наталия Дудинская, ее партнерами были Константин Сергеев, Николай Зубковский, Татьяна Вечеслова, Борис Шавров. Успех премьеры был обусловлен не только талантом артистов, но и драматургией спектакля, лейтмотивом которого являлась защита родной земли от врагов.
После возвращения в Ленинград в 1945 году Кировский театр показал «Гаянэ» на родной сцене, но уже с некоторыми сюжетными изменениями и обновленной сценографией, созданной художником Вадимом Рындиным. В 1952 году спектакль был еще раз переработан.
22 мая 1957 года премьерный показ балета «Гаянэ» прошел в Большом театре. Постановщик Василий Вайнонен, опирающийся на предложенное либретто Бориса Плетнева, сделал из оригинальной четырехактной версии балет, состоящий из пролога, 3 актов и 7 картин. Для этой редакции балета Хачатурян переработал почти треть написанной до этого музыки. Партии Гаянэ и Армена с блеском исполнили солисты Большого Раиса Стручкова и Юрий Кондратов. Всего на сцене Большого балет «Гаянэ» пережил три редакции. Последняя из них увидела свет в 1984 году.
До начала 1980-х годов балет с неизменным успехом шел на сценах отечественных и зарубежных театров. Одно из самых интересных художественных решений предложил Борис Эйфмана, поставивший «Гаянэ» в качестве своего дипломного спектакля в 1972 г. на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Хореограф-постановщик сосредоточил внимание на социальной драме. Историческим фоном для сюжета был выбран период становления советских порядков в Армении. Гико в этой версии превратился в мужа Гаянэ. Будучи сыном кулака Мацака, он не может отречься от отца. Его жена Гаянэ происходит из бедной семьи, и ей приходится выбирать между любовью к мужу и своими убеждениями. Главная героиня делает выбор в пользу новой власти, которую в балете представляет Армен. Спектакль в художественной интерпретации Эйфмана насчитывает 173 показа.
В XXI веке балет «Гаянэ» фактически исчез со сцены. Главной причиной тому стал сценарий, утративший социальную актуальность. Но «Гаянэ» по-прежнему остается одним из главных культурных символов Армении. В репертуаре Армянского академического театра оперы и балета им. Спендиарова балет Хачатуряна занимает почетное место. Спектакль, поставленный народным артистом Армении Виленом Галстяном, имел огромный успех не только в России, но и за рубежом -в Египте, Турции, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. В 2014 году балет «Гаянэ», почти после полувекового перерыва, был показан в Мариинском театре в Петербурге, откуда 50 с лишним лет назад начался большой путь спектакля по театральным сценам мира. Галстян, выступивший в данном случае еще и в роли сценариста, убрал из либретто все сюжетные линии, связанные с политическими мотивами. От первоначального балета остались только трогающая душу история любви и завораживающая своей энергетикой музыка Арама Хачатуряна.
Отдельные танцевальные номера, написанные композитором для «», - такие, как «Лезгинка», «Вальс», «Колыбельная» и, конечно, непревзойденный «Танец с саблями », - давно перешагнули рамки балета и обрели самостоятельную жизнь. Они являются украшением многих концертов, их танцуют на всех сценических площадках мира, и популярность их с годами только растет. В их самобытной музыке и хореографии есть глубина, искренность, страсть, любовь - все, что близко и понятно каждому человеческому сердцу.
Видео: смотреть балет «Гаянэ» Хачатуряна
Балет в. 4 актах. Комп. А. И. Хачатурян (частично использована музыка его же балета Счастье), сцен. К. Н. Державин. 9.12.1942, Т р им. Кирова (на сцене Пермского т ра), балетм. H. A. Анисимова, худ. Н. И. Альтман (декорации) и Т. Г. Бруни (кост … Балет. Энциклопедия
Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия
Балет Мариинского театра - Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия
Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
балет - (франц. ballet, от итал. balletto), вид сценического искусства: музыкально хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создаётся совместными… … Художественная энциклопедия
Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия
Советский балет - СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц … Балет. Энциклопедия
Русский балет - РУ́ССКИЙ БАЛÉТ. Рус. балетный т р возник во 2 й пол. 17 в., хотя пляска всегда включалась в празднества и обряды, а также в представления нар. т ра. Интерес к проф. т ру зародился, когда расширились культурные связи России. Балет, в частности,… … Балет. Энциклопедия
Польский балет - ПÓЛЬСКИЙ БАЛÉТ. Нар. танцы у поляков зародились в далёкой древности (57 вв.). Музыка, песня и танец составляли существенную часть бытовых и культовых языческих обрядов (весенние хороводы, свадебные танцы, праздники урожая и другие.>.). В… … Балет. Энциклопедия
Украинский балет - УКРАИ́НСКИЙ БАЛÉТ. Своими истоками У.б. восходит к нар. хореографич. творчеству, к муз. танц. интермедиям школьного т ра (1718 вв.). Первые проф. балетные спектакли на Украине были пост. в 1780 в гор. т ре Харькова, где балетная труппа из… … Балет. Энциклопедия
После успеха первого балета Арама Хачатуряна «Счастье» на декаде армянского искусства в году в Москве , дирекция Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова заказала композитору новый балет. Написанное Константином Державиным в году либретто было основано на некоторых сюжетных ходах балета «Счастье», что позволило Хачатуряну сохранить в новом произведении лучшее, что было в его первом балете, значительно дополнив партитуру и симфонически развив её.
В 1943 году композитор получил за этот балет Сталинскую премию I степени, которую он внёс в фонд Вооруженных Сил СССР. Позже, на основе музыки к балету, композитор создал три оркестровые сюиты. В середине 1950-х годов к балету «Гаянэ» обратился Большой театр . На основе нового либретто Бориса Плетнёва , Арам Хачатурян существенно изменил партитуру балета, переписав более половины прежней музыки
Действие происходит в Армении в наши дни (т.е. в 30-е годы XX века).
Спектакль прошёл 11 раз, последнее представление 24 января года
Автор либретто и балетмейстер-постановщик Максим Мартиросян, художник-постановщик Николай Золотарёв, дирижёр-постановщик Александр Копылов
Действующие лица
Спектакль прошёл 3 раза, последнее представление 12 апреля года
«Сюита из балета „Гаянэ“» - одноактный балет. Автор либретто и балетмейстер-постановщик Алексей Чичинадзе, художник-постановщик Марина Соколова, дирижёр-постановщик Владимир Эдельман
Действующие лица
Балет в 3 актах. Либретто, хореография и композиция - Борис Эйфман , художник-постановщик З. П. Аршакуни, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик А. С. Дмитриев
Действующие лица
Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.