Знаменитые сказочники. Великие русские сказочники Мой любимый сказочник

18.09.2020

8 лучших сказочников мира Все мы родом из детства и в свое время слушали и читали сказки. Это очень важный элемент при воспитании ребенка. Сказки способны формировать у маленького человека первые представления о мире, о добре и зле, и прочих истинах. Кроме народного творчества, когда сказки сохранялись из поколения в поколение путем передачи из уст в уста, много сказочных историй вышли из-под пера выдающихся писателей данного жанра. Именно о таких людях мы и поговорим сегодня. Ханс Кристиан Андерсен. Датский писатель известен, прежде всего, как создатель сказок, но он пробовал себя и в других литературных жанрах. Андерсен стал первым воспитателем и просветителем через свои вымышленные истории для множества людей и поколений. Он с детства любил грезить и мечтать, писать стихи и смотреть представления кукольного театра. Хотя начинал молодой Ханс с драматургии, свой 30-летний юбилей он отметил выходом в свет первого сборника сказок. Все эти дюймовочки, русалочки, снежные королевы и принцессы на горошинах – все они плоды фантазии и вымысла Андерсена.
Шарль Перро. Сказочник в какой-то степени дополняет для ребенка отца и мать, становясь кем-то третьим, кто в виде книжных историй присутствует в родительском доме. Для французских детей, начиная от семнадцатого века, таким воспитателем стал Шарль Перро. Он писал серьезные научные труды, но параллельно с этим и сказки. Его тянуло создавать какие-то невероятные истории. Не зря говорят, что в каждом взрослом человеке живет ребенок. Собрание его фантазий под названием «Сказки матушки Гусыни» сделали Перро известным далеко за пределами Французского королевства. Он создал свой парад сказочных героев, которые всем нам хорошо знакомы: это и кот, которому почему-то не охота ходить своими лапами, как это бывает у его сородичей; и красавица, которая никак не может проснуться без поцелуя принца; и Золушка – эксплуатируемый угнетаемый класс; и мальчик, выросший всего лишь с пальчик; здесь и любознательная девочка, носящая шапочку красного цвета, и Борода – непонятно, по какой причине посиневшая.
Александр Сергеевич Пушкин. Да, он тоже писал сказки в перерыве между дуэльными поединками, отвлекаясь от повествования печальной судьбы Онегина и Татьяны. Правда, эти сказки написаны в форме стихов. Не все же поэмы писать. Пушкин – весьма многогранная личность. Он поведал миру о царе Салтане, рассказал о взаимоотношениях рыбака и рыбки, семи богатырях и мертвой царевне.
Якоб и Вильгельм Гримм или просто – братья Гримм. Эти два брата-сказочника были неразлучными до самой смерти. Они писали хоть и сказочного характера, но довольно серьезные истории. От них мы узнали об уличных музыкантах из города Бремен, о семерых козлятах, которые боролись против волка, и о двух детях – Гензеле и Гретель, справившихся с происками коварной бабы Яги, которая хотела их сварить. Сказки братьев Гримм можно назвать своего рода детскими криминальными историями.
Редьярд Киплинг. Он стал самым молодым литератором, получившим Нобелевскую премию. Киплинг написал «Книгу джунглей» с главным ее героем – Маугли, которого вырастила черная пантера по имени Багира. Также были истории о некой кошке, которая гуляет сама по себе, автор задавался вопросами, откуда у верблюда горб и у леопарда пятна. Сам Киплинг много путешествовал, что и дало ему почву для множества необычайных историй.
Алексей Николаевич Толстой. Кем он только себя не пробовал в литературном мире, писал в разных жанрах, выступал в качестве военного корреспондента, стал даже академиком. Он адаптировал для русского читателя сказку о Пиноккио. В 1935 году вышла в свет история о длинноносом полене, ставшем позже мальчиком по имени Буратино. Это стало вершиной сказочного таланта Алексея Толстого, хотя написал он, кроме этого, еще много других вымышленных историй.
Алан Милн. Этот автор сделал жизнеописание самого известного медведя в мире – Винни Пуха и его дружков. Кроме этого, Милн создал сказку о принце кролике и царевне, которую так трудно было рассмешить.
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Он владел многими талантами, был и композитором, и художником, и писателем. Сказки – одно из его творческих проявлений. Гофману хотелось оставить добрую память о себе, что-то, чем бы он запечатлелся во многих поколениях после своей смерти. Его «Щелкунчик» стал основой для постановок оперы и балета, а также мультфильмов диснеевского и советского производства.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)

На произведениях датского писателя, сказочника и драматурга выросло не одно поколение людей. С раннего детства Ганс был фантазером и мечтателем, он обожал кукольные театры и рано начал писать стихи. Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене. Первую пьесу Андерсен написал в 15 лет, она пользовалась большим успехом, в 1835 году вышла его первая книга сказок, которые с восторгом читают многие дети и взрослые по сей день. Из его произведений наиболее известны «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине» и многие другие.

Шарль Перро (1628-1703)

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов. Первую книгу сказок он опубликовал под псевдонимом – на обложке было указано имя его старшего сына, поскольку Перро опасался, что репутация сказочника может повредить его карьере. В 1697 году вышел его сборник «Сказки матушки Гусыни», принесший Перро мировую славу. По сюжету его сказок созданы известные балеты и оперные произведения. Что касается наиболее известных произведений, мало кто не читал в детстве про Кота в Сапогах, Спящую красавицу, Золушку, Красную шапочку, Пряничный домик, Мальчика-с-пальчика, Синюю бороду.

Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Не только поэмы и стихи великого поэта и драматурга пользуются заслуженной любовью людей, но и замечательные сказки в стихах.

Александр Пушкин начал писать свои стихи еще в раннем детстве, он получил хорошее домашнее образование, окончил Царскосельский лицей (привилегированное учебное заведение), дружил с другими известными поэтами, в том числе и «декабристами». В жизни поэта были как периоды взлетов, так и трагические события: обвинения в вольнодумстве, непонимание и осуждение властей, наконец, роковая дуэль, в результате которой Пушкин получил смертельную рану и скончался в возрасте 38 лет. Но его наследие остается: последней сказкой, написанной поэтом, стала «Сказка о золотом петушке». Также известна «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике Балде».

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859), Якоб (1785-1863)

Якоб и Вильгельм Гримм с юности и до самой гробовой доски были не разлей вода: их связывали общие интересы и общие приключения. Вильгельм Гримм рос болезненным и слабым мальчиком, только в зрелом возрасте его здоровье более-менее пришло в норму, Якоб всегда поддерживал брата. Братья Гримм были не только знатоками немецкого фольклора, но и лингвистами, правоведами, научными деятелями. Один брат выбрал стезю филолога, изучая памятки древненемецкой литературы, другой – стал научным деятелем. Мировую известность братьям принесли именно сказки, хотя некоторые произведения считают «не детскими». Наиболее известные – «Белоснежка и Алоцветик», «Соломинка, уголек и боб», «Бременские уличные музыканты», «Храбрый портняжка», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель» и другие.

Павел Петрович Бажов (1879-1950)

Русский писатель и фольклорист, первым выполнивший литературную обработку уральских сказаний, оставил нам бесценное наследие. Он родился в простой рабочей семье, но это не помешало ему закончить семинарию и стать преподавателем русского языка. В 1918 году отправился добровольцем на фронт, вернувшись, решил обратиться к журналистике. Только к 60-летию автора был опубликован сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», который принес Бажову народную любовь. Интересно, что сказки выполнены в виде сказаний: народная речь, фольклорные образы делают каждое произведение особым. Самые известные сказки: «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Две ящерки», «Золотой волос», «Каменный цветок».

Видео: Видеоурок "Бажов Павел Петрович"

Редьярд Киплинг (1865-1936)

Известный писатель, поэт и реформатор. Редьярд Киплинг родился в Бомбее (Индия), в возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания», поскольку люди, воспитывавшие его, оказались жестокими и равнодушными. Будущий писатель получил образование, вернулся в Индию, а затем отправился в путешествие, побывав во многих странах Азии и Америки. Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию – и по сей день он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации. Самая известная детская книга Киплинга – это, конечно, «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли, также очень интересно читать и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна», все они повествуют о далеких странах и очень интересны.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)

Гофман был человеком очень разносторонним и талантливым: композитор, художник, писатель, сказочник. Он родился в Кенингсберге, когда ему было 3 года, его родители расстались: старший брат уехал с отцом, а Эрнст остался с матерью, больше Гофман своего брата не видел. Эрнст всегда был озорником и фантазером, его частенько называли «возмутителем спокойствия». Интересно, что рядом с домом, где жили Гофманы, был женский пансион, и Эрнсту настолько понравилась одна из девушек, что он даже начал рыть подкоп, чтобы познакомиться с ней. Когда лаз был почти готов, об этом узнал дядя и приказал засыпать ход. Гофман всегда мечтал, чтобы после смерти о нем осталась память – так и случилось, его сказки читают и по сей день: наиболее известные – «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» и другие.

Алан Милн (1882-1856)

Кто из нас не знает забавного медведя с опилками в голове – Винни Пуха и его забавных друзей? – автором этих веселых сказок и является Алан Милн. Свое детство писатель провел в Лондоне, он был прекрасно образованным человеком, затем служил в Королевской армии. Первые сказки о медведе были написаны в 1926 году. Интересно, но Алан не читал своих произведений собственному сыну Кристоферу, предпочитая воспитывать его на более серьезных литературных рассказах. Кристофер прочитал сказки своего отца уже будучи в зрелом возрасте. Книги переведены на 25 языков и пользуются большим успехом во многих странах мира. Кроме повестей о Винни Пухе известны сказки «Принцесса Несмеяна», «Обыкновенная сказка», «Принц кролик» и другие.

Видео: Алан Милн "Обыкновенная сказка"

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945)

Алексей Толстой писал во многих жанрах и стилях, получил звание академика, во время войны был военным корреспондентом. В детстве Алексей жил на хуторе Сосновка в доме своего отчима (его мать ушла от его отца, графа Толстого, будучи беременной). Несколько лет Толстой провел за границей, изучая литературу и фольклор разных стран: так и возникла идея переписать на новый лад сказку «Пиноккио». В 1935 году вышла его книга «Золотой ключик или приключения Буратино». Также Алексей Толстой выпустил 2 сборника собственных сказок, получивших название «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки». Наиболее известные «взрослые» произведения – «Хождение по мукам», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)

Это выдающийся фольклорист и историк, с юности увлекавшийся народным творчеством и исследовавший его. Сначала он работал журналистом, в архиве Министерства Иностранных дел, в это время он и начал свои исследования. Афанасьев считается одним из самых выдающихся ученых 20 века, его сборник народных русских сказок – единственный свод русских восточнославянских сказок, который вполне можно назвать «народной книгой», ведь на них выросло не одно поколение. Первая публикация датируется 1855 годом, с тех пор книга не раз переиздавалась.

Сказки сопровождают нашу жизнь с пеленок. Дети еще не умеют разговаривать, а мамы и папы, бабушки и дедушки уже начинают общаться с ними посредством сказок. Ребенок еще не понимает ни слова, но вслушивается в интонацию родного голоса и улыбается. В сказках столько добра, любви, искренности, что это понятно без всяких слов.

Сказочники почитались на Руси с древних времен. Ведь благодаря им жизнь, частенько серая и убогая, раскрашивалась в яркие краски. Сказка дарила надежду и веру в чудеса, делала детей счастливыми.

Хочется узнать, кто же эти волшебники, которые умеют словом вылечить тоску и скуку, горе и беду отвести. Познакомимся с некоторыми из них?

Создатель Цветочного города

Николай Николаевич Носов сначала писал произведения от руки, потом печатал на машинке. У него не было помощников, секретарей, все делал сам.

Кто хоть раз в жизни не слышал о таком ярком и неоднозначном персонаже, как Незнайка? Николай Николаевич Носов является создателем этого интересного и милого коротышки.

Автор расчудесного Цветочного города, где каждая улица была названа именем какого-нибудь цветка, родился в 1908 году в Киеве. Отец будущего писателя был эстрадным певцом, и маленький мальчик с увлечением ходил на концерты любимого папы. Все вокруг пророчили певческое будущее маленькому Коле.

Но весь интерес мальчишки угас после того, как ему купили долгожданную скрипку, которую он так долго просил. В скором времени скрипка была заброшена. Но Коля всегда чем-нибудь увлекался и интересовался. Он с одинаковым рвением тянулся и к музыке, и к шахматам, и к фотографии, и к химии, и к электротехнике. Все в этом мире было ему интересно, что и отразилось в дальнейшем на его творчестве.

Первые сказки, которые он сочинил, были исключительно для сынишки. Он сочинял для сына Пети и его друзей, и видел отклик в их детских сердцах. Он понял, что это его предназначение.

На создание нашего любимого персонажа Незнайки Носова вдохновила писательница Анна Хвольсон. Именно среди ее маленьких лесных человечков встречается имя Незнайка. Но только имя было позаимствовано от Хвольсон. В остальном Незнайка Носова уникален. В нем есть что-то и от самого Носова, а именно, любовь к широкополым шляпам и яркость мышления.

«Чебуреки… Чебоксары… А Чебурашки-то нет!…


Эдуард Успенский, фото: daily.afisha.ru

Автор так полюбившегося во всем мире неизвестного зверушки Чебурашки, Успенский Эдуард Николаевич, родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Любовь к писательству у него проявилась уже в студенческие годы. Первая его книга под названием «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1974 году. Идея создания этой сказки ему пришла в голову во время работы библиотекарем в детском лагере.

Изначально, в книге дядя Федор должен был быть взрослым лесником. Он должен был жить с собакой и котом в лесной чаще. Но не менее известный писатель Борис Заходер предложил Эдуарду Успенскому сделать своего персонажа маленьким мальчиком. Книга была переписана, но многие взрослые черты в персонаже дяди Федора так и остались.

Интересный момент отслеживается в 8 главе книги о дяде Федоре, где Печкин подписывается: «До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин». Имеется в виду, скорее всего, Можайский район Московской области. На самом деле населенный пункт с названием «Простоквашино» есть только в Нижегородской области.

Очень популярным стал и мультфильм про кота Матроскина, пса Шарика, их хозяина дядю Федора и вредного почтальона Печкина. Интересно еще в мультфильме то, что образ Матроскина был нарисован после того, как мультипликатор Марина Восканьянц услышала голос Олега Табакова.

Еще один симпатичный и милый персонаж Эдуарда Успенского, который стал любим во всем мире благодаря своему обаянию – Чебурашка.


Придуманный почти полвека назад Успенским Чебурашка до сих пор не теряет своей актуальности - например, недавно в Совете Федерации предложили назвать именем ушастого героя российский интернет, закрытый от внешнего мира

Такое несуразное имя появилось благодаря приятелям автора, которые называли так свою, только начинающую ходить, неуклюжую дочурку. История ящика с апельсинами, в котором нашли Чебурашку, тоже взята из жизни. Как то Эдуард Николаевич в Одесском порту увидел огромного хамелеона в ящике с бананами.

Писатель является национальным героем Японии, благодаря Чебурашке, которого очень любят в этой стране. Интересно то, что в разных странах по- разному относятся к персонажам автора, но без сомнения они всеми любимы. Например, финны очень симпатизируют дяде Федору, в Америке обожают старуху Шапокляк, ну а японцы поголовно влюблены в Чебурашку. Равнодушных к сказочнику Успенскому в мире нет.

Шварц как обыкновенное чудо

На сказках Шварца выросли поколения – «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Обыкновенное чудо». А «Дон Кихот», снятый режиссером Козинцевым по сценарию Шварца, до сих пор считается непревзойденной экранизацией великого испанского романа.

Евгений Шварц

Евгений Шварц родился в интеллигентной и зажиточной семье православного врача-еврея и акушерки. С раннего детства Женя постоянно переезжал с родителями из одного города в другой. И, наконец, они осели в городе Майкопе. Эти переезды были своего рода ссылками за революционную деятельность отца Евгения Шварца.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через 2 года понял, что это не его путь. Его всегда манили литература и искусство.

В 1917 году его призвали в армию, где он получил контузию, отчего у него всю жизнь дрожали руки.

После демобилизации из армии Евгений Шварц полностью посвятил себя творчеству. В 1925 году он издал первую свою книгу сказок, которая называлась «Рассказы старой балалайки». Несмотря на большой надзор со стороны цензуры, книга имела большой успех. Это обстоятельство окрылило автора.

Окрыленный, он написал сказочную пьесу «Ундервуд», постановка которой была в Ленинградском ТЮЗе. Там же состоялись постановки его последующих пьес – «Острова 5К» и «Клада». А в 1934 году Шварц стал членом Союза писателей СССР.

А вот в сталинские времена его пьесы перестали ставить, в них видели политический подтекст и сатиру. Писатель очень переживал по этому поводу.

За два года до смерти писателя была премьера его произведения «Обыкновенное чудо». Над этим шедевром автор работал долгих 10 лет. «Обыкновенное чудо» — великая история о любви, сказка для взрослых, в которой скрыто гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Евгений Шварц умер в возрасте 61 лет от инфаркта и похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Продолжение следует…

МОЙ ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧНИК

«Чтобы жить – нужно солнце, свобода и

маленький цветок» Г.Х.Андерсен

Сначала я расскажу вам такую историю. Один школьный учитель сказал своему ученику: « Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. Ему уже исполнилось 17, и среди гимназистов-второклашек он выглядел нелепо.

И все же учитель ошибался. Как его звали, никто не помнит, а «непутевого ученика» знают и любят дети всего мира.

Совершенно невозможно поверить, что Андерсен был на самом деле. Ведь просто человек, не волшебник, не знает, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев. Обычный человек не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов. Он входит в наши дома прежде, чем мы научились читать,- входит легкой, почти неслышной поступью, как волшебник Оле-лукойе.

И вдруг – фотография. И везде такое лицо… немножко смешное, нос такой длинный-длинный. Но не будем разглядывать так беззастенчиво. Ганс Христиан страдал всю жизнь оттого, что был таким некрасивым.

Еще мальчиком он вымахивает в долговязого колченогого малого с руками, которые болтались, как у игрушечного человечка на веревочке, с крохотными, словно чуть надрезанными глазками.

Прибавьте к этому, что он ходит в отцовских обносках, вечно обо что-нибудь спотыкается или подолгу стоит и с большим интересом, словно чудо из чудес, разглядывает обыкновенный лопух или старый башмак, валяющийся на дороге. При этом он не замечает (или делает вид, что не замечает), что за ним гурьбой ходят зеваки. Кто-то из них, давясь от смеха, дразнит его, кто-то выкрикивает вслед обидные слова.

И, наверное, вам уже понятно, что любимые с детства сказки родились не среди бархатных подушек, кружевных манжет и золоченых подсвечников…

Но начнем все сначала. В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденс. Если хорошенько подумать, на что похож городок, то, пожалуй, можно сказать, что он больше всего напоминает игрушечный город, вырезанный из почернелого дуба.

Здесь 2 апреля 1805 года родился Ганс Христиан Андерсен. Гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Красные от бесконечной стирки руки матери-прачки и черные руки отца-башмачника – таковы первые жизненные впечатления. Все детство Ганс Христиан проходил в деревянных башмаках и заплатанной одежонке, а первый костюм, перешитый из отцовского, надел лишь в 14 лет.

В доме часто не было хлеба и мечтой маленького Ганса Христиана было когда-нибудь наесться досыта.

Но были в этой бедной жизни свои радости. Навсегда врезалась в память Андерсена чистая, тщательно прибранная комнатка в два окна, книжная полка, сапожный верстак. Маленькая кухня, ящик с петрушкой и луком на окне, куст бузины во дворе.

Отца тоже звали Ганс Христиан и, как уже было сказано, он был сапожником, причем сапожником плохим и поэтому бедным. Его пальцы, так ловко мастерившие затейливые игрушки, точно наливались свинцом, когда он брался за шило и молоток. Он мечтал только о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь» и водил его гулять в окрестности городка.

Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, что непрерывно мечтал. Мечтал обо всем, что только могло прийти в голову. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги маленьких танцовщиц. Этим своим искусством он поражал всех даже в старости.

Умение шить пригодилось впоследствии Андерсену как писателю. Он так перемарывал рукописи, что на них не оставалось места для поправок.

Тогда он выписывал эти поправки на отдельных листках бумаги и тщательно вшивал их нитками в рукописи – ставил на ней заплаты.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец, застенчивый башмачник, завербовавшийся в солдаты, чтобы спасти семью от бедности, и ничем не примечательный кроме того, что подарил миру своего сына, сказочника и поэта. И он успел сделать еще одно большое дело – успел сходить с сыном в театр. Там маленький Ганс Христиан впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен и с тех пор стал заядлым театралом на всю жизнь. На театр не было денег. Тогда мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с расклейщиком афиш и стал помогать ему, а за это получал по одной афише каждого нового спектакля.

Он приносил афишу домой, забирался в угол и, прочитав название пьесы, тут же выдумывал свою, захватывающую дух пьесу. Выдумывание длилось по нескольку дней. В этих спектаклях он был автором и актером, музыкантом и художником, осветителем и певцом.

Это была одна сторона его жизни. Другая выглядела не так привлекательно. Мать – добрая, но несчастная женщина, пришла к выводу, что выучился сын грамоте - и довольно с него. Какое-то время мальчик работает на швейной фабрике, но не выдерживает жестоких нравов.

Были в городке люди, которые могли бы изменить судьбу мальчика, но они не видят необходимости помогать ему выучиться, а советуют заняться каким-нибудь полезным делом. Но юный Андерсен как - будто знает про себя что-то, что делает его упрямым и несговорчивым.

Сидеть сложа руки он не может – ходит по богатым и вместо милостыни просит дать ему почитать книги, жадно прочитывает их и, как ни в чем не бывало, приходит за новыми. Ему ничего не стоит посреди улицы вступить в разговор с каким-нибудь господином, известным своей образованностью и на глазах у всех беседовать с ним, будто с равным. А маленький театр в Оденсе станет его вторым домом.

Надо сказать, что бедствия, выпавшие на долю Ганса Христиана, не ожесточили его, а сделали на всю жизнь чутким, отзывчивым на чужую печаль.

В конце концов знающий себе цену юноша решит, что городок слишком мал для него – пора ему ехать в столицу.

Бедная мать боится отпускать сына. Но она знает, как плохо быть бледным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал зарабатывать. Он тоже плачет, но крепко держит в руках узелок с несколькими монетками и праздничной одеждой. Еще там лежит тетрадка, в которой с чудовищными ошибками крупными буквами записаны его первые произведения.

На вопрос матери: «Зачем?» отвечает: «Чтобы стать знаменитым».

На маленьком судне он доплыл до материка и к вечеру пешком добрел до столицы. Увы, Копенгаген при первой встрече не приветил его. В те времена ворота города закрывались на ночь и Ганс Христиан заночевал прямо на земле.

На что он рассчитывал, прибыв в столицу? За плечами – всего 14 , в кармане – несколько монет. Но есть у него один козырь – святая, порой даже похожая на манию величия, убежденность, что он талантлив. Только он еще не разобрался, что ему интереснее всего, какой талант в нем самый главный. Поначалу он считал себя певцом, потом танцором, драматургом, поэтом.

Чуть ли не в первый день пребывания в столице он приходит в дом к известной танцовщице и с порога сообщает ей, что решил посвятить жизнь балету. Не дав хозяйке дома опомниться, он разувается со словами: « Боюсь, что в сапогах я буду недостаточно воздушен», и пускается в пляс. Когда балерина обрела дар речи, она похвалила его за усе5рдие, но в помощи отказала. Это огорчило Ганса Христиана, но не помешало на следующий день пойти к директору столичного театра и предложить свои услуги в качестве актера. Он обещает хорошо сыграть любую трагическую роль. У директора не хватило духу сказать юноше, что своим нелепым видом он трагедию превратит в комедию. И только грустно замечает: «Ты слишком худ для актерской работы». «Это не беда! – горячо заверяет его

Ганс Христиан. - Если вы дадите мне хорошее жалованье, я быстро поправлюсь».

Каждая неудача лишь подхлестывает его, удесятеряет его душевные силы. Его, когда вежливо, когда с раздражением, выпроваживают за двери, а он лезет в окно, в полном соответствии с известной пословицей.

Непросто людям с Андерсеном. Поначалу он вызывает в них еле сдерживаемое недовольство, но минуту-другую спустя – безотчетную симпатию. «Огромные силы, движущие этой пламенной душой, непосредственно влияли на людей, словно излучение, от которого невозможно укрыться,- пишет один из биографов. – Никто не мог устоять против искренне добрых, умиляющих глаз и отделаться от наивной назойливости. Он в высшей степени нуждался в помощи, это был вопрос жизни. Он был уверен, что заслуживает этой помощи и что Дания создана, чтобы ему помочь. Его невозможно было оттолкнуть…»

А пока он пишет и несет свои произведения куда только можно. И пишет все подряд – поэмы, пьесы, рассказы, очерки. Перелистывая эти страницы, редакторы морщатся. Какая-то бредятина, дикая мешанина стилей и ужасная орфография. Но вдруг в потоке слов сверкнет что-то чистое, нестерпимо яркое. Всего одна-две страницы, но они написаны явно божественной рукой!

Прошло немного времени и Андерсен стал известен всему Копенгагену. И в каких кругах! Его принимают у себя дома, его судьбой занимаются советник короля, адмирал в отставке, знаменитые артисты, певцы.

Скоро о нем, как о юноше, способном прославить Данию, доложат самому королю. Все эти важные особы озабочены тем, чтобы дать Андерсену хорошее образование. В 17 лет он снова сел за парту рядом с маленькими мальчиками, а пять лет спустя стал студентом Копенгагенского университета.

Вам не кажется, что все это очень похоже на сказку? Когда Ганс Христиан написал автобиографию, он так и назвал ее – «Сказка моей жизни». Но, честно говоря, эта долгая история не слишком походила на сказочное приключение.

Он живет в своем выдуманном мире и этот мир кажется ему интереснее и реальнее происходящего вокруг. И до спряжения ли глаголов или таблицы умножения ему?

Ректор гимназии пылко невзлюбил великовозрастного ученика. Словно злой индюк, он беспрестанно клюет и травит «гадкого утенка», называя его при всех то уродом, то лодырем, то бумагомаракой.

Одинокий, всеми шпыняемый, Ганс Христиан теперь уже тоскует по острову Фюн, с которого когда-то сбежал. При каждом удобном случае он наведывается к несчастной пьющей матери и обливается слезами жалости к ней и к самому себе.

Короче говоря, годы учебы в гимназии станут тем временем, когда Дания и все мы могли потерять Андерсена как личность, как писателя. К счастью, все попытки постричь его под одну гребенку не увенчались успехом.

После нескольких лет трудного и унизительного учения, душевной путаницы и мучительных поисков, на двадцать третьем году жизни вышла первая, подлинно андерсеновская книга «Прогулка на остров Амагер». В этой книге Андерсен решил, наконец, выпустить в мир «пестрый рой своих фантазий».

Легкий трепет восхищения прошел по Дании. Будущее становилось ясным. Крупнейшие книгоиздатели Европы соревнуются между собой за право первым напечатать его очередную книгу. Сам король Дании считает за честь принять его в своей резиденции. В родном Оденсе горожане и власти в честь него устроят факельное шествие и фейерверк. А он на первый же скудный гонорар от своих книг устремляется в путешествие по Европе.

Двадцать девять раз покидал он пределы родной страны, отправляясь в путешествия. Рассказывают, что будучи в Шотландии, он забыл в гостинице трость. Хозяин привязал к ней записку с таким адресом: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену». И представьте себе, на почте приняли трость и доставили рассеянному хозяину.

При всем этом писательская судьба Андерсена трагична. Большую часть жизни и сил он отдает тому, что его сделает известным человеком, и лишь

малую долю – тому, что обессмертит его имя. Речь идет о его сказках и историях.

Как-то в детстве Андерсен спросил отца, что такое сказка. Тот ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Он давно сочиняет сказки, но рассматривает их всего лишь как литературную забаву. Только в 1835 году, уже 30-летний, наконец написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два!» Это была сказка «Огниво».

Первый сборник, названный «Сказки, рассказанные детям», вышел одновременно с романом «Импровизатор». Роман быстро завоевал внимание, ему посвящались большие статьи. «А как же расходятся мои сказки? Я ведь и на них возлагал кое-какие надежды», - интересовался Андерсен у издателя.

«Как вам сказать…Кое-кто покупает. Но особого успеха ожидать не приходится. Это же все-таки пустячок».

По правде сказать, когда сказки появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Какие странные герои! Принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью. Куда девалось в сказках уважение к важным персонам! Король у него и вовсе – голый. Щеголяют же его герои не в волшебных семимильных сапогах, а обычных непромокаемых или в калошах.

Его упрекали в том, что раньше времени впадает в детство. И только один из его издателей оказался проницательнее других, сказав: «Сказки сделают ваше имя бессмертным».

А сам Андерсен сделал для себя замечательное открытие. Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал он,- иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня и тебе откроется история всей

моей жизни! И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

После первого сборника появляется следующий – «Новые сказки», потом сборник «Истории» (на самом деле тоже сказки) и, наконец, - «Новые сказки и истории».

Не перечислить всех сказок, что написал Андерсен. Вряд ли это нужно. Зато благодаря ему мы реже обманываемся, видя перед собой «голых королей»; больше верим, в силу и бескорыстие любви, такой, как у Герды или Русалочки; ценим верность и самоотверженность оловянного солдатика; понимаем маленькие капризы принцессы на горошине; не уповаем на чудесное огниво, а больше верим в себя.

Всему надменному, самодовольному миру, где царствует свинья-копилка, Андерсен противопоставляет другой мир – труда, вдохновения и мужества.

Маленькая Герда, гадкий утенок, игрушечный оловянный солдатик на одной ноге, Элиза из «Диких лебедей», Русалочка – все это образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца.

С Андерсеном как с писателем произойдет настоящее чудо: все недостатки, свойственные его крупным произведениям, станут достоинствами в маленьких сказках. По правде говоря, сказки Андерсена не в полном смысле сказки. Скорее, это жанр, которому не придумали более точного названия. У Андерсена не только люди, но и животные, вещи, деревья, морские волны и облака – все думают, радуются, страдают, завидуют, танцуют. Он очеловечивает, одушевляет весь мир. И ему для этого совершенно не нужна была волшебная палочка.

Очарование андерсеновской сказки в том, что волшебное вдруг становится будничным, узнаваемым: лесной царь чистит свою золотую корону, старая ведьма носит синий клетчатый передник, а сказочный король сам и дет отпирать ворота в непогоду.

С помощью ключа андерсеновской фантазии открываются настоящие чудеса. Что может быть прозаичнее кухонной утвари, штопальной иглы, коробки спичек, заржавевшего уличного фонаря?

А мы слушаем, как они судачат, спорят, радуются и печалятся и смеемся или плачем вместе с ними…

А как чудесны начала сказок, так отличающиеся от традиционного «жили-были». Помните:

1. Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. (Дикие лебеди)

2. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. (Снежная королева)

3. В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. (Русалочка)

4. Хорошо было за городом! (Гадкий утенок)

5. Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! (Огниво)

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине. А из пяти горошин – не та, которая разбухла в затхлой воде, а та, что выросла и дала зеленые росточки.

Но если в «Гадком утенке», в автобиографичности которого не приходится сомневаться, его прототип в конце концов превращается в «прекраснейшую из прекраснейших птиц», то сам Андерсен и после того, как взойдет на вершину мировой славы, как был, так и остался малопривлекательным человеком. И жизнь еще не раз устроит ему хорошую трепку.

Однажды, вернувшись в Копенгаген из очередной поездки за рубеж, он услышит, как за его спиной один датчанин скажет другому: - « Смотри, вернулся наш знаменитый орангутанг!» Надо отдать должное Андерсену: он с доброй иронией относился к разговорам о его внешности. Но все-таки, скорее не внешность, а комплексы, возникшие в детстве, наложили отпечаток на его отношения с женщинами.

Первой девушкой, которая завладела его воображением, была сестра его школьного товарища. Она красивая, темноглазая, зовут ее Риборг. И она, что особенно важно для Ганса Христиана, знает его стихи.

В его душу ворвался ураган любовных переживаний. Но его ужасает мысль, что придется оставить литературу. Он мог голодать, бедно одеваться, жить на чердаке, но он не мог не писать. Но напрасно он не спит ночами и мучается. Риборг давно влюблена в другого, она просто принимала любовь бедного поэта.

Его нежная дружба с Луизой Коллин была пресечена даже не потому, что Андерсен был беден, а потому что у него не было солидного положения в обществе и перспектив на будущее.

Потом, встретив на своем пути Дженни Линд, выдающуюся шведскую певицу, он готов будет пойти на любые жертвы. Гениальный датчанин нашел, наконец, принцессу своего сердца. Находясь однажды в Берлине, он отважился позвать ее на сочельник к себе в гостиничный номер, приготовил праздничный стол. Но красавица Дженни не пришла. А когда он, встретив ее позже, спросил почему, она засмеялась и сказала, что забыла о приглашении.

Один исследователь написал так: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…» Наверное, не только странно, а немножечко страшно, еще немножечко обидно и очень одиноко».

Андерсеном зачитываются миллионы, но как человека его выносят немногие. Временами от встреч с ним уклоняются самые близкие люди, но чаще делает это он сам. Он страдает тяжелой обидчивостью, мнителен и порой невыносимо серьезен. Не раз он, находясь в кругу друзей и не так поняв чьи-то слова, молча уходит с серым от горя лицом. Каждую критическую строчку о себе воспринимал как подкоп. И всю жизнь считал, что Дания - единствен6ная страна, где его не понимают и не ценят.

Странности в нем – многовато для одного человека. Его взрывной темперамент, повышенная эмоциональность часто приводят в замешательство степенных датчан. Но с кем ему всегда хорошо – это с детьми. Так и не познавший, что такое отцовство, он стремится почаще бывать в семьях, где много детей. Он пленяет их всем – высоким ростом,

Да, судьба уготовила ему незавидный удел: быть на виду у всех, иметь много друзей и в то же время всю жизнь оставаться одиноким.

С первых до последних дней своей самостоятельной жизни он обитает в гостиницах, снимает частные квартиры, подолгу живет у друзей. Конечно, хорошо, что у друзей, но ведь все-таки не у себя дома.

За два месяца до смерти он прочел в одной из газет, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых книг в мире.

Умер Андерсен в 1875 году. Умирал он долго и тяжело. У него был рак печени. И от боли и чувства обреченности он часто целыми днями сидит у окна, смотрит на улицу и молча плачет. А с кем-то из друзей поделился своей мечтой: «Ах, как мне хотелось бы хотя бы одним глазком посмотреть на свои похороны!»

И что же он увидел бы, произойди с ним такое чудо? Что его, бывшего оборвыша с острова Фюн, хоронит вся Дания; что у его гроба стоит сам датский король с семьей; что проститься с ним придут министры, генералы, иностранные послы, ученые, ремесленники, художники, а в порту в знак траура приспустят флаги корабли.

Помните старый дом, в котором прошло детство Андерсена? Если бы богачам из Оденса, смеявшимся над чудаковатым мальчишкой, сказали, что именно этот скромный домик станет главной городской достопримечательностью, они ни за что не поверили бы. Бережно хранятся тут вещи Андерсена: старый сюртук и потертый дорожный саквояж, затейливые вырезки из бумаги и собственноручно оформленные им книжки… И, конечно, книги со всего света – сказки на разных языках.

Кстати, мы читаема и перечитываем любимые сказки и совершенно не задумываемся о том, благодаря кому они прекрасно звучат по-русски, словно и писались на нашем родном языке.

Взгляните на последнюю страницу любого сборника и всюду увидите – «перевод А.В.Ганзен». А ведь их читали наши бабушки и даже пра-прабабушки. Первые переводы с этим именем появились в 1894 году.

Любопытно, что датчанин Петер Эммануэль Хансен, ставший в России Петром Ганзеном, в молодости будучи актером Королевского театра в Копенгагене, лично знал Андерсена. Поселившись в России, он вместе с женой Анной Васильевной взялся за большой труд – перевод и издание сочинений великого сказочника. Современники так отзывались об этой работе: «Благоухающая поэзия Андерсена впервые предстала читателям во всей своей чарующей прелести.»

Слава сказочника выдержала проверку временем. Имя Андерсена одно из первых в перечне самых популярных писателей.

В Королевском саду в Копенгагене стоит памятник. Бронзовый Андерсен сидит с книгой в руках, окруженный сменяющимися поколениями своих верных читателей. Одна из любимых героинь писателя – Русалочка - стала символом датской столицы. А в его родном городе рядом с памятником писателю стоит скульптура «Дикие лебеди».

У нас с вами сказочных книг очень много, в том числе и книг Андерсена. Вы их читали и еще будете читать много раз. Ведь он сам был уверен, что глубокий смысл сказок и историй доступен только взрослому человеку.

Многие из них вы знаете настолько хорошо, что ответите на вопросы викторины..

1. Как звали мальчика, которому в глаз и в сердце попали осколки дьявольского зеркала? (Кай, «Снежная королева»)

2. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя «Гадкий утенок»)

3. В каких птиц превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей «Дикие лебеди»)

4. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)

5. Назовите сказку, в которой собака помогает солдату стать королем. («Огниво»)

6 . Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? (25 «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Из какого растения Элиза плела рубашки для своих братьев? (Из крапивы «Дикие лебеди»)

8 . Кто охранял сундуки с серебром и золотом? (Собаки «Огниво»)

9. Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля»? (Никакую)

10. Что больше всего любила делать Русалочка? (Слушать рассказы о людях)

11 . В какой сказке и как королева догадалась, что пришедшая во дворец девушка – принцесса? (С помощью горошины)

Бюро находок. Кому принадлежат эти предметы?

1. Зонтик (Оле-Лукойе)

2. Горошина (Принцесса «Принцесса на горошине»)

3. Санки (Каю «Снежная королева»)

4. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

5. Бумажный кораблик (Солдатику «Стойкий оловянный солдатик»)

6. Крапива (Элизе «Дикие лебеди»)

7. Белая и красная розы (Герде и Каю «Снежная королева»)

8. Музыкальный горшочек (Принцу «Свинопас»)

Андерсен уверял всех, что прожил необыкновенную и счастливую жизнь.

«Не беда появиться в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца», - писал он. Легенда о добром сказочнике была создана талантом самого писателя, именно поэтому она не умирает уже больше 200 лет.

21 октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц — писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.

Евгений Шварц в большую литературу вошел не сразу. Проведя детство в Майкопе (ССЫЛКА: о котором он часто вспоминал), он после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917 по 1921 год. Затем — переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В это время он тесно сошелся с «серапионами». Так и не став членом «братства», он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с произведениями самих «серапионов». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».

Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).

Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности. Привычные сказочные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима. «А еще корону надел!» — возмущается мачеха в адрес короля. Такое поведение «на манер тети Маруси из соседнего двора» не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют действие! Король из той же «Золушки» — это не величественный монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает королем и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придет, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну все время играет на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!» Разве это пафос венценосной особы?! Это всего лишь «суровые будни» королевской жизни.

Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.

В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его герои, чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.

Вечные истины — вне политики, вне времени. Они — те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество этих законов — цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть нормой жизни. А их глашатаи достойны славы.

Одним из таких глашатаев и был Евгений Львович Шварц...