Волшебная сила искусства: художественный образ. Эта волшебная сила искусства В чем волшебная сила искусства

03.03.2020

Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов — литература — встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы учимся отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
Литература учит чувствовать, понимать, сопереживать. Ведь каждая книга заставляет нас задуматься о том, что же хотел донести автор своим произведением. Какую мысль он вложил в свое творение? Узнавая новых героев, постигая их чувства и мысли, мы начинаем

Лучше разбираться в людях, окружающих нас, а главное, в себе. Недаром многие великие деятели культуры и науки в минуты душевного волнения брали в руки художественную литературу. Они находили в ней спокойствие и удовлетворение. Книги способны помочь, найти верный жизненный путь, разыскивая который мы часто путаемся.
Но это не все достоинства литературы. Благодаря ей мы узнали много нужной и полезной информации. Так, например, о походе князя Игоря было сохранено очень мало источников, а литературное произведение «Слово о полку Игореве» пролило свет на многие неизвестные факты.
Описывая быт и нравы своего века, писатель помогает нам составить картину времени.
Книга даже способна повлиять на ход реальной жизни читателя. Например, прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», многие люди, жизнь которых была сходна с судьбой героя этого произведения, воспряли духом и нашли в себе силы жить дальше.
Думаю, в этом и есть великая сила искусства литературы.

(410 слов) Что такое искусство? Это то, что вызывает трепет в душе. Оно способно тронуть даже самые черствые и окаменевшие сердца. Творчество привносит в жизни людей красоту и дает возможность соприкоснуться с ней через музыку, живопись, архитектуру, литературу… Великая сила искусства направляет нас к добру и свету, вселяя в наше сознание надежду и ощущение значимости в этом мире. Порой лишь через нее мы можем выразить всю радость или боль, отчаяние или счастье. Чтобы аргументировать свои утверждения, приведу примеры из книг.

В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» главный герой лишился своей жены и сам едва остался в живых. Это событие выбило его из колеи обыденности. В какой-то момент он понял, насколько бессмысленно все его существование, наполненное бытом, накопительством и рутиной. Под властью этих эмоций он играет на скрипке, изливая всю свою душу и все свои печали через звуки музыки. Тут его мелодию услышал еврей по имени Ротшильд, и она не оставила его в стороне. Он пошел на зов творчества. Никогда раньше за всю свою жизнь Яков Матвеевич не чувствовал жалость к кому-либо, да еще и к человеку, который раньше вызывал у него лишь презрение. И он, когда-то жадный и эгоистичный, отдал свой инструмент Ротшильду, вместе со всей своей музыкой – невероятным творением искусства. Эта скрипка и музыка Якова подарили Ротшильду славу, признание и шанс на новую жизнь. Так, сила творчества помогла людям открыть в себе положительные стороны, найти взаимопонимание, а кому-то из них даже помогла изменить свою судьбу.

В произведении И.С. Тургенева «Певцы» мы тоже можем найти интересный пример. Автор посвятил рассказ русскому народу и его отношению к искусству, ведь он сам знал, что такое народное творчество и русская душа. В этом произведении он показывает нам, насколько сильна может быть сила музыки, и как глубоко песня может затронуть сердца людей. Во время выступления Якова, надтреснутый голос которого был наполнен глубокой чувственностью, люди плакали, слушая его песню. Автор, пытаясь передать все свои эмоции и ощущения от услышанного и увиденного, говорил, что очень долго не мог сомкнуть глаз в ту ночь, ведь в ушах у него постоянно разливалась прекрасная песня Якова. Значит, сила искусства может воздействовать на чувства людей и управлять ими, очищая и возвышая душу.

Искусство – оно для всех. Для грубых и черствых, для добрых и чутких, для бедных и богатых. Кем бы не являлся человек, какой бы личностью не был, великая сила творчества всегда будет побуждать его на прекрасные поступки, будет сеять в душе чувство прекрасного, воплощать настоящие чудеса. Очищающая и возвышающая энергия искусства дает нам возможность жить правильно – по законам добра и красоты.

Немало затрачено слов, чтобы обозначить или проиллюстрировать пресловутую силу того, что мы зовём искусством, в нашем случае – литературой. Ищут корни этого влияния, перемывая технические подробности письма (что, безусловно, важно), строят теории, придумывают модели, борются школами и мнениями авторитетов, вызывают духи древних божеств и призывают в помощь новомодных экспертов… Но как это происходит – остаётся совершенно непонятным.

Вернее, имеется наука, которая называется литературоведение, есть актуальная теория чтения, есть гипотеза о разных формах психоактивности человека пишущего, равно как и человека читающего, но до главного они как‑то не доходят. Мне кажется, если бы дошли, разрешение этой загадки, как открытие ядерной физики, в считанные годы перевернуло бы наше представление о нас самих.

И лишь самые «странные» из теоретиков знают – сила искусства в том, что она не перелопачивает опыт человека снизу доверху, она как бы достраивает его, не конфликтуя с ним, И чудесным образом превращает этот опыт, который многие полагали едва ли нужным, а то и вовсе непригодным к использованию хламом, в новое знание, если угодно – в мудрость.

ОКОШКО К МУДРОСТИ

Когда я ещё только задумал написать эту книжку и рассказал о ней одному знакомому издателю, он очень удивился: «да почему ты, – спросил он, – считаешь, что писать роман – единственный выход? Пусть лучше они читают книжки, это куда проще». По‑своему он был, конечно, прав.

Читать, разумеется, проще, легче и приятнее. Собственно, люди так и делают – они читают, находя в мире этих Скарлетт и Холмса, Фродо и Конана, Брюньона и Турбиных все значимые для них переживания, идеи, утешение и частичное решение проблем.

Да, читал книгу, ты испытываешь то же, что и автор. Но только раз в десять – двадцать слабее!

И признавая чтение очень мощным средством, всё‑таки давай попробуем представить, чего сможем добиться, если сами выработаем партитуру Пресловутой «медитации»? А потом самостоятельно «аранжируем» все, как в таких случаях положено? Разумеется, не упуская из виду, что делаем это в полном Соответствии с собственными, глубоко ЛИЧНЫМИ представлениями о проблеме?…

Представил? Да, я тоже представляю с трудом, лишь в малой степени догадываясь о том эффекте, который способна оказать на автора правильно организованная и хорошо написанная книга. Я – романист, знаток текстов и людей, которые профессионально занимаются книгой, вынужден признать, что не знаю, как, почему и в какой мере это происходит. Но то, что это работает с ошеломительной силой, что иногда меняет существо автора кардинально – за это ручаюсь.

Конечно, все чуть‑чуть сложнее, чем я тут изображаю. Роман на роман не приходится, автор автору тоже рознь. Иногда и среди писателей попадаются такие «редиски», что просто диву даёшься, а пишут по‑соловьиному – легко, звонко, убедительно, красиво! Все дело, наверное, в том, что без романов они были бы ещё хуже, творили бы злые дела или превратились бы в откровенно несчастных людей, делая несчастными родных и близких.

В любом случае я утверждаю, что роман, само писание этой как бы совсем не обязательной монографии, служит средством изменения личности автора, привлекая редчайшее свойство психологической изменяемости, вернее, метаморфной креативности. Потому что является своего рода окошком к правде, распахнутым в себя самого. А уж как мы воспользуемся этим средством, что увидим в окошке, какую мудрость способны будем получить в результате – это, как говорится, Бог весть. На том вся жизнь построена, что каждый лишь за себя ответчик, не так ли?


Искусство имеет много способов выражения: в камне, в красках, в звуках, в слове и тому подобное. Каждый его разновидность, воздействуя на различные органы чувств, может оказывать на человека сильное впечатление и создавать такие образы, закарбуються навсегда.

Много лет ведутся дискуссии относительно того, какое из разновидностей искусства имеет наибольшую выразительные силу. Кто указывает на искусство слова, кто-то – на живопись, третьи называют музыку тонким, а затем самым влиятельным на душу человека искусством.

Мне кажется, это вопрос индивидуального вкуса, о котором, как говорится, не спорят. Бесспорно лишь тот факт, что искусство имеет некую загадочную силу и власть над человеком. Причем сила эта распространяется как на автора, создателя, так и на «потребителя» продуктов творческой деятельности.

Художник не может иногда посмотреть на мир глазами обычного человека, например герой из новеллы М. Коцюбинского «Цвет яблони». Он разрывается между двумя своими ролями: отца, потерпевшего горя из-за болезни своей дочери, и художника, что не может не смотреть на события угасание своего ребенка, как на материал для будущей повести.

Время и слушатель не в состоянии остановить действие сил искусства. В «Древней сказке» Леси Украинский можно увидеть, как сила песни, слова певца помогают рыцарю пленить сердце любимой. Впоследствии мы видим, как слово, высокое слово песни, свергает с престола рыцаря, который превратился в тирана. И таких примеров множество.

Очевидно, наши классики, чувствуя тонкие движения человеческой души, хотели показать нам, как может влиять на человека и даже на целый народ художник. Слава таким примерам, мы можем глубже понимать не только силу искусства, но и ценить творческое в человеке.

Сочинение

Сочинение

Волшебная сила искусства

Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов — литература встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы учимся отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.

Литература учит чувствовать, понимать, сопереживать. Ведь каждая книга заставляет нас задуматься о том, что же хотел донести автор своим произведением. Какую мысль он вложил в свое творение? Узнавая новых героев, постигая их чувства и мысли, мсы начинаем лучше разбираться в людях, окружающих нас, а главное в себе. Недаром, многие великие деятели культуры и науки в минуты душевного волнения брали в руки художественную литературу. Они находили в ней спокойствие и удовлетворение. Книги способны помочь, найти верный жизненный путь, разыскивая который мы часто путаемся.

Но это не все достоинства литературы. Благодаря ей мы узнали много нужной и полезной информации. Так, например, о походе князя Игоря было сохранено очень мало источников, а литературное произведение «Слово о полку Игореве» пролило свет на многие неизвестные факты.

Описывая быт и нравы своего века, писатель помогает нам составить картину времени.

Книга даже способна повлиять на ход реальной жизни читателя. Например, прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», многие люди, жизнь которых была сходна с судьбой героя этого произведения, воспряли духом и нашли в себе силы жить дальше.

Думаю, в этом и есть великая сила искусства литературы.