Влияние попсы на массовую аудиторию. Влияние попсы на массовую аудиторию На чем держится русская попса

03.11.2019

Да....вопрос глобальный, но, думается мне, не совсем справедливый. В западной попсе есть много элементов RNB и есть множество примеров когда в песне "популярного" исполнителя можно выключить слова...и останется неплохая тема, грамотно гармонизированная и аранжированная.
Есть, конечно, множество "музыки", которую не только без слов невозможно воспринимать, но и без видеоряда. Почему это нравится массам - потому, что им по барабану что играется и поётся, и как, большинство волнуют лишь атрибуты того или иного стиля.
Лично мне, в последнее время, понравилась песенка From Sarah With Love - тема красивая, хорошая минорная гармония с отклонением в параллельный мажор, одним словом - хорошая почва для импровизации:)
Таких примеров масса.

Первоначальное сообщение от Trane
...... ....Лично мне, в последнее время, понравилась песенка From Sarah With Love - тема красивая, хорошая минорная гармония с отклонением в параллельный мажор, одним словом - хорошая почва для импровизации:)
Таких примеров масса.


Масса?....да по сравнению с той громаднейшей кучей музыки, таких примеров - по пальцам пересчитать...

А насчет того, что людям по барабану музыка, которая играет - согласен......

Первоначальное сообщение от Neon
...попса...я не понимаю, почему попсу называют музыкой, ведь главное в поп-музыке - это слова..


Разве? По-моему основа попсы - именно мотивчик...

И именно словами задаётся мотив песни, а не музыкой. По идее, слова должны быть украшением музыки а не наоборот. Вы где-нить видели человека, напевающего мотивчик из всяких там бэкстрит бойзов или бритни спирз?..я нет...зато частенько встречаю людей, поющих что-то типа: "I"m not a girl, not yet a woman"...Музыка в попсе нужна только для фона и для заполнения пауз между припевами...так почему же так любят попсу?...


По моему - наоборот. Слова в попсе - лишь гарнир. Hичего серьезного
в жанре поп-музыки не скажешь. Ведь попса нужна в первую очередь для
танцев. Hу или еще попеть по пьяни в караоке...
А слова нужны - со словами и мотивчик будет усвоен гораздо лучше.

Вот мои соображения по поводу попсы. Я не слушаю Спирс и Бэкстрит бойз. Hо по-моему попса во все времена одинакова. Были Бони-М и Чингис-Хан, были Мадонна и Майкл Джексон, и везде залог успеха - зажигтельная мелодия с нехитрыми легко запоминающимися словами.
Была и инструментальная поп-музыка - группа Space.

А были еще Битлз... Самая лучшая группа, т.к. они сумели совместить гениальность, неповторимость музыки с простотой и доходчивостью. По-моему, после них этого никому не удавалось: либо первое, либо второе. Последнее время всегда второе.
Но, по большому счету, нет критерия попса-непопса. Был Высоцкий, была машина, много кто был еще, каждый брал (давал) то, что мог. Есть плохая и хорошая музыка. Банально? Зато верно.

2Oleg_D: я же говорю, есть исключения, в которых действительно имеет место зажигательная мелодия, но почти все они из прошлого: Бони-М, Битлз, Чингис-хан - да, у них были зажигательные интересные мелодии, в настящем же времени - Мадона и Макл Джексон - соглашусь, но они тоже скоро уйдут в прошлое....
А насчет того, что залог успеха - это зажигательная мелодия, тут я позволю себе не согласиться...разве у большинства популярных исполнителей поп-музыки есть такие мелодии?...почему же тогда запоминаются из песен именно слова, а не музыка?...

2Neon:
Для начала, ты определись, что такое попса.
Т.е. , что ты под этим понимаешь?
Битлз, Лед зеппелин, Абба - были суперпопулярны.
Значит, это все - попса?
Тогда я - за попсу.
В разных стилях есть хорошие и не очень хорошие представители, СТИЛИ ругать - глупо. Они могут нравиться или НЕ нравиться.

Попса - это лёгкая музыка, которая проста в понимании, не надо задумываться над смыслом песенки, потому что он обычно на поверхности. Попса осень хороша, когда хочется расслабиться не думать ни о чём, просто потанцевать допустим. А что ещё нало - сидеть и разгадывать смысл песни, ломая голову...зачем это...

старая как мир проблема....
точнее - нет проблемы. Все имеет право на жизнь. вопрос токмо в уместности и количестве.

Попса - это сверхдоступность, это мильоны ссылок на запрос в поисковике, это миллионные тиражи, бешеный пиар.

А мы оставим себе цеппелиновскую "Дамбу" и "В час моей смерти"...

хотя "Кашмир" уже испоганили...

Итак, попса -
1. Легкая музыка, под нее хорошо танцевать.
2. Сверхдоступность.
У Битлз под это подходит очень много.
Тогда не надо в это слово вкладывать отрицательный смысл.
King_Crimsonу:
"Кашмир" испоганить уже, наверное нельзя. Это навсегда.
То, что его адаптируют и используют для фильмов основную тему - ну что же, это вопрос юридический, авторские права и т.д.
Используют ведь темы из Моцарта, Чайковского.

In my time of dying - рад, что мы с тобой слушаем и слышим ЭТО.
Я как-то даже не решаюсь поднять эту тему. Без МУЗЫКИ - лучше не трогать.

Абсолютно не согласен, что музыка в песни - вспомогательный инструмент. Почему же при упоминании ОПЕРЫ "Волшебная флейта", в первую очередь на ум приходит Моцарт, потом уже Бомарше, а о авторе либретто рядовой человек, вообще не вспомнит. Или ОПЕРА "Евгений Онегин" - Чайковкий, - если ПОЭМА, то Пушкин, а так, что не говори - Чайковский, etc.
Глупо утверждать что главное в песни слова. Для этого есть стихи, их можно читать нараспев, но они не будут песней. Их можно положить на музыку, и только тогда уже стих превратиться в песню.
Битлы, кто скажет, что в первых альбомы были сильные тексты "Она любит тебя, Она любит тебя, Она любит тебя - е-е-е-е" И тем не менее их слушают... До сих пор. И считают гениями. На них растет великое множество талантливых и НЕпопсовых музыкантов.
В музыкальном произведении все должно быть гармонично и талантливо: и славо, и музыка. Тогда можно будет сказать о гениальности автора и исполнителя, а так... Хотя Битлы... Но какое правило без исключения!

Можно сколько угодно делать вид, что ненавидишь русскую попсу, но при словосочетании «младший лейтенант» мозг гарантированно продолжит строку: «…мальчик молодой, все хотят потанцевать с тобой». Сериал «Ранетки» из сегодняшнего дня кажется не таким уж плохо снятым, признаваться в любви к Игорю Николаеву совсем не стыдно. Магистр социологии и читательница самиздата Любовь Кирилюк пытается разобраться, какой отпечаток в нашей душе оставила ТВ-культура детства, а также выясняет причины того, почему она вновь становится популярной.

Давайте мысленно отмотаем время назад и вспомним себя в подростковом возрасте. Кто из нас не строил из себя эстета-нигилиста? Мы демонстративно морщились, заслышав «Русское радио», с отвращением переключали каналы с отечественными ситкомами и свысока смотрели на одноклассниц, страдающих по Эдварду Каллену. В наших плей-листах не было ничего легче Nightwish, мы размахивали томиком Кафки, а также сохраняли комиксы о том, что Бибер - отстой. А сейчас что? Донцова, «Песняры», Укупник, Букины, Петросян - беру всех, заверните.

Может, дело в моральной зрелости? Да, но не совсем. Конечно же, мы понимаем, что взрослые люди относятся ко многим вещам проще. То, что определяло нашу личность десять лет назад, сейчас кажется суетой сует. Когда на тебе работа на полторы ставки, квартирный вопрос и двое детей, становится не до споров на форумах по поводу того, что есть «тру», а что - «не тру». Да и будем честными, не всегда хочется после тяжёлого трудового дня тратить два часа на поиск артхауса из Норвегии или дарк-фолка из Саудовской Аравии - проще расслабиться под что-то максимально простое и незатейливое. Так было у наших родителей, так стало у нас, и вроде бы здесь нечего обсуждать: юношеский максимализм уходит, старческий маразм приходит. Однако всё намного интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Что происходит?

Мы живём во времена, когда стираются границы между «хорошо» и «плохо». То, что вчера считалось уделом низших слоев населения, сегодня котируется у богемы. Отношение общества к какому-либо явлению может в любой момент перевернуться на сто восемьдесят градусов. Примерно это сейчас происходит и с ролью попсы (здесь и далее под этим термином мы будем подразумевать не только лёгкую музыку, но и «низкое» искусство в целом), особенно той, которая была популярна пятнадцать-двадцать лет назад. Могли ли подумать девочка-эмочка и мальчик с торбой КиШ, что однажды так ненавистная им телевизионная жвачка начнёт восприниматься как изысканное блюдо?

Нельзя сказать, что тенденция, о которой мы будем говорить, распространилась на всё население в целом. Мы в принципе не можем выделить что-то присущее всем без исключения - слишком велик плюрализм мнений. Тем не менее, сейчас всё больше молодых людей с высшим образованием, хорошим воспитанием и большим культурным багажом от души симпатизируют вульгарному китчу. Если вы внимательно следите за трендами Рунета, то могли заметить, что позор нашего детства переживает второе рождение. Участницы «Ранеток» воссоединяются и записывают видеоблог на YouTube, Дмитрий Маликов хайпится на мемах, а паблики-миллионники ВКонтакте постят подборки с хитами 90-х и делают смешные картинки, обыгрывающие слова из старых песен и сериалов. Причём всё это - не инициатива отдельно взятых энтузиастов, тоскующих по былым временам, а ответ на чётко сформированный запрос публики. Мы действительно на каком-то этапе стали испытывать нездоровый интерес к телепродукции из прошлого. Спеть наизусть «Крошка моя, я по тебе скучаю», перечислить имена второстепенных персонажей сериала «Кадетство», рассказать о своей детской влюблённости в Диму Билана - это уже не просто не стыдно, но и в какой-то степени даже почётно.

Здесь можно было бы сделать оптимистичный вывод о том, что люди наконец-то перестали строить из себя бог весть что и оставили в покое чужие вкусы, но не будем выдавать желаемое за действительное. В обществе пока не исчезло разделение на «быдло» и «элиту». Самопровозглашённый культурный истеблишмент существует до сих пор, и более того, критерии попадания в него стали гораздо жёстче. Если пять-семь лет назад можно было выделиться из толпы, надев футболку с Iron Maiden, то сейчас необходимо закопаться в философию постмодернизма, просмотреть все киноработы Кустурицы, изучить музыкальное наследие британского андеграунда конца ХХ века - и то не факт, что не найдётся более прошаренный оппонент, который посадит тебя в лужу. Однако всё это великолепие вполне себе сочетается с разухабистыми плясками под дискотеку нулевых. Настало время, когда позволительно смешивать всё что угодно в любых пропорциях: никто не будет инспектировать твой смартфон на предмет запрещённых в приличных кругах материалов. Отсутствие брезгливости к лёгким жанрам не только не дискредитирует личность в глазах утончённой публики, но и наоборот - добавляет ей некую изюминку: сразу видно, что перед тобой не зануда с Достоевским под мышкой, а живой человек, который не забывает своих истоков и умеет посмеяться над собой.

Протест, смех и ностальгия

Хотя подобные оксюмороны полностью соответствуют духу нашей эпохи, не будем упускать и то, что за любым явлением стоят определённые настроения общества. Забытый богом масскульт прошлого тоже всплыл неспроста. Позволим себе выдвинуть несколько гипотез на этот счёт.

Ещё раз мысленно перенесёмся на десять лет назад и раньше - во время, когда основными поставщиками контента были радио и телевидение. Именно тогда думающая молодёжь пыталась протестовать против информационного ширпотреба посредством нетривиальной одежды и нестандартных взглядов на искусство. Какими бы смешными ни казались металлисты, ролевики и готы сейчас, в их существовании был смысл. Они в меру своих сил боролись с замшелыми социальными установками, отстаивали своё базовое право на самовыражение и как-никак, а пытались идти против системы. Неформалы были изгоями в своих школах, ПТУ и институтах, их окружение недоумевало, как можно предпочесть рев «патлатых сатанистов» лёгким песням про любовь, чёрную косуху - розовой кофточке, а чтение книги - походу в клуб. Они действительно выглядели будто бы чуть умнее своих сверстников за счёт того, что их интересы шли дальше АК-47, стразиков и группы «Блестящие».

Сейчас многие обсуждают, почему умерли субкультуры. Ответ очевиден. В их существовании больше нет смысла, потому что сейчас полностью поменялись представления о том, что круто, а что - отстой. Если раньше большинство поклонялось колхозному гламуру, то сегодня новым идолом стала непохожесть на других. Те объекты искусства, которые когда-то были знаком отличия, окончательно ушли в мейнстрим. Теперь каждый первый слушает рок, смотрит стильный зарубежный кинематограф, читает Ремарка и одевается в рваные джинсы. В свою очередь попса стала универсальным козлом отпущения. Её не пнул только ленивый. С помощью этого, кстати говоря, очень удобно самоутверждаться и прятать своё невежество: какие бы музыкальные отбросы ты ни слушал, всегда можно сказать, что Пугачёва с Киркоровым ещё хуже. Подобный доморощенный снобизм уже давно перестал быть прерогативой чудаков. Его много, он топорен, твердолоб и навязчив. И, как и любая другая эпидемия, он должен был рано или поздно вызвать резко негативную реакцию и столкнуться с противоположным взглядом. Неудивительно: обычаи изменились, а бунтарский дух-то никуда не делся. Только теперь, чтобы шокировать окружающих и подчеркнуть свою непохожесть на других, достаточно включить не DSBM, а «Руки Вверх!» и Сердючку. Таким образом, с определённой точки зрения демонстративная любовь к китчу - смачный плевок в лицо общественному мнению. Конечно, эта фишка тоже рискует вылиться в новую моду, которая начнёт всех бесить по второму кругу, но это уже совсем другая история.

Вторую причину внезапно вспыхнувшего интереса к устаревшей попсе можно усмотреть в трансформации чувства юмора. Пожалуй, ни у одного из предыдущих поколений комизм не занимал настолько важную часть жизни, как у нас. Мы имеем неограниченный доступ к приколам, запас которых постоянно пополняется. Мы смотрим картинки и видео по нескольку часов в день, думаем ими, цитируем их в разговорах. Неудивительно, что рано или поздно наступает пресыщение, и наше чувство юмора трансформируется. Если раньше нам было достаточно анекдота про Петьку и Чапаева, чтобы расхохотаться, то сейчас, чтобы нас развеселить, нужны всё более нетривиальные вещи. А что может быть уморительнее, чем бездарное творчество, которое не задумывалось как пародия на бездарное творчество? Мы смеёмся над шутками Петросяна, потому что это настолько несмешно, что даже смешно. Мы смеёмся над ужасной актёрской игрой из молодёжного сериала нулевых и над наивными сюжетными перипетиями, над дурацкими текстами песен, сделанными на коленке клипами с жуткой графикой, убогой хореографией, которая придумывалась прямо на сцене. Мы смеёмся над корявым мелированием, эффектом «мокрых волос» и джинсами-клёш. То, что когда-то казалось нам стильным и крутым, сейчас выглядит как отборнейший трэш. Именно поэтому кадры из «Ранеток» в конце 2015 года поставили на уши Рунет и положили начало новой эпохе мемов. Именно поэтому создатели паблика BUHAI & TANCUI собирают сотни подписчиков каждый день и успешно проводят тематические вечеринки. Мы внезапно вспомнили, что у нас, оказывается, есть целый пласт культуры, которая два десятилетия собиралась буквально из пластилина, спичек и желудей. Каждый момент передач, сериалов и клипов, которые показывались в нашем детстве, с высоты 2018 года выглядит максимально нелепо. И этого материала хватит ещё на сотню-другую сообществ, где мы ещё долго будем изощряться в остроумии в комментариях под скриншотом с очередным искажённым лицом.


Смех смехом, однако тоску по «золотым» временам никто не отменял. И это - третья причина, по которой шедевры девяностых и нулевых периодически скрашивают наш досуг. Ностальгия - страшная штука. Можно предположить, что ею в большей или меньшей степени болеет весь мир, но кажется, что постсоветское пространство - особенно. По чему только не скучают наши люди! И по Сталину, и по мороженому за три копейки, и по пионерским галстукам, и по КВНу с Галустяном, и по 2007 году, но особенно - по видеофрагментам и мелодиям, которые ассоциируются с беспечным прошлым. Чтобы убедиться в этом, найдите на YouTube любой старый клип и просмотрите комментарии. Там обязательно мелькнёт хотя бы одно причитание в духе: «Вот раньше была настоящая музыка, не то что сейчас!». Причём лестной оценки заслуживают не только голоса поколения - Юрий Шатунов, «Иванушки International», МакSим, но и самые захудалые группы одного хита. Можно поспорить, что «Лабутены», Ольгу Бузову и Егора Крида в будущем постигнет та же участь. По необъяснимым причинам примитивные танцевальные треки, жопно-сортирные комедии и прочий медийный контент, который когда-то безумно раздражал, спустя пятнадцать лет автоматически перестаёт быть отстойным и становится милым. Парадокс, но когда тебе перестают что-то навязывать, ты начинаешь смотреть на это иначе. И тогда приходит понимание того, что, оказывается, первый состав «ВИА Гры» исполнял вполне содержательные песни, Шура был шикарным фриком, «Счастливы вместе» - смелым сериалом с неплохим чёрным юмором, а «Ранетки» - доброй сказкой, которой так не хватает в современном мире гиперреализма. Поиск жемчужин в навозе? Может быть. Но кто сейчас выйдет на сцену в трусах и меховой шапке и начнёт шепелявить беззубым ртом в микрофон? Кто сделает кальку американского ситкома, где главный герой ненавидит жену и детей, играет с сатаной в футбол и дарит свои ношеные носки инопланетянам, чтобы те смогли создать топливо для летающей тарелки? Кто снимет уморительную санта-барбару про школьниц, которые при поддержке физрука и историка становятся всемирно известными рок-звёздами? Это больше не повторится, как не повторится и феномен советской мультипликации. Халтурные коммерческие проекты, созданные в допотопные времена, стали уже своего рода культурной памяткой. И нам не за что их ненавидеть. К ним остаются лишь тёплые чувства, как к дальним родственникам из Мухосраново, которые в последний раз приезжали к нам в детстве с подарками.

С определённой точки зрения увлечение китчем можно рассматривать как блестящий пример постиронии. Никто не спорит, что телепродукция, которую мы любили сто лет назад, объективно проигрывает по качеству той же «Игре Престолов» или «Шерлоку». Её потребление изначально носит шуточный характер. Тем не менее, когда пересматриваешь «Ранеток» и слушаешь их альбомы несколько дней подряд, может настать момент, когда ты за Аню, Лену, Женю, Наташу, Леру и двор начинаешь стрелять в упор. И здесь уже непонятно, прикалываемся мы или всерьёз ищем философию в строках «ведь мы не ангелы, живём мы на земле, дождём растаяли, как слёзы на стекле».

Идиотизм или интеллектуальный прорыв?

Итак, мы наблюдаем зарождение нового тренда. И здесь возникает закономерный вопрос: куда катится мир? Тем, кто считает, что человек должен читать классику, слушать академическую музыку и смотреть умные фильмы, кажется, что он на грани катастрофы. Современная наука думает несколько иначе. Например, Р. Петерсон и Р. Керн, развивая идеи Бурдье, эмпирически исследовали культурный капитал американского населения в 1996 году. Если изложить результаты их трудов упрощённо, то оказалось, что однородность во вкусах наблюдается преимущественно у представителей низших и средних социальных слоев. У респондентов, которые принадлежат к высшим позициям, мнения разделились. Одни остались приверженцами консервативных взглядов на искусство, другие проявили культурную всеядность - то, о чём мы говорили в начале статьи, когда упоминали про сочетание несочетаемого. И, что самое интересное, более продвинутыми и образованными оказались отнюдь не первые, а вторые. Это довольно предсказуемо. Сами подумайте: те, кто не ставит себе искусственные рамки в пристрастиях, действительно оказываются менее подвержены стереотипам. Они не делают из своих увлечений культ и не заставляют мир вращаться вокруг них.

«А как же хороший вкус?» - спросите вы. А никак. Концепция хорошего вкуса существует в социогуманитарных науках, но даже там она не является константой. В общественном сознании - тем более. То, что в одном обществе будет считаться невежеством, в других будет восприниматься как изысканность. Даже внутри одной культуры границы хорошего вкуса обычно крайне размыты. Для кого-то рок - это вершина искусства, для другого - это музыка, под которую жуют и чавкают. Кто-то не воспринимает ничего, кроме оперы, балета и Льва Толстого, а для кого-то подобная академичность - чистой воды безвкусица и бытовая глупость. Каждый из нас может потреблять сотни жанров и находить прелесть в любом их них. Можем ли мы упрекать человека, который смотрит, читает и слушает то, что ему искренне нравится, не ограничивая себя надуманными представлениями о том, что правильно, а что - нет?

Общество уже осознало, что задавать вопросы о семейном положении, критиковать чужую внешность и одежду, а также интересоваться материальным достатком - это крайне неэтично. Возможно, мы вскоре дозреем и до того, чтобы перестать осуждать людей за их предпочтения в искусстве.

] "Попса - это не есть термин, означающий, что данная музыка популярна. "Попса" - это термин, означающий безвкусицу. Нет музыки, нет голоса, есть только работа по впариванию массам некачественного товара - это попса. А так как безвкусье может быть присуще любой музыке, то попсу можно наблюдать и в поп-направлениях, и индастриале, и металле..."
Насчет безвкусицы - не совсем согласна. А под вторым предложением готова подписаться.

"ПОПмузыка уже своим названием объясняет, для чего она предназначена. Она ничего не рождает, ничего не несёт за собой, потому она и нужна исключительно для ПОП, а не для души."

"Попса же при всей своей незатейливости, не претендуя на что-то серьезное, всегда была музыкой для масс – плебейским жанром. И слушают ее кто? Правильно. Те самые плебеи, но ни в коем случае не элита общества. Тебе хочется быть плебеем? Нет. Поэтому ты и слушаешь Летающих Смитов вкупе то ли с дустом, то ли джаз оркестром под названием ДДТ. И чем сильнее желание отстраниться от народных масс, чем больше хочется выразить свою индивидуальность, тем сильнее будет выражена неприязнь, перетекающая в открытую ненависть к попсе. Со временем этот антагонизм, замешанный на легком презрении, перекинется на знакомых, слушающих по утрам ТаТу вместо положенных Guns n’ Roses, продавцов в магазине, где играет омерзительная попса, радиостанцию – ыыы! достали то как!, и наконец, на личности всех кто хоть какое-то имеет отношение к поп-музыке. Жизнь такого человека со временем превратится в кошмар, так как от попсы больше некуда деться, попса теперь везде! И тогда он находит последнее пристанище, где еще можно отгородиться от этого порождения XX века, и где его выслушают. Он заходит в интернет, отыскивает подходящий форум и начинает вываливать накопившееся на душе, благо здесь всегда найдутся товарищи по несчастью, которым попса так же опротивела. Другие же скромно промолчат. Однако, это не может вечно продолжаться. Попса рано или поздно проникнет и на форум. И тогда..."

"Несмотря на то, что находятся такие угрюмые типы, которые на дух не переносят попсу, тем не менее этот стиль находит чрезвычайную поддержку среди большинства мало-мальски знакомых с миром музыки слушателей. Почему же попса так популярна? Если не обращать внимания, на этот каламбур, который по сути и отвечает на поставленный вопрос, то исходя из того, о чем говорилось выше (попса – музыка масс), поп-музыка изначально нацелена на большинство, на аудиторию, по численности значительно превосходящую всех хулителей вместе взятых. Поскольку плебс всегда в количественном отношении будет доминировать над элитой, то у попсы автоматически резко возрастают шансы быть услышанной и самое главное быть ПОНЯТОЙ. У попсы нет жестких рамок, таких, как у других стилей музыки. Взять, например, хард-рок. Три прихлопа, два притопа. Все. Другого не дано. Попса же куда как более эластична. Авторы-попсовики могут ставить практически любые эксперименты, без относительной угрозы для жанра. Наоборот, многие нововведения, а особенно заимствования только пойдут ему на пользу. Попса подпитывается за счет других стилей, забирая от них все самое лучшее. Рок-н-ролл умер, рок умер. Попса не умрет никогда. Иначе со смертью попсы можно будет констатировать смерть любой музыки вообще.
Настало время понять за что стоит любить попсу, почему она вообще должна нравиться. Во-первых, никто никому ничего не должен. Не нравится, и б-г с вами. А вот почему попса имеет право на существование, это уже другой вопрос. Попса это своеобразный фильтр и в то же время индикатор современного состояния в мире музыки. Основная цель попсы – срубить побольше бабосов. Поэтому попсовики заинтересованы в конечном продукте, который может принести максимальоное количество $$$. Для этого они постоянно отслеживают, что пипл слушает и что пользуется спросом, нагло воруя затем все самые лучшие находки. Понятно, что из одного и того же материала можно слепить все что угодно. У кого-то получается, у кого-то нет. Таким образом на выходе мы имеем попсу двух качественно разных видов: это правильная попса и левая попса. Левая попса делается через одно место, в каждой строчке песни видно желание побыстрее навариться, поэтому она быстро забывается, и не достойна дальнейшего здесь упоминания. Правильная попса, как все совершенно верно догадались, делается правильными людьми, которые хотя бы два раза пошевелили извилинами, прежде чем выкинуть на рынок конечный продукт. Такая попса и живет долго (как правило она находит вторую жизнь в кавер-версиях, ремиксах или же сэмплах), и народу нравится. А пипл что? А пипл, как говорил Богдан Титомир, хавает. И правильно делает. Лучше хавать правильную попсу, чем давиться совершенно левым отстоем. Основная же причина, по которой народ слушает поп-музыку, это то, что попса всегда супер-современна. А кому не хочется не отставать от жизни, быть всегда в курсе дел, и вообще казаться супер-пупер меном!"
Видимо, в России вся попса - левая.

"попса - это музыка, которая делается изначально с главной целью - заколачивание денег, результатом чего получается так, что музыка эта приспосабливается под народ, то есть становится более "слушабельной" для масс..."

"Попса - это пережеванное месиво, не требующее мыслительного процесса при потреблении. IMNSHO"

"Попса - определение музыкального произведения носящее негативный оттенок. Характеризует музыкальное произведение написанное с единственной целью - приобретения популярности у как можно большего круга слушателей, и получения в связи с этим коммерческого успеха. Как правило в попсе используется примитивный музыкальный язык и технические приёмы. В подавляющем большинстве она вторична по содержанию и технической реализации, то есть подражает произведениям уже имевшим коммерческий успех и копирует найденные в них другими авторами приёмы (мелодика, тексты, аранжировка и т.д.)"

"Попса - популярная музыка, направленная на реализацию коммерческих целей путем удовлетворения спроса определенной целевой аудитории."