Владимир Дмитриевич Шадриков: биография. Владимир Дмитриевич Шадриков: биография 4 шадриков в д профессиональные способности

23.02.2024
День рождения 18 ноября 1939

советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии

Биография

Родился 18 ноября 1939 года в городе Рыбинске Ярославской области.

Закончил в 1962 году Физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности «преподаватель математики и физики». В 1962-1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области. В 1965-1968 годах закончил аспирантуру кафедры психологии ЯГПИ; кандидатская диссертация на тему «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

С 1965 года преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, доцент (1970). Участвовал в 1970-х годах в создании Факультета психологии открытого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). В 1971-1982 годах был его деканом и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976-1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию «Системный подход в психологии производственного обучения». В 1982-1985 годах ректор ЯГПИ.

В 1985-1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988-1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993-1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996-1998 годах первый заместитель министра, в 1998-2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года - министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995-1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999-2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов «Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989-1990). Действительный член АПН СССР - РАО (с 1990).

Изучает системогенез профессиональной деятельности, а также другие аспекты психологии профессионального обучения; способности индивида.

Женат, имеет сына.

Труды

  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
  • Философия образования и образовательные политики. - М., 1994.
  • Психологическая деятельность и способности человека. - М., 1996.
  • Способности человека. - М. - Воронеж, 1997.
  • Происхождение человечности. - М., 2001.
  • Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. - М., 2002.

Награды

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2001); орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования (2002).
  • Медали им. Н. К. Крупской (1989); К. Д. Ушинского (1989); А. С. Макаренко (1990).
  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998).
  • Премия им. С. Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей (1996) и премия Президента РФ в области образования за комплекс работ «Отечественное направление в психологии творчества и одарённости» (1999).

Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.

Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.

Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.

Способности индивида представляют биологическую организацию человека. Они являются свойствами функциональных систем и выполняют познавательную и адаптивную функции.

Развитие операционных механизмов в деятельности свидетельствует о появлении способностей субъекта деятельности, которые формируются на основе способностей индивида. Под влиянием требований деятельности происходит отбор приемов переработки информации, формируются новые, необходимые для повышения эффективности данной деятельности интеллектуальные операции. В процессе конкретной деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к содержанию деятельности (оперативность). Благодаря оперативности общие способности трансформируются в специальные.

Способности личности предполагают включенность личностных механизмов регуляции (мотивационных, эмоциональных, волевых). Способности этого уровня вбирают в себя способности субъекта деятельности и индивида, обеспечивая социальное поведение. Высшими личностными способностями являются духовные способности, представляющие собой новые системные качества, появляющиеся при интеграции в структуру способностей нравственных норм, духовных ценностей. Характеризуя сферу способностей человека, используются также понятия «одаренность», «интеллект», «талант», «гениальность». Одаренность – это интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Интеллект – интегральное проявление способностей, знаний и умений. Талант – проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы. Гениальность же проявляется как создание принципиально нового по отношению ко многим видам деятельности.

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич — ректор Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (1982 — 1985), заместитель, первый заместитель руководителей федеральных структур в сфере образования(1985 — 2001).

Владимир Шадриков родился 18 ноября 1939 года в городе Рыбинске Ярославской области. В 1962 году закончил в физико-математический факультет им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности« преподаватель математики и физики». В 1962—1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области.

В 1965—1968 годах учился в аспирантуре на кафедре психологии ЯГПИ; защитил кандидатскую диссертацию на тему« Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

С 1965 — преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, с 1970 — доцент. В 1970 году участвовал в создании Факультета психологии вновь открытого Ярославского государственного университета(ЯрГУ). В 1971—1982 годах был деканом факультета и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976—1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию« Системный подход в психологии производственного обучения».

В 1982—1985 годах — ректор ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. Член-корреспондент АПН СССР с 1982.

В 1985 году переведён на работу в Москву. В 1985—1988 — заместитель министра просвещения СССР; в 1988—1992 — первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. Действительный член АПН СССР — РАО с 1990.

В 1992 — заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России; в 1993—1996 — заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию; в 1996—1998 — первый заместитель министра; в 1998—2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России(с 1999 года — министра образования России). Занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку(1995—1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями(1999—2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов« Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

В трудах по общей и педагогической психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявил ее компонентный состав и закономерности генезиса, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития. Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экспериментальные работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психическое функции. На этой основе Шадриковым предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован« метод развертывания мнемической деятельности».

  • Психология производственного обучения. Ч. 1−2. — Ярославль, 1974−1976.
  • Введение в психологическую теорию профессионального обучения.—Ярославль, 1981.
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982
  • Мнемические способности: развитие и диагностика. — М., 1990(в соавт.).
  • Деятельность и способности. — М., 1994.
  • Философия образования и образовательные политики. — М., 1994.
  • Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Логос, 1996.
  • Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.
  • Происхождение человечности. — М., 2001.
  • Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002.
  • Ментальное развитие человека. — М.: Аспект Пресс, 2007.
  • От индивида к индивидуальности . Введение в психологию. — М., 2009.
  • Профессиональные способности. — М.: Университетская книга, 2010.

Награды : Орден святого благоверного князя Даниила Московского(РПЦ, 2001); орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования(2002); орден« За заслуги перед Отечеством» IV степени(2012); медали им. Н. К. Крупской (1989); К. Д. Ушинского (1989); А. С. Макаренко (1990); Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации(1998); Премия им. С. Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей(1996); Премия Президента России за комплекс работ« Отечественное направление в психологии творчества и одарённости»(1999); Премия Правительства Российской Федерации в области образования(август 2006); Нагрудный знак« Почетный работник науки и техники Российской Федерации»(ноябрь 2007).

способность одаренность умственный

Сторонником функционально-генетического подхода к способностям является и В.Д. Шадриков. Он рассматривает способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком понимании психическая функция в определенном качественном выражении и выступает в роли способностей. При этом В.Д. Шадриков подчеркивает, что функция понимается им не как «отправление той или иной ткани», а как работа целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т.д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям. Под задатками В.Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В.Д. Шадриков, задатки не развиваются в способности, а формируются. По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые -- функциональных систем психических процессов, вторые -- компонентов этой системы. Поэтому, по В.Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами. Как видно из изложенного, основные положения В.Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями.

Состав способностей, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В.Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.

Суть его теории следующая: Теория строится на основе двух допущений:

· способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции;

· Ш-функции являются родовыми формами деятельности и могут быть описаны как функциональные системы деятельности.

Понять эту фундаментальную для психологии категорию можно только рассматривая способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности человека как индивида отражают их природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения (в том числе жизнедеятельности).

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность. Можно утверждать, что способности человека как субъекта деятельности есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида (природные способности). Как и способности индивида, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой, изоморфной психологической системе деятельности. Ведущую роль в развитии способностей субъекта деятельности играют процессы:

· овладения субъектом своими способностями через овладение интеллектуальными операциями;

· тонкого приспособления способностей к условиям деятельности (придание им черт оперативности по Д.А. Ошанину)

Способности человека как личности представляет собой способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль личности. И если способности индивида сформировались в процессе филогенеза и обеспечивали, в первую очередь, выживание индивида в природе, способности субъекта деятельности, развиваясь на основе природных способностей, обеспечивают эффективное выполнение деятельности, то способности личности проявляются в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерминированного мира, т.к. люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей.

В.Д. Шадриков считает, что способности - это свойства человека, как индивида, проявляющиеся в успешности выполнения деятельности.