Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.
Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.
Список всех букв - это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Впервые термин «фонема» был введён в лингвистику в 70-е годы XIX в. практически одновременно Ф.де Соссюром и И.А.Бодуэном де Куртенэ. Понятие фонемы анализировалось также в трудах Н.В.Крушевского, Л.В.Щербы, Н.С.Трубецкого, Э.Сепира, Л.Блумфилда.
Фонема - объект изучения такой науки, как фонология.
Фонология – теоретическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка в структурном и функциональном аспектах.
Традиционно фонема противопоставляется звуку речи. Звук речи рассматривается как объект изучения фонетики.
Фонетика – практическая дисциплина, исследующая физические и акустико-артикуляционные свойства звуков речи.
Противопоставление фонемы и звука речи основано на следующих оппозициях: Фонема – единица фонологии; звук – единица фонетики.
Фонема – сущность; звук – явление.
Фонема – единица языка; звук – единица речи.
Фонема абстрактна, звук – конкретен.
Фонема – инвариант, звук – вариант
Фонема дискретна, звук недискретен.
Одна фонема может быть реализована в речи разными звуками: /с/ с тигрёнком, с картой, с гарниром, с дичью, с шумом, с жестом, с чувством . Один и тот же звук может реализовывать в речи разные фонемы: сама решила и купила сома.
Определения фонемы. Фонему определяют как минимальную линейную единицу звуковой цепи, используемую для различения звуковых форм значимых единиц языка – слов и морфем (А.А.Реформатский). Фонема - кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова (Л.В.Щерба). Фонема - это подвижной компонент морфемы и признак известной морфологической категории (И.А.Бодуэн де Куртенэ). Фонема - это звуковой тип, представляющий собой совокупность обязательных оттенков, имеющих общие акустико-артикуляционные особенности (Н.Ф.Алефиренко).
Аллофон
– это реализация фонемы в речи, один из произносительных вариантов фонемы
Например, в слове река в различных формах: рек, реку, реки, река, реке, за реку
корень имеет следующие фонетические реализации [рэк] [рэ.к] [р’ек"] [р"ик] [р"ик"] [р’ьк], в которых одна и та же фонема реализуется в форме шести аллофонов. Аллофоны обладают функцией опознавания, а фонемы - функцией различения.
Совокупность фонетических положений, в которых встречается фонема, образует её распределение, или её дистрибуцию
. Например, дистрибуцией фонемы [u] в английском языке будет описана при помощи совокупности нескольких фонетических положений или позиций фонемы:
oo tooth
u usbek
u uvula
Н.С.Трубецким сформулированы 3 правила идентификации фонем :
1. Если два звука встречаются в одном и том же окружении (позиции) и, замещая друг друга, не меняют смысла слова, то такие звуки следует считать факультативными вариантами одной фонемы: моло[чн]ый - моло[шн]ый.
2. Если два сходных звука никогда не встречаются в одном и том же окружении (позиции), то они являются комбинаторными вариантами одной фонемы: смол (нет смол) [смол] - смёл [см"·ол].
3. Если два звука встречаются в одном и том же окружении (позиции)и, заменяя друг друга, непременно меняют значение слова, то такие звуки реализуют разные фонемы: тятя - тётя.
Итак, понятие позиции играет важную роль в теории фонемы. Позиции бывают сильные и слабые. Выделяют 2 типа сильных и слабых позиций - перцептивные и сигнификативные.
Перцептивно сильные позиции - это позиции, где смыслоразличительная функция фонемы менее всего зависит от окружающих условий: например, гора - кора .
Перцептивно слабые позиции - это позиции, неблагоприятные для выполнения фонемой её функций, т.е. это те позиции, в которых звуковые реализации фонемы испытывают модифицирующее влияние положения в слове или фразе: например, лук [лук] - луг [лук].
Сигнификативно сильная позиция - позиция, в которой фонемы чётко противопоставлены.
Сигнификативно слабая позиция - позиция, в которой фонемы не противопоставлены.
Название своё фонема получает по звуку, который реализует её в абсолютно сильной позиции (абсолютно сильная позиция - перцептивно сильная позиция +сигнификативно сильная позиция): например, там/дам.
Выделяют 3 основные функции фонемы
:
1) смыслоразличительная или словоопознавательная функция фонемы: был-бык-быт
;
2) конститутивная функция – для слов арбуз, абрикос
нет противопоставленных слов, но тем не менее определённый набор фонем используется для создания звуковой формы слова, и данные фонемы опознаются в этих словах носителями языка;
3) делимитативная или разграничительная функция: продрог ли
и продрогли / we learn и will earn
произносятся по-разному.
Каждая фонема определяется тем, что отличает её от других фонем того же языка. Те свойства, которые используются при противопоставлении фонем, являются их дифференциальными признаками или единицами противоположения: гол-кол фонемы /г – к/ отличаются по признаку «участие голоса».
Те характеристики, которые не используются в противоположениях, составляют интегральные признаки фонемы. Так, и в русском, и во французском отсутствие придыхания глухих согласных составляет их интегральный признак, поскольку никогда не используется для различения фонем, поэтому иногда придыхание может использоваться в каких-то специальных целях, для достижения экспрессивного эффекта, не влияющего на узнавание слова: "Холодный айс... " (рекламный ролик), "Хрустящие (чипсы)..." (рекламный ролик).
Итак, теория фонемы раскрывает лингвистический механизм функционирования звуковой системы языка. Тем самым она даёт ключ к пониманию того, как воспринимается, а значит, и воспроизводится звуковая форма иностранного языка. Так как в родном языке осознаются разными звуками только те, которые соответствуют разным фонемам, то звуковые различия иностранного языка осознаются в той мере, в какой они могут быть соотнесены с фонемными различиями в родном языке. При восприятии чужого языка на всё многообразие звуков иноязычной речи накладывается фонемная сетка родного языка. Например, русские обычно не обращают внимания на разницу в произношении слов thé "чай" и taie "" , т.к. в русском языке гласные е и ε являются вариантами одной фонемы, а французы не различают кров и кровь , поскольку во французском языке ф и ф" являются вариантами одной фонемы.
Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка.
Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка - морфем, слов и их форм - принципиально невозможно без фонем, из которых строятся их означающие.
Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.
1)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают
как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых
единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)
2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной
функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука -
руке.
Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить
ее дальше нельзя. Но тем не менее фонема представляет собой сложное
явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать
вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки
звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости (в отличие
от мягкости д: дома - Дёма), взрывности (в отличие от фрикативности
з:дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н: дам-нам), наличие
переднеязычности(в отличие от заднеязычности г: дам-гам).
Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни из них
являются различительными, или дифференциальными (фонологически существенные
признаки фонем). Замена даже одного дифференциального признака ведет
к изменению фонемы. Например, заменив в фонеме д признак звонкости на
глухость, мы получим, при сохранении всех прочих признаков, свойственных
фонеме д, фонему т. Заменив признак взрывности на фрикативность, мы
получим, при сохранении всех прочих признаков. Свойственных фонеме д,
фонему з. Все остальные перечисленные выше признаки фонемы д также оказываются
различительными (дифференциальными). Другие признаки оказываются неразличительными
в случае, если нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной
по этому признаку.
В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный
характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Примерами
таких регулярных различий в реализации одной и той же фонемы может служить
различное произношение корневого гласного в русских словах водный -
вода - водяной. С точки зрения МФШ существенно отличающиеся друг от
друга гласные о, в приведенных выше словах являются представителями
одной и той же фонемы о, так как эти гласные занимают одно и то же положение
в звуковой структуре корневой морфемы вод и чередуются друг с другом
в силу действующих в современном русском языке фонетических закономерностей.
Такие варьирующие в известных пределах регулярные реализации одной и
то же фонемы будем называть вариантами данной фонемы или ее аллофонами.
Среди вариантов фонемы выделяется так называемый основной вариант, в
котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные
варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического
окружения. Напр. сне. В начале этого слова представлен мягкий зубной
согласный с, который является комбинаторным вариантом русской фонемы
с в сочетании с любым мягким зубным, в данном случае мягкое зубное н.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове.
Так гласный является позиционным вариантом русской фонемы о во втором
предударном слоге (водяной). В отличие от основного варианта о позиционный
вариант утратил качества огубленности и принадлежности к заднему ряду.
Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.).
Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.
1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в
русском языке представлено 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во
французском -35 (20 согласных и 15 гласных), в немецом 33(18 согласных
и 15 гласных).
2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.
3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова
в русском и немецком для звонких и глухих согласных - слабая, то во
французском - сильная.
4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), например, твердость-мягкость,
глухость - звонкость, смычность - щелинность. Оппозиция - противопоставление
фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов:
коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком,
напр. б-п по признаку звонкости - глухости) и некоррелятивной (фонемы
отличаются двумя и более дифференциальными признаками а- т.)
1. Основные фонетические процессы:
-аккомодация;
-ассимиляция и ее виды;
-дессимиляция и ее виды;
2. Прочие фонетические процессы:
-эпентезы;
-протезы;
-диерезы.
3. Фонетические и традиционные (исторические)чередования.
Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это
аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические
процессы.
Аккомодации
(приспособления) возникают между согласными и гласными,
обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды,
например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то
можно расслышать между в и о очень коротенькое у.
Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление)
звуков
(согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем
отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе
предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной
,
когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной
,
когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью
не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка,
так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий
ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная,
а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление
друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе
с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно,
по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной.
Ассимиляция
бывает прогрессивной и регрессивной
. Прогрессивная ассимиляция возникает
в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий.
Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук
воздействует на предшествующий звук. В приведенных примерах "аддать"
и "лошка" мы имеем дело с регрессивной ассимиляцией. Прогрессивная
ассимиляция встречается значительно реже, чем регрессивная. Так, немецкое
существительное Zimmer образовалось от старого слова Zimber: предшествующее
m уподобило себе последующее b, образовав два одинаковых звука.
Своеобразный вид прогрессивной ассимиляции представлен в тюркских языках.
Это так называемая гармония гласных (сингармонизм). Сингармонизм приводит
к ассимиляции гласных во всем слове. Вот несколько примеров из ойротского
языка: карагай (сосна), где первый гласный а обусловливает наличие всех
остальных гласных а, егемен (женщина) - первый гласный е определяет
появление последующих е. Как видим, ассимиляции подвергаются не только
соседние звуки, но и те, которые отделены друг от друга в слове другими
звуками. То есть мы имеем дело с несмежной ассимиляцией.
Когда из древнерусской формы топерь образовалась современная теперь,
то регрессивная ассимиляция захватила уже не смежные, не рядом стоящие
звуки (е уподобило себе о). Несмежный характер имеет ассимиляция при
гармонии гласных в тюркских языках.
Таким образом, ассимиляция бывает полной и частичной, прогрессивной
и регрессивной, смежной и несмежной. Так в слове "аддать"
мы имеем дело с ассимиляцией полной, смежной, регрессивной.
Причины возникновения ассимиляции объясняются взаимодействием звуков
в речевом потоке.
Диссимиляция
- это случаи расподобления звуков
. Опять, как и в случае с ассимиляцией
речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных
с гласными. Когда в некоторых русских диалектах говорят лессора вместо
рессора, то два одинаковых несмежных звука р здесь расподобляются, образуя
л и р. Последующее р как бы отталкивает от себя предшествующее, в результате
получается диссимиляция несмежная регрессивная. Когда в разговорной
речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит
диссимиляция, но смежная: два губно-губных звука (м в) расподобляются,
образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться
могут как совершенно одинаковые звуки (например, р и р в примере рессора),
так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например
м в слове трамвай).
Как и ассимиляция, диссимиляция различается прогрессивная и регрессивная,
смежная и несмежная. Диссимиляция иногда отражается в литературном языке,
в письменной форме речи. Современное верблюд образовалось от старой
формы вельблюд в результате регрессивной диссимиляции двух л. Современное
февраль возникло в результате прогрессивной диссимиляции из старого
феврарь (лат. februarius). На почве ассимиляции/диссимиляции происходят
разнообразные фонетические явления.
Диэрезы
(или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например,
устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу
и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом
в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных
т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение
тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка,
то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.
Но бывают диэрезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно
ярко в гаплологии
, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых
или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия
- минералогия.
Эпентезы
(или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу,
чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например
в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион,
а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия.
Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области
согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными.
Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.
Протезы
(или надставки) являются собственно разновидностью эпентез,
только протезы не встречаются в середине слова, а приставляются спереди,
к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же
в й, которыми прикрываются начальные гласные, например, вострый, ето
вместо это. В качестве протетических гласных в русском языке может выступать
также и, например, в южнорусских диалектах говорят "ишла"
вместо "шла". Здесь назначение и - разгрузить группу начальных
согласных.
К диссимиляции
тесно примыкают случаи так называемой метатезы
(перестановки)
смежных и несмежных звуков внутри слова. Современное русское тарелка
образовалось от старой формы талерка путем метатезы л и р: р заняло
место л, а л соответственно передвинулось на место р. Так в белорусском
языке сохраняется старая последовательность звуков л и р в слове талерка.
То же следует сказать о польском talerz и о немецком Teller (тарелка).
В языке различают также чередования звуков, то есть взаимную их замену
на тех же местах, в тех же морфемах. Важно различать виды чередований,
так как одни из них относятся к области фонетики, а другие к области
морфонологии, и должны, таким образом, изучаться соответствующими разделами
языкознания.
Фонетические (живые) чередования - это изменения звуков в потоке речи,
которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования
обусловлены позицией. При фонетических (живых) чередованиях чередуются
варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем
в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском
языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о. Или
чередования звонких и глухих согласных звуков: друг - друга, где к является
вариантом фонемы г.
Фонетические
чередования имеют обязательный характер в данном языке. Так, в русском
языке все гласные в безударных слогах редуцируются, а все звонкие согласные
на конце слова оглушаются. К выражению значения эти чередования не имеют
никакого отношения. Они обусловлены позицией в слове и изучаются в фонетике.
Фонетические (живые) чередования обычно остаются невыраженными в письменной
речи.
От живых (фонетических) чередований следует отличать нефонетические
чередования, которые не являются предметом изучения фонетики. При нефонетических
чередованиях изменение звучания не зависит от позиций звука в слове.
При этом чередуются разные фонемы, благодаря чему одна и та же морфема
получает разный фонемный состав, например, друга - друзей - дружеский.
Среди нефонетических чередований различают чередования морфологические
и грамматические.
1) Морфологические (или исторические, традиционные). Такое чередование
не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем
грамматического значения. Историческими такие чередования называются
потому, что они объясняются только исторически, а не из современного
языка. Традиционными их называют потому, что как смысловой необходимости,
так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются
в силу традиции.
При морфологических чередованиях чередуются:
а) гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня. (так называемая
беглая гласная)
б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например,
рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;
в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж,
например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга -брюзжать,
запоздать - позже.
2) Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко
их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований
от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические
чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно
выражают грамматические значения. Так, например, чередования парных
л и л мягкого, н и н мягкого, а также чередования к-ч х-ш могут различать
краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности,
например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование
г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр.
избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.
Подводя итог сказанному относительно чередований, еще раз подчеркнем,
что из всех видов чередований только фонетические (живые) чередования
рассматриваются в фонетике. Все явления нефонетических чередований изучает
морфонология, хотя изучение их функций, выражения тех или иных грамматических
значений относится уже к грамматике.
1) Понятие слога.
2) Виды слогов.
3) Различные теории слога.
4) О соотношении слога и морфемы в разных языках.
Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого
потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с
примыкающими к нему согласными.
Существуют языки, в которых может
быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных. Таков, например,
чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих
в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро
или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости
от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные,
трехсложные и так далее.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается
слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги
заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз.
во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых
слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги
заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть,
например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем
большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако
в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные,
например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог
можно открыть при словоизменении, например:
пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний
тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура
слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной
величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается
слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги
- это слоги, которые начинаются с согласного
звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука,
например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога.
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более
звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее
сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое
звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку.
(Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный
отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения.
(Щерба)
Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет
каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского,
английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема
совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог
включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым
образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ.
Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог
равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового
строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие
языки.
1. Определение словесного ударения
2. Типы ударения.
- Редукция как следствие динамического ударения.
- Качественная и количественная редукция.
- Функции словесного ударения.
- Ударение в фонетическом слове.
Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов
в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности
звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное),
музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное,
или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в
чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском,
корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются
редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий
язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются
в комбинации с друг с другом. Так, в русском литературном языке ударный
слог всегда и самый сильный, и самый долгий и, кроме того, лишь на ударных
слогах может происходить движение тона. По мнению, М. В. Раевского,
немецкое словесное ударение является динамическим. Однако другие лингвисты,
например Будагов считает, что в немецком языке имеются элементы силового
и элементы музыкального ударения.
Каждому языку свойственны свои правила, регулирующие место ударения
в слове. Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением.
В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой
слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город,
ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение
выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый
слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца:
рolak, smaragdowy, во французском языке ударение в слове всегда падает
на последний слог в слове.
Немецкое словесное ударение следует считать свободным, так как оно может
падать на различные слоги слова, например Laufen, verlaufen, Lauferei.
Различают ударение подвижное и неподвижное. Неподвижным следует считать
такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо
от того, в какой словоформе оно выступает. Так чешский язык является
языком с неподвижным ударением. Если мы будем изменять слово jeden (им.
ед ч.), то в любой из полученных форм ударение будет падать на первый
слог jedneho (род., ед. ч.). В русском языке ударение подвижное. Есть
пары слов, которые различаются лишь ударением: замок - замок. Иногда
значение слова при этом не меняется, например: творог - творог, обух
- обух, налил - налил, иначе - иначе. То есть речь идет в данном случае
о сосуществующих нормативных вариантах произношения одного и того же
слова при отсутствии смыслового или стилистического различия.
Динамическое или динамически-комплексное ударение может быть причиной
редукции. Редукция - это ослабленение и изменение звучания безударных
слогов.
Различают редукцию количественную и качественную. При количественной
редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный
тембр сохраняется в любом слоге.
При качественной редукции слоговые гласные безударных слогов делаются
не только слабее и короче, как при количественной редукции, но и теряют
те или иные признаки своего тембра, качества. Например, в слове воды
- о находится под ударением и представляет собой гласный полного образования,
который можно охарактеризовать как гласный заднего ряда, среднего подъема,
лабиализованный.
Словесному ударению обычно приписывают три функции: кульминативную
(объединяющую), делимитативную (разграничительную), и дифференцирующую
(словоразличительную).
Сущность кульминативнй функции заключается в том, что что ударный слог,
подчиняя себе соседние безударные слоги, связывает звучание слова в
одно целое.
Связывая звучание слова в отдельное целое, ударение помогает слушающему
одновременно разграничить одно значимое слово от другого. В этом проявляется
делимитативная функция словесного ударения.
Дифференцирующую функуцию можно проиллюстрировать следующими примерами:
руки - руки, ноги - ноги, ubersetzen - ubersetzen, August- August, alle
- Allee.
Выше рассматривалось словесное ударение.
Рассмотрим теперь ударение в фонетическом слове
. Под фонетическим
словом понимается сочетание самостоятельного знаменательного слова со
служебным, имеющее одно общее ударение. В фонетическом слове служебное
слово обычно бывает безударным, оно примыкает к самостоятельному слову,
на которое и падает обычно ударение. В зависимости от того, где находится
неударное слово в пределах фонетического слова, говорят о проклитике
и энклитике. Если безударное служебное слово стоит перед ударным самостоятельным
словом, то это проклитика, например, у сестры. Если безударное служебное
слово стоит после ударного самостоятельного слова, то это - энклитика.
Например, посмотрел бы. Но не всегда под ударением в фонетическом слове
находятся знаменательные слова, иногда односложные предлоги в русском
языке принимают на себя ударение и тогда следующая словоформа оказывается
безударной, например, на дом, на берег, по воду, по два. При одной словоформе
могут находиться как энклитики, так и проклитики, например, на денек
бы, в лесок бы.
1. Определение.
2. Два основных типа ударения.
3. О взаимодействии интонации с лексическими и грамматическими факторами
языка.
Интонация - это ритмико-мелодический рисунок речи
. Интонация
представляет собой комплексное явление, в состав которого входят следующие
компоненты: 1) частота основного тона голоса (мелодическая составляющая);
2)интенсивность (динамическая составляющая)
3)длительность, или темп (темпоральная составляющая) 4) тембр.
С чисто лингвистической точки зрения в языках следует различать два
основных типа интонации.
1. При интонации первого типа меняется самый смысл слова, его исходное
и основное значение. Интонация этого рода свойственна таким языкам,
как китайский, японский и другие. Так в японском языке слово "su"
может иметь значение гнезда или уксуса в зависимости от характера интонации,
слово hi - "день" или "огонь". В этих случаях интонация
более или менее резко меняет значение слова и выступает как важнейший
фактор в системе языка.
2. Интонация второго типа имеет менее самостоятельное значение, чем
интонация первого типа. Интонация второго типа лишь придает слову дополнительное
значение, обычно резко не меняющее его смысла, как и смысла всего предложения.
Такая интонация свойственна индоевропейским языкам.
Интонация взаимодействует с другими факторами языка - лексическими и
грамматическими. Как отмечал А. М. Пешковский в своей книге " Русский
синтаксис в научном освещении", вопросительная интонация все больше
повышается, делается все более сильной и напряженной, по мере того,
как мы будем сравнивать между собой следующие три предложения:
Читал ли ты книгу?
Читал ты книгу?
Ты читал книгу?
В первом случае вопрос передается не только интонационно, но и при
помощи частицы ли, а также порядком слов (глагол на первом месте). Во
втором предложении вопросительная интонация должна быть несколько усилена,
так как здесь уже отсутствует вопросительная частица ли, которая помогает
передать вопрос в первом предложении, хотя и сохраняется второй помощник
интонации - порядок слов, когда глагол продолжает оставаться на первом
месте. Наконец, в третьем предложении интонация вопроса еще больше повышается,
так как в этом предложении у нее уже не оказывается и второго помощника
- порядка слов. И вопрос передается только интонацией. Таким образом,
чем больше помощников - лексических (частица ли) и грамматических -
порядок слов - бывает у интонации, тем слабее сама интонация: оттенки
смысла передаются сразу несколькими средствами.
I. Фонема. Понятие о фонеме. Система фонем. Варианты фонем (аллофоны). Условия разграничения вариантов одной фонемы. Функции фонем. Сильная и слабая позиция фонемы. Дифференциальные признаки. Фонологические школы (Московская и Ленинградская). Различные трактовки важнейших аспектов теории фонемы представителями разных школ. Фонематическая транскрипция.
Фонологическая система русского литературного языка
Звуковой строй любого языка можно изучать не только с точки зрения артикуляционных и акустических свойств звуков, но и в функционально-лингвистическом аспекте. В этом аспекте звуки рассматриваются с учетом их соотношений в системе языка и их смыслоразличительной роли в речи (т.е. какую роль играют звуки в процессе общения людей). Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология .
Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом Иваном (Игнатий-Нецислав) Александровичем Бодуэном де Куртенэ в конце XIX - начале XX в.
(Иван (Игнатий-Нецислав) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) - языковед-славист, член-корреспондент Петербургской академии наук; основоположник Казанской лингвистической школы. Первым обосновал теорию фонем и фонетических чередований, оказал большое влияние на развитие общего языкознания. Отредактировал и дополнил "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля (1903-1909).
Суть его учения можно свести к трем основным положениям:
1)звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;
2)каждый конкретный звук представляет только одну из возможных реализаций этой сущности;
3)звуки должны рассматриваться не сами по себе, а в их отношении с этими сущностями.
Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ были подхвачены и развиты Л.В.Щербой, Н.С.Трубецким, Р.И.Аванесовым и другими учеными, в работах которых указанные лингвистические сущности И.А.Бодуэном де Куртенэ получили название фонем . (Термин «фонема» предположительно принадлежит русскому лингвисту XIX столетия Н.В. Крушевскому).
Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.
Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы <о> - <а> - <у>;
слова дом - ком - лом - ром - сом - том различаются фонемами <д> - <к> - <л> - <р> - - <т>;
слова до́м - до́ма - до́му – фонемы <а> - <у> участвуют в выражении и различении падежных значений Р. п. и Д.п.
Сама по себе непосредственно фонема вообще никакого смысла не выражает , значения у нее нет. Но опосредованно она связана со значением , т.к. различает звуковые оболочки.
Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука , т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы.
Например: в словах был, выл, мыл, пыл, тыл - <б>, <в>, <м>, <п>, <т> - фонемы, т.к. звуковые оболочки слов различаются; в словах просьба - [про́з"бъ], резьба - [р"и э з"ба́] звук [з"] не является фонемой, т.к. он не выполняет смыслоразличительной функции, а служит вариантом фонем <с"> - косить [кΛс"и́т"] и <з> - резать [р"э́зът"].
Таким образом, понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны , т.к. звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух , фонема же – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков.
Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.
Сильная позиция – позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности.
Сильная позиция для гласных – это позиция под ударением ; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными [а], [о], [у]: <са́н/со́н /сы́н> - <сам/зам/дам/там>.
В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке:
[л"э́с/л"и́сы] - [л"иса́]: фонемы <э>, <и>, легко различимые в сильной позиции, представлены звуком [и] в слабой;
[пло́т] фонемы <д>, <т>, легко различимые в сильной позиции, представлены звуком [т] в слабой.
Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией .
Фонема включает инвариант, варианты и вариации.
Инвариант – это идеальный (основной) вид звука.
Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем.
Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы.
Те звуки речи , в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами .
<а> реализуется в аллофонах (звуках):
["а"] [п"ат"]
[ъ] [съдΛвот]
[и э ] [ч"и э сы́]
[ь] [ч"ьсΛфш̅"и́к]
Где [а́] – инвариант,
[Λ ], [ъ], [и э ], [ь] – варианты аллофоны фонемы <а>,
["а], [а"], ["а"] – вариации фонемы <а>.
Таким образом, фонема – это класс звуков, объединенных ведущими (основными) дифференциальными признаками . Например, для всех аллофонов <а> будет единым ряд и нелабиализованность.
Фонемы современного русского языка не просто набор мельчайших языковых единиц.
Они образуют систему – сложное целое, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.
Чтобы описать фонологическую систему русского языка, надо определить состав фонем данного языка, а затем их синтагматические и парадигматические отношения, т.е. установить сочетательные возможности фонем и их аллофонов и противопоставленность фонем и их аллофонов.
Противопоставление двух или нескольких однородных единиц языка называется оппозицией (лат. оppositio- противоположение; анализ и классификация оппозиций в фонологии впервые были предприняты известным лингвистом Н.С.Трубецким: Основы фонологии М. 1960 ). То, что фонемы противопоставлены друг другу, помогает различать слова.
Например, <д> имеет следующие дифференциальные признаки: звонкости, твердости, взрывности, отсутствия нозальности. По всем этим признакам <д>, противопоставляясь другим фонемам, различает слова:
дом – том (по звонкости),
дома – Дёма (по твёрдости),
дал – зал (по взрывности),
дам – нам (по отсутствию нозальности)
В современном русском литературном языке около 40 фонем. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты.
Таким образом, фонемы современного русского литературного языка не просто набор мельчайших языковых единиц. Они образуют фонологическую систему, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.
Фонологическая система продолжает развиваться, т.к. развитие – способ существования языка.
В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия
. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ
– московской
(Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) и петербургской
(Л.В.Щерба,
М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин).
Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем, во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых противопоставлений.
Значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):
Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).
Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.
Точное число фонем английского языка зависит от диалекта и критериев выделения фонем (различения фонем и аллофонов), но большинство оценок сходятся в диапазоне от 40 до 45. Это чуть выше среднего по языкам мира.
В южных диалектах языка кечуа (подгруппа диалектов II-С) насчитывается до 28 фонем: ; по мере продвижения на север фонемный состав начинает сужаться сначала за счёт выпадения эйективных и придыхательных согласных, а затем - увулярных. Гласные являются аллофонами , фрикативы - аллофонами . В южных диалектах фрикатив [ʃ] является аллофоном [č], но в центральных и северных образует отдельную фонему, частично соответствующую южным . Возможность реконструкции общекечуанского фонемного состава является дискуссионной.
Фонетика и фонология | |||||
---|---|---|---|---|---|
Основные понятия |
|
||||
Персоналии | И. А. Бодуэн де Куртенэ Н. С. Трубецкой Л. В. Щерба Л. Р. Зиндер М. И. Матусевич Л. В. Бондарко В. Б. Касевич Р. И. Аванесов В. Н. Сидоров А. А. Реформатский М. В. Панов Р. О. Якобсон Н. Хомский М. Халле Г. Фант | ||||
Фонологические концепции | Казанская лингвистическая школа Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого Петербургская фонологическая школа Московская фонологическая школа Фонологическая концепция Р. И. Аванесова Фонологическая концепция М. В. Панова Порождающая фонология | ||||
Разделы и дисциплины | Артикуляционная фонетика Акустическая фонетика Перцептивная фонетика Просодия Акцентология Орфоэпия Экстранормальная фонетика | ||||
Морфонология Морфология Синтаксис Портал:Лингвистика |