Валаамская ослица. Библия онлайн. Смотреть что такое "Валаамова ослица" в других словарях

11.02.2024

Многие фразеологизмы появились в русском языке благодаря мифам и легендам. «Валаамова ослица» - наглядный пример такого речевого оборота. Его значение может ввести в ступор человека, который не знаком с историей о Валааме и его животном. Разобраться в том, что означает данная устойчивая конструкция, поможет информация, которая содержится в этой статье.

«Валаамова ослица»: кого так называют

Чаще всего данный фразеологизм употребляется в ироническом смысле. «Валаамова ослица» - кого же могут так назвать? Скажем, человек на протяжении всей жизни проявляет покорность и смирение, позволяет другим руководить собой. Но в один прекрасный момент ему это надоедает, он начинает протестовать против того, что считает несправедливым. Интересно, что в этом случае речевой оборот может использоваться не только по отношению к женщинам, но и к представителям сильного пола.

«Валаамова ослица» - фразеологизм, который уместен не только в ситуации, которая рассматривается выше. Так люди могут назвать представительницу прекрасного пола, которая демонстрирует предельное упрямство, грубость, невоспитанность. В этом случае речевой оборот принимает ругательный характер.

Библейская притча

Каково происхождение фразеологизма «валаамова ослица»? Он появился в русском языке благодаря одной знаменитой Она рассказывает о чернокнижнике Валааме, проживающем в городе Пефор, который находится на реке Евфрат.

История начинается с того, что древние израильтяне, только что покорившие Заиорданье, планируют сокрушительное нападение на Ханаанскую землю, обещанную им богом. Моава, правитель государства, которое граничит с Ханааном, справедливо опасается проявлений агрессии со стороны потенциальных соседей. Однако сил, которыми располагает царь, слишком мало для того, чтобы оказать достойное сопротивление противнику. Поэтому Моава вынужден призвать на помощь темные силы. Правитель обращается к Валааму и предлагает ему навести порчу на древних израильтян.

Упрямая ослица

Причем же здесь «валаамова ослица»? Значение фразеологизма раскрывается выше, однако его происхождение пока остается загадкой. Валаам не сразу соглашается помочь царю, который к нему обратился. Однако после длительных размышлений все же решается отправиться в Моав. Этот путь чернокнижник намеревается проделать верхом на ослице.

Неожиданно путь магу преграждает ангел, которого направил к нему Бог. В результате животное, на котором он путешествует, сбивается с пути. Валаам впадает в ярость, избивает ослицу. Она приходит в возмущение от подобной несправедливости, что вынуждает ее заговорить человеческим голосом.

Ослица рассказывает своему хозяину о том, что всегда служила ему верой и правдой. Это заставляет чернокнижника раскаяться и помириться с преданным животным. Именно благодаря этой истории и появился речевой оборот «валаамова ослица». Значение фразеологизма теперь становится понятным.

Примеры из литературы

В наши дни эта устойчивая конструкция редко встречается в разговорной и письменной речи, однако когда-то пользовалась большой популярностью. К примеру, выражение использовал Максим Горький в своем произведении «Фома Гордеев». «Валаамова ослица» - так иронично называет старик-отец свою всегда покорную дочь, которой вдруг вздумалось пожаловаться.

Картина Рембрандта

«Валаамова ослица» - речевой оборот, который нравится не только писателям, но и художникам. Именно так назвал одну из своих знаменитых картин гениальный Рембрандт. Работу над этим произведением искусства мастер завершил еще в 1628 году. В то время художники Нидерландов часто обращались к библейским сюжетам.

Интересно, что у гения есть и другие произведения, которые очень похожи на картину «Валаамова ослица», если полагаться на мнения критиков. К примеру, «Пир Валтасара», «Возвращение блудного сына», «Иеремия», «Самсон и Далила», «Жертвоприношение Авраама» и так далее. Не исключено, что сходство ограничивается тем, что сюжеты всех произведений позаимствованы из Ветхого Завета.

Любопытно, что и учитель, у которого занимался Рембрандт, написал картину с аналогичным названием. Однако «Валаамова ослица» в его исполнении получилась не такой потрясающей, ученик превзошел своего преподавателя в мастерстве.

Произведение гениального Рембрандта все желающие могут увидеть в парижском музее, который называется Коньяк-Жэ.

Как правильно

Порядок слов в данном случае абсолютно не играет роли. При желании можно сказать «ослица валаамова», этот вариант также окажется правильным.

Валаамова ослица - ироническое определение молчаливого, покорного человека, неожиданно заговорившего, запротестовавшего.

Словосочетание ведет свою историю от библейской притчи о знаменитом чернокнижнике и маге из города Пефор, что на реке Евфрат, Валааме.
Дело было так. Древние израильтяне, завладев после исхода из Египта, Заиорданьем, собирались силами для захвата земли Ханаанской, которую им обещал бог. Царь Моава, соседней Ханаану страны, испугавшись грозного соседства с израильтянами, но не имеющий силы их победить в бою, попросил Валаама напустить на них порчу.

Валаам после долгих уговоров согласился и отправился в Моав на ослице. Но путь ей загородил ангел, посланный богом Израиля. Ослица сбилась с дороги. Валаам разгневался и избил ослицу. Ту такая несправедливость возмутила до такой степени, что она заговорила человеческим голосом, мол, офонарел ты, что ли, что лупишь меня не зАшто не прОшто, не я ль тебя возила, повиновалась тебе, угождала? Тут Валаам и сам увидел ангела, признал свою ошибку и помирился с ослицей. Ну а чем дело кончилось с Моавом и израильтянами, читайте в Библии.

Картина Рембранта «Валаамова ослица»

Рембрант «Валаамова ослица»

Создана великим голландским художником в 1626 году. Размер 63x 46,5 см, холст, масло.
Сюжеты на темы Ветхого завета были очень популярны у художников Нидераландов тех лет. Картину про Валаамову ослицу написал и учитель Рембранта Питер Ластман. Рембрант превзошел его в художественном мастерстве, но основу сюжета сохранил.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) создал огромное количество картин.
Тематически сходные с «Валаамовой ослицей» по мнению Википедии следующие
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», «Пир Валтасара», «Жертвоприношение Авраама», «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима», «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря», «Товит и Анна», «Давид перед Саулом» .

В алаамова ослица. Что обозначает это выражение. Библия для жизни. Бывает ли в вашей жизни такая ослица?

В алаамова ослица. Перед тем как писать эту статью, я просмотрел в интернете, что пишут по этому поводу. И то, что я прочитал, я понял, что статью нужно писать.

Н аписано очень много ереси и выдумок, по поводу Валаамовой ослицы , а суть такова. (Чис. 22:1-34)

Народ Моавитянский боялись, сынов Израилевых царём Моавитянским был Валак. Царь Валак знал о пророке Божьем Валааме, знал, что кого Валаам, тот благословлён, а кого проклянёт, тот проклят. И захотел царь Валак, что бы Валаам проклял народ Израильский. И послал царь своих старейшин с подарками к Валааму, что бы те известили Валааму царскую волю. Валаам сказал старейшинам, переночуйте здесь ночь и дам вам ответ как скажет мне Господь. И пришел Бог к Валааму, и Валаам поведал о том, зачем в доме его старейшины. Бог запретил проклинать народ Израильский, ибо он благословлён. Валаам передал волю Божью старейшинам, сказал, что Господь не желает, что бы он шел с ними. Старейшины поведали об этом царю, на что тот послал к Валааму уже князей и не согласился Валаам. Царь послал опять князей более знатного рода, и ответил на то Валаам, что не может преступить повеление Господа а в прочем останьтесь на ночь, я узнаю, что ещё скажет мне Господь

Четвёртая книга Моисея « Числа»

20

И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему:
если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними;
но только делай то, что Я буду говорить тебе.

21

Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою
и пошел с князьями Моавитскими.

22

И воспылал гнев Божий за то, что он пошел,
и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.
Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.

И увидела ослица Ангела Господня,
стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,
и своротила ослица с дороги, и пошла на поле;
а Валаам стал бить ослицу,
чтобы возвратить ее на дорогу.

24

И стал Ангел Господень на узкой дороге,
между виноградниками,
где с одной стороны стена и с другой стороны стена.

25

Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене
и прижала ногу Валаамову к стене;
и он опять стал бить ее.

26

Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,
где некуда своротить, ни направо, ни налево.

27

Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом.
И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.

28

И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму:
что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?

29

Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною;
если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.

30

Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица,
на которой ты ездил сначала до сего дня?
имела ли я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.

31

И открыл Господь глаза Валааму,

и увидел он Ангела Господня

стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,

и преклонился, и пал на лице свое.

32

И сказал ему Ангел Господень:
за что ты бил ослицу твою вот уже три раза?
Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе],
потому что путь [твой] не прав предо Мною;

33

и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза;
если бы она не своротила от Меня,
то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.

34

И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я,
ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге;
итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.

Э та глава из библии о наших отношениях с Господом о том, как мы бываем, не послушны Богу. Я не знаю, для кого предназначается эта статья, может быть мне самому необходимо об этом ещё раз прочитать. Но я точно знаю, что эта статья является напоминанием для нас. Потому как, печатая эту статью, я очень сильно ощущаю присутствие Духа Святого. Возможно, этого человека уже не удивляет то, что с ним разговаривает ослица человеческим голосом, что бы отвести его от зла. Но нужно задуматься каждому, то ли он делает, угодно ли это Господу, может быть нужно, остановиться, поднять свою голову к небу, и спросить об этом у Бога.Постараться дождаться ответа, услышать. Не дожидаться ангела, и речи ослицы.

Д орогой читатель, если есть желание дополнить, пожалуйста, пишите в комментариях.

В давние-давние времена, которых сейчас никто и не помнит, в одном маленьком государстве правил царь Валак. Рядом было большое, очень богатое государство, с зелеными лесами, с широкими полями.
И захотелось жадному, завистливому Валаку отнять у соседей их цветущую землю. Но войной идти на соседей Валак побоялся: пожалуй, не завоюешь ничего, только последнее войско потеряешь. Значит, надо обмануть соседей, взять их хитростью.

Тут как раз до царя дошел слух, что в далеком городе Пефоре, на реке Евфрат, живет колдун Валаам и что будто бы этот Валаам умеет творить чудеса. Царь решил, что без колдовства ему не обойтись. "Позову-ка я к себе этого колдуна Валаама, - подумал он. - Пусть Валаам нашлет на соседей наводнение, чуму или засуху, я захвачу их земли, и они будут платить мне богатую дань".
Позвал царь старейшин и повелел им отправиться в город Пефор, где жил Валаам. Сели послы на верблюдов, ехали день и ночь. Много раз всходило и заходило солнце, а послы все ехали и ехали по бесконечной дикой пустыне.
Наконец добрались до города Пефора и к вечеру разыскали Валаама. Валаам пригласил гостей войти. Гости вошли, поклонились, поднесли Валааму царские подарки: драгоценный сосуд для вина, шкуру леопарда и шелковую ткань, шитую золотом.
И говорят: - Слыхал наш царь Валак, что ты великий чудотворец; кого похвалишь - тот будет счастлив, кого проклянешь - тот справится. Приди помоги нашему царю с богатыми соседями справиться. Произнеси свое волшебное заклятие, напусти на них наводнение, чуму или засуху. И наш царь тебя за это щедро наградит.
Задумался Валаам. Идти не хочется: жаль губить неповинных людей.
- Ложитесь спать, - говорит он послам, - а утром я дам ответ.
Настала ночь, послы царские спят. Валаам думал, думал, как ему быть, и тоже задремал. Во сне ему явился сам Ягве и сказал:
- Не надо тебе ходить к царю, Валаам. Он затеял недоброе дело. Нельзя губить целый народ по прихоти жадного царя.
Встали утром послы, а Валаам и говорит: - Идите себе домой, старейшины. Я с вами не пойду.
Понурые, печальные вернулись послы к царю и сказали, что Валаам не придет. Царь огорчился: "Видно, не понравились Валааму мои подарки". Уже не старейшин, а именитых князей снарядил послами к Валааму. Велел им во что бы то ни стало уговорить его. Сели князья на самых быстроходных верблюдов, двинулись через пустыню, через горы и виноградники, приехали к Валааму в город Пефор.
А Валаам и слушать их не хочет: "Не пойду с вами, и все тут".
Князья помнят царский наказ, уговаривают его: - Посмотри, Валаам, какие мы тебе подарки принесли. Возьми мешки, взвесь. Было ли у тебя когда-нибудь столько серебра и золота? - Нет, - отвечает Валаам, - не нужно мне царского серебра, не нужно мне царского золота. Пусть хоть целую гору насыплет - не пойду.
А послы не отстают, уговаривают: - Не упрямься, Валаам, едем с нами. Когда станет наш царь самым могущественным и самым богатым, ты прославишься на весь мир как великий волшебник.
Задумался Валаам. - Вот что, - говорит, - ложитесь спать, а утром я дам ответ.
Настала ночь, князья спят, а Валаам думает - как быть? И решил не слушать Ягве, а поступить по-своему.
Валаам собирается в путь, свою верную ослицу седлает. Вот и поехали они: князья впереди на верблюдах дорогу показывают, а Валаам сзади на ослице плетется. Едут они, едут, и вдруг - что такое? Валаамова ослица свернула с дороги и пошла по полю. Валаам смотрит: дорога гладкая - ни ручья, ни камня. Почему же свернула ослица?
Стал Валаам дергать поводья, бьет, понукает ослицу, - не идет она, да и только. Наконец ослица сдвинулась с места. И поехал Валаам узкой тропинкой между виноградными кустами. Справа и слева - отвесные скалы. Вдруг ослица шарахнулась в сторону, даже Валааму ногу к скале придавила. И опять стоит - ни с места.
- Ах ты, упрямая скотина! -вскричал Валаам. - Или палки тебе захотелось?
И стал бить ослицу, и ослица пошла. А тропинка стала еще уже. Дошли до такого места, где ни вправо, ни влево нельзя свернуть. Ослица вдруг легла. Валаам рассердился пуще прежнего, стал ногами ее пинать.
И тут случилось чудо: ослица заговорила!
- За что ты бьешь меня, хозяин? - спросила она.
Валаам был так зол, что даже не удивился, почему ослица говорит человеческим голосом.
- Как за что? - закричал он. - Счастье твое, что я ножа не захватил, а то убил бы тебя на месте!
Ослица не испугалась. - Вспомни, хозяин, ведь я всегда была послушна тебе! За что же ты бьешь меня?
Понял Валаам: это неспроста. Видно, что-то необычайное случилось, если его верная ослица не повинуется ему. Всегда она была тихая, покорная, а тут взбунтовалась и заговорила.
Стыдно стало Валааму. Сел он на землю и закрыл лицо руками. А когда открыл - видит: посреди узенькой тропинки, окруженной белым облаком, стоит грозный посланец самого Ягве. Стоит, и его острый меч на солнце сверкает.
- За что бил ослицу? - спрашивает он гневно. - Ведь это я преграждал ей путь. Ослица меня видела, а ты не видел. Твое упрямство ослепило тебя. Хорошо, хоть теперь у тебя глаза открылись.

- Что же мне делать? - спрашивает Валаам.
- Иди, но знай: злого дела тебе не удастся совершить.
Сказал и исчез, словно его и не было. И белое облако унеслось вместе с ним.
А Валаам продолжал свой путь и скоро приблизился к царским владениям. Царь уже давно ждал Валаама, обрадовался, даже отдохнуть ему с дороги не дал. Сразу повел на высокую гору, откуда видны были земли ненавистных ему соседей.
"Говори, что тебе надо для заклятия. Все будет сделано".
Валаам велел развести семь больших жертвенных костров и около каждого заколоть по ягненку. А сам приготовился произнести заклятие, чтобы послать на соседний народ наводнение. Он стоял на высокой горе и смотрел на цветущие долины и синие реки, прекрасные сады и золотые виноградники, на поля, где зрели хлеба, и на склоны холмов, где паслись стада овец. Вдалеке среди холмов виднелся город: веселые крыши сияли на солнце.
Царь стоял рядом с Валаамом и ждал. Ему казалось, что он уже видит, как на его недругов хлынули потоки воды. И вот Валаам открыл рот, чтобы произнести заклятие. Но неожиданно царь услышал совсем другие слова. Валаам произнес:
- Как прекрасна земля, как прекрасна жизнь! Как радостно жить в мире со всеми! Пусть люди под этими веселыми крышами всегда будут счастливы, пусть их овцы спокойно пасутся на холмах.
- Ты что, старый безумец? - закричал царь. - Мы жертвенные костры зажгли, чтобы ты на соседей наводнение наслал, а ты им сулишь одни радости!
И царь кинулся тушить костры, чтобы и следов не осталось. Успокоился царь немного и говорит Валааму:
- Пойдем на другую гору, новые костры разожжем.
Не хотелось Валааму идти, да царь его не оставляет, приказывает. Пришли на другую гору. Царь думает: "Оно и лучше. Отсюда такой красоты не видно, - Валааму будет легче заклятие произнести". Разожгли костры, закололи овец и ягнят, ждут, что Валаам пошлет на царских недругов засуху.
А Валаам открыл рот и произнес:
- Как прекрасна земля, как прекрасна жизнь! Как радостно жить в мире со всеми! Пусть люди мирно трудятся на своей земле, пусть всегда будут полноводны их реки, пусть в их садах зреет золотой виноград!
- Замолчи! Замолчи! - крикнул в ярости царь. - Не можешь заклятие произнести - так и быть, но не смей желать им добра и удачи!
Опять залили костры водой, головешки разметали. На третью гору царь ведет Валаама. С той горы одна пустыня видна. Царь думает: "Валаам забудет цветущие сады, обширные поля и веселые крыши и произнесет наконец заклятие". Опять разжигают костры, опять царь с Валаамом на гору взбираются. Просит царь:
- Попробуй наслать на соседей чуму!
Валаам видел перед глазами скучную желтую пустыню, но не мог забыть поля и виноградники, пестрые крыши среди цветущих садов, счастливую, мирную жизнь соседнего народа. И Валаам снова произнес слова восхваления.
Лютый гнев охватил царя.
- Убирайся прочь! - закричал он. - Не получишь ты ни золота, ни серебра, не станешь ты самым знаменитым волшебником!
- Ну что же, - отвечает Валаам, - я ведь сказал твоим послам, что не надо мне ни золота, ни серебра. А знаменитым волшебником я и без тебя стану.
Сказал так Валаам и пошел своей дорогой. Оседлал свою верную ослицу и вернулся в родной город Пефор. Правда, он стал знаменит еще более: прославилось его имя за то, что он отказался помогать злому царю.
Царя все забыли, а Валаама и Валаамову ослицу люди вспоминают до сих пор.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Ионатан Коэн. Чтение и воображение. Валаам / Jonathan Cohen. Reading & Imagination. Balaam

Субтитры

Сегодняшние мои намерения во многом определены знаменитым немецким еврейским философом начала 20 в. Францем Розенцвейгом, который рассматривал Библию как литературу, только особого рода. Мне бы хотелось поговорить о том, как Библия функционирует в качестве литературы. Но прежде скажу немного об отношениях литературы и мира, так как для Франца Розенцвейга текст – микрокосм мира. По его мнению, в мире и в произведениях искусства имеются два измерения. Одно – это творение, а второе – откровение. Он считает, что миру и произведениям искусства присуще измерение творения и измерение откровения. Начнем с искусства, потом перейдем к миру. Все мы знаем, как выглядит хорошая скульптура, как звучит хорошая симфония, и что такое хорошее стихотворение или хороший рассказ. Если произведение очень хорошо, то ему свойственно видение или прозрение, реализуемое посредством взаимодействия деталей. Есть тесная связь между целым и частями и между формой и содержанием. В хорошем произведении искусства нет ни одной детали, не жизненно необходимой для целого. Целое выражается в частях, части составляют целое, и каждая деталь обязательна. Розенцвейг это называет эпическим аспектом произведения. Эпический аспект легче увидеть в пластическом искусстве, например, в скульптуре. Можно охватить всю скульптуру взглядом, и если она нам хорошо знакома, то мы увидим, как все части взаимодействуют в создании целого. Если послушать музыкальное произведение, оно развивается поэтапно, но тоже очевидно, как все части взаимодействуют и создают целое. Эпическое измерение – измерение, где все работает, соединяется в гармонии. Но произведениям искусства присуще и то, что Розенцвейг называет лирическим измерением. В нем гармония разрушается, случается что-то неожиданное. Вчера мы были на концерте, исполнялось чудесное трио Чайковского. Один аспект – это красота его строения, гармония его сложения. Но в какие-то моменты исполнения ты вдруг останавливаешься, потому что что-то тебя удивляет, встряхивает. Что-то настолько значительное и необычное, что оно не могло произойти другим вечером, в другой момент. Розенцвейг применяет эти вещи и к миру, к жизни. В мире есть эпическое измерение, которое Розенцвейг называет измерением творения. Экологически рассуждая, мы думаем о том, как части питают целое. Как части организма помогают организму, как организмы создают экосистемы, из тех строятся системы побольше, и как все это прекрасно и гармонично. Это и есть измерение творения. Здесь речь о вещах, которые происходят всегда. В лирическом измерении, измерении откровения, имеются в виду вещи, которые случаются лишь однажды. Ситуация говорит – но только в конкретном времени и месте и только со мной или с нами. Мудрость библейского сюжета, считает Розенцвейг, в том, что он умеет переплести творение с откровением, эпическую часть с лирической. Хорошая библейская история, как любая хорошая литература, работает. Все части питают общую картину, картина отражается в частях. Детали питают прозрение, прозрение раскрывается в деталях. Однако, несмотря на гармонию, может произойти неожиданное и удивительное. Итак, отправимся в лабораторию и посмотрим, как это выглядит в самом тексте. Давайте прочтем хотя бы часть истории о Валааме и ослице. Следите за мной, будем читать по строчке. Это 22 глава книги Чисел. «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона». А теперь настоящее начало: «И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям». Еще не упоминалось, что Валак – царь чего бы то ни было. Просто Валак, сын Сепфоров, неизвестно, кто он. «И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям». Тогда следующий отрывок, третий стих: «И весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых». Происходят две вещи: реакция Валака, который видит то, что израильтяне сделали аморреям, все их войны и победы, и люди Моава, которым очень страшно и неприятно от этих окруживших их пришельцев. Но Валак с одной стороны, а моавитяне – с другой. Нам пока неизвестно, что между ними общего. Что же будет дальше, в четвертом стихе? Прежде всего, говорится: «И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время». О! Кто действует первым? Не царь Валак, а народ Моава. Они говорят, что эти люди вокруг них сейчас все поедят. И только тогда сообщается, что Валак – царь. Люди беспокоятся, и теперь мы узнаем, что он царь, только теперь он приступает к делу. Внимательно прочтя текст, вы увидите, что прежде всего моавитяне идут к старейшинам Мадиамским. Не говорится, что к ним идет Валак. К ним идет народ Моава, а Валак пока не сделал ничего. Только когда он понимает, что они уже пошли к старейшинам, и он остался не у дел, нам вообще говорят, что он царь, и он входит в игру. Это утонченная история, в ней все говорится вовремя. Итак, люди паникуют и действуют помимо царя. У него нет выбора, он должен взяться за дело. Тут он призывает Валаама. Пятый стих. «И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня». Здесь много оттенков. Если вы помните историю Исхода, там упоминается казнь саранчой, которая «покроет лице земли». Здесь эти люди, что подле Валака, описываются как то, что «покрывает лице земли» – как саранча. Тени и призраки предыдущих сюжетов. Теперь мы прочтем больший отрывок. С 6-ого стиха до 12-ого или 13-ого. «Итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят. И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы. И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама. И пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя? Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, итак приди, прокляни мне его; может быть я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его. И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен». Итак, Валак посылает к Валааму гонцов с разными волшебными предметами, то ли для обогащения и так богатого магического репертуара Валаама, то ли чтобы колдовством добиться его согласия. Он говорит им: переночуйте здесь, я узнаю, что скажет Бог. Бог спрашивает, что это за люди, Валаам пересказывает историю Валака. Бог говорит предельно ясно: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен». Предельно ясно. Как мы говорим в Америке, об этом не может быть двух мнений, нет значит нет. Вот, в тринадцатом стихе Валаам встает поутру: «встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: Вот, в тринадцатом стихе Валаам встает поутру: «встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: Бог не дает мне с вами идти. Тут есть подтекст. Он сам и хотел бы пойти, но Бог ему запрещает. Есть ощущение, что он бы хотел пойти, потому что он говорит «не хочет Господь позволить мне идти». Но что случается, когда гонцы возвращаются к Валаку? «И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали: не согласился Валаам идти с нами». Валаам! Что он говорит? Бог мне не дает. Может, я бы хотел пойти, но Бог не позволяет. А что гонцы передают Валаку? Что Валаам отказался. Бог ни при чем, он отказался. И какова немедленная реакция Валака? «Валак послал еще князей, более и знаменитее тех». Он предполагает, что Валаам заламывает цену. Ну что ж, вот вторая делегация. Она более многочисленна и благородна. Приходят они к нему и говорят: «Пожалуйста, не откажись пойти с нами». Мы знаем, что ты хочешь цену выше. Ты говоришь, тебе не дает идти Бог, но мы знаем, это ты сам. Мы знаем, что на самом деле ты хочешь большую награду. Откуда нам это известно? Следующий же стих: «Я окажу тебе великую почесть и сделаю все, что ни скажешь мне; приди же, прокляни мне народ сей». Тут очень интересный контраст. С одной стороны, Валаам утверждает: «Не могу ничего делать без разрешения Бога». С другой стороны, он говорит: «Знаете, давайте Его переспросим, может, Он передумает». Послушайте, как напыщенно он говорит в 18 стихе: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что либо малое или великое». Но что он говорит после? «Впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь». Здесь также фигурирует то, что Розенцвейг и Бубер зовут «ключевым словом»: когда Валак посылает вторую делегацию, говорится «послал ЕЩЕ». И здесь Валаам говорит: «что ЕЩЕ скажет мне Господь». Таким образом, у Валака и Валаама одинаковый подход: если раз не получилось, попробуй еще. Тут случается что-то очень странное, начинается сюрприз, лирическая часть, совершенная неожиданность. Ведь что на этот раз говорит Бог? Смотрите на 20 стих. «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними». Встань, пойди. «Но только делай то, что Я буду говорить тебе». Он противоречит сам себе – что Он сказал в первый раз? Ни за что не ходить. Теперь Он говорит – ну, если позвали, то пойди, но говори только то, что Я велю. Сразу после этого Валаам делает ровно то, что Бог велел. Бог сказал – встань, пойди. И говорится: «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими». Как Бог сказал, так он и делает. Как ни странно, в следующем же стихе сказано: «И воспылал гнев Божий за то, что он пошел»! Пусть бы Бог определился: вначале Он говорит не ходить, потом – пойти, если зовут, тот пошел, а Он сердится! Это то, что Розенцвейг зовет неожиданностью. В тексте помещено намеренное противоречие. Оно нарушает гармонию действия. В нем есть диссонанс. С одной стороны, оно способствует развитию сюжета и гармония рассказа не нарушается. С другой же стороны, оно прерывает действие, продолжая его, потому что читатель спрашивает, что здесь происходит. Вопрос читателя на самом деле еще глубже: не только, в чем дело с Валаамом, но и – в чем дело со мной? Как убедиться, что я действительно слышу голос Бога, а не принимаю желаемое за действительное? Как убедиться, что этот голос – внешний, а не внутренний? Многие люди беспрерывно слышат голос Бога – как знать, что это действительно Он, а не иллюзия или самообман? Следует помнить, что, когда Валаам отправляется в путь на своей знаменитой ослице, у него в голове два повеления Бога: одно – не ходи, а второе – пойди, но делай лишь то, что Я скажу. Он выбирает удобное для себя второе повеление и забывает о первом. Но первое никуда не делось. В образовании это называется «обучение действием». Он должен пойти, чтобы узнать, что идти не следовало. Как Бог создает ему этот опыт? Вот следующий отрывок. Мы на 22-ом стихе. В начале Бог гневается, что тот пошел. Тогда – «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу». Тут повторяются всякие слова: схождение с пути, попытка на него вернуться. Постойте: кто на пути, а кто нет? Согласно Богу, Валаам не на верном пути, хотя Он сам его послал на этот путь. Валаам все время бьет ослицу, чтобы заставить ее вернуться на тот путь, который нужен ему, но это не тот путь, который нужен Богу. То есть, тут в истории весьма замысловатая игра слов. Прежде всего было соревнование или обмен между Валаком и Валаамом. Валак руководствуется идеологией «раз не получилось, пробуй еще» и посылает новых гонцов, а Валаам по той же идеологии решает переспросить Бога. Теперь это повторится: Валаам будет стараться заставить ослицу обойти ангела путем все новых попыток. Ангел же путем все новых попыток будет стараться остановить Валаама, пока тот не осознает, что не может обойти первое повеление Бога. Итак, первая сцена: дорога, на ней стоит ангел с мечом и едет себе Валаам. Ослица видит меч, Валаам его не видит. Ослица свозит Валаама с дороги, а тот пытается на нее вернуться. Следующий ход: ангел сходит с дороги на узкую тропу между двумя виноградниками. Для того, чтобы проехать, Валаам вынужден прижать ногу к стене виноградника, это вызывает боль и огорчение. Пока все шло гармонично и безболезненно, Валаам мог забыть о первом повелении Бога – не ходить. Мог себе ехать и все было в порядке. Но как известно, стоит нам столкнуться с трудностями, как мы начинаем сомневаться в правильности пути. Может быть, надо было выбрать другой путь, поступить иначе. Сосредоточимся на стихах 25-26. «Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене». И вот опять это слово: «И ЕЩЕ стал бить ее». Но, как и в ситуации с Валаком и Валаамом, ангел тоже пробует еще: «Ангел Господень ЕЩЕ раз перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево». Для Розенцвейга в этом разница между Валаком и Валаамом и библейским Богом с другой стороны. Валак и Валаам считают, что Богом можно манипулировать, религией тоже, и вообще суть Бога и религии в том, чтобы манипуляцией добиться того, чего мы хотим. Так думают Валаам и Валак. Если сперва не добились от Бога того, чего хотели, попробуем еще. Сменим подход, повысим цену, поменяем условия, переспросим, надавим – и может быть, получим от Бога то, чего хотим. Но Розенцвейг считает, что Бог говорит только однажды. Нельзя из Него «выбить» более благоприятное откровение. Внешний голос не всегда равен внутреннему. Откровение нередко приходит извне, неожиданно, неприятно нам и противоречит нашим желаниям. Идеология «еще», повторения попыток с целью добиться своего, не действует. В жизни бывает, что мы ощущаем: вот повеление, то, что мы должны делать, и ничего другого сделать мы не можем. Взять хотя бы Лютера с его 95 тезисами: «Вот он я, я не могу иначе». С каждым из нас случается осознание, что необходимо что-то сделать, и это внешнее побуждение, мы бы сами не хотели, предпочли бы выкрутиться, но выбора нет, это наш долг. Это и есть свойства откровения по Розенцвейгу: оно приходит извне, часто противоречит нашим желаниям, и управлять им мы не можем. Валаам это испытывает на своей шкуре. Посмотрите на 27-ой стих: «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою». Помните, в предыдущем отрывке говорилось, что «воспылал гнев Божий» на Валаама за то, что он пошел. Здесь же «воспылал гнев Валаама» на ослицу. Такое в библейской литературе случайностью не бывает. Бог гневается на Валаама, а тот – на ослицу. Что это значит? Я считаю, что на самом деле Валаам сердится на себя самого и вымещает это на ослице. Его сердит, что он не послушался первого повеления Бога, и он понимает, что Бог прав в своем гневе. Не желая этого признавать, он сердится на себя, но не пытается исправить свое поведение, а вымещает зло на ослице. Поэтому повторяются слова «воспылал гнев». Попробуем завершить хотя бы этот отрывок. Прочтем стихи 28-32. «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя». Это настоящая ирония, ведь у кого есть в руке меч? У ангела. Ослица видит ангела с мечом, а Валаам – нет, но Валаам говорит ослице, что будь у него меч, он бы ее убил. Классическая ирония. 30 стих: «Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою». И тут впервые: «И сказал Валаам Ангелу Господню: хатати». Слово «хатати» в иврите значит «ошибся, пошел не тем путем». Ослица шла верным путем, она правильно сошла с того пути, что казался верным мне. Она правильно перешла на неправильный путь, а я был неправ, что заставлял ее вернуться на правильный. То, что мне казалось правильным путем, им не было. И вот несколько последних отрывков. 34-35: «И сказал Валаам Ангелу Господню: хатати». Слово «хатати» часто переводят «согрешил», но на самом деле это – ошибся. «...Ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь». Теперь мне ясно, что Ты хотел, чтобы я поступил согласно первому повелению, и если Ты желаешь, я вернусь. «И сказал Ангел Господень Валааму: пойди» – нет, все же пойди. «Пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми». Попробуем же резюмировать. У нас нет времени проанализировать все детали, но очевидно, что это крайне утонченная история, все ее детали важны. Сюжет гармоничен, с началом, серединой и концом, с эпическим измерением. Он организован, гармоничен – добротная история. При этом он прерывается, останавливается и задает читателю беспокоящие его вопросы. Читатель не может не заметить противоречий: почему Бог говорит то «не ходи», то «иди, но говори только то, что я велю»? Читатель поневоле это замечает. Мы все себя спрашиваем, что такое настоящий голос Бога, а что – ненастоящий. Что – настоящее пророчество, а что – нет. Ненастоящее пророчество – это голос, велящий нам делать то, что нам выгодно. Обычно это то, что зовется внутренним голосом. Тогда как истинный голос обычно нам неприятен, происходит извне и не поддается манипуляции. Теперь руководство к чтению других историй в этом духе. Во-первых, ищите противоречие. Оно будет. Где-то история будет непонятна. Что-то покажется нелогичным. Во-вторых, ищите ключевые слова. Они раскрывают значение и разрешают проблему, которую представляет противоречие. В этой истории много ключевых слов: схождение с пути, пылающий гнев и так далее. Но для Розенцвейга главное из них – «еще». Весь вопрос здесь – можно ли удобно для себя пересмотреть откровение, или же некоторые требования абсолютны и должны быть выполнены вопреки тому, что они нам невыгодны. Истинное откровение – это голос, который нельзя пересмотреть, нельзя пробовать еще и еще, чтобы облегчить свою долю, а необходимо признать, что такова задача и ее следует выполнить. Спасибо большое, желаю вам с удовольствием прочесть еще множество библейских историй.