В чем видна русская душа татьяны лариной. Презентация на тему: "И снится чудный сон Татьяне…. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И.". Скачать бесплатно и без регистрации.

13.10.2021

Минуло более двухсот лет со дня рождения гения русской литературы, всеми любимого Александра Сергеевича Пушкина. Но хочется снова и снова возвращаться к замечательному пушкинскому роману в стихах «Евгений Онегин», в котором представлена молодёжь двадцатых годов девятнадцатого века.

Образ Татьяны , который создал Пушкин в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Евгения Онегина . Поэт поставил перед собой цель — показать тип провинциальной барышни, которая лишена в портрете каких бы то ни было романтических, или необычных, или из ряда вон выходящих черт, но в то же самое время удивительно привлекательной и поэтичной.

Впервые мы сталкиваемся с ней в поместье её родителей. автор романа несколько раз подчеркивает, что его героиня очень любила природу, русскую зиму, весёлое катание на санках. Прекрасная природа, сказки старой няни, старинные обычаи и сделали Татьяну «русской душой».

Татьяна растёт в семье, отстранясь ото всех, одинокой и неласковой девочкой, большею частью погруженной в себя, в свои чувства и переживания. Она очень любила читать: «Ей рано нравились романы: Они ей заменяли всё…», - пишет Пушкин о своей героине.

По всей видимости, Татьяна старалась понять окружающий её мир и свою собственную душу, но не могла найти ответов на свои вопросы у близких ей людей, поэтому она ищет их в книгах, в романах.

Характер Татьяны своеобразен, это сказывается в том, «что в милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте». Автор подчёркивает, что в ней не было ни кокетства, ни притворства - качеств, которые были присущи большинству девушек её возраста и которые так не нравились самому Пушкину в женщинах. Любовь и честь для Татьяны - это святыня.

Пушкин обращает наше внимание также на отсутствие в Татьяне черт, которыми наделяли своих героинь авторы классических произведений: это яркое поэтическое имя или необычайная красота… Автор, наоборот, сразу говорит читателю, что Татьяна отнюдь не красавица и даже имя у неё необычное для девушек того времени, простонародное, деревенское - Татьяна.

И даже когда она становится важной светской дамой, Татьяна с печалью в голосе вспоминает о навсегда покинутых ею «диком саде», «бедном жилище», «полке книг» и о «смиренном кладбище, где нынче крест … над бедной нянею», что лишний раз доказывает близость героини с народом.

Татьяна Ларина открыла собою галерею прекрасных образов русских женщин, которые нравственно безупречны, верны своим принципам и нравственному долгу, ищущих глубокого содержания в жизни. В.Г. Белинский говорил, что «Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная…» И я полностью соглашаюсь с его мнением.

Героиня романа «Евгений Онегин» полюбилась многим русским классикам, но как бы они не старались создать вторую такую же Татьяну никто уже не смог. В образе Татьяны Лариной Пушкин изобразил все то хорошее, что видел в русских женщинах. Как он сам признавался в поэме, это была его любимая героиня. «Я так люблю Татьяну милую мою!» - восклицал писатель. Все в ее внутреннем мире было гармонично, слажено и удачно. Пускай она не была такой красавицей, как Ольга, но отличалась чуткой натурой.

Судя по некоторым строкам из произведения, создавая образ Татьяны, Пушкин хотел внести новизны. Даже имя у нее не избитое. В те времена мало кто называл своих дочерей Татьянами, так как это было чересчур простонародно и старомодно. Внешность героини была также в новизну. Она не отличалась яркой красотой, румяным лицом или златыми кудрями, а наоборот, была бледна, печальна, простовата. Несмотря на это, от опытного Онегина не скрылось очарование ее щедрой души.

В ходе действия романа Пушкин несколько раз подчеркнул «русскость» Татьяны. В чем же это выражается? В первую очередь, в безумной любви к русским зимам, в вере в народные приметы, в любви к святочным гаданиям и катаниям на санях. Скорее всего, на девушке сказалось влияние верной няни Филипьевны. Эта пожилая исконно русская женщина всей душой любила Татьяну и желала ей добра. Она приучила воспитанницу верить во сны и старинные поверья.

Таким образом, Татьяна развивается параллельно дворянской культуре. Она существует как бы вне общества; предпочитает жить в своем вымышленном, уютном мире, в мире книг и русской природы. Окружающие её люди кажутся не такими интересными, как мир, который она сама для себя создала. Единственный человек, привлекший ее внимание, это Онегин. В нем она почувствовала родственную душу. Начитавшись сентиментальных романов, она увидела в нем романтического героя.

Героиня даже представить не могла, насколько ему чуждо любить. Как натура прямая, не терпящая лжи и притворства, она решила открыться Евгению и написать о своих чувствах. Волнительным для нее становится ожидание ответа, а сам ответ довольно неожиданным. Онегин ведет себя благородно. Он признается девушке, что его искренне тронуло это признание, но он не намерен что-то менять в своей жизни. Но и этого Татьяне мало. После отъезда Онегина она отправляется в его имение и с разрешения ключницы исследует библиотеку.

Именно книги и отметки на полях, оставленные Евгением, открывают ей глаза на его сущность. Кто же он: ангел или бес, «уж не пародия ли он»? Эти вопросы так и остаются для нее загадкой. Годы спустя она повстречает Евгения на светском приеме. Тогда она уже будет замужней дамой и состоявшейся личностью. Несмотря на ожившие чувства в душе, она откажет ему во взаимности, из чувства долга и ответственности перед своим мужем - человеком, который дорожил ею и любил.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, она остается верна себе. Честно и откровенно она признается ему, что все еще любит его, но останется верна своему мужу. Вот слова, которые лучшим образом проявляют сущность этой героини, ее благородство, честность и нравственную чистоту:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина. Русская душою, она вызывает искреннюю симпатию читателей, да и сам автор горячо восклицает: "...я так люблю Татьяну милую мою!"

В чём же поистине магическая притягательность образа этой героини?

Литературная эпоха, в которую создавался роман "Евгений Онегин", была перенасыщена образами жеманных барышень, изъяснявшихся исключительно по-французски и мечтающих о благородном незнакомце. Внешность этих героинь описывалась по определенному шаблону: выразительные голубые глаза, белокурые локоны, стройный стан. Тем необычнее на фоне их выглядит провинциальная Татьяна, самое имя которой настолько нестандартно на страницах романа, что Пушкину даже пришлось оправдываться: "Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно..." Кроме того, он сразу признается: "Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной Не привлекла б она очей" − и это тоже нехарактерно для главной героини.

Татьяна воспитывалась в традиционной семье, в провинциальном поместье, её родители и сестра − вполне заурядные люди, довольные своей жизнью и не претендующие на звание обладателей неординарной души. Поэтому вполне объяснимо, что она, умеющая тонко чувствовать и размышлять, "в семье своей родной казалась девочкой чужой" и с детства искала отдушины в книгах. Так формировалась романтическая сторона её характера: не имеющая жизненного опыта, юная Татьяна мерила Евгения мерками, почерпнутыми из французских сентиментальных романов. С другой стороны, огромное влияние на формирование её души оказала няня-крепостная, образ которой так любовно выписан поэтом. Именно ей Татьяна обязана глубоким знанием народных примет, сказаний, даже суеверий. Именно ей она впервые открывает свою душу, признавшись в любви к Онегину. Именно ей барышня, воспитанная на сентиментальной литературе, обязана тем щемящим и глубоким чувством, которое появляется в её душе при звуках народных песен, при виде первого снега и исконно русского пейзажа.

Неординарность характера Татьяны, его открытость и прямолинейность проявляются и в том, что она решает первой открыться в своих чувствах Онегину, пишет письмо, в котором чудесным образом переплетается напускное книжное влияние и живое искреннее чувство. Судить о силе духа Татьяны мы можем и по её поведению во время холодной отповеди Евгения: она приняла её с достоинством, неслыханным для 17летней девушки.

Позже Онегина, встретившего в высшем свете уже замужнюю Татьяну, поражает разительная перемена, произошедшая с ней. Но так ли она изменилась? Вряд ли. Высокое положение в свете, богатство не радуют её, она душой по-прежнему там, в милой сердцу деревне, среди книг и природы, она по-прежнему любит Онегина. Но долг свой перед мужем, перед своей честью она не нарушит. И в сцене последнего объяснения с Евгением явно заметно её душевное превосходство, глубина и цельность натуры настоящей русской женщины.

Пушкин неоднократно признавался, что образ Татьяны Лариной является собирательным, в том числе он совмещает в себе черты прекрасных знакомых поэта - жён декабристов. Он создал идеальный образ настоящей русской женщины, каким видел его. Этим и объясняется жизненность и неувядающее обаяние главной героини романа "Евгений Онегин".

Примерный текст сочинения

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги - сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам

В уединенный уголок.

Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Лишь сказать, что созвучны даже имена «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили, что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня...

Стоит лишь сказать, что созвучны даже имена «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили, что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня...

я героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся: …я так люблю Татьяну милую мою! Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, ...

Властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. "Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал...