Учетная норма площади жилого помещения в рф. Нормы жилплощади — сколько квадратных метров жилья положено на одного человека

19.01.2024

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в России в 2019 году. Как она определяется. Расчет по регионам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Жилищный вопрос для большинства граждан Российской Федерации остается особо актуальным на протяжении многих лет.

Решить его можно либо накопив средства и купив собственное жилье, либо, используя заемные средства, воспользоваться ипотекой.

Но если ни один из приведенных примеров не позволяет реализовать свое право на жилье, можно воспользоваться помощью со стороны государства.

Основные моменты

Определить показатель нормы метража в жилом помещении на одного человека как точную величину довольно сложно. На этот показатель влияет большое количество факторов.

Основным из них является пол жильцов. Но и кроме этого есть еще целый ряд нюансов, которые, в соответствии с законом, необходимо учитывать по данному вопросу.

В таком случае используется показатель минимальной нормы. Он указывает на площадь, которая необходима для проживания семьи, в зависимости от ее размеров.

При этом должны обеспечиваться все санитарные и социальные нормы. Создаваться комфортные условия. Этот показатель может различаться в разных регионах.

Предусмотрен ряд ситуаций, при которых крайне важно определить данный норматив своевременно. К ним относятся:

  1. Имущественные вопросы по разделу недвижимости.
  2. Временное переселение собственников жилья в другое помещение.
  3. граждан.
  4. Процесс расширения площади объекта недвижимости.
  5. Вычисление коммунальных платежей и т.д.

При установке данного норматива по регионам, основным фактором, влияющим на его величину, является плотность населения, которая различается в разных областях РФ.

Что это такое

Социальная норма площади жилого помещения – это один из показателей, определяемых согласно Российской Федерации. Она используется при необходимости выделения .

Ни в коем случае нельзя ее путать с показателем нормы предоставления. Она используется если жилье предоставляется на основании недвижимости.

Для этого используются объекты маневренного фонда, а так же в случаях, если прежнее имущество лица признано пострадавшим от стихийного бедствия, или собственник не в силах погасить .

Еще одним показателем, имеющим важное значение, является учетная норма. Она позволяет определить нормы при улучшении жилищных условий.

Основным назначением социальной нормы является поредение жилой площади для гражданина и его семьи. Важное значение она играет при выделении .

Как рассчитывается показатель

Исходя из всего выше сказанного, вы уже поняли, что социальная норма жилья это важный и весомый показатель при проведении многих операций с недвижимостью.

Поэтому крайне важно точно определять. Для этого учитывается ряд факторов, приведенных ниже:

  1. Количество человек в семье.
  2. Региональная обеспеченность граждан жильем.
  3. К какому типу относится помещение, выступающее жильем для семьи.

В таблице ниже вы можете рассмотреть средние показатели, которые принято считать классическими при определении нормы жилья.

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в Москве составляет 10 квадратных метров на 1 человека.

Если же жилплощадь, принадлежащая семье, не соответствует этим показателям, то они имеют право на улучшение жилищных условий.

Для этого собирается ряд документов, которые подаются в МФЦ . В случае, если большая часть доходов семьи уходит на , то они имеют право на субсидию.

Для чего необходимо так же собрать соответствующий пакет документов. Обратите внимание, что в большинстве случаев, с целью улучшения жилищных условий, семье выплачиваются денежные средства, но они составляют лишь часть нормы.

Законные основания

Как уже было сказано выше, данный норматив рассчитывается индивидуально по регионам. Но этот процесс регулируется рядом федеральных законодательных актов.

Но решение данного вопроса отображается и в других нормативных актах, в частности .

По государству установлен федеральный стандарт нормы жилья, который и является минимальным значением при определении региональных показателей. Он закреплен в соответствующем нормативном документе.

Так же в отдельных случаях используется и .

Помимо этого используются региональные законодательные акты, по примеру .

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в РФ

Социальная норма площади жилого помещения на 1 гражданина в РФ рассчитывается исходя из многих факторов.

Важную роль играют потенциальные возможности региона, количество свободной жилплощади, величина и плотность населения.

Минимальное значение в России

Согласно Жилищному Кодексу, а именно его и 106, определяется минимальная социальная площадь жилого помещения, которая должна приходиться на 1 человека, являющегося гражданином Российской Федерации.

Как известно, в каждом регионе есть общежития, предоставляемые ниже перечисленным категориям граждан:

  1. Студенты.
  2. Военнослужащие.
  3. Командировочные лица (особенно, работники бюджетных организаций).

Для таких помещений норма жилья составляет 6 квадратных метров. Данное жилье предоставляется лицам на договорных условиях. По истечении срока договора он может быть прекращен.

Либо по истечении данного периода лицам прекращают предоставлять жилье, как гласит .

Опираясь на статью 50 ЖК РФ к нормам предоставления относится та жилая площадь, которая предоставляется в пользу населения по соглашениям о социальном найме.

Метраж помещения позволяет лицам более-менее комфортно проживать в случае вынужденного переселения.

Учетная норма регламентируется местными органами самоуправления на основании , которая именуется как «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения».

Можно выделить еще один ограничитель. Муниципалитет вправе предоставить лицу площадь свыше нормы. Но она не должна превышать показатель более чем в два раза.

Законом определён ряд лиц, которые имеют право на получение помощи в виде улучшения жилищных условий.

Они будут перечислены ниже. Что же касается точного значения минимальной нормы по России, то для каждого региона она индивидуальна.

Учетный показатель

Понятие учетной записи, как и другие определения по данному вопросу, указанно в статье 50 ЖК России.

Согласно этому, норма предоставления представляет собой наименьшее количество метров, которые должны приходиться на одного человека в случае заключения договора найма.

В большинстве регионов этот показатель равняется 18 квадратным метрам. Увеличить этот показатель могут для лиц с хронически тяжелыми болезнями, так как для них нужны особые условия.

Но при этом стоит отметить, что такой показатель не должен превышать более чем в два раза изначальную норму.

Видео: социальное жилье для инвалида

Право на предоставление жилья по увеличенной норме имеют так же сотрудники внутренних дел в чине полковника и выше.

Так же соответствующее право имеют работники научных институтов, которым была присвоена ученая степень.

Учетной нормой считается величина, которая является для семьи основанием на получение помощи по улучшению жилищных условий. Она так же устанавливается законодательством по регионам.

Если граждане признаны малообеспеченными, органы социальной защиты рассматривают их показатели жилья и если его размер не соответствует учетной норме, то они стают в очередь на помощь.

Определение учетной нормы ведется на основании прописанных на данной площади лиц. Но в случае необходимости соответствующий орган сверяет фактическое проживание лиц, указанных в домовой книге.

И результат предоставления помощи зависит от этой проверки. Как правило, основанием для предоставления помощи является не вписывание в новых лиц со стороны, а именно увеличение семьи.

Только в случае рождения детей, условия проживания семьи могут быть пересмотрены социальными органами.

Кто может рассчитывать на дополнительные метры

Важно понимать, кто именно имеет право на помощь. Это определяется как федеральным, так и региональным законодательством.

Как правило, на условиях найма предоставляется помощь следующим категориям:

Дети-сироты, находящиеся на обеспечении государства Жилье предоставляется им на условиях найма сроком на 5 лет. Площадь определяется в соответствии с региональными показателями.Реализовать своё право на данный вид социальной помощи они могут:
  • по завершении срока нахождения в соответствующем заведении;
  • по окончании срока нахождения под ;
  • по окончании срока пребывания в патронажной или приемной семье;
  • после прохождения срочной воинской службы;
  • после отбывания наказания в местах лишения свободы в случае совершения правонарушения

Им должно быть предоставлено полноценное жилье в виде квартиры или дома

Переселенцы, жилье которых подлежит сносу Как правило, им предоставляются общежития на условиях найма. Но если ликвидируемое жилье было приватизировано, то органы социальной защиты должны поспособствовать тому, чтобы семье было предоставлено полноценное жилье соответствующего размера

Право же на предоставление помощи в виде улучшения жилищных условий имеют:

  1. (признанные многодетными по нормам региона).
  2. Инвалиды.
  3. Ветераны ВОВ.
  4. Лица, имеющие хронические тяжелые заболевания.
  5. Военнослужащие.

Чтобы более точно узнать о том, относитесь ли вы к списку лиц, имеющих право на социальную форму в виде предоставления жилья, можно обратиться в органы социальной защиты населения, куда будут предоставлены документы, подтверждающие право или многофункциональные фонды.

Нюансы для военнослужащих

Лица, состоящие на воинской службе, имеют право на массу привилегий и преимуществ. Среди них и предоставление права на улучшение жилищных условий.

Как правило, военнослужащим предоставляются жилищные метры на условиях найма. Но за выслугу лет может быть предоставлено право и на личное жилье.

Норма для них составляет от 18 до 25 метров квадратных. Если чин военнослужащего выше полковника, то этот показатель может быть увеличен, но при этом не более чем в два раза.

Военнослужащие могут получить помощь не через органы социальной защиты. Как правило, для этого есть специальные воинские комитеты, отвечающие за данный вопрос.

Норма предоставления жилой площади рано или поздно интересует едва ли не каждого человека, причем как собственника приватизированного жилья, так и пользователя квартирой по . Такой интерес чаще всего обусловлен необходимостью улучшить условия проживания благодаря социальной помощи, когда место расположения, стоимость недвижимого объекта и прочее отходит на второй план. Это может быть становление на очередь для получения жилплощади, подписание , её обмен или продажа, если в сделке участвует ребёнок.

В Жилищном кодексе Российской Федерации есть отдельные пункты, которые чётко регламентируют все условия, нормы и требования относительно жилья и условий проживания. Также там обозначена учетная норма на одного человека и порядок её расчёта.

Следует учесть, что норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения – это не одинаковые понятия. В целом же правительственное постановление определяет двенадцать метров квадратных на одного человека. При этом эта цифра не может быть равна для каждого, поэтому существует множество юридических и законодательных нюансов.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Различия в понятиях

Сегодня ни для кого не секрет, что в российском законодательстве множество аспектов не имеет чёткого пояснения, а некоторые акты и вовсе друг другу противоречат. При этом такие понятия, как учётная или минимальная на одного человека, в частности по договору социального найма, всё же законодательно отображены:

В перечисленных выше вариантах действуют свои принципы расчёта, о которых не станет лишним получить хотя бы поверхностную информацию. Осведомлённость позволяет гражданам требовать у государства улучшения условий проживания и определённое количество жилой площади.

Когда приходится рассчитывать

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения на одного человека становится актуальным вопросом в определённых обстоятельствах.

Когда рассматривается вопрос Примечания
При получении муниципальной квартиры или комнаты по договору социального найма Чем больше членов семьи проживает в помещении, тем больше должна быть площадь в метрах квадратных. Если же в квартиру заселяются отдельные граждане, то учетная норма не превышает тридцати трёх квадратных метров.
При расширении жилья При рождении ребенка или прочем увеличении количества проживающих лиц, имеющих там постоянную регистрацию.
При вынужденном переселении Когда имеются официальные постановления относительно сноса многоквартирного дома, признания его как аварийного и переведённого в категорию нежилого фонда. Собственникам приватизированного жилья, если оно получено не по договору социального найма, по закону не имеют права предоставить взамен меньшую жилплощадь.
При начислении и перерасчете квартирной оплаты Чем больше квадратных метров и прописанных лиц, тем выше начисляемый платеж. Его сумма напрямую зависеть от данных показателей.
При оформлении прописки по месту проживания Имеют место ограничения относительно количества зарегистрированных граждан в жилье, полученном по договору социального найма, в зависимости от того, какой метраж жилья и учетная норма.

Нюансы для общежитий

Когда полученное по договору жильё представлено в виде комнаты в общежитии, действуют несколько иные правила и требования. Независимо от того, для каких целей и как надолго выдаётся комната, будь то постоянное проживание или же временное на период обучения или командировки, допускаются самые минимальные санитарные, эргономичные, планировочные нормы. Соответственно и учетная вычисляемая норма будет ниже обычного.

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Действующими нормами Жилищного кодекса РФ обозначено, что учетная норма площади жилого помещения является показателем, в соответствии с которым определяется, насколько семьи или отдельные граждане обеспечены необходимым жильем. И смогут ли претендовать на ее расширение за счет государственного фонда.

Установленный показатель площади квартиры считается минимально необходимым для нормального проживания . Его соответствие установленным законодательством нормативам площади влияет на право (или на отсутствие прав) получения большей площади для проживания семье. Эта норма определяется каждым местным органом самоуправления. То есть, она не является единой по всей стране, а зависит от конкретного региона. Учитывается показатель минимально установленной жилищной нормы от многих факторов, включая санитарные и технические нормы и стандарты.

Для чего нужна учтенная норма?

Размер жилья важен для решения вопроса о постановке на учет для получения жилья. Это право имеют граждане Российской Федерации в порядке очереди при наличии необходимых условий. Одним из них является несоответствие площади квартиры, комнаты минимально установленной законом норме.

Так, в Москве этот показатель разнится от количества членов семьи. Одиноким установлена норма в 33 кв.м. общей площади (нежилой), а для семьи, состоящей из двух человек (муж и жена без детей) - 42 кв.м. общей площади квартиры. Для полных семей от 3-х человек такая норма составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи. Снова акцентируем внимание на том, что при учете минимально необходимой площади, во внимание принимается вся площадь, а не только жилая.

Чтобы иметь право встать на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с установленными нормами, семье нужно владеть:

  • Квартирой площадью до 10 квадратов на каждого члена семьи.
  • Коммуналкой или квартирой гостиничного типа площадью не более 15 квадратов на каждого зарегистрированного и проживающего члена семьи.

Если показатели выше - муниципальное жилье не предоставляется.

Кто и как может получить социальную льготу от государства

Отметим, что только граждане РФ, имеющие прописку в конкретном регионе, имеют право претендовать на социальное жилье от муниципалитета. Учетная норма площади жилого помещения в каждом регионе — отличается. Она рассчитывается из расчета на каждого человека, проживающего на территории одной квартиры, дома. Отдельно взятый субъект Российской Федерации, руководствуясь законодательством, предписаниями и рекомендациями Правительства РФ, принимает самостоятельные нормы.

Например, в Москве, органам самоуправления дано разъяснение относительно нормы, которой они должны придерживаться при установлении минимальных для обеспечения жилья малообеспеченных граждан страны.

Актами законодательства РФ об утверждении учетной нормы площади жилого помещения установлены нормы для социального договора о найме с малообеспеченными гражданами. За каждой семьей может быть закреплена общая площадь жилого помещения размером 18 кв.м. для каждого члена семьи. Семье из 3-х человек положено жилье общей площадью в 54 кв.м. Однако минимум для такой льготы не должен превышать 10 кв.м. на человека. Только в этом случае есть право встать на учет для получения муниципальной квартиры для пользования и проживания.

Такое требование связано с тем, что конструкторские решения каждого отдельно взятого многоэтажного дома могут отличаться, в частности, полезной жилой площадью. Поэтому учетной нормой площади жилого помещения может быть установлена такая минималка в 10 кв.м. Так, если в квартире площадью 30 кв.м. проживает семья из 5 человек, соответственно, они имеют право на муниципальное жилье. Имеют право встать в очередь для получения жилплощади.

В некоторых районах Московской области, минимум должен составлять девять квадратных метров для граждан, проживающих в квартире. И 10 кв.м. для тех семей, которые проживают в коммунальной квартире, не имея другого жилья. В расчет берется общая площадь, а не жилая - совокупность площадей всех комнат и помещений общего пользования.

Права и возможности для получения жилплощади

С целью предоставить равные возможности в соответствии с очередностью, малоимущие лица имеют право на социальные льготы. Для жителей Москвы и области они установлены в отдельном законе. Законодатель определил перечень прав, которыми могут воспользоваться заинтересованные в жилье лица, имеющие на него право:

  • заключение договоров - на условиях найма, либо безвозмездного пользования жилым помещением;
  • получение квартиры на основании социального найма;
  • оформление субсидий для того, чтобы приобрести или провести строительство жилья;
  • льготные условия кредитования приобретения в собственность муниципального жилья.

Если уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в постановке на учет, заявитель имеет право запросить письменный отказ. И обжаловать его в суде. Порядок обжалования отказа или бездействия должностного лица, установлен процессуальными нормами законодательства.

В утверждении учетной нормы площади жилого помещения существуют условия для граждан, по которым они имею право претендовать на квадратные метры муниципального жилья. Так как на практике законодательство не всегда соблюдается, в каждом отдельном случае рекомендуем обращаться за консультацией к юристу.