Тюркские народы. Великие древние тюрки Происхождение тюрок

29.06.2020

Алтай-ской языковой семьи. В результате лин-гвистич. классификации, введённой в 19 в., в разряд Т.н. включены многие народы, к-рые до этого в их состав не включались. Т.н. расселены в России, СНГ, Турции, Китае, Иране и др. государствах. Тюрками являются азербайджанцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, казахи, каракалпаки, карачаевцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, телеуты, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, шорцы, якуты и др.В 1990 численность тюрков составляла 132,8 млн чел. По данным Всемир. ассамблеи Т.н., в ми-ре насчитывается ок. 200 млн чел., принадлежащих к тюркам (2007). В России проживает ок. 30 Т.н. численностью 12 млн 750 тыс. чел. (2002).

Прототюркоязычными считаются (хунны), движение к-рых на З отмечено в кон. 3 – нач. 2 вв. до н.э. В начале н.э. огурские племена (см. ) – предки – мигрировали в запад. направлении. Праболгар. группы как этнич. общность сложились задолго до формирования собственно тюрк. племён (тюркютов). Во 2–4 вв. в Приуралье оформилось объединение кочевых племён гуннов, двинувшихся в сер. 4 в. на З и положивших начало , ознаменовавшему конец многовековому господству ирано-языч. кочевых племён скифов, и открывшему путь движению на З тюркоязыч. кочевников (в 9–10 вв. печенегов и , в 11 в. ). Тюрк. племена, прежде всего оногуры-болгары и савиры (см. ), входили в Гуннскую федерацию. В 5 в. тюрками называли орду, сплотившуюся вокруг князя Аминя (монгол. имя, обозначающее волка). Согласно легенде, алтайские тюрки – тукю (тюркют) – происходят от запад. хуннов. В 6 в. тюрки сложились в небольшой народ, обитавший на восточ. склонах Алтая и Хангая. В результате нескольких удачных войн (с 545) тюркам удалось подчинить все степи от Хингана (Северо-восточ. Китай) до Азов. моря. Государство тюрков называлось Тюрк. каганатом, к-рый в 604 распался на Запад. и Восточ. Тюркские каганаты. С сер. 6 в. по 30-е гг. 7 в. болгары и сувары входили в состав Тюрк., затем Запад. Тюрк. каганата. Болгар. компонент присутствует у ряда Т.н. Кавказа: азербайджанцев, балкарцев, карачаевцев, кумыков. На развалинах первых тюрк. и др. объединений появились Кимакский, Уйгурский каганаты. Знатный тюрк. род Ашина возглавлял Хазар. объединение орд (см. ), обитавшее в прикаспийских степях. В 11 в. на тюрк. наречиях говорили многие народы от Мрамор. моря и склонов Карпат до Великой Китайской стены. Древние Т.н. были кочевниками, они подчинили себе многие земледел. народы, ставшие их земледел. базой. Орхоно-енисейские рунические надписи представляют собой важнейшие историч. и культур. памятники (см. , ). Тюрк. общности имели общий культ Тенгрихана – бога неба, солнца, общий культ предков, а также сходство в быту, одежде, способах ведения войны; свод сведений о древнетюрк. племенах составлен в 11 в. .

Монголо-татар. нашествие на Восточную Европу в 1220–40-е гг. привело в движение массы кочевников. В евразийских степях были разгромлены кыпчаки (кыпчак. степь домонгол. периода известна под названием , она простиралась от Алтая до Карпат); в 1236 завоёвана . В нач. 1240-х гг. основана , в её составе были Хорезм, Север. Кавказ, Крым, Волж. Болгария, Приуралье, Запад. Сибирь. Основную часть населения составляли кыпчаки, язык к-рых являлся государственным. В 1-й пол. 15 в. сформированы поздне-золотоордын. этнополитич. объединения – Астрахан., Казан., Крым., Сибир. ханства, Ногайская Орда; в кон. 15 – нач. 16 вв. образованы Казах. (в составе казахов исторически сложились Старший, Средний, Младший жузы) и Узбек. ханства. Их население состояло из различ. тюркоязыч. племён (ногаи, кыпчаки, башкиры, казахи) и народов (казан. татары, чуваши), а также финно-угров (мордва, марийцы, удмурты, ханты, манси). В период существования ханств происходило перемещение Т.н. В частности, значител. массы чуваш. населения мигрировали на территорию Башкирии и в Запад. Сибирь, где были ассимилированы мест. тюрками (башкирами, сибир. татарами) и казанско-татар. мигрантами. В сер. 16 в. Т.н. Поволжья и Приуралья (чуваши, татары, башкиры) вошли в состав Рус. государства, Т.н. Сибири – в 17 в., Кавказа, Казахстана и Сред. Азии – в 18–19 вв. После строительства в 17–18 вв. произошло переселение чувашей, татар-мишарей, казан. татар и др. народов в районы так наз. .

В отличие от языка материал. и духовная культура древ. чувашей (религия, в т.ч. пантеон, приклад., музыкал., хореографич. творчество, монументал. и малая формы скульптуры), за исключением нек-рых элементов (напр., сходство . В результате длител. взаимодействия с рядом Т.н., с их этнич. группами (прежде всего татар. этноса) у чувашей сформировались сходные черты, прослеживаемые как в материал., так и в духовной культуре.

Лит.: Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1–2. М.–Л., 1950; Т. 3. М.–Л., 1953; Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964; Плетнёва С. А. Кочевники Средневековья. М., 1982; Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М., 1993; Каховский В. Ф. Происхож­дение чувашского народа. Ч., 2003; Иванов В. П. Этническая география чувашского народа. Ч., 2005.

Тюрки - это обобщённое название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всего Евроазиатского континента. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима "тюрк" относится к 6 веке н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков (Небесных тюрков), которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат. В истории тюрки известны как: умелые скотоводы, воины, основатели государств и империй.

Тюрк - довольно древнее имя. Впервые оно упоминается в китайских летописях в отношении определенной группы племен с VI в. н.э. Территория кочевания этих племен распространялась на Синьцзян, Монголию и Алтай. Тюркские племена, тюркские языки существовали задолго до того, как их этноним был зарегистрирован в анналах истории.

От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени - название турецкой нации (по-турецки "тюрк", по-русски "турок"). Ученые различают значения слов "тюрк" . и "турок". При этом тюрками называют все народы, говорящие на тюркских языках: это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, каджары, казахи, карагасы, каракалпаки, карапапахи, карачаевцы, кашкайцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, тофы, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты. Из этих языков наиболее близки друг другу турецкий, гагаузский, южнокрымско-татарский, азербайджанский, туркменский, составляющие огузскую подгруппу тюркской группы алтайской языковой семьи.

Хотя тюрки исторически не являются единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы, тем не менее тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской (южносибирской) расе. Читать больше → Откуда пошли тюрки? .


Тюркский мир - один из древнейших и многочисленных этносов. Первые поселения древних предков современных тюркских народов тянулись с востока на запад от озера Байкал до Уральских гор, отделяющих Азию от Европы. На юге территорию их обитания охватывали горы Алтай (алтан-золтой) и Саяны, а также озера Байкал и Арал. В древнюю историческую эпоху тюрки из Алтая проникли в северо-западный Китай, а оттуда приблизительно в 1000 г. до н.э. значительная их часть двинулась на Запад.

Достигли тогда тюрки и той части Средней Азии, которая называется Туркестаном (страной тюрков). Со временем часть тюркских племен откочевала на Волгу, а затем через Днепр, Днестр и Дунай - на Балканы. Среди тех тюркских племен, которые во второй половине XI - первой половине XIII веков нашли пристанище на Балканском полуострове, были предки современных гагаузов. Балканы (Balkanlar - с турецкого языка) употребляются с начала XIX века и означают «непроходимые, густые, лесистые оры».

Л.Н. Гумилев. Древние тюрки. Срединная Азия накануне создания тюркютской державы, кон. V в.

В наши дни тюркские народы обобщенно называются «тюркским миром».

Реконструкции внешности древних тюрков (гёктюрков)

К началу XXI в. зафиксировано 44 тюркских этноса. Это 150-200 миллионов человек. Самое крупное тюркское государство в мире с населением 75 миллионов человек (2007 г.) - это Турция. Маленькой частичкой тюркского мира является и гагаузский народ, большая часть которого проживает в Республике Молдова. Разобщенность тюркских племен, расселение на огромных территориях привели к значительному различию в их языковых чертах, хотя в далекую старину все они говорили на двух-трех древнетюркских диалектах. Тюркское население делится на восемь географических регионов:

1. Турция;
2. Балканы;
3. Иран;
4. Кавказ;
5. Волга-Урал;
6. Западный Туркестан;
7. Восточный Туркестан;
8. Молдова-Украина (свыше 200 тысяч гагаузов).

На территории Сибири проживает около 500 тысяч якутов (саха), в Афганистане тюркское население составляет около 8 миллионов человек, а в Сирии - свыше 500 тысяч человек, в Ираке есть 2,5 миллиона туркмен.

Гёктюрки были сильным кочевым народом тюркского происхождения и были первыми людьми, кто начал массовое вторжение в современную Центральную Азию и завоевал местные ираноязычные, индоевропейские народы. Их народ не был полностью европеоидным или монголоидным, но был монголоидно-европеоидной смешанной расой, в соответствии с данными антропологов. Читать больше → Тюркский мир - гунны (хунны), гёктюрки... .

Тюркский Каганат контролировал часть Восточной Европы, Центральную Азию, Южную Сибирь, часть Кавказа и Западной Маньчжурии. Они боролись против 100% монголоидной, восточноазиатской, китайской цивилизации. Они также воевали против других цивилизаций, Центральной Азии и Кавказа, которые были на 100% индоевропейскими.

Тюркский каганат в период наивысшего расширения

Гёктюрки из Монголии

В соответствии с данными антропологов, расово эти люди были 67-70%-ой монголоидностью, и с 33-30%-ой европеоидной примесью, с технической точки зрения они ближе к монголоидной расе, но с примесью. Также, они часто были довольно высокими.

Интересно то, что среди них встречались красноватые и коричневые волосы с серыми и зелеными глазами.

Музей тюркского мемориального комплекса Хушуу Цайдам(Монголия). Благодаря неимоверному труду монгольских и российских археологов музей стал подлинным хранилищем ценных экспонатов древнетюркской эпохи.

Внутренняя Азия и Южная Сибирь – малая родина тюрков, это тот территориальный «пятачок», который со временем разросся в тысячекилометровую территорию в масштабах всего мира. Географическое сложение ареала тюркских народов происходило, по сути, на протяжении двух тысячелетий. Прототюрки жили западне Волги еще в III – II тысячелетии до нашей эры, они постоянно мигрировали. Древнетюрские «скифы» и хунны» также являлись неотъемлемой частью Древнетюркского каганата. Благодаря их ритуальным сооружениям сегодня мы можем знакомиться с произведениями древней раннеславянской культуры и искусства – это именно тюркское наследие.

Тюрки традиционно занимались кочевым скотоводством, кроме того, они добывали и обрабатывали железо. Ведущие оседлый и полукочевой образ жизни, тюрки в Среднеазиатском междуречье в VI веке образовали Туркестан. Существующий в Центральной Азии с 552 по 745 годы Тюркский каганат в 603 году был разделен на два самостоятельных каганата, в один из которых вошли современный Казахстан и земли Восточного Туркестана, а другой составляли территория, куда входили нынешняя Монголия, Северный Китай и Южная Сибирь.

Первый, западный, каганат спустя полвека прекратил свое существование, завоеванный восточными тюрками. Вождем тюргешей Учэликом было основано новое государство тюрков – Тюргешский каганат.

Впоследствии боевым «форматированием» тюркского этноса занимались булгары, киевские князья Святослав и Ярослав. Печенегов, огнем и мечом опустошавших южнорусские степи, сменяли половцы, их побеждали монголо-татары… Отчасти Золотая Орда (Монгольская империя) являлась тюркским государством, распавшимся потом на автономные ханства.

В истории тюрков были и другие многочисленные знаменательные события, среди которых наиболее значимым является образование Османской империи, чему способствовали завоевания тюрков-османов, захватывавших в XIII – XVI веках земли Европы, Азии и Африки. После упадка Османской империи, начавшегося в XVII веке, петровская Россия поглотила большую часть бывших золотоордынских земель с тюркскими государствами. Уже в XIX веке к России присоединяются восточно-закавказские ханства. После того как Средняя Азия, Казахское и Кокандское ханства вместе с Бухарским эмиратом вошли в состав России, Микинское и Хивинское ханства вкупе с Османской империей представляли собой единственный конгломерат тюркских государств.

Тюрки - многочисленный народ, имеющий за плечами огромный жизненный опыт, накопленный поколениями. Сейчас их общность насчитывает огромное множество людей, расселившихся по всему миру. Они оказали огромное влияние на мировую историю и другие народы.

Где живут (территория)

Наибольшее число тюрков проживает в Турции (около 55 миллионов). Представителей народа можно встретить в Бразилии, Аргентине, Японии, Великобритании и Франции. Более 11 миллионов человек проживает в России, примерно 350 тысяч - на Украине.

История

История тюрков начинается в Средней Азии. Считается, что основным местом проживания тюркских народов были Алтай и горы Хан Тенгри. Государство, в котором жил тюркский народ, называлось Туркестаном. Его разделяли на Западный и Восточный. Именно в этой стране тюркский народ формировался, создавал науку, развивал военное дело.
Описания Турана (Туркестана) сохранились в древнееврейской Библии. О нем писали ассирийцы, жители Вавилона, древние китайцы, греки и римляне.
Позже активно развивающаяся империя гуннов захватывает древний Туран и продвигается к Китаю. Часть тюркского народа решает примкнуть к гуннам, чтобы вновь идти с завоеваниями. Известно, что многие из монгольских воинов имели тюркское происхождение. Большинство тюрков с готовностью встало под знамена Чингисхана. Позже они стали частью Османской империи, в которой произошло активное ассимилирование тюркского народа.
Появление тюрков в современной России обусловлено включением в состав страны земель Золотой Орды.
Таким образом, были присоединены Казанское, Сибирское, Астраханское и Крымское ханства.

Название

По одной из версий, высказанной Вильгельмом Томсеном, возглавлявшим Датское Королевское научное сообщество, слово «тюрок» означает «крепкий». Другая версия озвучена советским тюркологом. Согласно ей, название народа происходит от слова «законность». В древнем тюркском языке есть похожее по написанию и произношению слово, которое означает «достигший могущества». Некоторые лингвисты выдвигают предположение, согласно которому «тюрк» произошло от слова «тур», имеющего иранские корни.

Культура

Тюрки создали уникальную культуру, главной особенностью которой стала мифология. В зависимости от районов проживания разные представители народа имели различные мифы. Например, для жителей Кавказа, Крыма и Западной Сибири было характерно почитание волка, а жители Поволжья и Урала имели целый ряд богов. Долгое время сохранялись верования в домового бичуру и в сказочное существо шурале. У представителей Саяно-Алтайского сообщества до сих пор остался развит фольклор и вера в духов.

Традиции


Средневековые тюрки на самое важное место в жизни ставили семью. Огромное значение придавали старшим, в которых видели наставников и учителей. Эта традиция до сих пор соблюдается во многих современных тюркских семьях. Сохранился и другой обычай - проведение собраний, которые называются вечерами отдыха. Собрания начинаются с поздней осени и продолжаются до наступления весны. На встрече собираются мужчины одного возраста из одного села или района. В ходе собрания ведутся беседы на светские темы, обычно участников объединяют общие интересы. В ходе собраний можно исполнять песни, танцевать, показывать кулинарное мастерство. Все мужчины выбирают судью, который должен внимательно следить за участниками, чтобы те не нарушали правила. Предписания тюрки называют уйгурами, причем и самих тюрков иногда называют уйгурами. Ослушаться правила нельзя ни в коем случае, иначе мужчину исключают из собрания. Такие собрания являются не просто кружками по интересам, а позволяют сформировать круг надежных и доверенных друзей, поэтому к ним относятся серьезно.
Глава собрания принимает участие в разных делах общин. Во время похорон он должен стать организатором, созвать все семьи и проследить за соблюдением обстановки. Перед проведением похоронного обряда все, кто знал усопшего, должны собраться в его доме и проститься с ним.
Траурным цветом у тюрков считается белый. Женщина закрывает голову платком, а мужчина повязывает белый кушак. Оплакивают усопшего только женщины, находясь в доме. Мужчинам положено быть снаружи и встречать людей. Могилу копают только молодые, тело укладывают таким образом, чтобы лицо покойного смотрело на запад. Этот обычай связывают с закатом солнца, которое символизирует жизнь, хотя точных сведений о происхождении ритуала на данный момент нет. Траур длится 7 дней и оканчивается поминальным обедом. В течение всех дней участие должны принимать члены собрания. В их обязанности входит приготовление поминальных лепешек, чтение молитв. Женщинам положено каждый день в течение 40 дней навещать родственников усопшего и угощать их блюдами.

Свадьба

Сватаются молодожены только по обоюдному согласию. Впрочем, сохранилась традиция просить руки невесты у ее родственников, которые могут отказать.
Свадебный обряд может занимать 3 дня. За день до начала торжества привозят молодого бычка, у которого на рогах завязывают белый платок. В день свадьбы платок снимают и повязывают на голову невесте. Приданое принято дарить в сундуке. Именно с его открытия начинается пиршество. Приданое дарит не только жених, но и невеста. Первый день завершается обходом вокруг костра, что символизирует очищение. Такой обряд должен принести счастье и спасти от невзгод. На следующий день принято начинать знакомство с родственниками супругов. Конечно, они узнают друг о друге еще до свадьбы, но, по сложившейся традиции, гости обязательно должны отведать угощений и пообщаться с молодоженами.

Внешность

Одежда


По одежде тюрки в древности могли определять статус. Наряд указывал на сословие и семейное положение.
Головными уборами в зимнюю пору служили меховые шапки, имеющие явное сходство с современными ушанками. Летом надевали войлочный колпак. Обыкновенной верхней зимней одеждой являлось подобие шубы - меховой кафтан. Представители богатых сословий носили меха ценных пород животных, а небогатые - одежду из бараньего меха. Тюрки всегда с большой любовью относились к халатам - толстым и утепленным, имеющим длинные рукава. В такой одежде тепло, удобно ходить и скакать на лошади. Основными материалами для ее изготовления служили шерсть и шелк. В качестве штанов - шаровары. Украшать одежду могли самыми разными способами. Тюрки, жившие близко к Китаю, использовали вышивку в виде драконов. В результате раскопок, проводимых археологами, были обнаружены куски шелка с орнаментацией, соответствующей сасанидским мотивам. Значит, мастера могли вдохновляться Персией.
Большое значение имела манера застегивания платья. Изображения, найденные на каменных изваяниях, указывают на запахивание на левую сторону. Что именно говорила манера застегивания, остается загадкой. Однако по особенности запахивания видно, что такой процедуре уделяли много внимания. Верхнюю одежду перетягивали поясом, реже использовали ремень. Сапоги были без каблуков, с слегка загнутыми вверх носками. Чтобы утеплить их, пользовались специальным чулком.
Раскопки помогли совершенно точно установить, что тюрки с древности любили украшения. Нашивки из позолоченной бронзы, а также изысканные ножи с ювелирной обработкой - все эти украшения находили в могилах знатных мужчин. Женщины носили предметы, используемые при рукоделии. У воинов богато украшен был только пояс. Очевидно, украшения представляли собой награды, полученные им в годы службы и сражений.

Религия


Сейчас в зависимости от места проживания тюрки исповедуют христианство или ислам. Однако раньше большинство исповедовало тенгрианство. Это уникальное языческое мировоззрение. Название берет корень от имени бога неба - Тенгри. Согласно легенде, небо и земля соединились воедино, что стало причиной образования хаоса. Тенгри властвовал над небом, а Эрлик - над загробным миром. Его изображали как существо с головой быка и тремя глазами. Этими глазами он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Эрлик воспринимался как злое божество, насылающее беды.
У Тенгри была жена Умай, покровительствующая матерям и роженицам. Удивительно, но ранее тюрки считали себя потомками волка, изображая животное на символиках, относящихся к тюркским государствам (например, на флаге гагаузов). Такой тотемизм сохранился даже сейчас, хотя встречается достаточно редко.
Помимо ислама и христианства, тюрки исповедуют также иудаизм и буддизм.

Жилище


Тюрки всегда были кочевниками. Их традиционное жилище - юрта, стены которой делали из войлока. Этот материал представляет собой спрессованную шерсть. Основу юрты составляет деревянный каркас. Чтобы собрать обычную юрту, требовалось всего 3 человека и один час времени. В разобранном виде юрты перевозили на большие расстояния, совершая кочевание.
Устраивать юрту было принято только на солнечном месте, подальше от деревьев. Дверь устанавливали так, чтобы она была обращена на восток. Это позволяло солнечному свету проникать внутрь, образуя солнечные часы (стрелка формировалась благодаря особому положению жердей).
Юрты делили на мужскую и женскую части. Обычно слева всегда располагались мужчины. Здесь были расставлены вещи, оружие, инструменты и инвентарь для управления лошадью. В женской части хранили посуду, вещи детей, бытовую утварь. В некоторых случаях использовалась занавеска, помогающая разграничить пространство. В центре юрты ставили очаг, вокруг которого рассаживались во время трапезы. Дым выходил через специальное отверстие, расположенное в центре крыши. Зажиточные люди могли позволить себе ковры, ткани, дорогую деревянную мебель. Напротив входа находилась самая главная часть. Там обычно ставили красивый стул или кресло, на котором восседал хозяин, принимавший гостей. В редких случаях почетному гостю давали возможность посидеть на таком «троне». Чаще гостей размещали на маленьких табуретках или на циновках. Существовал ряд требований, которые надлежало соблюдать во время пребывания в юрте. Нарушение правил могло повлечь гнев хозяина. В лучшем случае к нарушителю относились пренебрежительно, как к собаке. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать при нахождении в юрте:

  • на порог наступать нельзя;
  • заливать огонь в очаге запрещается;
  • нельзя касаться пламени ножом или другими острыми предметами;
  • в огонь нельзя бросать мусор.

Когда тюрки стали переходить к оседлому образу жизни, у них появилось деревянное жилье. Его особенностью стала высота постройки.

  1. Дом буквально зарывался в землю, выше уровня земли находилась только крыша.
  2. Главной опорой служил широкий столб, на который опиралось бревно-балка.
  3. На балку опирали жерди.
  4. Поверх жердей клали еще один ряд, который устилали плотным слоем соломы и сена.
  5. Пол был глиняным, вдоль стен устанавливали ряд досок и дополнительные опоры для помоста.

В таком доме располагалась печь, на которую ставилась посуда. Все остальное убранство зависело от состоятельности жильцов.

Еда


Все представители тюркского народа едят плов. Это блюдо можно считать общенациональным. Тюркский плов готовится на бараньем бульоне. Рис поджаривают на сале, добавляют лук, морковь, вареную баранину. Все перемешивают и кладут в чашу с бульоном. В итоге получается подобие каши, которую долго настаивают. Такое блюдо называют палау.
Есть палау полагается руками, а бульон выпивают из чашки. Есть и другой способ приготовления плова, который заключается в использовании нарезанного мелкими кусочками бараньего сала. Его растапливают, немного поджаривают, смешивают с красным перцем и солью. Как только сало приобретет красный цвет, добавляют баранину, мелко нарезанный лук, спустя несколько минут морковь, айву и изюм. Очень вкусным и необычным блюдом является палау со сметаной.
У многих тюрков на столе часто бывают молочные продукты, пшеница, различные виды похлебки, колбасы, лошадиные ребра. Живущие в Узбекистане тюрки любят шашлык, манты, имеют собственные рецепты приготовления фарша. В России хорошо знают пирожок самсу, многие пробовали лагман. Эти блюда тоже часто употребляются тюрками. Характерным напитком для тюрков является кумыс.

Видео

Гунны под предводительство Атиллы вторгаются в Италию. V век н.э.

===================

Вопрос не простой. Похоже, что тюрки считают себя народом, потерявшим свои корни. Ататюрк (отец тюрков), первый президент Турции, собрал представительную научную комиссию и поставил перед ней задачу: найти происхождение тюрков. Комиссия долго и упорно работала, обнаружила огромное количество фактов из истории тюрков, но ясности в вопросе так и не наступило.

Большой вклад в изучение истории тюрков внес наш соотечественник Л. Н. Гумилев. Целый ряд его серьезных трудов (“Древние тюрки”, “Тысячелетие вокруг Каспия”) посвящен именно тюркоязычнымнародам. Можно даже утверждать, что его труды заложили фундамент научной этнологии.

Однако уважаемый ученый делает одну совершенно трагичную ошибку. Он демонстративно отказывается анализировать этнонимы и вообще, утверждает, что на формирование этноса язык не имеет никакого влияния. Это более чем странное утверждение делает ученого совершенно беспомощным в самых простейших ситуациях. Покажем это на примере.

Рассказывая о кимаках, древней тюркской народности, образовавшей на грани первого и второго тысячелетий где-то в районе современного Казахстана сильное государство, просуществовавшее около трехсот лет, он не может не высказать удивления по поводу его внезапного и полного исчезновения. В поисках исчезнувшего этноса ученый документально обыскал все окрестности. Следов его не оказалось и в шегере казахских племен.

Возможно, предполагает ученый, кимаки ассимилировались с завоевавшими их народами или рассеялись по степи. Нет, этноним мы исследовать не будем. Это все равно ничего не даст, - утверждает Лев Николаевич. А напрасно.

Кимаки - это чуть-чуть искаженное русское слово хомяки . Если читать это слово в обратную сторону, получится арабское قماح камма:х “пшеничник”. Связь понятная и не требует пояснений. Теперь сравним ходячее выражение “Ташкент - город хлебный”. И тушканчиков не мы с вами придумали. Что касается названия города Ташкента, то оно состоит из части кент "город" и арабского корня, который мы можем наблюдать в слове عطشجي ъаташджи "истопник". Не затопишь печь, не выпечешь хлеба. Некоторые переводят название города как "каменный город". Но если он хлебный город, надо переводить его название как город истопников, пекарей.

В очертаниях границ современного Узбекистана мы без труда увидим любителя пшеницы.

Вот его фотография и рисунок в жизни

Только симия может давать простые ответы на сложные вопросы. Продолжим. Давайте прочитаем этноним узбеки по-арабски, т.е. задом наперед: خبز Х БЗ означает “печь хлеб” и отсюда خباز х абба:з “печник, хлебник”, “продавец хлеба или тот, кто занимается его выпечкой”.

Если мы теперь посмотрим беглым взглядом на культуру Узбекистана, то обнаружим, что вся она переполнена керамикой. Почему? Потому что технология ее изготовления совпадает с технологией выпечки хлеба. Кстати, русское пекарь и арабское فخار фах а:р “керамика” - одно и то же слово. Именно по этой причине Ташкент "город хлебный" и по этой же причине Узбекистан страна, которая может гордиться своей керамикой на протяжении веков. Самарканд, столица империи Тамерлана, Бухара, Ташкент памятники керамической архитектуры.

Регистан , главная площадь Самарканда

Регистан:

Название площади объясняют как производное от перс. реги - песок. Мол, когда-то на этом месте текла речка и нанесла много песку.

Нет, это от ар. ре:ги - "прошу" (راجي). А за рус. прошу- ар. шараф "честь". На этом месте сходились дороги из разных концов света. А Тимур приглашал торговцев, ремесленников, ученых в свою столицу, чтобы они сделали из города столицу мира.

Когда русские приглашают, они говорят ПРОШУ, а арабы говорят شرف шарраф "окажи честь".

Персидское слово от ар. راجع ре:гиъ "возвращающийся". Если среди песков построить город и не следить за ним, песок вернется. Так было и с Самаркандом до Тимура.

Вот мы проследили путь якобы исчезнувшего тюркского племени кимаков. Оказывается, оно проявилось через другое название, имеющее тот же смысл.

Но тюркские племена многочисленны. Известно, что их родина Алтай, но они прошли длинный путь от Алтая по Великой степи до центра Европы, несколько раз переживая так называемый "пассионарныйвзрыв" (Гумилев). Последний взрыв воплотился в Оттоманской империи, конец которой наступил с окончанием Первой мировой войны, когда империя скукожилась до небольшого государства под названием Турция.

Задача Ататюрка остается не решенной. В то же время намечается очередное пробуждение тюрков, которое заставляет их искать свои корни.

В пылу пассионарного возбуждения, какие только теории не выдвигаются. Дело порой доходит до того, что русские это в прошлом тюрки, то же относится, естественно, и к славянам. А об украинцах и речи быть не может. Хохол - это по-тюркски "сын неба".

Передовую позицию в новом движении пантюркизма занимает журналист Аджи Мурад, который буквально на нескольких словах пытается показать, что все, например, русские слова из тюркских языков. По методу жонглирования словами видно, что журналист весьма далек от лингвистики.

А в заявленной им теме такие знания ему пригодились бы. Ведь языкознание давно уже научилась различать в языках свое от чужого. Даже простому обывателю в большинстве случаев это видно. Например, в русском языке никто не пытается объявлять такие, например, слова как экспедиция, модернизация, саксаул, орда, балык исконно русскими. Критерий простой: слово принадлежит к тому языку, в котором оно мотивируется .

Есть и другие признаки, дополнительные. Заимствованные слова, как правило, имеют скудный набор производных слов, странную слоговую структуру, в своей морфологии несут грамматические признаки чужого языка, например, рельсы , маркетинг . В первом остался английский показатель множественного числа, во втором следы английского герундия.

Так, слово хохол является в славянских языках мотивированным. Оно имеет и другое значение "непослушная прядь волос", "торчащий клок волос или перьев". И это было в реальности. Украинцы носили хохлы и по характеру были и остаются упрямыми. Кому это неизвестно?

Этому имеется соответствие и в арабском языке: لحوح лахо:х "упрямый, настойчивый", производное от глагола ألح "алахха "настаивать". Почти также называются поляки, их извечные соперники ляхи , самый упрямый из которых Лех Качиньский.

Но что больше всего удивляет в работах Аджи Мурада, что он даже не пытается поставить вопрос о значении многочисленных названий тюркских племен. Ну ладно, хотя бы задумался о значении слова ТЮРКИ, обозначающего тюркский суперэтнос. Раз уж так хочется поставить их во главе всех народов мира.

Поможем тюркам. Для симии это не такая уж сложная задача.

Обратимся к древнеегипетской фреске "Сотворение мира", которая являет собой программный файл развертывания этносов.

На фреске 6 персонажей, что соответствует библейскому тексту о сотворении мира, называемому в христианской традиции Шестиднев, ибо Бог творил мир шесть дней, а в седьмой день отдыхал. И ежику понятно, что за шесть (семь) дней ничего серьезного не сделаешь. Просто кто-то русское слово дны (уровни) прочитал как дни (недели). Речь идет о "семидонном мире", о семи уровнях бытия, а не о днях недели.

За фигурами на египетской фреске легко узнаются силуэты букв арабского алфавита. О них можно почитать в моей книге "Системные языки мозга" или "Всемирный периодический закон". Нас здесь будет интересовать только центральная парочка "Небо и Земля".

Небо изображает небесная богиня Нут. А под ней Поднебесный Йеб, бог земли. Между ними как раз то и происходит, что написано в их именах, если читать их по-русски: Еб и Нут. Опять русский язык прорезался. В Древнем Египте жрецы писали по-русски? Оставим пока вопрос без ответа. Поехали дальше.

Если поставить богиню неба на "попа", получится древнеарамейская буква гимель (ג ), по-арабски "гим". А если Еба, бога земли, поставить на грешную землю ногами, получится арабская буква вав (و ).

و и ג

Понятно, что поднебесный Ёб это Китай, жители которого не устанут произносить название производящего органа по-русски. Опять русский? А Богиня неба Нут, это Индия, в которой горы Гималаи. По сути

Арабские и арамейские буквы имеют числовые значения. Буква гим стоит на третьем месте и имеет числовое значение 3. Буква вав стоит на шестом месте и имеет числовое значение 6. Да и так видно, что арабский вав это просто арабская шестерка.

Небесная Богиня часто изображалась в виде коровы.

Образ коровы принадлежал и богине Мудрости Исиде, поскольку последняя приходится дочерью Нут. Между рогами коровы диск солнца РА. А то, что под ней, под Небесами, всегда изображалось нечто в виде человека, иногда со змеиной головой

Это потому, что арабское название змеи, корень хуй, похоже на то, что пишут у нас на заборе. Поэтому Поднебесная и соорудила себе самый длинный забор. При том, что ЗУБУР, это форма мн. числа арабского слова ЗУБР.

По-русски ЗУБР - это "БЫК", по-арабски бык этоطور ТУР .

Некоторое время зубр обретался внутри Китая, был его необходимой принадлежностью. Но с каких-то пор осознал и собственную значимость. Ведь, согласитесь, именно он должен быть при корове, чтобы покрывать ее, а не человек какой-то. Короче говоря, настал момент зубру (быку, туру) сказать человеку: кыш, чеши, мол, отсюда. С тех пор человек по-тюркски - киши, кижи.

Сформулируем это точнее. Тюркское слово киши "человек", происходит от русского кыш. Можно было бы сказать, что от арабского كش ка:шш "прогонять", но русское междометие эмоциональней и точнее передает возмущение тура. Что касается слова тур происходит от арабского с аур "бык", производное от глагола ثار с а:р "гневаться".

С этого момента, когда прозвучало русское слово кыш, начинается самостоятельная история ТЮРКОВ, быков. Они покидают поднебесного бога земли, лишая его органа совокупления, отчего Геб становится женского рода, т.е. Поднебесной. Как на этой туристической карте в Китае:

Фото современной ТУРистической карты Тибета.

Легко сказать!!! В реальности, приобретая самостоятельность, от бога земли надо было уходить. Куда? Севернее, туда, где небо было не синим, китайским, а голубым, как тюркское. На Алтай. Голубой сакральный цвет тюрков мы видели на узбекских дворцах и мечетях. Но это довольно поздние времена. Вначале новый цвет неба обозначился на тюркских юртах.

Что там дворцы!

Князь свои дворцы покрыл резьбой?
Что они пред юртой голубой!

Археологические разыскания показывают, что юрта существовала с 12 века до н.э.

Хотя тюрки отделились от Китая, идея китайской "поднебесности" все-таки осталась. Симия выяснила, что когда бык сакрализуется, он всегда отражает № 2. Сравни американские бизоны, белорусские зубры. А если сакрализация происходит с коровой, то она становится носительницей номера три. Нет ярче примера индийской священной коровы, которая ходит по дорогам Индии, расположенной на треугольном полуострове.

Китайский номер - 6, мы это видели и в арабской букве, и в позе Поднебесного и в то же время свой, антикитайский, номер у тюрок - 5.

Союз быка и коровы: 2 + 3 = 5. Но если знак сложения сделать вращающимся, то пятерка будет чередоваться с шестеркой, при таком раскладе: 2 х 3 = 6. Таков кибернетический смысл тюркского номера.

Чтобы никто не сомневался в том, что тюрки это быки , туры , тюрки в качестве почетного обращения используют слово бек . "Это слово означает вообще господина и ставится всегда после собственного имени, например, Аббас-бек". (Брокгауз). Никому не приходит в голову, что это обращение происходит от русского слова бык . Между тем, ничего странного нет в том, что быки, туры называют особо уважаемых среди себя индивидов быками.

Какой бык без коровы? Сакральность коровы отражается в сакральности молока для тюркских племен. И отсюда, например, кавказская Албания, что на севере Азербайджана. Это арабское слово ألبان алба:н "молочные продукты". А как столица Азербайджана называется? По-азербайджански Бакы. Ясно, что это русское слово БЫКИ .

Кто-то может подумать, что речь может идти о совпадении. Да, странное совпадение. Но ведь есть еще одна Албания Балканская. Её столица Тирана . Никому не понятное название. Почему непонятное? Каждый араб скажет, что это "быки" (ثيران ти:ра:н ).

Причем араба можно проверить. Легко. Заглянул в словарь и убедился, что араб не соврал. Такой параллелизм нарочно не придумаешь. Смотрите: Одна Албания связана с "русскими быками", т.е с русским словом Бакы, другая - с "арабскими", т.е. с арабским словом тиран .

Словно тюрки сговорились, чтобы показать значение и смысл РА. А что значит название страны Азербайджан? Никто не знает. Только симия дает прямой и ясный ответ. Первая часть от арабского جازر джа:зер, йа:зер "резник", вторая часть - рус. БЫЧИНА . Т.е. азе6байджанец, это тот, кто разделывает тушу быка.

Итак, появляется тема "разделка туши быка". Читаю в одной исторической книге о тюрках, что башкиры, печенеги и огузы связаны общностью исторической судьбы. Не будучи историком, не могу это проверить. Но меня как лингвиста поражает, что эти названия касаются именно разделки бычиной туши.

Башкиры от башка, т.е. имеется в виду передняя часть туши. Печенеги от русского печень . В арабском языке это понятие (кабид ) шире. Имеется в виду не только известный орган, но и центральная часть чего-либо. Огузы , понятно, от рус. о гузок , т.е. задняя часть. Туша быка ритуально расчленяется на три части по номеру коровы. Цифры номера опять повторяются (2 и З). Отметим это дело в уме.

Итак, тюрок - это бык. Творец и генетически постарался. Шея, как правило, у тюрков короткая, массивная, это дает им возможность в классической борьбе (ныне греко-римская, во времена Поддубного- французская) легко завоевывать призовые места.

Ведь в этом виде борьбы главное сильная шея, чтобы был крепкий "мост". А это для того, чтобы силы хватило выдерживать позу Шестерки. Знаю, потому что сам в молодости занимался, тогда еще "классикой". Придешь на тренировку и стоишь в позе Еба. Это называется "качать мост".

Мост в азербайджанской борьбе.

Чтобы выдержать давление соперника сверху в таком положении крепкая бычья шея весьма кстати.

Для пущей убедительности одежда и доспехи тюрков делают видимость отсутствия шеи еще более правдоподобной. Нижеследующий фрагмент тюркского орнамента взят с главной страницы сайта одного из лидеров тюркских пассионариев Аджи Мурада.

Тюркам очень повезло. А повезло тем, что древнерусское название быка было ГОВЯДО. С той поры сохранилось до сих пор слово говядина . А в арабском языке это же слово обозначает не быка, а "хорошего коня": جواد гава:д . Оба слова от русского ДВИГАТЬ (ДВГ). На юге пашут на быках, на севере - на лошадях. На самом деле это программная связь, по которой тюрки сели на коня.

Очень кстати оказалась связь. Управлять стадами быков так, верхом на коне, гораздо проще. Кони - скакуны. По-русски это понятие выражается корнем КЗ. Впрочем, и в арабском этот корень означает "прыгать, скакать". От него в русском и кузнечик , и коза и стрекоза и казак . Какой казак без коня? От этого корня и в латыни equus "конь". И у тюрков - каз ахи и киргиз ы. Киргизы от арабского خير يقز х ер йкизз "лучшие скакуны", буквально лучшее (что) скачет.

Слева киргизские воины (старинный рисунк), справа иноходец

Лучшие скакуны не просто так. Дело в том, что киргизская порода лошадей имеет такие твердые копыта, что не нуждается в ковке, даже в походах. Поэтому киргизы полноценно использовали своих лошадей далеко до начала века железа. Среди этой породы часто встречаются иноходцы по природе, которые выносят ноги вперед не по диагонали, как в обычном беге, а с каждой стороны одновременно. При этом лошадь качается, что ведет к разбиванию копыт, но не в случае киргизской лошади.

Справка

Иноходцы очень ценятся при езде верхом, поскольку движение иноходью довольно быстро и приятно для всадника: лошадь переваливается с ноги на ногу и совсем не трясёт. Особенно удобно передвигаться верхом на иноходце на длинные расстояния с ровными поверхностями — в степи или прерии. Под седлом иноходцы проходят по 10 км в час, до 120 км в сутки.

Коль скоро мы вступили в лошадиную тематику, то следует прояснить смысл важнейших понятий.

Русское слово лошадь ученые считают тюркского происхождения. Но это не так. Оно от арабского الأشد ал-ашадд (в диалектах лошадд ) "сильнейший". До сих пор мощность двигателя измеряется в лошадиных силах. Однако как тягу древние тюрки лошадь использовали редко, поэтому для ее названия они взяли слово из арабской пословицы "Дорогу осилит идущий ", где понятие "идущий" выражается словом АТ, ОТ (آت ).

Слово конь происходит от русского кован . Поэтому конь это лошадь подкованная, которую можно полноценно использовать в хозяйстве и на войне. В древности использовалось и слово комонь . Это результат чередования губных звуков (в/м) из-за того, что арабский вав звук слабый, и он часто либо выпадает (конь), либо замещается другим губным (комонь).

Сайес в некоторых тюркских языках "конюх, коневод", от арабского ساس са:са "ухаживать за лошадьми", от سوس су:с, су:сун "кобыла", в семитских языках вообще конь. Корень восходит к русскому коневодческому термину сосун "жеребенок, который пасется вместе с матерью".

Тюркские народы всегда почитали лошадь и называли ее мурод - «достигнутая цель, удовлетворение желаний». Это арабское слово (مراد ) буквальное значит "желаемое". Согласно легенде, Создатель каждый день удовлетворяет сорок желаний лошади, причем в тридцати девяти случаях лошадь просит за своего хозяина и лишь один раз за себя.

Поэтому, например, в Узбекистане существует поверье, что дому, где есть лошадь, всегда сопутствуют удача и благополучие.

Тотем тюрков . Волк, кажется, общетюркский тотем. "Китайские авторы считают понятия «тюркский хан» и «волк» синонимами, видимо опираясь на воззрения самих тюркских ханов… В двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице". (Гумилев).

Карта. Срединная Азия накануне создания тюркютской державы - конец V в.

По-тюркски волк - бури или каскыр, ср. Ичкерия. Но самое любопытное название волка - курт . Обратное прочтение суперэтнонима тюрк . На первый взгляд странно. Ведь быки и волки антагонисты. Обычно этот странный выбор тотема объясняют тем, что волк волка не забивает до смерти. Мол, так и тюрки. Тем не менее, вся история первого тюркского каганата полна войн и междоусобиц.

Однако есть общая черта. И тюрки, и волки, питаются быками. Азер-байджан "резчик бычины". Но посмотрите на карту, приведенную выше, где изображается раскрытая рычащая пасть. Похоже, это не выбор тюрков, а так положено по программе.

Азербайджан со стороны Каспия.

Азербайджан, как сказано выше, "резник бычины", достаточно красноречиво сформировал свои границы.

Волк связан с кузнечным делом. Так было в Риме, где кузнечное дело было культовым и где им заведовал бог кузнечного дела Вулкан, ипостась греческого Гефеста. И этот римский культ опирался на русское слово ВОЛК . Ведь его латинское название звучит совсем иначе - люпус .

Везувий, кстати, от русского "беззубый (волк)". Но этот волк время от времени просыпается и показывает свои зубы. В тюркских племенах кузнечное дело, а куда в коневодстве без кузнеца, сопряжено с названием волка "курт", ибо арабское ТРК (طرق ) означает "ковать".

ЛЮБОПЫТНО

У нас волки серые, а вулканизация - это обработка сырой резины серой.

У тюрков волки голубые.

На самом деле это почти один и тот же цвет, и плавный переход от одного к другому для глаза незаметен.

Везувий после извержения, после выброса серы.

Римляне переняли искусство обработки железа от этрусков. Этот этноним историки очень хотели бы разгадать. Но не получается. Симия это делает в два счета. Он происходит от арабского слова التروس эт-туру:с "латы, щиты, доспехи". А арабское слово откуда взялось? Арабское слово от русского трусить .

Кто боится, тот мечтает о латах. Этноним латины тоже происходит от русского слова латы , которое, как и все русские немотивированные слова, идет от арабского: لط латт "бить стучать", откуда в русском языке по стандартной арабской модели инструмента происходит и молот, и молоток . Умельца в каком-нибудь деле мы до сих пор называем молоток, молодец (конечно же, не от молодой).

кузнечная ковка; взято с сайта "кузнец.ру".

У одного кузнеца молот, у другого - молоток.

Конечно, уже на вооружение у тюрок принята гипотеза тюркского происхождения этрусского языка. На каких основаниях, не известно, ведь этрусский язык до сих пор остается нерасшифрованным. Надо сказать, что в той стороне с тюркскими языками нечего ловить. Там все кузнечные слова русские, с некоторым добавлением арабского.

На каком бы языке кузнечное дело ни называть, и как бы тюрки ни называли волка, им без этого искусства не обойтись. Потому что лошадь без подков, что рыбак без удочки. А как по-тюркски подкова? Например, у татар она называется дага. Не знаю, это слово мотивируется в татарском языке или нет.

Но русское название подковы мотивируется в русском. Потому что оно в русском языке свое. И ковать - свое и коваль - свое, и наковальня - свое. Потому что это наше дело. И даже татарское дага мотивируется в русском: от русского дуга . И русские города, заканчивющиеся на типичное -ск - это от арбского إسق иск "лей воду, закаливай", مس маски "закаленный". Ср. Дамаск и Москва .

В общем, получается так. Русские через название волка легко выходят на кузнечное дело. Мало того, кузнечная терминология оказывается своей, а у тюрков она откуда-то заимствована. Частью - из русского. А для таких слов как ковать и наковальня даже соответствия в татарском не нашлось.

Даже тюркское тимер, темер "железо" неизвестно откуда они взяли. Могли купить. Золота в Сибири выше крыши. Сравните Алтай — алтын. И для доспехов в татарском нет соответствия, и для брони . Корычплита. Понятно, что у нас взяли. Плита-корка, в смысле панцырь.

Осетин пассионирующие тюрки сейчас тоже мнут под себя: Мол, от нас произошли. А что значит этноним, не знают. Что такое Алания? Для них тайна за семью печатями, для нас - открытая книга. Алания происходит от арабского نعلة наъла "подкова". Вот город Нальчик, например.

На его гербе - подкова. И стоит он как бы в горной подкове. Рельеф подходящий. Грузинское название осетин авасы . Никто не знает, что означает, ни осетины, ни грузины, никто. Для симии не вопрос. От русского овес . Не читали Чехова "Лошадиная фамилия"? То-то же. Для тюрков, кочующих по "Великой степи", овес, возможно, и не нужен. А русские брали его с собой, на авось. Вдруг корма не будет подножного.

Овес у нас свое слово, у татар он называется иначе: солы. И вот название столицы Южной Осетии Цхенвал - для всех камень преткновения. И для тюрков тоже. Симия никаких проблем не знает и здесь: от русского слова коновал . По языку аланы иранцы, не тюрки. И по своей профессии тоже, не тюрки. Тюрки любили ездить, а саночки возить, похоже, поручали другим.

В общем, налицо все признаки того, что тюрки железо покупали. Золота хватало. Ну, а потом особой необходимости ковать лошадей не было. Например, у киргизской породы, как выше сказано, ноги обуты в такие прочные копыта, что они даже во время походов не нуждаются в ковке. Смотрите об этом: Брокгауз и Эфрон, статья "Лошадь". Кстати, кто-то из ученых этимологов пустил по свету нелепую выдумку о том, что слово лошадь тюркского происхождения. Выше этот вопрос разобран.

Кстати, ретивые пантюркологи договорились до того, что, мол, они занесли русским культ волка. Помилуйте, ребяты, у нас нет культа волка, и не было никогда. Волк у нас злодей. И был всегда таким. Поэтому волков мы уничтожаем и уничтожали всегда.

Деньги платили даже тем, кто принесет волчий хвост, не говоря уже о шкуре. Для нас в диковинку, как это можно почитать волка? Это верно так же, как и то, что оружие мы продаем, и продавали всегда. Тюрки народ вольный, степной и заниматься рабским трудом в кузнице его не заманишь никаким калачом. Тем более что золотишка - куры не клюют. Поэтому у них такого понятия как наковальня не существует. А золото на уме и теперь.

Вот, было сказано, что когда мы хотим похвалить человека, мы говорим молоток. А тюрки? Они говорят якши. Мотивировано оно в тюркских языках? нет. Потому что мотивируется в русском. Кто такой як? - тюркам непонятно. А для нас опять нет проблем. Любой русский скажет, что это бык такой. А что такое ши: Это по-тюркски суффикс профессии. Нефтчи, например. Все знаем, что это нефтянник. Ши, чи, ги, джи это варианты произношения тюркского суффикса профессии.

На самом деле это русский перевертыш: ец, ак, ач (кузнец, рыбак, ткач). Когда слова переходят из языка в язык, часто это бывает во множественном числе, как рельс, где с - след английской грамматики, показатель множественного числа. Так и здесь: ткач, ткачи > чи. И это чи рассыпалось на варианты в многочисленных тюркских языках.