Турнир юных изобретателей в начальной школе. Турнир юных изобретателей в начальной школе Международные конкурсы изобретателей

28.03.2024

18 февраля 2016 года открывается прием заявок на конкурс James Dyson Award. Представить свои выдающиеся проекты, как и прежде, смогут студенты и недавние выпускники в области инженерного искусства, а также промышленного и продуктового дизайна. Важно, что совершенно равные шансы на победу имеют как черновой, так и хорошо проработанный прототип, а также готовое рабочее решение.

Задача конкурса как никогда проста: нужно создать изобретение, которое решает ту или иную проблему современного мира.

Премия присуждается за находчивость, изобретательность и ресурсоэффективный подход в решении проблем. Важную роль играет принцип «добиваться большего с меньшими затратами» — при разработке проектов не стоит упускать из виду вопрос о влиянии процесса производства нового продукта на окружающую среду. Проекты должны обладать практической значимостью и коммерческим потенциалом.

Джеймс Дайсон: «Своими инженерными шедеврами молодые люди способны изменить мир. Из года в год на James Dyson Award мы наблюдаем абсолютно уникальные решения существующих глобальных проблем. Нет неразрешимых проблем, а лучшее решение — всегда самое простое».

Национальным победителем в России в прошлом году стал проект продовольственного хранилища Solar cold на солнечных батареях, представленный Николаем Патрушевым из Башкирского государственного университета. Концепция его изобретения отражает новый подход к решению острой для многих стран проблемы хранения продовольствия в промышленных масштабах.

Николай комментирует свою победу: «Победа на национальном этапе конкурса James Dyson Award 2015 доказала перспективность проекта и дала мне толчок к дальнейшему развитию собственных исследований. Сейчас я активно работаю над бизнес-проектом, в котором будут учтены все нюансы стратегии выведения продукта на рынок. Более того, полученная премия позволила мне взглянуть на мою разработку под другим углом, и сейчас я пробую реализовать идею по расширению ее функциональности». Звание международного победителя получила команда из четырех недавних выпускников университета Ватерлоо в Канаде, которые решили проблему длительного и затратного процесса изготовления печатных плат, представив миру изобретение Voltera V-One . Устройство представляет собой принтер для печатных плат величиной с ноутбук, который за считанные минуты может преобразовать чертежи в конечный продукт.

Прием заявок продлится до 19 июля 2016 года. Представленные проекты будут рассмотрены экспертным жюри на локальном уровне, и 8 сентября 2016 года будут определены национальные финалисты и национальный победитель. 27 октября 2016 года Джеймс Дайсон объявит имя международного победителя конкурса.

Кто может принять участие в конкурсе?

Конкурс James Dyson Award 2016 проводится в 22 странах. Участниками могут стать студенты, получающие образование в области инженерного искусства, а также промышленного и продуктового дизайна, а также выпускники, окончившие ВУЗ не более четырех лет назад. География премии ежегодно расширяется, и начиная с этого года в конкурсе могут принять участие студенты из Китая и Южной Кореи.

Что необходимо сделать, чтобы стать участником конкурса на премию James Dyson Award? До 19 июля 2016 года нужно зарегистрироваться на сайте www.jamesdysonaward.org/ru , загрузить проект своей разработки, включающий в себя эскиз, фото (или видео), подтверждающие наличие прототипа или концепции, и дополнить свою заявку вдохновенным рассказом о процессе проектирования.

Международный победитель получает?30 000 (студент или команда до четырех человек) + ?5 000 факультету, где учился этот студент. Международные финалисты — по?5 000 каждому, национальные победители — по?2 000 каждому.

Важные даты 18 февраля 2016 г. — начало приема заявок на конкурс; 19 июля 2016 г. — завершение приема заявок на конкурс; 8 сентября 2016 г. — объявление национальных победителей и финалистов; 29 сентября 2016 г. — оглашение шорт-листа проектов по оценке инженеров Dyson; 27 октября 2016 г. — объявление международного победителя и финалистов.

Городской конкурс проектов «Юные техники и изобретатели» (далее - Конкурс) проводится Городским методическим центром Департамента образования города Москвы в рамках Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство » в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» на 2012-2018 годы» (ред. от 08.04.2015), Планом мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р) (ред. от 28.01.2017).

Конкурс направлен на формирование и развитие интереса обучающихся к науке и техническому творчеству, развитию инженерно-конструкторских способностей и технического мышления, продвижению инновационных ученических проектов.

Цель: привлечение обучающихся к проектной деятельности, способствующей развитию научно-технического творчества и формированию мотивации к инженерному образованию.

В Конкурсе принимают участие проекты, выполненные обучающимися образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в следующих возрастных категориях:

  • учащиеся: 6-10 лет (начальная школа), 11-13 лет, 14-18 лет;
  • студенты колледжей: 15-18 лет.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • «Моделирование и конструирование»;
  • «Инженерная разработка»;
  • «Робототехника»;
  • «Программирование».

Формы представления проектов:

  • «Моделирование и конструирование»: статичная масштабированная копия транспортного средства, действующая модель;
  • «Инженерная разработка»: техническое устройство, демонстрационная установка;
  • «Робототехника»: робот, робототехническая система;
  • «Программирование»: компьютерная игра, web-проект, программа, созданная на различных языках программирования, и т. д.

Конкурс проводится с сентября 2017 года по апрель 2018 года в три этапа:

I. Школьный этап Конкурса

Школьный этап Городского конкурса проводится в образовательных организациях в сентябре 2017 года - феврале 2018 года.
Образовательная организация проводит предварительную защиту проектов, по итогам которой лучшие работы допускаются к участию в межрайонном этапе Городского конкурса.
Решение об участии в межрайонном этапе Городского конкурса автор проекта принимает самостоятельно в том случае, когда школьный этап в образовательной организации не проводится.

II. Межрайонный этап Конкурса

Межрайонный этап Конкурса проводится с 12 по 23 марта 2018 года в соответствии с графиком. График публикуется 25 сентября 2017 года на сайте mosmetod.ru в разделе Конкурсы/Юные техники и изобретатели .

Автору проекта в срок с 1 октября 2017 года по 28 февраля 2018 года (продлено до 04.03.2018) необходимо через личный кабинет зарегистрировать свою работу. Размещение материалов проекта для участия в межрайонном этапе не требуется .

III. Городской этап Конкурса

Место проведения: МПГУ Институт физики, технологий и информационных систем (ул. Малая Пироговская, д. 29).

В рамках совершенствования и стимулирования научно-технического творчества, развития творческой инициативы и демонстрации современных достижений техники Академия развития творчества объявляет о начале конкурса технического творчества «Юный изобретатель».

Приглашаем Вас принять участие в конкурсе и продемонстрировать свою уникальные изобретения.

Будем рады, если наш конкурс поможет его участникам раскрыться и проявить свои таланты и творческие способности.

Порядок проведения Конкурса:

Участники Конкурса:

Конкурс проводится для обучающихся учреждений любого типа и вида. Воспитанники любых дошкольных учреждений. Учащиеся 1-11 классов школ, лицеев, гимназий, колледжей и любых других образовательных учреждений.

Категории участников:

Номинации Конкурса:

Номинация «LEGO-конструирование»

Номинация «Макет» (различные модели транспортных средств, макеты зданий, сооружений, модели роботов и иных объектов)

Номинация «Действующая модель» (действующие модели робототехники, электронные игрушки, действующие модели любых транспортных средств или техники)

Номинация «Интеллектуальное творчество» (любые другие предметы технического творчества)

Условия конкурса:

На конкурс от одного участника принимается одна работа на одну номинацию. Работа должна иметь название и краткое описание. Формат прилагаемых фотографий - jpg. Объем файла с работой не должен превышать 10 Мб.

Участники имеют право продемонстрировать свою работу с использованием презентации, видео-сопровождения и других средств наглядности при необходимости

Правила участия:

  1. Необходимо (зарегистрироваться может педагог или родитель участника).
  2. Внимательно ознакомиться с в дистанционных конкурсах.
  3. Распечатать квитанцию и оплатить организационный взнос за участие любым удобным для Вас . Организационный взнос за участие составляет 90 рублей для каждого участника. Организационные взносы за группу участников оплачиваются Куратором одной квитанцией на общую сумму.
  4. ВАЖНО! В заявке необходимо прикреплять копию квитанции НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА ОПЛАТЫ. Если Вы оплачиваете участие электронными деньгами (Киви, Яндекс-Деньги и т.д.), НАЛИЧИЕ КВИТАНЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО. В разделе нашего сайта Вы можете узнать, где и как можно найти копию квитанции при оплате электронными деньгами.
  5. Оформить работу в соответствии с требованиями оформления конкурсных работ
  6. Перейти по ссылке, указанной в Положении выбранного Вами мероприятия, для загрузки конкурсной работы.
  7. Внимательно заполнить все графы конкурсной заявки. Будьте внимательны при заполнении формы для загрузки конкурсной работы. Данные, которые Вы введете, будут использованы при оформлении поощрительных документов.
  8. Загрузить конкурсную работу, следуя рекомендациям указанным в разделе .

Для дошкольников - помощь в заполнении и отправке формы с конкурсной работой оказывают родители или педагоги-кураторы.

Требования к загрузке конкурсных работ:

  1. Прием работ к участию проводится только посредством самостоятельного заполнения электронной заявки на нашем сайте . Материалы, присланные на нам электронную почту, публиковаться не будут.
  2. Все поля заявки должны быть заполнены.
  3. Объем файла с работой не должен превышать 10 Мб.
  4. После успешной загрузки файлов Вам на электронный адрес, указанный в заявке, придет уведомление, что работа принята на рассмотрение. Работы публикуются на сайте в течение 3 дней с момента приема работы к рассмотрению.
  5. Администрация Академии «АРТ-Талант» оставляет за собой право отказать в участии в конкурсе в случае, если представленные материалы не будут удовлетворять данным требованиям. При отклонении заявки или при необходимости внести изменения Авторам таких работ будет отправлено сообщения по электронному адресу, указанному в заявке.

Поощрение победителей:

Жюри определяет Победителей конкурса, занявших I, II, III места и Лауреатов конкурса.

Победители награждаются Дипломами Победителя творческого конкурса.

Лауреаты награждаются Дипломами Лауреата творческого конкурса.

Педагоги, подготовившие Победителя или Лауреата конкурса, награждаются Дипломами педагога.

НАГРАДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ БУДУТ ДОСТУПНЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ МЕРОПРИЯТИЯ.

КОНКУРС ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И ФАНТАЗЕРОВ

(внеклассное мероприятие по психологии)

Подготовила педагог-психолог ГБОУ «Гимназия № 8» г. Севастополя Шуликова Ирина Викторовна

Задачи: развитие творческих способностей учащихся;

Формирование навыков группового взаимодействия, умения работать в команде.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА : Сегодня я пришла к вам, чтобы мы … поиграли. Любители вы играть? Наша игра необычная – психологическая. Все психологические игры помогают человеку стать лучше, развивают в нем какие-то полезные качества. Вот и мы будем учиться придумывать что-то новое, необычное, фантастическое, будем учиться творчеству. Итак, у нас сегодня конкурс изобретателей и фантазеров.

Чтобы дела у нас спорились, работать вы будете в командах. Ведь одна голова хорошо, а команда лучше

В работе нам помогут правила: одного голоса, поднятой руки, слушать говорящего, стоп.

Для начала – придумать названия командам.

Эпиграф: Не могу – не существует. Есть не хочу, не умею, боюсь.

Везде, всегда и всюду – могу, хочу и буду!

1.Разминка. Игра «Версиада». Сейчас мы будем отвечать на «детские вопросы» Это такие вроде бы простые вопросы, на которые ответить совсем не просто. Задача – выдвинуть как можно больше версий. Ответы могут быть реальными, шуточными, совсем неправдоподобными. Каждый ответ – 1 балл. Наиболее интересные ответы могут принести своей команде 2 балла

- Почему крокодил зеленый? (покрасили зеленой краской, съел банку зеленой краски, объелся травы, чтобы маскироваться, позеленел от тоски)

Почему у жирафа шея длинная?(чтобы доставать листья с высоких деревьев),

Почему у человека только 2 руки?

2. Угадай предмет: сейчас каждая команда должна проявить коллективное творчество и артистизм. Вы получаете карточку с названием предмета. Через 4 минуты, вам нужно будет с помощью мимики, жестов, т.е. без слов изобразить этот предмет так, чтобы другие команды угадали. Условие – в постановке должны быть задействованы все члены команды.

Фотоаппарат

Компьютер

Вентилятор.

Исполнение 1-2 балла. 1 балл за угадывание.

3 . Шкатулка с секретом. А сейчас мы будем учиться задавать исследовательские вопросы? В этой шкатулке лежит предмет. Задача – угадать его, задав наименьшее количество вопросов (не больше 15 вопросов). Ответы даются командами по очереди. 1 балл за вопросы, сужающие поле поиска. За повторы – минус 1 балл. Команда, отгадавшая предмет + 1 балл

4. Таинственная картина. При раскопках художники нашли странные глиняные таблички. На них древние художники изображали что-то из их древней жизни. Но время стерло многие детали и остались лишь фрагменты. Попробуйте восстановить картины, дорисуйте недостающие детали (1-3 балла)

5. Паровозик – немного подвигаемся. Построиться в 3 шеренги. 1 – паровоз, с открытыми глазами. Остальные - вагончики с закрытыми глазами.

6.Город разобранных вещей . Представьте себе, что мы попали в необычный город – где все вещи разобраны. Каждая команда должна загадать по 2 предмет, указывая составные части и их количество. Например: 4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник - получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом - там нет кабины).

7. Придумать сказку: каждая команда получает набор игрушек. Нужно сочинить сказку, включив названия всех предметов. Использовать вопросы: Кто, что это было? Как выглядел? Куда направился? Кого встретил? Что ему сказали? Что ответил, сделал? Чем все закончилось? Вывод или мораль.

Подведение итогов.

Рефлексия: Что понравилось? Что было самым трудным? Чему научились?