Труд кормит а лень портит смысл. Конспект занятия в старшей группе "Труд человека кормит. а лень портит" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Практическое задание для учащихся

03.11.2023

ЗАНЯТИЕ «Труд человека кормит, а лень губит».

Цель:

- формировать бережное отношение к честному труду;

- воспитание положительных качеств личности.

Задачи:

Помочь детям осознать значение труда;

Развивать память, мышление на основе анализа пословиц;

Воспитывать трудолюбие.

Ход занятия:

1.Организационны момент.

Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны. Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение? (о труде)

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)

2.Основная часть.

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)

На нашем занятии будут часто звучать слова:

Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

- Рассказ “Два плуга”.

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)

Обсуждение литературных произведений.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “ Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост”)

Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)

Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)

В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Практическое задание:

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

    Старательность

    Добросовестность

    Завистливость

    Умение заставить себя

    Необязательность

    Умение трудиться

Пословицы.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

    Деревья смотри в плодах, а людей......(смотри в делах)

    Терпенье и труд....(всё перетрут)

    Под лежачий камень.....(и вода не течёт)

    Маленькое дело....(лучше большого безделья)

    Не спеши языком....(спеши делом)

    Любишь кататься - .....(люби и саночки возить)

    Делу время....(потехе час)

    Ищи невесту не в хороводе......(а в огороде)

    Человек от лени болеет, а....(от труда здоровеет)

    У лентяя Федорки всегда.....(отговорки)

    Бездельник, что бесплодное.....(дерево)

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)

Была бы охота – будет ладиться работа.(За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится) Отгадайте кроссворд.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

    Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)

    Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)

    Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)

    Какая главная черта характера лентяя? (Лень)

    Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)

    Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)

Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)

Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди). Показ картинки с комнатой, где всё валяется.

Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)

Внимательно послушайте стихотворение Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.

Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.

Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)

Кто пострадал от его действий?

Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Правила трудолюбивого школьника.

А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

3.Итог занятия.

Кого в группе можно назвать самым трудолюбивым?

Кого в группе можно назвать ленивым?

1.Не сиди, сложа руки – не будет и скуки.

2.Была бы охота – будет ладиться работа.

3. Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”?

Цель: Закрепить понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека.

Задачи:

Образовательная: Помощь обучающимся в осознании значение труда. Объяснить, что только труд дает благосостояние.

Развивающая: Развитие памяти, мышления на основе анализа художественных произведений, пословиц. Развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательная: Воспитание трудолюбия, положительных качеств личности.

Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.

Понятия: труд, трудолюбие, трудолюбивый, лень.

Предварительная работа: разучивание стихов, подготовка сценки; чтение художественной литературы; домашнее задание: найти пословицы о труде; изготовление разноцветных яблок из картона.

Ресурсы: Ноутбук, презентация, мультимедийный проектор; таблички с частями пословиц; карточки с заданиями; костюмы аптекаря, лентяя; кроссворд; дерево, нарисованное на ватмане, яблоки из картона красного, желтого, зеленого цвета. «Лестница успеха» нарисована на листе А4. Набор человечков , памятки трудолюбивого школьника.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Ребята, мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении на занятии. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете с интересом, будьте внимательны и активны.

Прежде чем начать наше занятие, давайте вспомним правила поведения, которые мы должны соблюдать. Слайд№2

Воспитатель: Парта – это не кровать, Ученик 1: И нельзя на ней лежат. Воспитатель: Ты сиди за партой стройно, Ученик 2: И веди себя достойно, Воспитатель: На занятии не болтай, Ученик 3: Как заморский попугай. Ученик 4: Воспитатель спросит – надо встать. Воспитатель: Когда он сесть позволит – сядь. Воспитатель: Ответить хочешь – не шуми, Ученик 5: А только руку подними!

II. Введение в тему. «Дерево достижений».

Посмотрите на наше дерево. Какое оно? (Без плодов). Что бы на дереве были плоды, что нужно делать? (Ухаживать, поливать, рыхлить почву).

Плоды с этого дерева лежат в конвертах. Они разного цвета. На яблочках красного цвета напишите свои постоянные обязанности, на желтых – ту работу, которая выполняется по просьбе взрослых, на яблоках зеленого цвета - ту, которую ты никогда не делаешь:

Хожу в магазин за хлебом.

Гуляю с собакой.

Убираю за кошкой.

Кормлю животных.

Убираю клетку птиц.

Поливаю цветы.

Подметаю пол.

Вытираю пыль.

Выношу мусор.

Убираю в своём уголке (навожу порядок).

Застилаю свою кровать.

Мою посуду.

Мне трудно себя заставить: сесть за уроки, начать уборку, начать любое дело по дому.

Прикрепите свои яблочки на дерево. Какой можно сделать вывод:

«Дерево красно плодами, а человек делами» . Слайд№3

Как вы понимаете смысл пословицы ? (Если ты трудишься хорошо, с душой, добросовестно, старательно и результат будет качественный, нежели тяп-ляп и готово.)

Ребята, наше занятие мы начинаем с пословицы, не случайно, на протяжении всего занятия мы будем часто использовать пословицы, «Пословица не на ветер молвится».

Давайте оценим ситуацию в нашей группе. И пусть каждый задаст себе вопрос: «Насколько я трудолюбив?». «Всегда ли в порядке мое рабочее место, парта?». «Всегда ли чистая доска?». «Всегда ли чистый класс?».

Многие ребята без напоминаний берут веник и подметают пол, берут тряпку – и моют доску, убирают брошенные кем-то фантики, мусор. А иные, не будем сегодня называть имён, говорят: «А это не я... А это не моё…».

III. Сообщение темы.

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)

Давайте определим тему занятия, а поможет нам в этом пословица, подберите недостающее слово: «… человека кормит, а лень портит». (Дети собирают пословицу) Слайд №.4,5

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)

А, теперь давайте поставим цели занятия. (Узнать новое по теме, повторить пройденный материал и закрепить имеющиеся знания)

IV . Работа по теме.

Итак, труд – это главная необходимость на земле. Всему, что у нас есть, мы обязаны труду. Что такое трудолюбие? Что такое лень? Каковы лекарства от лени? Так какой же он трудолюбивый человек? Обо всем этом мы поговорим сегодня на занятии.

1.Знакомство с понятиями. Слайд №.6

На нашем занятии будут часто звучать слова:

Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

2. Практическое задание «Качества трудолюбивого человека». Слайд №.7

Сейчас я каждому из вас раздам карточки, где написаны качества человека. Вам нужно выбрать и подчеркнуть те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

    Старательность

    Безответственность

    Добросовестность

    Завистливость

    Сила воли

    Необязательность

    Умение трудиться

    Злость

    Отзывчивость

    Исполнительность

- Как можно назвать тех, кто ничего делать не хочет?

лентяй, лодырь, бездельник, лежебока. Слайд №.8

Как относятся в обществе к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)

- Причина всему плохому – лень. Лень порождает многие отрицательные нравственные черты характера. Как вы думаете, какие?

- недисциплинированность , потому что лень соблюдать правила и следовать законам;

- нерешительность , потому что принять решение - великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;

- безответственность , потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.

- зависть , не радуешься успехам товарищей.

Ребята, а какие качества у вас, ленивого или трудолюбивого человека?

4. Инсценировка «Сказка про лень».

(Действующие лица: лодырь, аптекарь)

К занятию мы готовились, трудились:

Читали литературные произведения о людях труда, их профессиях;

Знакомились с пословицами и поговорками о труде, рисовали рисунки;

Разучивали сценки и стихи.

Сейчас нам ребята покажут сценку «Сказку про лень»:

Лодырь: (Яворская К.) Дайте средство мне от лени, от могу, но не хочу.

Аптекарь: (Павленко Р.)

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Лодырь:

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

IV . Физминутка.

Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и весёлыми. Немного подвигаемся.

Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимайся этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит физкультура.

V . Работа с пословицами.

Пришло время вспомнить народную мудрость, пословицы о лени и трудолюбии. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

    Д/И «Подбери пословицу к рисунку». (Работа в группах)

Я хочу предложить вам такую игру : «Подбери пословицу к картинке». Задание по группам: каждой группе я дам карточки. На этих карточках проиллюстрированы пословицы, которые пришли к нам издавна, они о лени и о трудолюбии, но вот беда, пословицы перепутались, вы должны подобрать к иллюстрациям пословицы и прочитать их вслух по очереди:

Поскорее подрастай да к работе приступай.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Хочется есть, да не хочется лезть.

Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть.

Работа не волк в лес не уйдет.

Ленивый сидя спит, лежа работает.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кто не работает - тот не ест.

От чего кот гладок? – Поел, да и на бок.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

VI . Разгадывание кроссворда. Слайд №9

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

    Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)

    Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)

    Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)

    Какая главная черта характера лентяя? (Лень)

    Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)

    Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)

Скажите, как живется ленивым детям у нас в школе? (Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Не любят чисто писать в тетрадях, читать книги.) - Можно ли им доверить поручение? (Они не хотят выполнять никаких поручений. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах.)

Учеба – это тяжелый труд.

(Аболмасова Кристина читает четверостишие)

Труд наш сегодня – это учеба. Разве нам стыдно свой труд показать? Так постараешься делать работу Пусть на четыре, а лучше на пять.

VII . Глазодвигательное упражнение. Слайд №10

- Давайте немного отдохнем, выполним глазодвигательное упражнение. Следите за передвижением предметов на картинке-слайде.

VIII . «Правила трудолюбивого школьника».

Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)

Что означает выражение «дом есть лицо хозяина»? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)

Какой дом у хороших, трудолюбивых хозяев? (У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом.)

В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника. Слайд №11

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если увидел мусор – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

5. Ухаживай за комнатными растениями.

Ребята, а чтобы вы не забывали правила, примите памятки трудолюбивого школьника. (Памятки в подарок).

IX . Просмотр мультфильма «Финская народная сказка о труде».

Слайд №12.

Внимательно посмотрите «Финскую народную сказку о труде», а потом ответите на вопросы. (Просмотр сказки).

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет эта сказка к теме занятия.

О ком говорится в этой сказке? (о парне, который думал, что будет богатым, ничего не делая).

Что заставило его так думать? (слова его умирающего отца, которые парень воспринял не так как нужно) .

Понял ли в конце концов парень, что нужно делать, чтобы жить богато? (понял, после того, как старичок ему указал, что надо все, что ему умирающий отец наказал, сделать самому, своими руками).

Послушался ли парень старичка? (послушал, стал делать все так как старичок сказал, начал работать усердно и скопил богатства, стал жить - поживать еще богаче прежнего).

- Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)

Какой вывод можно сделать, посмотрев сказку? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)

В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

X . Рефлексия. Слайд №12

Что ж, мы завершаем наш разговор. И нам остаётся подвести итог: посмотрите на следующую картинку слайда и прочитайте:

Помните, что трудолюбие – источник всех благ. Духовных и материальных. Только трудясь, вы достигните всего, о чём сейчас мечтаете, или станете мечтать в будущем. Это подтверждает пословица «Каковы труды, таковы и плоды». И пусть это яблоня станет символом трудолюбия и не даст нам забыть, что же красит человека.

Будем трудолюбивыми!

Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?

Спасибо вам, что вы с активностью трудились на занятии. Я попрошу вас выполнить еще одно задание, оцените свою работу, используя прием «Лесенка успеха». Выберите ступеньку и прикрепите человечка. Слайд №.13

Если ты считаешь, что:

У тебя ничего не получилось, то человечек на нижней ступеньке;

У тебя были проблемы, то на средней ступеньке;

Тебе все удалось, то на верхней ступеньке.

Задайте себе вопрос: «Что я узнал нового сегодня на занятии, и что нужно для достижения цели? И каждый из вас пусть сделает вывод для себя – над чем ему работать.

Спасибо за работу! Слайд №.14

Каждое утро люди начинают с работы. Школьник садится за парту, водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, бизнесмен звонит по телефону, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека.

Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды

Человеческого труда.

Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. “Землю красит солнце, а человека труд” – такая поговорка ходит в народе.

У трудолюбивой личности способности и таланты не пропадают зря. Она приобретает авторитет и уважение других. “Трудом славен человек” – так говорят об этом.

Человека деятельного легко отличить от ленивого. Поскольку для человека неестественно ничего не делать, то ленивый и праздный сам себе

Не найдет места. Он будет скучать и “убивать время”. Ему даже развлекаться когда-нибудь надоест.

В произведениях русских классиков описаны дворяне, которым не нужно было работать, но счастливее они от этого не стали. Они не знали, куда себя применить. “Где труд, там и радость” – гласит пословица, а бездельник этой радости лишен.

Пусть каждый из нас найдет себе труд, который ему подойдет, и тогда его личность будет развиваться.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. “Труд кормит, а лень портит”, так говорят в народе. Лень – это состояние, когда неохота делать что-нибудь нужное и полезное....
  2. Наша жизнь – это сплошной труд, ведь именно так гласят предание, которые были созданы много лет, нет, даже веков назад....
  3. Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе...

Труд человека кормит, а лень портит.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Труд человека кормит, а лень портит." в других словарях:

    Муж. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за… … Толковый словарь Даля

    В понятии Святой Руси главное богоугодное дело, одна из форм подвижничества и нравственного деяния, ведущая к спасению человеческой души. «Бог труды любит», «С молитвой в устах, с работой в руках», часто повторяет русский человек. «Бог повелел от … Русская история

    Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам. Посеяно с лукошко, так и выросло немножко. Аминем квашни не замесишь; молитву твори, да муку клади! Боже, поможи, а ты на боку не лежи! Богу молись, а сам трудись! Не сиди сложа руки, так не будет и скуки! С … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    СПУСТЯ РУКАВА - работать; делать что л.; относиться к делу Небрежно, без усердия, не стараясь, кое как. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) работает, не прилагая усилий, невнимательно относясь к своему делу (Р). Говорится с неодобрением, с осуждением. реч.… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Затейки. Сказки. Загадки. Поговорки. Скороговорки , Народное творчество. Наша уникальная программа «Затейки», поможет вам с пользой и весельем провести незабываемые часы игры с ребёнком. Научит правильным поговоркам и пословицам о Родине и дружбе, работе и учебе.…

Пословица: Землю красит солнце, а человека – труд. Интерпретация смысла, значение: Чтобы глубже и яснее понять смысл данной пословицы, нужно особенное внимание обратить на слово «красит» и словосочетание «землю красит». Тогда и вторая часть пословицы станет прозрачна. Раньше слова «красный», «красить» и другие их формы имели значение «красивый», «украшать». Обычно считается, что украшение – это какой-то дополнительный элемент чего-либо, который делает объект визуально привлекательнее. Однако в данном случае смысл или, так сказать,...

Труд и лень — два антонима, два противоположных понятия. В русских пословицах и поговорках они тоже часто противопоставляются друг другу. Труд народ почитает и хвалит, лень — порицает и всячески высмеивает. Все эти моменты нашли отражение в пословицах про труд и лень. Труд и лень Труд человека кормит, а лень - портит Всей и удали у него - что за ложкой потеть. Где бы ни работать, лишь бы не работать. Где много слов, там мало дела. Где работают - там густо, а в ленивом доме - пусто. Люди жать, а мы с поля бежать.Гулять - не диво, работать...

Испокон веков труд был людьми уважаем. Трудились в поле, на заводах. В народе считалось, что «Всякий труд достоин награды». Пословицы про лень, напротив, высмеивают и поучают тунеядцев: «Много спать - мало жить: что проспано - то прожито». Высказывания актуальны и в наше время, особенно для воспитания подрастающего поколения. Многие пословицы могут быть использованы в переносном смысле: «Не бравшись за топор, избы не срубишь» (будешь лениться — ничего не получишь). В данной статье пословицы и поговорки про лень перечислены в...

Русские пословицы создавал простой народ, основу жизни которого составлял тяжелый труд. Крестьяне трудились на полях, рабочие — на заводах. Именно поэтому в народной копилке так много пословиц, раскрывающих значение труда для человека: Труд кормит и одевает. От труда здоровеют, а от лени болеют. Лентяев, которые не желали трудиться высмеивали и порицали: Лёжа пищу не добудешь. Ленивый сидя спит, лёжа работает. В современной жизни роль труда в жизни человека не менее значима. Без труда не заработаешь денег не купишь себе одежду и...

Деньги с момента их возникновения в человеческом обществе прочно вошли в нашу жизнь, поэтому и в русских народных пословицах и поговорках эта тема раскрыта широко. Самые меткие, яркие и понятные пословицы про деньги, о деньгах мы собрали на этой страничке. Подборка пословиц пригодится детям, школьникам для выполнения домашних заданий. 5 пословиц о деньгах Шевелись, чтобы денежки велись. Деньги – как вода: плывут неизвестно куда. Работка грязна, да денежка бела. Копейка к копейке - проживёт и семейка. Хлебу-мера, слову - вера, деньгам -...

О хороших качествах человека и отзываются хорошо. Народ в русских народных пословицах ценит смелость, спокойствие, терпение, доброту, честность. Победить отрицательные качества личности можно с помощью образования и культуры. А что если попробовать заглянуть внутрь себя и посмотреть - нет ли и в нас чего-либо подобного? Да потом применить на практике правило: «Не поступай с людьми так, как сам бы не хотел, чтобы они с тобой поступали»? Есть даже такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется…». На этой страничке вы найдете...

Все качества личности можно поделить на положительные и отрицательные. Так, например, крайне невежливой чертой человеческого характера считается любопытство. Любопытный человек сует оно свой длинный нос в самые неподходящие места: то прочтет письмо, адресованное другому, то выпытывает и выспрашивает то, что люди хотят оставить при себе. Болтливый человек с готовностью разносит по белу свету «самые точные сведения» и сам «печет» горяченькие новости, превращая муху в слона. И летит этот слон галопом, громко трубя на весь мир: «А я знаю! А я...

Для каждого человека, в особенности для детей, режим питания - основа укрепления здоровья. Еда должна быть разнообразной и в достаточной степени насыщенной «строительными» материалами - белками, которые содержатся в таких продуктах, как мясо, рыба, яйца, творог и др. Однако для молодого организма с его неиссякаемой энергией требуется и много «горючего» материала - углеводов и жиров, которые содержатся: первые - в сахаре, хлебе, фруктах и овощах, а вторые - в сливочном и растительном масле. «Вита» - жизнь, поэтому трудно переоценить...