Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»). В помощь школьнику Куприн тема любви

28.09.2020

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (”Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть “Гранатовый браслет” заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: “Да святится имя Твое!”

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, “легко и радостно”.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к “любви, верной до смерти”. Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. “Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милее жизни.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

Ключевые слова: братство любви, жертвенная сущность любви, основные положения теории русских философов, теория любви

любовь человеческий существование куприн

По мнению Н. Бердяева, любовь есть всегда любовь к личности, любовь есть неиссякаемая энергия. Но подлинный смысл и цель ее не в помощи ближнему, не в добрых делах, а в соединении душ, в содружестве и братстве любви.

Отношение к женщине формировалось у Н. Бердяева под влиянием учения В. Соловьева о Вечной Женственности. Женщина, по мнению Н. Бердяева, намного ближе к любви, потому что ее природа и природа любви одинакова. Он объясняет сущность женской любви таким образом: «Женская любовь целостна, она захватывает все ее существо. Она может стать смертельно опасной, так как, по мнению философа в ней есть магия и деспотизм, в то же время она может подняться до необычайной высоты и спасти своей верностью» .

Н. Бердяев говорит о том, что любовь трагична в этом мире и не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви то, что сохраняет ее таинственную святость, это - отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Сущность любви, по мнению Бердяева, в жертвенной гибели, которая кладет на любовь печаль вечности, любовь теснее, истиннее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта - залог вечности.

Автор пишет: «Любовь - акт творческий, созидающий, в любви утверждается личность единственная и неповторимая. Все, что подчиняется индивидуальному, социальному порядку, враждебно любви, ее неповторимой тайне. Любовь не знает закона, не знает послушания ни чьей воле. Жертвенность любви, ее отречение от мирского благоустройства, делают ее свободной» . Бердяев утверждает, что любовь нужна для божественных предназначений, поэтому любовь не должна бояться порождаемых ею страданий. В. Соловьев в своей книге «Смысл любви» говорит и о другой любви, о любви родительской. Материнская любовь, по Соловьеву, достигает высокой степени самопожертвования и не требует от родителей преодоления эгоизма, в родительской любви не может быть полной взаимности и жизненного общения уже потому, что любящая и любимое принадлежат к разным поколениям.

Основные положения теории любви философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева были близки творчеству А.И. Куприна. Можно выделить общие моменты, характерные для теоретических работ философов, которые были реализованы в произведениях А.И. Куприна. Бердяев, Соловьев, Куприн были современниками, поэтому общий взгляд на мир, жизнеустройство так похожи у этих великих людей. Жертвенная сущность любви в бердяевском понимании представлена в произведениях Куприна «Гранатовый браслет». Работы философов во многом повлияли на творчество писателя.

Тема любви в творчестве А.И. Куприна является одной из ведущих. Идея принадлежности этого чувства к иному миру раскрывается писателем как Божественный дар, реализуемый в земной жизни. Не все люди наделены таким даром, лишь единицы, но и они способны с помощью этой силы преобразовать мир. Все произведения писателя о любви заканчиваются трагически, главным героям не суждено быть вместе, они разлучены навсегда, обычно один из любимых погибает, так и не познав всю красоту этого волшебного чувства. Подлинной силой человека, способной противостоять лжецивилизации, для А.И. Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. Автор постоянно искал психологическую среду, где может зародиться это чувство. Писатель, один из немногих, смог показать возвышенное чувство, всепоглощающую, жертвенную, рыцарскую любовь, «ту, о которой мечтает каждая женщина и на которую уже не способны мужчины» . Куприн А.И. искал такое проявление чувства в реальной жизни, но не смог найти, люди разучились или не способны так любить.

По мнению художника, в мире существуют утонченные переживания, влюбленные способны сохранить верность, однако любви, которая сильнее смерти, не существует. Процесс творческого самоопределения писателя, поиски им собственного пути в литературе всегда неповторимы и своеобразны, но каждый писатель проходит этап учительства. Этот период поисков, проб и ошибок принято называть ранним в творческой биографии писателя. Временные рамки этого периода у А.И. Куприна с 1889 -1896 г. Именно в этот период молодой писатель сталкивается с реальной русской действительностью, в ее разнообразных проявлениях, постепенно накапливает жизненный опыт, постигает разнообразие человеческих характеров и судеб. А.И. Куприн использует пока еще литературные штампы, его произведения наполнены сентиментальностью и экстравагантностью. В раннем творчестве очень часто из рассказа в рассказ переходит трафаретный образ светской женщины - соблазнительницы, жестокой, холодной, пустой. Из-за таких женщин погибают, сходят с ума талантливые, умные мужчины. Писатель порою видел в женской любви бесовское начало, сладость и в то же время жестокое, ядовитое, являющееся иногда причиной безумия влюбленного. Женщина в таких рассказах наделена непостижимой силой власти над умом и волей мужчины.

Сошел с ума художник, герой новеллы «Безумие». Его стали посещать одни и те же видения, перед ним являлась мистическая женщина, в объятиях которой он постигал «дьявольское блаженство» любви, величайшее блаженство и муку одновременно, а возращение к действительности было для него страшно.

В произведениях А.И. Куприна «Allez», «Олеся», «Наталья Давыдовна», мы видим, что не только мужчины способны любить, страдать, женщины не менее самоотверженны в любви, готовы на всё ради ее сохранения, даже на смерть. Очаровательные девушки отдают свою нежность недостойным, грубым, примитивным мужчинам, в руках которых они становятся игрушкой, вещью без надобности. Нора в рассказе «Allez» погибла из-за любви, так и не достигнув долгожданного счастья. Во многих произведениях писателя герои, одаренные способностью глубоко понимать мир, очень утонченные натуры, духовно богатые, все же не обретают счастья, то не находят отзыва в сердце избранника, то не умеют сохранить любовь.

В рассказе «Олеся» главная героиня - цельная, самобытная, свободная натура, не связанная никакими социальными условностями и запретами, которые, к сожалению, порабощают Ивана Тимофеевича, ее возлюбленного. Иван Тимофеевич связан с определенной социальной средой, скован ее законами. Олеся верно подмечает, что паныч - «человек, хотя и добрый, но только слабый. Доброта его нехорошая, не сердечная» Герой - эгоист по натуре, он причиняет боль другим людям, приносит в их жизнь пустоту и разочарование. Олеся же, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от общественных фальшивых устоев, способна на настоящее, искреннее чувство, но паныч не может понять любовь девушки, для него мнение общества дороже. Но все же, появление Олеси в жизни Ивана Тимофеевича преобразует его существование, Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Земля и небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми, прозрачными покровами». Повесть заканчивается тем, что Иван Тимофеевич находит нитку красных бус. Это не столько память о нежной, великодушной любви девушки, сколько символ ее чистого, негаснущего чувства. Каждая бусинка как огонек этой любви.

Несмотря на то, что творчество писателя этого периода многие исследователи характеризуют как незрелое, полное шаблонов, для нас оно важно тем, что позволяет наметить эволюцию темы любви в творчестве А.И. Куприна. Следующий период, который важен для нас в изучении данной темы, приходится на конец XIX начало XX века (1896-1911). Это было страшное для России время, время пессимистических настроений после поражения революции. Оно вызвало моральный кризис у людей нестойких, слабых, больных.

Но страстная влюбленность в жизнь, жадное и пытливое внимание ко всему здоровому, сильному и прекрасному, вера в творческую силу народа придают творчеству Куприна яркую, оптимистическую окраску. Этот период является расцветом творчества художника, создавшего на стыке двух веков едва ли не самые значительные свои произведения. А.И. Куприн не прекращает писать о любви, находится в поиске гармоничного чувства среди людей.

В рассказе «Суламифь» (1908 г.) А.И. Куприн показывает, как сильная и настоящая любовь возвышает человека, раскрывает его лучшие качества. Чувство Соломона и Суламифи светлое и радостное. Их любовь раскрывает богатые возможности этих людей, вдохновляет на добрые дела. Каждый из героев готов на самопожертвование ради другого. Любовь дает мудрому, все познавшему Соломону радость и новое познание мира, новое понимание жизни. А для Суламифи наступает пора первого подлинного постижения всего окружающего.

Любовь Соломона и Суламифи самоотверженна и бескорыстна. А.И. Куприн верил, что такая любовь существует в реальном мире и на протяжении долгих лет писатель искал идеал любви, среди обычных людей он видел утонченные переживания, способность сохранить благодарную верность избраннику. Однако «настоящей любви», такой, которая сильнее смерти, он не увидел. А.И. Куприн отказывается от варианта счастливой любви и пишет о любви одного человека, которая возродила другого.

Так, в 1911 году было написана повесть «Гранатовый браслет», в которой дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием жизни «маленького человека». Чиновник Желтков влюбился в богатую аристократку Веру Шеину. Конечно, ни о каких симпатиях с ее стороны не могло быть и речи, но молодому человеку это и не надо было. Ему было достаточно было находиться рядом, наблюдать за ней, никаким образом не вмешиваясь в ее жизнь, не тревожа ее спокойствия и благополучия.

Любовь гибнет из-за того, что люди поставлены в сложные жизненные обстоятельства, которые исключают достижение счастья. Но для Желткова любовь неразделенная - это все равно любовь, только дарующая горькое счастье, Такая любовь возможна лишь для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно. Желтков произносит слова, которые заставляют Веру задуматься о настоящей любви в жизни людей: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь - это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить» . Желтков погибает из-за любви к княгине. Кто бы мог подумать, что этот невзрачный, серый человек способен на такую великую любовь, которая бывает раз в сто лет. Генерал Аносов считает, что «любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Бог наградил любовью маленького человека со смешной фамилией Желтков, и он не дает проникнуть в свою тайну людям, даже не допускающим мысли о существовании подлинного чувства. Куприн - мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. И это мастерство ярче всего проявилось в «Гранатовом браслете». Само украшение - браслет символизирует любовь, которая не подчиняется никаким законам и правилам, которая идет наперекор всем устоям общества.

Желтков только бедный чиновник, а Вера - княжна. Но это обстоятельство его не смущает, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет в том, что никто и ничто, даже смерть не заставит утихнуть его прекрасное чувство. Вера поняла всю силу любви, услышав сонаты Бетховена, музыка помогла донести голос Желткова. И Вера принимает в свое сердце все то, что перенес он, принимает заново в слезах раскаяния и просветления, переживает жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на муки, страдания и смерть. Теперь эта жизнь всегда останется с нею и для нее. Вера не смогла понять Божественный дар, которым был награжден маленький человек и с которым он умер, унеся тайну любви с собой в могилу.

Творчество писателя второй половины 90-х годов важно для нас в осмыслении темы любви, ее эволюции. Любовь в произведениях этого периода представлена как Божественный дар, которым Всевышний награждает человека и которая наполняет смыслом всю его жизнь. Куприн писал о России по воспоминаниям, но слабеющая память не давала ему возможность так изобразить русскую жизнь, как писатель этого хотел. Для А.И. Куприна - писателя это было большой трагедией.

Произведений о любви в творчестве эмиграции у А.И. Куприна было мало. Для нашего исследования интерес представляет повесть «Колесо времени». Здесь писатель обращается к знакомому для нас сюжету неразделенной любви мужчины и женщины, но чувства людей представлены в ином аспекте, нежели в произведениях написанных до эмиграции.

В период эмиграции тема любви очень сильно изменилась, появились новые аспекты осмысления автором этого чувства. Одиночество, тоска по Родине повлияли на творчество писателя, эмиграция явилась поворотным моментом в его жизни. Важно, что А.И. Куприн все же писал в эмиграции произведения о любви, наполняя их новым звучанием и давая этой теме новое осмысление.

Раннее творчество писателя полно штампов и шаблонов, исследователи считают этот период еще незрелым. Для нас важно увидеть своеобразие темы любви в произведениях раннего художника. В таких художественных текстах, как «Аль-Исса», «Безумие» любовь мужчины и женщины губительна. Эти рассказы были написаны под влиянием декадентского течения, в них очень много ненужной экстравагантности и экзотики.

В рассказах «Олеся», «Аllez» любовь осмысливается как глубокое чувство, обычно неразделенное. В «Олесе» любовь представлена как Божественный дар, изменивший жизнь девушки, но не понятый главным героем, не захотевшим изменить своим привычкам, бросить вызов обществу. В дальнейшем этот тип героя обнаружит себя и в других произведениях более позднего периода.

Во второй половине 90-х годов автор находится в поисках настоящего гармоничного чувства. Произведения о любви этого периода наполнены одухотворенностью, страстью, нежным чувством. Любовь вносит радость, наполняет светом жизнь героев. Любовь - Божественный дар реализуется в произведениях «Гранатовый браслет», «Суламифь»; жизнь главных героев заканчивается трагически, потому что любовь по Н. Бердяеву должна быть жертвенной, величайшей трагедией на Земле. Любовь опутана социальными условностями, которые не дают по-настоящему реализовать чувства людей.

А.И. Куприн дает понять, что любовь должна быть бескорыстной, самоотверженной, не ищущей награды, ее не должны волновать низменные перспективы и благоустройства, только тогда любовь станет свободной и вечной. Писатель так и не смог найти среди людей такой любви, есть верность, преданность, но взаимного самоотречения, самопожертвования, возвышенности чувства нет.

Таким образом, начиная с раннего творчества А.И. Куприна, тема любви, Возвышенной, дарованной нам от Бога, становится одной из главных и ведущих. Яркими произведениями, в которых представлена эта тема, являются «Гранатовый браслет», «Суламифь». Но если в «Олесе» произведении раннего периода, любовь оказалась невозможной, но никто из героев не погибает, то в творчестве 90-х гг. несостоявшаяся любовь оборачивается трагедией. Любовь должна быть трагедией, и по мнению русских философов ХХ в., и по мнению самого писателя. Она реализуется в земной жизни Божественным даром, озаряющим человека, вырывающим его из повседневного существования, уносящим в свой волшебный сказочный мир.

Ценной стороной творчества русского художника в период реакции была неисчерпаемая вера в жизнь, любовь к ее простым, ни с чем не сравнимым радостям. Любовь к жизни составляет подтекст всех лучших произведений писателя этих лет. Все Бог создал на радость человеку. Такое выражение благодарности жизни в эпоху реакции, когда декаденты на все лады воспевали смерть, имело большое прогрессивное значение. В это же время у писателя продолжает звучать центральная тема его творчества - тема «маленького человека».

Разве не может быть трагедией любовь в жизни, где царит пошлость и духовное рабство. Любовь неразделенная - это тоже любовь, правда, дающая немного счастье. Такая любовь возможна только для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно и даже смерть принимают как высший дар любви, хотя самоубийство считается огромным поступком, направленным против Бога. В. Янкелевич в работе «Смерть» пишет: «Самоубийство есть не только насилие над жизнью, но есть также насилие над смертью. В самоубийстве нет вольного принятия смерти в час, ниспосланный свыше. Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать Того, Кто создал жизнь и от кого зависит смерть. Жизнь, она есть прежде жизнь, принадлежащая Богу, который единственный имеет на нее абсолютное право собственности» , но смерть не страшит главного героя и даже такой страшный поступок, как самоубийство, не останавливает его. Только через свою смерть его любовь находит жизнь в сердце княжны. Только таким образом он смог донести до нее то, что она не смогла услышать при жизни. Для писателя было очень важно показать, что маленький человек способен принести себя в жертву ради своей любви и показать, что любовь сильнее смерти и она побеждает несмотря ни на что.

Творчество А.И. Куприна в этот период сосредотачивалось на героических и трагических сторонах современности. Его внимание привлекали явления текущей общественно - политической жизни. Жизнь давала почти готовые сюжеты, сюжетные композиции, острые конфликты. Куприн в своих произведениях показывает смерть героев, борцов за справедливость, отмечает их бесстрашие, мужественность, они не боятся погибнуть за будущее России. В «Гранатовом браслете» писатель дает понять, что любовь должна быть трагедией, жертвой. Герой совершает самый страшный грех на Земле - самоубийство, только доля того, чтобы воскресить жизнь другого человека.

Замкнутость в кругу антинародной эмигрантской интеллигенции пагубно сказалась на самочувствии и работе А.И. Куприна. По его собственному признанию ему пришлось вкусить сверх меры от всех мерзостей, сплетен, грязи, притворства, мелкой мести, а главное непроходимой глупости и скуки.

Период расцвета творчества писателя пришелся на революционные события. Тема смерти в этот период также связана с социальными проблемами, но она уже приобретает оттенок фатальности («Болото»). В этот же период в произведениях А.И. Куприна появляются борцы за справедливость, которые не боятся смерти и готовы отдать свою жизнь за будущее людей. В период революции художник пишет на «злобу дня». В произведениях смерть является следствием борьбы за будущее.

Новое освещение получает тема смерти в произведении «Гамбринус», здесь духовное, светлое искусство побеждает смерть. После революции тема смерти приобретает новый аспект. Мы можем увидеть это изменение в «Гранатовом браслете». Здесь любовь разрешается страшной трагедией маленького человека. Самое главное, что в этом произведении любовь побеждает смерть, и та несет жизнеутверждающий характер. В эмиграционный период мы наблюдаем духовную смерть, которая представлена в произведении «Жанета». Жизнь человека вдали от родины не имеет смысла, все вокруг чужое и герой для всех чужой. Профессор Симонов несет жалкое существование, которое уже никогда не сможет воплотиться в «настоящую жизнь», наполниться светом и любовью.

Так же себя ощущал и сам А.И. Куприн в эмиграции. Творческий родник писателя на чужой земле заметно начал иссякать. Но никто бы не мог подумать, что это может случиться с писателем. Его вера в человека и в возрождение России, казалось, будет непоколебимой вечно, но жизнь показала совершенно иное, и иллюзии А.И. Куприна рассеиваются. То, что случилось с писателем, - это самое страшное, что могло произойти, неспособность себя реализовать подтачивала его изнутри. Может быть, поэтому А.И. Куприн умер в России, не прожив и года.

А.И.Куприн много странствовал по России, перепробовал множество профессий, и все свои жизненные впечатления отразил в замечательных произведениях. Творчество Куприна любимо читателями. Поистине всенародное признание получили его произведения: «Молох», «Олеся», «В цирке», «Поединок» «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Юнкера» и другие.

В повести «Гранатовый браслет» рассказывается о безнадежной и трогательной любви. Писатель в реальной жизни ищет людей, одержимых этим высоким чувством. Для самого Куприна любовь – это чудо, это прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая не верила в любовь. Под звуки музыки происходит перерождение души героини.

  • А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость.
  • Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
  • Из письма: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас.

    Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить…

    Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу Целую Ваши руки. Г.С.Ж.».

  • Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?
  • Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами…
  • Каждая женщина, которая любит, - царица.
  • Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм, Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную!
  • Нельзя оставить о себе хорошего впечатления, придя к женщине с пустыми руками.
  • Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!
  • Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
  • Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

I вариант

Жить — так жить, Любить — так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй.

С. Есенин

Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведе-ниях Куприна жизнь бьет ключом. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая глав-ная из которых — трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведо-мо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдво-ем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, завися-щими как От самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный ин-теллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн ри-сует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богат-ством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй нату-ры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти дет-ской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн Показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвест-ным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Протестуя против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам биб-лейской «Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы воз-любленная погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему воз-любленному. «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому ис-точнику.. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девуш-ки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забу-дется, потому что крепка, как смерть.

А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная. Ни-какие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в пре-красную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Эмоциональной кульминацией становится не траги-ческая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с плени-тельной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой пред- дуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему, мне хочется, чтобы так было.

Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Мно-гому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное — ценить любовь.

2 вариант

И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

А. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с тра-дициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирал-ся на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выраже-но в следующей фразе: «Нужно писать не о том, как люди обнища-ли духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его».

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнооб-разна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасать-ся. Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош-ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была са-моотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель назы-вает три проявления любви: овеянной «нежным целомудренным благоуханием», «могучий призыв тела» и «роскошные сады, где ра- потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Герой этого повество-вания, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не остав-ляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, един-ственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюб-ленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знаю-щей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей ари-стократической сдержанности, весьма впечатлительная, способ-ная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими по-этами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

«Молчать и гибнуть...» Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милей жизни. «Малень-кий» человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» чело-веческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния бур-жуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, добро-го сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. По-весть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли-гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не под-вергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Ива-ном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сер-дца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уве-ренностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за бо-гатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искрен-него и глубокого.

«Олеся» — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невин-ной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе-ред неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равно-душия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоя-щая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — по-вышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить ре-алистическое наследие. Ценность его творчества — в художествен-но убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы че-ловечества — проблемы любви.