Тадж махал история любви. История мавзолея тадж-махал, как пример вечной и незыблимой любви шаха джахана. Потрясающий вид, который не описать словами

23.06.2020

Побывать в Агре и не увидеть Тадж Махал наверно всё равно, что приехать на море и не искупаться. Этот великолепный памятник во имя любви был построен императором Шахом Джаханом в честь своей погибшей жены. Поразила столь кропотливая и изящная работа мастеров и архитекторов, а романтичная и одновременно печальная история памятника заставила меня о многом задуматься...


Путь до Агры
Ещё в Дели я списалась с Лёшей из Украины, с которым мы познакомились на Гоа. Он путешествует по Индии, Шри-Ланке и Непалу вот уже больше года и не спешит возвращаться домой. Последние несколько месяцев он путешествовал с мамой Светланой. Как оказалось, Лёша и его мама тоже планируют посетить Агру как раз одновременно со мной. Я обрадовалась своей новой компании. Хватит киснуть в своей тибетской берлоге, пора снова в путь!

Мы встретились на жд вокзале в Дели и вместе купили билеты на поезд до Агры. Последний раз я путешествовала на поезде в штате Махараштра как раз тогда, когда сильно отравилась. Мне этот опыт так не понравился, что в дальнейшем я использовала только автобусы для перемещения. Но в этот раз, когда мы были втроём, всё было гораздо веселее и приятнее. Мы пили масала чай с печеньками, делились впечатлениями, показывали друг другу фотографии и рассказывали свои истории. Лёша и Светлана Алексеевна уже побывали на Шри Ланке и дали мне пару советов, которые мне очень скоро пригодятся.

Увидеть Тадж Махал во что бы то ни стало
В Агре мы первым делом решили забронировать билеты на поезд, чтобы не возвращаться на вокзал снова. Я хотела купить билет до Варанаси, а Лёша с мамой до Гоа. Но мне билет купить не удалось: именно на этот поезд нужно было предоставить ксерокопию паспорта и визы, а где это можно сделать никто по-близости не знал. Как оказалось, мне повезло, что я не забронировала билет на пятницу вечер - Тадж Махал в этот день закрыт для всех туристов. И ради этого моим попутчикам на следующий день пришлось менять билет и платить 50% от стоимости за обмен.

Возвращаясь в этот день с жд вокзала в отель, я поинтересовалась у Светланы, когда у неё день рождение. Мне хотелось узнать о её знаке зодиака и я никак не ожидала услышать, - Только ты не падай, сегодня! Мы дружно посмеялись, а вечером Светлана пригласила нас поужинать на крыше с видом на Тадж Махал. Я очень благодарна Индии за то, что познакомила меня с этой прекрасной семьёй. Я узнала Лёшу по-ближе не только благодаря разговорам. Уступить маме осмотр достопримечательности вместо того, чтобы быстрее и с минимальными потерями добраться до Гоа это, я считаю, благородный поступок. А мама Лёши совершенно потрясающая женщина: спокойная, интересная, искренняя, с приятными манерами. Если вы сейчас читаете эти строки, то вам большой Привет! Надеюсь, когда-нибудь я побываю в вашем городе Киеве. А пока что покажу открытку, которую я нарисовала вдохновлённая Тадж Махалом и нашей встречей. Это мой подарок вам на день рождение и скоро я обязательно вышлю его в Киев.😉

На следующий день мы встали рано утром, чтобы увидеть Тадж Махал на рассвете. Как оказалось, не мы одни такие хитрые. В 6 утра перед входом уже образовалась очередь, а народу было как комаров на летнем болоте. Билет для иностранца стоил 750 рупий, а для индийца всего лишь 10! Конечно, после такого многие индийцы особенно в туристических местах будут относится к иностранцам как мешку с деньгами. Но чего только не сделаешь ради самой известной достопримечательности в Индии.

Чем ближе я подходила к этому архитектурному чуду, тем больше поражалась его величием, симметрией и невероятной красотой. Он как огромная драгоценность, украшающий Агру, да чего уж там - всю Индию. Но, размышляя о трагической истории, я негодовала. Император исчерпал все запасы страны, чтобы построить это чудо и наверняка здесь погибло не мало людей, участвующих в строительстве за 22 года! Но больше всего огорчало, что он объявил два года траура в честь своей погибшей жены, чтобы народ страдал вместе с ним. Мне кажется это как-то эгоистично и несправедливо, он лишь умножил своё горе во много раз. Не думаю, что его любимая была бы рада зная, как страдают люди.

Не смотря на противоречивые чувства к Тадж Махалу, я была конечно рада увидеть его своими глазами. Но больше всего я была рада, что я не одна в этом городе. С Лёшей мы обсуждали очень важные для меня темы (наконец-то на русском языке 😊) о несовершенстве нашего ума, ответы на которые я всё ещё ищу. Быть может, Индия мне даст ответы очень скоро...

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

Строительство Тадж-Махала (дословно с персидского языка переводится как «Корона Моголов») было связано с именем красавицы Арджуманд Бано Бегум, или Мумтаз «царицы души».
В 200 километрах от столицы Индии Дели на высоком берегу притока Ганга Джамны стоит пятикупольный мавзолей Тадж-Махал. Белокаменное сооружение удивляет и восхищает своими совершенными пропорциями, изящной мозаикой из цветных драгоценных и полудрагоценных камней, искусной резьбой.
Тадж-Махал это целый комплекс зданий. Тадж белый, а вокруг крепость и минареты из красного песчаника. Мавзолей имеет абсолютные пропорции: по основанию и высоте точный квадрат, каждая сторона которого равна 75 метрам. К Тадж-Махалу тянется несколько дорожек, между ними в бассейнах вода, в ней отражается сначала весь мавзолей, а по мере приближения отдельные его детали.
Над созданием индийской жемчужины трудились местные архитекторы вместе с художниками из Дамаска, садоводами из Константинополя и Самарканда. При создании интерьера, внутренней отделки мавзолея, мастера использовали самые лучшие сорта белого, изредка жёлтого и чёрного мрамора, перламутр, яшму, агаты, изумруды, аквамарины, жемчуг и сотни других камней.
ЦАРИЦА ДУШИ
Арджуманд Бано Бегум было всего 19 лет, когда она стала второй женой принца Гурама (будущего Шаха-Джахана). И хотя у принца было ещё несколько жён и множество наложниц, Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Мумтаз была не только самой любимой женой, но и самой верной его сподвижницей с тех бурных времён, когда принц Гурам скитался по свету, преследуемый своим отцом Джахангиром, когда добывал свой трон в жестокой борьбе со своими братьями. В 1627 году Гурам, одержав над ними окончательную победу и захватив отцовский трон, принял титул императора, Шаха-Джахана «повелителя мира». Мумтаз, наконец, стала царицей Индии.
Шах-Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в её честь пышные приёмы и грандиозные праздники, без неё не начиналась сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета, её мнение почти никогда никем не оспаривалось.
Сохранился портрет царицы, написанный её современником. Нарушив один из строжайших запретов ислама рисовать портреты животных и людей, неизвестный художник искусно передал красоту Мумтаз, белолицей персиянки, жемчужины Востока.
Счастливая совместная жизнь прервалась внезапно. Весной 1636 года Мумтаз внезапно заболела: перед смертью она обратилась к мужу с просьбой позаботиться об их старшей дочери Джаханаре Бегум и взяла с него клятву построить гробницу, достойную их любви, их совместной девятнадцатилетней супружеской жизни. Смерть Мумтаз потрясла Джахана.
БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ДВОРЦЫ
Овдовевший, он повелел строить небывалый по красоте мавзолей. Шаху было представлено множество разных проектов, авторами которых были лучшие из лучших зодчих Востока. Из них он выбрал проект, созданный индийским архитектором Истадом Ханом Эфенди. Вслед за этим в Агру была согнана двадцатитысячная армия строителей: каменщиков, гранильщиков мрамора, ювелиров и разнорабочих. Мрамор привозили из Макраны близ Джайпура, песчаник из Сикри, самоцветы из Индии, Афганистана, Персии и Центральной Азии.
Весь комплекс мавзолея создавался в течение двадцати двух лет. Выполнив наказ «царицы своей души», Джахан приступил к новой, не менее грандиозной стройке точно такому же мавзолею, но только из чёрных пород мрамора, для самого себя на другом (левом) берегу реки Джамны. По замыслу шаха оба мавзолея, словно супружеские покои, должны были соединиться высоким кружевным мостом из чёрных и белых пород мрамора. Уже начались подготовительные работы, однако этому плану, к сожалению, не суждено было сбыться.
Пока Шах-Джахан занимался постройкой новой гробницы, его сыновья воевали между собой. Одержав победу над братьями, один из них Аурангзеб в 1658 году захватил власть, убил братьев, арестовал отца и заточил его в Красном форту под надёжной охраной вместе с его любимой дочерью Джаханарой Бегум. Последние годы своей жизни Шах-Джахан провёл в мраморном дворце, который им был построен когда-то для Мумтаз, откуда он постоянно мог видеть Тадж-Махал. Здесь он и умер 23 января 1666 года. Выполняя последнюю волю своего отца, Аурангзеб на следующий же день приказал перевезти его тело в Тадж-Махал и без всяких церемоний и почестей похоронить рядом с Мумтаз.
НЕРАЗГАДАННЫЙ СЕКРЕТ
Мавзолей Тадж-Махал стоит один в своей невыразимой красоте на берегу голубой Джамны, отражающей его чистый, горделивый облик. Он предстаёт неким видением из другого, лучшего, более чистого мира. По словам русского философа Петра Успенского, побывавшего в Индии в начале XX столетия, «у Тадж-Махала есть некий секрет, который чувствуют все, но никто не может дать ему истолкования».
«Тадж-Махал притягивает к себе, как магнит, рассказывает наш современник, историк и путешественник, В. Руднев. Можно часами стоять и всё смотреть и смотреть на это диво, на этот сказочный призрак, возносящийся в бездонное лазурное небо. Освещённость Тадж-Махала меняется, словно мираж. Он светится изнутри, меняя оттенки в зависимости от положения солнца: то вдруг становится светло-розовым, то голубоватым, то нежно-оранжевым. Ночью, при луне, на фоне чёрного неба он выглядит ослепительно-белым. Только подходя совсем близко, замечаешь, что он весь в тончайших узорах, вытканных по белому мрамору, мраморные блоки инкрустированы самоцветами и как бы просвечиваются насквозь, излучая мерцающий свет».
Ослепительной белизны стены мавзолея покрыты мозаикой гирляндами цветов из драгоценных камней. Ветки белого жасмина из перламутра переливаются с красным гранатовым цветком из сердолика и деликатными усиками виноградной лозы и жимолости, а нежные олеандры выглядывают из роскошной зелени листвы. Каждый листик, каждый лепесток отдельный изумруд, яхонт, жемчужина или топаз; иногда таких камней насчитывается до ста штук для одной веточки цветов, а подобных этой ветке сотни на панелях и решётках Тадж-Махала!
СМЕРТЬ НЕ РАЗДЕЛИЛА
В центральном зале мавзолея стоят два саркофага, изваянных из бело-розовых пород мрамора, украшенных растительным орнаментом. Это кенотафы умерших, символические проекции тех, кто находится в самой нижней части мавзолея. Там, в подземном сводчатом помещении царит сумрак. Обе гробницы с останками царственных супругов, Мумтаз и Джахана, как ширмой окружены беломраморной резной оградой высотой около двух метров, украшенной сказочными цветами красными, жёлтыми, синими, вместе с зелёными гирляндами, сплетениями мраморных листьев и цветов.
В чём заключается сила впечатления, производимого Тадж-Махалом Откуда проистекает непреодолимое воздействие на всех, кто его видит На эти вопросы пытался ответить ещё Пётр Успенский: «Ни мраморные кружева, ни тонкая резьба, покрывающая его стены, ни мозаичные цветы, ни судьба прекрасной царицы ничто из этого само по себе не могло произвести такого впечатления. Должно быть, причина заключается в чём-то другом. Однако что-то в Тадж-Махале меня очаровывало и приводило в волнение. … Мне казалось, что загадка Тадж-Махала связана с тайной смерти, т.е. с той тайной, относительно которой, по выражению одной из Упанишад, «даже боги сначала были в сомнении». Над гробницей, где лежит тело царицы горит огонёк. Я почувствовал, что именно здесь таится начало разгадки. Ибо свет, мерцающий над гробницей, где лежит её прах, этот свет… есть маленькая преходящая земная жизнь. А Тадж-Махал это будущая вечная жизнь».
МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Создание Тадж-Махала восходит ко временам завоевания Индии мусульманами. Внук падишаха Акбара Джахан был одним из тех завоевателей, которые изменили лицо огромной страны. Воин и государственный деятель, Джахан был вместе с тем тонким знатоком искусства и философии; его двор в Агре привлекал к себе самых выдающихся учёных и художников Персии, которая в то время была центром культуры всей Западной Азии.
Сын Джахана Аурангзеб («краса престола», 1665-1706 гг.) ничем не походил на своего отца. Он был суровым, замкнутым и аскетически-религиозным монархом. Ещё будучи принцем, он неодобрительно относился к бесполезной и разорительной, как он считал, деятельности своего отца. Всю свою долгую и беспокойную жизнь Аурангзеб провёл в военных походах, направленных на то, чтобы сохранить власть над империей.
Аурангзеб поднял против отца мятеж, обвинив его в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства. Он заточил бывшего повелителя в подземную мечеть в одном из внутренних дворцов крепости Агры. В этой подземной мечети Шах-Джахан прожил семь лет; почувствовав приближение смерти, он попросил, чтобы его перенесли в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Арджуманд Бано. Там, на балконе Жасминового павильона с видом на Джамну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, Шах-Джахан скончался.
Такова краткая история Тадж-Махала. С тех пор мавзолей царицы Мумтаз пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII столетиях, Агра многократно переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери, вынесли драгоценные светильники и подсвечники, сорвали со стен орнаменты из драгоценных камней. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми. Ныне Тадж-Махал восстановлен и тщательно охраняется.
Но сегодня Тадж-Махал частично оделся в строительные леса из-за того, что на стенах появились трещины. Мраморный Тадж-Махал весит многие сотни тысяч тонн. Огромная масса давит на почву, и она постепенно оседает. За прошедшие века в результате смещения почвы мавзолей наклонился в сторону реки, хотя простым глазом это незаметно. Когда-то многоводная Джамна подходила вплотную к зданию, но затем река обмелела и отступила. Это последнее обстоятельство изменило структуру почвы и тоже повлияло на устойчивость мавзолея. Теперь решено высадить деревья на берегу Джамны с тем, чтобы прекратить эрозию почвы.

Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.

Тадж-Махал передает всё величие, красоту и силу любви, случившейся столетия назад. Трагическую историю великой любви падишаха монгольской империи к своей жене знают в каждой индийской семье. Родители рассказывают своим детям перед сном грустную сказку о бедной прекрасной девушке, тронувшей холодное сердце могущественного шаха одними лишь глазами, соединяя правду и вымысел. На уроках истории она предстаёт фактом, лишённым эмоциональной окраски, и рассматривается в контексте губительных для страны последствий - разрухи и смены власти. Влюблённые в своих признаниях вспоминают Шах-Джахана и его ненаглядную Мумтаз-Махал, мечтая, подобно им, пронести свои чувства через все преграды.

Абсолютно каждая деталь мавзолея-мечети подобрана с невероятной тщательностью и словно находится на своём месте. Впрочем, времени, сил и ресурсов на такую безупречную работу было отведено неограниченное количество, и любая грандиозная задумка архитекторов воплощалась в максимально возможной мере. Две сотни слонов, доставлявших мрамор из другого конца страны; двадцать тысяч рабочих и ремесленников, трудившихся при свете дня и ночи; двадцать два года строительства в общей сложности. И все для того, чтобы падишах мог назвать сооружение достойным имени возлюбленной.

История любви Тадж-Махала

Чувства нельзя потрогать, увидеть или услышать; их можно только ощутить. Однако, посетившие Тадж-Махал единожды, могут с уверенностью оспорить эту простую и очевидную вещь. Убедиться в том, что любовь - вполне осязаемый предмет, можно только в великом, впечатляющем и легендарном Тадж-Махале, где даже камни способны передать самое светлое, прекрасное и сильное чувство.