Станцы рафаэля санти в ватикане и интересные цифры о великом художнике. Raffaello Santi. Рафаэль- картины и фрески

29.03.2019
  • Местоположение: Папский дворец
  • Открытие: 1508 г.
  • Стоимость посещения: взрослый - 16 евро, студентам, школьникам, пенсионерам - 8 евро
  • Время работы: 8.45 - 16.45 (в субботу до 13.45), воскресенье - выходной

На территории современной Италии, внутри города Рима находится – карликовое государство-анклав. История удивляет и вдохновляет, а малые размеры города уместили столько культурных, исторических, архитектурных памятников, что просто захватывает дух. Расскажем об одном из них.

Творение Рафаэля Санти

«Stanza» в переводе с итальянского – комната. Станцы Рафаэля – четыре комнаты в , оформлением которых в разное время были увлечены Рафаэль Санти, его наставник Перуджино и их последователи.

Стены и потолки расписаны фресками, красота которых удивляет и восхищает посетителей дворца. Каждый рисунок отличается гармоничным исполнением, реалистичным сюжетом, детальностью, глубоким смыслом. Существует легенда, согласно которой папа Юлий II, увидев работы Рафаэля, пришел в восторг и распорядился уничтожить завершенную работу других художников. Отныне молодой автор был ответственен за роспись папских палат.

Станца делла Сеньятура

Наибольшая популярность принадлежит первой станце, которую оформлял Рафаэль Санти, она называется Станца делла Сеньятура. Работа по росписи комнаты длилась три года (с 1508 по 1511 годы), несмотря на достаточно юный возраст, Санти удалось сотворить неповторимое произведение искусства. Все фрески первой станцы тематически едины и затрагивают важную тему деятельности человека в духовном совершенствовании и самопознании.

Примечательно, что название Станцы делла Сеньятура в дословном переводе означает «подписывать, ставить знаки, печати». Именно эта комната служила кабинетом, в котором Папа подписывал документы. Этот факт стал решающим, когда рассматривался вопрос о переименовании палат.

Лучшей работой этой станцы, да и всей работы Рафаэля, по мнению историков и искусствоведов, является фреска «Афинская школа». Она запечатлела спор древнегреческих философов Аристотеля и Платона, рассуждающих о мире человеческих идей и духовном мире. Также на этой фреске изображены и другие именитые философы, и даже сам Рафаэль. Герои древности внешне схожи с героями средневековья - это обозначает тесную взаимосвязь между философией Античности и средневекового богословия.

Станца д’Элиодоро

Последующие три года Рафаэль посвятил росписи комнаты, получившей название Станца д’Элиодоро. Фрески этого помещения объединены темой покровительства Бога, которое охраняет Церковь.

Главной фреской палаты считается роспись, изображающая сирийского военного начальника Элиодора, который был изгнан из храма в Иерусалиме ангелом-всадником. Имя главного героя послужило названием станцы. В комнате имеются еще 2 фрески, посвященные событиям, которые не обошлись без помощи божественной силы. Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году. Во время службы неверующий священнослужитель взял в руки хостию – лепешку, которую используют во время таинства причастия, в его руках она стала истекать кровью.

Станца Инчендио ди Борго

Третья станца является последней, над которой трудился сам мастер Рафаэль. Она называется Инчендио ди Борго, в честь одноименной фрески, которой украшена одна из стен комнаты. Тематика Инчендио ди Борго связана с пожаром, который охватил квартал Борго, находящийся в непосредственной близости с Папским дворцом Ватикана. Предание гласит, что папа Лев IV сумел остановить огонь и спасти верующих силой возложенного чудотворного креста.

В целом третья станца рассказывает о жизни и деяниях папы Юлия II и папы Льва X. Работа по росписи Инчендио ди Борго длилась с 1514 по 1517 годы. В 1520 году Рафаэль скончался, а завершением работы занялись одни из самых талантливых его учеников.


Станца Константина

Последней из четырех палат папского дворца считается Станца Константина. Она выполнена по эскизам Рафаэля, но не им самим, а его учениками. Фрески комнаты рассказывают о борьбе в Римской империи между императором и язычниками. Композиция станцы состоит из нескольких сюжетных картин, первой из которых выступает фреска «Видение Креста». Согласно легенде, император Константин, готовясь к решающей битве против Максенция, увидел в небесах сияющий крест с надписью, гласящей «Сим победиши».

Продолжает композицию роспись, изображающая битву у Мульвийского моста и обряд крещения по христианским законам, который владыка завершил подписью «Дар Константина». Предание гласит, что именно тогда император даровал папам грамоту и одновременно безграничную власть в западной части Великой Римской империи.

Полезная информация

Так как станцы Рафаэля входят в состав , то, чтобы посмотреть на них, необходимо посетить музейный комплекс. Вход разрешен при наличии единого входного билета, стоимость которого для взрослых составит 16 евро, для школьников, студентов и пенсионеров ровно вдвое дешевле. Цена билета, купленного через интернет, будет дороже на 4 евро.

Музей Ватикана открыт для посещений каждый день, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музей работает с 8:45 до 16:45, в субботу с 8:45 до 13:45. Важно знать, что посещение музея в излишне открытой или пляжной одежде запрещено.

Добраться сюда достаточно просто, при этом доступны сразу несколько способов.

  1. Если поехать на метро, то нужно выбрать любой из поездов линии А и двигаться до остановки Cipro-Musei Vaticani или Ottaviano-S. Pietro. Далее пешая прогулка около 10 минут.
  2. Также можно воспользоваться автобусами № 32, 81, 982, следующими до площади Рисорджименто. Потом, как и в первом случае, придется немного пройтись. Кроме того, вы можете поехать на трамвае № 19, который не только доставит вас до музея, но и прокатит через весь город.

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Stanze di Raffaello , букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza - комната) - помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам . В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа , то есть в апартаментах Александра VI . По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станца делла Сеньятура

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) - главные гуманистические и христианские добродетели.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа » - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма , подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии . Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон , играющий на лире да браччо . Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер , Вергилий , Данте , Петрарка , Анакреонт , Сапфо и другие, справа - Теренций , Ариосто , Овидий , Гораций , Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца дель Инчендио ди Борго

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства , а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х . Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго ».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра , причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в . Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения (Raffaello Santi) и его учениками.

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната»; начиная с папы Юлия II, не пожелавшего жить в тех же покоях, что и ненавистный ему Александр VI Борджиа, здесь располагались личные папские апартаменты.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура. Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на , в Гераклите легко узнать , а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Многие видят здесь намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот попал в плен к французам, но сумел сбежать.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.


Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.

Как попасть в музей Ватикана


Чтобы увидеть станцы Рафаэля, нужно побывать в . Вход в него осуществляется по единому билету, позволяющему посетить все выставки музейного комплекса. Стоимость билета – 16 евро, для пенсионеров и студентов – 8 евро. Покупка билета онлайн обойдется на 4 евро дороже – 20 и 12 евро соответственно.

Посетить музейный комплекс Ватикана можно ежедневно, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музеи открыты с 8:45 до 16:45, по субботам они работают до 13:45. В музее нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде, пляжных майках и шортах.

Уточнить актуальную информацию о работе музеев Ватикана можно на официальном сайте