Создаем шарж в фотошоп. Шарж из фото в фотошоп

01.05.2019

Сегодня сложно назвать сферу дизайна и графики, где бы не использовались графические приложения. И это вполне понятно, ведь они позволяют практически в мгновение ока создать необычный фотомонтаж или замысловатый коллаж, превратить фотографию в настоящее произведение искусства, удачно добавив несколько интересных эффектов или создав на основе обычного снимка изображение, напоминающее традиционную графику или живопись. В графических приложениях можно имитировать дым и огонь, небо и воду, текстуру металла, ткани и других естественных поверхностей. С их помощью несложно изображать различные природные явления: снег, дождь, ветер, волны; потрясающие результаты можно получить, настроив освещение, и т.п.

рафическими приложениями можно воспользоваться и для создания карикатур и шаржей. И те и другие, как и раньше, довольно часто сопровождают разнообразную новостную информацию, имея социально-критическую направленность и подвергая осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей, или носят чисто любительский характер и являются оригинальным способом изображения друзей, родственников и знакомых. Кстати, услугу по созданию шаржей и карикатур сегодня предлагает немало художественных студий, и она пользуется неизменным спросом.

Отметим, что необязательно создавать карикатуры и шаржи с нуля, вырисовывая все элементы изображения, ведь на это уйдет не один час. Учитывая, что прототипами для карикатур и шаржей чаще всего служат реальные люди и животные, гораздо быстрее и проще создавать их на основе обычных фотографий. В этом случае перед пользователями открываются три пути, каждый из которых мы далее и рассмотрим.

Создание карикатур и шаржей средствами универсальных графических приложений

ля создания карикатур и шаржей можно воспользоваться популярными универсальными графическими приложениями — в том или ином виде соответствующие возможности имеются в самых разных пакетах. Например, программа Adobe Photoshop имеет встроенный модуль Liquify (Текучесть), вызываемый командой Filter=>Liquify и предназначенный для искажения изображений. В Jasc Paint Shop Pro имеется искажающая кисть Warp Brush, которая позволяет растягивать фрагменты изображения или создавать эффект увеличения отдельных его участков. В пакете Adobe Illustrator для данной цели предназначена целая группа инструментов Liquify Tools , с помощью которых можно мгновенно исказить изображение и быстро добиться причудливых деформаций, не достижимых другими способами. Возможности универсальных графических приложений в плане деформации изображения для получения того или иного карикатурного эффекта весьма широки. Кроме того, во многих пакетах после достижения нужного эффекта искажения, благодаря наличию соответствующих фильтров, несложно превратить фотографию в карандашный рисунок или в рисунок кистью и при необходимости подправить его от руки и дорисовать элементы фона — и шарж или карикатура готовы. Правда, есть один недостаток — все универсальные графические приложения довольно объемны и требуют немало времени на освоение. Однако именно их выбирают профессионалы.

Попробуем воспользоваться для создания дружеского шаржа приложениями Adobe Photoshop и Jasc Paint Shop Pro. Возьмем в качестве исходной фотографию, представленную на рис. 1, — данный снимок в силу комического и восторженного выражения лица идеально подходит для задуманного шаржа. Проведем необходимые операции по цветовой коррекции снимка и удалим все лишние элементы, которые будут существенно затруднять создание шаржа (рис. 2).


и удаления лишних элементов

После этого приступим непосредственно к созданию карикатуры из снимка. Загрузим встроенный модуль Liquify (Текучесть), вызываемый командой Filter=>Liquify возьмем инструмент Bloat (Раздувание), отрегулируем параметры кисти и начнем экспериментировать: увеличим нос, сделаем более пухлыми щеки и т.п., пытаясь подчеркнуть характерные черты изображенного на снимке человека. Затем продолжим работу другими инструментами — в данном примере были задействованы инструменты Pucker (Сжатие) и Warp (Искажение), каждый раз настраивая нужным образом параметры кисти. Окончательный результат представлен на рис. 4.

Теперь необходимо превратить фотографию в рисунок — остановимся на варианте черно-белого карандашного рисунка. Удобнее и гораздо проще сделать это в Paint Shop Pro. Для этого вначале создайте дубликат фонового слоя командой Layers=>Duplicat e (Слои=>Дубликат) и измените режим смешивания дублирующего слоя, в отношении которого будут производиться все дальнейшие действия, на Color. Сделайте негатив изображения, воспользовавшись командой Adjust=>Negative Image (Регулировка=>Негатив изображения), а затем превратите цветной снимок в черно-белый командой Image=>Greyscale (Изображение=>Оттенки серого). Вновь вызовите окно изменения свойств слоя и смените режим смешивания на Dodge — в результате окажутся видны лишь самые темные детали снимка, а полученный вариант будет мало напоминать оконченный карандашный рисунок, скорее лишь отдельные его наброски. Поэтому уменьшите параметр непрозрачности слоя до приемлемой величины — для каждого снимка она будет своя, в данном примере была установлена непрозрачность в 94%. В итоге фотография станет выглядеть лучше (рис. 5). Объедините оба слоя командой Layer=>Merge=>Merge All (Слой=>Объединить=>Объединить все). Теперь можно скопировать лицо человека в новое изображение и дорисовать прочие элементы шаржа (рис. 6) — в данном примере мы просто воспользовались карикатурным фоном одного из представленных в Интернете шаржей художественной студии АРТ.


в карандашный рисунок

Создание карикатур и шаржей в специализированных пакетах

ожно воспользоваться программными продуктами, специально предназначенными для создания карикатур и шаржей. Они просты в освоении — так же как и в универсальных графических приложениях, деформация в них осуществляется при помощи визуальных инструментов деформации, — а потому рассчитаны на любителей, не имеющих опыта работы с графическими приложениями, но в то же время желающих попробовать себя в роли художника-карикатуриста. Отметим, что программы данной группы, несмотря на внешнюю простоту, могут иметь весьма неплохие возможности и зачастую позволяют добиваться не менее профессиональных результатов, причем с минимальными затратами сил и времени.

Но пакетов с такими возможностями очень мало, так что выбирать особенно не из чего, при этом значительная часть из них уже давно не обновляется. Пожалуй, наиболее известным и популярным в мире приложением из данной группы является программа SuperGOO от когда-то знаменитой компании Metacreations. К сожалению, компания больше не существует, новых версий SuperGOO не появляется, но при большом желании приложение можно найти, и оно прекрасно работает под Windows 95/98/Me/NT/2000. А из продаваемых ныне разработчиками специализированных приложений явным лидером является программа Deformer 2.0 от российской компании STOIK Imaging.

Deformer 2.0

Разработчик: STOIK Imaging

Размер дистрибутива: 5,58 Мбайт

Способ распространения: shareware

Цена: 29 долл.

Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP

Deformer — это лучшая в настоящее время программа для быстрого создания смешных карикатур и анимаций, ориентированная на широкий круг пользователей. Дружественный, хотя и не совсем привычный интерфейс, в совокупности с предельно простыми приемами работы делает ее оптимальным решением для домашних пользователей, которые в считаные минуты могут создать с ее помощью веселые карикатуры и шаржи на своих друзей и знакомых, имея в арсенале всего лишь хорошую фотографию.

Программа поддерживает очень большой набор визуальных инструментов деформации, для удобства объединенных в группы — Catastrophe, Toolkit, Global, Shrink, Plain и Grow — и позволяющих выполнять с захваченными мышью фрагментами изображения различные манипуляции: сжатие, растягивание, закручивание и пр. (рис. 7). Процесс деформации осуществляется обычным перемещением мыши по изображению. Выполнив несколько манипуляций, можно быстро преобразовать фотографию в шарж, карикатурно подчеркнув характерные черты человека. Все преобразования осуществляются в режиме реального времени и отображаются на экране, при этом в любой момент можно отказаться от полученной карикатуры и вернуться к исходному образу.

В качестве исходных могут быть задействованы любые изображения, — как имеющиеся на диске, так и загруженные с TWAIN-устройств. Результаты работы сохраняются в форматах TIFF, BMP, PCX, TARGA, JPEG, GIF И PNG, возможна оптимизация изображений. Созданные деформации можно включить в видеодорожку для создания анимационного ролика в форматах AVI или animated GIF.

В продаже имеется русскоязычная версия программы Deformer 2.0 — Реформер+ (издатель: Новый диск (http://www.nd.ru/), цена: 4,5 долл., рис. 8). Она дополнительно содержит встроенную базу фотографий политиков, которые можно преобразовывать по своему усмотрению, и предназначена для всех, кто любит веселые шутки и розыгрыши и чувствует в себе скрытый талант художника-карикатуриста. Как уже отмечалось, интерфейс программы предельно прост, а всплывающие в ходе работы подсказки упрощают освоение приложения. Благодаря этому Реформер+ смогут освоить даже дети, причем им он может быть полезен по двум причинам: Реформер+ подходит для обучения нюансам графической трансформации и одновременно позволяет в легкой и веселой форме ознакомиться с искусством создания шаржей и карикатур.

Cartoonist 1.0

Разработчик: VicMan Software

Размер дистрибутива: 3,15 Мбайт

Способ распространения: shareware

Цена: 19,95 долл.

Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP/2003

Эта компактная и удобная в работе программа позволяет быстро создавать карикатуры на основе фотографий путем деформации их отдельных фрагментов. Cartoonist имеет простой и интуитивно понятный интерфейс, позволяет наблюдать результаты трансформаций в режиме реального времени и поддерживает поэтапный откат назад или полный возврат к исходному изображению в случае неудачно проведенной операции. Созданные карикатурные изображения можно сохранять в форматах BMP, JPG И PNG. При желании в формате JPG несложно определить качество сохраняемых изображений и сохранить EXIF-данные.

Пока в арсенале Cartoonist лишь одна искажающая кисть, поддерживается регулирование размера кисти и фонового цвета. Однако в настоящее время программа находится на стадии активной разработки (ее последний вариант появился в конце 2004 года), поэтому есть все основания полагать, что в ближайшем будущем Cartoonist станет поддерживать более широкий набор деформирующих инструментов.

Применение морфинг-редакторов

еоретически есть и третий путь создания карикатур на основе снимков — деформация фотографии при помощи морфинг-редакторов. Термин «морфинг» происходит от слова metamorphosing, что значит — «проведение преобразования», и относится к технике анимации, в которой один образ постепенно преобразуется в другой. Таким образом, основная задача морфинг-редакторов — создание анимаций, но они могут оказаться полезными и при выполнении карикатур. В качестве исходника может выступать и обычная фотография, а конечный результат будет представлен в виде серии сгенерированных промежуточных кадров, обеспечивающих плавный переход начального образа в конечный. Как правило, кадры могут быть сохранены не только в целом — как анимация, но и по отдельности в популярных графических форматах JPG, GIF и др., чем и можно воспользоваться.

Технология деформации в морфинг-редакторах принципиально отличается от рассмотренных выше способов деформации и заключается в том, что необходимо вручную сопоставить между собой точки соответствия на исходном и конечном изображениях. Чем больше точек вы поместите на изображения, тем более качественным будет результат морфинга. Для достижения наилучших результатов точки должны быть размещены на всех ключевых участках изображений. При этом в случае создания карикатуры роль исходного и конечного изображений будет играть одна и та же фотография. Отметим, что добиться хорошего результата, выбрав этот способ, гораздо сложнее, нежели в случае деформации фотографий при помощи визуальных инструментов деформации, — потребуются и некоторые знания о технологии морфинга, и умение работать в морфинг-редакторах. Да и времени создание карикатуры таким образом займет намного больше, а размещение точек соответствия — процесс очень утомительный.

Что касается редакторов для создания морфинга, то их очень много. Для примера рассмотрим один из самых популярных и в то же время достаточно простой — ACD Morpheus Photo Animator. Данная программа поставляется в двух редакциях: стандартной Morpheus Photo Animator и профессиональной Morpheus Photo Animator Pro. Для создания карикатур и шаржей достаточно стандартной версии.

ACD Morpheus Photo Animator 1.85

Разработчик: ACDsystems

Размер дистрибутива: 3 Мбайт

Способ распространения: shareware

Цена: 29,95 долл.

Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP

ACD Morpheus Photo Animator — всемирно признанная программа для морфинга фотографий, позволяющая добавлять в них динамику и эмоции и представляющая собой подключаемый модуль для пакета ACDSee. Программа является удобным, быстрым и даже забавным инструментом как для новичков, так и для специалистов.

Она поддерживает режимы работы для начинающих (Beginner Mode ) и для квалифицированных пользователей (Normal Mode ) и отличается удобным и интуитивно понятным интерфейсом. В режиме Beginner Mode от пользователя скрыты практически все инструменты настройки, кроме минимального набора инструментов, необходимых для выполнения простого морфинга. Для реализации более сложного морфинга с использованием более широкого спектра возможностей программы вам нужно будет переключиться в режим Normal Mode. Результаты морфинга могут быть сохранены в форматах Shockwave, Flash, Animated GIF, AVI, JPEG и др.

Процесс создания карикатуры здесь, так же как и в любом другом морфинг-редакторе, состоит из трех этапов: загрузка одной и той же фотографии в качестве исходного и конечного изображений, проставление точек соответствия и создание морфинга с сохранением промежуточных кадров морфинга в графических файлах. В результате вы получите серию графических файлов, последний из которых при удачном проведении морфинга и будет карикатурой.

Комическое изображение шарж может приятно удивить и рассмешить человека, которому оно адресовано. Превращение фотографии в шарж выполняется поэтапной деформацией отдельных частей лица и головы. Берем исходное изображение (пример). Делаем дубликат слоя. Инструментом «Лассо» выделить голову и вырезать её. Вставить вырезанный фрагмент в новом слое.

Выделяем глаза, копируем и вставляем в новом слое каждый глаз в отдельности.

При помощи «Масштабирования» и «Поворота»: вкладка «Редактирование» — «Трансформирование» глаз нужно увеличить и слегка повернуть, расположив его анатомически.

Проделать тоже самое со вторым глазом. Но данные изменения предварительны.

Для деформации головы можно использовать «Марионеточную деформацию»: вкладка «Редактирование». Эта функция позволит закрепить части слоя, придавая деформацию отдельным фрагментам, оставляя неизменным отдельные участки. К примеру, можно больше растянуть скулы, при этом ниже и выше расположенные части лица оставить неизменными.

В функции «Марионеточная деформация» следует закрепить булавками те части слоя, которые должны остаться на исходном уровне.

После окончательной деформации головы следует подогнать слои с глазами и носом, возможно увеличивая их либо меняя угол наклона, то есть, поворачивая относительно оси лица.

Лишние участки слоев с глазами и носом можно скрыть, добавив к слоям маску и в маске кистью черного цвета закрасить участки с кожей, либо воспользоваться инструментом «Ластик».

Также деформировать можно и другие части тела, к примеру руку.

Далее к шаржу можно применить дополнительную обработку. Для этого следует сделать целое изображение при помощи функции сведение. Изображение выделить инструментом «Прямоугольная область», и во вкладке «Редактирование» выбрать «Скопировать совмещенные данные» и «Вставить».

К полученному слою можно применить ряд фильтров во вкладке «Фильтр»:

— Camera raw, в котором можно усилить четкость и поиграть с тенями, распределением белого и черного компонентов,

— «Цветовой контраст», изменив слою режим наложения можно добиться усиление контура изображения;

— «Умная резкость», что придаст выразительности изображению;

— можно сочетать несколько фильтров, к примеру, исходному слою «сведение» придать резкость, а его дубликату размытие и снизить дубликату непрозрачность.

Также можно затонировать изображение, применив к нему некоторые корректирующие слои: «Поиск цвета», «Фотофильтр» и др.

Придать эффект бликов изображению можно при помощи корректирующего слоя «Уровни», высветлив изображение, залить при этом слой-маску этого слоя черным цветом и проявив его в отдельных местах изображения.

Стили детально рассматривались в предыдущих уроках.

РЕЗУЛЬТАТ

В этом уроке мы узнаем, как сделать карикатуру из фото в Фотошопе, веселую альтернативу обычному портрету.

В идеи лежит изменение формы лица, чтобы подчеркнуть или сделать черты более комичными. В Adobe Photoshop есть ряд инструментов которые как раз нам понадобятся для этого. Среди них: Трансформация, Деформация, Пластика .

Для данного коллажа нам понадобиться сама фотография с которой мы будем делать карикатуру и фон. Вы можете найти данные файлы в материалах к уроку.

Шаг 1.

Основой для создания карикатуры служит поиск частей тела, которые от природы уже просятся к увеличению или уменьшению. Если посмотреть на нашу фотографию то можно выделить сразу несколько моментов с которыми можно работать: Это довольно большая челюсть и улыбка очень выразительная. Также обращают на себя очки в роговой оправе, и высокий лоб. На всех этих деталях можно сыграть.


Шаг 2.

Поскольку у нас фотография сделана на белом фоне, то для нас не составит труда ее отделить от фона. Используем инструмент Волшебная палочка (W) , делаем выделение белого фона, затем инвертируем наше выделение. После этого, не снимая выделения копируем слой нажимая Слои > Новый > Скопировать на новый слой (Ctrl + J) и получим копию вырезанного мужчины на отдельно слое.

Шаг 3.

Гораздо удобнее работать с отдельными частями изображения, которые отделены друг от друга. Поэтому отделим изображение на нужные нам части. Вначале отделим одежду на отдельный слой.

Шаг 4.

Теперь займемся подготовкой элементов для карикатуры. Для этого переведем в прозрачность одежду чтобы нам пока не мешала.

Вырежем подбородок и поместим его на новом слое.


Шаг 5.

Затем аналогично скопируем на новый слой рот.


Шаг 6.

Затем тоже самое проделаем с носом.

А после этого аналогично выделим и скопируем очки.



Шаг 7.

Следующим шагом скопируем ухо.


Шаг 8.

Основной подготовительный этап мы с вами сделали. Теперь для удобства и перестраховки конвертируем каждый отдельный слой в Смарт-объект . Слои > Смарт-объекты > Сконвертировать в Смарт-объект .

Шаг 9.

Теперь переходим к трансформациям и деформациям.

Общее правило в карикатурах это сделать голову непропорционально большой к телу.

Чтобы это сделать выберем слой с одеждой и используем инструмент Свободная Трансформация и растянем вниз слой с одеждой.

Шаг 10.

Теперь перейдем к голове. Используем инструмент Деформация и начнем искривлять голову. Попробуем деформировать шею, чтобы она вписывалась в растянутый воротник, и в целом придать форме головы желаемую форму, которая станет основой нашей карикатуры. Основной задачей данного шага является сделать нужную форму головы, и расположение остальных слоев уже будет зависеть от того как мы сделаем основу.

Шаг 11.

Деформируем подбородок, таким образом чтобы швы в месте соприкосновения слоев были похожих оттенков.


Шаг 12.

Аналогично деформируем рот.


Шаг 13.

Увеличиваем нос.


Шаг 14.

Теперь поэкспериментируем с очками. Используем инструмент Деформация .


Шаг 15.

Теперь подгоним ухо, к дужке очков и также его немного деформируем.


Шаг 16.

Самый сложный момент в рисовании маски был у меня на подбородке внизу, именно там где борода. Там я использовал маленькую кисть и аккуратно, стараясь сохранить каждый волосок бороды, вручную стирал ненужный фрагмент.

Шаг 17.

У нас должна получиться следующая конструкция.

Шаг 18.

Следующий этап, это использование инструмента . Попробуем усилить карикатуру.

Промежуточный этап, состоящий из слоев, я склеиваю в один и опять его конвертирую в Смарт-объект .

Шаг 19.

Перехожу в Фильтр > Пластика . Затем в диалоговом окне выбираю Расширенный Режим , для того чтобы получить более гибкие настройки.

Шаг 20.

Использую инструмент Деформация с размером кисти примерно 200 px . Аккуратно расширяю лоб, придвигая кожу к волосам.

Шаг 21.

Теперь использую инструмент Вздутие и делаю несколько кликов по носу, чтобы он выглядел более массивным.

Шаг 22.

Теперь я использую Замораживающую маску чтобы выделить оправу очков, чтобы она не деформировалась.

Шаг 23.

Используя инструмент Деформация уменьшим немного глаза.

Шаг 24.

Шаг 25.

Усилим улыбку, подтянем немного уголки губ к щекам.

Шаг 26.

После фильтра , у нас должно получиться примерно следующая картинка.

Шаг 27.

Последний штрих это добавим рисованный эффект.

Добавим Маску к слою с карикатурой и инструментом Кисть аккуратно с малой прозрачностью растушуем низ слоя.

Шаг 28.

Теперь вставим фон.

После этого к фону также добавим маску и сделаем растушевку краев. Подберем кисть похожую на губку.

Шаг 29.

Добавим эффектов, чтобы придать более рисованный вид карикатуре.

Используем Умное размытие с радиусом 2.0 , Допуском 10.0 и качеством выставленным на Высокое .


Шаг 30.

Теперь используем Корректирующий слой с Кривыми со следующими настройками.

Шаг 31.

Теперь создадим новый слой и поместим его поверх остальных. Используем инструмент Палец , размер кисти примерно 40 px , Силу нажатия выставим на 80% и обязательно поставим галочку Образец со всех слоев . Начинаем аккуратно размазывать пальцем сохраняя основные границы и следуя тональности картинки.

Шаг 32.

Затем выбираем все получившиеся слои и склеиваем в один (Ctrl + E). Далее используем фильтр High Pass (цветовой контраст) , радиус выставляем примерно 5.0 px .

Затем переводим этот слой в Режим наложения - Перекрытие и уменьшаем прозрачность до 80%. После этого выбираем в панели Слой > Слой-Маска > Скрыть Все .

После этого используя инструмент Кисть , выбрав белый цвет, восстанавливаю черты лица, глаза, брови, нос, рот, подбородок.

Шаг 33.

Все мы закончили. Данная техника поможет вам сделать веселый смешной коллаж на ваших друзей или родных.