В этом Коротком Уроке, мы покажем вам, как можно создать удобную для работы изометрическую сетку, всего за несколько простых шагов. Вы узнаете как использовать Инструмент Прямоугольная Сетка с техникой SSR, и меньше чем через две минуты, вы будете готовы к тому, чтобы создать вашу изометрическую работу.
Откройте новый документ. Размеры зависят от того, что вы собираетесь рисовать с помощью нашей сетки, и тоже с цветовой моделью. Теперь мы начнем, и выберем инструмент Прямоугольная Сетка (Rectangular Grid Tool).
Установите параметры для Прямоугольной Сетки. Нажмите Enter и установите Количество для Горизонтальных и Вертикальных разделителей по 30. Это величина зависит от пропорций вашей работы, так что выберите значения на ваше усмотрение.
Теперь у вас есть два варианта. Вы можете указать величины для Ширины и Высоты на предыдущем шаге (что я делать не рекомендую). В это случае вы должны установить равные значения для Ширины и Высоты, что бы получить квадратную сетку. Или вы можете проигнорировать эти значения, и нарисовать мышкой, удерживая нажатым Shift, один большой квадрат, гораздо больший, чем ваша рабочая зона (позже вы увидите почему).
То, что мы собираемся делать дальше называется SSR - метод (Scale-Shift-Rotate - Масштабируй-Сдвигай-Поворачивай). Это метод который позволяет создавать 3D изометрическую графику из 2D. Для нашей сетки мы будем использовать случай верхней плоскости из этой техники.
Выберите сетку и зайдите в Объект > Трансформировать > Масштабирование (Object > Transform > Scale), выберите опцию Непропорционально и установите по Вертикали - 88,602%.
Исправление : На рисунке стоит число 86,062, но правильное значение 86.602
Сетка должна быть по прежнему выделена. Зайдите в Объект > Трансформировать > Наклон (Object > Transform > Shear) и установите значение 30 градусов.
И наконец мы должны повернуть нашу сетку. Объект > Трансформировать > Поворот (Object > Transform > Rotate) и установите Угол - 30 градусов.
Теперь мы сделали нужные линии, и теперь все что нам нужно это сделать из них Направляющие (Guides). Убедитесь, что сетка выделена и зайдите в меню Просмотр > Направляющие > Создать Направляющие (Control + 5) (View > Guides > Make Guides).
Теперь у вас есть площадка для создания идей, и это заняло только две или три минуты. Потратив немного времени на использование этой техники вы можете создать отличные изометрические иллюстрации и при этом вы знаете, что используете правильную перспективу. Развлекайтесь!
What You"ll Be Creating
В этом уроке из нашей серии, посвящённой спец.эффектам в музыкальных клипах, мы попробуем воссоздать чарующий и красивый калейдоскопический 3D эффект, который можно увидеть в клипе Stromae на песню “Tous Les Memes” на 3:22 минуте.
Чтобы создать задний фон из уличной сцены в виде кубов, необходимо подобрать соответствующие изображения с одинаковой перспективой угла, как у кубов. Почти невозможно найти исходные изображения, которые имеют нужное расположение, однако, эти изображения подходят достаточно близко.
Из-за геометрических фигур, размеры документа являются очень важными, так как мы будем использовать сетку и направляющие линии.
Откройте программу Photoshop , а затем идём Файл- Новый (File > New). Установите следующие размеры рабочего документа: Ширина (Width) 1232 px и Высота (Height) 540 px .
Далее, идём Просмотр - Новый макет направляющей (View > New Guide Layout). Поставьте галочку в окошке Столбцы (Columns), укажите Количество (Number) 16 , а также Ширину (Width) 77 px . Поставьте галочку в окошке Строки (Rows), укажите Количество (Number) 12 , а также Высоту (Height) 45 px . Таким образом, мы создали сетку из направляющих линий, по которой мы будем выравнивать элементы композиции.
Неотъемлемой частью данной работы является 3D эффект. Всё изображение будет состоять из трёхмерных блоков. Чтобы создать подобное изображение, мы создадим, а затем используем узор для заливки холста.
Убедитесь, чтобы в меню Просмотр (View) была активна опция Привязка (Snap), т.к. это облегчит работу с направляющими линиями. Далее, выберите инструмент Перо (Pen Tool (P), в панели управления данного инструмента, выберите режим Фигура (Shape), отключите режим Обводка (Stroke), а также установите цвет Заливки (Fill) фигуры на тёмно-зелёный оттенок (#1f2c21). Теперь нарисуйте фигуру ромба, используя направляющие линии, как показано на скриншоте ниже.
С помощью инструмента Перо (Pen Tool (P), нарисуйте параллелограмм, который будет прилегать к нижней правой грани ромба. Использование направляющих линий обеспечит точное выравнивание всех точек. Установите цвет Заливки (Fill) для данной фигуры на зелёный цвет средних тонов (#3f6054).
С помощью инструмента Перо (Pen Tool (P), нарисуйте ещё одну такую же фигуру, но только с левой стороны куба. Установите цвет Заливки (Fill) для данной фигуры на зелёно-голубой оттенок (#1e605e).
Выделите все три слоя с нарисованными фигурами, для этого удерживая клавишу (Shift ), щёлкните по очереди по каждому слою в палитре слоёв. Далее, идём Слой- Смарт-Объекты - Преобразовать в смарт-объект (Layer > Smart Objects > Convert to Smart Object). Это объединит все три раскрашенные фигуры в один слой без объединения их в одну фигуру. Назовите слой со смарт-объектом Куб (Cube).
Выберите инструмент Перемещение Alt ), щёлкните / потяните куб, чтобы создать дубликат слоя. Создайте три дубликата, расположив все фигуры, как показано на скриншоте ниже. Убедитесь, что фигуры привязаны к направляющим линиям, таким образом, все фигуры будут выровнены нужным образом.
С помощью инструмента Прямоугольная область (Rectangular Marquee Tool (M), выделите область пересечения четырёх кубов. Убедитесь, чтобы выделение состояло из 2 ячеек сетки по ширине и 6 ячеек сетки по высоте, расположение должно быть точно, как на скриншоте ниже, в противном случае, у вас не получится точное повторение узора. Далее, идём Редактирование - Определить узор (Edit > Define Pattern). Назовите новый узор 3D Кубический узор (3D Cube Pattern).
Отмените выделение, для этого идём Выделение - Отменить выделение (Select > Deselect (Ctrl+D). Далее, создайте новый слой поверх слоёв с кубами, назовите этот слой Кубический узор (Cube Pattern). Теперь идём Редактирование - Выполнить заливку (Edit > Fill) и в появившемся окне, установите Содержимое (Contents) на Узор (Pattern). В качестве Заказного узора (Custom Pattern), установите 3D Кубический узор (3D Cube Pattern), который мы создали в последнем шаге.
Отключите видимость слоёв с кубами, которые мы использовали для создания узора. Далее, поменяйте режим наложения для слоя Кубический узор (Cube Pattern) на Умножение (Multiply), а также уменьшите Непрозрачность (Opacity) слоя до 89% .
На видео камера отъезжает назад и показывает переплетающийся городской пейзаж, помещённый в трёхмерную сетку из кубов, это вдохновило на создание эффекта. Этот эффект "под кайфом" визуально приводит в замешательство и восхищает одновременно.
Откройте одно из исходных изображений с дизайном жилой квартиры. С помощью инструмента Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso Tool (L), создайте выделение вокруг комнаты на переднем плане. Далее, идём Слой- Новый - Скопировать на новый слой (Layer > New > Layer Via Copy) (Ctrl+J), чтобы скопировать выделенную область на новый слой.
Возвращаемся на наш основной документ, находим смарт-объект с кубом и перетаскиваем его на документ с дизайном квартиры. Далее, идём Редактирование - Трансформация - Масштабирование (Edit > Transform > Scale), чтобы увеличить масштаб куба примерно до размеров комнаты. Затем уменьшите Непрозрачность (Opacity) слоя до 75% . Обратите внимание, что перспектива комнаты не соответствует перспективе куба.
Отключите видимость слоя с Задним фоном (background), а также убедитесь, чтобы слой с выделенным изображением комнаты был активным. Теперь идём Редактирование - Деформация Перспективы (Edit > Perspective Warp). Щёлкните по холсту, чтобы создать регулирующую сетку. Перемещаем угловые опорные точки, чтобы выровнять их с углами стены в комнате. Примечание переводчика: инструмент Деформация Перспективы (Perspective Warp) - это новый инструмент, который появился в версии программы Photoshop CC.
Создайте фигуру второй сетки, соединив её с первой сеткой в углу комнаты. Сместите опорные точки на этой сетке, чтобы выровнять со второй стеной.
Как только определены две стены, нажмите клавишу (Enter ), чтобы переключиться в режим Деформации (Warp). Используя опорные точки инструмента Деформация Перспективы (Perspective Warp), откорректируйте перспективу комнаты. Наша цель- это получить соответствие перспективы комнаты при наложении куба, при этом сохраняя все элементы изображения, которые искривлены или сильно искажены за пределами границ этого куба.
После применения Деформации перспективы (Perspective Warp), удерживая клавишу (Ctrl ), щёлкните по миниатюре слоя с кубом, чтобы загрузить выделение вокруг фигуры куба. Убедитесь, чтобы слой с деформированной комнатой был активным, а затем идём Редактирование - Скопировать (Edit > Copy) (Ctrl+C). Переключаемся на наш рабочий документ, а затем идём Редактирование - Вклеить (Edit > Paste). Назовите вклеенный слой Комната 1 (Apartment 1). Расположите данный слой ниже слоя Кубический узор (Cube Pattern).
Примените масштабирование к изображению комнаты 1, для этого идём Редактирование - Свободная трансформация (Edit > Free Transform (Ctrl+T), чтобы изображение комнаты вписывалось под размеры одного из кубов. Обратите внимание, что пол комнаты должен совмещаться с верхней темной стенкой куба. Используйте направляющие линии, чтобы обеспечить идеальное расположение.
Создайте несколько дубликатов слоёв с комнатой, распределите их произвольно по всей текстуре. Убедитесь, чтобы все дубликаты слоёв чётко прилегали к направляющим линиям, таким образом, не будет наложение пикселей между примыкающими изображениями.
Выделите слои с комнатами в палитре слоёв, чтобы сгруппировать их в одну группу, идём Слой- Сгруппировать слои (Layer > Group Layers (Ctrl+G ).
Используя ту же самую технику, создайте дополнительные комнаты, используя другие исходные изображения, пока вы полностью не заполните задний фон текстуры. В данном примере, я создал четыре разные комнаты, которыми я заполнил заключительный дизайн.
Работа с основным узором завершена. Пришло время обратить наше внимание к второму эффекту, который воссоздаёт геометрическую фигуру сердца из кубического узора.
Убедитесь, чтобы слой Кубический узор (Cube Pattern) был активным, а затем идём Слой- Стиль слоя- Параметры наложения (Layer > Layer Style > Blending Options). В нижней части окна параметров наложения есть шкала с надписью Подлежащий слой (Underlying Layer). Удерживая клавишу (Alt ), потяните за белый бегунок, чтобы разделить его, а затем первую часть устанавливаем на 198 , а вторую оставляем на 255 . Это позволит увидеть яркие участки комнат через кубическую текстуру.
Добавьте новый корректирующий слой Цветовой тон / Насыщенность (Hue/Saturation). Установите Цветовой тон (Hue) на -10 , Насыщенность (Saturation) на +65 , а значение Яркости (Lightness) на -3 . Таким образом, мы усилим зеленоватые тона дизайна.
Создайте новый слой, назовите этот слой Фигура Сердца (Heart Shape). Далее, с помощью инструмента Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso Tool (L), создайте выделение, используя направляющие линии, чтобы выделение было точным. Начните с дальнего правого края и далее движемся по часовой стрелке, щёлкая по следующим точкам:
Отмените активное выделение, идём Выделение - Отменить выделение (Select > Deselect). Далее, создайте дубликат слоя с фигурой сердца, для этого выберите инструмент Перемещение (Move Tool (V), а затем удерживая клавишу (Alt ), щёлкните / потяните оригинальную фигуру сердца. Расположите дубликат слоя с фигурой сердца таким образом, чтобы нижний конец находился на расстоянии ровно четырех ячеек от левого верхнего угла оригинальной фигуры.
Продублируйте дубликат слоя, а затем сместите новый дубликат вниз до тех пор, пока точка "ложбины" сердца не сядет на нижний край холста.
Отключите видимость слоёв с сердцем, а затем удерживая клавишу "Ctrl
", щёлкните по каждой миниатюре слоя с сердцем, чтобы загрузить выделение всех трёх фигур. Далее, добавить корректирующий слой Цветовой тон / Насыщенность
(Hue/Saturation). Поставьте галочку в окошке Тонирование
(Colorize). Установите Цветовой тон
(Hue) на 327, Насыщенность
(Saturation) на +68, а значение Яркости
(Lightness) на 17. Таким образом, мы придали сердцу розовый тон!
Наслаждайтесь красивым кубическим калейдоскопом, вдохновленный эффектом музыкального клипа Tous Les Memes.
Даже несмотря на то, что перспективы исходных изображений были разными, а для дизайна изометрического эффекта требовалось десятки кубических фигур, разнообразный набор инструментов программы Photoshop позволяет легко создавать даже самые уникальные эффекты. Как у вас вышел эффект? Поделитесь своей работой в комментариях к уроку.
В этом уроке мы попытаемся повторить яркий изометрический эффект, который можно увидеть в клипе Stromae на песню “Tous Les Memes” на 3:22 минуте.
Чтобы картинки выглядели как часть кубов, они должны иметь такое же перспективное искажение. Достаточно тяжело найти подходящие под данный запрос изображения. Тем не менее, рекомендую попробовать создать данный эффект.
Так как наша работа будет основана на геометрических фигурах, размер документа очень важен для построения правильной сетки.
Открываем Photoshop и переходим File - New (Файл - Новый). Устанавливаем Width (Ширина) на 1232 пикселя, а Height (Высота) - на 540 пикселей.
Переходим View - New Guide Layout (Вид - Новый макет направляющей). Активируем Columns (Столбцы) и устанавливаем Number (Количество) на 16, а Width (Ширина) - на 77 пикселей. Затем активируем Rows (Строки) и устанавливаем Number (Количество) на 12, а Width (Ширина) - на 45 пикселей. Это создаст сетку из направляющих линий, по которой мы будем выравнивать элементы композиции.
Неотъемлемой частью данной работы является 3D-эффект. Вся картинка будет заполнена трехмерными блоками. Но для этого мы должны подготовить специальную текстуру.
Убедитесь, что в меню View (Вид) активировано Snap (Привязка), с этой опцией нам будет проще работать. Затем активируем Pen Tool (P) (Перо) в режиме Shape (Фигура), обводку отключаем и выбираем цвет #1f2c21. Затем рисуем ромб, как показано ниже.
Пером рисуем параллелограмм, который крепится к нижней грани ромба. Чтобы фигуры получались идеально ровными, ориентируемся на направляющие. Устанавливаем Fill (Заливка) для этой фигуры на зеленый (#3f6054).
На противоположной грани ромба рисуем еще один параллелограмм. Цвет заливки устанавливаем на бирюзовый (#1e605e).
На панели слоев с зажатой клавишей Shift выделяем все три слоя с фигурами. Затем переходим Layer - Smart Objects - Convert to Smart Object (Слой - Смарт-объекты - Преобразовать в смарт-объект). Это объединит фигуры в один слой, при этом каждый четырехугольник будет отдельным объектом в рамках данного смарт-объекта. Называем смарт-объект Куб.
Берем Move Tool (V) (Перемещение), зажимаем клавишу Alt и тянем за куб, чтобы дублировать его. Создаем три копии и размещаем их в форме креста, как показано ниже. Убедитесь, что фигуры выровнены строго по сетке.
Используем Rectangular Marquee Tool (M) (Прямоугольное выделение), чтобы создать выделение центральной части крестообразной фигуры из кубов. Выделение должно быть шириной 2 ячейки и высотой 6 ячеек сетки. Размещаем его так же, как показано ниже, иначе готовая текстура будет отображаться неверно. Затем переходим Edit - Define Pattern (Редактирование - Определить узор) и называем новую текстуру Кубическая 3D-текстура.
Снимаем выделение Select - Deselect (Выделение - Снять выделение) (Ctrl+D). Затем создаем новый слой над слоями с кубом и называем его Кубическая текстура. Далее переходим Edit - Fill (Редактирование - Заливка) и устанавливаем Contents (Содержимое) на Pattern (Узор). Выбираем нашу кубическую текстуру, созданную в прошлом шаге.
Скрываем слои с кубами, которые мы использовали для создания текстуры. Затем устанавливаем режим смешивания слоя Кубическая текстура на Multiply (Умножение) и уменьшаем непрозрачность до 89%.
На видео камера отъезжает назад, показывая зрителю городской пейзаж, который вставлен в трехмерную сетку из кубов. Такая подача графики одновременно и смущает, и восхищает.
Открываем одну из картинок с планом квартиры. Берем Polygonal Lasso Tool (L) (Прямоугольное лассо) и создаем выделение самой ближней к зрителю комнаты. Затем переходим Layer - New - Layer via Copy (Слой - Новый - Скопировать на новый слой) (Ctrl+J), чтобы скопировать выделенную область на новый слой.
Возвращаемся на наш рабочий документ, находим смарт-объект с кубом и перетаскиваем его на файл с планом квартиры. Затем используем Edit - Transform - Scale (Редактирование - Трансформация - Масштаб), чтобы подогнать размер куба под размер комнаты. Затем уменьшаем его непрозрачность до 75%. Обратите внимание, что перспективное искажение комнаты отличается от искажения куба.
Скрываем фоновый слой и активируем слой с копией комнаты. Переходим Edit - Perspective Warp (Редактирование - Деформация перспективы). Кликаем по рабочей области, чтобы создать сетку для редактирования. Перемещаем углы сетки так, чтобы они совпадали с углами стены в комнате.
Создаем вторую сетку и соединяем ее с предыдущей. Перемещаем узловые точки так, чтобы они совпадали со второй стеной.
Закончив с двумя стенами, жмем клавишу Enter, чтобы переключиться на режим Warp (Деформация). Используем узловые точки, чтобы изменить перспективное искажение комнаты. Наша задача - подогнать ее под искажение куба так, чтобы слишком деформированные и кривые элементы комнаты остались за пределами куба.
После применения Perspective Warp (Деформация перспективы), зажимаем клавишу Ctrl и кликаем по миниатюре слоя с кубом, чтобы загрузить его выделение. Убедившись, что слой с планом комнаты активен, переходим Edit - Copy (Редактирование - Копировать). Переключаемся на основной рабочий документ и переходим Edit - Paste (Редактирование - Вставить). Называем новый слой Комната 1 и размещаем под кубической текстурой.
Корректируем размер комнаты с помощью Edit - Free Transform (Редактирование - Свободная трансформация) (Ctrl+T), чтобы он четко вписывался в куб. Обратите внимание, что пол комнаты должен совмещаться с верхней темной гранью куба. Используем направляющие, чтобы идеально разместить картинку.
Создаем несколько копий комнаты и хаотично распределяем их по текстуре. Убедитесь, что все копии размещены четко по направляющим и нигде нет перекрывающих друг друга пикселей.
На панели слоев выделяем все слои с комнатой и группируем их Layer - Group Layers (Слой - Сгруппировать слои) (Ctrl+G).
Используя описанную выше технику, создаем несколько дополнительных комнат и заполняем ими остальные места текстуры. На примере ниже, я подготовил четыре разные комнаты, которые я дублировал и распределил по всей композиции.
Закончив основную работу с текстурой, мы можем перейти к созданию дополнительного эффекта в виде геометрического сердца.
Убедитесь, что слой Кубическая текстура активен, затем переходим Layer - Layer Style - Blending Options (Слой - Стиль слоя - Параметры наложения). В нижней части открывшегося диалогового окна есть панель Underlying Layer (Подлежащий слой). Зажимаем клавишу Alt и тянем за белый ползунок, чтобы разделить его, затем первую часть устанавливаем на 198, а вторую оставляем на 255. Благодаря этому, яркие детали на картинках с комнатами будут видны через кубическую текстуру.
Добавляем корректирующий слой Hue /Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) и устанавливаем Hue (Цветовой тон) на -10, Saturation (Насыщенность) на +65 и Lightness (Яркость) на -3. Это добавит зеленую тонировку на картинке.
Создаем новый слой и называем его Сердце. Затем используем инструмент Polygonal Lasso Tool (L) (Прямоугольное лассо), чтобы создать выделение, используя точки пересечения направляющих. Начинаем с правого края и двигаемся по часовой стрелке:
Снимаем выделение Select - Deselect (Выделение - Снять выделение). Затем берем инструмент Move Tool (V) (Перемещение), зажимаем клавишу Alt и тянем за сердце, чтобы дублировать его. Размещаем копию так, чтобы нижний конец находился на расстоянии ровно четырех ячеек от левого верхнего угла оригинальной фигуры.
Дублируем копию сердца и перемещаем ее в самый низ так, чтобы вершины фигуры выступали на две ячейки.
Скрываем все слои с сердцем, зажимаем клавишу Ctrl и кликаем по их миниатюрам на панели слоев, чтобы загрузить выделения всех трех фигур. Затем применяем корректирующий слой Hue /Saturation (Цветовой тон/Насыщенность). Активируем опцию Colorize (Тонировка), устанавливаем Hue (Цветовой тон) на 327, Saturation (Насыщенность) на 68 и Lightness (Яркость) на 17. Таким образом, мы тонировали сердца в розовый цвет.
Мы закончили!
Теперь можете полюбоваться работой с изометрическим эффектом, вдохновленную видеоклипом “Tous Les Memes”.
Не смотря на то, что перспектива исходников разная и для создания эффекта нужны десятки кубических фигур, широкий набор инструментов Photoshop позволит легко создать даже самый необычный дизайн.