Совместные торги. Новые правила проведения совместных конкурсов и аукционов Соглашение о совместных закупках расходы

20.06.2019

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088
"Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов"

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44, ст. 4602);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. N 647 "О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5048).

Правила
проведения совместных конкурсов и аукционов
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088)

С изменениями и дополнениями от:

3. Для организации и проведения совместного конкурса или аукциона заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, соответствующие полномочия которых определены в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - заказчики, Федеральный закон), заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее - документация).

При этом уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора совместного конкурса или аукциона. Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Федерального закона.

5. Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов.

6. В целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

б) разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом . Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

г) предоставляет разъяснения положений документации;

д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;

з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

7. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

9. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Федеральным законом , принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с Федеральным законом.

Во исполнение нового Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

Если у 2 и более заказчиков есть потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах, они вправе провести совместные конкурсы или аукционы.

Для этого заказчики заключают между собой специальное соглашение. Это нужно сделать до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.

После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.

Прописаны полномочия названного организатора. Так, он утверждает состав комиссии по осуществлению закупок. Предоставляет документацию заинтересованным лицам и разъясняет ее положения. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, необходимые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме цен.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся, решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается заказчиками самостоятельно.

Прежнее положение о проведении совместных торгов признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением требования о включении в план-график сведений о наименовании организатора. Оно применяется с 1 января 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов"


Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением пункта 4 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2015 г.


Закона N 44-ФЗ при осуществлении 2 и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (далее также - торги). Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов определяются соглашением, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 44-ФЗ.



Полномочия, которые в обязательном порядке передаются организатору совместных торгов в соответствии с соглашением, и вытекающие из этого его обязанности определены ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил. Согласно этим нормам в целях проведения совместных торгов их организатор:

Осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением (ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 6 Правил);

Разрабатывает и размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытых торгах, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика (пп. "б" п. 6 Правил);

Предоставляет документацию заинтересованным лицам (пп. "в" п. 6 Правил);

Предоставляет разъяснения положений документации (пп. "г" п. 6 Правил);

При необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию (пп. "д" п. 6 Правил);

Осуществляет размещение в ЕИС в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ при определении контрагента (пп. "е" п. 6 Правил);

Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместных торгов, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом N 44-ФЗ случаях (

Совместные торги это процедура приобретения товаров, работ и услуг для нескольких организаций, которая осуществляется организатором закупки на основании заключенного между такими организациями соглашения

Несмотря на разнообразие приобретаемых товаров, работ и услуг, как в сфере государственного заказа, так и корпоративных закупок, основную массу составляют достаточно типовые товары, работы и услуги, которые требуются практически каждому заказчику. Учитывая этот момент и руководствуясь принципом эффективности, законодатель предусмотрел и установил такой инструмент как совместные торги, который позволяет заказчиком минимизировать свои временные и финансовые затраты на осуществление одинаковых закупок. Организация совместных торгов позволяет значительно сократить издержки связанные с необходимостью проведения конкурентных процедур. Поэтому подробно рассмотрим процедуру проведения совместных тендеров, а также отметим ключевые положительные и отрицательные стороны данного института.

Процедура совместных торгов

Первоначально мы осветим вопрос проведения совместных тендеров по 44 ФЗ. Статья 25 Закона о контрактной системе устанавливает общие положения проведения совместных торгов. В частности закреплено, что формой определения победителя могут быть только конкурсы или аукционы. Иные способы для совместных тендеров Законом о контрактной системе не предусмотрены.

Поскольку взаимодействие заказчиков осуществляется только в части процедурных моментов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), то после их проведения, дальнейшие действия заказчиков уже не подлежат координации и в частности контракт с победителем заключает каждый заказчик самостоятельно. Так же, норма закона определяет, что основным документом, определяющим права, обязанности и ответственность организатора и участников обоюдных тендеров является соглашение, которое должно быть заключено в соответствии с гражданским законодательством, с учетом Закона о контрактной системе. Дополнительно установлено, что выступать в роли организаторов обоюдных торгов может либо один заказчиков, либо уполномоченный орган или учреждение из сферы централизованных торгов. Кто в конкретных тендерах должен быть организатором, определяется в соглашение между участниками.

Несмотря на иное нормативно-правовое регулирование для юридических лиц работающих в соответствии с Законом 223-ФЗ, институт совместных торгов практически полностью соответствует сфере государственных и муниципальных закупок, с небольшими отличиями, о которых будет уточнено дополнительно при их наличии.

Соглашение о проведении совместных торгов

Для проведения общих торгов в соответствии с Законом о контрактной системе потребуется заключить соглашение с другими заказчиками. В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе такое соглашение должно содержать некоторые обязательные сведения, в частности: ИКЗ (код закупки), существенные условия, НМЦК в отношении каждого заказчика, сведения об организаторе, порядок разделения расходов, срок соглашения, а так же иные сведения. Форма соглашения обязательно должна быть письменная. При наличии технической возможности оно может быть заключено в форме электронного документа, при условии соблюдения требований Закона об электронной подписи.

Помимо соглашения, правила проведения процедуры установлены также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088. В частности в данных правилах определенны полномочия организатора, к которым отнесено, в том, числе создание и утверждение комиссии по осуществлению закупок, которая должна будет оценивать заявки участников торгов. В состав такой комиссии включаются члены каждого из участников-заказчиков относительно объему осуществляемых закупок в общем объеме. Так же организатор закупки осуществляет все процедурные действия для определения победителя, составляет документацию, протоколы, дает разъяснения, вносит изменения и другие действия, предусмотренные Законом о контрактной системе или Законом 223-ФЗ.

Предметом соглашения по Закону 223-ФЗ могут быть только товары, работы и услуги с одинаковыми кодами Общероссийских классификаторов. Потребности нескольких заказчиков суммируются и представляются в виде одного лота. По итогам совместных торгов договоры заключаются с победителем заказчиками индивидуально.

Положительные и отрицательные моменты совместных тендеров

К неоспоримым достоинствам таких тендеров естественно относится возможность участия в них крупных представителей бизнеса, которым тендеры заказчиков по отдельности не могли бы быть настолько интересны. Так же, значительно снижается возможность возникновения коррупциогенных факторов, поскольку организатор закупки проводит все необходимые действия для определения победителя, и интерес отдельного заказчика никоим образом не может повлиять на конечный итог процедуры. Эффективность закупок конечно также очень сильно повышается, поскольку заказчики в таком случае значительно освобождаются от многих требований Закона о контрактной системе, что позволяет им сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Но, несмотря на указанные достоинства, такие торги имеют также ряд значительных недостатков. Например, в процессе подготовки документации неизбежно разные заказчики по-разному сформулируют описание объекта закупки, и подготовят обоснование цены. И организатор должен будет все эти данные привести к общей форме и типу, что может значительно усложнить процесс подготовки документации закупки. Так же, такие тендеры практически закрывают участие в них для представителей малого бизнеса, что в конечном итоге негативно сказывается на экономических процессах.

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44, ст. 4602);

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. N 647 "О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5048).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением пункта 4 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 02.12.2013.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. При наличии у 2 и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.

3. Для проведения совместного конкурса или аукциона заказчики заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее - документация). Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).

4. После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона (далее - организатор).

5. Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов.

6. В целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

А) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

Б) размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

В) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

Г) предоставляет разъяснения положений документации;

Д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

Е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

Ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;

З) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

7. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

8. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

9. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Федеральным законом, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 44, ст. 4602);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 647 "О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 5048).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2015 г.

Правила
проведения совместных конкурсов и аукционов
(утв. Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. При наличии у 2 и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.

3. Для проведения совместного конкурса или аукциона заказчики заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее - документация). Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).

4. После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона (далее - организатор).

5. Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов.

6. В целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

б) размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

г) предоставляет разъяснения положений документации;

д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;

з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

7. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

8. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

9. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Федеральным законом, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с Федеральным законом.

Обзор документа

Во исполнение нового Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

Если у 2 и более заказчиков есть потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах, они вправе провести совместные конкурсы или аукционы.

Для этого заказчики заключают между собой специальное соглашение. Это нужно сделать до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.

После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.

Прописаны полномочия названного организатора. Так, он утверждает состав комиссии по осуществлению закупок. Предоставляет документацию заинтересованным лицам и разъясняет ее положения. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, необходимые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме цен.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся, решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается заказчиками самостоятельно.

Прежнее положение о проведении совместных торгов признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением требования о включении в план-график сведений о наименовании организатора. Оно применяется с 1 января 2015 г.