В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор раскрывает перед читателем ряд образов, которые не только ярко демонстрируют разные человеческие судьбы и характеры, но и являются типичными представителями своего времени – тридцатых годов ХІХ века. Время это сложное и противоречивое: в воздухе витает недовольство, однако активных действий практически никто не предпринимает. Тот же, кто смеет возмущаться, тут же ссылается на Кавказ, подальше от Москвы и Петербурга. Молодое поколение современной автору России – это растерянные, потерявшиеся во времени и пространстве люди, не знающие, куда применить свой ум, свой талант, свою энергию.
Печорин и Грушницкий – это тоже дети своего времени. Их многое роднит: оба тщеславны и самолюбивы, всегда стремятся обратить на себя внимание, быть в центре светских разговоров и сплетен, постоянно ищут на свои головы приключений. И Грушницкий, и Печорин желают предстать в глазах общества уникальными, необыкновенными. Так, Грушницкий даже солдатскую шинель способен превратить в атрибут франтовства. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…». Произвести эффект стремится и Печорин – то напускной холодностью и равнодушием, то страстными речами и взглядами. И ему это успешно удается, особенно в глазах романтических красавиц. Однако настоящей, благородной жизненной цели у этих героев нет – им просто скучно, они не знают, чем себя занять. Слова «скука» и «скучно» встречаются в произведении Лермонтова, пожалуй, чаще других – как отпечаток времени, как символ потерянного поколения.
Печорин и Грушницкий, тем не менее, сильно отличаются друг от друга. Несмотря на напускную самоуверенность и чрезмерное франтовство, Грушницкий оказывается человеком очень уязвимым, неуверенным в себе, недальновидным и неопытным во многих ситуациях. Свои слабости он пытается скрыть то под солдатской шинелью, то под вычурным офицерским мундиром. Он готов довериться Печорину даже в сердечных делах и не замечает, как тот открыто насмехается над ним. Хуже всего то, что он оказывается трусом, не способным противостоять чужому мнению, не способным достойно принять своё поражение, и подлым предателем, который готов стрелять в безоружного человека.
Печорина же Лермонтов наделяет незаурядным аналитическим умом и сильной волей, которые помогают герою предвидеть и предвосхищать события, предугадывать поступки других людей. Печорин развлекается, предполагая ход событий, и ликует, когда его предположения оправдываются. Однако ликует недолго, ему очень скоро наскучивает все: и светские развлечения, и внимание барышень, и военные баталии. Ему скучно, потому что благодаря своему острому уму, образованности, умению разбираться в людях он способен заранее видеть исход события. Так, например, происходит с княжной Мери, чье внимание Печорин стремился привлечь лишь для того, чтобы насолить Грушницкому, ради развлечения. Когда же он влюбил в себя девушку, то сразу потерял к ней интерес, оставил с разбитым сердцем и без всякой надежды на взаимность. Люди для Печорина лишь игрушки, лишь возможность сделать жизнь веселее. За героем стоит вереница обиженных им людей, разбитых сердец и судеб – Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, контрабандисты…
Печорин, в отличие от Грушницкого, не слеп в отношении самого себя. Он постоянно анализирует свои поступки, он честен перед самим собой, способен увидеть противоречивость своей натуры: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Печорин готов и осудить самого себя: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе».
Хотя Грушницкий и представляет Печорина как своего приятеля, друзьями они, конечно, никогда не были. Печорин признается: «я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать». Между Печориным и Грушницким возникает конфликт. Грушницкий был для Печорина такой же игрушкой, марионеткой, как и все остальные. А слабохарактерность и недалёкость Грушницкого, его самовлюбленность и желание выглядеть героем в глазах друзей и общества еще больше усугубляют обстоятельства. С легкостью отбивая Мери у Грушницкого, Печорин выигрывает очередное пари, заключенное с самим собой. Но выигрывает ли? Несчастная, разбитая судьба Мери и смерть Грушницкого – вот главные призы этой победы.
Печорин задумывается: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Почему автор наделяет Печорина таким характером, такой судьбой, зачем сталкивает с Грушницким? В начале произведения Лермонтов сам признается: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Не претендуя на роль лекаря и не предлагая лекарства от всех болезней, автор все же посчитал нужным вскрыть недостатки современного ему общества, возможно, втайне надеясь, что, узнав себя, кто-то задумается и изменится. Спустя почти два столетия, сам того не подозревая, Лермонтов предупреждает и нас, поколение ХХІ века, об опасности таких человеческих пороков, как эгоизм и самовлюбленность, трусость и предательство, бездействие и пустое прожигание жизни.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает мужчин своего времени. Чтобы роман читали, должна быть интрига, борьба между мужчинами. Вот они двое – Печорин и Грушницкий. Оба такие разные и внешнее, и внутренне.
Грушницкий – молодой человек, смуглый и черноволосый, выглядит старше своего возраста. Ему всего 21 год. Возраст романтиков и максималистов. Он так восторженно воспринимает всех людей и всё происходящее вокруг. Много болтает и мечтает стать героем романа.
Печорин – полная ему противоположность. Образованный светский циник, язвительный и злопамятный эгоист. Манипулятор, отлично разбирающийся в людях, хороший психолог. Он же сам об этом намекает фразой, о своём главном удовольствии – подчинять своей воле окружающих людей. Он получает от этого удовольствие и тешит своё самолюбие.
Но, однако, эти две противоположности даже дружили. Хотя Печорин не исключал, что они когда-нибудь сойдутся на узенькой дорожке.
Печорину скучно. Он хочет поразвлечься, показать, кто здесь главный, унизить Грушницкого в глазах княжны. Поэтому, он хочет влюбить девушку в себя излюбленным способом – безразличием и равнодушием. Печорин – отличный манипулятор людьми, разбил не одно женское сердце. Княжна Мэри попадает в его сети и влюбляется в негодяя.
Кроме того, он обсуждает Грушницкого с Вернером, как какая-нибудь болтливая баба.
Но Грушницкий не так прост, как кажется на первый взгляд. Сцена под балконом Веры проливает свет на его двуличную натуру. Он трус и непорядочный человек, если позволяет себе оклеветать девушку. А дальше - больше. Он предлагает оставить незаряженным пистолет Печорина в сцене дуэли. Это низко и подло, и не достойно для чести мужчины и военного.
Но для Печорина это была не первая дуэль, он был опытным дуэлянтом. Поэтому, смог избежать гибели. Всё-же как требовал устав о дуэлях, Печорин предлагает Грушницкому извиниться. И получает отказ. А потом без сожаления убивает его. Печорин – жестокий циничный человек.
Не нужна ему была ни княжна Мэри, ни Вера. Он получает удовольствие от того, что манипулирует людьми. И всё-же, на мой взгляд, он глубоко несчастный человек, не способный на искреннюю дружбу и настоящую любовь.
В своих произведениях Лермонтов очень часто обращался к темам человеческих чувств и эмоций. Он подчёркивал, что в его время людям нахватает некоторой искренности, что им нахватает искренности, доброты, может быть даже нахватает некой сердечности, нахватает эмоциональности. Лермонтов как человек всегда был весьма богат на эмоции, что также отмечали его родные и современники, и потому Лермонтов того же требовал и от окружающих, однако он не мог добиться той же искренности и благоразумия, которые проявляет он сам. И в итоге он начал писать о данной проблеме в своих произведениях, дабы донести её до каждого своего читателя, и чтобы он хоть что-то понял. Подобным произведением стало “Герой нашего времени”.
В нём автор описывает простую человеческую жизнь в то время. Тот быт и рутину, которой занимались люди. Он так точно и ясно описывал человеческие взаимоотношения, из-за чего у его читателей не возникало никаких сомнений в естественности образов, представленных в нём. Также автор раскрывает в нём естественную для себя тему – недостаток искренности окружающих его людей. Пронося образы таких людей через своё произведение, автор создаёт поистине уникальную атмосферу, которая впоследствии дополняется их переживаниями, личностным ростом, и также знакомством с новыми персонажами. Примером таких образов персонажей являются Печорин и Грушницкий.
Оба этих человека представляют в произведении ту или иную проблему, которая так или иначе затронула разум автора, и он решил обсудить её в данном произведении. Поближе познакомившись с книгой, мы видим, что Печорин человек вспыльчивый, яростный, всегда готовы ринуться в бой, не терпящий промедлений. Он привык всё и всегда получать сразу, а если ему что-то наскучит, то он сразу же бросает наскучивший ему предмет, потому Печорина вполне можно назвать человеком, который совсем не ценит то, что имеет.
Грушницкий же человек, противоположный Печорину. Он вдумчивый, романтик, который предпочтёт материальным благам духовные, но даже с таким персонажем всё не так просто. Грушницкий хоть и является человеком чести, ему всё же недостаёт решительности, так как он привык в основном мечтать и размышлять, нежели же перейти к активным действиям. Грушницкий тот человек, который не любит брать дело в свои руки, скорее он отдаст эту привилегию более уверенному в себе Печорину.
У каждого писателя есть произведение, которое обессмертило его имя. Та самая история, написания которой было достаточно для того, чтобы об авторе вспоминали и десятки лет спустя. Для Михаила Юрьевича Лермонтова таким произведением стал «Герой нашего времени».
В этом романе есть чётко выраженный главный герой – офицер Григорий Печорин. Для того чтобы наиболее точно раскрыть все его качества, Лермонтов противопоставляет герою другой персонаж – юнкер Грушницкий. У молодых людей так же много сходств, как и различий.
По своему происхождению оба персонажа были дворяне. Однако если в жилах Печорина текла аристократическая кровь, то Грушницкий был самым простым парнем из народа.
Оба молодых человека были военными и служили на Кавказе. Но Печорин являлся жителем Петербурга, а Грушницкий вырос в самой обыкновенной деревне.
И один, и второй персонаж получили хорошее образование. Герои были достаточно воспитаны, горды и самолюбивы. И Печорин, и Грушницкий являлись злопамятными и мстительными людьми.
Герои были практически одного возраста. Печорину на момент повествования было около 25 лет, а Грушницкому только исполнилось 20 лет, хотя и выглядел он старше.
И Печорин, и Грушницкий были очень видными молодыми людьми. При этом их внешние качества едва ли можно назвать схожими. Хотя бы по той причине, что в отличие от Печорина, Грушницкий очень следил за своим внешним обликом, что не могло не бросаться в глаза.
Григорий был из тех, про кого говорят «порода». Печорин – блондин с чёрными бровями и усами. Это молодой человек среднего роста и хорошего телосложения. Бледный цвет лица, карие глаза, холодный взгляд и небрежная походка придавали герою особый шарм. Григорий всегда богато одевался и ходил только в чистой и выглаженной одежде.
Грушницкий любил производить впечатление, и его внешние данные позволяли это делать. Молодой человек был смуглым брюнетом с выразительными чертами лица. Как и Печорин, Грушницкий был хорошо сложен и носил усы.
Главное отличие героев в их темпераменте. Григорий был сдержан и холоден – его лицо не выражало никаких эмоций, говорить он тоже не любил. Грушницкий же, напротив, был говорлив, страстен и эмоционален.
Печорин был дерзким, наглым, несентиментальным и храбрым. Он знал людей, знал, как обращаться с женщинами и как пользоваться своим положением. Грушницкий был от этого всего далёк: неопытен, сентиментален, скромен, труслив.
Несмотря на то, что у героев есть схожие черты, в общем понимании они абсолютно разные. Именно благодаря Грушницкому, Михаил Юрьевич смог показать всю глубину души Григория Печорина.
`Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд
Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха
Глядя на картину Маяковского, мы видим летний знойный день, где у небольшого чистого пруда, на деревянной лавочке под широким деревом, окутанным зеленой густой листвой, в парке сидит, богато одетая семья
Печорин | Грушницкий | |
Происхождение | Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. | Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. |
Внешний вид | Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть опрятно. | Будучи самовлюбленным франтом, Грушницкий везде и всюду хочет производить впечатление. Внешний вид для него имеет чрезвычайную важность, он то и дело поправляет шевелюру, подкручивает усы, изо всех сил старается выглядеть эффектно. Это качество особенно сильно проявляется в присутствии дам. |
Характер | Уверенный в себе, умный, тонкий психолог, Печорин прекрасно разбирается в людях и взаимоотношениях. Талантлив, обладает аналитическим складом ума. Не против манипулировать людьми просто ради забавы, достаточно циничен. Печорин разочарован в идеалах предыдущего поколения, но ему нечего им противопоставить. Из-за этого герой обречен на скуку и усталость. | Грушницкий неглуп, но явно не может конкурировать с Печориным, наивно не замечает его манипуляций. Склонен романтизировать людей, преувеличивать и драматизировать чувства. Разочарованность его в людях скорее пародийная, чем искренняя; ему доставляет удовольствие ощущать себя человеком, на долю которого выпали «возвышенные страсти и исключительные страдания». |
Отношение к женщинам | Несмотря на молодость, Печорин прекрасно изучил слабый пол. Для него любовь – забава, отношения с противоположным полом он не принимает близко к сердцу. Зная, что женщинам нравятся дерзость, загадочность и неприступность, он влюбляет в себя княжну Мери, только чтобы досадить Грушницкому. | Грушницкий верит в любовь, в ней он может раскрыться как романтик и дамский угодник. Его чувства к княжне Мери искренни, хотя и несколько преувеличены. |
Герой и общество | Печорин – яркий представитель «сливок общества». Тем не менее, он противопоставляет себя обществу, высмеивая столичных аристократов. Печорин прекрасно разбирается в людях и видит все пороки своих современников. | В образе Грушницкого запечатлен реальный, современный Лермонтову типаж. В 30-е годы 19 века в моде были разочарованность в жизни и некий романтизм, которые так характерны для Грушницкого. В среде молодых людей Грушницкий чувствует себя своим среди своих. |
Роман «Герой нашего времени» повествует о жизни российского дворянства 30-х годов 19 века - это время в русской истории явилось мрачным отголоском разгрома декабристского восстания, что не могло не отразиться на менталитете молодежи. Новые идеи и жажда деятельности, царившие в умах и сердцах молодых людей, не находили применения. Ярким представителем поколения является главный герой произведения - Григорий Печорин. Именно на его персонаже Лермонтов демонстрирует типичные черты постдекабристской молодежи - со всеми их пороками, стремлениями и идеями.
Лучше понять характер героя помогает прием сравнения - в романе противопоставить Печорину можно другого персонажа, Грушницкого. Он присутствует лишь в одной части - «Княжна Мери», однако этого присутствия достаточно, чтобы сквозь призму его образа более детально рассмотреть характер Печорина. А благодаря знакомству с Григорием читатель получает возможность лучше узнать поколение нового мышления, навеянного идеями декабризма.
Разница между Печориным и Грушницким начинается уже в их происхождении. Григорий - аристократ, дворянин, выросший среди светского общества и получивший хорошее воспитание. Его аристократизм проскальзывает и в описании внешности: бледная кожа, благородный лоб, маленькая рука. Однако спокойная жизнь, наполненная удовольствиями, не по вкусу герою: светские развлечения, как и наука, очень скоро наскучили ему.
Грушницкий же - юноша более низкого происхождения, юнкер. Вершинами его помыслов являются «звездочки на погонах» - достижение высокого чина. Грушницкому нравится производить впечатление на окружающих; его можно назвать франтом. В его поведении есть некая схожесть с Печориным, однако вся страсть, разочарованность и страдания его наигранны и посредственны.
Критическое мышление Печорина, его некая усталость от жизни, бесконечные поиски себя и острая проницательность - качества, которые неумело пытается сыграть Грушницкий. С первой же встречи Григорий видит этот низкосортный артистизм - Грушницкий раздражает его. Борьба за внимание княжны перерастает в дуэль между молодыми людьми - в этой сцене мы видим истинную сущность юнкера («Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла»). Не получив примирения, Печорин стреляет и убивает соперника.
Несмотря на все свои пороки, - скука и отсутствие полезных стремлений, равнодушие к окружающим, холодное, порой даже жестокое отношение к влюбленным в него женщинам, - Печорин на фоне Грушницкого выглядит благородным и честным. Он не играет в скептицизм - герой ведет себя искренне в любой ситуации. Автор не осуждает и не делает лучше кого-либо из героев, лишь раскрывая читателю два типа личности, столь характерных для описанного времени.
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».
Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.
Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.
Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:
«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».