Сочинение по картине «Богатыри» В.М. Васнецова. Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри

20.10.2019

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".


Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Виктор Васнецов - это один из самых знаменитых художников дореволюционной России. Его сказочные, фантастические сюжеты известны практически каждому школьнику. Картина Васнецова «Три богатыря» является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа. Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно.

Только вот перед анализом главных образов следует заметить, что очень часто картину называют неправильно. Настоящее название - «Богатыри», а не «Три богатыря», как полагают многие. Хотя сейчас искусствоведы на этом особо не настаивают.

Идея картины

Замысел картины пришел к художнику намного раньше, чем она была написана. Целых тридцать лет первый набросок, совсем сырой еще рисунок, был создан во время пребывания Васнецова в Париже. Как говорил сам живописец, хоть работа и тянулась весьма долго, но все равно его руки буквально тянулись к ней. Написать «Богатырей» было его творческим долгом, долгом перед каждым русским человеком.

Уже в России, в стенах своей любимой мастерской, Васнецов спокойно и кропотливо заканчивал шедевр. Картина Васнецова «Три богатыря» увидела свет в самом конце девятнадцатого столетия. Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил ее написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи. Очень интересна, а также хорошо запоминается зрителю картина Васнецова «Три богатыря», фото расположено выше.

Критические заметки

Читая критические статьи тех, перед кем картина Васнецова «Три богатыря» предстала впервые, можно заметить, что отзывы о ней только лишь положительного характера. Колорит, замысел, перспектива и реалистичность - все в данной работе вызывает лишь восхищение. Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Картина «Три богатыря», Васнецов. Описание

Это самая настоящая ода героизму и любви к своему Отечеству. Главные персонажи картины имеют необычный облик. Перед зрителями предстают древние витязи, те самые былинные герои, о подвигах которых когда-то слагали легенды: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Итак, очень долго готовилась выйти в свет картина «Три богатыря». Васнецов описание свое собственное, теоретическое не оставил. Но зато существует весьма много искусствоведческих анализов к данному шедевру.

Илья Муромец

В центральной части картины верхом на вороном коне восседает сам Муромский богатырь Илья. От этого образа так и веет уверенностью, мощью и силой. Он разительно отличается от двух других богатырей своей умудренностью и спокойствием. Он будто могучий дуб, которому нипочем даже буря.

Одной рукой он заслоняется от солнца, высматривая врага, на предплечье висит тяжелая палица, другой же удерживает копье. И хотя Илья Муромец нарисован в кольчуге, с боевым оружием, все равно ничего опасного и устрашающего в данном образе нет.

Алеша Попович

Правее изображен самый молодой богатырь - Алеша Попович. Смелость его кажется слегка напускной. В нем нет столько силы, как в его товарищах. Но зато насколько красив и благолепен этот воин. Он тоже не боится сечи, а если придется встретить врага, то точно не подведет. Под его седлом рыжая лошадь, к седлу привязаны гусли, наверняка Алеша Попович во время нелегкого и долгого похода развлекает богатырей. Вооружение у него легкое - это лук и колчан со стрелами.

Добрыня Никитич

Ну а третьим, уже на белом коне, предстает перед зрителем Добрыня Никитич. Он отличается от двух иных образов, воплощая знания, культуру русского народа. Он так же силен, как и Илья Муромец, но сила эта в нем потаенная. От него веет осмотрительностью и вдумчивостью поступков.

Тем-то и хороша картина «Три богатыря» Васнецова, что богатырей видишь единомоментно всех вместе. Их образы сливаются в единый дух - дух русской народности. Ракурс, от которого отталкивался художник, очевиден: зритель как бы смотрит на богатырей немного снизу, от земли, именно поэтому картина и выглядит так помпезно и торжественно.

Задний план

Интересна и деталировка картины. Дело в том, что абсолютно все, что предстает перед глазами, когда смотришь на этот шедевр, символично. Не случайно в качестве заднего плана выбраны русское поле и лес, этот одухотворенный пейзаж будто вобрал в себя настроение полотна. Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву. Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий. Вся природа будто замерла в ожидании врага. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей. Еще больше к мысли о предстоящей сече подталкивают серые надгробия, что располагаются на этом поле - когда-то здесь уже происходили сражения.

Но только вот страшно не становится от этого мрачного места, ведь на защите рубежей русских стоят три бравых героя, три богатыря.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл - защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

Картина Васнецова «Три богатыря» и сейчас находится в московской Третьяковской галерее, рядом с ней всегда можно увидеть экскурсионные группы, которые подолгу задерживаются, чтобы получше разглядеть всемирно известный шедевр. Полотно В. Васнецова - поистине одно из самых замечательных творений русских художников.

Сочинение по картине Васнецова Богатыри

Васнецов « Богатыри» 7 класс

План

1.В. М. Васнецов - великий русский художник.

2.Три молодца - три богатыря.

3.Былинный герой - Илья Муромец.

4.Мудрый Добрыня.

5.Смелый Алеша Попович.

6.Неповторимость русской природы.

По праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет. Не является исключением и картина « Богатыри».

На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем - это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.

В центре картины - Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге - он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.

По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь - верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.

Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.

Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как - будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.

Сочинение по картине Васнецова « Богатыри» 4 класс

План

1.Картина Васнецова - историческое достояние.

2.Грозный Илья Муромец.

3.Благородный Добрыня.

4.Романтичный Алеша.

5.Природа матушки Руси.

Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи.

Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.

Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.

Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.

Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.

Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.


Сочинение по картине Васнецова богатыри 3 класс

План

1.В.М. Васнецов и « Богатыри»

2.Три богатыря

3.Защитники родины

В. М. Васнецов любил народные сказания, сюжеты их передавал в своих картинах. Его произведения запоминаются на долгие годы.

У каждого из них свое оружие. У Ильи палица и огромное копье, у Добрыни меч, который он уже почти достал из ножен, у Алеши лук и стрелы, он непревзойденный стрелок. Еще он играет на гуслях на отдыхе. Происхождение у них разное, но они одинаково готовы бесстрашно броситься на бой с врагами.

Сочинение по картине Васнецова богатыри 6 класс

План

1.Неповторимая картина Васнецова.

3.Могучие всадники.

4.Кони богатырей

5.Пейзаж

Великий русский мастер кисти Васнецов написал удивительную и неповторимую картину, которая вызывает восхищение у зрителей и в наши дни. Ей предоставлено почетное место на стене Третьяковской галереи.

На картине мы видим трех защитников отечества, трех богатырей матушки Руси. Сразу видно отношение автора к своим героям. Он восхищался своими героями и изобразил их сильными и непобедимыми.

Илья грозен и могуч своей крестьянской силой. Он выставил вперед свое копье, которое настолько огромное, что справиться с ним под силу только ему. Справа от него расположился потомок княжеского рода Добрыня, одет дорого и изыскано, даже сбруя у его коня с золотыми украшениями. По другую сторону Алеша Попович, он юн, но это не говорит о том, что он слабее. Ему присуща удаль и хитрость к тому же он отличный стрелок. Держит в руках лук и стрелу. Его выстрел точно поражает врага. Он мастерски играет на гуслях в редкие минуты отдыха.

Кони нарисованы в соответствии с характерами своих хозяев. У Ильи конь - тяжеловес, вороной масти. У Добрыни - красивый, белый с золотистой гривой, с умным настороженным взглядом. У Поповича конь рыжей масти с шелковистой золотой гривой, он игрив и быстр как стрелы Алеши.

Пейзаж соответствует обстановке напряженного ожидания. Ковыль колышется от ветра. На фоне гор выделяется пасмурное небо с грозовыми облаками. Стоя у полотна, мы ощущаем, как велика и прекрасна Русь. Родина может гордится своими защитниками.

На картине Виктора Васнецова «Богатыри» изображены три русских богатыря, о которых складывали былины на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Герои земли русской запечатлены, судя по всему, в момент, когда, обходя дозором границы, они остановились, чтобы осмотреться. За их могучими спинами, над холмами, собираются тучи, олицетворяя угрозу со стороны врагов. Порывы ветра развевают гривы и хвосты лошадей, на которых восседают добры молодцы. В природе чувствуется тревожное ожидание. Чувствуется тревога и во взглядах двоих богатырей, Ильи и Добрыни.

Герои русских эпосов, былин – люди выдуманные. Но они очень похожи на людей обычных, они не великаны и не монстры, у них в руках нет никаких спасительных волшебных предметов, а только обычное оружие. Наши богатыри олицетворяют лучшие качества русского народа: его патриотизм, готовность к любым испытаниям, мужество и волю к победе. А то, что героев трое, должно говорить о том, что только вместе можно одолеть любого противника. Несмотря на то, что каждый из героев способен справиться с кем угодно, и об этом как раз говорится в былинах, все-таки художник показывает, что сила наша – в единстве.

Илья Муромец – главный среди троих. Он вышел из народа, из крестьянской семьи. Тридцать лет и три года накапливал он силищу свою богатырскую. За его плечами – огромный опыт и славные победы. Он уже не молод, но полон сил. Он мудр, как старец. Решителен, непобедим. Илья широк в плечах, а весу в нем – гораздо больше 100 килограммов. От сурового взгляда Муромца любой задрожит. Зорко вглядывается он в даль. Он вооружен тяжелой булавой и копьем. Крепко сидит он в седле на вороном коне-тяжеловозе. На нем простая кольчуга и островерхий шлем.

Его брат по оружию Добрыня Никитич тоже обладает недюжинной силой. Он тоже не знает поражений, тоже наделен мужеством и храбростью, но происхождением он отличается от Муромца. Добрыня – княжеский сын. Его кольчуга, щит и меч выдают богатое происхождение. Конь у него белой масти, это тоже признак благородного происхождения седока.

А Алеша Попович – из духовного сословия. Он самый молодой из богатырей, у него даже еще нет бороды. Его взгляд – это взгляд юноши, а не закаленного боями воина. Однако и он, облаченный в сияющие латы и вооруженный луком и стрелами, в бою храбр и искусен. Кроме того, он смекалист и хитер. Рыжий конь Алеши, видимо, так же горяч, как его хозяин.

Богатыри у Васнецова все разные – и по происхождению, и по характеру, и по одежде, и по вооружению, даже кони у них разной масти. Мне кажется, художник намеренно это подчеркнул. Возможно, он хотел показать, что какими бы разными ни были русские люди, у них есть качества, которые их объединяют: это их любовь к родине, их сила и стойкость, особенно в тяжелую для страны годину.

Глядя на богатырей, можно быть абсолютно уверенными в том, что защита Отечества – в надежных руках.